Павел басинский скрипач не нужен. Павел Басинский Скрипач не нужен (сборник)

Характер этих гигантов из мира собак никак не согласуется с их устрашающей внешностью. Тибетские мастифы – спокойные, миролюбивые, уравновешенные создания, которых заводят в качестве компаньона, верного друга или охранника. Они без ума от детей, и это взаимно.

Описание породы

Некоторые опасаются этой породы, поскольку не знают, чем кормить тибетского мастифа, этого гиганта, который, кажется, готов съесть целую лошадь. И в целом эти животные довольно сложны в уходе. Если неправильно воспитать тибетца, есть риск получить в итоге агрессивного врага, а не преданного друга.

Родина собаки – Китай. По-другому породу называют бхо-тхай, тибетским догом, цанг-кхи, дро-хи, тибетским молоссом. По преданию даже у Чингисхана и Будды были эти питомцы. Их особенность в том, что из-за изоляции их родного края они сохранили чистоту крови.

У мастифов развитая психика, они могут некоторое время проводить в одиночестве, спокойно созерцая мир, а не разрушая все, до чего могут дотянуться зубы и когти. Тибетцы дружелюбны по отношению к другим животным, могут проявить агрессию только в ответ.

Хозяина эти собаки обожают, ходят за ним по пятам и постоянно готовы ринуться на помощь. Каждый посторонний человек, заходящий в дом, попадает под пристальное внимание мастифа. При малейшей угрозе для хозяина этот гигант начнет боевые действия. Чтобы не возникало конфликтов, у взрослого пса должно быть хорошее воспитание.

Нюансы составления рациона

Чтобы собака выросла здоровой и крепкой, ее нужно правильно кормить. Владельцы питомников должны учитывать правила составления рациона с момента рождения щенка. Необходимо учитывать характерные болезни для этой породы, чтобы не допустить их возникновения из-за неправильного питания. Мастифы склонны к следующим патологиям:

  1. Дисплазия суставов. Возникает из-за ожирения, поэтому не стоит перекармливать собаку.
  2. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Тоже возникают из-за ожирения.
  3. Вздутие живота. Причина – быстрое заглатывание пищи. Необходимо кормить питомца строго по часам, чтобы не допускать голодания.
  4. Рахит – деформация конечностей. Возникает из-за недостатка витамина D и кальция.
  5. Гипотериоз – нарушение в работе эндокринной системы.

Аллергия у тибетского дога встречается редко. Если она обнаружена, из рациона исключается продукт, вызывающий негативную реакцию организма. Чаще это молоко, злаки, яйца, некоторые овощи. Если собаку кормят сухими смесями, то выбирают противоаллергические.

В рационе собаки должна обязательно присутствовать твердая пища, например, сырые овощи или жилистые кости из зоомагазина. Переизбыток мягких продуктов приведет к образованию зубного налета и камня. Кости можно давать мастифу только в детстве, когда он их только глодает, но не разгрызает. Взрослым питомцам вводить их в меню нельзя – из-за мощных челюстей они дробятся и повреждают внутренние органы.

Сразу после рождения щенки в среднем весят 0,5 кг. В первые недели жизни масса увеличивается на 50-150 г ежедневно. Уже в возрасте 1 месяца мастиф весит 5 кг, к полугодовалому возрасту достигает 28 кг, а к году – 42 кг. В зависимости от массы рассчитывается количество пищи – она должна составлять 3% от веса.

Из-за крупных размеров у тибетцев часто возникают проблемы с суставами, а если к этому добавляется еще и ожирение, то заболеваний не избежать. В рацион собаки необходимо регулярно включать хрящи, витамины. Некоторые ветеринары советуют избегать злаковых продуктов. Если покупается сухой корм, он должен быть для крупных пород собак.

Каждый хозяин определяет сам, как ему удобнее кормить питомца – натуральной пищей или готовыми составами. И у того, и у другого способа есть достоинства и защитники. Только смешанным кормом мастифа кормить нельзя – это чревато дисбалансом витаминов и микроэлементов, а за этим следуют болезни.

Разрешенные и запрещенные продукты

Чтобы кормить тибетца натуральной пищей, придется трепетно относиться к составлению рациона. Нельзя давать этому гиганту то же, что едят остальные члены семьи. У собаки свое меню.

В него обязательно должны входить следующие продукты:

  • нежирное мясо, например, говядина, кролик или индейка в сыром или вареном виде (каждый день);
  • вареные яйца (1-2 раза в неделю);
  • морская вареная рыба без костей;
  • хлеб грубого помола, взрослым собакам можно сухарики;
  • крупы – рис и гречка;
  • изюм, сыр, сухофрукты (как лакомство при дрессировке);
  • кисломолочные продукты (молоко запрещено);
  • свежие и вареные овощи, особенно морковь, тыква, капуста, болгарский перец (можно добавлять к ним подсолнечное, оливковое или льняное масло);
  • свежие фрукты, особенно яблоки (как лакомство);
  • зелень.

Собаке нельзя давать сладкое и соленое. Пища должна быть теплой – не горячей и не холодной.

Мастифам нельзя добавлять в рацион следующие продукты:

  • копчености;
  • консервы;
  • маринованные продукты;
  • жирные сорта мяса;
  • жареное;
  • острое;
  • любая речная рыба;
  • сырая морская рыба;
  • кости;
  • кондитерские изделия;
  • макароны;
  • картофель;
  • томаты;
  • бобовые;
  • белый хлеб;
  • приправы и пряности;
  • колбасные изделия.

Примерная схема кормления

Количество кормлений тибетского мастифа зависит от его возраста. До 1 месяца щенок питается от матери, когда ему захочется, затем заводчик понемногу добавляет коровье молоко, каши, овощи. Затем график кормления будущего великана выстраивается так:

  • с 2 до 3 месяцев – 5 раз в день;
  • с 3 до 4 месяцев – 4 раза в день;
  • с 4 до 5 месяцев – 3 раза в день;
  • после 5 месяцев – 2 раза в день.

Вся дневная норма питания тибетского мастифа делится поровну на это количество приемов. Если питомец что-то не съел, и это пролежало в миске целый день, то еда выбрасывается и заменяется новой. Вода меняется каждый день. Хорошо бы купить миски на стойке, чтобы собака не портила осанку и суставы.

Когда самка прекращает кормить щенков (примерно в 1 месяц), им дают мясо, крупы, яйца, овощи и кисломолочные продукты. С 2 месяцев добавляется морская рыба, с 3 месяцев постепенно вводят остальные продукты.

В рационе взрослой собаки должно быть 60% мяса, 30% каш, оставшиеся 10% уделяются овощам, витаминам, минералам и лакомствам. Например, можно отварить рис, добавить к нему тертую морковь и вареную говядину. В меню мастифа преклонного возраста необходимо включать больше хрящей, чтобы предупредить заболевания суставов. В остальном рацион не меняется.

Готовые смеси

Сухие корма хороши тем, что сбалансированы по белкам, жирам и углеводам, содержат витамины и микроэлементы в нужном для конкретного возраста количестве. Кормление готовыми смесями удобно и для хозяина – не придется каждый день готовить отдельное блюдо для питомца.

Для тибетцев подойдут корма с маркировкой премиум и супер-премиум класса, предназначенные для крупных собак. Можно найти специальные смеси для этой породы, но они относятся к элитным и стоят дорого. Если есть возможность покупать их постоянно, они, конечно, в приоритете.

При выборе корма необходимо обращать внимание на возраст, для которого он предназначен.

Например, нельзя кормить полугодовалого щенка смесью для взрослых собак. В ней содержатся другие витамины, и микроэлементы, поэтому у питомца возникает дисбаланс, ведущий к болезням.

Популярные сухие корма для тибетских мастифов:

  1. Brit Premium (премиум) и Brit Care (супер-премиум). Производитель – Чехия. Условно делится на 3 линейки – беззерновую, гипоаллергенную и для питомцев с особыми нуждами. В составе 8 % сырого протеина, 17% жира, 2,5% клетчатки в сыром виде, 10% влажности, 7,2 % зольности.
  2. Flatazor (супер-премиум). Производитель – Франция. Делится на 4 линейки – классическую, гипоаллергенную, для собак с заболеваниями и для крупных питомников. В составе 24% белков, 13% жиров, 3% клетчатки, 6 % золы, а влажность и количество углеводов не указаны.
  3. 1st choice (супер-премиум). Производитель – Канада. Делится на 3 категории – для щенков, взрослых и пожилых собак. Есть корма для животных с особыми потребностями. В составе 23 – 28% сырого протеина, 12 – 15% жира, 8-10% золы, 3,5-5% клетчатки.
  4. Acana (супер-премиум). Производитель – Канада. Делится на корма для собак разных возрастов и пород. Есть диетические смеси для животных с особыми потребностями. В составе 29% белков, 17% жиров, 7% зольности, 5% клетчатки, 12% влажности, 30% углеводов.
  5. Royal Canin (супер-премиум). Производитель – Франция. Корма классифицируются по породам, возрасту, активности, особым потребностям питомцев. В составе 25% белков, 14% жиров, 1,2% клетчатки, 9,5% влажности, 5,9% зольности.

Щенка можно переводить на сухой корм в 1-2 месяца, когда мать уже не дает молока. Смешивать готовые смеси с натуральной пищей для тибетского мастифа нельзя. Сначала необходимо размачивать корм в воде или кефире, а когда щенок немного подрастет, можно давать в обычном виде.

Витаминно-минеральные добавки

К питанию любимца необходимо добавлять хондропротекторы, укрепляющие суставы. Для тибетского мастифа полезны смеси с гидроксиапатитом. Обязательно включаются добавки с кальцием и фосфором, можно на основе пивных дрожжей.

Витамины необходимо добавлять, посоветовавшись с ветеринаром или владельцем питомника, в котором вы приобретали щенка. Все дозировки добавок указаны на упаковке, они рассчитываются по возрасту и весу питомца.

45-дневного щенка необходимо кормить 5-6 раз в сутки. Одного сухого корма, даже самого лучшего качества, недостаточно по мнению многих заводчиков мастифа. Как минимум, во время активного роста и формирования щенка, рекомендуют включать в дневной рацион свежее мясо (говядину), молочные продукты (творог, бифидокефир, молоко (козье, т.к. оно близко по составу аминокислот и пропорциональному содержанию белков, жиров и углеводов, сучьему молоку). А также можно добавить свреные на пару овощи (морковь, капуста, тыква, кабачки и пр., кроме картофеля), фрукты (осторожно), минеральные добавки и витамины. Наш взгляд на этот вопрос таков - нужно все-же подходить к каждому щенку индивидуально. Если щенок генетически и физически здоров, его вес, рост и другие физические показатели здоровья соответствуют возрасту, то можно выбрать сухой корм супер-премиум класса, как основу рациона. Можно 1-2 раза в сутки в возрасте 2-9 месяцев добавлять в рацион нежирный творог и растительное масло хорошего качества.

Считаем, что смешивание в рационе щенка разных видов кормов небезопасно для ЖКС животного. Поэтому при возникновении проблем при кормлении сухим кормом, лучше на время отойти от него и перейти на 100% кормление натуральными продуктами, но рацион должен быть продуман до мелочей и состоять исключительно из высококачественных продуктов, упомянутых выше. Основа рациона при этом - мясо и творог. Прикорм нужно начинать, когда щенкам исполняется 21 день. Каждый новый продукт вводится постепенно. Сухой корм лучше чуть размачивать водой комнатной температуры, но не до состояния каши. Гранула корма должна сохранять свою форму и быть лишь чуть размягченной. Свежая вода должна стоять всегда. Миска должна быть неглубокой, широкой, тяжелой и устойчивой, чтобы затруднить щенкам переворачивание посуды. Это любимая игра в этом возрасте. Примерно с 30-дневного возраста в рацион щенка вводится сырое мясо в виде мелко нарубленных кусочков. Мясо нужно готовить самим из постной говядины, щенок в день съедает примерно 100-150 г. мяса в возрасте 30 дней. 4-5-месячный щенок должен съедать 300-500 г. мяса. Далее вводится творог, он может быть кальцинированный.

Желательно чтобы щенок, хотя бы в первый месяц пребывания у новых хозяев, оставался на режиме кормления заводчика. Нужно также хорошо продумать где будет жить малыш. Отлично, если это будет вольер на улице с просторным укрытием от дождя и ветра.

Щенков нужно с трехмесячного возраста приучать к поводку. Прогулки на поводке должны стать регулярными. Во время прогулки нужно готовить щенка к выставочной карьере, если этот момент упустить, то наверстать его будет сложно. Даже если вы еще не решили для себя, будете ли всерьез заниматься выставками, лучше использовать возраст щенячества для приучения щенка к стойке и к хождению на ринговке. Это несложно, но может оказаться очень полезным.

После 15 месяцев можно начать подготовку щенка на развитие у него охранных и сторожевых качеств. Это лучше сделать, пригласив дрессировщика, хорошо знакомого с породой испанский мастиф. У мастифа с самого детства необходимо вырабатывать основы послушания, используя для этого игры. Как и все молоссы, испанский мастиф может быть очень упрям, он будет отстаивать свою независимость,но сохранять при этом хорошие отношения с человеком. Щенок испанского мастифа требует особого подхода к воспитанию. Терпение, любовь и решительность -залог воспитания мастифа. Щенок должен в первый год своей жизни познать себя, семью и окружающий мир. Это процесс тесного психологического контакта, основной частью которого является регулярное сопровождение вас щенком в разнообразных ситуациях. Берите его с собой везде, где это возможно. Собаку необходимо обучать с первого дня, как она попала к вам и при каждой удобном случае. Процесс обучения должен быть непрерывным.

Нужно поддерживать щенка в их исследовании окружающего мира и помочь ему обрести уверенность в себе. Чем больше интересных и разных ситуаций вы создадите для щенка, тем более уверенно и адекватно собака будет вести себя в дальнейшем. Очень полезно менять маршруты ежедневных прогулок. Это нужно для расширения полноты представления собакой окружающего мира. Поощряйте собаку быть приветливой с людьми, которые ей восхищаются. Вероятно, их будет много, так позвольте чужому человеку подойти к щенку, прикоснуться к нему, погладить. Как можно раньше предоставьте вашей собаке возможность общаться с детьми. Очень внимательно следите за детьми, объсните ребенку, что можно делать при контакте с собакой, а что нет. Дети должны вести себя так, чтобы их поведение не показалось для щенка угрозой. Когда щенок почувствует уверенность, он будет понимать, что дети не представляют никакой угрозы для него, можно будет спокойно позволять ребенку играть с мастифом, будучи уверенным, что игра не принесет никаких неприятностей. Так же важно допускать общение щенка с другими животными,чтобы в дальнейшем они не вызывали у неё беспричинной агрессии.

Если щенок вдруг встретился с незнакомой ситуацией или незнакомым предметом и при этом демонстрирует своё настороженное отношение, то хозяин не должен подталкивать щенка насильно к предмету, а должен проявляя спокойствие дождаться, когда щенок сам осмелится подойти и понюхать незнакомый предмет. Хозяин же должен обязательно похвалить при этом решительность и смелость малыша. Сами при этом потрогайте предмет, продолжая при этом спокойно и монотонно разговаривать с собакой. Подберите ключевую фразу, которую будете произносить все время, когда будете встречаться с подобной ситуацией. Таким образом вы будете вселять в щенка уверенность, что нет причин для беспокойства.

Для успешных результатов в процессе воспитания щенка потребуется приложить большие усилия. Если вы не будете должным образом заниматься обучением щенка, вы рискуете разочароваться в выросшем испанском мастифе.

Тема выращивания и воспитания щенка бесконечна, в этой статье мы лишь коснулись основных вопросов и проблем.

Самое важное литературное событие минувшей недели, 100-летие АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА, родившегося 1 сентября (нового стиля) 1899 года, прошло, как и следовало ожидать, тихо, неброско.
Никто не шумел, не бил себя кулаком в грудь. Прохожих на улицах не изводили вопросом: "Какое место занимает Платонов в вашей жизни?". Леонид Парфенов юбилейного фильма на этот раз, слава те Господи, не сделал. (А хорош бы он был в форме железнодорожного кочегара, метающего дрова в паровозную топку, или в сгорбленном виде за письменным столом в казенных комнатках на Тверском бульваре, дом 25, или отхаркиваю-щим чахоточную мокроту).
Что-то почитал Михаил Ульянов, что-то сказал Андрей Битов. На Армянском кладбище, как и обычно, 1 сентября собрались поклонники, помянули, по-русски чуть-чуть выпили, затем понесли цветы к мемориальной досточке в Литинституте.
Памятник писателю откроют в Воронеже. На московский памятник власти поскупились. Хотя это именно тот случай, когда для памятника есть безошибочная прописка - литинститутский сквер, повернуть налево, бывшая писательская гостиница. Как-то во времена студенчес-тва подрабатывал с однокурсниками, красили там крышу. Разбирали чердак и нашли старый хозяйственный журнал. "2 литра керосина получил. Платонов". Много там еще видели таких автографов.
На платоновский юбилей, насколько удалось выяснить, вообще денег не было. Точнее, дали немного из частной милости фонд "Отечество" и губернатор Лебедь. Для справки: на юбилей Хемингуэя в США ухлопали десятки миллионов зеленых.
На Платонова ни-че-го. Он дешево обходился и обходится своей стране. Редкие гонорары, двухкомнатная квартира, место на армянском кладбище. И это хорошо. И это страшно правильно.
Если бы этот юбилей отмечали богато, рвотных позывов было бы уже не сдержать. Покуда их еще сдерживать было можно. "Нашего товарища Пушкина" переделали в "господина" - это еще куда ни шло. Все ж таки был помещиком, получал по рублю за строчку, с ноготочками что-то такое мудрил. А потом с Пушкина все это как с гуся вода. Его не перебарствуешь и не передемократничаешь, не перепатриотишь и не перекосмополитишь, не перехулиганишь и не переэстетствуешь. Пушкин авангарден в высшем смысле слова. Он всегда будет насмешливо стоять впереди нас всех.
С Платоновым все еще очень неясно. Его образ в русской национальной, государственной, общественной, культурной (и какой угодно) жизни все еще не проявился. Ни один из платоновских персонажей не вошел в бытовые мифы, анекдоты. Выжила одна-единственная легенда: о бедном гении, подметающем символической метлой литинститутский асфальт.
С этой несчастной метлой он и вступает в ХХI век. Как тот скрипач из фильма "Кин-дза-дза", он как-то трогательно не нужен. Из него пытались было сделать крутого модерниста. Не вышло, потому что модернизм в конечном итоге бессердечен, а в его прозе постоянный мотив: "сердце-то ведь само дышит, меня не спрашивает" ("Родина электричества"); "сердце... пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием" ("Возвращение").
Платнова попытались было приспособить нормативные "патриоты". И опять ничего не вышло. Для "патриота" он слишком нежен, загодочен, недоговорен. Его герой - о Боже! - влюблен в Розу Люксембург. У него человек с фамилией Крейцкопф отправляется на Луну и оттуда сообщает: "Скажите же, скажите всем, что люди очень ошибаются. Мир не совпадает с их знанием". Что на это сказать нашим патриотам?
С ним некоторое время носились "демократы". Потом почувствовали вкус власти и больших денег. И вновь Платонов незаметно отошел в тень. Его герои ведь не просто бедны и голодны. Они закалены недостатком жизненных средств до такой степени бесчувственности к своей и чужой плоти, что даже слез не проливают в отличие от героев Некрасова и Достоевского. "Заринн-Тадж не плакала. Выросшая в нагорной хорасанской роще, она с любопытством глядела в пустой свет туркменистанской равнины, скучной, как детская смерть, и не понимала, зачем там живут"; "Атах любил ее угрюмо и серьезно, как обычную обязанность, зря не мучил и не наслаждался" ("Такыр").
Скажут: но половина страны и теперь голодает! Значит Платонов пришелся ко времени? Нет, нет и нет. Половина страны голодает и бедствует не так, как герои Платонова. Голодают и бедствуют в ярости, в злобе, в глухой, сосредоточенной обиде. "Отдайте нам то, что наворовали!" Это этика не платоновская, а революционно-демократическая. Это и понятно, ведь нас же учили в школе не по Платонову.
Когда-нибудь он, конечно, будет современен. Когда-нибудь... в день Страшного суда. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет все равно, где застал тебя этот день, в "мерсе" или "запорожце", когда креветка покажется не слаще черствой корочки, а роскошный автобам не ровнее проселочной дороги. Когда и деньги будут не нужны.
"- Не время сна, не время спать, пора весь мир уж постигать и мертвых с гроба поднимать! - произнес неизвестный человек надо мною.
Я в ужасе опомнился."
Это из Платонова. Это все еще несовременно и не нужно. Мы все еще спим.

Павел Басинский

© Басинский П.В.

© ООО «Издательство АСТ»

Классики

Недостойный сам себя Моцарт

Пушкин и Сальери

В издательстве «Наследие» вышла замечательная книга, составленная известным пушкинистом Валентином Непомнящим. Называется она «“Моцарт и Сальери”, трагедия Пушкина. Движение во времени. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней».

На деле это выглядит так: десять страниц пушкинской «маленькой трагедии» плюс девятьсот с лишним страниц «трактовок и концепций», а также соответствующих комментариев к ним.

Конечно, велико искушение позубоскалить о качественно-количественной несоразмерности шедевра Пушкина и трудов пушкинистов вокруг него. Конечно, книга одновременно является свидетельством своеобразного «уродства» новейшего духа (подавляющая часть трактовок принадлежит ХХ веку), давно уже не способного рождать подлинно оригинальные творения и вынужденного «окормляться» возле пушкинского письменного стола. Но даже с этой точки зрения книга очень любопытна и представительна.

После прочтения понимаешь главное: Пушкин не равен сам себе. Его творчество – лишь часть того, что мы сегодня понимаем под словом «Пушкин».

Перечитывая трагедию (в который уже раз – и не вспомнишь!), еще и еще раз по-детски, «по-дурацки» (выражение Льва Толстого) изумляешься: Господи! какая она и в самом деле «маленькая»! Не больше воробьиного носа.

Сегодня ее не взял бы ни один «толстый» журнал. Скорей, она появилась бы в каком-нибудь маргинальном журнале, набранная прыгающим шрифтом и с опечатками. И конечно, с тем самым пушкинским предуведомлением «с немецкого», которое первоначально делало трагедию забавной литературной мистификацией.

Но потом изумляешься еще больше! В само́м тексте трагедии нет и тени, и намека на все те бесконечно умные и действительно глубокие, захватывающие мысли, которые широко представлены в книге Непомнящего, от Виссариона Белинского до Сергея Булгакова, от Михаила Гершензона до Юрия Лотмана. В трагедии ничего этого нет! Это – просто история убийства завистником своего соперника в искусстве. История донельзя банальная.

Если принять всё как есть, никаких вопросов не возникает. Недаром в первой редакции пьеса называлась по-мольеровски точно и однозначно: «Зависть». Но зачем-то Пушкин осложнил тему и самим названием – «Моцарт и Сальери» – поместил читателя (актера, режиссера, зрителя) в ситуацию бесконечного выяснения отношений Сальери с Моцартом, в которой интерпретатор оказывается в заведомо невыгодной позиции.

В лучшем случае он об этом не догадывается. С какой важностию Белинский рассуждает о «гении» и «таланте»! Моцарт – «гений», а Сальери – только «талант». «Талант» мучительно завидует «гению» и убивает его, не в силах смириться с несправедливостью небес (классическая трактовка). Белинский как читатель и мыслитель – тонок и прозорлив. В частности, он обращает внимание на национальность Сальери – итальянец. То есть натура нервная, страстная, решительная… Развивая это дальше, видишь нечто, что прежде ускользало от внимания: а Моцарт-то вовсе не такой ветреник! Хорош «гуляка праздный», который в кабак с приятелем не может сходить, не доложив женушке!

Я рад. Но дай схожу домой сказать
Жене, чтобы меня она к обеду
Не дожидалась.

Другое дело – Сальери, одинокий волк, «осьмнадцать лет» назад расставшийся с какой-то прелестницей Изорой, знойной, по всей видимости, любовницей, раз она оставила ему в качестве «последнего дара» яд. А сколько в самом Сальери огня, страсти, чувств! Он – человек поступка. И вот Белинский не может удержаться, чтобы не возвысить Сальери: «Как ум, как сознание, Сальери гораздо выше Моцарта…» Но – почему? Что именно в самой пушкинской пьесе свидетельствует об этом?

Не что, а кто .

Свидетельствует Сальери.

Коварство пушкинского замысла в том и состоит, что вещь начинается ответом Сальери на вопрос: зачем он убьет Моцарта? «…нет правды на земле. Но правды нет – и выше» и проч., и проч. Но вопрос этот по меньшей мере странен. Его в пространстве самой пьесы никто Сальери не задает. В историческом же пространстве (то есть если принять версию о реальности злодейского поступка) ответ на него ясен и прост. Зависть! Такое же неизбежное чувство, как ревность. Духовно здоровые натуры справляются с этим усилием воли и даже способны подстегивать этим какие-то творческие импульсы. Смешно предполагать, как это делает часть трактовщиков, увлеченных идеей «моцартианства» Моцарта, что Моцарт никогда не завидовал. Дескать, он настолько гениален и, следовательно, «простодушен», что завидовать органически неспособен.

Да железный он, что ли? Так-таки и неспособен? Никогда даже и мысли не допускал, что есть кто-то богаче, удачливей, счастливей в любви (к той же Изоре)? И всё это могло бы принадлежать ему, если бы не отдавал столько времени музы́ке.

Приняв точку зрения трактовщиков, мы признаем, что Моцарт – не Моцарт, а именно Сальери: одноглазый, однонаправленный, патологически помешанный на своем «моцартианстве». До такой чудовищной степени, что ни приревновать, ни позавидовать не может: так всё это низко для его высоты! Но в том-то вся и штука, что «моцартианство» Моцарта есть не что иное, как плод болезненного воображения Сальери. Это фикция, симулякр , тем более страшный, что он завладел натурой страстной, итальянской, решительной и готовой на поступок.

Разговор о «моцартианстве» Моцарта начинает именно Сальери. Для него важно придать постыдной, но по-человечески понятной страсти (зависти) глубокий философский смысл. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя…» «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я…»

Он знает! А Моцарт, конечно, нет! Моцарт настолько наивен и простодушен, что по пути к Сальери с только что написанным шедевром прихватил с собой фигляра-скрипача. И ведь на этой клоунаде Моцарта поскользнулось не одно поколение читателей, филологов и культуроведов! А ситуация донельзя ясна и прозрачна. Моцарт, как человек со вкусом, просто не знает, как преподнести Сальери свой шедевр. Не показать – нельзя: они друзья, коллеги. Спрятать – только хуже: Сальери потом решит, что Моцарт окончательно зазнался. Несчастная, болезненно развитая страсть (зависть) его приятеля ему хорошо известна. Надо показать. Но – как? Способ, который избирает Моцарт, возможно, не лучший, но единственный в этой почти безнадежной психологической ситуации. Сальери всё равно надуется, но хотя бы скажет:

Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! – Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

И ситуация сбалансируется. Моцарт поступает тактично . Он дает Сальери возможность быть умным. Мол, извини, я гений в музыке, но как же ты, братец мой, умен!

Строго говоря, всё, что с подачи Сальери разыгрывается как трагедия, в глазах Моцарта является банальной житейской драмой. Драма заключается в том, что его приятель Сальери, талантливый, но не гениальный композитор, как человек слишком завистлив и глуповат . Вот чего не замечали поколения профессиональных читателей! Сальери не умен, а глуп, в отличие от умницы Моцарта. А почему не замечали? Да потому, что умница Моцарт-Пушкин тактично и благородно позволил высказываться обо всем Сальери, тем самым обрекая читателей смотреть его глазами.

Сальери, в общем, славный парень… С ним хорошо до тех пор, пока он не начинает грузить Моцарта своими комплексами, проистекающими от жуткой амбициозности и непробиваемой глухоты во всем, что касается не самого творчества, а творческого поведения. В этом смысле Сальери как слон в посудной лавке. С ним неловко, стыдно находиться рядом. «Я знаю, я». Я! Я! Я! Да помолчи, о Господи!

Моцарт морщится и прячет глаза. Ему хочется бежать от этого допроса с пристрастием:

САЛЬЕРИ:
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…

МОЦАРТ:
Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось.

Моцарт может позволить себе шутить. Его Муза – любовница, к которой он сбегает от законной супруги буквально с супружеского ложа:

Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.

Это совсем не значит, что его отношения с этой любовницей просты и беспечны. О, она лукава, капризна! Она изводит его своей страстью и требует принесения всего себя на алтарь любви. Но она желанна. Сальери для Моцарта – это вторая законная жена. Сальери требует отчета и заверений в своей верности. «А – как ты меня любишь… как?»

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Сколько носятся с этой моральной сентенцией, как бы само собой подразумевающей, что кто-то может знать, что такое гений. Но это единственная мораль, которая произносится Моцартом на протяжении всей пьесы и которая является как бы поддавком ради Сальери. «Не правда ль?» Давай, брат Сальери, порассуждай, ты это так любишь! Ты без этого куска проглотить не можешь. (Разговор происходит в трактире.) Философствуй, Сальери! А я покуда выпью, покушаю и тебя послушаю…

В издательстве «Наследие» вышла замечательная книга, составленная известным пушкинистом Валентином Непомнящим. Называется она «“Моцарт и Сальери”, трагедия Пушкина. Движение во времени. Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней».

На деле это выглядит так: десять страниц пушкинской «маленькой трагедии» плюс девятьсот с лишним страниц «трактовок и концепций», а также соответствующих комментариев к ним.

Конечно, велико искушение позубоскалить о качественно-количественной несоразмерности шедевра Пушкина и трудов пушкинистов вокруг него. Конечно, книга одновременно является свидетельством своеобразного «уродства» новейшего духа (подавляющая часть трактовок принадлежит ХХ веку), давно уже не способного рождать подлинно оригинальные творения и вынужденного «окормляться» возле пушкинского письменного стола. Но даже с этой точки зрения книга очень любопытна и представительна.

После прочтения понимаешь главное: Пушкин не равен сам себе. Его творчество – лишь часть того, что мы сегодня понимаем под словом «Пушкин».

Перечитывая трагедию (в который уже раз – и не вспомнишь!), еще и еще раз по-детски, «по-дурацки» (выражение Льва Толстого) изумляешься: Господи! какая она и в самом деле «маленькая»! Не больше воробьиного носа.

Сегодня ее не взял бы ни один «толстый» журнал. Скорей, она появилась бы в каком-нибудь маргинальном журнале, набранная прыгающим шрифтом и с опечатками. И конечно, с тем самым пушкинским предуведомлением «с немецкого», которое первоначально делало трагедию забавной литературной мистификацией.

Но потом изумляешься еще больше! В само́м тексте трагедии нет и тени, и намека на все те бесконечно умные и действительно глубокие, захватывающие мысли, которые широко представлены в книге Непомнящего, от Виссариона Белинского до Сергея Булгакова, от Михаила Гершензона до Юрия Лотмана. В трагедии ничего этого нет! Это – просто история убийства завистником своего соперника в искусстве. История донельзя банальная.

Если принять всё как есть, никаких вопросов не возникает. Недаром в первой редакции пьеса называлась по-мольеровски точно и однозначно: «Зависть». Но зачем-то Пушкин осложнил тему и самим названием – «Моцарт и Сальери» – поместил читателя (актера, режиссера, зрителя) в ситуацию бесконечного выяснения отношений Сальери с Моцартом, в которой интерпретатор оказывается в заведомо невыгодной позиции.

В лучшем случае он об этом не догадывается. С какой важностию Белинский рассуждает о «гении» и «таланте»! Моцарт – «гений», а Сальери – только «талант». «Талант» мучительно завидует «гению» и убивает его, не в силах смириться с несправедливостью небес (классическая трактовка). Белинский как читатель и мыслитель – тонок и прозорлив. В частности, он обращает внимание на национальность Сальери – итальянец. То есть натура нервная, страстная, решительная… Развивая это дальше, видишь нечто, что прежде ускользало от внимания: а Моцарт-то вовсе не такой ветреник! Хорош «гуляка праздный», который в кабак с приятелем не может сходить, не доложив женушке!

Я рад. Но дай схожу домой сказать

Жене, чтобы меня она к обеду

Не дожидалась.

Другое дело – Сальери, одинокий волк, «осьмнадцать лет» назад расставшийся с какой-то прелестницей Изорой, знойной, по всей видимости, любовницей, раз она оставила ему в качестве «последнего дара» яд. А сколько в самом Сальери огня, страсти, чувств! Он – человек поступка. И вот Белинский не может удержаться, чтобы не возвысить Сальери: «Как ум, как сознание, Сальери гораздо выше Моцарта…» Но – почему? Что именно в самой пушкинской пьесе свидетельствует об этом?

Не что, а кто .

Свидетельствует Сальери.

Коварство пушкинского замысла в том и состоит, что вещь начинается ответом Сальери на вопрос: зачем он убьет Моцарта? «…нет правды на земле. Но правды нет – и выше» и проч., и проч. Но вопрос этот по меньшей мере странен. Его в пространстве самой пьесы никто Сальери не задает. В историческом же пространстве (то есть если принять версию о реальности злодейского поступка) ответ на него ясен и прост. Зависть! Такое же неизбежное чувство, как ревность. Духовно здоровые натуры справляются с этим усилием воли и даже способны подстегивать этим какие-то творческие импульсы. Смешно предполагать, как это делает часть трактовщиков, увлеченных идеей «моцартианства» Моцарта, что Моцарт никогда не завидовал. Дескать, он настолько гениален и, следовательно, «простодушен», что завидовать органически неспособен.

Да железный он, что ли? Так-таки и неспособен? Никогда даже и мысли не допускал, что есть кто-то богаче, удачливей, счастливей в любви (к той же Изоре)? И всё это могло бы принадлежать ему, если бы не отдавал столько времени музы́ке.

Приняв точку зрения трактовщиков, мы признаем, что Моцарт – не Моцарт, а именно Сальери: одноглазый, однонаправленный, патологически помешанный на своем «моцартианстве». До такой чудовищной степени, что ни приревновать, ни позавидовать не может: так всё это низко для его высоты! Но в том-то вся и штука, что «моцартианство» Моцарта есть не что иное, как плод болезненного воображения Сальери. Это фикция, симулякр , тем более страшный, что он завладел натурой страстной, итальянской, решительной и готовой на поступок.

Разговор о «моцартианстве» Моцарта начинает именно Сальери. Для него важно придать постыдной, но по-человечески понятной страсти (зависти) глубокий философский смысл. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя…» «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я…»

Он знает! А Моцарт, конечно, нет! Моцарт настолько наивен и простодушен, что по пути к Сальери с только что написанным шедевром прихватил с собой фигляра-скрипача. И ведь на этой клоунаде Моцарта поскользнулось не одно поколение читателей, филологов и культуроведов! А ситуация донельзя ясна и прозрачна. Моцарт, как человек со вкусом, просто не знает, как преподнести Сальери свой шедевр. Не показать – нельзя: они друзья, коллеги. Спрятать – только хуже: Сальери потом решит, что Моцарт окончательно зазнался. Несчастная, болезненно развитая страсть (зависть) его приятеля ему хорошо известна. Надо показать. Но – как? Способ, который избирает Моцарт, возможно, не лучший, но единственный в этой почти безнадежной психологической ситуации. Сальери всё равно надуется, но хотя бы скажет:

Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! – Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

И ситуация сбалансируется. Моцарт поступает тактично . Он дает Сальери возможность быть умным. Мол, извини, я гений в музыке, но как же ты, братец мой, умен!

Строго говоря, всё, что с подачи Сальери разыгрывается как трагедия, в глазах Моцарта является банальной житейской драмой. Драма заключается в том, что его приятель Сальери, талантливый, но не гениальный композитор, как человек слишком завистлив и глуповат . Вот чего не замечали поколения профессиональных читателей! Сальери не умен, а глуп, в отличие от умницы Моцарта. А почему не замечали? Да потому, что умница Моцарт-Пушкин тактично и благородно позволил высказываться обо всем Сальери, тем самым обрекая читателей смотреть его глазами.

Сальери, в общем, славный парень… С ним хорошо до тех пор, пока он не начинает грузить Моцарта своими комплексами, проистекающими от жуткой амбициозности и непробиваемой глухоты во всем, что касается не самого творчества, а творческого поведения. В этом смысле Сальери как слон в посудной лавке. С ним неловко, стыдно находиться рядом. «Я знаю, я». Я! Я! Я! Да помолчи, о Господи!




Top