Панорама Новая пинакотека. Виртуальный тур Новая пинакотека

В третьей пинакотеке Мюнхена - Пинакотеке Современности - представлено искусство и XXI веков .

История

Галерея была основана в г. баварским королём Людвигом I , который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.

В соответствии с художественными предпочтениями Людвига I изначально большую часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи и немецких романтиков . Особое внимание уделялось южно-немецким художникам и художественным школам. Однако возводя музей, Людвиг удовлетворял и свои династические амбиции, выставив в главном зале Новой пинакотеки героизированные пейзажи Греции кисти Карла Ротмана , где правил сын Людвига Отто I Греческий . После смерти Людвига коллекция прирастала новыми известными картинами, но ситуация с отбором экспонатов менялась в Мюнхене очень медленно.

Положение изменилось лишь в г., когда последовали так называемые «пожертвования Чуди », названные так по имени генерального директора мюнхенского Государственного собрания живописи Гуго фон Чуди (нем. Hugo von Tschudi ), который уделял большое внимание не пользовавшимся в то время почётом современным французским художникам. Благодаря ему в Новой пинакотеке появилась впечатляющая коллекция импрессионистов . Однако в г. «Автопортрет» Ван Гога был отнесён к дегенеративному искусству , конфискован и годом позже продан.

Коллекция Новой пинакотеки пополняется и в настоящее время благодаря добровольным пожертвованиям и приобретениям и является одной из наиболее крупных экспозиций искусства конца XVIII-XIX вв.

Здание

Забраковав несколько мест для возведения здания новой галереи, Людвиг I приказал построить Новую пинакотеку напротив Старой пинакотеки. Проект был создан Фридрихом фон Гертнером и Августом фон Фойтом . Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было полностью разрушено и вскорости снесено. Экспозиция Новой пинакотеки разместилась в Доме искусства .

Собрания Новой пинакотеки

Из своих фондов, состоящих из более чем 3000 картин и 300 скульптур, в постоянной экспозиции Новой пинакотеки представлено более 400 произведений искусства.

Искусство второй половины XVIII века

В коллекцию в частности входят работы Антона Графа («Генрих XIII» 1775), Франсиско Гойя («Загородная прогулка» 1776), Ангелики Кауфманн («Автопортрет» 1784), Жак Луи Давида «Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси» 1790), Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, резделённые грехом» 1792-1802), Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду» 1791).

Английская живопись второй половины XVIII века начала XIX века

В Новой пинакотеке представлены почти все значимые художники Англии XVIII-начала XIX вв.: Томас Гейнсборо , Уильям Хогарт , Джордж Стаббс , Джошуа Рейнольдс , Томас Лоуренс , Джордж Ромни , Ричард Уилсон , Генри Реборн , Дэйвид Уилки , Джон Констебл и Уильям Тёрнер .

Немецкие римляне: классицисты и назарейцы

Немецкие романтики

Бидермайер

представлен в частности работами Доменико Квальо , Франца Ксавьера Винтерхальтера , Фердинанда Георга Вальдмюллера , Морица фон Швинда и Карла Шпицвега .

Французские реалисты и романтики

Живопись немецких художников, работавших в Риме (конец XVIII - начало XIX вв.)

Немецкий реализм

Немецкие импрессионисты

Французские импрессионисты

представлены произведениями Пьер-Огюста Ренуара , Эдуара Мане , Клода Моне , Поля Сезанна , Поля Гогена , Камиля Писсарро , Эдгара Дега , Альфреда Сислея , Жоржа-Пьера Сёра и Винсента ван Гога .

Символизм , югендстиль и живопись начала XX в.

представлены в частности работами Густава Климта , Джованни Сегантини , Фернана Кнопфа , Поля Синьяка , Мориса Дени , Анри Тулуз-Лотрека , Джеймса Энсора , Фердинанда Ходлера , Франца фон Штука , Эдуара Вюйара , Эдварда Мунка , Пьера Боннара и Эгона Шиле . Картины XX в. находятся в экспозиции Пинакотека современности .

Скульптура в Новой пинакотеке

В экспозиции музея находятся скульптуры XIX и начала XX вв., в частности Бертеля Торвальдсена («Адонис» 1802-1832), Антонио Кановы («Статуя Париса» 1807-1816), Рудольфа Шадова , Огюста Родена , Макса Клингера , Аристида Майоля и Пабло Пикассо .

Напишите отзыв о статье "Новая пинакотека"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Новая пинакотека

Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.

Старая пинакотека

Вторник – с 10:00 до 20:00

Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции – ориентировочно до 2025 года. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Пинакотека современности
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Музей Брандхорста
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Галерея Шака
Среда-воскресенье – с 10:00 до 18:00
Каждая первая и третья среда месяца – до 20:00

Режим работы в праздничные дни
Новый год (1 января): все музеи открыты для посещения
Богоявление/Три короля (6 января): все музеи открыты для посещения
Карнавальный вторник: все музеи закрыты для посещения
Страстная пятница: все музеи открыты для посещения
Пасхальное воскресенье: все музеи открыты для посещения
Светлый понедельник: все музеи открыты для посещения
День труда (1 мая): все музеи закрыты для посещения
Вознесение Господне: все музеи открыты для посещения
Троицa: все музеи открыты для посещения
День Св. Духа: все музеи открыты для посещения
Праздник Тела и Крови Христовых: все музеи, кроме Галереи Шака, открыты для посещения
Вознесение Богородицы (15 августа): Новая пинакотека открыта, все остальные музеи закрыты для посещения
День немецкого единства (3 октября): все музеи открыты для посещения
Праздник Всех Святых (1 ноября): все музеи, кроме Новой пинакотеки и Галереи Шака, открыты для посещения
Сочельник (24 декабря): все музеи закрыты для посещения
1-й день Рождества Христова (25 декабря): все музеи закрыты для посещения
2-й день Рождества Христова (26 декабря): все музеи открыты для посещения
31 декабря: все музеи закрыты для посещения

Актуальная информация: закрытие Новой Пинакотеки

Уважаемые посетители!

31 декабря 2018 года галерея Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Обратите внимание на эти изменения, планируя посещение Ареала искусства и Пинакотек. С октября нынешнего года подробную информацию об экспозиции можно будет получить на нашем веб-сайте.

ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Старая пинакотека
Сниженные цены на входные билеты во время проведения модернизации системы освещения в 2014-2018 гг.
Постоянная экспозиция
4 евро | льготная цена 2 евро
По воскресеньям –­ 1 евро

Пинакотека современности

По воскресеньям –­ 1 евро

Музей Брандхорста
Выставка «Painting 2.0: изобразительное искусство в эпоху информационных технологий» до 30.04.2016 г.
10 eвро | льготная цена 7 евро

Обратите внимание: в Музее Брандхорста на период до 30.04.2016 г. льготных цен на входные билеты по воскресеньям не предусмотрено; кроме того, в этот период на Музей Брандхорста не распространяется действие единого входного билета и входного билета на пять посещений.

Галерея Шака
4 евро | льготная цена 3 евро
По воскресеньям –­ 1 евро
Отдельные цены на входные билеты для посещения специальных выставок.

Единый входной билет – 12 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Входной билет на пять посещений – 29 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Не даёт права на посещение специальных выставок.

Правом бесплатного посещения музеев пользуются следующие категории граждан: дети и лица, не достигшие 18 лет; студенты факультетов искусства, истории искусства, искусствoведения, а также теории и методики преподавания искусств; школьные классы, дети дошкольного возраста, группы продлённого дня и молодёжные группы из стран-членов ЕС (в сопровождении учителей или воспитателей).

Вход бесплатный или по льготной цене

Дополнительная информация – здесь (PDF) .

ПРОЕЗД

Пинакотека и Музей Брандхорста:

Tрамвай
№ 27: остановка Pinakotheken

Метро
U2: станция Königsplatz или Theresienstraße
U3 | U6: станция Odeonsplatz или Universität
U4 | U5: станция Odeonsplatz

Aвтобус
№ 154: остановка Schellingstraße, № 100 (музейный маршрут): остановка Pinakotheken, № 100 (музейный маршрут): остановка Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst

Экскурсионный автобус
Перед Новой пинакотекой имеется две автостоянки для экскурсионных автобусов. Между 10.00 и 20.00 время стоянки (с парковочным диском) ограничено двумя часами.

Галерея Шака :

Aвтобус
№ 100 (музейный маршрут): остановка Reitmorstraße / Schack Galerie

Tрамвай
№ 17: остановка Nationalmuseum
Рекомендуем воспользоваться общественным транспортом, так как в непосредственной близости от музеев нет автостоянки.

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА


Старая Пинакотека знакомит с основными вехами европейской живописи: здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо. Постоянная экспозиция включает более 700 полотен, это настоящая сокровищница немецкой, фламандской, голландской, французской, итальянской и испанской живописи. Здание музея – творение архитектора Лео фон Кленце – было построено в 1836 году в классическом стиле и стало эталоном европейского музея, предлагая достойное обрамление для картин, составляющих золотой фонд западного искусства.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500)
Дерево (липа – Tilia зр.), 67,1 х 48,9 см
Портрет приобретён в 1805 году Центральной дирекцией Картинной галереи
Инв. № 537

НАШИ ШЕДЕВРЫ СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА

Эта картина 28-летнего художника, пожалуй, самое необычное творение в истории портретного искусства. Поворот анфас и высокая степень совершенства образа напоминают изображения Христа, однако оба аспекта следует рассматривать в контексте начатых Дюрером в это время исследований человеческих пропорций. Акцент сделан на выразительном взгляде и руке человека-творца, инструменте художника, которым написан портрет, что позволяет увидеть в этой работе программное произведение художника. Данную мысль почёркивает и надпись на латыни, допускающая разные толкования: «Таким я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал себя характерными красками в возрасте 28 лет».

НОВАЯ ПИНАКОТЕКА


«От Гойи до Пикассо» – таков девиз Новой пинакотеки, основанной королем Людвигом I в середине 19-го века. Первый музей в Европе, открытый для широкой публики, стал также первым музеем современного искусства – по словам баварского монарха, «коллекцией живописи нынешнего и будущих веков». Знаковые произведения классицизма, романтизма, югендстиля и импрессионизма, назарейцев и немецких римлян представлены здесь наряду со знаменитыми полотнами эпохи модерна. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было разрушено; новое здание (проект архитектора Александра фон Бранки) открыло свои двери в 1981 году.

Винсент Ван Гог (1853-1890)
«Подсолнухи» (1888)
Холст, масло. 92,0 х 73,0 см
Картина приобретена в 1912 году
от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»
Инв. № 8672

НАШИ ШЕДЕВРЫ НОВАЯ ПИНАКОТЕКА

Эту картину в её сияющих красках и жизнеутверждающей красоте Винсент Ван Гог создал в августе 1888 года: она должна была украсить студию художника в Арле, где он намеревался работать вместе с Полем Гогеном. Чрезвычайно просто, даже плоско, художник изобразил цветы, вазу, поверхность, на которой она стоит, и фон. Ледяная бирюза фона в значительной степени усиливает экспрессию жёлтых и жёлто-коричневых тонов, и цветы дают почувствовать не только зной летнего Прованса, но и накал чувств в самой жизни Ван Гога. По замыслу художника подсолнух представляет собой солнце, которое мастер понимает как символ жизни и именно так изображает в ряде своих работ.

Простая форма и насыщенные цвета объясняются влиянием японской гравюры, однако одновременно с этим просматривается и связь с так называемым клуазонизмом, воспринятым Гогеном и его последователями. Ван Гог воспринимал юг Франции в широком смысле как «Японию», где можно обрести счастье, и «Подсолнухи» подтверждают эту великую идею художника.

Картина, хранящаяся в Мюнхене, – это не единственный, но крайне важный вариант «Подсолнухов» кисти Ван Гога. Художник всегда считал данное полотно достойной парой варианту, хранящемуся в Лондонской Национальной галерее. В последствии он намеревался использовать оба натюрморта для создания триптиха, празднично обрамив ими полотно «Колыбельная».

ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ


Под её крышей разместилось четыре значимых, независимых друг от друга, музея – Коллекция современного искусства (входит в состав Баварских государственных собраний картин), Новая коллекция (Музей прикладного искусства), Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, а также Государственное графическое собрание Мюнхена. Tаким образом, Пинакотека современности входит в число крупнейших в мире музеев искусства, архитектуры и дизайна 20 и 21 веков. Междисциплинарная направленность Пинакотеки современности позволяет сохранить индивидуальное своеобразие каждого из музеев и в то же время представить их как взаимосвязанные части широкого культурного контекста. Просторное здание интересной архитектуры, со стеклянной ротондой в центре, помогает открыть посетителям идею взаимопроникновения искусств и предлагает новый, неожиданный взгляд на вещи.

Макс Бекман (1884-1950)
«Автопортрет в чёрном» (1944)
Холст, масло. 95 х 60 см
Инв. № 10974
© Общество защиты авторских прав в искусстве (VG Bild-Kunst), Бонн, 2016 г.

НАШИ ШЕДЕВРЫ ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ

В 1937 году Макс Бекман эмигрировал в Амстердам, где, преодолевая большие сложности, работал и во время немецкой оккупации. Именно здесь на рубеже 1943-44 годов был создан этот автопортрет, на котором художник предстаёт властным и несломленным, но с лицом, похожим на застывшую нечёткую маску. Чёрный парадный костюм здесь всего лишь атрибут, который уже не соответствует реальному положению дел, но подчёркивает некую отстранённость художника от окружающей действительности, его недоступность и в то же время формально замыкает композицию в направлении зрителя. Такое впечатление ещё более усиливает рука, согнутая под углом, которой художник будто отгораживается от мира, а также спинка стула. Среди многочисленных автопортретов художника, этот, пожалуй, оставляет наиболее тяжёлое чувство, так как нескрываемая агрессивность отчуждает художника не только от враждебного мира, но и от самого себя. Никакое переодевание не смогло бы отдалить Бекмана от самого себя в большей степени, чем этот на первый взгляд заурядный облик. Трагическое оцепенение отпустит художника лишь после эмиграции в Америку, где он обретёт внешнюю свободу.

МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА


Музей Брандхорста в составе Баварских государственных собраний картин был открыт в 2009 году по соседству с Пинакотеками и гармонично дополняет мюнхенский Ареал искусства впечатляющим собранием произведений классического модерна и современного искусства. Новый музей отличается эффектной архитектурой и предлагает вниманию посетителей две значительные коллекции работ Энди Уорхола и Сая Твомбли, а также полотна Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Майка Келли, Брюса Наумана, Дэмьена Хёрста и др.

Интерьер Музея Брандхорста
с циклом «Лепанто» Сая Твомбли

НАШИ ШЕДЕВРЫ МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА

Картины американского художника Сая Твомбли, родившегося в 1928 году в Лексингтоне, штат Вирджиния, и умершего в 2011 году в Риме, приобрели знаковый характер для Галереи Брандхорста. После изучения искусства в целом ряде высших учебных заведений Сай Твомбли недолгое время посещал колледж Black Mountain, а затем вместе с Робертом Раушенбергом отправился в путешествие по Европе и Северной Африке. Именно в тот период Твомбли обратился к теме Средиземноморья, которое стало одним из основных источников его вдохновения.

Твомбли не знает себе равных в тонком и лиричном сочетании рисунка и текста. Наряду с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом он является самым важным представителем своего поколения, пришедшего на смену абстрактному экспрессионизму. Как Раушенберг и Джонс, Твомбли сумел не только ознаменовать новую значительную эпоху в американском искусстве, но и разработать совершенно уникальный, мощный в своей экспрессии язык зрительных образов.

Монументальный цикл «Лепанто» (2001), состоящий из двенадцати частей, вошёл в постоянную экспозицию, развёрнутую в центральном зале, который был оформлен в соответствии с пожеланиями художника. Более чем 170 экспонатов, представленных в Галерее Брандхорста, – среди них картины, скульптуры и рисунки разных периодов – знакомят с творческим развитием этого самобытного художника; данное собрание считается наиболее значительной коллекцией произведений Твомбли за пределами США, сравнимой только с «Галереей Сая

Арнольд Бёклин (1827-1901)
«Тритон и Нереида» (1874)
Холст, масло. 105,3 х 194,0 см
© Баварские государственные собрания картин, Мюнхен – Галерея Шака

НАШИ ШЕДЕВРЫ ГАЛЕРЕЯ ШАКА

«Тритон и Нереида» является последним полотном Бёклина, приобретённым для собрания Шака. Тему для картины художник в очередной раз почерпнул из древней мифологии: он изображает морских существ в психологически напряженной ситуации, что побуждает зрителя к размышлениям о взаимоотношениях между отдельными персонажами, представленными на полотне. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, сочетает в своём облике черты человека и рыбы: у него фигура мужчины с рыбьим хвостом. По замыслу Бёклина, Тритон предстаёт бородатым, диким существом: повернувшись к зрителю своей покрытой волосами спиной, он трубит в большую раковину. Нереида, одна из дочерей морского старца Нерея, изображена в виде молодой женщины с длинными каштановыми волосами и тёмными глазами, которая в двусмысленной позе раскинулась на скале. Она обнажена, и лишь тонкая красноватого цвета ткань прикрывает её ноги. Будто поддавшись внезапному порыву, она повернулась к огромной морской змее, вынырнувшей перед ней из пучины морской.

Первая картина, перед которой я остановилась во время весеннего посещения Новой Пинакотеки в Мюнхене, была работа Габриэля фон Макса «Обезьяны как судьи искусства» 1889 года. Сначала эту вещь воспринимаешь просто как вариант посещения зоопарка, но название заставляет пристальнее всмотреться в картину. И тогда становиться ясно, на что так внимательно смотрит добрая половина обезьяньего сообщества. Они разглядывают холст в золоченой раме. Габриэль фон Макс держал у себя обезьян и любил изображать их в различных «человеческих» ситуациях. Но в данном случае, ситуация особая – явно намекающая на отношение художника к тем, кто вершит судьбы искусства, оценивает произведения мюнхенских художников.


Поскольку и сам ты относишься к этому племени критиков и экспертов, то невольно начинаешь искать ту обезьяну, с которой хочется, чтобы отождествляли тебя. Тешишь себя надежной, что ты так и остался испуганным детенышем, который смотрит круглыми глазами на пугающий и прекрасный мир.

Я ни в коей мере не считаю себя к знатоком немецкой живописи XIX века. Она была всегда где-то на периферии моих художественных интересов. И в Новую Пинакотеку в первый раз, в 2001 году, я попала почти случайно. Античные собрания в Мюнхене оказались на реставрации. Вместо того, чтобы с горя отправиться пить пиво, мы зашли в Новую Пинакотеку. И оказались в одном из самых комфортных и интересных художественных музеев мира. Он спланирован таким образом, что ноги сами несут тебя из зала в зал, от картины к картине. Вместо лестниц – система пандусов. И много пространств, где ты отдыхаешь от интенсивного знакомства с живописью.

Прекрасный свет, картинам просторно, и каждая из них воспринимается как шедевр. Современное здание было построено в 1981 году бароном Александром фон Бранки. Сама же Галерея современного искусства была основана в 1853 году Людвигом I. Ее здание, которое было создано в той же стилистике, что и Старая Пинакотека, было разрушено во время Второй мировой войны и снесено.

Скульптура в экспозиции Новой Пинакотеки словно аккомпанирует живописи. Большая ее часть располагается в зонах релаксации.

Если говорить о немецкой живописи XIX века, то главный зал для меня в Пинакотеке – зал Каспара Давида Фридриха. От его елей я не могла оторваться, как от елочки и сосенки на фреске из виллы Ливии Только там, в раю, было тепло и щебетали птицы, а картина Фридриха больше напоминает о кладбищенском холоде. Или точнее – о холоде вечности.
«Божественное начало, – говорил художник, – есть повсюду, даже в песчинке». По словам современного исследователя, пейзажи Фридриха «представляют собой скорее видЕние, а не то, что на самом деле было видимо. Их симметричный рисунок выдает присутствие взгляда, организующего природу».
/Цитата по кн: Д.Аррас. Деталь в живописи. СПб,2010, с.414/

Красота и бескрайность мира открывается Фридриху не только в созерцании горных панорам, но и на плоском болотистом взморье с чахлой растительностью, рыболовными лодками и сетями, наброшенными на коряги.

Сквозь свинцовые тучи прорвались закатные лучи, и вспыхнувшее серебристо-золотистое море поделилось своим сиянием с лужами, превратив скучный, неприглядный берег в преддверие мира мечты.

Выйдем в одну из галерей музея, передохнем, и из мира романтических сущностей перейдем в залы, где собраны изображения того реального мира, куда стремились попасть немецкие романтики. Сменим побережье Балтийского моря на берега моря Тирренского.
«Ты знаешь край, где мирт и лавр растёт,
Глубок и чист лазурный неба свод,
Цветёт лимон, и апельсин златой
Как жар горит под зеленью густой?..
‎ Ты был ли там? Туда, туда с тобой
‎ Хотела б я укрыться, милый мой».

В Новой Пинакотеке собрана целая галерея красавиц, расцветших под солнцем Италии. Больше всего мне понравилась Феличе Бернарди из Альбано, запечатленная Августом Риделем в 1842 году.
Как тут не вспомнить восторженные строки Н.В.Гоголя по поводу красавиц полу-немца К.П.Брюллова: «Женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами,- она женщина страстная, сверкающая, южная, итальянка во всей красе полудня, мощная, крепкая, пылающая всею роскошью страсти, всем могуществом красоты,- прекрасная, как женщина».
http://www.bibliotekar.ru/rusGogol/67.htm

Юная римлянка Фридриха Вильгельма фон Шадова (1818 г.) еще не пылает страстью, что, впрочем, можно объяснить возрастом модели. Но все еще впереди!

С красавицами Фридриха Овербека все сложнее. Своим взглядом на модели он словно «подмораживает» их, оскульптуривая формы. Глядя на Витторию Кальдони (1821 г.), мы вспоминаем о Богоматери или изображениях святых. Виттория была одной из самых прославленных итальянских красавиц своего времени. Сохранилось множество ее изображений, выполненных не только живописцами, но и скульпторами. Совсем юной ее запечатлел Александр Иванов. Замуж она вышла за Григория Лапченко и вместе с ним уехала в Россию.
http://www.mknews.de/article/2013/02/27/817842-devushka-iz-albano.html

Черты Виттории угадываются и в образе Италии в знаменитом живописном манифесте Овербека «Италия и Германия» (1828 г.).

О реальной жизни романтиков или о распространенном мифе о них, согласно которому истинный художник и поэт не могут получить признания при жизни, напоминает картина Карла Шпитцвега «Бедный поэт» (1839 г.). Как и наш Павел Федотов, Шпитцвег был самоучкой и мастером рассказа через детали. И еще их роднит соединение иронического и любовного отношения к своим персонажам.

Германия имеет насыщенную историю, в стране большое количество музеев. Удивительная коллекция живописи разных периодов представлена в известных картинных галереях Мюнхена – трех пинакотеках. Новая пинакотека в Мюнхене – собрание более 3000 картин и 300 скульптур от эпохи Просвещения до начала модерна – является связывающим звеном между Старой пинакотекой (представлены полотна художников от Средневековья до XVIII столетия) и пинакотекой Современности (демонстрируются работы мастеров второй половины XX и XXI веков).

История создания Новой пинакотеки в Мюнхене

Баварский король Людвиг I из династии Виттельсбахов (1786-1868, правил с 13 октября 1825 до 20 марта 1848), коллекционер художественных произведений и покровитель искусства, захотел сделать свою частную коллекцию современной живописи доступной для общественности. И он реализовал свой замысел.

25 октября 1853 года напротив здания Старой пинакотеки (в переводе с греческого языка означает «хранилище картин») была открыта Новая пинакотека – картинная галерея с работами современных мастеров того времени. Это был первый музей современного искусства в Европе.

Основой коллекции Новой пинакотеки стали картины немецких художников, большинство из которых придерживались романтического направления в живописи.

Еще одну часть экспозиции составляли работы мюнхенской школы живописи. В главном зале галереи демонстрировались картины известного пейзажиста Карла Ротманна, посвященные Греции (так как Otto I, второй сын Людвига I, был греческим королем).

«Зал Ротманна» занимал центральное место в собрании художественных произведений баварского короля и сегодня такой зал вы можете увидеть в галерее. После смерти Людвига I в 1868 году коллекция Новой пинакотеки насчитывала 425 картин.

Архитектура здания Новой пинакотеки

Первоначальный проект был разработан немецкими архитекторами Friedrich von Gärtner и August von Voit, а заложена галерея 12 октября 1846 года. Это было огромное, прямоугольное здание почти без окон, с центральным нефом, который возвышался над двумя боковыми. Второй этаж здания был украшен фресками, которые демонстрировали благотворительную деятельность Людвига I.

В 1944 году здание Новой пинакотеки и фрески были разрушены, но картины, с которых они были нарисованы, сохранились до сегодняшнего дня и представлены в галерее. Так как разрушения здания во время военных бомбардировок были очень значительны, администрация города приняла решение снести здание и на его месте построить новое.

С 1947 года картины музея демонстрировались в Доме искусства (Haus der Kunst) и на временных выставках. В результате пожара в Glaspalast в 1931 году во время выставки работ немецких художников-романистов сгорел дворец и 110 картин. Это была значительная потеря коллекции ценных полотен.

Только через 30 лет было заложено новое здание известной галереи по проекту Александра фон Бранка.

28 марта 1981 года Новая пинакотека открылась для посетителей. Построенное в стиле неомодерн здание с эркерами (выступающие за плоскость фасада части помещения), полуциркульными арками и аварийными лестницами для кого-то, может, выглядит не очень гармонично, но его просторные внутренние залы с верхним освещением получили одобрение ценителей представленных там картин.

Коллекция произведений искусства Новой пинакотеки

До 1909 года коллекция галереи пополнялась работами только немецких художников согласно предпочтениям короля-основателя Людвига I. В этом же году, благодаря настойчивости Генерального директора Баварского государственного собрания картин Гуго фон Чуди (Hugo von Tschudi), было куплено много интересных работ художников-импрессионистов Франции. Таким образом, фонду музея стала принадлежать значительная коллекция полотен современности.

Уже к 1913 году в галерее насчитывалось 1100 картин, часть которых была в собственности государства, а вторая – королевского двора.

Однако в 1938 году из коллекции Новой пинакотеки были изъяты для выставки «позорного» искусства картины западноевропейских художников-импрессионистов, которых в то время не жаловали. Среди изъятой известной работы был знаменитый «Автопортрет» Ван Гога, который был продан и никогда больше не вернулся в стены Новой пинакотеки.

Для удобства посетителей экспозиция музея разделена на школы, периоды, страны. Здесь постоянно представлены более 550 произведений искусства.

В коллекцию живописи Новой пинакотеки второй половины XVIII-начала XIX века входят работы таких известных мастеров:

  • почти все значимые художники Англии: Уильям Хогарт, Джошуа Рейнольдс, Томас Лоуренс, Джордж Ромни, Дэйвид Уилки, Джон Констебл, Уильям Тёрнер («Ostende», 1844) и другие;
  • испанского художника и гравера Франсиско Гойя («Загородная прогулка», 1776, «Ощипанная индейка», ок. 1810), французского живописца и педагога Жака Луи Давида («Портрет Анны Марии Луизы Телюссон де Сорси», 1790), немецких художников швейцарского происхождения Ангелики Кауфманн («Автопортрет», 1784), Антона Графа («Генрих XIII», 1775), швейцарского живописца Иоганна Генриха Фюсли («Сатана и смерть, разделённые грехом», 1792-1802), немецкого художника и мастера портрета Иоганна Фридриха Августа Тишбейна («Николя Шатлен в саду», 1791);
  • немецких классиков Якоба Филиппа Гаккерта, Йозефа Антона Коха, Людвига Рихтера, Фридриха Овербека («Italia und Germania», 1828), Фридриха Вильгельма фон Шадова, Генриха Мария фон Гесса и Петера фон Корнелиуса;
  • немецких романтиков Каспара Давида Фридриха («Riesengebirgslandschaft mit aufsteigendem Nebel», 1819/20), Иоганна Христиана Даля, Карла Фридриха Шинкеля, Карла Блехена и др.;
  • художников в стиле бидермейер (ответвление романтизма, пришедшего на смену ампиру; характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей) – Доменико Квальо, Франца Ксавьера Винтерхальтера, Фердинанда Георга Вальдмюллера, Морица фон Швинда и Карла Шпицвега («Бедный поэт», 1839);
  • французских реалистов и романтиков Теодора Жерико, Эжен Делакруа, Жана-Франсуа Милле, Онорэ Домье («Мелодрама», 1856-1860), Гюстава Курбе и других;
  • немецких реалистов Вильгельма Лейбля, Франца фон Ленбаха, Августа Зейделя и Адольфа фон Менцеля («Wohnzimmer mit Menzels Schwester», 1847), импрессионистов Макса Либермана, Ловиса Коринта, Фрица фон Уде, Марии Слафона и Макса Слефогт;
  • ценным достоянием галереи являются работы французских художников-импрессионистов Клода Моне («Мост через Сену в Аржантёе», 1874), Эдуарда Мане («Завтрак в ателье», 1868), Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега («Die Büglerin», 1869), Альфреда Сислея и постимпрессионистов Поля Гогена («Пейзаж Мартиники», 1887), Поля Сезанна («Stillleben mit Kommode», 1883-1887), Винсента Ван Гога («Подсолнухи», 1888, картина приобретена в 1912 году от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»), Жоржа Пьера Сера, Анри де Тулуз-Лотрека.

Фонд живописи XX века составляют работы таких известных мастеров, как основоположник австрийского модерна Густав Климт, бельгийский художник и график Джеймс Энсор, французы Морис Дени, Эдуар Вюйар, Пьер Боннар, швейцарский художник Фердинанд Ходлер, немецкий скульптор и живописец Франц фон Штука, норвежский живописец и график Эдвард Мунк.

В Новой пинакотеке помимо художественных полотен вы можете увидеть скульптурную экспозицию XIX и начала XX веков, которая представлена работами Бертеля Торвальдсена («Адонис», 1802-1832), Антонио Кановы («Статуя Париса», 1807-1816), Рудольфа Шадова, Огюста Родена, Макса Клингера, Аристида Майоля и Пабло Пикассо.

На сегодняшний день Новая пинакотека продолжает пополняться коллекциями, присутствуют даже пожертвования и помощь истинных ценителей искусства.

Старая пинакотека в Музейном квартале Мюнхена

Старая пинакотека считается одной из самых известных галерей мира. Здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо.

Постоянная экспозиция состоит из 700 картин знаменитых немецких, фламандских, голландских, французских, итальянских и испанских художников, среди которых Рафаэль, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Босх, Рембрант, Рубенс. Известный шедевр того времени – «Битва Александра Македонского с царём Дарием», выполненная немецким мастером живописных картин Альтдорфером в 1529 году.

Большая часть коллекции полотен Старой пинакотеки была собрана в основном представителями династии Виттельсбахов, которая правила Баварией на протяжении 700 лет (1180-1918).

Интересен факт, что один из ее потомков и сейчас живет во дворце Нимфенбург в Мюнхене. А внутренние помещения дворца являются настоящими произведениями искусств.




Top