Парижский инженер отсканировал настоящую джоконду. Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым Рентген картины мона лиза

7. Заключение. «Мона Лиза» в варианте 1503 года.

Недавние инфракрасные и рентгеновские исследования «Моны Лизы», проведенные в Музее Лувр, подтвердили достоверность результатов наших выводов, сделанных на основе открытия и изучения pentimenti ожерелья на шее Джоконды. Таким образом, наша гипотеза, основанная на изучении искусствоведческих и исторических аспектов творчества Леонардо и описанная в п.6, получила дополнительное подтверждение.

В конспективной форме основная идея данной статьи проиллюстрирована на Ил.9. Представленный здесь «Портрет Чечилии Галлерани» (Ил. 9а) является примером раннего творчества Леонардо, для которого характерны официальные портреты влиятельных людей. Напротив, образ Богородицы (Ил. 96), являющийся фрагментом картины «Мадонна и младенец со святой Анной» по своей манере очень близка изображениям религиозных персонажей в поздний период его творчества. Таким образом, в своей окончательной версии «Мона Лиза» может представлять собой синтез раннего и позднего периодов творчества великого живописца.

Даже если Леонардо и не переписал «Мону Лизу» (а ожерелье стало невидимым в процессе бытования картины), о первоначальном (1503 г.) облике Джоконды можно судить по портрету «Элеоноры Толедской» (на котором изображена уверенная в себе, ослепительная дама) (ил.9в), написанному в 1545 году другим итальянским художником Аньоло Бронзино, который, как и Рафаэль, был вдохновлен искусством Леонардо. (Мы не утверждаем, что Элеонора в действительности была похожа на Констанцу д"Авалос, но будучи дочерью испанского вице-короля Неаполя она обладала аристократической статью и могла быть изображена на картине Бронзино в схожей с Моной Лизой манере).

9а. «Портрет Чечилии Галлерани» работы Леонардо да Винчи (1474 г.).

9б. Фрагмент картины Леонардо «Мадонна и младенец со святой Анной» (1510 г.).

9в. Фрагмент «Портрета Элеоноры Толедской с сыном» работы А.Бронзино (1545 г.).

ЭПИЛОГ

Неразгаданные тайны «Моны Лизы» по-прежнему не дают покоя исследователям творчества Леонардо да Винчи, и ее исследования продолжаются до сих пор. Дело это отнюдь непростое, так как картина постоянно находится в герметичном футляре, который открывают для проверки ее состояния всего лишь раз в году. Несколько часов в течение одной ночи - вот то короткое время, когда ученые могут получить доступ к бессмертному творению великого Леонардо.

Среди наиболее известных работ последних лет можно отметить исследования «Моны Лизы», которые были выполнены при помощи метода трехмерного лазерного сканирования группой французских и канадских специалистов. В рамках этой работы в течение двух ночей в октябре 2004 года была создана точная компьютерная 3-D модель «Моны Лизы». С ее помощью специалисты могут разглядеть теперь все мельчайшие (размером в 10 раз меньше толщины человеческого волоса) детали лакокрасочного слоя картины. Помимо возможности проведения мониторинга состояния «Моны Лизы», это позволяет досконально исследовать уникальную технику живописи Леонардо, получившую название sfumato.

Другое не менее интересное исследование было выполнено французскими учеными летом 2010 года с помощью метода рентгено-спектрального анализа. Оно показало, что Леонардо нанес на свое полотно 30 слоев краски, каждый из которых имеет толщину всего 40 микрон (это в два раза тоньше человеческого волоса!). Кроме того, ученые обнаружили, что, создавая образ Джоконды, Леонардо да Винчи опробовал новый метод получения цветового оттенка - вместо меди он использовал оксид марганца. Выяснилось также, что художник использовал особую смесь масел и смол в качестве связующего раствора с добавлением очень малого количества пигментов. Благодаря этой смеси ему удалось создать удивительный объемный эффект изображения «Моны Лизы». Здесь уместно заметить, что при жизни Леонардо многие заказчики часто ругали его за то, что он работает над своими картинами слишком долго. Как это стало ясно только в наши дни, происходило это из-за того, что очень много времени у него отнимало приготовление красок из экстрактов растений и целого ряда других компонентов.

В заключение остается сказать о том, что рассказанная в статье Джона Асмуса история об ультразвуковом обследовании украшенных стенописями стен в «Салоне пятисот» в Палаццо Веккьо во Флоренции, недавно получила интересное и неожиданное продолжение. Проведенное в 2010 году пробное бурение стены над центральной дверью позволило обнаружить под фреской Вазари «воздушную полость», а проводившиеся в 2011-2012 гг. эндоскопические исследования показали наличие на ее «дне» пигментов черной краски, что является еще одним косвенным подтверждением гипотезы о существовании утраченной фрески Леонардо «Битва при Ангиари». Вполне вероятно, что ученые сегодня, как никогда, близки к разгадке этой тайны...

1 К. Clark, Leonardo da Vinci, Univ. Press, Cambridge (1952).

2 C. Pedretti, Leonardo: A Study in Chronology and Style, Univ. of Cal. Press, Berkeley (1973).

3 A.E. James, et al., «Digital radiography in the analysis of paintings: A new and promising technique,» J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 41-48 (1982).

4 J.R. Druzik, «The use of digital image processing to clarify the radiography of underpainting," J. Am. Inst. Cons., vol. 22, pp. 49-56 (1982).

5 J.E Asmus and S. Pomeroy, «Ultrasonic mapping of detachments in mural paintings by Vasari," Bui. Am. Inst. Cons., vol. 12, pp. 12-16 (1978).

6 J.F. Asmus and A. Marshack, «Monochromatic imaging for pigment mapping,» 2nd Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 7.1-7.10 (1988).

7 J.R Asmus and N.F. Katz, «Digital image processing applied to problems of art and architecture,» Applications of Digital Image Processing XI, vol. 974, pp. 278-282 (1988).

8 J.F. Asmus, et al., «Computer image enhancement in planning conservation measures,» L 1st Int. Conf. NDT, vol. 1, pp. 3.1-3.8 (1983).

9 J.F. Asmus and A.J, Palmer, «Micrometeorite generation with a high-power laser,» IEEE J. Quantum Electronics, vol. QE-3, pg. 6 (1967).

10 A.J. Palmer and J.F. Asmus, «A study of homogenization and dispersion of laser-induced stress waves,» Applied Optics, vol. 8, pg. 1252(1970).

11 J.F. Asmus, «Sounding out Leonardo,» Chemistry, vol. 49, pp. 16-17 (1976).

12 J.F. Asmus, H.T. Newton and M. Seracini «Laser Technique for the divestment of a lost Leonardo da Vinci mural,» J. Vac. Sci. Tech., vol. 12, pp. 1352-1355(1975).

13 J.F. Asmus, D.M. Domergue and K. Guggenheim «Photoacoustic spectroscopy as an aid in selective paint layer divestment,» Bui. Wash. IIC Congress, pp. 65-71 (1982).

14 J.F. Asmus, et al., «Computer enhancement of the Mona Lisa,» Perspectives in Computing, vol. 7, pp. 11-22 (1987).

15 W.K. Pratt, «Digital Image Processing,» John Wiley, NY (1978).

16 R. McMullen, «Mona Lisa,» Houghton Mifflin, Boston (1975).

17 E.H. Gombrich, «The Story of Art,» Phaidon, London (1967).

18 J.F. Asmus, «Computer studies of the Isleworth and Louvre Mona Lisas,» SPIE Milestone Series, vol. MS 13, pp. 652-656 (1982).

Французский Центр исследований и реставрации произведений искусства, находящийся в подвалах Лувра, впервые провел анализ знаменитого портрета Моны Лизы работы Леонардо да Винчи с помощью портативного рентгенофлуоресцентного спектрометра.

Работа этого прибора, производящего неразрушающий химический анализ, основана на том, что рентгеновские лучи возбуждают атомы облучаемого вещества и те в свою очередь флуоресцируют - испускают рентгеновские лучи, энергия которых характерна для атомов каждого химического элемента. В случае с картинами можно определить состав красок, которыми пользовался живописец. Новый французский спектрометр позволяет проводить послойный анализ картины, то есть детально расшифровывать технику художника, пишет nkj.ru.

Известно, что Леонардо использовал технику письма портретов маслом, в начале эпохи Возрождения изобретенную фламандцами. Сначала на полотно (или, в случае Джоконды, деревянную основу) наносят слой белил, хорошо отражающих свет. Затем ту область, где будет лицо, покрывают равномерным слоем телесно-розового пигмента. Розовый оттенок усиливают на губах и щеках. Тени, делающие портрет объемным, наносят с помощью нескольких слоев лессировки полупрозрачной смесью масел и скипидара с небольшим количеством темных красителей. Лессировка позволяет обогатить колорит, изменить оттенок нижележащих красок, создать светотени. Наконец портрет покрывают лаком. Но какую толщину имеют все эти слои и из чего состоят? До сих пор для ответа на этот вопрос надо было «отщипнуть» кусочек краски размером хотя бы полмиллиметра и прощупать его в электронном микроскопе тонким пучком электронов - электронным зондом. Далеко не всегда возможно взять такой образец, разве что где-то в уголке, и то если картина уже немного повреждена, а для Моны Лизы эта операция совершенно исключена.

Французские физики создали для компьютерного блока рентгеновского спектрометра программу, позволяющую по степени поглощения рентгеновских лучей вышележащими слоями краски определить их толщину. Процедура, предварительно проверенная на специально созданных картинах, нисколько не вредит живописи. Переходя от более светлых участков портрета, где слой лессировки тонок или отсутствует, к более темным, исследователи промерили слои, нанесенные кистью мастера.

Оказалось, что средняя толщина каждого слоя порядка двух микрометров, всего слоев около двух десятков, а общая толщина красочного слоя - до 40 микрометров. Каждый слой, судя по составу растворителей, должен был сохнуть от нескольких дней до нескольких месяцев. Обнаружилась загадочная особенность: да Винчи использовал краски с необычайно большим содержанием марганца. Причины этого неясны.

Измерения производили во вторник, когда Лувр закрыт для посетителей, работа заняла четыре часа. И еще несколько дней продолжалась математическая обработка результатов.

, .
Свыше восьми миллионов посетителей каждый год приезжают в Лувр, чтобы восхититься шедевром "Мона Лиза". Тем не менее то, что мы видим сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинальное творение Леонардо да Винчи. Более 500 лет отделяет нас от времени создания картины.

Сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зелёные тона. Современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника. Этот портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причинённых в результате многочисленных реставраций. Деревянные опоры сморщились и покрылись трещинами. Свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами претерпели изменения под воздействием химических реакций.
Французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры, было дано почётное право создать серию снимков «Моны Лизы» в высочайшем разрешении. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра (световые волны, которые при нормальных условиях человеческий глаз воспринимать не может). Используя уникальный сканер собственного изобретения, Паскаль потратил около трёх часов, создавая снимки «голой» картины, то есть без рамы и защитного стекла. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных.
Двадцать пять секретов картины были впервые обнародованы в 2007 году на выставке «Гений да Винчи». Например, мы впервые можем насладиться оригинальным цветом красок «Моны Лизы» (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Снимки представили перед нами картину в первозданном виде, подобно тому, какой её видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тёпло-розовый цвет кожи лица, отчётливо прорисованные горы, зелёные деревья…
Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!

Мона Лиза. Левая часть пейзажа при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Правая часть пейзажа при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Глаза при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Губы при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Руки при различных вариантах съемки.

Увидеть "Мону Лизу" без рамки возможно только в том случае, если вы являетесь куратором, реставратором или ученым. Если смотреть на оборотную сторону картины, то можно увидеть множество надписей и исправлений:


  • Панель расколота и скреплена при помощи двух клипс. Верхняя клипса бежевого цвета была утеряна при неизвестных обстоятельствах.

  • Надпись "Au garde des tableaux à Versailles... bureau du Directeur" возможно указывает на перенос картины из замка Фонтебло в Версаль. Русский перевод этой надписи звучит так: "Хранителям картин Версаля... кабинет директора".

  • В левом углу можно увидеть надпись "Joconde" - это французское название картины.

  • В правом нижнем углу стоит красный штамп "Musèe Royal" (Королевский музей). Лилия (Fleur-des-lys) являлась символом французских королей. Число "316" было номером картины в коллекции Королевского музея.

  • В середине панели можно увидеть число "29". Это номер "Моны Лизы" в списке картин, переехавших из Версаля в Лувр

  • Над номером значится буква "Н". Смысл этой буквы до сих пор остается загадкой. Никому неизвестно, когда и при каких обстоятельствах она появилась.

Life78 поговорил с итальянским исследователем Сильвано Винчети, который утверждает, что обнаружил еще один вариант знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Полотно, которое называется «Мона Лиза с колоннами», по его словам, находится в частной коллекции в Петербурге.

— Есть много подтверждений тому, что данная работа действительно может принадлежать кисти тосканского гения живописи, однако пока это только гипотеза, — рассказал Винчети.

Исследователь заявил, что для анализа картины были использованы новейшие методы исследования, в частности, метод инфракрасной и рентгеновской спектрометрии, а также были изучены компоненты используемой краски.

— Метод называется «Карбониум-4». Мы берем пробу части полотна, обрабатываем ее, и получаем схему. Два главных элемента — кожа животного и краска. Мы изучаем их и примерно понимаем, в какой временной период была написана картина, - говорит Винчети.

По его словам, исследования показали принадлежность картины из частной коллекции к периоду, в котором да Винчи создавал свои шедевры. Винчети добавил, что исследуемая картина младше знаменитой работы в Лувре.

Ученый также рассказал о применении новой технологии с использованием передовых возможностей программного обеспечения. Картина «Мона Лиза с колоннами» и ее детали были сопоставлены с другими работами да Винчи. В частности, для анализа была использована ранняя версия знаменитого полотна из Лувра, которая, по версии авторитетного исследователя творчества да Винчи Карло Педретти, принадлежит кисти итальянского гения.

— Кроме этого, мы сравниваем картину, которую исследуем с другими картинами художника. И мы ищем искусствоведа, которые специализируется конкретно на этом мастере, — отметил он.

Сопоставление российской картины и ранней работы да Винчи показало их полное сходство, сообщил Винчети. Исследователи обратили внимание на такую деталь, как форма верхней губы Моны Лизы. По словам Винчети, на ранней картине и у российской Моны Лизы она совпадает и является волнистой, в то время как на луврском изображении форма более линейная. Исследователь подчеркивает, что эскиз с волнистым сегментом несомненно принадлежит руке Леонардо и находится в Королевской библиотеке в Англии.

— В результате предварительного изучения полотен мы обнаружили частичное совпадение между оригиналом из Лувра и экземпляром из частной российской коллекции. Это четко видно по очертанию верхней губы Моны Лизы, — сказал Карло Педретти.

Педретти также отметил, что у российской «Моны Лизы» и картины в Лувре есть еще одна отличительная особенность: руки Джоконды написаны в более темных тонах, чем ее лицо. Это свидетельствует об использовании живописцем техники светотени , которую он описал в «Трактате о живописи». Эта характерная особенность позволяет отличать копию от кисти мастера.

Кроме того, в глазах русской Джоконды обнаружили буквы S и L, сообщил Винчети. Причем первую букву легко обнаружили на инфракрасной фотографии, а L тяжело заметить, поэтому, вероятно, будут использована другая техника.

Педретти сделал предположение, что картина из петербургской частной коллекции могла быть написана Леонардо совместно с его учеником.

Сильвано Винчети считает, что исследование весьма наглядно свидетельствует о возможной принадлежности «Моны Лизы с колоннами» кисти да Винчи. Он отметил серьезность и честность проделанной работы. Однако Винчети заявил, что готов изменить свое мнение, если появится достойное обоснование обратного.

Появление «русской Моны Лизы» соответсвует многочисленным теориям о том, что Леонардо да Винчи написал более, чем одну версию «Моны Лизы». Известно также, что что у луврской «Моны Лизы» да Винчи несколько раз переписывались детали.

— Мы исследовали Джоконду из Парижа с помощью инфракрасных лучей. Выяснилось, что картина в Лувре в том виде, в котором она сейчас там находится, как минимум три раза была изменена, — сказал Винчети.

Итальянский исследователь Сильвано Винчети не раз оказывался в центре скандалов, связанных с итальянским искусством. В частности, он инициировал поиски места захоронения и эксгумацию модели художника Леонардо да Винчи Лизы Герардини. Ради этого провели раскопки на территории монастыря Св. Урсулы.

При этом ранее итальянец заявлял, что моделью для «Моны Лизы» мог быть ученик живописца Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти). Винчети также сообщил, что обнаружил в зрачке Джоконды крошечные символы L и S. По версии Винчети, L означала «Леонардо», а S — «Салаи», что может подтверждать теорию о модели.

Профессор Карло Педретти — один из наиболее авторитетных современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, итальянский историк, директор Центра Хаммера по изучению наследия Леонардо да Винчи в Лос-Анджелесе. Он написал ряд книг о творчестве художника на основе исследования картин, которые написал великий итальянский мастер.

Культура

Леонардо да Винчи, возможно, создал самое первое стереоскопическое изображение в истории. Согласно исследователям, картину "Мона Лиза" можно увидеть в 3D благодаря другой версии , нарисованной, когда Леонардо создавал оригинал.

Историки считали, что другая версия, которую сейчас можно увидеть в Национальном музее Прадо в Мадриде, Испании, является просто копией оригинала, сделанной после того, как было создано творение Леонардо.

Однако рентгеновские снимки показали, что "Мона Лиза" из Прадо была написана учеником художника в то же самое время, что и оригинал . На картине также изображен тот же пейзаж, который изначально был покрыт черной краской, и на ней есть исправления Леонардо да Винчи.

Другими словами две картины были написаны в одно и то же время в одном и том же месте, и оба художника вносили изменения одинаково.

Картина "Мона Лиза": фото

Знаменитая "Мона Лиза", выставленная в Лувре, Париже (справа) и ее двойник (слева) в Прадо, Мадриде.

Позже анализ показал различия: тело Джоконды смещено по отношению к фону, а перспектива туловища также отличалась. Это говорит о том, что двое художников находились в разных положениях, наблюдая со слегка различных точек обзора .

Исследователи Клаус-Кристиан Карбон (Claus-Christian Carbon) и Вера М. Хесслингер (Vera M. Hesslinger) из Германии воссоздали место действия с помощью маленьких фигурок.

Когда они наложили две картины, в результате получилось стереоскопическое изображение , то есть оба произведения представляют собой первое в истории 3D изображение.

Современные 3D изображения также создаются, когда два изображения накладываются слегка несогласованно.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза"

  • Изначальное название картин звучит как " Monna Lisa ", monna - короткая форма ma donna, что означает "моя госпожа".
  • Долгое время личность модели картины оставалась загадкой. Сейчас считается, что нарисованная женщина являлась женой флорентийского торговца, мать двоих детей 24-летняя Лиза Герардини .
  • "Мона Лиза" считается бесценной , и не может быть застрахована.
  • В Лувре есть отдельная комната, построенная для картины, находящейся под пуленепробиваемым стеклом.
  • Говоря о загадке улыбке Мона Лизы, эксперты объясняют ее особой техникой в живописи называемой сфумато ("затушеванный" , "дымчатый"), имея ввиду что портрет двусмысленный и туманный, оставляя интерпретацию воображению зрителя.




Top