Памятник в виде двух писающих мужчин. В праге знают о том, что и кому надо натереть для исполнения желаний

Ничто так не добавляет изюминку городу, как наличие в нем скульптур и памятников. Отчасти благодаря им мы запоминаем города, ведь бывают исторические, смешные, уродливые, и необычные скульптуры. В сегодняшней статье мы прогуляемся по Праге в поисках таких скульптур.

Про некоторые необычные скульптуры Праги, большинство которых создал чешский скульптор Давид Черный, я уже писал в посте " ". Сегодня наступила очередь написать про скульптуры, которые не вошли в тот список.

Во время прогулки по Праге вы обнаружите громадное количество скульптур самых разнообразных стилей, которыми украшают фонтаны, мосты, фасады зданий или магазины. Но туристам не особо интересно разглядывать скульптуры и монументы, посвященные известным историческим личностям, разве что это не Статуя Свободы, поэтому отправляемся искать самые причудливые творения.

1. Жутковатая сюрреалистичная скульптура под названием «Плащ Совести» или «Командор», установленная у Сословного театра в память о премьере оперы Моцарта «Дон Жуан» в 1787 году. Под плащом вы не увидите ни тела, ни лица героя. Адрес скульптуры: Železná ulice / Ovocný trh, Prague.

2. Скульптура писателя Кафки в самом центре Праги на улице Dušní рядом с испанской синагогой. Место установки скульптуры было выбрано не случайно: на этой улице Кафка жил со своей семьей. Высота статуи — 375 сантиметров, вес — 800 килограмм. Вообще эта скульптура олицетворяет произведение «Описание одной борьбы». Адрес скульптуры: Dušní 141/12, Prague.

3. Чехи раньше верили во всяких монстров, чудищ, в том числе и в водяных. Есть легенда, согласно которой водяной может появляться в нескольких местах Праги, одно из них - это пражская Венеция, которая находится на канале Чертовка у водяной мельницы недалеко от моста влюбленных. Поэтому тут и решили установить скульптуру Водяной (Kabourek). Эту статую создал скульптор Josef Nálepa — один из немногих, кто сделал портрет Сальвадора Дали. Адрес скульптуры: Hroznová 489/3, Prague.

4. Мемориальная скульптура в честь работы брокера сэра Николаса Уинтона (Sir Nicholas George Winton), который накануне Второй мировой войны помог спасти 669 детей, вывозя их из оккупированной немцами Чехословакии в Великобританию. Сэр 49 лет хранил эту тайну. Скульптура находится в здании главного вокзала в Праге по адресу Wilsonova 300/8, Prague, платформа №1.

5. Прогуливаясь по узеньким улочкам Праги в районе Климентинума, можно заметить девочку, которая сидит на карнизе дома и держит в руках бумажную ласточку (Vlaštovka). Эта композиция олицетворяет мир во всем мире. Адрес скульптуры: Mariánské náměstí 5, Prague.

6. Инсталляция из 34 желтых пингвинов на Влтаве называется "Марш пингвинов через реку Влтаву". Пингвины светятся ночью! Они сделаны из переработанных пластиковых бутылок и как бы намекают, что нужно заботиться об окружающей среде.

7. Чехи очень любят животных, поэтому нет ничего удивительного, что в городе встречаются скульптуры животных, например, этот фонтан - тюлень. Скульптуру можно обнаружить, если спускаться с через сад Кинского (Kinského zahrada).

8. Во время прогулки можно встретить фонтан с лошадьми.

9. Такими куклами украшен вход то ли в музей кукол марионеток, то ли в кукольный театр.

10. У всех домов в центре Праги есть история, уходящая в Средневековье, поэтому не удивительно, что на многих домах есть разные знаки и украшения.

11. Я думаю, что многие знают популярный чешский мультик про крота, но в Чехии есть и другие известные детские герои - это Спейбл и Гурвинек (Spejbl a Hurvínek). Это деревянные куклы, которые стали главными персонажами одного из первых профессиональных кукольных театров в мире. А эта лавочка со Спейблом и Гурвинком стоит у одноименного театра по адресу: Dejvická 38, Prague.

12. Теперь перейдем к неприличностям. На фотографии вы видите скульптуру обнаженного мальчика, с которым любят фотографироваться туристы, держа его за неприличное место. Адрес скульптуры: Jiřská 4, Praha, Czech Republic (перед входом в музей игрушек).

13. Перед отелем Inter Continental (Pařížská 30, Prague) стоит детище чешской скульпторши Леа Вивот (Lea Vivot), которая сейчас живет в Канаде. Скульптура называется "Grapes of Passions" и на ней красуется надпись «Бронза — зеркало форм. Вино — зеркало сердца».

14. Леа Вивот создала и другие скульптуры в Праге. Например, у O2 Arena по адресу Českomoravská 2345/17, Prague стоит скульптура с хоккеистом, конькобежцем и блондинкой. Называется произведение «Наша жизнь — игра», но чехи предпочитают другие названия: «Конькобежец» или «Красавица и Чудовище».

15. Скульптуры представительниц древней профессии есть как минимум в Амстердаме, Братиславе, Осло, ну и такая же скульптура была в Праге до тех пор пока борцы за пристойность не потребовали её убрать. Эту лавочку порока (The Bench of Vice, Lavička neřesti) убрали, но фотографии этой композиции продолжают бродить по интернету.

16. В отдаленном районе Праги, который называется Стодульки, есть красная скульптура голой девушки. Скульптура появилась во время коммунизма, который принесли сами знаете кто в Чехословакию. В тот период времени из фонда каждого здания должна была взиматься сумма 1-4% на искусство. Скульптор же этим произведением наверняка хотел показать, что было много пролито крови, зато искусство нам необходимо. Адрес скульптуры: Kovářova 64/28, Prague.

О красоте Старой Праги и её многочисленных исторических памятниках известно всем. А что можно сказать о современных произведениях искусства в чешской столице? Какие необычные арт-объекты есть в Праге и где их можно увидеть.

На выставках и в пражских музеях есть немало модерновых экспонатов, но мы рассмотрим произведения искусства, которые находятся под открытым небом. Поговорим о современных памятниках на улицах Праги. Из десяти самых популярных уличных статуй семь работ выполнены скандально известным скульптором Давидом Черны (David Černý).

«Конь» (Kůň), 1999 г.

“Младенцы” на телебашне

Десять гигантских «негритят» – по 3,5 м каждый – установлены на здании пражского района Жижков. Чёрные, блестящие и безликие ползающие младенцы были изготовлены скульптором ещё в 90-е годы, однако подходящего места для размещения не находилось. В 2000 году Прагу объявили европейским центром культуры. В честь такого события Черны, который в то время жил на Жижкове, расположил «малышей» на телебашне. Целых полтора года он выбирал определённое место для каждой фигуры.

Далеко не всем жителям и гостям Праги понравились «Babies». На одном известном туристическом портале Чехии в 2009 году Жижковскую телевышку с «младенцами» назвали вторым самым безобразным в мире строением. Башня находится по адресу: Прага 3 – Жижков; Mahlerovy sady 2699/1.

Трое похожих бронзовых младенцев установлены на острове .

«Писающие мужчины» в исполнении Черны, 2004 г.

«Писающих мальчиков» в роли фонтанов видели многие, и публику этим не удивишь. Давид Черны пошёл ещё дальше. У него писают мужчины (Čurající fontána) – манекены вполне зрелых мужей, высотой по 210 см каждая, контролируемые электронным устройством, которое позволяет вращать бедрами и поднимать пенис так, что поток воды на поверхности озера в форме Чешской Республике пишет письма. Выполняя привычную «работу», мужчин необычным способом цитируют знаменитостей. «Творчество» этих оригинальных фонтанов можно заказывать по предоплате, отправив на номер +420 724 370 770 соответствующее SMS. И нужная фраза будет (буквально!) «написана».

Фонтаны находятся во внутреннем дворе .
Адрес: Прага – 1; Cihelná 2.

«Подвешенный» (Viselec), 1999 г.

В данном случае Черны «подвесил» статую Зигмунда Фрейда на высоту 220 см. Несчастная скульптура именитого психолога свисает с крыши на одной руке (Socha Sigmunda Freuda visícího za jednu ruku) на Гусовой (Husovа) улицей. Эта фигура неоднократно бывала на разных выставках мира. В 2007 году она выставлялась в Чикаго. Там работа Давида Черны наделала немало переполоха. В темноте реалистичную фигуру приняли за человека, попавшего в беду, и пытались вызвать к нему спасателей.

«Куда идешь?» (Quo vadis?), 1990 год.

Скульптура автомобиля «трабант» (Trabant), шагающего на человеческих ногах, посвящается беженцам из бывшей ГДР. Перед падением Берлинской стены восточные немцы на своих «трабантах» массово бежали в Прагу (чешская виза им не требовалась). Свои машины эти люди бросали возле посольства ФРГ и шли просить политического убежища. В парке немецкого посольства, что во дворце Лобковиц (Lobkovickém paláci) в Праге, установлен с 2001 года этот забавный памятник.

Автомобили на фасаде «MeetFactory»

Два красных автомобиля – украшение культурного центра MeetFactory

MeetFactory – это здание студии Давида Черны – многофункциональный культурный центр. На его фасаде вертикально подвешены ещё два красных автомобиля. Студия находится в здании бывшего железнодорожного депо в районе Смихов.
Адрес: Прага 5; Ke sklarne 15.

«Подхалимаж» или «Brown-nosing»

Англоязычная игра слов «Brown-nosing» понятна большинству людей без объяснений. Эта инсталляция установлена в галерее Futura (на выставке современного искусства). Две огромные голые статуи (вернее, их нижние части) стоят, наклонившись под прямым углом. Поднявшись по лестнице, можно заглянуть каждой фигуре в… самую сущность. Там, внутри, находится видео с Вацлавом Клаусом и Миланом Книжаком. Видные деятели политики и культуры там едят кашу!

Галерея находится по адресу: Прага 5; Holečkova 49.

Шестиметровое изваяние стула стоит у входа в музей «Jana a Medy Mládkových». Магдаленой Етеловой – чешским скульптором в 1980-е годы была создана четырёхметровая скульптура. Она была установлена на шлюзе реки Влтавы и однажды разрушилась от наводнения. В Изобразительно-промышленной школе, в 2003 году, сделали новую – шестиметровую версию «Стула». Установили её в том же месте. Она весит 8 тонн, и подъём воды ей больше не повредит.

«Пингвины» на Re-Evolution

Фигурки пингвинов – это часть выставки Re-Evolution, принадлежащей (проект арт-группы Cracking Art Group). Изготовлены они из переработанных пластиковых бутылок и стоят у реки, возле уже известного нам «Стула». Ночью строй из 34 желтых пингвинов (žlutých tučňáků) подсвечивается. Это очень красиво!

«Жертвы коммунизма»

Мемориал «Жертвы коммунизма» (Pomník obětem komunismu) открыт возле на улице Újezd в 2002 году. Авторы: скульптор О. Зубек; архитекторы: З. Хользел и Я. Керел.

Этот мемориал из семи статуй олицетворяет несокрушимых политзаключённых времён коммунистического правления 1948-1989 гг. Худые, почти бесплотные фигуры скорбно шагают по лестнице и как будто исчезают в пространстве. В центре памятника есть бронзовая табличка. В ней указано число жертв коммунистического режима.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

О знаменитой скульптуре «Писающий мальчик», установленной неподалеку от площади Гран-Палас в Брюсселе, известно, пожалуй, каждому туристу. А знаете ли вы, что в чешской столице находится его «конкурент»? Точнее, даже два. Речь о памятнике писающим мужчинам, установленном во дворе Музея Франца Кафки, что находится в Малой Стране, по левую сторону от Карлова моста (расстояние между ними не более 50 метров). Автором оригинальной работы является , популярный у себя на родине и за рубежом художник и скульптор.

Скульптурная композиция в виде фонтана установлена прямо напротив , где, к слову, хранятся личный дневник писателя, письма, фотографии и его книги. Выглядит она так: двое отлитых из бронзы мужчин стоят друг против друга и справляют малую нужду. Делают они это, разумеется, не на дорожное покрытие, а в неглубокий резервуар. Если вы подумали, что он обычный, как у других фонтанов, то ошиблись: форма резервуара напоминает… очертания территории Чешской Республики. Гости города на Влтаве, впервые увидевшие композицию, восторженно восклицают: «Это надо же было до такого додуматься!» И тут есть чему удивиться и чем восхититься, потому что такие памятники в Праге увидишь не повсеместно, а лишь в некоторых местах.

Прага наполнена различными памятниками, в том числе необычными и странными. Начну с приятного нашему глазу - с грибов

Это необычная «выставка» молодого чешского художника Михала Трпака (Michal Trpak) на маленькой площади Профсоюзов (odboru) в Праге. Композиция с 6-метровыми грибами «Псилоцибин» находится перед зданием гостиницы («Дом мозаики»).

Мужчина, сидящий над входом в здание, называется «Мыслитель» (чеш. Myslitel, Thinker). А вокруг летают на зонтиках счастливые люди - женщины и мужчины.

Это вид с площади Профсоюзов на короткую Профсоюзную улочку, выходящую к Новоместской ратуше.

Мужчина - один из летающих людей.

Вся инсталляция называется «Ожидание счастья» (Looking for Happiness, 2013г.). Очевидно путем поедания «magic moshrum». Говорят, что парящие в воздухе люди задуманы для обозначения финансового кризиса…

Интернет-обзор. У М.Трпака много выставок с «Мыслителями» или парящими людьми под названием «Легкие сомнения» («Slight Uncertainty»), как намек на финансовый кризис. Кроме этого у него есть несколько скульптурных композиций и памятников: «Торнадо» («Tornado», 2005г. - №5), скульптура необычных розовых животных - «Нежность» (чеш. «Mazlici», 2014г. - №1) или памятник дырявой головы, установленный на родине художника в Будеёвице - «Мысленная интуиция» («Mental Insight», 2012г. - №2), памятник «Гуманоиды» («Humanoids», 2009г., один из вариантов установлен где-то в нашей Сибири - №4) или памятник «Напоминание» («Memento», 2014г. - №3). Одна из последних работ - философская скульптура с картиной «Уход в реальность» («Escape into reality» - №6).

Еще есть летящие люди на улице Длинной (dlouha) в северной части Старого Города.

Следуя дальше по Длинной (dlouha) улице неизбежно наткнешься на большую женщину. Но вид ее у зрителей, как правило, вызывает смешанные чувства. Это работа более известного, чем Трпак, авангардиста Давида Черны (David Cerny).

Композиция высотой 6,5 метров называется «В утробе матери» и является частью коллекции галереи современного искусства. Красиво лишь то, что нержавеющая сталь разноцветно отражает свет при изменении освещения.

Одна из самых известных композиций скандального Д.Черны - «Piss-Кирпичный завод Гергета» (2004г.) установлена во дворе музея Кафки. Два бронзовых мужика выписывают (вот, наконец, совпали воедино оба значения этого слова) узоры и тексты на водной глади фонтана. Водоем в точности повторяет очертания границ Чехии (см. контур вверху слева). Т.е. они попросту залили страну своей мочой, - удивительный патриотизм!

Туристы, конечно, не могут удержаться, чтобы не потрогать двигающийся орган чуваков, ибо в простонародье композицию называют просто «Два писающих чувака» («Two Peeing Guys»).

Этот юноша тоже не избежал рук туристов и блестит в самом интересном месте. Он установлен во дворе информационного центра в Вышеграде (на фоне остатков старинных готических ворот). Ну, и в этом же дворе - «дом чешских детей».

Это памятник Святому Вацлаву (авт.Йозеф Мысльбек) на Вацлавской площади - длинной, похожей на широкий бульвар. Так вот, вдали, на другом конце площади Д.Черны установил скульптуру «Конь» (1999): Вацлав сидит на брюхе своего перевернутого мертвого коня. По замыслу автора (?) это отражало то ли политическое состояние Чехии, то ли надсмешку над самим Вацлавом.

Интернет-обзор. В настоящее время «Конь» (№2) находится в пассаже «Луцерна» Праги. Одной из первых акций молодого Черны была перекраска в розовый цвет памятника освободителям Праги - советского танка (№1), сейчас он находится в военном музее г.Лешаны. Скульптура «Подвешенный» (Hanging Out, - №3) изображает фигуру Зигмунда Фрейда в натуральную величину. Ползающие «Младенцы» (Crawling Babies, 2000г. - №4) по Жижковской телебашне на востоке города. Перфоманс фиолетовый «Фак» («Fuck the KSCM», 2002г. - №5) - неприличный жест, как отношение к компартии Чехии. Во дворе галереи Современного исскуства FUTURA установлена инсталляция из двух задниц (2003г. - №6). Поднявшись по лестнице и заглянув внутрь, можно увидеть гнусное видео про политиков. Ну, есть еще неприличные скульптуры и замыслы у Давида, которые я не хотел бы здесь приводить… Вот такое высокое искусство…Кстати, он в 2000 году получил Премию им. Йиндржиха Халупецкого для молодых художников. Да и наша российская история имеет примеры аналогичных награждений.

Еще группа голых мужчин - Мемориал жертвам коммунизма у основания Петржинского (Petrín) холма (чеш. Pomnik obetem komunismu, 2002г.). Ничего плохого про этот удачный памятник сказать не могу. Жалко только, что женщин среди жертв не оказалось… Это все и есть авангард в искусстве, в эстетике которого я, видимо, что-то не понимаю.

Скульптура Кабурека

Городская скульптура – неотъемлемая часть любого большого города. В Праге она очень разная: от монументальных памятников до забавных небольших скульптур. Одна из последних – скульптура Кабурека, чешского водяного на острове Кампа.

В легендах старой Праги Кабурек занимает свое особое место. Он отличается от, например, русского водяного, который, как хозяин вод, редко появлялся на суше и часто утаскивал к себе в подводное царство кого-нибудь для собственного развлечения. Кабурек – водяной добрый. Больше всего на свете он любит пиво и красивых девушек, причем предпочитает бутылочное.

Легенда рассказывает, что в жизни водяной был обычным горожанином. Как и весь рабочий люд, любил Кабурек пропустить кружку-другую пива вечером после трудового дня. Возвращаясь домой, он упал в воды Чертовки и утонул. С тех пор бродит по Кампе миролюбивая нечистая сила, заходит в пражские пивные и проводит время среди горожан.

В свободное от посещений пивных время Кабурек собирает души утопленников в глиняные горшочки на дне в своем обиталище. Кстати гончар, у которого Кабурек берет горшки, тоже пользовался доброй славой.

Кабурек любит хорошее пиво, и если он появляется в пивной часто, то это большая честь для хозяина: в плохое заведение Кабурек не пойдет. Чтобы водяной чувствовал себя в заведении комфортно, хозяин ставил в углу бадью с водой: у Кабурека всегда должны были быть ноги и полы сюртука в воде.

Спугнули его дары цивилизации и технического прогресса. Как только в пражских пивных стали появляться граммофоны, потом музыкальные центры или, того хуже, телевизоры, Кабурек перестал появляться здесь. Бродит иногда по Кампе человек во влажном сюртуке, у прохожих просит бутылочку пива и дарит им свежую рыбу в благодарность.

Скульптор Йозеф Налепа решил запечатлеть забавного жителя острова и изваял статую Кабурека. Сидит он на колесе старой мельницы в позе мыслителя, покуривает трубочку, внимательно-задумчиво смотрит на воду, а может быть, в вечность. Такой водяной-философ, по-человечески понятный, со своими пристрастиями и слабостями, словом, с душой.

Статуя водяного на Кампе находится возле моста Влюбленных. На мосту совсем недавно появились замочки: каждая влюбленная пара считает своим долгом закрепить таким образом свой союз. Из-за этого скульптуру Кабурека часто не видно. Только приглядевшись, можно увидеть человечка в шапке и зеленом сюртуке, который присел рядом с речкой поразмышлять о смысле человеческой жизни.

Скульптура «Плащ совести» или «Пустой плащ»

У входа в старинный пражский Сословный театр гостей поджидает необычный привратник. На пьедестале восседает закутанная в плащ фигура. Но это вовсе не трюки уличных артистов! Если приглядеться, то мурашки поползут по спине - под бронзовыми складками плаща никого нет...

Табличка под скульптурой поясняет: статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году именно в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром. В наши дни это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, стены которого лицезрели великого австрийского композитора. Ходили слухи, что Моцарт консультировался в Праге с легендарным сердцеедом Джакомо Казановой, ставшим прототипом Дона Жуана.

Знаменитая драма, завязкой которой стала дуэль распутного повесы и севильского вельможи, вдохновила не одно поколение деятелей культуры и известна нам, прежде всего, по пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость». Отец, стремясь защитить честь дочери от поругания, пал жертвой Дона Жуана, но вернулся с того света в виде надгробной статуи, чтобы отомстить убийце. Мятежный бестелесный дух Командора, активно вмешавшийся в дела смертных, стал источником вдохновения для чешского скульптора Анны Хроми, автора статуи возле Сословного театра.

Авторский замысел гораздо шире и не ограничивается духом мщения. С юности увлекавшаяся творчеством сюрреалистов, Анна Хроми разработала целую концепцию «Плащей совести». Пустоту, обрамленную плащом, она трактует, как нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Ими может быть любовь, творческое наследие, мстительность, обида... Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора.

Творческая идея была воплощена в цикле идентичных мраморных скульптур возле кафедрального собора Зальцбурга, перед Сословным театром в Праге, перед средневековой церковью Св. Северина на фрисландском острове Силт, в Королевском дворце князей Монако и около Национального археологического музея в Афинах, где в 2007 году прошла выставка работ Хроми.

Проект длился с 2005 по 2011 год и вызвал огромный интерес как у простых обывателей, так у знаменитостей. Персональные копии «Плаща» приобрели римские папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, певец Андреа Бочелли, семьи итальянских бизнесменов Ферреро и Феррагамо.

В 2010 году Хроми создала юбилейную коллекцию «Плащ для мира» со статуями, выкрашенными в геральдические цвета 200 стран мира. По идее автора под плащом оказались неуловимый национальный менталитет каждого народа и дружеские чувства, объединяющие их в человечество.

Таким образом, каждый волен наполнить содержимое плаща любыми эмоциями, что делает эту скульптуру универсальным отображением безграничной человеческой души.

Скульптура «Младенцы» в Праге

В 2000 году на телевизионной башне Жижкова в Праге была размещена скульптурная композиция огромных (длиной около 3,5 метров) безликих младенцев, которые ползут на большой высоте вниз и вверх по стенам этого здания. Появление этих инопланетных младенцев на скучной телевизионной башне, которая напоминает о коммунистическом прошлом города, превратило ее в одно из самых известных и популярных объектов Праги у туристов.

Зимой в 2000 – 2001 году власти города решили демонтировать фигуры малышей, поскольку крепеж их не был рассчитан на дополнительную массу снега. Но местные жители уже успели полюбить здание телебашни в ее новом обновленном облике, а потому встали на защиту скульптуры. Городская администрация пошла навстречу горожанам и, после улучшения системы крепежей, «Младенцы» вновь вернулись на свое место. Скульптор очень тщательно выбирал месторасположение каждого своего «подопечного», но до сих пор остается недоволен расположением одного из них.

Гигантские младенцы были задуманы Давидом Черным еще в 1994 году, тогда он жил Нью-Йорке. Изначально композиция скульптур предназначалась музею современного искусства в Чикаго. Но этот музей не смог найти денег на инсталляцию, а потому фигуры несколько лет кочевали по разнообразным выставкам.

Младенцы в парке Кампа

В 2008 году в парке Кампа возле музея «поселилось» еще три гигантских черных малыша со штрих-кодами вместо лиц. Скульптуры отлиты в бронзе, каждая, как и ее «жижковский брат», по 3,5 метра длиной, а высотой около 2,5. Вес каждого малыша 100 кг. Скульптурная композиция «Младенцы» пользуется огромной популярностью у туристов и является одной из наиболее значимых инсталляций открытой части музея на Кампе.

Здесь каждый желающий может рассмотреть их поближе, сфотографировать и даже залезть на известных малышей.

Все скульптурные композиции Давида Черного имеют скрытый смысл. Вот и «Младенцы» тоже. Малыши без лиц выражают протест скульптора против абортов.

Скульптура «Висящий человек» в Праге

У случайного прохожего на Гусовой улице может от неожиданности екнуть сердце: на стальной мачте, торчащей с крыши одного из дома, болтается человек! Кто это? Висельник-самоубийца или попавший в беду человек?! Случается и так, что взволнованные туристы вызывают полицейских или пожарных. Что ж, на подобное внимание к своему детищу и рассчитывал скульптор-провокатор Давид Черный (David Cerný), подвесивший в 1997 году скульптурное изваяние человека, держащегося рукой за балку, на пражской улице. Произведение было приурочено к выставке «Респект 97».

Уникальная скульптура высотой в 220 см – одно из многих творений всемирного известного чешского скульптора в Праге. Неизменно эпатирующий и часто раздражающий сограждан своими работами Черный заработал тем не менее международное признание. Скульптура «висящего человека» («Viselec») объездила мир и была «вывешена» на Чешском культурном центре в Берлин, на Национальном театре и на посольстве Чешской Республики в Лондоне и многих других. На выставке в Чикаго в 2007 году даже приключился казус с полицией, приехавшей «спасать» потенциального самоубийцу.

Но неужели «висящий человек» был создан только с целью вызвать испуг? Некоторые чешские обыватели, да и другие представители бывшего Восточного Блока, находят портретное сходство скульптуры с Владимиром Лениным и видят в работе политическую сатиру на приказавший долго жить коммунистический рай. Однако сам скульптор утверждает, что фигура олицетворяет австрийского отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Уцепившийся одной рукой за спасительную балку профессор как бы завис над пропастью Бессознательного, в которое он одним из первым заглянул на стыке XIX и XX веков. Продолжая игру с публикой, Черный предлагает и другое, более скандальное, толкование: скульптура символизирует оторванность интеллигенции от простого народа, которому чужды дебри психоанализа. Провокация удалась на славу: интерес к произведению не угасает, и предлагаемые трактовки позволяют современным психоаналитикам заглянуть в потайные уголки сознания толкователей.

Скульптура «Перевернутый Конь»

Какими только эпитетами не называют доброжелатели скульптуру «Перевернутый Конь» и ее автора Давида Черного. Одно бесспорно: этот шедевр создал поистине уникальный скульптор, в работах которого удивительно переплелись тонкий юмор, политическая и социальная сатира, провокационность и недюжинный талант.

Перевернутый Конь – пародийная копия конной статуи Святого Вацлава, одного из особо почитаемых в Чехии святых.

В 1999 году на Вацлавской площади был установлен новый Вацлав, исполненный Давидом Черным: скульптурный святой, невозмутимо восседающий на перевернутом, подвешенном за ноги, мертвом коне со свисающим изо рта языком.

Изначально предполагалось установить работу в главном здании чешской почты, но руководство отвергло этот вариант и скульптуру разместили с противоположной стороны площади, в нижнем ее конце, напротив своего прототипа. Через небольшой промежуток времени памятник перенесли в торговый пассаж «Люцерна», что на Водичковой улице.

Хозяйкой дворца Люцерн был предложен вариант установки «Коня» под куполом галереи пассажа. И вплоть до сегодняшнего дня огромная фигура перевернутой и подвешенной за ноги лошади – высота памятника около 5 метров, а длина около 3 – свисает из-под купола торгового центра.

Интересно, что язык, свисающий изо рта мертвого коня, постоянно меняет цвет. С чем это связано? Его приходиться часто реставрировать, потому что с завидной периодичностью лошадь остается без языка.

Бывает, это хулиганит местная молодежь, хвастаясь перед сверстниками оторванным кусочком – это в молодежной среде считается своего рода подвигом, бывает, туристы похищают на память частичку уникального произведения, а подобрать материал для нового языка по цвету очень сложно.

Экскурсоводам нравится приводить туристов в торговый центр и рассказывать о перевернутом коне и периодических похищениях языка.

Скульптура «Стул на Влатве»

Скульптура «Стул на Влатве» является частью экспозиции музея современного искусства, расположенного на острове Кампа. Скульптура представляет собой действительно огромный стул с погнутой ножкой. Кстати, идейный замысел скульптора до сих пор не известен. По этому поводу идет много споров и существует много домыслов, каждый желающий может выдвинуть свою версию, какой бы безумной она не казалась.

В 1980-е годы чешский скульптор Магдалена Етелова создала четырехметровую скульптуру стула. Только в 2002 году она увидела свет и была представлена на суд публике. Скульптуру установили на шлюзе реки Влатвы. Однако простояла она недолго, во время наводнения в июне волны реки смыли двухтонный стул с постамента. Скульптуру нашли более чем в 40 км ниже по реке. Гигантский стул был полностью разрушен водой. Восстановлению скульптура не подлежала.

Город не скоро оправился после этого крупного наводнения. Но местные жители успели полюбить эту немного странную скульптуру. Они отождествляют ее с музеем Кампа, считают этот стул символом современного искусства. Поэтому в 2003 году студенты-энтузиасты Изобразительно-промышленной школы построили современную версию, точную копию разрушенной скульптуры. Современный арт-объект получил название «Возвращение стула – 2». Скульптуру установили на прежнее место, так что она по-прежнему указывает путь к музею, являясь своеобразным маяком заведения.

Современный стул несколько «подрос», высота его составила 6 метров. А поскольку весит скульптура теперь 8 тонн, вместо 2, то и подъем воды ей больше не страшен. Новый стул сможет выдержать наводнение любой силы.

Скульптура «Стул на Влатве» органично вписывается в окружающий пейзаж, достойно выделяясь на фоне других арт-объектов экспозиции музея.

Скульптура Ласточка

Один из многих комплексов старинных зданий Праги Клементинум стал самым настоящим родителем небольшому, но очень интересному современному памятнику – скульптуре «Vlaštovka - Влаштьовка (Ласточка)» Магдалены Поплавской.

Эта скульптура имеет простую, но вместе с тем трогательную историю. Все произошло словно в какой-то странной сказке.

В одном из самых старых и красивых замков Клементинуме однажды проводили выставку дипломных работ студентов одной из художественно-промышленных школ Праги. На ней было представлено множество работ молодых авторов, среди которых была пластиковая скульптура, созданная обычной девушкой по имени Магдалена Поплавска. Это была статуя сидящей маленькой девочки, которая держала в руках фигурку, сложенную из бумаги. Каждый из посетителей видел в ее руках то самолетик, то журавлика, то ласточку.

По окончании экспозиции все студенты забрали свои работы, а девочка почему-то осталась забытой. После закрытия выставки по странному стечению обстоятельств она прижилась в замке на долгие годы. Потом кто-то посадил пластиковую девчушку на крышу одной из построек комплекса Клементинум, и она, свесив свои ножки, сидит на том здании до сих пор и словно наблюдает за прохожими, собираясь запустить в них фигуркой из бумаги.

Существует еще одна версия дальнейшего развития событий: люди рассказывают, что хозяйка этой работы вернулась и забрала девочку, но скульптура к тому времени настолько полюбилась пражанам, что они дружно потребовали ее вернуть, и девочка снова приехала в «отчий дом» Клементинума.

Туристы, которые смотрят на девочку, сидящую на крыше, часто путают фигурку с настоящим ребенком. Часто можно услышать восклицания и размышления о том, как же ребенок мог попасть на такую высоту, а иногда по этому поводу происходят нешуточные волнения.

Никто так точно и не понял, что же за фигурка находится в руках у ребенка. До сих пор все называют ее по-разному: самолетиком, ласточкой или журавликом. Позже местные жители Праги определились и ласково назвали скульптуру «Ласточка». Может быть потому, что именно ее им больше всего напоминала бумажная фигурка, но причиной вполне мог стать и тот факт, что сама девочка, бесстрашно расположившаяся на высоте более 4 метров, ассоциируется у горожан с этой отважной птичкой.

«Гармония или скульптура Молящегося»

Расположилась в Праге, на берегу реки Влтава.

Она воздвигнута в честь известного индийского философа-гуманиста, проповедника, художника, поэта и писателя Шри Чинмоя.

Еще в 12-летнем возрасте Шри Чинмой присоединился к духовному сообществу Шри Ауробиндо. С того момента вся его жизнь была посвящена изучению скрытых божественных сил с тем, чтобы раскрыть внутреннюю энергию и знания человека и сделать его лучше. Со своими последователями он приезжал во многие страны, неоднократно посещал Прагу.

В 2007 году Шри Чинмой ушел из жизни. Два года спустя во многих городах мира, в том числе в столице Чехии, появились монументы как дань памяти и уважения к его светлому учению.

Он был другом и учеником Шри Чинмоя. В своих интервью всегда подчеркивал, что стать скульптором ему помогла поддержка его духовного учителя.

Вдохновившись идеями и философским учением человека, мантры, ум и сердце которого были посвящены Миру и Вселенской Гармонии, в 2009 году Кайвалья создал в его честь монумент.

Рукотворное произведение, созданное человеком, без нарочитого эффекта, просто и естественно вписалось в природную среду, расположившись среди спокойной глади реки, неба и деревьев.

Мужская фигура человека, изображенного в полный рост и облаченного в традиционную индийскую одежду, запечатлена в момент медитации. Благообразное лицо проповедника не только строгое, но и доброе. Его поза спокойна и торжественна. А руки, сложенные в молитвенном жесте, - как знак сопричастности к Всевышнему Разуму, дающему всему живому смысл существования.

В 2013 году в Праге было наводнение, очень эффектно смотрелась скульптура, оцените сами.

Веря, что именно духовность, а не политика принесет в мир гармонию, Шри Чинмой написал полторы тысячи книг. Он создал музыку для медитации, картины и песни. Разработал уникальную программу - «Поднимая Мир Сердцем Единства». Ее цель – отмечать выдающиеся достижения людей в любой сфере деятельности, тем самым вдохновляя их и делая человечество более благодарным и совершенным.

Каждый день к памятнику Шри Чинмоя приходят сотни людей.

В эпоху, когда мир потерял свою устойчивость, а искусство утратило идеалы, фигура Молящегося предстаёт символом времени, таящем надежду и вселяющем веру в Добро и Разум.

Скульптура молящегося человека находится между Карловым мостом и мостом Легии прямо около музея Кампа.

Скульптура Франца Кафки

Скульптура Франца Кафки стоит вблизи от торгового центра Quadrio над станцией метро, которая называется Národní třída.

При строительстве статуи было учтено, чтобы она бесперебойно работала при обычной погоде в Праге. При сильном морозе либо снегопаде на статую одевается специальная «обертка».

С самого начала предполагалось, что на площади будет находиться произведение искусства. Инвесторы связались с Давидом Черным, у которого имелись три различных предложения, после чего был сделан выбор в пользу данной скульптуры.

Памятник Франца Кафки выполнен в виде гигантской головы из нержавеющей стали, высотой в 10 метров и весом 45 тонн. Она состоит из 42 вращающихся в разных направлениях дисков (сами диски весят 38 тонн, а остальной вес приходится на 1 километр электрических проводов). Диски имеют свойство трансформироваться в портрет Франца Кафки на несколько секунд, а потом скрывать его, обращаясь в зеркало, котором можно увидеть отражение близлежащих зданий. Небольшие зеркала расположены внизу скульптуры, которые выполняют ту же функцию - отображать окружение скульптуры. Максимальная скорость вращения каждого диска – 6 оборотов в минуту, скорость вращения регулируется удаленно (говорят, что сам Давид Черный, управляет скульптурой).

Такая необычная зеркальная скульптура Франца Кафки в Праге обошлась муниципалитету в 30 миллионов крон.

Давид Черный объяснил свою концепцию так: "Творчество Кафки оказало большое влияние на Прагу и, следовательно, голове принадлежит Торговый центр и центр Праги."

Франц Кафка - довольно известный во всем мире чешский писатель-сатирик. Возможно, скульптор хотел показать своим произведением многоликость, многогранность писателя.

Скульптура Три ведьмы ”полетухи”

Одной из cамых знаменитых и мистических скульптур в столице Чехии является парковая скульптура трех ведьм -«полетух», расположенная во Франтишканском саду, неподалеку от католического храма. Постамент трех ведьм-полетух – это образец классической французской парковой архитектуры. Он был выполнен известным скульптором и архитектором Йозефом Климешем.

Скульптура представляет собой трех каменных барышень, раскинувших руки и устремившихся друг за дружкой в ритуальном танце шабаша. О том, что скульптурные ведьмы именно танцуют, говорят их летящие одежды и убранные с лица волосы. Ведьмы-«полетухи» украшают постамент небольшого питьевого фонтана.

Прообраз скульптуры трех ведьм – летающие злые колдуньи, которых, по легендам, видели в этой местности около 100 лет назад.

Скульптурная композиция трех ведьм-«полетух» – необычна в своем исполнении. В отличие от других каменных статуй мистической тематики, она не наследует стилистику готики и не стремится подчеркнуть внешнее безобразие и ужас. Образы летящих ведьм, хотя и не слишком детализированы, все же – достаточно миролюбивы. На первый взгляд они совершенно безлики, лишены характера и похожи друг на друга. Однако, если присмотреться, выражение лица каждой из трех ведьм выражает определенную эмоцию.

Примечательно, что у изваяний, имеющих человеческое лицо, отсутствуют глаза. Но зато их лица украшают легкие улыбки, которыми скульптор, вероятно, хотел подчеркнуть иронию нахождения подобной скульптуры в столь религиозном месте, а также напрасные суеверия туристов.

С тыльной стороны все три каменные фигуры – полые. С помощью такого приема автор скульптурной композиции избавлялся от монументальности. Кроме того, игра света и тени на камне добавляет скульптуре выразительности и таким образом компенсирует отсутствие проработанных форм и черт лица фигур.

В Праге скульптура очень популярна, потому что в ночь с 30 апреля на 1 мая столица Чехии отмечает Вальпургиеву ночь, в программу празднования которой входит посещение фонтана трех ведьм-«полетух».

Скульптура «Подхалимство»

Одна из наиболее провокационных скульптур Давида Черного. Сатира, остроумие и откровенный злой юмор, выраженные в скульптуре, плещут через край, обнажая и высмеивая подхалимство как человеческий порок.

Иронизируя на тему угодничества и пресмыкательства одного человека перед другим, Давид Черный в 2003 году представил взору зрителей 2 белые фигуры пятиметровых обнажённых безголовых мужчин, упирающихся руками в бетонную стену. Мужчины наклонились к земле под углом 90º и являют миру самые нелицеприятные части своих тел, предназначенные явно не для поцелуев.

Таким провокационным образом Давид Черный максимально точно передаёт суть подхалимства, напрямую указывая, в чем именно оно выражается во взаимоотношениях между людьми. Отсутствие голов у статуй «мягко намекает» на глупость и умственную недалёкость подхалимов и тех, кто поддаётся воздействию их лести.

Примечательно, что безголовость фигур говорит не только об «отсутствии мозгов», а, следовательно, низком интеллектуальном развитии, но и об отсутствии лица. Казалось бы, очевидная вещь – нет головы, нет лица. Но и здесь прослеживается тонкая ирония Черны: подхалим безлик, он теряет свое лицо, уничтожает себя как личность.

Способ выражения мысли словно призван вызвать отвращение у наблюдателей к пороку и людям, им страдающим, ведь изображённое скульптором подхалимство воспринимается как нечто грязное и унизительное.

Однако сатира и «скульптурное злословие» автора не ограничиваются исключительно монументальным выражением мысли. В своей работе, помимо высмеивания духовных пороков, Давид Черный заключил и ядовитую политическую иронию. Ознакомиться с ее содержанием можно, поднявшись по специально установленной железной лестнице и заглянув в гиперболизированные анальные отверстия статуй, словно в клоаку политической жизни.

Вниманию взобравшегося по лестнице человека предстаёт без остановки повторяемое видео с Вацлавом Клаусом, экс-президентом Чехии, и Миланом Книжаком, известным чешским художником, скульптором, музыкантом и диссидентом. Сюжет видео прост и одновременно едок: Милан Книжек с особым усердием и старанием кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по подбородку бывшего президента Чехии и капающей на стол, и всё это под знаменитый трек Queen «We are the champions».

Если покопаться в истории, становится очевидным следующий факт. В течение своей жизни Давид Черный неоднократно выступал с критикой Вацлава Клауса, который занимал пост премьер-министра Чехии в период 1993 – 1997 годах, а позже в 2003 был избран президентом страны. Именно в 2003 году Черным была создана скульптура «Подхалимство». Совпадение ли?

«Памятник подхалимству» установлен в настоящем центре современного искусства Чехии – галерее Futura. Галерея, как и хранимые в её лоне скульптуры, резко отличается от себе подобных: Futura представляет собой отреставрированную фабрику, сохранившую дух индустриального прошлого.

Скульптура «Притча о черепе»

На Златой улочке, на территории Пражского града, размещена достаточно необычная, отлитая из бронзы, скульптура, название которой очень философское – «Притча о черепе». Хотя пражане считают, ей больше подойдет название «Смерть насилует жизнь».

Скульптура представляет собой человека, который находится в смиренной коленно-локтевой позе, на спине у него расположился громадный череп. Не менее интересна скульптура и сзади, здесь можно увидеть отполированные до блеска туристами мужские достоинства, скорее всего, к удаче. Вес этой скульптурной композиции превышает 500 кг.

Инсталляция изготовлена известным пражским скульптором-авангардистом Ярославом Рона в 1993 году. Он потратил на ее создание более 250 тысяч крон (приблизительно 8500 евро). Мастер получил мировое признание благодаря своей действительно уникальной работе «Памятник Францу Кафке». Он – художник, скульптор и график, автор удивительных эскизов к киноленте «Америка Франца Кафки», а также он является постоянным сценаристом театра «Sklep».

У каждого, увидевшего эту скульптуру, возникают противоречивые чувства. Огромный череп, подавляющий своей массой безликого человека, заставляет задуматься о, наверное, самом главном – что есть смерть. «Притча о черепе» еще раз напоминает, что ничто не вечно, и всему когда-то приходит конец. Скульптура показывает, насколько беспомощен человек перед смертью. Некоторые пражане также считают скульптурную композицию памятником узникам древней тюрьмы Далиборка, которые когда-то умерли в ее стенах. То есть, главной идеей этого шедевра, отлитого в бронзе, является напоминание о смерти. Хотя некую угнетенность от увиденного скрадывает традиция, придуманная туристами, потереть на счастье мужские достоинства.

Сам Ярослав Рон заявляет, что данная скульптурная композиция, как и многие другие его работы, посвящены Францу Кафке, а если выразиться точнее, его произведениям. Инсталляция очень точно олицетворяет черты и характер персонажей его произведений. Литературные сочинение Кафки пронизаны абсурдом и страхом перед враждебным внешним миром, высшими авторитетами, которые пробуждали в своих читателях соответствующие тревожные чувства. Сегодня подобную гамму чувств испытывает каждый, увидевший скульптуру «Притча о черепе». Расположение скульптуры не случайно. Ведь в одном из этих домов на Златой улочке жил когда-то Франц Кафка.

Памятник Францу Кафке в Праге

Один из пражских памятников выдающемуся писателю XX века, певцу абсурда Францу Кафке, расположился неподалеку от места его рождения, между Пражским еврейским музеем и костелом Святого Духа. В конце XIX века здесь находились ворота между районом отверженных – иудейским Йозефовым кварталом – и христианской Прагой. Мрачные мистические легенды, витавшие вокруг еврейского гетто, нашли отзвук в фантасмагорическом мире кафкианских произведений, которой, в свою очередь, служит источником вдохновения для художников настоящего.

Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной (Jaroslav Rónа) в 2003 году, часто включается в десятку самых необычных памятников мира. Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику. Кафка был вечным скитальцем в родном городе: творил на немецком языке, поскольку Чехия была частью Австро-Венгерской империи, сменил 13 съемных квартир, не получил признания при жизни... Можно только догадываться, знал ли он наверняка, куда держит путь.

Одна из версий восходит к рассказу Кафки «История одной борьбы», герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался к нему на плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в «чужой шкуре», герой новеллы избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого своя боль...

Другое предположение связано с пражскими мифами о Големе – глиняной кукле, которую раввин Леви волшебным образом оживил и сделал своим слугой. Под влиянием иррационального метафизического наследия Кафки оказались многие гуманитарии. Оно оказало огромное влияние на европейскую литературу и философскую мысль, исподволь «направляя» их.

Статую можно также воспринимать как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Ведь человек часто закован в свои привычки, как в костюм, и неадекватно оценивает происходящее вокруг. Более того, внешнее проявление должно подчиняться внутреннему, то есть человек должен быть способен управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Только тогда он обретает истинную свободу.

Некоторые усматривают в скульптуре Роны социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат, в котором чиновники равнозначны своим функциям. Тут не лишне вспомнить блистательный роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм отлично справляется с должностными обязанностями.

Такое обилие толкований вполне в духе книг писателя, которые затягивают, как омут, но при этом избегают прямых ответов на возникающие вопросы.

Скульптура London Booster

Знаменитый чешский скульптор Давид Черный давно известен всему миру благодаря своим необычным творениям. В них автор показывает мировые реалии в юмористическом, даже немного сатиричном свете. И вот, в 2012 году мир увидел новый шедевр знаменитого чеха – скульптуру London Booster.

Это произведение искусства находится на родине скульптора, в Праге, посмотреть на него может любой желающий. Достаточно посетить торговый центр Ходов, рядом с которым на одной из детских площадок и находится это творение. Оно представляет собой всем известный лондонский двухэтажный автобус с ягодицами, который отжимается от пола на двух гигантских руках. Сделаны эти руки из обрезков металлических труб, а внутри «спортсмена» скрыт электрический мотор, который приводит всю конструкцию в движение. Механизм оснащен мощной гидравликой, позволяющей поднимать автобус на большую высоту. Автор оставил транспортному средству традиционный красный цвет, но немного переоборудовал внутренний интерьер, а окна снабдил экранами, на которых транслируются видеоролики. Также зрители рассказывают, что при совершении упражнений «спортсмен» убедительно кряхтит и вздыхает, что придает ему еще большей натуралистичности. Посмотреть на это чудо можно каждый день с 15.00 до 15.30. Единственное условие, при котором спортсмен не работает – плохая погода (сильный дождь или снегопад).

Почему именно автобус? И почему мастер сотворил из него исполинских размеров спортсмена? Как объясняет сам Давид, такие автобусы являются визитной карточкой города. Само открытие инсталляции было приурочено к Олимпиаде в Лондоне, где, собственно и находилась скульптура на протяжении всей Олимпиады. Скульптор, вероятно, хотел создать некий символ для всех спортсменов.

Насчет вида упражнений автор скульптуры тоже имеет свои пояснения. Как говорит Черны, отжимания – это те упражнения, которые обязательны для исполнения в тренировочной программе любого спортсмена. Причем, это не зависит от вида спорта, весовой категории или половой принадлежности. Кроме того, отжимания – это способ улучшения дисциплины в армии, исправительных лагерях и тюрьмах.

Тема автомобилей в творчестве Давида встречается довольно часто. Ранее им были созданы скульптуры в виде автомобиля на четырех человеческих ногах и авто на фасаде Пражской галереи. А инсталляция London Booster продолжает удивлять тысячи туристов и по-прежнему сохраняет память об Олимпиаде. Творец надеялся, что механизм сохранит стойкость, по меньшей мере, до конца Олимпийских игр, но спортивный автобус превзошел все ожидания и прекрасно работает до сих пор.

Каждый день с 15:00 до 15:30 автобус приводится в действие, что приводит детей в полный восторг.

Скульптура «Эмбрион»

В Праге на углу ничем не примечательного здания нечто привлекает внимание абсолютно всех прохожих. Это нечто – скульптурная композиция скандально известного чешского скульптора Давида Черны, название которой «Эмбрион». Здание, сливная труба которого послужила пуповиной этой удивительной инсталляции, является театром Na Zabradli.

Давид Черны создал скульптуру, напоминающую человеческий зародыш, еще в 1996 году. Для ее изготовления он использовал три материала – металл, эпоксидную смолу и пластик. Внутрь инсталляции скульптор внедрил обычные светодиоды. Высота эмбриона 120 см.

Появление «Эмбриона» на водосточной трубе было приурочено к юбилею пражского театра Na Zabradli, а ему исполнилось 50 лет. Именно таким образом Давид Черны решил поздравить театральный коллектив. Эмбрион разместился на углу фасада дома, прилепившись к водосточной трубе, как инопланетное существо из фантастической киноленты, а произошло это 9 декабря 2008 года. Изготовление и размещение инсталляции Давид Черны провел за свой счет. Вот такой необычный подарок получил театр на свой «день рождения».
Эмбрион 2

Несмотря на то, что это абсолютно не противоречивая скульптура, а к тому же она прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и вполне органично смотрится на внешнем фасаде здания, скульптору все же пришлось выслушать множество критических замечаний в свой адрес. Многим она пришлась не по нраву.

После монтажа футуристического зародыша лицедеи, простые сотрудники и даже управление театра распределились на два враждующих лагеря. Одним скульптура понравилась и они довольны подарком, а другие требует ее немедленно демонтировать. Это противостояние, к сожалению, заметно и сцене, враждующие стороны с трудом сосуществуют здесь. Но пока эмбрион все еще находится на своем месте.

Несмотря на расхождения во мнениях горожан, это скульптура однозначно пользуется популярностью у туристов. Во-первых, этот «Эмбрион», по задумке скульптора, символизирует зарождение творческой жизни. Во-вторых, после захода солнца зародыш начинает мерцать розовато-красным цветом, что придает общей атмосфере города некую таинственность. Абстрактная фигура вызывает повышенный интерес у туристов и ночью своим загадочным приятным свечением и миганием. Ну, а, в-третьих, это творение руки Давида Черны, а он для Праги, как Антонио Гауди для прекрасной Барселоны.

Скульптура «Красные автомобили»


Идея создать в Праге международный центр современного искусства, в котором чешские и зарубежные деятели искусств могли обмениваться идеями и со-творить, зародилась у скульптора-авангардиста Давида Черного в 2000 году.

Изначально площадку планировалось открыть в здании бывшего мясокомбината в промышленном районе Holešovice. Скульптор придумал для центра оригинальное название «MeetFactory» (в вольном переводе «Фабрика встреч»), пользуясь созвучием английских слов «meet» (встречать) и «meat» (мясо). Этот каламбур дал толчок для развития идеи оформления здания. Черный изготовил из стеклопластика два кроваво-красных автомобиля в натуральную величину, которые должны были висеть на стене у входа, напоминая издалека окровавленные мясные туши на крюках.

Однако наводнения в Праге в 2002 году воспрепятствовали реализации проекта в Holešovice, и клуб MeetFactory открылся только в 2005 году в помещении опустевшего склада в районе Smíchov. До переезда в Smíchov красные автомобили Черного выставлялись во дворце Veletržní Palác. Сегодня они украшают фасад MeetFactory, следуя авторской задумке. Они видны отовсюду и, словно маяк, притягивают к себе посетителей. Ассоциации со скотобойней также усиливают красные потеки, нарисованные на стенах клуба.

Несмотря на кровавые аллюзии, задачи арт-площадки MeetFactory, которой Черный заведует совместно с Давидом Коллером и Элис Неллис, исключительно мирные. Она объединяет и поддерживает все направления современного искусства: живопись, театр, кино и музыку - и стремится приблизить их к народу. Выставочные залы дают шанс молодым художникам со всего мира найти своего зрителя. Насыщенная музыкальная программа предлагает до 6–8 событий в месяц, включая электро- и инди-вечеринки, на которых можно приметить самого Черного с банкой пива. Помимо прочего, красные автомобили символизируют атмосферу «улетного» веселья, царящую в клубе.

Скульптура-фонтан «Писающие мужчины» в Праге

Фонтан (Čůrající postavy) находится неподалеку от здания музея Франца Кафки, который является не совсем музеем в традиционном понимании. Скорее это передвижная выставка, оставшаяся в городе на достаточно длительный срок (около 10 лет). Экспозиция ее расположилась на территории бывшего кирпичного завода Гергета. Вот подле него и стоит интересная, просто поражающая воображение, скульптурная композиция.

Инсталляция выполнена в некотором совершенно абсурдном стиле, в принципе, как и произведения гениального писателя Франца Кафки. Она представляет фонтан, образованный стоящими друг напротив друга двумя писающими мужчинами. Интересно, что средняя часть скульптур может поворачиваться из стороны в сторону. Благодаря этому движению, фонтанчики и вырисовывают разнообразные фигуры на воде.

Автор этого монумента – скульптор и художник Давид Черный. Он действительно создал достаточно необычный «памятник» мужчинам, которые справляют малую нужду на карту Чехии и одновременно «вычерчивают» около себя изречения известных пражан.

Принцип работы этого hi-tech-творения очень прост. Части тела бронзовых мужчин, высота которых 2 метра 10 сантиметров, передвигаются электромоторами, установленными внутри мужчин, а управляет ими компьютер. В результате работы моторов перемещается также и струя воды, создавая, таким образом, у подножия статуй очертания различных символов.

Привычную «работу» этих мужчин, которые столь непривычным способом цитируют знаменитостей, можно приостановить. Для этого необходимо с мобильного телефона отправить короткое SMS-сообщение на номер (+420 724 370 770), указанный рядом с необычным фонтаном. Через несколько минут после получения послания, мужчины постараются воспроизвести его содержание. Интересно, что движения статуй выглядят при этом очень натурально. Эта особенность скульптуры привлекает всеобщее внимание. Здесь всегда много туристов.

Давид Черный достаточно скандальная личность. Однако благодаря такому необычному и вызывающему сочетанию постыдного и смешного люди и обращают внимание на находящийся рядом музей Кафки. Скульптурная композиция «Писающие мужчины», как и многие его работы, также вызвала резкую критику общественности, но, тем не менее, получила такое же широкое признание и стала еще одной яркой достопримечательностью Праги.




Top