Паоло трубецкой памятник александру 3. Памятник Александру III: достопримечательности, фото, видео, отзывы

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии.

Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран-При.

Приехав в Россию, он стал одним из членов–учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III (отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Н ебольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце-музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею–Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора-в мастерской К.Робекки, конь-на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.

Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки. Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные.

Сам П.Трубецкой говорил:«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику ».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец".

На рубеже веков скульптура искала иные пути развития-не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.


В первые послереволюционные годы судьба памятника была печальной. В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:


ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В ночь на 15 октября 1937 года монумент был разобран и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад .

Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.

В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца . Сегодня не исключена возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. PALACE EDITION. Государственный Русский музей., СПб., 1994 . © Е. А. Паршина, 2009

Стоит комод, на комоде - бегемот...

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III.
На площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. На церемонии присутствовала императорская семья и лично император Николай II.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Место для памятника было выбрано не случайно, ведь Великий Сибирский путь брал свое начало от Николаевского вокзала (ныне Московский).

Памятник был выполнен миланским скульптором П.Трубецким и считается его самой известной работой.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.

Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге, а монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора - в Италии, конь - на Обуховском сталелитейном заводе.

Перед установкой на Знаменской площади там были проведены серьезные подготовительные работы и создан сложный фундамент.


Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Модель скульптуры поставили для определения наилучшего расположения памятника... оригинальный авангард такой)))

Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой.


Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г.

Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы... Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... Конь, очевидно, не понимает Всадника... предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть... С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось..."

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз».

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом ". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное...

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».

В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.

Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
"

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял не долго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.

Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.

Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И... ничего страшного... и комод и бегемот выдержали. Вот она - великая сила искусства!

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. Затем памятник перевезли во дворик Мраморного дворца. Так он там до сих пор и стоит. Гордый, но незаслуженно забытый...

Профессор филологического факультета СПбГУ Н.А. Мещерский (1906-1987) рассказывал одному из авторов, что в конце 1910-х — начале 1920-х годов горожане, желавшие ехать на извозчике на Московский вокзал, кричали: «Извозчик! К пугалу!». Когда у Финляндского вокзала был поставлен памятник В.И. Ленину, извозчики стали спрашивать у седоков: «К какому, ваше-ство? К Московскому аль к Финляндскому?». На недоуменный вопрос автора, а что такое Финляндское пугало, профессор, происходивший из княжеского рода, улыбнулся, посмотрел добрым взглядом сквозь очки на своего непонятливого ученика, и спросил: «А ты разве не знаешь? Оно и сейчас там стоит!». (C) Ахапкин Д.Н.

Есть проект возврата памятника на , а под ним сделать очередной торговый комплекс.. Возможно все получится и памятник опять будет стоять на своем историческом месте, но лично я считаю что штык там смотрится лучше, хоть что-то стоит в лежащем вокруг...

Я бы Александра поставил в какой-то современный парк или например в Почему нет?!... ему там бы место нашлось.

Основная инфа и старые фото (С) интернет

Комод, бегемот, обормот neznaiko wrote in January 21st, 2014

В комментариях к посту про from_nordwest подкинул такое народное творчество начала XX века:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот.

Есть разные версии, например:
На площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка,
На шапке - крест,
Кто угадает - того под арест.

Догадались, о чём идёт речь? Конечно, о памятнике Александру III.


Памятник Александру III, Знаменская площадь, ? год

Санкт-Петербург готовился к торжественному открытию памятника несколько месяцев. Столица была роскошно убрана. Дома и балконы были украшены флагами национальных цветов, в окнах были выставлены бюсты императорских особ. Особенно величественно были украшены Невский проспект и Знаменская площадь. Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят. Открытие памятника состоялось в 1909 году.


Передвижная модель памятника Александра III, при помощи которой определили точное место для монумента на Знаменской площади, 1905-1909 гг


Забивка свай для памятника Александра III, 1909 год


Открытие памятника Александру III на Знаменской площади, 23 мая 1909 года

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. И вдруг в центре столицы - тяжелая фигура царя, пригвождённого к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция. Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы. Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, отшучивался: "Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом".


Памятник Александру III, ? год

В 1919 году с постамента была сбита оригинальная надпись, а вместо неё выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".


Памятник Александру III, 1919 год

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".


Памятник Александру III, 1927 год

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб. В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.



Памятник Александру III, между 2008 и 2011 гг

Так что, как ни странно, сносу памятника императору помешала революция.

Правление Александра 3 длилось 13 лет. Его называли императором-миротворцем. Именно он своим указом дал начало строительству Транссибирской железной магистрали в 1886 году. Его считали покровителем Сибирской дороги. Он понимал всю важность и особенный характер такого строительства, поэтому распорядился, чтобы оно было заложено его сыном - цесаревичем Николаем. Произошло это в мае 1891 года, когда во Владивостоке начали строить фундамент будущего железнодорожного вокзала.

Планирование

Над постаментом трудился архитектор Ф. О. Шехтель, который высек его из красного валаамского гранита. Он был больше 3 м в высоту. На нем была высечена надпись «Императору Александру III - державному основателю Сибирского пути».

Надо сказать, что с самого начала работой Трубецкого был очень недоволен Великий князь Владимир Александрович. Он заявил, что этот памятник является карикатурой на его брата. Но в защиту скульптора выступила вдова императора, которая увидела явное портретное сходство со своим покойным мужем. Именно она поспособствовала тому, чтобы монумент был завершен. Наконец 23 мая 1909 года памятник Александру 3 в Петербурге был открыт в торжественной обстановке.

Судьба монумента

В 1919 году, после победы большевиков, на пьедестале выбили стихи, написанные Д. Бедным, под названием «Пугало». Через 8 лет, когда праздновали десятилетие революции, для украшения площади памятник заключили в металлическую клетку, а рядом с ней водрузили серп и молот с надписью «СССР».

Через 20 лет после свершения Октябрьской революции памятник и вовсе демонтировали. До 1953 года он хранился в запасниках Русского музея, а затем его подняли и поставили во внутреннем дворе. В середине 90-х годов было принято решение перенести памятник Александру 3 в Петербурге. У Мраморного дворца, прямо перед его входом, где сейчас располагается филиал Русского музея, стоит этот монумент. Не так давно власти задумались о его переносе на прежнее место, т. е. на площадь Восстания, но решение по этому вопросу еще не принято.

Памятник императору в Москве

Работа над этим монументом длилась почти 12 лет, начиная в 1900 года. Над проектом памятника трудились, кроме скульптора А. М. Опекушина, зодчий А. Н. Померанцев как главный архитектор и инженер К. А. Грейнерт, отвечавший за производство работ. На его возведение было собрано более 2,5 млн рублей, а это колоссальная сумма по тем временам.

Памятник Александру 3 в Москве открывали в самом конце мая 1912 года, на Пречистенской набережной, на площади возле храма Христа Спасителя. Сама церемония была весьма помпезной. На ней присутствовал император Николай 2 с женой и детьми, все члены Госсовета и Госдумы, генералы, адмиралы, уездные и губернские предводители дворянства, представители различных общественных организаций и мн. др.

Описание московского памятника

Монумент был выполнен из бронзы и изображал императора, восседавшего на троне. Здесь он был во всех царских регалиях, включая державу и скипетр в руках, а также корону на голове, с наброшенной на плечи порфирой, т. е. мантией монарха, которая спускалась на пьедестал из красного гранита. Цокольную часть постамента украсили четырьмя двуглавыми коронованными орлами с распростертыми крыльями, отлитыми из бронзы. Над ними работал скульптор А. Л. Обер.

Надо сказать, что памятник Александру 3 значительно обогатил общий ансамбль храма Христа Спасителя. Рядом со статуей императора была устроена гранитная балюстрада, а также великолепная лестница, ведущая к самой воде.

К большому сожалению, этот красивейший монумент простоял всего лишь 6 лет. Он был разрушен летом 1918 года, когда советское руководство перебралось в Москву. Но все же сохранилось несколько его фото. Памятник Александру 3 в Москве был, пожалуй, самым величественным. Постамент, оставшийся после его разрушения, простоял вплоть до 1931 года, когда снесли и сам храм Христа Спасителя.

Памятник в Новосибирске

Считается, что появление этого города было предопределено именно указом императора Александра 3 о начале строительства Транссибирской магистрали. Первый железнодорожный поселок в этих местах назвали Александровским в честь царя. Затем он превратился в город и его переименовали в Новониколаевск, так как строительство Транссиба курировал будущий император Николай 2. Теперь же это полуторамиллионный современный город.

Памятник Александру 3 в Новосибирске получился довольно величественным - его высота достигает 13 м. Монумент установили на живописной набережной Оби. Он выполнен из бронзы, а постамент - из гранита. Нижнюю его часть украсили надписью, взятой из высочайшего рескрипта царя о том, что начинается строительство Транссиба. Автором проекта является народный художник России Салават Щербаков.

Открытие памятника Александру 3 было приурочено к Дню города, которому исполнилось 119 лет. Церемония началась в полночь с 23 на 24 июня 2012 года. Зрителям были представлены фотодокументы и кинохроника, продемонстрированные на огромных экранах. Они посвящались богатой истории этого города. На сам памятник Александру 3 в Новосибирске и на его открытие пришло посмотреть около 5 тыс. человек. Присутствовал здесь и правнук Александра 3, являющийся гражданином Дании. Очевидцы утверждают, что его внешнее сходство с императором весьма велико.

Наиболее важная заслуга Императора Александра III (1845 - 1894) заключается в том, что за все годы его царствования Россия не вела войн, он доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За это он и получил свое прозвание "Миротворец". Другой значительной заслугой Императора является основание Великого Сибирского железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника Императору Александру III - Державному основателю Транссибирской магистрали. Окончание строительства дороги предполагалось в 1902 году и к этому же году намеревались приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (ныне - Московского) вокзала. Заказчиками памятника были Император Николай II и члены царской семьи.

Предпочтение отдали проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого - сыну князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас. Приехав в Россию 1897 - 1906 годах, Паоло Трубецкой стал одним из членов-учредителей общества "Мир искусства". Сам он, как скульптор, создал несколько памятников: Л. Толстому и А.С. Пушкину, но прославился именно созданием памятника Александру III. П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем направления импрессионизма в скульптуре.

Для работы над памятником была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии, которая длилась восемь лет, Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Великий князь Владимир Александрович видел в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая Императрица нашла вполне выраженным портретное сходство скульптуры и способствовала завершению работ над монументом. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с Императором. Моделью коня служил собственный конь Александра III.

По первоначальной идее по бокам постамента должны были размещаться сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда. Но впоследствии скульптор от них отказался.

Отливка памятника осуществлялась в Петербурге итальянским мастером-литейщиком Э. Сперати, специально приглашенным из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура Императора - в мастерской литейщика К.Робекки, а фигура коня - на Обуховском сталелитейном заводе.

Пьедестал более трёх меров в высоту был выполнен из валаамского красного гранита, по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

На Знаменской площади под памятник был создан сложный фундамент. Создание бронзового памятника Александру III обошлось казне в 1 200 000 рублей.

23 мая (5 июня н.ст.) 1909 года памятник был освящён и торжественно открыт. На церемонии присутствовал Император Николай II. Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский). По желанию сына Александра III императора Николая II на постаменте создали надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу".

Мнения о памятнике были очень противоречивыми.

В городе бытовало мнение, что памятник Александру III предполагали установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, и потому он создан таким массивным и тяжеловесным. Считалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

При жизни Император Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался ещё более коренастым и громоздким. С.Ю. Витте писал о нём: "По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти".

В.В. Розанов в своей статье "Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III " так описывает впечатление от памятника: «Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом. Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь - ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. "Дайте реформу, без этого не шевельнусь". - "Будет тебе реформа!"... Больно коню: мундштук страшно распялил рот, нижняя челюсть почти под прямым углом к линии головы. <...> голова у коня упрямая и негениальная, "как мы все", "как Русь", как "наша интеллигенция". - "Пустите к свету!" А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом - или, лучше сказать, "недостатком хвоста" - и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! "Вдохновение", бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой "конь" Россия, - свинья, а не конь. <...> Трубецкой <...> посадил упрямую, злую, почти ослиную голову ("уперлась вниз по-ослиному") на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы...
<...>"Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь"... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди...
<...>Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем "чудище облом" царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя "ведь нужно же куда-нибудь ехать"... Между добрым, "благим предначертанием" Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем "злой умысел" всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет "злого умысла", не может его быть.
<...> видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...»

Парный монумент Императору был установлен в другой части Транссибирской магистрали - в городе Иркутске. Сибирский монумент был уничтожен при советской власти.

После революции об основателе важнейшей транспортной артерии страны предпочитали не вспоминать. В 1919 году на мраморном постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало". В 1927 году, к десятилетию Октября, монумент был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись " СССР ". В ночь на 15 октября 1937 года, под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту, монумент был разобран и передан на склад. Хотя к тому времени трамваи по площади ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею. Монумент переместили в Михайловский сад. Во время блокады работники музея создали вокруг памятника защитные сооружения из бревен и мешков с песком. Во артобстрела памятнику пришлось пережить прямое попадание снаряда, но это прошло для него бесследно.

После Великой Отечественной войны в 1950 году из разобранного на блоки постамента изъяли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. Монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был прозван в народе "узником".
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак.
В 1990 году вновь открыли.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Ранее в Мраморном дворце размещался музей В.И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (ныне перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск). Новым постаментом памятнику Александру III послужил пьедестал "ленинского броневика". В данный момент памятник Императору является музейным экспонатом и внесен в федеральный реестр музейных ценностей.

В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место. Из вероятных мест размещения памятника были названы также Конюшенная и Троицкая площадь.

После обсуждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитался несвоевременным.

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект (выход на Гостиный двор и Садовую улицу).


Двор Мраморного дворца. Фото 2014 г.

Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото 2014 г.

"...я увидел... массивного всадника, с знакомыми очертаниями лица, на замечательно некрасивой лошади" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Голова лошади.

Фрагмент памятника.

"Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом... не хочет никуда идти" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника.

"Огромно, могуче, некрасиво, безобразно даже. И отрубленный хвост, - до чего нужен этот отрубленный хвост!.."
"...Зад, - главное, какой зад у коня!" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Лошадь.

"...не конь, а "чудище обло"...." (В.В. Розанов)

"Тут все мы, вся наша Русь от 1881 до 1894 года, - чаяния, неуклюжие идеалы, "тпрр-у", "стой" политики и публицистики, в которой и я так старался, бывало... Да и все мы, сколько нас!!.. Боже, до чего это верно! До чего это точно! " (В.В. Розанов).

"«Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, - что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор..." (В.В. Розанов).

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

"...монумент Трубецкого, - единственный в мире по всем подробностям, по всем частностям, - есть именно наш русский монумент. И хулителям его, непонимающим хулителям, ответим то же, что простой Пушкин ответил на "великолепные" рассуждения Чаадаева: "Нам другой Руси не надо, ни другой истории".
Некрасивы наши матушки родные: и стары, и в болезнях, и без наряда, а ни на кого мы их не променяем. Вот и все". (В.В. Розанов)

Памятник Александру III. Вид со стороны набережной.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015




Top