Патриотизм и армия. Патриотизм и армия Традиции патриотизм верность воинскому долгу

Лонькин Константин Валерьевич, курсант, 1 курс; Павлова Юлия Евгеньевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

Аннотация: статья посвящена рассмотрению понятия и особенностям его формирования у молодежи, в частности, в воинских коллективах.

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.

Можно выделить различные виды долга, например, родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство. Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз.

Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, обычаи и традиции российского народа. Целью данной работы является рассмотрение понятий «воинский долг», «патриотизм», «военно-профессиональный патриотизм» и исследование их содержания.

Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя это чувство еще в детстве.

Так, граф М. С. Воронцов отмечал в наставлении от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания…» Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н. Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе». Преподаватель А. А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего .

Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины». Применять такую форму воспитания необходимо для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего, из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданин, но и как слуга своего Отечества. Долг, честь, патриотизм - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины.

Молодые люди не воспринимают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей. Нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. « - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В. Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.

От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущему этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека. Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав.

Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» неспроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть только теоретической. Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа.

В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: « - это аксиома русского православного сознания». А писатель А. Н. Толстой отмечал: « - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней». В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации.

Этот негативный факт отразился и в участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил. Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи. Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье. Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок. В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по-разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее , подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы.

Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер.

Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма.

Вот они: беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь; непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях; высокие понятия воинской чести и воинского долга как у , так и у солдат и матросов; стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения; преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям; уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира; героическое поведение в плену; готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде; личный пример офицера; мастерское владение своей профессией от полководца до рядового. Таким образом, значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Литература 1. Колоницкая, О.Л. Сущность и содержание гуманистических технологий в техническом вузе. // Вопросы методики преподавания в вузе. Вып. 11. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 146 с. 2. Пассов, Е.И. Диалог культур: Социальный и образовательный аспекты // «Мир русского слова». №02. 2001. 3. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] режим доступа - http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

военнослужащий российский исторический патриотизм

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой -

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • - быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • - строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • - дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • - соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за других своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

по курсу «Военное дело»

по теме: «Патриотизм, верность воинскому долгу – основа достойного служению Отечеству»

Введение

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – идеологии, политике, культуре, экономике. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, кризисные явления, обострение борьбы за власть, стихийные и иные бедствия). Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных.

Патриотизм – источник духовных сил воина

Сколько великодушных порывов, героических деяний вызвано глубоким чувством – патриотизмом! Сколько прекрасных слов сказано, написано мыслителями всех народов мира о патриотическом чувстве! Вспомним пушкинские слова: «…Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». А можно ли забыть гениальную строку: «…И дым Отечества нам сладок и приятен»! А сколько существует народных пословиц о любви к Родине: «Человек без Родины - соловей без песен», «Своя земля и в горести мила».

Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием – чувством преданности христианской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма. Призывая русский люд к сплочению для борьбы с интервентами, князь Дмитрий Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно…».

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

В «Табеле о рангах», учрежденной Петром I, услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 года, которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение… Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире…»

Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 года выявила и отставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод.

Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «отечество», «гражданин».

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris – родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую Родину и малую. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая родина – это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна».

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину – свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения.

На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.

Патриот любит свое отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Ни территория, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину. Родина этим не исчерпывается и к этому не сводится. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. «Родина, – писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, – есть нечто от духа и для духа».

Носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохраняет и приумножает в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, ограждает сознание воинов от сомнительных политических идей.

Наиболее ярко патриотические чувства советских воинов проявлялись в военные годы при защите Родины от посягательств агрессоров.

Несмотря на поражение у озера Хасан в июле – августе 1938 года, японские милитаристы не отказались от захватнических планов в отношении СССР. Японская военщина стремилась захватить Монгольскую Народную Республику, чтобы превратить ее в плацдарм для подготовки войны против Советского Союза. Весной 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись в пределы Монголии, и Советский Союз вынужден был оказать военную помощь братскому народу. В разгроме вражеской группировки вместе с частями Красной Армии участвовал сводный отряд войск НКВД под командованием майора А.Е. Булыги.

В приказе 1-й армейской группе от 12 октября 1939 года комкор Г.К. Жуков отметил, что сводный отряд с честью выполнил возлагавшиеся на него задачи на фронте и по очищению тыла от шпионов и диверсантов. За отвагу и мужество, проявленные в боях, 230 бойцов и командиров сводного отряда награждены орденами и медалями Советского Союза.

В период финской войны 1939 -1940 годов войска НКВД принимали активное участие в боевых действиях. Воины-чекисты В. Ильюшин и И. Пляшечник, оставшись вдвоем, несмотря на угрозу для жизни и многократно превосходящие силы противника, прикрывали огнем товарищей и создавали условия для победы в бою.

Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в трудные годы Великой Отечественной войны.

Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, – писал он в своем дневнике, – в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами».

В веках не померкнет подвиг героев Брестской крепости. В рядах ее героических защитников были бойцы и командиры 132-го отдельного батальона войск НКВД. Бесстрашно сражался с врагом красноармеец Федор Рябов. На его боевом счету подбитый фашистский танк, до десятка уничтоженных в контратаках гитлеровцев. Он дважды спасал жизнь одному из руководителей обороны крепости политруку П. Кошкарову. Федор Рябов погиб29 июня1941 года при отражении очередной танковой атаки врага. Он награжден посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени, зачислен навечно в списки части.

В грозном 1941 году защитники Москвы стояли насмерть. Каждый из них осознавал: «Ни шагу назад - позади Москва!».

Илья Эренбург писал в октябре 1941 года: «Мы знаем, за что воюем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину».

В августе 1941 года под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру вражеского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг был совершен 470 воинами, из них 150 отмечены званиями Героя Советского Союза. Все они вошли в историю под именем матросовцы. Дело в том, что подвиг Александра Матросова, совершенный 23 февраля 1943 года, раньше, чем подвиг других героев, стал известен стране. Одним из героев стал командир отделения автоматчиков мотострелкового полка орджоникидзевской дивизии войск НКВД Петр Парфенович Барбашов. 9 ноября 1942 году в бою за с. Гизель (Пригородный район Северной Осетии), израсходовав все боеприпасы, бросился на амбразуру и своим телом закрыл ее. 13 декабря 1942 года за совершенный подвиг награжден орденом Ленина и ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 21 ноября 1942 года повторил подвиг боевого товарища командир взвода стрелкового полка войск НКВД Петр Кузьмич Гужвин. 31 марта 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В упорнейших боях за Одессу участвовали подразделения 249-го полка конвойных войск. Стойко обороняясь, они вместе с бойцами Красной Армии и моряками неоднократно контратаковали врага. Пулеметчик красноармеец В. Баринов, ворвавшись в расположение врага, расстрелял из пулемета несколько десятков солдат, уничтожил командный пункт, где находилось12 офицеров. Раненный в этой схватке, он не ушел с поля боя. За отвагу и мужество Василий Баринов был награжден орденом Красного Знамени.

PAGE_BREAK--

Самоотверженно действовал в боях за Кавказ красноармеец 3-го Краснознаменного мотострелкового полка В. Лазаренко. Находясь в составе танкового десанта, он связками гранат уничтожил два танка противника. Будучи раненным уничтожил расчет немецкого тяжелого орудия, убил офицера и захватил солдата с повозкой, груженной боеприпасами. В. Лазаренко25 октября1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весь мир зимой 1943 года следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Золотыми буквами в историю защиты Сталинграда вписали свое соединение военнослужащие 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР. Дивизия общей численностью около 7600 человек в результате многодневных боев уничтожила более 15000 человек противника, 100 танков, 2 самолета, 38 автомашин, 3 цистерны с горючим, 6 орудий, 2 склада с боеприпасами. 5 сентября 1942 года в боях за Сталинград автоматчик стрелкового полка дивизии А.Е. Ващенко во время атаки дзота под сильным огнем станкового пулемета своим телом закрыл амбразуру, дав возможность развить успех атаки. За совершенный подвиг отважный солдат посмертно награжден орденом Ленина. 2 декабря 1942 года за массовый героизм и самопожертвование, неоценимый вклад в оборону города 10-я стрелковая дивизия внутренних войск НКВД СССР награждена орденом Ленина.

Именно благодаря патриотизму воины Красной Армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, сильного врага.

Жизнь убеждает, что патриотом быть не стыдно. Стыдно и страшно быть не знающим своего родства. Это должны понять все политики, все общественные деятели. Можно иметь самые разные убеждения, выдвигать разные платформы, программы, уставы, нельзя только одного – приносить вред своему народу, России.

Патриотизм в нашей стране должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным.

Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой – одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях.

Историческая преемственность российского патриотизма означает общность исторической памяти, исторического сознания непрерывности исторического государства. Попытки предать забвению определенные периоды нашей истории просто бессмысленны, к тому же наносят большой ущерб воспитанию граждан России.

У военнослужащего патриотизм, в его высшей пробе, должен проявляться в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в защите Отечества – это долг и обязанность патриота.

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде долг ни выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. «У нас у всех, – отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, – есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности, характеризует его гражданскую позицию. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организован­ности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали боевые традиции, приумножали славу отцов.

По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.

В настоящее время Вооруженные силы Российской Федерации, внутренние войска МВД России продолжают оставаться школой патриотизма, жизненной закалки, социальной зрелости и профессионального мастерства для десятков тысяч военнослужащих.

Чувство патриотизма остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыслом службы российских военнослужащих. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Можно смело утверждать: моральный дух российских войск достаточно высок и способствует решению поставленных перед ними задач. Воины обеспокоены судьбой России. С особой силой проявляются такие морально-боевые качества, как войсковое братство, боевое товарищество и взаимовыручка.

Для нынешнего защитника отечества по-прежнему святы такие понятия, как верность присяге, беспрекословное исполнение приказа и проявление воинской чести.

Герои в России были во все времена. Есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат – верный сын и защитник своего отечества, – будет жива и Россия.

Известный российский военачальник и педагог генерал М.И. Драгомиров отмечал: «…Там, где человек любит свою Родину, любит свою часть, там он не задумывается жертвовать собою для их блага». Помнить и быть верными этой истине – наш долг перед теми героями, чьи подвиги покрыли неувядаемой славой боевые знамена Вооруженных сил нашей Родины.

В Российской армии бережно сохраняют память о ее героях. О них пишут книги, слагают стихи и песни. Начиная с 1840 года, воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 года подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция продолжается и во внутренних войсках МВД России.

Навечно в памяти военнослужащих внутренних войск образцом выполнения воинского долга остался заместитель командира роты по политической части софринской бригады оперативного назначения лейтенант Олег Бабак. В составе подразделения внутренних войск с марта 1991 года он выполнял задачи по охране общественного порядка в Кубатлинском районе Азербайджана. 7 апреля получив сообщение об убийстве жителя поселка офицер прибыл с группой военнослужащих на место происшествия, где был обстрелян неизвестными лицами. Защищая мирных граждан, лейтенант Бабак сражался до последнего патрона и не допустил расправы над местными жителями. Посмертно лейтенант А.Я Бабак удостоен звания Героя Советского Союза.

Как бы ни относились сегодня к афганской странице истории нашей страны, нельзя отрицать того, что подавляющее количество воинов, прошедших Афганистан, честно выполнили свой долг.

Демонстрируя образцы мужества и героизма, они не думали о почестях и наградах. Воины выполняли свой долг и верили, что занимаются нужным делом – помогают народу Афганистана отстоять право на лучшую жизнь. Для нашей армии афганская война длилась десять лет. Но какими бы ни были политические оценки, непреложной истиной осталась высокая боеспособность советского солдата – достойного продолжателя подвигов своих предков. За самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награждены орденами и медалями, из них 110 тысяч солдат и сержантов. Среди военнослужащих, выполнявших свой воинский долг в Афганистане, немало и воинов внутренних войск.

Свой шаг в бессмертие совершил на земле Афганистана рядовой Валерий Арсенов, прикрыв в бою грудью командира роты. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.

15 февраля 1989 года закончилась эта война. Но и сегодня, по прошествии ряда лет, афганский опыт актуален еще и потому, что данный регион по-прежнему остается очагом потенциальных военных конфликтов.

Родина помнит героев-пограничников 12-й погранзаставы Московского погранотряда, которые 13 июля 1993 года вели неравный бой с 250 афганскими моджахедами. «Духи» плотным кольцом окружили 45 российских пограничников, долго не подпускали группу поддержки. Заминировав единственную дорогу, ведущую к заставе, они вели массированный огонь с господствующих высот. Отчаянное сопротивление взятой в кольцо заставы продолжалось 11 часов. Из того ада удалось вырваться лишь 18 пограничникам. Раненые, контуженные, истекавшие кровью, они прорвались к своим во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом Андреем Мерзликиным. А 25 военнослужащих погибли. За мужество и героизм Указом Президента РФ 6 пограничникам присвоено звание Героя России, 29 военнослужащих Московского погранотряда награждены орденом «За личное мужество», 17 удостоены медали «За отвагу». Героическая застава стала именоваться 12-й пограничной заставой имени 25 Героев.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу воины внутренних войск каждодневно доказывают при несении боевой службы по охране общественного порядка, важных государственных объектов, в ходе караульной и внутренней службы.

И в наши дни военнослужащие внутренних войск с достоинством и честью выполняют боевые задачи, проявляя при этом отвагу, мужество и героизм. Вот только некоторые из них.

Водитель-разведчик разведывательной роты одной из воинских частей рядовой Андрей Каляпин выполнял специальные задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации в Республике Дагестан.

29 августа 1999 года он принимал участие в специальной операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Кадарской зоне Республики Дагестан. В ходе проведения операции разведывательная рота захватила стратегическую высоту в районе села Чабанмахи, на которой располагались радиоретранслятор и передающий телецентр боевиков. С рассветом, подтянув крупные силы, используя минометы и зенитные установки, боевики предприняли штурм высоты, стремясь выбить роту с занимаемых позиций.

Ведя ожесточенный бой в окружении превосходящих сил противника, разведывательная рота в течение пяти часов удерживала занимаемую высоту. В самый тяжелый момент схватки, когда противник перешел в контратаку, рядовой Каляпин А.В. увидел упавшую рядом с командиром гранату РГД-5. Решение было принято мгновенно: спасая жизнь своему командиру, отважный воин бросился на вражескую гранату и накрыл ее собственным телом, тем самым предотвратив гибель командира и военнослужащих, которые находились рядом с ним. От разрыва гранаты Андрей получил тяжелые ранения и был доставлен в госпиталь, где от полученных ран скончался.

За мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе, рядовому Каляпину Андрею Вячеславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Для обеспечения жизнедеятельности частей соединения (доставка боеприпасов, вооружения, имущества) 9 января 2000 года по маршруту Шали - Аргун - Гудермес была направлена колонна, состоящая из 23 единиц автобронетехники. В походное охранение для сопровождения колонны были назначены три экипажа бронетранспортеров, в составе одного из которых наводчиком пулемета был рядовой Александр Аверкиев.

В 8 часов 10 минут колонна в районе н.п. Мескерт-Юрт подверглась нападению со стороны превосходящих сил боевиков. Благодаря высокому профессионализму и выучке рядового Аверкиева А.А., который не растерялся и огнем из своего пулемета, метко разя нападавших, заставил их залечь, атака бандитов захлебнулась, что позволило его бронетранспортеру и четырем автомашинам прорваться в направлении н.п. Джалка. В ходе боя лично Аверкиевым было уничтожено 5 боевиков и подавлено 2 огневые точки.

На окраине н.п. Джалка колонна повторно подверглась нападению бандитов в количестве 250 человек. Завязался ожесточенный бой. Пользуясь перевесом в численном составе, боевики начали смыкать кольцо окружения. Пулемет Александра в этой ситуации являлся единственным сдерживающим фактором коварных замыслов врага.

Видя это, противник сосредоточил всю свою огневую мощь на бронетранспортере: БТР загорелся, экипаж был вынужден покинуть горящую машину и занять круговую оборону. Окрыленные успехом бандиты уже праздновали победу и предчувствовали скорую расправу над нашими военнослужащими. Отважный пулеметчик, понимая весь трагизм создавшегося положения, принял единственно правильное решение. Зная, что идет на верную гибель, он вернулся в горящую машину и возобновил разящий огонь по врагу. Ваххабиты были обескуражены, уже после первых очередей они потеряли 4 человека убитыми.

Воспользовавшись замешательством в рядах нападавших, подразделение вырвалось из кольца, вынося всех убитых и раненых, и в назначенный срок доставило вооружение, боеприпасы в указанный район. До последнего патрона и последнего дыхания Александр прикрывал своих сослуживцев. Ценой собственной жизни он спас жизни многих своих товарищей и обеспечил выполнение поставленной задачи.

За мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе, рядовому Аверкиеву Александру Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Заключение

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны, кто с честью выполнил свой воинский долг.

Литература

1. Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.

2. Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.

3. Золотые звезды внутренних войск. – М.: 1980 г.

§ 47. Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

    Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.

    Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.

    Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.

    Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

    Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.

    В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?

    В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?

    Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

    Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».

    Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.

    Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.

    Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».




Top