Патриарх Илия II: «В жизни все главное. Патриарх грузии илья второй

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

– Ваше Высокопреосвященство, благословите. Благодарим вас, что вы согласились поговорить о таком удивительном человеке, как Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он очень многое сделал для Церкви и Грузии. Как вы думаете, как ему это удалось?

– Хочу поприветствовать читателей сайта Православие.Ru и поздравить с наступающим праздником Святого Рождества Христова и новолетия, всем пожелать Божьей милости, радости и крепкого здоровья.

Этот год является юбилейным для нашей Церкви и нашего Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II, поскольку 25 декабря исполняется 35 лет со дня его интронизации, а 4 января 2013 года – 80 лет со дня его рождения. Годы своего служения Святейший назвал «солнечной ночью». Он говорит, что они были тяжелыми годами, годами испытаний, и если бы его не поддерживала милость Божия и любовь людей, ему было бы трудно все это преодолеть.

Мне посчастливилось некоторое время жить в Патриаршей резиденции в Тбилиси, где я мог воочию наблюдать, как живет Святейший. Каждое утро он начинал с молебна святому дня и каждый вечер молился за вечерним богослужением. После того, как в Патриархии был обустроен храм святого Илии Пророка, Святейший каждый день присутствовал на литургии, которую служили жившие там священники. Вспоминается его глубокий молитвенный настрой. Во время служб Патриарх всегда поминал большое число людей из своего помянника. Как бы поздно он не возвращался, каким бы уставшим он ни был (например, после возвращения из зарубежного путешествия), он всегда шёл в храм и совершал вечернее правило, всегда приносил благодарение Господу и лишь потом позволял себе отдыхать.

Этот молитвенный настрой чувствуется во всех словах и деяниях Патриарха, даже в самом здании Патриархии. Святейший не пропускал ни одной службы, в праздники и воскресные дни сам всегда служил литургию и призывал всех священнослужителей и монахов любить богослужение, совершать его со страхом Божиим, исправно и с глубоким благоговением.

В резиденции Патриарха всегда много народа, особенно в праздничные дни. Приемы идут с утра и до позднего вечера. Часто мы, молодые архиереи, чувствуем усталость к концу дня, в особенности, если в этот день много мероприятий, а Католикос-Патриарх, несмотря на годы, бодро стоит на ногах, встречает каждого пришедшего, всем улыбается и ни одним жестом не выдает усталости, озабоченности или обременения. Радость, находящаяся в нем, передаётся всем людям, которые к нему приходят. Это уникальное его свойство: рядом с ним становится мирно, спокойно и радостно. И это чувствуют все, не только мы, чада Церкви, но и люди, которые приходят к нему с разными официальными визитами: члены правительства, парламента, иностранные гости. Умиротворение, которое присутствует в Патриархе, разливается вокруг него, касается сердец всех находящихся рядом людей.

Святейший почти всю жизнь (если исключить годы обучения в школе) провел в лоне Святой Церкви. С раннего детства он посещал храм. Его родители были верующими людьми, они построили храм в честь святой Нины во Владикавказе. В 18 лет Ираклий, про – так звали Патриарха до пострига, – поступил в семинарию, а затем и в Академию в Сергиевом Посаде, учился в обители преподобного Сергия Радонежского. Церковь стала для него жизнью, и сам он всю свою жизнь посвятил служению Церкви.
Вместе со своей Церковью и своим народом он прошел все невзгоды коммунистического режима, все тяжести первых лет независимой Грузии, трудности 90-х годов, гражданской войны. Святейший Патриарх своим примером, своим словом, а самое главное, своей добротой и доброделанием поддерживал народ Грузии. Доброту Патриарха чувствовали на себе тысячи людей: он помогал семьям погибших во время событий в Цхинвали, в Абхазии, семьям погибших в гражданской войне, людям, которые остались без кормильцев – вдовам, сиротам, старикам, да и вообще всем людям, которые просто попали в беду, кто оказался в тюрьме. Его доброта и милость охватили всю Грузию.

Святейший Патриарх Илия является отцом грузинского народа, пользуется самым высоким авторитетом в нашей стране. Этот авторитет зиждется на вере в Бога и на добродетелях.

Святейший Патриарх всегда подчеркивал, что власть Церкви – власть небесная, а не земная, что Церковь добивается лишь того, чтобы люди увидели красоту Божию, почувствовали милость Творца к людям и возымели желание общаться с Богом. Вот к чему призвана Церковь. Ее главная задача состоит не в том, чтобы копить земные богатства и даже не в том, чтобы строить многочисленные храмы и монастыри, а в том, чтобы возрождать людские души. Патриарх всегда напоминает об этом молодым священнослужителям.

Авторитет Святейшего давно вышел за пределы нашей страны. Его уважают не только как церковного деятеля, который всегда призывает к миру, взаимоуважению и любви, но и как очень талантливого человека, иконописца и композитора. Он написал множество церковных и симфонических произведений – прекрасных образцов классического музыкального искусства. Его свойство творить, творить красивое и ценное, проявляется во всем. Все вокруг него окутано красотой, любовью и возрождением людских душ.

Оценка трудов Святейшего впереди. А мы просто счастливы, что живем в одно время с этим великим человеком, трудимся вместе с ним в деле воссоздания Грузинской Церкви и грузинского государства. Мы благодарны Патриарху за то, что он дал нам эту возможность, поскольку все нынешние члены Священного Синода Грузинской Православной Церкви лично рукоположены Патриархом Илией II.

– Есть поговорка: «Человек становится великим тогда, когда у него есть великий учитель». Вы очень близко общаетесь с Патриархом и наверняка знаете, кого он считает своими учителями и духовными наставниками.

– Святейший много рассказывает о тех людях, с кем имел духовное общение, вспоминает своих учителей по семинарии и академии – ректоров и педагогов. Часто вспоминает об архимандрите Шио (Дзидзава) из Теклатского монастыря и Святейших Патриархах – грузинских Каллистрате и Ефреме и московском Алексии I, о , об архимандрите Серафиме (Романцеве), который служил в Сухуми, о схиархимандрите Виталии и других священнослужителях. Среди них были и его прямые наставники, и те, чей пример назидал. Святейший рассказывает нам о том, как они жили, как служили, что говорили. Все эти люди имели глубокое влияние на его духовное становление, и он вбирал в себя их добродетели: их мудрость, терпение, молитвенность, милосердие, манеру общения с людьми. Сейчас он все это щедро передает нам.

– Были ли у вас какие-нибудь интересные истории, связанные с Патриархом Илией II?

– Многое было. Я расскажу только один случай.

Однажды меня, тогда ещё простого монаха, послали в Патриархию по делам. Это было в те годы, когда Патриархия обустраивалась. Привезли кипарисы, те самые, что сейчас растут во дворе. Тогда их нужно было посадить. Я шёл по двору, а в голове роились дурные мысли. И вдруг ко мне подошел послушник и сказал: «Святейший говорит: “Там монах ходит по двору, у него в голове дурные мысли, позовите его, пусть он вам поможет посадить кипарисы”…».

– Значит, он прочитал ваши мысли?

– Я не знаю, как это произошло, но я очень хорошо это помню.


– А можете ли вы вспомнить какую-то литургию, которую вы служили со Святейшим?

– В акафисте «Слава Богу за всё», написанном митрополитом Трифоном, есть слова: благодарю Тебя, Господи, за благодатные ощущения и удивительную легкость, которую мы ощущаем во время богослужения, это и есть прикосновение Твоей благодати к нашим душам. И это благодать чувствуется, когда литургию служит Святейший Патриарх Илия II.

– Всем грузинам известна написанная Патриархом Илией песня: «Я устал, я устал. Приди ко мне, Господь!» Вы не знаете, когда и в связи с чем он ее написал?

– Это песнопение было написано во время его служения в Батуми.

– Ваше Высокопреосвященство, владыка Андрей, мы благодарим вас за беседу. Что лично вы бы могли пожелать Святейшему Патриарху Илии в его юбилей?

– Я бы пожелал в первую очередь здоровья и многих лет жизни нашему Католикосу-Патриарху. Он нужен всем нам: и Церкви, и народу. Если кто-то не понимает того значения, которое Святейший имеет в современной истории Грузии, то я скажу вам, что Патриарх Илия – это тот человек, кто объединяет вокруг себя всех людей Грузии, несмотря на их вероисповедание и национальность. А ещё я пожелал бы всем нам, чтобы патриаршее слово было всеми нами услышано, понято и исполнено.

Решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.

Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.

Потомки Гудуши - Гудушаури - играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий - отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.

Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.

Индивидуальное сельское хозяйство теряло какую-то либо пользу и смысл, и жизнь в селе становилась трудной. Поэтому в 1927 году Георгий Шиолашвили вместе с семьей отправился на временное проживание в город Владикавказ, где со второй половины XIX века проживала многочисленная грузинская диаспора, кровно связанная со своей родиной.

Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.

В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.

Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.

© photo: Sputnik / А. Александров

Большая семья будущего Патриарха состояла из двух родителей, братьев - Теймураза, Шоты, Виктора и сестры Нино, и каждый день молилась. В одной из своих проповедей Илия II вспоминал:

"Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых - преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения".

Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.

"Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре".

С семьей Георгия Шиолашвили дружили и мусульмане-кистинцы, которые по словам Илии Второго, часто приходили в их дом и в комнате для гостей молились по своим религиозным обычаям, после чего хозяева вместе с гостями собирались за общим столом. Заслугой Георгия и Наталии в 1947 году стало и создание во Владикавказе церкви Пресвятой Богородицы. В архиве Патриархии Грузии имеются материалы, подтверждающие этот факт.

Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Вскоре Ираклий Шиолашвили решил отказаться от мирской жизни и 16 апреля 1957 года, в возрасте 24 лет в храме святого Александра Невского в Тбилиси, с благословения Мелхиседека Третьего студент второго курса духовной семинарии принял монашеский постриг с именем Илия в честь святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.

Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.

© photo: Sputnik / В. Чистяков

В 1960 году Илия Второй окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "История афонского Иверского монастыря". После окончания академии он вернулся на родину. Об этом факте Илия II писал в своей автобиографии.

"Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию".

Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).

Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.

1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.

Путь Патриарха

Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии - это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом - право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

После смерти Католикоса-Патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода Илия Второй был назначен Патриаршим Местоблюстителем. В 1977 году 23 декабря года в Тбилисском патриаршем храме Сиони XII местное собрание Православной грузинской церкви рассмотрело вопрос об избрании нового Католикоса-патриарха Всея Грузии. За кандидатуру митрополита Илии проголосовали единогласно. Интронизация Илии Второго состоялась 25 декабря 1977 года.

В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

В 1995 году Илия II так вспоминал первые и сложные годы своего пути в ранге Патриарха Грузии: "У грузинской интеллигенции было стремление к духовному, но не хватало опыта. Помню, как мы для подготовки академического издания истории грузинской церкви пригласили в Патриархию наших выдающихся историков, разработали план и распределили темы. Но когда они представили мне обработанные материалы, я понял, что издание их было невозможно, поскольку это была история, написанная нецерковными людьми… Однако, несмотря на это, стремление к сближению не останавливалось. В Патриархии продолжались встречи с учеными. Часто вопросы, которые мы рассматривали в ходе наших бесед, были настолько интересными, что о них рассказывали своим студентам профессора-педагоги университетов… Наши ученые внесли огромный миссионерский вклад и я благодарен за проявленную ими в столь тяжелое время поддержку".

В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

С 1 по 4 марта 2007 года грузинский Патриарх по приглашению Русской православной церкви находился с визитом в России, в ходе которого состоялась презентации 13-го тома "Православной Энциклопедии", в котором помещена обширная статья о Грузинской Церкви.

Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.

За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.

© photo: Sputnik / Михаил Климентьев

В 2013 году за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность награжден Орденом Украины "За заслуги" I степени. За просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия Патриарху в 2008 году Международной федерацией русскоязычных писателей стран СНГ был передан Орден Культурного наследия. В том же году за неоценимые же заслуги перед грузинским народом Илия Второй награжден Грузинской православной церковью Золотым орденом хитона Господня.

Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов "За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями".

Патриарх как творец

Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество - автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них - портреты его родителей, работы под названием "Святая Троица", "Господь с нами", "Старые времена", "Иверская Богородица", "Платитера", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар" (имеется несколько версий этих икон) и др.

Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.

Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность - это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.

Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку - церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — "Kyrie eleison" (греч. — "Господи, помилуй!", "Sanctus" (лат. — "Свят"), "Agnus Dei" (лат. — "Агнец Божий") и "Ave, Maria".

Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.

Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.

Как-то путь своего служения Илия Второй назвал "солнечной ночью", потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.

27.07.2011 // 00: 05

Георгий Двали, Тбилиси

Абхазия раздора

Находящийся с визитом на Украине глава Грузинской православной церкви (ГПЦ) католикос-патриарх всея Грузии Илия II встретился в Киево-Печерской лавре с патриархом всея Руси Кириллом. Как стало известно «Ъ”, главной темой встречи была ситуация в церковных делах Абхазии. По признанию источников „Ъ” в ГПЦ, договориться патриархам не удалось.

Илия II прибыл с четырехдневным визитом на Украину по приглашению патриарха Кирилла и иерархов украинской православной церкви (московского патриархата) для участия в праздновании Дня крещения Руси, который отмечается 28 июля. Главным же событием визита грузинского патриарха стала его встреча c патриархом всея Руси. В своей проповеди перед отъездом в Киев Илия II даже призвал паству «молиться за благополучное завершение переговоров с патриархом Кириллом».

Как сообщили «Ъ” в патриархии ГПЦ, главной темой переговоров с московским патриархом „конечно же, является ситуация в Абхазии“». Эта тема уже давно осложняет отношения между Московским и Мцхета-Тбилисским патриархами. Хотя в конце грузино-абхазской войны 1992-1993 годов Абхазию покинуло все грузинское духовенство, Абхазия формально считается частью канонической территории ГПЦ, а отец Виссарион Аплия, до последнего времени управлявший церковными делами в Абхазии, является рукоположенным клириком ГПЦ.

Это положение не изменилось и после признания РФ независимости Абхазии: РПЦ, правда, не раз обращалась к грузинскому патриарху с просьбой разрешить иерархам РПЦ окормлять паству в Абхазии на временной основе и по разрешению патриарха Илии, но всегда получала отказ. Нарушить же каноническую территорию ГПЦ Московская патриархия не может, поскольку, как считают эксперты, в ответ грузинская патриархия признала бы украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с «раскольником Филаретом». Но с другой стороны, РПЦ не может быть безучастной к судьбе православия в Абхазии.

Ситуация в межцерковных взаимоотношениях особенно обострилась после того, как весной патриарх Кирилл без предварительного согласования с патриархом Илией принял в Москве отца Виссариона Аплию. Источники в патриархии ГПЦ сообщили «Ъ”, что грузинский патриарх дважды в те дни звонил главе РПЦ, но патриарх Кирилл уклонился от разговора. Оскорбленный католикос-патриарх Грузии бросил тогда, что „патриарх Кирилл должен знать, где проходят границы России“».

Недовольство ГПЦ вызвало еще и то, что после встречи с отцом Виссарионом патриарх Кирилл (опять-таки без согласования с Илией II) назначил новым настоятелем новоафонского монастыря представителя Московской патриархии игумена Ефрема (Виноградова) вместо абхазского священника отца Андрея (Ампара). Это решение вызвало возмущение не только грузинских иерархов, но и абхазских священников, выступающих за независимость абхазской церкви как от России, так и Грузии. В итоге игумен Ефрем так и не был допущен к управлению новоафонским монастырем.

А 5 мая в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне состоялось церковно-народное собрание, инициаторами которого выступили иеромонах Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар) и иеродиакон Давид (Сарсания). Его участники поддержали предложение о придании церковно-народному собранию статуса высшего органа управления Православной церкви в Абхазии — до «полноценного сформирования института АПЦ». Был создан и новый церковный институт — Священная митрополия Абхазии, которая должна поэтапно преобразоваться в независимую Абхазскую православную церковь (АПЦ). Участники избрали Совет Священной митрополии и его председателя — им стал иеромонах Дорофей (Дбар). Они также обратились к предстоятелям и священным синодам всех поместных православных церквей с просьбой создать комиссию под председательством представителя Вселенского патриарха с обязательным участием представителей Совета абхазской митрополии — для урегулирования канонического статуса Священной митрополии Абхазии и создания независимой АПЦ.

Это вызвало недовольство и грузинского, и российского патриархов. Заместитель главы отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов предупредил, что создание новой митрополии в Абхазии только усложнит решение абхазского церковного вопроса. «Каноны церкви не предусматривают принятия решений о создании новых митрополий или тем более автокефальных церквей на „церковно-народных” собраниях, — заявил он. — А выдвижение „народным сборищем” кандидатов в епископы прямо запрещено каноническим правом““. Абхазские иеромонахи (в отличие от отца Виссариона, они формально являлись клириками РПЦ) были отлучены от священнослужения, а Московская патриархия возобновила поиск компромисса с ГПЦ — чтобы не допустить роста влияния в Абхазии Константинопольского патриархата.

В создавшейся ситуации РПЦ считает, что Илия II должен обратиться к Московскому патриарху с просьбой временно окормлять верующих в Абхазии. Однако, по данным «Ъ”, грузинский патриарх пока исключает такую возможность, поскольку в Грузии это будет воспринято как согласие на выход Абхазии из лона грузинской церкви. По словам источников „Ъ” в ГПЦ, на встрече с патриархом Кириллом Илия II поставил вопрос об их совместном визите в Новоафонский монастырь. Это предложение ставит в трудное положение уже Московского патриарха. Ведь, признавая канонические границы ГПЦ, РПЦ не может не поддержать идею Илии II. Но абхазский премьер Сергей Шамба уже предупредил, что „МИД Абхазии не выдаст визу грузинскому патриарху““.


По признанию источников «Ъ” в ГПЦ, стороны пока очень далеки от достижения компромисса. Поэтому ситуация в церковных делах Абхазии останется нерешенной еще долго.

Илья II, католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.


Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе(ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии. В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II.

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илья II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила каталикос-патриарху Ильи II почeтное звание доктора богословия.


За те годы, в течение которых Илья II возглавляет Грузинскую православную церковь, было сделано очень многое для развития духовно-религиозной жизни в Грузии. В разных концах страны были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук.

По благословению Ильи II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.


За последние годы количество епархий Грузинской православной церкви увеличилось с 15 до 27-и, а число действующих в Грузии монастырей возросло до 53-х. Были канонизированы несколько новых святых. Началось строительство самой большой в стране церкви - кафедрального собора Св. Троицы, приуроченное к 2000-летнему юбилею Рождества и 1500 летию автокефалии.

Это лишь небольшая часть того, что сделано по благословению его Святейшества и блаженства Ильи II. Кроме того, католикос-патриарх Илья II является несомненным духовным лидером грузинского народа и с его мнением по ключевым вопросам общественной жизни считаются как обычные граждане, так и представители политической элиты.


Святейший и блаженнейший Илия II – духовный лидер (предстоятель) Грузинской православной церкви, 80-й католикос-патриарх Грузии (Georgia), архиепископ Мцхета-Тбилиси (Mtskheta-Tbilisi) и митрополит Пицунды (Picunda) и Цхум-Абхазети (Tskhum-Abkhazeti).


Илия II родился с именем Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили (Irakli Georgievich Ghudushauri-Shiolashvili) 4 января 1933-го, во Владикавказе (Vladikavkaz). Он является потомком влиятельного грузинского горного рода, связанного семейными узами с бывшей царской династией Багратиони (Bagrationi).

Илия II окончил Московскую духовную семинарию (Moscow clerical seminary) и был рукоположен иеромонахом в иеродиакона в 1959-м. Он вернулся в Грузию, где был назначен священником в Соборный храм Батуми (Batumi Cathedral Church), а в 1961-м получил сан игумена и позднее – архимандрита. 26 августа 1963-го его избрали епископом Батуми и Шемокмеди (Shemokmedi) и назначили патриаршим викарием.

В период с 1963-го по 1972-й Илия II также был первым ректором Духовной семинарии Мцхеты (Mtskheta Theological Seminary), единственного на тот момент духовного у

чебного заведения во всей Грузии.

В 1969-м он был возведен в сан митрополита. После смерти патриарха Давида V (David V) 9 ноября 1977-го Илия II стал новым католикосом-патриархом всея Грузии 25 декабря 1977-го. При новом патриархе Грузинская православная церковь, некогда подавленная советской идеологией, смогла в значительной мере восстановить былое влияние и престиж конца 1980-х. К 1988-му насчитывалось 180 священников, 40 монахов и 15 монахинь для удовлетворения нужд верующих, которых, по разным оценкам, было от одного до трех миллионов. Стали действовать около 200 церквей, одна семинария, три женских монастыря и четыре мужских. В последние годы существования Советского Союза (Soviet Union) Илия II принимал активное участие в общественной жизни Грузии.

Илия II присоединился к демонстрантам в Тбилиси (Tbilisi), выступившим против советск

й власти 9 апреля 1989-го. Он тщетно попытался призвать протестующих отойти к соседней Церкви Кашвети (Kashueti Church), чтобы избежать кровопролития. Мирная демонстрация была разогнана советскими войсками, в результате чего погибло 22 человека и сотни получили ранения. Во время гражданской войны в Грузии он призывал противоборствующие стороны найти мирное решение выхода из кризиса.

С 1978-го по 1983-й Илия II был одним из президентов Всемирного совета церквей (ВСЦ/WCC), экуменической организации Грузинской православной церкви. В мае 1997-го Священный синод Грузинской православной церкви объявил о своем выходе из ВСЦ.

Илия II – сторонник конституционной монархии как лучшей формы правления для Грузии. 7 октября 2007-го в своей публичной проповеди он призвал рассмотреть вопрос о создании конституционной монархии под правлением династии Багр

атиони, которая в начале 19-го века потеряла корону. Заявление было сделано в период роста конфронтации между правительством президента Михаила Саакашвили (Mikheil Saakashvili) и оппозиции, многие члены которой приветствовали предложение Патриарха.

В ходе русско-грузинской войны в августе 2008-го Илия II обратился к политическому руководству России и русской церкви. Он также прибыл с пастырским визитом, с пищей и медицинской помощью, в оккупированный Россией грузинский город Гори (Gori) и окрестные поселения, которые находились на грани гуманитарной катастрофы. Илия II помог начать процесс возвращения тел умерших грузинских солдат и гражданских лиц родственникам.

Из-за снижения рождаемости в Грузии Илия II предложил лично крестить любого ребенка в семье, которая уже имеет не менее двух детей. Он проводит массовые обряды четыре раза в год




Top