Паула Модерзон-Беккер. Биография и картины

Немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма. За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерзон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.


Паула Беккер была третьим ребёнком в семье инженера Карла Вольдемара Беккера. Его супруга Матильда была родом из тюрингских дворян фон Бюльтцингслёвен. Из писем, адресованных отцом Пауле, известно, что Беккер был хорошо знаком с Парижем, Санкт-Петербургом и Лондоном и помимо русского языка владел ещё французским и английским. Отличалась космополитичностью и семья Паулы по материнской линии. Отец Матильды фон Бюльтцингслёвен командовал заграничным военным контингентом, братья Паулы эмигрировали в Индонезию, Новую Зеландию и Австралию. Дядя Паулы Оскар Беккер печально прославился покушением на будущего кайзера Вильгельма I летом 1861 года.

В семье Беккеров изобразительное искусство, литература и музыка занимали большое место в воспитании детей. Паула вместе со своими братьями и сёстрами обучалась игре на фортепьяно. Старшая из сестёр Паулы, отличавшаяся красивым голосом, занималась вокалом. Вся семья кроме Паулы преклонялась перед Рихардом Вагнером, Паула же считала его недостаточно «немецким». Величайшим поэтом в семье считался Иоганн Вольфганг Гёте. Несмотря на то, что родительская семья Паулы считалась либерально-бюргерской, богатой однако она не была.

Ранние годы

Дрезден и Бремен

Первые двенадцать лет своей жизни, о которых известно очень мало, Паула Беккер провела в пригороде (сейчас городской район Дрездена) Фридрихштадте. Известно лишь о несчастном случае, произошедшем с десятилетней Паулой и её двумя двоюродными сёстрами Корой и Майдли Паризо, когда девочек засыпало песком в песчаном карьере. Паулу и Майдли успели спасти, а одиннадцатилетняя Кора Паризо задохнулась под массой песка. Из писем, которые Паула Модерзон-Беккер позднее писала Райнеру Мария Рильке, известно, что эта трагедия наложила глубокий след на её дальнейшую жизнь. Биограф Паулы Модерзон-Беккер Лизелотте фон Райнкен видит в этом эпизоде даже причину той подчас безоглядной решительности, с которой художница воплощала свои творческие идеи.

В 1888 г. Карл Вольдемар Беккер получил должность архитектора в Бремене, куда семья Беккеров переехала из Дрездена и поселилась в доме на Шваххаузер Хеерштрассе 23. Здесь у Паулы появилось первая художественная мастерская. Искусство в это время находилось в Бремене на подъёме, и через знакомых матери Паула завела знакомства в среде художников, которые живо поддерживались всей семьёй Беккеров.

Первые уроки живописи

В начале лета 1892 г. по желанию родителей Паула отправилась в Англию. В пригороде Лондона проживала сводная сестра отца Паулы. В её доме Паула должна была научиться домоводству и выучить английский язык. Благодаря содействию своего дяди Паула занималась в Англии также и живописью. После первых уроков рисунка Паула пошла в частную художественную школу. Занятия по рисунку, проходившие ежедневно с 10.00 до 16.00, продлились однако недолго. Родители надеялись, что Паула останется в Лондоне на год, однако она очень скучала и страдала от авторитарной тётки и поэтому вернулась домой уже через полгода.

Учительские курсы

С 1893 г. по настоянию своего отца Паула вслед за своей старшей сестрой обучалась в Бремене на курсах учителей. Педагогическая стезя не была близка Пауле, поэтому в качестве поощрения отец разрешил Пауле брать частные уроки живописи у художника Бернхарда Вигандта. Так Паула впервые получила возможность писать людей. К этому времени относится серия портретов её братьев и сестёр, а также её первый автопортрет, датированный 1893 г. В сентябре 1895 г. Паула успешно сдала экзамен на учителя.

Весной 1893 г. Паула познакомилась с картинами ворпсведского кружка художников. Работы Отто Модерзона, Фрица Макензена, Фрица Овербека, Ганса ам Энде и Генриха Фогелера участвовали в выставке в бременском Кунстхалле. Паула была приятно удивлена, но особого восторга в своём дневнике не выразила. Ей очень понравилась одна из картин - пейзаж с лугом Отто Модерзона, её будущего мужа, отличавшегося своеобразным подбором красок и изобразительных средств.

Учёба в Берлине

Весной 1896 г. Паула Беккер отправилась в Берлин и в течение шести недель посещала курс рисунка и живописи в известной художественной школе при Союзе берлинских художниц. В этой школе училась, например, Кете Кольвиц. Женщины не имели права обучаться в Академии художеств.

По окончании этого курса Паула Беккер продолжила обучение в художественной школе. Её матери удалось выхлопотать скидку на оплату обучения. Для того, чтобы оплачивать уроки Паулы, Матильда Беккер пустила в дом квартирантов. Брат Матильды Беккер Вульф фон Бюльтцингслёвен и его супруга Кора предоставили Пауле жильё и содержание.

Большую часть занимало в обучении занимал рисунок с живой натуры. К урокам живописи допускались лишь те, кто уверенно владел техникой рисунка. Сохранился ряд рисунков обнажённой натуры Паулы Беккер этого времени с подчёркнутыми линиями и чёткими светотенями. В 1897 г. Паула была допущена к занятиям по живописи у безвестной ныне художница Жанны Баук. Паула была в восторге от своей учительницы и мечтала некоторое время провести в Париже.

В Берлине Паула проводила много времени в музеях. Как и назарейцы за семьдесят лет до этого, она предпочитала живопись немецкого и итальянского Ренессанса: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Старшего, Тициана, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Её привлекали крупные, четки формы и подчёркнутая линейная конструктива.

Ворпсведе и Париж

Переезд в Ворпсведе

Серебряную свадьбу родители Паулы Беккер решили отметить летом 1897 г. всей семьёй в небольшом посёлке Ворпсведе недалеко от Бремена. Игра красок окружающей природы, уединённость места и поселившиеся в Ворпсведе художники произвели на Паулу неизгладимое впечатление. До начала осеннего семестра 1897 г. Паула приезжала в Ворпсведе ещё раз со своей подругой, гуляла там и общалась с художниками. В январе 1898 г. Паула получила наследство в размере 600 марок, а её бездетные родственники Артур и Грете Беккер назначили ей на три года ежегодное пособие в размере 600 марок на продолжение обучения. С согласия родителей Паула решила уехать в Ворпсведе. Изначально предполагалась лишь краткая поездка на каникулы. Матильда Беккер предполагала, что её дочь две недели будет заниматься рисунком и живописью у Фрица Макензена, а осенью отправится работать гувернанткой в Париж. Благодаря влиянию отца Паулы Фриц Макензен действительно согласился обучать девушку живописи. Но уже в сентябре 1898 г. Паула поселилась в Ворпсведе уже надолго.

Ворпсведская колония художников

Художники, которые селились в Ворпсведе начиная с 1889 г., чувствовали себя там независимыми от Академии художеств. В большинстве это были ученики дюссельдорфской Академии художеств, известной ещё со времён Вильгельма фона Шадова. Как и многие другие объединения художников XIX в., они критически относились к академическому образованию и живописи в мастерских. Удалившись в Ворпсведе, как Теодор Руссо и основанная им барбизонская школа в Барбизон, художники стремились в своём творчестве достичь единения с природой. Своим идеалом они считали простую, чистую живопись на природе и позитивное изображение крестьянства, которое воспринималось ими непосредственным и неиспорченным.

У Паулы сложились тесные дружеские отношения с Кларой Вестхофф, которая мечтала стать скульптором и училась у Макензена моделированию и рисунку. Поначалу отношения с ворпсведскими художниками у Паулы были достаточно сдержанными, но к марту 1899 г. Паула подружилась с семьёй Модерзонов и Генрихом Фогелером, под руководством которого Паула выполнила летом 1899 г. несколько офортов.

Вначале занятия у Фрица Макензена казались Пауле очень полезными, но уже в конце 1898 г. она поняла, что Макензен не совсем подходит ей в качестве учителя. В своих художественных предпочтениях к упрощённым формам и цветам она не получала поддержки не только в Ворпсведе. Негативная критика, с которой она столкнулась в конце 1899 г. поучаствов со своими работами в выставке, показала ей, что для её творчества пока нет места в немецком искусстве. В Мюнхене и Берлине уже добились признания Макс Слефогт, Ловис Коринт, Макс Либерман и Вильгельм Лейбль, но в целом в Германии доминировало салонное искусство эпохи грюндерства. Парижская жизнь была более открытой к новому. Именно в Париже мечтала побывать Паула ещё со времён своей учёбы в Берлине.

Первая стажировка в Париже

Паула Беккер отправилась в Париж в канун нового 1900 года. Подобно Риму на рубеже XVIII-XIX веков, ставшему центром притяжения для немецких художников, Париж в конце XIX в. превратился в главный центр европейского искусства. Многие немецкие художники: Эмиль Нольде, Карл Хофер, Бернхард Хётгер и Кете Кольвиц - жили в первые годы нового века в Париже. Клара Вестхофф, подруга Паулы из Ворпсведе, уехала в Париж ещё в конце 1899 г. в надежде учиться у Огюста Родена.

В 1900 г. Паула обучалась в парижской Академии Коларосси и прошла курс рисунка обнажённой натуры.

Паула могла себе позволить пожить в Париже благодаря финансовой помощи её родственников. Она сняла комнату в здании мастерской по адресу Рю Шампань Премьер, 9 и обставила её старой мебелью и ящиками. В Латинском квартале она стала студенткой частной Академии Коларосси и, как и в Берлине, проводила много времени в музеях. Одна и вместе с Кларой Вестхофф она бывала на выставках и в галереях и знакомилась с творчеством современных французских художников. Клара Вестхофф вспоминала позднее о визите к Амбруазу Воллару, где на Паулу произвёл неизгладимое впечатление ещё никому тогда неизвестный художник Поль Сезанн. В письме к Кларе Вестхофф Паула сравнила воздействие на неё творчества Сезанна с грозой.

Известно, что во время своего пребывания в Париже Паула побывала на выставке художников группы «Наби». Увлечённые японской цветной ксилографией, эти художники придавали большое значение плоскостной живописи, в которой цвет несёт смысл, а не является средством отражения действительности.

С апреля 1900 г. в Париже проходила Всемирная выставка. В Париж приехала чета Овербеков и художник-пейзажист Отто Модерзон, с которым Паула была знакома ещё в Ворпсведе и творчеством которого восхищалась. Супруга Модерзона Хелена из-за проблем со здоровьем в Париж не поехала и осталась в Ворпсведе, где и вскорости умерла во время пребывания своего мужа в Париже. Модерзон, а с ним и Овербеки поспешно вернулись в Германию.

Возвращение в Ворпсведе

Через две недели после отъезда Модерзона и Овербеков в Ворпсведе вернулись и Паула Беккер с Кларой Вестхофф. Поскольку средства, полученные в наследство, и пособие от родственников закончились, отец Паулы предложил ей устроиться работать гувернанткой. Однако работать ей не позволяло состояние здоровья, на которое повлияли усталость и спартанский образ жизни в Париже. В это время Паула записала в своём дневнике фразу, которая расценивается её биографами как предчувствие своей ранней смерти и часто цитируется: «Я знаю, я не проживу долго. Но разве это печально? Разве праздник станет лучше, если он будет долгим? И моя жизнь - праздник, краткий, интенсивный праздник… И если до того, как я уйду, во мне ещё расцветёт любовь, и если я напишу три хороших картины, то тогда я уйду спокойно с цветами в руках и волосах».

Пока Паула восстанавливала силы после напряжённой жизни в Париже, компанию ей иногда составлял Отто Модерзон. Между ними возникли чувства, и уже 12 сентября 1900 г., через три месяца после смерти Хелены Модерзон, Паула и Отто объявили о помолвке.

На это время приходится знакомство с поэтом Райнером Мария Рильке. В 1898 г. во время своего пребывания во Флоренции Рильке подружился с Генрихом Фогелером и приехал погостить к нему в Ворпсведе. У Модерзонов в это время остановился Карл Гауптман, брат Герхарта Гауптмана. Вечерами все собирались в доме Фогелеров, носившем название «Баркенхофф». Рильке принял Клару Вестхофф и Паулу Беккер за сестёр. В своём дневнике он называл их светленькой и тёмненькой художницами. Девушек связывала близкая дружба. Если Клару Вестхофф, на которой Рильке вскоре женился, он воспринимал как художницу, то Паула была для Рильке «настоящей подругой». Рильке посвятил Пауле стихи, которые были позднее опубликованы в его «Книге образов».

В своей монографии о ворпсведских художниках Рильке не упоминает Паулу Модерзон-Беккер, а знакомя её с Огюстом Роденом, он представил Паулу как супругу известного художника, хотя современные историки искусства считают, что Паула в своём творчестве значительно превзошла своего мужа. Художницу в Пауле Модерзон-Беккер Рильке признал лишь незадолго до её смерти.

Замужество

25 мая 1901 г. Отто Модерзон и Паула Беккер поженились. Под давлением своих родителей Паула Модерзон-Беккер до свадьбы даже пошла на курсы кулинарного искусства в Берлине, однако быстро их забросила. В качестве причины, характеризующей не только саму Паулу, но и её будущую семейную жизнь, она написала в своём письме от 8 марта 1901 г.: «Хорошо освободиться от отношений, которые душат».

После короткого свадебного путешествия, в том числе погостив у Герхарта Гауптмана в Агнетендорфе, для Паулы Модерзон-Беккер началось время поиска компромисса между своими творческими амбициями и обязанностями супруги, хозяйки и приёмной матери для маленькой Эльсбет. Её мастерской стала маленькая комнатка на крестьянском подворье Брюньесов, где для Паулы провели соответствующее освещение на потолке. В домашних заботах Пауле помогала горничная. С девяти до часу Паула работала в мастерской, потом возвращалась на обед домой и в три часа возвращалась в мастерскую, где часто оставалась до позднего вечера. Для своей приёмной дочери Эльсбет Паула хотела стать хорошей и заботливой матерью. Она изобразила Эльсбет на целом ряде детских портретов, в том числе на картинах «Девочка в саду со стеклянным шаром» и «Голова маленькой девочки».

Три первых года совместной жизни с Паулой были очень счастливыми для Отто Модерзона. Из его дневника известно, что Модерзон был убеждён в том, что он женат на художнице, представляющей новое направление в искусстве, хотя кроме него этого никто не замечал. Паула Беккер обрела в Отто Модерзоне любящего мужа, который не только не препятствовал её дальнейшему творческому развитию, но и содействовал ему своими советами. Однако по-настоящему глубокого понимания своего творчества Паула не чувствовала даже от своего мужа. В течение всей совместной жизни с Паулой его удивляло, сколь тесно она была связана в своём творчестве с парижскими художниками.

Замужество освободило Паулу от необходимости зарабатывать себе на жизнь нелюбимой профессией. За всё время Паула продала лишь две своих работы - одну Рильке и одну Фогелеру, поэтому, если бы она не вышла замуж, ей пришлось бы по совету отца искать себе работу гувернантки. Если Модерзон в своём дневнике пишет, что семейная жизнь оказалась даже лучше, чем он когда-либо предполагал, то в дневнике Паулы весной 1902 г. появляются критические нотки, хотя и с долей самоиронии: «Мой опыт говорит, что замужество не делает более счастливой. Оно отнимает пиллюзию, питавшую раньше всё твоё существо, о существовании родственной души. В браке непонимание удваивается, ведь вся предыдущая жизнь была направлена на то, чтобы найти того, кто понимает… Я пишу это в моей кухонной книге в пасхальное воскресенье 1902 г., сижу на своей кухне и жарю телятину».

В отличие от своего супруга, нуждавшегося для творчества в уединённости и тишине Ворпсведе, Паула Модерзон-Беккер требовалось общение и разнообразие.

Париж - 1903 г.

Весной 1903 г. с согласия мужа Паула Модерзон-Беккер вернулась на два месяца в Париж. В Париже она общалась с четой Рильке, хотя и с трудом терпела возраставшую напряжённость в отношениях между ними.

Большую часть времени Паула провела в Лувре, копируя античные и египетские образцы. Её автопортреты, написанные после Парижа, отчётливо перекликаются с фаюмскими портретами мумий. Вместе с супругами Рильке Паула гуляла по выставкам. Известно, что в это время она серьёзно интересовалась японской цветной ксилографией, в том числе из собрания Хайаши, в котором экспонировались старинные японские картины на свитках, оказавшие огромное влияние на художников югендстиля. Рильке познакомил Паулу с известным французским скульптором Огюстом Роденом, который показал ей свою мастерскую и пригласил её в свой павильон в Медоне в пригороде Парижа.

Историки творчества Паулы Модерзон-Беккер предполагают, что в это время она могла познакомиться с работами Поля Гогена, хотя он и не упоминается в её дневниках. В натюрмортах, появившихся по возвращении в Ворпсведе, на которых объекты выполнены разноцветными пятнами, составляющими единое целое, ощущается сходство с картинами Гогена.

Ворпсведе - 1903-1905 гг.

В марте 1903 г. полная новых впечатлений и творческих замыслов Паула вернулась к мужу и приёмной дочери в Ворпсведе. Пребывание в Париже показало ей, как сильно она привязана к своему мужу и приёмной дочери. Паула очень хотела собственного ребёнка. Среди картин, созданных до конца 1904 г., помимо натюрмортов много портретов грудных младенцев и маленьких детей, которых она изображает теперь без матерей.

На детских портретах, как, например, «Ребёнок на подушке в красную клетку» 1904 г., можно отследить влияние, которое оказали на Модерзон-Беккер художники группы «Наби». Ребёнок в красном платье в полоску сидит на подушке в красно-белую клетку, которая образует вокруг ребёнка квадратную поверхность и тем самым придаёт картине законченный вид. Неожиданным является детальность проработки лица ребёнка. Для других детских портретов того же времени характерны радикально упрощённые форма и цвета.

Париж - 1905 г.

Вернувшись из Парижа в 1903 г., Паула сразу объявила, что хотела бы вернуться в Париж на некоторое время. У Модерзона, считавшего себя немецким художником и отрицавшего французское искусство, всё чаще появлявшееся на выставках и в картинных галереях Германии, это желание жены не нашло понимания. Однако Паула была настойчива в своём желании. 14 февраля 1905 г. она снова отправилась в Париж вместе со своей сестрой Гермой Беккер, неоднократно предложив мужу присоединиться к ним. В Париже она опять занималась на курсах рисунка в частных академиях, но постепенно пришла к выводу, что у неё уже выработался собственный живописный стиль. Паула также встретилась с несколькими художниками круга «Наби», в том числе с Морисом Дени.

Отто Модерзон приехал в Париж в сопровождении Фогелеров, хотя Паула мечтала провести с ним время в Париже вдвоём. Они снова вместе ходили по выставкам, но напряжение в компании нарастало. Отто Модерзон ревниво реагировал на то, как его жена наслаждается жизнью в Париже и восторгается французским искусством. «Он вбил себе в голову, что я мечтаю остаться в Париже и равнодушна к Ворпсведе», - отметила она в своём дневнике.

Если относительно второй поездки в Париж историки искусства лишь предполагали, что помимо полотен Сезанна Паула могла видеть и работы Гогена, то в отношении третьей поездки это установлено достоверно благодаря записям в дневнике её мужа. По возвращении в Ворпсведе Паула стала серьёзно изучать творчество этого художника и даже просила одну из своих сестёр прислать ей статьи о нём.

Последние годы жизни

Третья поездка в Париж вдохновила Паулу Модерзон-Беккер на создание натюрмортов. До 1905 г. среди её работ было лишь десять натюрмортов, а в 1905-1907 гг. было создано почти пятьдесят. Изображённые на них предметы всё больше приближаются к простым геометрическим формам: кругу, эллипсу и трапеции.

Помимо натюрмортов Паула написала ещё несколько детских портретов, как, например, «Крестьянская девочка на стуле», на котором она отказалась от дифференцирующих линий и форм, или «Дудящая девочка в берёзовом лесу», простым изобразительным языком отразив единство ребёнка с природой. Изображённая в профиль девочка дудит в рожок и широко шагает на фоне густого осеннего леса.

Творческое развитие Паулы подвергалось всё более острой критике её мужа. А Пауле снова хотелось в Париж, и она поведала Кларе Вестхофф, которая после разрыва с Рильке снова жила в Ворпсведе, о том, что копит деньги на поездку. Когда в декабре 1905 г. Рильке приехал к своей жене и ребёнку в Ворпсведе на рождество, Паула посвятила и его в свои планы. Рильке в этот раз впервые серьёзно отнёсся к творчеству Модерзон-Беккер и оценил её манеру письма в одном из своих писем как решительную и трогательную.

Рильке поддержал Паулу в её желании покинуть Ворпсведе и мужа и приобрёл её «Младенца с рукой матери». Позднее он порекомендовал Пауле показать свои работы на парижских выставках. Но Паула Модерзон-Беккер, которая вообще неохотно показывала свои работы, не последовала его совету, сославшись на то, что у неё ещё недостаточно опыта.

Разрыв с Отто Модерзоном

23 февраля 1906 г. Паула Модерзон-Беккер покинула Ворпсведе. В своём дневнике она написала, что так она бросила Отто Модерзона. Для него такой шаг оказался неожиданностью, и в своих письмах в Париж Модерзон умолял жену вернуться. Паула Модерзон-Беккер в ответ просила его свыкнуться с мыслью, что их жизненные пути разошлись. Отто Модерзон даже приехал в июне на неделю в Париж, но разговор с Паулой оказался безрезультатным. Отто Модерзон продолжал поддерживать жену материально. Семья Паулы обвинила её в эгоизме.

В Париже Паула обосновалась на Авеню дю Мэн и оборудовала себе скромную мастерскую. Недовольная своей живописной техникой, она снова училась рисунку, а также изучала анатомию в Школе изящных искусств и часто ходила на выставки. Находясь под впечатлением одной из скульптур, представленной в «Салоне независимых», она познакомилась со скульптором Бернхардом Хётгером и побывала в его мастерской. Когда он случайно узнал, что Паула занимается живописью, он настоял на том, чтобы она показала ему свои картины и остался от них в полном восторге. На Паулу Модерзон-Беккер, которую в её творчестве поддерживали лишь её муж и Рильке, такая оценка была очень приятна, и она с новыми силами отдала себя живописи. За 1906-1907 гг. Паула написала около девяноста картин.

Последнее возвращение в Ворпсведе

3 сентября 1906 г. Паула Модерзон-Беккер сообщила своему мужу, что хочет подать на развод и попросила у него в последний раз 500 марок, чтобы в будущем самой обеспечивать себя. Несколькими днями позже она отказалась от своего решения благодаря уговорам Бернхарда Хётгера, который объяснил ей, что она вряд ли сможет сама себя обеспечить.

В октябре Отто Модерзон приехал в Париж, чтобы остаться там на зиму рядом с Паулой. Он снял себе мастерскую на той же улице. В марте 1907 г. Паула Модерзон-Беккер вернулась в Ворпсведе со своим мужем. В этот год она написала немного картин.

Паула наконец-то ожидала ребёнка, однако страдала от того, что её положение не позволяло ей заниматься живописью так же интенсивно, как раньше. К последним законченным работам относится «Старушка из богадельни в саду», на которой изображена пожилая женщина на фоне макового поля, которая держит в сложенных на коленях руках веточку наперстянки. После этой картины Паула написала свой последний автопортрет - «Автопортрет с веткой камелии».

2 ноября у Паулы Модерзон-Беккер родилась дочь Матильда (Тилле). Роды были тяжёлыми, и Пауле был прописан постельный режим. Она впервые поднялась с постели 20 ноября, и у неё началась эмболия. Паула Модерзон-Беккер умерла в возрасте 31 года. По свидетельству её мужа последними словами Паулы были «Как жаль».

Фонд Паулы Модерзон-Беккер

В 1978 г. дочь Паулы Модерзон-Беккер Тилле (1907-1998) основала фонд имени своей матери.

Музей Паулы Модерзон-Беккер в Бремене

В бременском Музее Паулы Модерзон-Беккер на улице Бёттхерштрассе располагается постоянная выставка лучших работ Паулы Модерзон-Беккер. Своим существованием музей и его здание в стиле экспрессионизма обязаны Людвигу Розелиусу (1874-1943), который по поручению Бернхарда Хётгера подготовил проект здания для собрания работ Паулы Модерзон-Беккер. Музей распахнул свои двери посетителям 2 июня 1927 г. В музее размещается также коллекция скульптур, картин и рисунков Бернхарда Хётгера. Музейные площади используются также для проведения временных выставок.

В конце XIX века жители немецкой деревушки Ворпсведе только и говорили, что о поселившихся там чудаках-художниках. Молодые мужчины и женщины бродили с этюдниками в окрестностях Ворпсведе, перенося на холст чахлые березы, мелкие реки и жухлую листву. Полотна одного из них, Отто Модерзона, на выставке увидела юная художница – Паула Беккер – и это полностью перевернуло ее жизнь.


Паула Беккер родилась в Дрездене. Ее отец был инженером, а мать происходила из дворянской семьи фон Бюльтцингслёвен. Родители все силы отдавали на то, чтобы трое их отпрысков получили хорошее образование и воспитание – но мыслили весьма традиционно, поэтому Пауле предстояло изучать языки и домоводство.


Впрочем, отправившись на обучение в пригород Лондона, деятельная Паула не теряла времени даром и там же получила начальное художественное образование. После, все еще повинуясь воле родителей, она окончила учительские курсы. В то время женщине не стоило грезить о карьере художницы: государственные академии женщин не принимали.


Однако Паула продолжала писать и посещала все выставки, на которые могла попасть. Однажды ее взгляд задержался на меланхоличном пейзаже, таком свежем в сравнении с пафосными историческими полотнами, которые писали члены художественных академий. Паула ощутила: это именно то, к чему стремится ее душа.
Вскоре она приехала в Ворпсведе, чтобы познакомиться с автором.



Их первой встречи никто не помнил, и в письмах Паула упоминала лишь вскользь: «Видела Отто Модерзона…». Но однажды он, верный муж и отец, оторвавшись от работы, взглянул в окно и увидел девушку в темном платье, идущую под руку со старухой из местной богадельни. Портреты старух, написанные Паулой Беккер, принадлежат к числу лучших творений немецкой живописи, а сердце Отто Модерзона с того момента принадлежало странной молодой художнице.




Еще в Ворпсведе Паула познакомилась с Кларой Вестхофф, будущей женой Райнера Марии Рильке. Клара успешно занималась скульптурой, и вместе девушки отправились во Францию, где оказались в самом сердце художественной жизни Европы. Они усердно учились и так же усердно вбирали в себя опыт других художников, прислушивались к дискуссиям, заводили знакомства… Там, на Всемирной выставке в Париже, состоялась новая встреча Паулы и Отто Модерзона.


Отто получил печальное известие с родины, скончалась его жена. Он спешно вернулся в Германию, но уже через три месяца прервал траур по почившей супруге. Паула и Отто поженились.


Первые три года брака оба они признавали счастливыми – Паула изо всех сил старалась быть хорошей женой и матерью своей приемной дочери, Отто способствовал творческой самореализации жены. В то же самое время Паула переживает первый творческий кризис, осознавая ограниченные возможности пейзажной живописи.


Она все больше обращается к живописи портретной, преодолевая художественный язык, перенятый ею в Ворпсведе, многократно пишет свою приемную дочь Эльсбет на фоне немецкой природы, автопортреты.




Такие изменения встречают непонимание Отто Модерзона, в котором она искала родственную душу и абсолютное принятие.


Одиночество Паулы, чьи работы практически не выставляются, становится удушающим. Она пишет: «Мой опыт говорит, что замужество не делает более счастливой. Оно отнимает иллюзию, питавшую раньше всё твоё существо, о существовании родственной души».


Паула болезненно встречает критику Отто, который не понимает, что ранит ее. Он совершенно честно полагал, что лишь помогает раскрыться творческому гению Паулы. Спустя несколько лет он признается, что многое черпал из ее работ и, вспоминая свои былые «советы», скажет: «Она была во всем, во всем права».


В новом творчестве Паулы суровость немецкой живописи сочетается с экспериментальностью французской, она противопоставляет себя всем – академии, любым художественным направлениям…


Грубые мазки, стертые тона, утрированные черты, образ как глубокий символ, глубокие душевные переживания – все это отличает живопись Паулы.



Частым мотивом ее творчества было материнство.




Паула мечется между желанием обрести былую свободу и любовью к Отто. В конце концов она отправляется в Париж, и с тех пор ее поездки туда становятся регулярными. Она надеется обсудить свои новые идеи с четкой Рильке, однако становится свидетельницей разлада в отношениях между Кларой и Райнером и сбегает в Лувр, где исследует античные и египетские фрески.


В последующей поездке после долгих убеждений к ней присоединяется Отто, но радость Паулы омрачена его ревностью… к французскому искусству, которое так увлекает молодую художницу. Ее живопись становится ярче, жестче, контрастнее.



Работы фовистов вдохновляют ее на создание натюрмортов – ранее Паула писала преимущественно примитивистски трактованные фигуры людей, в основном женщин и детей.


Спустя год состоялось их примирение. Художница забеременела. Паула хотела ребенка, но послеродовая эмболия убила ее. «Как жаль…» - произнесла она перед смертью.


Отто Модерзон после смерти Паулы снова обретет счастье в браке, однако до конца дней будет заботиться о творческом наследии покойной жены. Пришедшие к власти в Германии нацисты наградят его медалью, а ее работы конфискуют как «дегенеративное искусство», однако многое удастся сохранить. Дочь Паулы, Тилле, впоследствии создаст фонд имени своей матери.


Менее чем за четырнадцать лет своей творческой карьеры Паула Модерзон-Беккер написала семьсот пятьдесят картин, выполнила около тысячи рисунков и тринадцать офортов. При жизни ей удалось продать всего три картины. Посмертно Паула стала первой женщиной, которой был посвящен музей – постоянная экспозиция работ художницы, не выставлявшейся при жизни, открыта в Бремене благодаря другу ее семьи, художнику Бернхарду Хётгеру.


Паула Модерзон-Беккер (нем. Paula Modersohn-Becker; 8 февраля 1876, Дрезден - 20 ноября 1907, Ворпсведе) - немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма. За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерсон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.

Биография

Семья

Паула Беккер была третьим ребёнком в семье инженера Карла Вольдемара Беккера. Его супруга Матильда была родом из тюрингских дворян фон Бюльтцингслёвен. Из писем, адресованных отцом Пауле, известно, что Беккер был хорошо знаком с Парижем, Санкт-Петербургом и Лондоном и помимо русского языка владел ещё французским и английским. Отличалась космополитичностью и семья Паулы по материнской линии. Отец Матильды фон Бюльтцингслёвен командовал заграничным военным контингентом, братья Паулы эмигрировали в Индонезию, Новую Зеландию и Австралию. Дядя Паулы Оскар Беккер печально прославился покушением на будущего кайзера Вильгельма I летом 1861 года.

В семье Беккеров изобразительное искусство, литература и музыка занимали большое место в воспитании детей. Паула вместе со своими братьями и сёстрами обучалась игре на фортепиано. Старшая из сестёр Паулы, отличавшаяся красивым голосом, занималась вокалом. Вся семья кроме Паулы преклонялась перед Рихардом Вагнером, Паула же считала его недостаточно «немецким». Величайшим поэтом в семье считался Иоганн Вольфганг Гёте. Несмотря на то, что родительская семья Паулы считалась либерально-бюргерской, богатой однако она не была.

Ранние годы

Дрезден и Бремен

Первые двенадцать лет своей жизни, о которых известно очень мало, Паула Беккер провела в пригороде (сейчас городской район Дрездена) Фридрихштадте. Известно лишь о несчастном случае, произошедшем с десятилетней Паулой и её двумя двоюродными сёстрами Корой и Майдли Паризо, когда девочек засыпало песком в песчаном карьере. Паулу и Майдли успели спасти, а одиннадцатилетняя Кора Паризо задохнулась под массой песка. Из писем, которые Паула Модерзон-Беккер позднее писала Райнеру Мария Рильке, известно, что эта трагедия наложила глубокий след на её дальнейшую жизнь. Биограф Паулы Модерзон-Беккер Лизелотте фон Райнкен видит в этом эпизоде даже причину той подчас безоглядной решительности, с которой художница воплощала свои творческие идеи.

В 1888 г. Карл Вольдемар Беккер получил должность архитектора в Бремене, куда семья Беккеров переехала из Дрездена и поселилась в доме на Шваххаузер Хеерштрассе 23. Здесь у Паулы появилось первая художественная мастерская. Искусство в это время находилось в Бремене на подъёме, и через знакомых матери Паула завела знакомства в среде художников, которые живо поддерживались всей семьёй Беккеров.

Первые уроки живописи

В начале лета 1892 г. по желанию родителей Паула отправилась в Англию. В пригороде Лондона проживала сводная сестра отца Паулы. В её доме Паула должна была научиться домоводству и выучить английский язык. Благодаря содействию своего дяди Паула занималась в Англии также и живописью. После первых уроков рисунка Паула пошла в частную художественную школу. Занятия по рисунку, проходившие ежедневно с 10.00 до 16.00, продлились однако недолго. Родители надеялись, что Паула останется в Лондоне на год, однако она очень скучала и страдала от авторитарной тётки и поэтому вернулась домой уже через полгода.

Учительские курсы

С 1893 г. по настоянию своего отца Паула вслед за своей старшей сестрой обучалась в Бремене на курсах учителей. Педагогическая стезя не была близка Пауле, поэтому в качестве поощрения отец разрешил Пауле брать частные уроки живописи у художника Бернхарда Вигандта. Так Паула впервые получила возможность писать людей. К этому времени относится серия портретов её братьев и сестёр, а также её первый автопортрет, датированный 1893 г. В сентябре 1895 г. Паула успешно сдала экзамен на учителя.

Весной 1893 г. Паула познакомилась с картинами ворпсведского кружка художников. Работы Отто Модерзона, Фрица Макензена, Фрица Овербека, Ганса ам Энде и Генриха Фогелера участвовали в выставке в бременском Кунстхалле. Паула была приятно удивлена, но особого восторга в своём дневнике не выразила. Ей очень понравилась одна из картин - пейзаж с лугом Отто Модерзона, её будущего мужа, отличавшегося своеобразным подбором красок и изобразительных средств.

Паула Модерзон-Беккер родилась 8 февраля 1876 г. в Дрездене. Она была представительницей раннего экспрессионизма.

Паула росла в семье инженера Вольдемара Беккера, а ее мать была родом из тюрингских дворян. Отец Паулы хорошо знал русский, французский, английский языки. Ее братья жили в эмиграции в Индонезии, Австралии и Новой Зеландии.

В семье Беккеров уделяли большое внимание духовному воспитанию детей. Дети обучались игре на фортепьяно, занимались пением.

До 12 лет Паула жила в пригороде Дрездена. Когда отец получил должность архитектора в Бремене, семья переехала туда в 1888 г. Мать Паулы, посредством своих друзей, познакомила дочь с художниками. Здесь она работала в собственной мастерской.

Родители, которые поощряли стремление дочери, в 1892 г., отправили ее в Англию, где жила тетя Паулы. Кроме занятий живописью, юная художница изучала английский язык. 0на поступила в частную художественную школу, но в Лондоне долго не задержалась из-за своенравного характера тети.

Паула понимала, что ей нужно обучиться какой-нибудь специальности. По совету отца, в 1893 г., она поступает на курсы учителей. Но в семье понимали, что главным для их дочери остается искусство. Поэтому ей разрешают брать частные уроки живописи в мастерской Бернхарда Вигандта. Паула начала писать портреты своих родных и друзей. Курсы учителей она окончила в 1895 г.

В 1893 г Паула посетила выставку картин художников ворпсведского кружка. Только одна картина привлекла ее внимание. Это был пейзаж с лугом Отто Модерзона. Вскоре он станет мужем Паулы.

Поскольку женщины не имели права обучаться в Академии художеств, в 1896 г Паула переезжает в Берлин и шесть месяцев учится в художественной школе при Союзе берлинских художниц. Чтобы оплатить учебу дочери, родители сдают квартиру квартирантам.

Для того, чтобы получать уроки живописи, нужно было хорошо владеть техникой рисунка. Паула много работала, прежде чем в 1897 г. получила разрешение заниматься живописью у художницы Жанны Браун. Она часто посещает выставки и галереи. Ее внимание привлекают художники немецкого и итальянского Ренессанса: Боттичелли, Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер.

Пауле всегда нравилось жить в Ворпсведе, отличавшимся красивой природой. Художники, которые сюда приезжали, чувствовали себя независимыми от Академии. Паула брала уроки живописи у Франца Макензена. В 1899 г. она участвовала в выставке, которая не принесла ей успеха.

Паула мечтала побывать в Париже, где к новым веяниям искусства относились более открыто. Приехав туда в 1900 г, она прошла обучение в парижской Академии Колароссы по рисунку обнаженной натуры. Финансовую помощь Пауле оказывали родственники. Вместе со своей подругой Кларой Вестхофф, часто посещала музеи и выставки, знакомилась с работами французских художников.

В Париже Паула Беккер встретилась с Отто Модерзоном, который приехал на Всемирную выставку. Но вскоре он уезжает из-за смерти жены.

У Паулы заканчивалсь средства на проживание и она вернулась в Ворпсвед.

25 мая 1901 г. Паула Беккер вышла замуж за Отто Модерзона. Но семейные отношения были несовместимы с творчеством художницы. Кроме домашних забот, Паула была приемной матерью дочери Отто Модерзона. Отто помогал и поддерживал жену. Но Паула нуждалась в общении. В 1903 г. она едет в Париж. Много работает в Лувре, посещает выставки, знакомится со скульптором Огюстом Роденом. В этот период Паула интересуется японской цветной ксилографией, пишет натюрморты, в технике исполнения которых, было сходство с Полем Гогеном.

В 1903 г. Паула возвращается в Ворпсвед. Желание иметь собственного ребенка отразилось на ее работах. Паула пишет портреты младенцев. Но вскоре опять уезжает в Париж. Она предлагает мужу поехать вместе с ней, но Модерзон отрицал французское искусство и не поддерживал в этом Паулу. Приехав в Париж, Модерзон очень ревностно относится к тому, что жена наслаждается жизнью в Париже.

По возвращению в Ворпсвед, Паула изучает творчество Поля Гогена. Работает над созданием натюрмортов, которые представляют собой простые геометрические формы. Модерзон все чаще критикует работы жены. В очередной раз Паула уезжает в Париж. В этом ей помогают друзья.

В феврале 1906 г. Паула Модерзон-Беккер уходит от мужа. Она вновь уезжает в Париж. Отто Модерзон едет за ней и пытается поговорить с ней, но напрасно.

В Париже у Паулы была своя небольшая мастерская. На выставке в «Салоне независимых», она знакомится со скульптором Бернхардом Хетгером. Он посоветовал художнице открыть выставку, но Паула считает, что у нее недостаточно опыта.

В сентябре 1906 г. Отто Модерзон приезжает в Париж, чтобы поддержать Паулу. Через год они возвращаются в Ворпсвед. Паула ожидала ребенка, и это тяготило ее. Она уже не могла так часто писать картины как раньше. Ее последняя работа «Автопортрет с веткой камелии». Паула Модерзон-Беккер родила дочь. Роды прошли с осложнениями. Ей был прописан постельный режим. Но она больше не поднялась. Когда она умерла, ей был 31 год.

Паула Модерзон-Беккер. Картины:





Модерзон-Беккер Паула


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Стихия Огня , выраженая в натальной диаграмме, обеспечивает вас интуицией, энергией, храбростью, уверенностью в себе и энтузиазмом. Вы склонны быть страстным, утверждаете силу воли. Вы двигаетесь вперёд и, не смотря ни на что, достигаете ваших мечтаний и целей. Относительная слабость этого элемента - трудность отстраниться или своего рода смелость, приывающая вас делать глупости.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Фиксированное качество соответствует большинству элементов в вашей диаграмме и представляет желание защиты и долговечности: Вы способны конкретно оценить ситуацию и ее стабильность. Вы определенно предпочитаете роль лояльного, упрямого и трудолюбивого человека, вместо того, чтобы ставить новые и опасные опыты. Вы структурируете, цементируете и усиливаете все, что находите на своём пути, не очень интересуясь стремительностью.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Лев Водолей

Это зодиакальное сочетание формирует самую сильную волю. Вы амбициозны и темпераментны, сила и энергия позволяют вам осуществлять свои цели, какими бы они не были. Вы достаточно сдержанны и горды. Обычно не тратите усилий зря, безразлично, идет ли речь о любви или карьере.
- Вы благородный, утонченный и миролюбивый человек, настоящий аристократ духа, который в любое общество приносит элегантность. Такие люди часто бывают терпеливы в любой работе, которая подразумевает возможность быть на природе. Они могут быть художниками, скульпторами и т. п. Вы тонкий, в основном консервативный, но решительный человек. Если есть планеты, связанные со стихией земли, ваш успех может превратиться в настоящую славу.

Паула Модерзон-Беккер. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Паула Модерзон-Беккер

Солнце в Водолее
Вы оригинальный, независимый, свободолюбивый. Можете быть бунтовщиком, если теряете контроль над собой. Из-за того, что вам некоторые вещи или очень нравятся, или очень не нравятся, можете быть упрямым или непримиримым. Вас привлекает все необычное. Вам гораздо легче любить весь мир, чем одного человека, поэтому Вы иногда можете быть холодным и сохранять дистанцию в общении с людьми. Вы любознательны и интеллектуальны. Ваша цель - с пользой употребить свои знания.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Паула Модерзон-Беккер

Луна во Льве
Поскольку вы самодостаточный человек, полагающийся только на себя, вы занимаетесь только тем, в чем лично заинтересованы. Вы способны быстро и точно оценивать людей и их намерения. У вас огненный темперамент и при необходимости вы быстро поставите любого на место. ы эгоистичны и немного заносчивы, иногда недостаточно объективны и проявляете некомпетентность, если речь идет об эмоциональной перспективе. Вы нуждаетесь в похвалах других людей. Несмотря на вашу преданность, вы уходите искать признание и удовлетворение в другом месте, если чувствуете, что о вас забывают. Авторитетность вы принимаете серьезно и без всяких трудностей. Вы амбициозны, придаете большое значение общественному положению. Стремитесь к беспрекословному уважению и обладаете явными организаторскими способностями

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Паула Модерзон-Беккер

Меркурий в Водолее
У вас большие способности, наблюдательность, развитая интуиция, и вы хорошо разбираетесь в человеческой природе. У вас проницательный, независимый, гуманный и беспокойный ум. Вы усердны, общительны и часто самоучка в областях, которыми занимаетесь. Вы любите читать и часто сотрудничаете с группами и организациями. Вы с легкостью пишете и говорите, но всё же иногда бываете болтливы. Хотя вы открыты всему новому и любознательны, вы с трудом меняете свое мнение, предварительно не обдумав все "за" и "против" и тщательно не проанализировав детали. Вы правдолюбец и стараетесь быть объективным, вам нет дела до традиционных ценностей и общественного мнения.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности

Паула Модерзон-Беккер

Венера в Рыбах
Вы сострадательный, мягкий и добросердечный человек, полный понимания других людей, одухотворённый. Вы чрезвычайно чувствительны. Вы нуждаетесь в любви и нежности, без этого вы чувствуете себя потерянным. Вы созидательны и можете вдохновить на творчество других. Однако из-за сильной чувствительности вы бываете очень ранимы. Вы знаете это и часто молча страдаете или подавляете свои чувства в себе. Вас притягивают страдающие, вы склонны к самопожертвованию.




Top