Памятник василию сурикову.

Памятник Василию Сурикову (1848–1916) , великому живописцу, автору полотен «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Установлен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Василий Суриков — великий живописец, автор полотен «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»

Василий Иванович Суриков (1848–1916) - великий живописец , автор масштабных исторических полотен. Талант красноярского мальчика из бедной семьи не остался незамеченным, и местный меценат Кузнецов оплатил ему обучение в Академии художеств. Среди первых заметных работ художника — «Утро стрелецкой казни» , «Меншиков в Берёзове» ; в эти годы он входит в Товарищество передвижных выставок. В зрелом возрасте Суриков создаёт такие признанные шедевры, как «Боярыня Морозова» , «Переход Суворова через Альпы» , «Степан Разин» . Картины отличаются серьёзным подходом, большим количеством персонажей, глубоким погружением в историю, что сделало их заметным явлением русской культуры конца 19 в.

Василий Суриков скончался 6 (19) марта 1916 г., похоронен рядом с супругой и дочерью на в Москве (участок № 21).

На могиле семейной четы установлен мемориальный чёрного цвета. Две вертикальные стелы с резными элементами по углам объединены гранитной аркой, увенчанной крестом. Памятники установлены на общую подставку, к которой примыкает квадратная надгробная плита с лавровым венком. Между стелами расположена высокая ваза из серого гранита. Резной

Думаю, найдется очень немного людей, особенно среди жителей Красноярска, которые бы не знали, кто такой Василий Иванович Суриков. Об этом художнике-красноярце написано и сказано много, его художественный авторитет незыблем, его творчество является достоянием не только русской, но и мировой культуры.

Юбилей В. И. Сурикова (родился 24 января 1848 года) - в этом году исполняется 165 лет со дня рождения - повод поговорить о художнике, благодаря картинам которого «наш Красноярск прославится и в ширь России и в глубь веков» (так в одном из писем к художнику писал этнограф и писатель Василий Иванович Анучин). И в этот раз хотелось бы рассказать о том, как россияне сохраняют память о великом художнике…

Начнем, пожалуй, с улиц. Улица, названная в честь прославленного земляка, конечно же, есть в Красноярске, а еще в Канске, Ачинске, Бородино, Боготоле, Енисейске, Заозерном, Минусинске, Лесосибирске, Березовке, Уяре, Тасеево, Иланском, Манском, Еловом, Краснотуранске (и, наверное, в других населенных пунктах Красноярского края). Кроме того, улицы имени Сурикова есть в таких городах, как Москва, Владимир, Пенза, Казань, Киров, Липецк, Астрахань, Волгоград, Иркутск, Калининград, Ижевск, Абакан, Кемерово, Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Тула, Хабаровск, Владивосток, Ростов-на-Дону, Сочи, Геленджик и ряде других городов России (всего по России, вместе с уже перечисленными - более 70), а также городах ближнего зарубежья (Минск, Киев, Одесса, Полтава, Донецк).

В 1910 году по инициативе и при содействии В. И. Сурикова была открыта первая в Красноярском крае Художественная школа, которая сегодня носит имя художника (в 1985 году школа получила здание бывшего уездного училища на Ленина, 79, в котором в 1856-1861 годах учился Суриков):

В 1957 году в Красноярске была основана Красноярская краевая художественная галерея. В 1983 году она получила свое современное название - Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова:

Имя Сурикова было присвоено, открытому в 1958 году, Красноярскому художественному училищу. В год 100-летия со дня рождения В. И. Сурикова (1948) его именем был назван Московский государственный академический художественный институт (преемник Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В том же 1948 году в Красноярске был открыт мемориально-художественный музей, который в 1983 году получил статус Музея-усадьбы В. И. Сурикова:

Отдельных слов заслуживают памятники. Можно сказать, что в Красноярске целых три сквера Сурикова. Один из старейших расположен на улице Ленина, рядом с остановкой городского транспорта. Этот сквер создавался как мемориальный (ранее это был сквер Всехсвтской церкви, которая до настоящего времени не сохранилась, в этой церкви крестился художник). Памятник В. И. Сурикову установлен 22 июня 1954 года, архитектор В. Д. Кирхоглани, скульптор Л. Ю. Эйдлин -

Памятник Василию Ивановичу Сурикову украшает сквер между Свято-Покровским кафедральным собором и Домом художника на пересечении Мира и Сурикова. Монумент был изготовлен в 1960 году московским скульптором Ильей Котовым. Сначала стоял в Юдинском саду на реке Каче, а затем был установлен перед зданием художественного училища на улице Свердловской. В конце 2007 года скульптура была перенесена на новое, теперь уже постоянное место:

На территории Художественного училища в 2008 году был открыт обновленный сквер Сурикова. Его теперь украшает бюст художника работы известного скульптора Георгия Лаврова:

Еще один памятник художнику, наверное, самый «живой», расположен на территории Музея-усадьбы В. И. Сурикова. Он был установлен в 2002 году. Тогда был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект нового памятника Сурикову, его победителем стал Юрий Злотя.

Памятник В. И. Сурикову есть в Санкт-Петербурге. Бюст художнику установлен в Румянцевском саду, рядом с Российской Академией Художеств. Скульптор: Л. Ю. Эйдлин, архитектор: В. Л. Спиридонов. Решение об установке памятника было принято еще в 1948 году, в 1951 - бюст отлит, но долгое время не могли определиться с местом и только 14 января 1999 года памятник был открыт:

Памятник В. И. Сурикову в Москве (по адресу Пречистенка, д. 30) был открыт 23 января 2003 года. Среди представленных на конкурс проектов (работа по созданию памятника велась с 1998 года) лучшим был признан проект скульптора М.В. Переяславца и архитектора А.М. Семенова.

О В. И. Сурикове снят художественный фильм. Его премьера состоялась 10 ноября 1959 года. Автор сценария: Эмиль Брагинский, при участии академика живописи Василия Яковлева; режиссер: Анатолий Рыбаков; оператор-постановщик: Гавриил Егиазаров; композитор: Владимир Юровский и др. В фильме снялись такие актеры: Евгений Лазарев, Лариса Кадочникова (первая роль в кино), Леонид Галлис, Геннадий Юдин, Георгий Вицин, Владимир Белокуров, Иван Кудрявцев и др.

Именем Василия Сурикова назван нефтетанкер Енисейского пароходства, а также четырехпалубный теплоход, осуществляющий круизы по Волге.



В 2000 году в Красноярском крае появилась традиция называть самолеты (авиакомпании «КрасЭйр») в честь знаменитых сибиряков, уроженцев Красноярска. В то время борт 64018 получил имя великого русского художника Василия Сурикова. Сегодня самолет летает в бело-бордовых цветах Red Wings.

Ежегодно, начиная с 2006 года, в Красноярске проходит Зимний суриковский фестиваль искусств. Фестиваль длится целый месяц и объединяет самые разные зрелищные события: спектакли, концертные программы, художественные выставки и другие творческие проекты. Каждый год имеет свои «изюминки». Так в рамках третьего фестиваля состоялась мировая премьера произведения аргентинского композитора Хорхе Андреса Боссо «Я - Суриков, русский казак», в 2011 - премьера концерта-оратории норильского композитора Владимира Примака «История мастера», посвященная В.И. Сурикову, а в рамках празднования суриковских дней в этом году прошел Международный фестиваль-конкурс снежно-ледовых скульптур «Волшебный лед Сибири»…



Всем, кто бывает или живет в Москве, наверное, знакома площадь Пречистенских ворот, украшенная памятником Энгельсу. Принцип выбора места для памятников меня порой повергает в недоумение - почему на месте дома, в котором жил Суриков, нужно ставить памятник Энгельсу (и вообще - где Энгельс, а где Пречистенка?), а памятник Сурикову на Пречистенке нужно ставить на месте дома, в котором жил Булгаков?
Но как бы то ни было, от места, где теперь гордо стоит Энгельс, расходятся две старинных московских улицы - Остоженка и Пречистенка. И вроде бы идут они в одной плоскости... На фотографии, сделанной во второй половине 1920-х годов, с исторического, еще не снесенного Храма Христа Спасителя, это особенно заметно.


В левой части снимка видна "стрелка" между Остоженкой и Пречистенкой со старым домом. Как выяснилось при исследовательских работах в 1970-х годах весь этот квартал представлял собой боярские палаты 17 века, слегка "осовременненые" внешне к началу 19 века. И замаскированный таким образом под рядовую застройку терем успели снести - уцелели лишь две постройки в глубине участка, которым вернули исторический облик...


Вот они, Красные палаты, случайно уцелевшие за спиной у Энгельса...


Начало Остоженки...


...и начало Пречистенки...


...и маленький скверик на месте не уцелевшей старинной застройки. За ним еще одно здание 17 века - Белые палаты. По скверику лениво бродят непуганные московские голуби.
Пречистенка в древности носила название Чертолье - тут были овраги, холмы, пригорки, между которых струился ручей Черторый (уж такие были у него изрытые берега, и такое прихотливое русло с перепадами высоты, что считалось - только черт мог вырыть подобную гадость). Лишь в царствование Алексея Михайловича (батюшки Петра I), когда Чертолье более-менее выровняли и по нему прошла ближняя дорога из Кремля в Новодевичий монастырь, царь распорядился дать формирующейся улице более благочестивое название - Пречистенка...


Если приглядеться, некоторые неровности почвы в районе Пречистенских ворот есть, но не слишком значительные. Однако следы старых оврагов и пригорков найти можно... Достаточно свернуть в первый же двор на Остоженке и попытаться выйти из него на Пречистенку.


Чтобы попасть из дворика в начале Остоженки на Пречистенку, в тот самый маленький скверик за спиной Энгельса нужно... спуститься по длинной лестнице в три пролета, словно с горы.


А когда идешь по Пречистенке или Остоженке, кажется, что улицы такие ровные...

Скульптура — один из старейших и сложнейших видов изобразительного искусства.

В отличие от живописи и графики она трехмерна, обладает реальным объемом, живет в пространстве, требует восприятия с разных точек зрения, под разными углами и ракурсами, постепенно раскрывая художественный образ. Очень разнообразны виды и жанры скульптуры: монументальная, монументально-декоративная, станковая (портрет и композиция), скульптура малых форм, рельеф, медальерное искусство. Каждый из этих видов пластики имеет свои особенности и законы, которые предстоит в совершенстве освоить студентам, избравшим для себя эту специальность.

Факультет скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова сравнительно немногочислен. Ежегодно на него поступает до 8 человек (на бюджетной основе), из которых многие имеют специальную подготовку. Они уже окончили Московский академический художественный лицей или другие средние художественные учебные заведения. Обучение на факультете ведется по очной форме с первого курса в течение 6 лет в двух персональных мастерских, которыми руководят выдающиеся мастера современного пластического искусства. Одной из них — профессор Александр Иулианович Рукавишников, Народный художник Российской Федерации, академик, член Президиума РАХ, заведующий кафедрой скульптуры и композиции, другой — профессор Михаил Владимирович Переяславец, Народный художник России, действительный член РАХ.

Как и в других подразделениях нашего института, на факультете скульптуры приемы и методика обучения студентов строятся на прочной основе академической художественной школы с последовательным постижением законов мастерства. Для скульптора очень важно с самого начала уметь правильно построить каркас своей будущей работы, учитывая ее размер, вес и характер движения задуманной вещи. Необходимо глубокое, тщательное изучение классического рисунка, копирование античных оригиналов скульптуры и ее отдельных частей. Постижение конструкции и пластики человеческого тела и работа с обнаженной натурой, продуманное, основанное на пристальном изучении действительности построение композиции, что, собственно, и является залогом создания художественного образа. Обязательным программным требованием является знание, осмысление и практическое применение творческого наследия ведущих школ искусства от древних времен до наших дней. Учебно-творческие задачи, ставящиеся перед учащимися на факультете скульптуры, всегда новы, интересны, направлены на максимальное развитие способностей студентов. Об этом свидетельствуют результаты частых просмотров на кафедре, просмотров ректора, Ученого совета института совместно с Президиумом Российской академии художеств, на которых обсуждаются работы студентов скульптурных мастерских. Ученики неизменно получают высокие оценки.

Славные традиции корифеев отечественной скульптуры и блестящих педагогов, таких как А.Т. Матвеев, М.Б. Манизер, Н.В. Томский, Л.Е. Кербель, постоянно развиваясь и обогащаясь в соответствии с требованиями времени, поддерживаются и ныне. Сегодня и в России, и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья работают ученики П.И. Бондаренко, М.Ф. Бабурина, О.К. Комова, замечательных художников, произведения которых давно и по праву принадлежат к классике отечественной культуры ХХ века.

А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец учились у Льва Ефимовича Кербеля, с которым до конца его жизни поддерживали личные и творческие отношения. Теперь и за плечами любимых питомцев Л.Е. Кербеля большой путь в искусстве и преподавании. Такие разные в творчестве и мировоззрении, А.И. Рукавишников и М.В. Переяславец, сохраняя индивидуальные особенности собственных взглядов и пристрастий, создали цельную, логически выстроенную систему профессиональной подготовки и воспитания скульптора-творца.

А.И. Рукавишников — художник многогранного дарования, смелый новатор в искусстве, в совершенстве владеет законами академической школы. Его скульптуру отличает удивительная легкость, свобода, культура лепки, эти качества он умеет привить своим студентам.

М.В. Переяславец — один из одареннейших и творчески активных мастеров современного ваяния, преимущественно работающий в области монументальной и станковой скульптуры. Стремление к максимальной ясности и гармонической простоте композиционных решений, к созданию чувственно полнокровных пластических образов — отличительные свойства его творчества, привлекающие в его мастерскую все новых учеников.

Среди преподавателей факультета скульптуры, опытных, увлеченных своей работой, талантливых художников царит доброжелательная, товарищеская обстановка, которая оказывает положительное воздействие и на студентов. Народный художник Российской Федерации, профессор Николай Иванович Боровской и доцент Миронов Александр Александрович ведут рисунок на младших курсах; доцент Миронов Александр Александрович и старший преподаватель Игнатов Алексей Игоревич обучают рисунку студентов с третьего курса. Скульпторами-ассистентами в мастерской А.И. Рукавишникова является Действительный член РАХ, Заслуженный художник Российской Федерации, профессор Андрей Владимирович Балашов и Заслуженный художник Российской Федерации, старший преподаватель Долмогомбетов Галим Жиембаевич — декан факультета. В мастерской М.В. Переяславца скульптуру преподает Народный художник РФ, профессор Владимир Иванович Кошелев и Заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, доцент Мильченко Сергей Григорьевич.

Каждый учебный год завершает летняя практика, по сути продолжающая учебный процесс. Под руководством педагогов студенты выезжают в Санкт-Петербург и его окрестности, древнейший город России Переславль-Залесский, в Дом творчества им. Д.Н. Кардовского, где работают самостоятельно, пробуя свои силы в освоении различных материалов (дерева, камня и т. п.), ищут новые композиционные решения и художественные средства. Выставки работ с летней практики, которые систематически проводятся в институте, всегда бывают интересны для всего коллектива вуза.

Сегодня, когда практически исчезли училища, где готовили мастеров-исполнителей (форматоров, увеличителей, литейщиков и т.п.), требуется уже в институте знакомить студентов с художественным производством. На старших курсах факультета скульптуры студенты проходят практику литья в бронзе на заводе. Хотелось бы активнее использовать также принадлежащую РАХ учебно-производственную базу, созданную по инициативе и при деятельном участии Президента Академии З.К. Церетели.

Некоторые выпускники факультета скульптуры, ставшие за годы учебы специалистами высокого класса, вместе со своими наставниками Р.И. Рукавишниковым, М.В. Переяславцем, А.В. Балашовым и другими известными мастерами участвовали в выполнении ответственного заказа — воссоздании скульптурного убранства храма Христа Спасителя в Москве.

Монументальная скульптура — один из самых массовых видов искусства, как правило, она связана с архитектурой, с городской или природной средой. Теперь, когда в МГАХИ работает факультет архитектуры, есть возможность студентам старших курсов — скульпторам и архитекторам ставить общие задания по выполнению эскизов памятников, проектированию городских районов, ансамблей площадей, зон отдыха и т.п. Опыт и определенные навыки в решении этих важных задач, востребованных в современной жизни, полученные студентами еще в стенах вуза, помогут им обрести уверенность в дальнейшей профессиональной работе.

На шестом курсе студенты выполняют дипломную работу — завершенное художественное произведение, которое представляют на защиту Государственной экзаменационной комиссии. В этих работах авторы предстают как зрелые мастера-профессионалы со своим индивидуальным восприятием мира, свободно владеющие богатейшим арсеналом выразительных средств скульптуры.




Top