Памятники григорию сковороде на кладбище в праге. Вышеградское кладбище и усыпальница славин

Археологические исследования показали, что в средневековье на Вышеграде хоронили на нескольких местах - у костёла Усекновения головы св. Яна Крестителя, св. Мартина, св. Вавржинца. В капитульном костёле находилась крипта Пршемысловичей, и в своём храме были погребены некоторые члены капитула. Прямо у костёла хоронили в 11-12 веках, и тут постепенно образовалось кладбище.

На кладбище около костёла стояла колокольня. Говорят, что декан Вацлав Климеш построил её на месте колокольни Карла IV.

Каноник Штульц стремился превратить небольшое невзрачное кладбище в действительно национальное. Кладбище было расширено. В конце 19 века были построены аркады. Кладбище обрело свои нынешние размеры - 81 ар.

На этом небольшом пространстве теснится более 600 могил преимущественно известных всем людей или выдающихся в своей области деятельности. Покоятся здесь и обычные люди, зажиточные мещане, сегодня уже совсем забытые.

Кладбищенская часовня с усыпальницей капитула на Вышеградском кладбище была построена как часть северной аркады в 1899 году. Роспись аркад и неоренессансный декор исполнил художник Рудольф Ржиговский, вдохновлённый римскими катакомбами и лоджиями Рафаэля в Ватикане.

В 60-е годы 19 века возникло общество чешских писателей «Сватобор», и его отделение под руководством Франтишека Ладислава Ригера (1818-1903) занялось организацией Славина - национального Пантеона для погребения в нём самых заслуженных представителей народа.

Для Славина было выбрано кладбище на Вышеграде, овеянном старыми чешскими преданиями и славой княжеской и королевской резиденции. Кладбище, расширяемое с 60-х годов 19 века, постепенно превратилось в национальное захоронение. Усыпальница Славин стала доминантой кладбища, его завершением. О благоустройстве кладбища и строительстве Славина позаботился каноник Карлах. Капитул предоставил для Славина участок на кладбище. В начале 90-х годов необходимые средства для строительства усыпальницы предоставил по своей инициативе Пётр Фишер, продавец дров и бывший староста Смихова.

Строительство было возложено на архитектора Антонина Виля, скульптуру исполнил Йозеф Маудер. Славин был достроен в 1893 году, но меценат Пётр Фишер не дожил до этого момента и был похоронен поблизости от финансируемой им усыпальницы.

Скульптурное оформление представлено аллегориями родины опечаленной и родины ликующей по бокам, и саркофагом с Гением родины наверху. Композицию дополняет торжественная надпись. Цитируя цветистый язык, Славин был предназначен «для погребения выдающихся, больше остальных заслуживших перед чешским народом, людей, которые знаменитыми сочинениями, художественными произведениями, важнейшими открытиями или необычными жертвами, суровой борьбой или благотворными успехами расширяли честь и славу чешского народа и за границами своей родины».

Идея хорошая, но с трудом реализуемая. Многие из великих не желали обрести последний покой на Славине, а хотели быть похороненными на других кладбищах. Иногда возражали родственники. Но время - неумолимый судья. Сейчас здесь можно увидеть и всемирно известные имена, и известные только в Чехии, и также практически забытые.

В Славине покоятся: Julius Zeyer (1841-1901), поэт, писатель и переводчик; Wácslav Wladiwoj Tomek (1818-1905), историк; Josef Ladislav Píč (1847-1911), историк и археолог; Josef Václav Sládek (1845-1912), поэт и переводчик; Jaroslav Vrchlický (1853-1912), поэт и переводчик; Josef Král (1853-1917), профессор филологии; Ružena Svobodová (1868-1920), писательница; Jan V. Novák (1853-1920), литературный историк; Jan Klecanda (1855-1920), писатель и журналист; Josef Václav Myslbek (1848-1922), скульптор; Jan štursa (1880-1925), скульптор; Josef Gruber (1865-1925), профессор экономики; Vojtích Hynais (1854-1925), художник; Ema Destinnová (1878-1930), певица; Kamil Hilbert (1869-1933), архитектор; Jaroslav Hilbert (1871-1936), драматург; Antonín Klášterský (1866-1938), поэт и переводчик; Alfons Mucha (1860-1939), художник; Jan Kubelík (1880-1940), скрипичный виртуоз; František Křižík (1847-1941), изобретатель; Oldřich Hujer (1880-1942), профессор филологии; Bohumil Kafka (1878-1942), скульптор; František Xaver Svoboda (1860-1943), писатель; Josef Hora (1891-1945), поэт, журналист и переводчик; Josef Gočár (1880-1945), архитектор; Václav špála (1885-1946), художник; Karel Toman (1877-1946), básník; Jan Heřman (1886-1946), фортепьянный виртуоз; Ladislav Jan Saloun (1870-1946), скульптор; Karel Engelmuller (1872-1950), театральный критик и историк; Vilém Zítek (1890-1956), певец; Jaroslav Kocián (1883-1950), скрипач; Marie Pujmanová (1893-1958), писательница; Jan Lauda (1898-1959), скульптор; Karel Honzík (1900-1960), архитектор; Ferdinand Pujman (1899-1961), режиссер; Otakar Mařák (1872-1939), певец; Karel Hoffmann (1871-1936), скрипач; Josef štefan Kubín (1864-1965), писатель; Jaroslav Fragner (1898-1967), архитектор; Antonín Pelc (1895-1967), художник; Richard Kubla (1890-1964), певец; Vojta Novák (1886-1966), актер и режиссер; Otilie Beníšková (1882-1967), актриса; Zdeník Stípánek (1896-1968), актер; František Maxián (1907-1971), фортепьянный виртуоз; Kamila Ungrová (1887-1972), певица; Vítízslav Vejražka (1915-1973), актер; Antonín Strnadel (1910-1975), malíř; Eduard Kohout (1889-1976), herec; Ladislav Boháč (1907-1978), актер; Jaroslav Marvan (1901-1974), актер; Václav Bednář (1905-1987), певец; Rafael Kubelík (1914-1996), дирижер; Oskar Nedbal (1874-1930), дирижер и музыкант.

Кладбища обычно не входят в программу стандартной туристической экскурсии – как правило, это не самые веселые и интересные места. Но исключения случаются, когда в одном месте хоронят большое количество выдающихся людей, а к оформлению надгробий и самого кладбищенского пространства относятся как к работе над произведением искусства. Именно так произошло с Прагой, где есть сразу несколько примечательных мест захоронений. Одно из них – Вышеградское кладбище.

От Средневековья до национального возрождения

В 1070 году был основан Вышеградский капитул, независимый от пражского епископа и подчинявшийся непосредственно папе римскому. По такому нетривиальному случаю решено было заложить храм. Решено – сделано, и сегодня этот капитульный костел известен как базилика Петра и Павла. Он-то и стал отправной точкой для появления на этом месте кладбища.

Исследования археологов показывают, что хоронить людей у этого костела начали в XI–XII столетиях, то есть фактически сразу. Возможно, поначалу захоронения были более-менее стихийными, а кладбище как таковое образовалось при капитульном храме в 1260 году. На нем стали хоронить прихожан и членов этого самого капитула. В самой базилике, к слову, находится стеклянный ларь с останками, которые, как предполагается, принадлежат членам чешской династии Пршемысловичей. Их могилы были разорены, а сами кости раскиданы по всей территории кладбища.

Время шло, кладбище росло и к XVII столетию уже имело вроде как официальный статус места захоронения прихода Вышеградского капитула. В 1784 году оно внезапно оказалось на особенном положении: император Иосиф II издал указ, которым предписывалось упразднить все кладбища в черте города, причем в это число были включены даже гробницы в монастырях и церквях. С 1 июня 1786 года были созданы кладбища за воротами муниципалитета, где пражане и принялись хоронить свих усопших. В качестве одной из причин такого решения называлась гигиена. Как бы там ни было, но единственным местом, которому императорский указ был не указ, оказалось Вышеградское кладбище – для него сделали исключение. В остальном же оно оставалось обычным местом для захоронений и было таким до второй половины XIX столетия, когда чехов охватило чувство национального самосознания.

Революция и идея организация мемориала

Весна 1848 года вошла в историю как Весна народов – этим термином стали обозначать революции, которые охватили сразу несколько европейских государств. Австрийская империя, частью которой тогда была современная Чехия, не стала исключением. Восстания прокатились и по самой Австрии, и по Венгрии, и по Чехии – вся империя бунтовала от края до края. Наций в государстве было много, разногласий между ними – еще больше, а вот свободы – маловато. Чехи стремились получить политическую и культурную автономию, установить гражданские права.

Кое-чего добиться удалось. Была создана национальная гвардия, а чешский язык был официально признан равноправным с немецким на территории Чехии. К началу лета революция была подавлена, но главное чехи получить успели. Они почувствовали себя единым народом, который способен бороться за свое будущее и у которого, как и у других наций, есть свои герои и выдающиеся деятели. Народное самосознание стало появляться во многих сферах, и вскоре появилась идея организовать общее место погребения всех тех, кто внес большой вклад в национальное возрождение. В «больших» европейских странах подобные кладбища уже существовали, и чехам хотелось иметь свое.


Мысль эта зародилась в товариществе чешских писателей «Сватобор», которое учредил в 1862 году Франтишек Палацкий – политик, историк, важная фигура национального движения, основатель чешской историографии. Словом, один из отцов и столпов нации. Когда концепция будущего мемориала оформилась окончательно, пришло время искать место. Достойнейшим сынам и дочерям народа не пристало покоиться бог знает где – нужно было что-то особенное.

Выбор пал на Вышеград. Это место, ассоциирующееся с древнейшими чешскими легендами; полноценный и неиссякаемый источник чешской истории. По преданию, местную крепость основал сам князь Крок, сын Чеха – легендарного прародителя чешского народа. Здесь была резиденция принцев и королей Чехии, а самый известный из них, Карл IV, установил традицию начинать путь коронационной процессии именно на Вышеграде. Более подходящей локации для захоронения современных национальных героев и выдающихся деятелей было не найти, тем более что кладбище там и так уже существовало.

Обустройство мемориала

Поначалу устанавливали только отдельные надгробия. Первым вечным обитателем мемориала выдающихся чехов стал Вацлав Ганка – писатель, библиотекарь, славяновед, хранитель архивов и просто патриот. Его могила расположена у центрального входа, памятник над ней стал первым на этом кладбище, и его венчает символ «Сватобора» – три руки, которые держат кольцо. Эта композиция символизирует девиз общества – «Помогай – Просвещай – Помни».

Благодаря усилиям священника-патриота Вацлава Штульца небольшая площадь для захоронений была увеличена и к концу позапрошлого столетия достигла нынешних размеров. Южная и восточная части стали местами активной, скажем так, застройки – там один из другим появлялись прекрасные памятники. Со временем они сложились в настоящую выставку мемориальной скульптуры, где больше думаешь об искусстве и вечности, чем о смерти.


Над композициями трудились лучшие творцы своего времени, среди которых, например, Богумил Кафка и Франтишек Билек . Здесь можно увидеть скульптурные группы и одиночные статуи, в которых проступают романтические, античные и христианские мотивы. Композиции пластичны, выполнены из бронзы и мрамора; одни произведения реалистичны и точны, другие – абстрактны, третьи выполнены в стиле модерн. Ниши усыпальниц позолочены и расписаны, украшены мозаикой, а обрамляет это великолепие кружево металлических фонарей и оград. Есть на что посмотреть.

В 1885–1887 годах храм Петра и Павла пережил реконструкцию в неоготическом стиле, и одновременно с этими работами началось продуманное и концептуальное оформление Вышеградского мемориального кладбища. Первым архитектором, который распланировал пространство Вышеградского кладбища в Праге стал Антонин Барвиттиус .

Большой вклад в оформление мемориала внес Антонин Виель , создавший аркады в стиле неоренессанса с тосканскими колоннами, которые украшают периметр кладбища. Он же создал Славин – монументальную усыпальницу, доминанту всего этого благородного пространства.

Славин и знаменитости кладбища

В переводе с чешского слово «slavín» значит «пантеон». В контексте Вышеградского кладбища так называется общая могила, где похоронены самые замечательные и выдающиеся люди Чехии. Эта монументальная усыпальница строилась в период с 1883 года по 1893 и представляет собой каменный прямоугольный постамент, воздвигнутый на площадке, к которой поднимается украшенная балюстрадами лестница из гранита.

Сверху постамент украшен статуей грустного ангела, наклонившегося над покойным; этого ангела называют Гением Родины. По бокам постамента установлены фигуры, которые символизируют победы и скорбь Чехии. На передней части усыпальницы прикреплена табличка, где указаны первые 15 человек, похороненные в пантеоне. С трех сторон композицию окружают стены с мемориалами и предназначенными для установки урн нишами.

В 1929 усыпальницу реконструировал Йозеф Франта – она получила двери, окна, освещение, декор из бронзы. Внутри склеп украсили мозаикой, стены были отделаны итальянским мрамором.

Заметим, что тут не хоронили политиков – это место предназначено для ученых и творческих людей. Первым в Славине упокоился поэт Юлиус Зейер , умерший в 1901 году. Сейчас там нашли последний приют более пяти десятков мужчин и женщин, составляющих пантеон славы чешского народа.


В Славине и вообще на Вышеградском кладбище Праги находятся могилы более чем 600 славных деятелей культуры и науки Чехии. К наиболее известным, пожалуй, можно отнести писателей Карела Чапека, Божену Немцову и Яна Неруду , композитора Антонина Дворжака , скульптора Альфонса Муху .

Кроме того, здесь можно увидеть фамилию Кафка, что вводит некоторых людей в заблуждение. На Вышеграде похоронен Богумил Кафка, скульптор, а не его однофамилец-писатель Франц Кафка, который является, вероятно, самым узнаваемым представителем пражской культуры. Франц покоится на Новом еврейском кладбище, но и без него на Вышеграде достаточно интересного, красивого и величественного. Это место и эти люди достойны посещения.

Вышеградское кладбище находится в самый древней части Праги - в Вышеграде. Вышеград - древняя крепость, расположенная на холме, откуда открывается потрясающий вид на Влтаву и Пражский град.

Вышеград - обитель чешских правителей. Именно отсюда первая правительница Праги, княжна Либуше, предрекла Праге великую судьбу и славу. По поводу славы спорить сложно - Прага в любой сезон наводнена туристами. И посещение Вышеграда, а вместе с ним и Вышеградского кладбища, входит в обязательную туристическую программу. И иногда там бывают прямо таки толпы народные, особенно в те дни, когда стекается большое количество туристических групп с гидами.

Признаюсь честно, Вышеградское кладбище не входит в ряд моих любимых. Здесь слишком людно: японцы бегают наперевес с фотоаппаратами, проводятся экскурсии на множестве языков, ощущение нахождения в музее. Всё вокруг будто вымыто и вытерто тряпочками с очищающими средствами, все статуи и надгробные камни отполированы и отреставрированы. Впрочем, этому есть объяснение - здесь похоронен весь цвет чешской нации - художники, скульпторы, писатели, музыканты, политики.

Как я уже писала в своём предыдущем отзыве на Старое Донское кладбище , в Европе к кладбищам относятся совсем не так, как в России. Тем более, если это кладбище имеет статус музея. Это кладбище холят-лелеют, тут никто не плачет, здесь не ощущается в воздухе скорби. Вышеградское кладбище - именно некрополь-музей. Оно совсем небольшое, расположено сзади и слева от базилики св. Петра и Павла.

На воротах (которые с обратной стороны от входа в базилику) красуется надпись Pax vobis - "Мир вам".

Главной "жемчужиной" некрополя является усыпальница Славин - общая могила (тут представляется что-то типа военной братской могилы, но всё совсем не так) самый видных чешских деятелей - Альфонс Муха, Богумил Кафка (не тот Кафка, который написал "Замок" и "Превращение", тот похоронен на Ольшанском Новом Евроейском), Карел Чапек и многие другие.


Кладбище это не слишком старое. Оно стоит на месте очень древнего погоста, аж 12 века, но его перестраивали и перекапывали, с 17 века тут стали хоронить умерших прихожан Вышеградского капитула.

Особой атмосферы на кладбище этом нет. Даже когда я гуляла тут в бесснежном и удивительно тёплом декабре (в платье без колготок и тёплой кофте) рано утром, и на кладбище не было никого, кроме меня, всё равно ничего особенно я не почувствовала. Кладбищенской атмосферы нет совсем, будто в музее гуляешь. Бегают тётеньки периодически с тряпками и вёдрами, трут мрамор, скребут оградки.

Периодически я приходила туда проводить фотосъёмки, снималась там и сама, но


в этом плане Ольшанское кладбище подходит больше, там красивее, и всё более дикое, необузданное. Там чувствуется рука времени, а на Вышеградском со временем спорят.

Везде цветы, летом и зимой - туристы и новобрачные, исторические кружки и различные организации постоянно снабжают ими усопших.

Глаз радует кладбищенская галерея.

Там есть просто потрясающие скульптуры, можно часами их разглядывать.




Внезапно последняя статуя чистотой не блещет, что удивительно.

И ещё немного красивых кладбищенских моментов:


Крепость Вышеград (Vyšehrad) и ее достопримечательности расположены на холме практически в центре Праги на берегу Влтавы. насчитывает более тысячи лет, и ни о каком другом историческом районе Праги, или даже всей Чехии, не существует столько легенд, сколько о Вышеграде. Вышеград, окутанный дымкой древних исторических событий, навевает ощущение таинственности, которая чувствуется здесь на каждом шагу.

В садах Вышеграда есть статуя, которую обязательно нужно упомянуть – это конная статуя святого Вацлава. Именно эта статуя была первой статуей этого святого, стоявшей на Конском рынке – современной . Ее перевезли в Вышеград, когда Йозеф Вацлав Мысльбек создал свой всемирно известный монумент святого Вацлава, украшающий в наши дни одну из главных площадей Праги.

И еще в Вышеградских садах расположилась, пожалуй, самая неоднозначная достопримечательность Вышеграда – Чертов столб, представляющий собой три наклоненные друг к другу части каменной колонны, овеянные множеством легенд. Подробнее о садах Вышеграда и Чертовом столбе читайте .

Прогуливаясь по Вышеградским садам, обязательно загляните на Вышеграда (№6 на ), с нее можно полюбоваться потрясающими видами Праги, Влтавы и мостов.

Храм святых Петра и Павла

Красивая неоготическая Базилика святых Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) ̶ главная достопримечательность Вышеграда (№7 на ). Ее почерневшие башни являются безусловной доминантой всего Вышеградского холма. Особенно храм красив ночью, освещенный множеством огней.

У Храма святых Петра и Павла в Вышеграде очень долгая и непростая история, он строился и перестраивался на протяжении тысячи лет, изменяя свой стиль от древнего романского до вычурного барочного, и десятилетиями оставался в удручающем состоянии. Самые серьезные изменения произошли с главным храмом Вышеграда в середине 14 и первой половине 18 веков, а свой современный неоготический облик Храм святых Петра и Павла принял только в самом конце 19 столетия после серьезной перестройки под руководством Йозефа Моцкера и возведения на западном фасаде храма двух неоготических башен.

Базилика святых Петра и Павла в Вышеграде поражает и своим великолепным внутренним убранством. Вы увидите здесь множество образов святых покровителей Чехии и усыпальницу чешских королей, здесь захоронены представители династии Пржемысловичей. Также интересен саркофаг святого Лонгина, римского сотника, свидетеля распятия Христа, принявшего впоследствии христианскую веру. Подробнее о Костеле святых Петра и Павла можно почитать здесь.

Вышеградское кладбище

Вышеградское кладбище (Vyšehradský hřbitov) – одна из важнейших достопримечательностей Вышеграда. Это древнейшее и известнейшее пражское кладбище, и место упокоения известных во всем мире чешских художников, композиторов, писателей, скульпторов, ученых и политиков.

Современный Вышеград ̶ место в Праге, где туристы и горожане могут отвлечься от шумных улиц чешской столицы, найти тихое местечко, чтобы насладиться тишиной и почувствовать ту многовековую таинственность Вышеграда, которую можно услышать в симфонической поэме «Вышеград», написанной знаменитым чешским композитором Бедржихом Сметаной, и в произведениях чешских поэтов Юлиуса Зейера и Карела Яромира Эрбена, для которых Вышеград всегда был источником вдохновения.

Вышеградское кладбище в Праге по праву считается одним из красивейших некрополей мира. Однако, причина его популярности иная: на любом другом кладбище в Чешской республике вы не найдете такого скопления великих имен, как здесь. В этой земле покоятся сотни выдающихся деятелей, которые в свое время способствовали развитию чешской культуры, образованности, национального самосознания и государственной независимости.

Оформление и архитектура

Изначально на Вышеградском кладбище устанавливали только отдельные памятники. Первый из них появился над могилой писателя и филолога Вацлава Ханки недалеко от центрального входа на кладбище. На его вершине символ Святобора – три руки, удерживающие круг, как символ главного девиза сообщества «Помогай! Освещай! Помни!».

Первым архитектором кладбища был Антонин Барвитиус, а окружающие его территорию неоренессансные аркады с тосканскими колоннами и усыпальницу Славин спроектировал талантливый архитектор Антонин Виел.

Над оформлением кладбищенских надгробий работали Йозеф Мысльбек, Франтишек Билек, Богумил Кафка и другие выдающиеся скульпторы. Разнообразие стилей и форм, которые они применяли в своих работах, несомненно, восхищает и позволяет проследить этапы развития чешского художественного искусства. Прогуливаясь по кладбищу, можно увидеть скульптуры из мрамора и бронзы, роспись, мозаику, позолоту, кованые ограды, металлическое кружево и множество других интересных с точки зрения искусства декоративных элементов.


Усыпальница Славин

Доминантой всего кладбища выступает усыпальница Славин, которая была построена в 1889-1893 годах в конце главной аллеи. К небольшой прямоугольной площадке – плато ведет гранитная лестница с балюстрадами. Вершину центрального каменного постамента венчает скульптура «Крылатый гений Родины» Йозефа Маудера. Она изображает ангела, склонившегося над саркофагом усопшего, а у ее подножия по бокам установлены две фигуры, символизирующие Отечество Скорбящее и Отечество Побеждающее. В фасад усыпальницы вмонтирована табличка с именами первых 15 захороненных в Славине чехов, надпись над которой гласит «Вы мертвы, но еще говорите». Постамент с трех сторон окружен стенами с погребальными нишами для урн и мемориальными табличками.

В 1929 году под руководством архитектора Йозефа Фанта была проведена реконструкция усыпальницы: ее снабдили дверями, окнами, лампами и декоративными бронзовыми элементами. Интерьер внутреннего склепа был дополнен мозаикой и облицовкой стен из итальянского мрамора, а под потолком появилась эпитафия писателя Франтишека Таборского.

Известные личности

На Вышеградском кладбище покоятся тела и прах более 600 деятелей чешской культуры. К самым известным похороненным здесь литераторам относятся: , Божена Немцова, Карел Гинек Маха и Витезслав Незвал. Кстати, увидев на плите фамилию «Кафка», многие туристы ошибочно полагают, что в Славине захоронен один из крупнейших представителей чешской культуры – писатель . Однако, это простое совпадение имен. Франц в соответствии со своим вероисповеданием похоронен на , в то время как в Славине покоится скульптор Богумил Кафка, автор конной статуи на .


Последнее пристанище на Вышеградском кладбище нашли чешские художники и скульпторы: , Юлиус Маржак, Карел Пуркине, Отакар Шпанель, Вацлав Левы, Йозеф Мысльбек, Станислав Сухарда и известный всему миру . Список дополняют выдающиеся музыканты Зденек Фибих, и , в честь которого ежегодно проводится престижный музыкальный .


История

До появления современного кладбища на здесь находились захоронения капитульного храма. До начала 60-х годов XIX века кладбище занимало лишь небольшой участок в непосредственной близости от .

После падения в стране абсолютистского режима и возникновения революционного движения 1848 года, началось бурное развитие национального сознания. Одним из его проявлений стало желание создать общее захоронение тех, кто принимал непосредственное участие в национальном возрождении, как это уже было принято в некоторых других европейских странах.

Эта идея возникла в писательском сообществе Святобор, которое основал в 1862 году Отец нации - историк Франтишек Палацкий. После рассмотрения нескольких вариантов расположения кладбища выбор пал на Вышеград, как символ многовековой чешской истории.

По Вышеградскому кладбищу можно бродить часами, которых едва ли хватит, чтобы осмотреть все надгробия, росписи и скульптуры. Это особое место – вечная память о тех людях, которые посвятили свою жизнь и творчество родной стране.




Top