Паола волкова передача мост над бездной. Дюрер

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (italiano. Santa Maria della Carità ). Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и используя в качестве фундамента остатки древнеримского театра.

Донатор

Энрико Скровеньи , на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некого Манфредо Далесманини . Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона, двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца - Реджинальдо , которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75).

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение - в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго. Дополнительная тонкость - фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах.

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане - прямоугольник размером 20х9 м с одним нефом и алтарной абсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи - глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи - все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи. Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьезные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьезно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд» , которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» ). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объемов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.

Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приемы: вместо четких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приема - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Состав росписей

Правый верхний ярус посвящен истории Иоакима, отца Девы Марии. Он состоит из следующих изображений:

1. Изгнание бездетного Иоакима из храма 2. Иоаким присоединяется к пастухам 3. Благовещение святой Анне 4. Жертвоприношение Иоакима 5. Сон Иоакима 6. Встреча у Золотых Ворот

Левый верхний ярус - следует за ним хронологически, это история девы Марии:

7. Рождество Богородицы 8. Введение во храм 9. Церемония посохов 10. Моление о чуде посохов 11. Бракосочетание Марии 12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии 14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения 15. Фигура девы Марии из Благовещения - находится по другую сторону проема, напротив Гавриила 16. Встреча Марии и Елизаветы

Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая об его детстве:

17. 18. Поклонение волхвов 19. Сретение 20. Бегство в Египет 21. Избиение младенцев

Второй ярус слева рассказывает уже о взрослых годах Иисуса:

22. Христос среди учителей 23. Крещение 24. Брак в Кане Галилейской 25. Воскрешение Лазаря 26. Вход в Иерусалим 27. Изгнание торгующих из храма

Арка пресбитерия включает еще одно изображение:

28: Предательство Иуды - встреча предателя с первосвященниками находится напротив встречи Марии и Елизаветы (как противопоставление)

Третий ярус справа сосредотачивается на Страстях Господних:

29. Тайная вечеря 30. Омовение ног 31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса 32. Христос перед Каифой 33. Бичевание

Третий ярус слева продолжает их:

34. Крестный путь 35. Распятие Христово 36. Положение во гроб 37. Воскресение (Noli me tangere) 38. Вознесение 39. Сошествие святого духа

Нижний ярус изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков:

40. Осторожность 41. Сила 42. Умеренность 43. Правосудие 44. Вера 45. Милосердие 46. Надежда 47. Отчаяние 48. Зависть 49. Неверие 50. Несправедливость 51. Гнев 52. Непостоянство 53. Глупость

Западная стена , противоположная апсиде целиком посвящена одному сюжету:

54. Страшный суд

Остальное пространство занято окнами и изображением архитектурной декорации. Потолок росписан под звездное небо и разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и пророков, по четыре с каждой стороны.

  • Как считается, в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (во втором ярусе на правой стене) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.). В честь этого Европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами.

Литература

  • «Джотто. Падуя. Капелла Скровеньи. Фрески после реставрации 2002 года». Издательство Giorgio Deganello. 2005 г.

Капелла Скровеньи – церковь святой Марии Милосердной, впоследствии получившая статус часовни. Построена в 1300-1303 годах на средства богатого купца Энрико Скровеньи. Здание возведено на месте античного амфитеатра. Согласно легенде, владелец соорудил часовню во искупление грехов своего отца – ростовщика Реджинальдо, которого Данте в "Божественной комедии" описал в 7-м круге Ада.

Капелла Скровеньи известна богатыми фресками, написанными лучшим художником той эпохи Джотто (вероятно, он же является и архитектором здания). Фрески покрывают купол и стены часовни в три яруса. Росписи изображают сцены Рождества Пресвятой Девы Марии, Благовещения, Рождества Христова, жития и крестных мук Спасителя, Тайной Вечери, Страшного суда, а также аллегорические изображения пороков и добродетелей. Росписи содержат интересные документальные детали. Так, на фреске "Страшный суд" изображен донатор, преподносящий саму капеллу, а на фреске "Поклонение волхвов" в качестве звезды изображена комета Галлея, пролетавшая над Землей во время строительства часовни (1301 г.).

Капелла Скровеньи на карте

Тип: Религиозные сооружения Адрес: Piazza Eremitani 8, 35121 Padova, Italia. Время работы: ежедневно 9.00-19.00, программа "Джотто под звездами" действует 19.00-22.00 (вход в 21.20), выходной - 1 января, 25, 26 декабря. Стоимость: 13 €, для групп свыше 10 человек - 8 €, для детей 6-17 лет, студентов до 27 лет, групп до 10 человек - 6 €, для детей до 5 лет, инвалидов и сопровождающих их лиц - бесплатно. Как добраться: ехать автобусами №1, 03, 05, 08, 09, 10, 12, 15, 18, 42, A, AT, ATL, M, T до остановки Garibaldi giardini. Ограничения: не допускаются лица с домашними животными, едой, напитками; мобильные телефоны должны быть выключены. Сайт.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе .

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи * в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».
И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом * - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

На торцовой стене помещено изображение Страшного суда , а на боковых - сцены из жизни Христа и Богоматери , расположенные в три регистра.

Часовня. Вид входа в часовню, торцовая стена. 1303-06. Джотто ди Бондоне.


Часовня. Вид напротив входа в часовню. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.

Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера.


Схема расположения фресок в капелле Скровеньи . Падуя.

В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».


Господь посылает архангела Гавриила к Деве . 13. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Архангел Гавриил, посланный Богом. 14. 1306г. Джотто ди Бондоне.


Благовещение: Дева, получающая Благую весть. 15. 1306г. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Иоакима. Благая весть святой Анне. 3. 1304-06гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Девы Марии. Свадьба Девы. 11. 1303-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.


"Ряды фресок". 1304-06. Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фрески.


Сцены из жизни Христа. Рождество. 17. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Внесение во храм. 19. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Бегство в Египет. 20. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Крещение Христа. 23. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскрешение Лазаря. 25. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Въезд в Иерусалим. 26. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Изгнание торговцев из храма. 27. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Предательство Иуды. 28. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой «Тайная вечеря» начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы»(Пятидесятницы) .


Сцены из жизни Христа. Тайная вечеря. 29. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Арест Христа. (Поцелуй Иуды). 31. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Христос перед Каиафой. 32. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Распятие. 35. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


36. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Оплакивание Христа 36. Деталь. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Воскресение. (Noli me tangere*) 37. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Сцены из жизни Христа. Вознесение 38. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Сцены из жизни Христа. Троица (Пятидесятница) 39. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

На торцовой стене, как упоминалось расположено изображение "Страшного суда".


Страшный суд. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Страшный суд. Деталь. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков, Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, между широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.

Семь добродетелей.


Семь добродетелей. Благоразумие. 40. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Сила духа. 41. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Умеренность. 42. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Справедливость. 43. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Вера. 44. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь добродетелей. Милосердие. 45. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска


Семь добродетелей. Надежда. 46. 1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Семь пороков.


Семь пороков. Отчаяние. 47.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Зависть. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Неверность. 49.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Несправедливость. 50.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Гнев. 51.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Непостоянство. 52.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.


Семь пороков. Глупость. 53.1306г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Отдельно хотелось бы отметить декоративные полосы - вот пара из них:

Моисей на горе Синай. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Иона, проглоченный китом. 1304-06г.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

1. * Энрико Скровеньи - богатый торговец и банкир, житель Падуи, член рыцарского ордена Гауденти, состоявшего главным образом из богатых горожан. Он был выдающейся личностью, одаренный и с большими политическими амбициями, и стал предтечей знаменитых меценатов XV века, будучи первым заказчиком нового ренессансного типа для первого художника Ренессанса

2. * Коробовый свод - разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.


Западная стена Петра и Павла церковь в Кожевниках в Новгороде.
Петропавловский храм сооружен из крупных камней известняка, а конструктивные и декоративные элементы выполнены из кирпича, из которого сложены лопатки, своды, глава.
Верха имеют трехлопастное завершение, состоящее из сочетания среднего коробового свода с двумя боковыми полукоробовыми 1406.

3. * Пресбитерий - (позднелат. presbyterium - от греч. presbyteros - старейшина), возвышение для алтаря и мест духовенства в восточной части католического храма. Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры (т.е. священники).

4. * Не прикасайся ко Мне (лат. Noli me tangere, греч. Μή μου ἅπτου) - евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.»

Капелла Скровеньи, также известная как часовня Арена, - церковь в Падуе, украшенная циклом фресок Джотто начала 14-го века, одним из величайших сокровищ искусства.

Церковь была посвящена Деве Марии делла Карита и освящена в 1305-м году. Фрески Джотто рассказывают о жизни Девы Марии и ее роли в спасении человечества. Второе название часовни – Арена – было дано ей потому, что она стоит на том месте, где в античный времена располагалась древнеримская арена. Позднее здесь проходили празднования Благовещения Девы Марии, что и обусловило строительство церкви. Возведение храма было инициативой Энрико Скровеньи, местного банкира, - в те годы ремесло банкира признавалось церковью тяжким грехом, и многие «запятнавшие» себя тратили огромные суммы на церковные нужды, чтобы искупить грех. Считается, что Энрико построил храм во искупление грехов своего отца, ростовщика Реджинальдо дельи Скровеньи, которого великий Данте поместил в седьмой круг ада в своей «Божественной комедии». Могила самого Энрико находится в апсиде храма, а его портрет можно увидеть на фреске «Судный День» Джотто.

Часовня была пристроена к новому дворцу, построенному по заказу Энрико, и, по всей видимости, служила семейной церковью. При этом в ней также проводились некоторые публичные обряды, связанные с празднованием Благовещения Девы Марии.

Помимо цикла фресок Джотто часовня выделяется, разве что, арочным сводом. «Судный День» Джотто занимает целую стену над входом в часовню. Напротив можно увидеть необычное изображение Господа на небесах, посылающего ангела на землю. Каждая стена разделена на три цикла фресок, каждый из которых в свою очередь состоит из четырех изображений площадью два квадратных метра. Одной из самых захватывающих картин в часовне является «Поцелуй Иуды» кисти того же Джотто – момент предательства, ознаменовавший первый шаг Иисуса на пути к распятию.




Top