Павел бажов биография для детей. Беседа для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Павел Бажов

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.

Начало творческого пути

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Смерть и наследие

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.

Биография

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879−1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве - в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889−1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893−1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП (б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 - в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников"-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, - говорит, - что ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

Бажов Павел Петрович, годы жизни 1879−1950. Русский писатель родился 15 (27) января 1879 вблизи Екатеринбурга на Сысертском заводе в семье горнозаводских работников. С 1889 по 1893 год Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, потом с 1893 по 1899 год в Пермской духовной семинарии, где конечно же обучение было значительно дешевле, чем в светских учебных заведениях.

Бажов успел до 1917 года поработать педагогом в Екатеринбурге и Камышлове. Ежегодно во время летних каникул Павел Петрович любил собирать фольклор, путешествуя по Уралу. После Февральской и Октябрьской революции описывал в своей биографии, как сложилась его судьба: « В самом начале Февральской революции работал в общественных организациях. Когда начались военные действия, вступил в ряды Красной Армии и воевал на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ВКП (б)". Также успел поработать журналистом в газете «Окопная правда», а с 1923 года - в свердловской «Крестьянской газете».

Работая с письмами читателей, понял, что для него важно заниматься фольклором. Позднее Бажов признался, что многое из использованного в своих уральских сказах, почерпнул из писем читателей «Крестьянской газеты». Первая книга «Уральские были» вышла в Свердловске, в которой он достаточно четко изобразил заводовладельцев и обычных тружеников.

Найти свой литературный стиль ему удалось только в середине 1930 года, когда мир увидел его первые сказы. В 1943 году Бажов получает Государственную премию (за то, что в 1939 году объединил свои сказы в одну книгу Малахитовая шкатулка). Помимо этого, он редактировал книги, был главой Свердловской писательской организации, директором Уральского книжного издательства.

В своих нескольких произведениях он давал образ В.И.Ленина. Образ вождя проглядывался в таких сказах как, «Орлиное перо», «Солнечный камень», написанных во время Отечественной войны. Незадолго до кончины, выступая перед писателями, он сказал: «Нам, уральцам, проживающим в таком краю, представляет собой клад накопленного опыта, огромных традиций, нам нужно с этим считаться, это увеличит наши позиции в показе современного человека». 3 декабря 1950 года в Москве писателя не стало.

  • «За советскую правду»
  • «Уральские были»

«У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был «рядовым тружеником ».

«… И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да еще какая …» Так начинает краткую биографию отца Ариадна Павловна Бажова.

История успеха, Биография Павла Бажова

Счастливая судьба Павла Бажова сложилась из сочетания удачи (вспоминается необходимый горным старателям «фарт», без которого малахитовую жилу не отыщешь) и удивительных особенностей его по-настоящему гармоничной личности.

Редко о каком человеке все знавшие его люди - дальние и близкие - вспоминают с такой полнотой любви и уважения, как о Павле Петровиче Бажове: казалось, он делал лучше все, к чему прикасался. И читаешь о нем будто о добром сказочном герое, которому присущи творческий талант, удивительное трудолюбие, бережная забота, способность любить, мужество, порядочность, скромность и желание служить людям.

«Это не при нашем заводе было, а на Сысертской половине. И не вовсе в давних годах»

Павел Петрович Бажов писал в «Автобиографии»: «Отец по сословию считался крестьянином Полевской волости Екатеринбургского же уезда, но никогда сельским хозяйством не занимался, да и не мог заниматься, так как в Сысертском заводском округе вовсе не было тогда пахотных земельных наделов. Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах. К концу своей жизни был служащим - «рухлядным припасным » (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику).

Кроме этого, о Петре Васильевиче Бажеве (фамилия эта изначально писалась через «е», но мы в дальнейшем будем придерживаться написания, ставшего традиционным) можно сказать, что он был исключительным специалистом в своем ремесле, но страдал от запоев. Поэтому, несмотря на отличные профессиональные навыки, Петра регулярно увольняли с работы (не только из-за собственно проблем со спиртным, но и из-за невоздержанности на язык: выпив, он начинал критиковать и высмеивать начальство). Потом, правда, брали обратно: таких работников найти было непросто, и когда возникали серьезные проблемы, обращались к Петру Васильевичу. Однако заводская «верхушка» не сразу снисходила до прощения: уволенному приходилось и просить, и ждать, а ожидание длилось долго - месяцами, а порой и дольше. В это время семью кормили случайные заработки отца, а также редкое мастерство Августы Стефановны (мать Павла из польских крестьян, урожденная Осинцева): она была рукодельницей, вязала кружева, ажурные чулки, много красивее и качественнее машинных (как тут не вспомнить Танюшку из «Малахитовой шкатулки»). Эта кропотливая работа оставалась у Августы Стефановны на вечер (днем нужно было заниматься хозяйством), из-за этого у нее впоследствии сильно испортилось зрение.

К сожалению, безработица и безденежье не учили Петра усмирять невоздержанный характер: раз за разом история со скандалом и увольнением повторялась. Однако ни проблемы с алкоголем, ни злоязыкость (за которую Петра прозвали «Сверло») не сказывались на отношениях Бажова-старшего с сыном: бабушка Паши даже звала его отца «потаковщиком» - потакает, дескать, ребенку. У Августы Стефановны и вовсе был мягкий и терпеливый характер.

В земской школе в Сысерти Паша был самым способным учеником. Однако, как Бажов вспоминал потом: «Если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием. Впервые получил томик Пушкина на довольно тяжелых условиях - выучить его наизусть. Библиотекарь, наверное, пошутил, но я отнесся к делу серьезно » .

Школьный учитель выделил Пашу, а потом показал одаренного мальчика из рабочей семьи, который «всего Пушкина назубок знает», своему знакомому - ветеринару из Екатеринбурга Николаю Смородинцеву. Этот неравнодушный человек дал Бажову настоящую путевку в жизнь - возможность получить образование. По его совету Пашу отправили учиться в духовное училище, где была самая низкая плата за учебу (даже эту небольшую сумму родители мальчика смогли выделить только потому, что он был у них единственный ребенок). Кроме того, Николай Семенович на первое время поселил мальчика в своей семье. Разумеется, Бажовым хотелось предложить сыну более легкое, более обеспеченное будущее, чем работа старателя или рабочего на заводе. Так что как ни страшно было отсылать от себя десятилетнего мальчика, они рискнули.

Вместо уральских деревень Павла ждал большой город Екатеринбург с настоящей железной дорогой (ее тогда называли «чугунка»), невиданными каменными домами в несколько этажей и бурной культурной жизнью. Сельский учитель на совесть подготовил своего лучшего ученика: мальчик с легкостью выдержал экзамен в Екатеринбургское духовное училище. Николай Смородинцев не только дал Павлу кров, но и стал ему другом, причем дружба эта сохранилась на долгие годы, выдержав испытание временем.

Добром вспоминал Павел Бажов и инспектора, следившего за жизнью мальчиков на общежитских съемных квартирах (для нескольких ребят снимали комнаты у одного хозяина). Этого строгого человека, набегавшего с проверками в любое время дня и ночи, щедрого на замечания и нотации, мальчики закономерно недолюбливали. Однако, став взрослым, Павел оценил, что инспектор «работал добросовестно, старался привить нам полезные навыки и держал в узде квартирохозяев по части обслуживания и питания, так как в любой день можно было ждать: «зайдет пообедать», «поужинать», «попить чайку» .

Следил инспектор и за тем, чтобы старшие не обижали младших, и во многом его усилиями в общежитских квартирах не было «дедовщины». Кроме того, он устраивал для мальчиков чтения, прививая им любовь и вкус к хорошей литературе. «Чаще всего читал сам, и всегда классиков: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Севастопольские рассказы» Льва Толстого и т.д. Не сторонился нового, что тогда появлялось в печати. Отчетливо, например, помню, что «Кадеты» Куприна впервые услышал на одном из этих чтений» .

Обучение (оно длилось четыре года) давалось Павлу легко: он переходил из класса в класс по первому разряду. А на каникулы отправлялся в родные края, где впервые услышал удивительные истории - полумистический-полубытовой старательский фольклор. Эти сказы (не сказки, но реальные - это особо подчеркивалось рассказчиком - истории «про старинное житье») занятно сказывал старик - сторож дровяных складов Василий Алексеевич Хмелинин, которого ребята называли «дедушка Слышко», от любимой его присказки «слышь-ко». Талантливый рассказчик, которого рады были послушать не только дети, но и взрослые, был одним из первых людей, заинтересовавших Павла народным творчеством. Фольклор стал одним из главных увлечений Бажова, собиравшего истории, сказы, легенды, пословицы, словесные обороты всю жизнь. До самой смерти дедушки Слышко Павел ездил в Полевское слушать истории о Медной горы Хозяйке, девке Азовке и Великом Полозе.

Отличник Павел Бажов после духовного училища получил место в духовной семинарии. Однако это означало, что его ждал переезд еще дальше от дома: пришлось отправиться в Пермь. Кстати, кроме Павла Бажова Пермскую духовную семинарию окончили писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и изобретатель Александр Попов. Выпускники этого учебного заведения получали многостороннее и более чем качественное образование.

«По работе-то Данилу все горным мастером звали. Против него никто не мог сделать»

Блестяще - он был в тройке лучших выпускников - окончив основной курс семинарии, двадцатилетний Павел мог претендовать на бесплатное место в духовной академии (оно и было ему предоставлено). Но воспользоваться этой возможностью он посчитал нечестным: Бажов не только не был религиозен, он был настроен, скорее, антиклирикально и уж точно революционно. Поэтому сначала он пытается поступить в светский университет, а когда эта попытка проваливается (скорее всего, он получил не слишком лестные характеристики «по поведению»), выбирает стезю преподавателя.

Постоянная работа (до этого он перемогался репетиторством , написанием небольших статей и другими разовыми заработками) позволила ему заботиться о матери: Петр Васильевич умер от болезни печени, и Августа Стефановна осталась лишь с маленькой пенсией мужа.

Павла никак нельзя было назвать аполитичным: еще студентом он читал запрещенную литературу (как революционную и философскую, так и естественно-научную - труды Дарвина, например), разделял идеи народников, пламенно мечтал об освобождении простых людей от самодержавия. Молодой учитель Бажов участвовал в работе профсоюзов и даже провел две недели в тюрьме за крамольную политическую активность.

Убеждения Павла Бажова строились вовсе не на отвлеченных теориях: он насмотрелся на бедность, бесправность и нечеловеческие условия жизни тех, кто создавал железную основу и добывал золотые богатства России. И, будучи человеком с щедрым сердцем, мечтал изменить к лучшему не только собственную жизнь: Бажов относился к людям, действительно радеющим об общем благе.

Но до поры Павел Бажов выбирает путь служения, а не борьбы. Призвание педагога подходило для этого как нельзя лучше: без малого двадцать лет учительской работы Павла Петровича подарили десяткам воодушевленных им учеников самые добрые воспоминания. Сначала Бажов преподает в духовном училище, затем - в Екатеринбургском епархиальном училище для девочек, и всюду любовь и уважение. «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент - красные, голубые, зеленые. Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся - в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек! Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый. Запомнилось: как-то перед каникулами Павел Петрович читал рассказ Короленко «Старый звонарь». Вспомнил звонарь молодость… Последний удар, и он никогда больше не будет звонить! Все! Я так плакала навзрыд, жалко было.

- Так читал Павел Петрович?

- Да. От души, проникновенно. А когда собирались на каникулы, просил: записывайте пословицы, загадки. Легко было учиться у него, потому что старались все» .

«Хорошо, сказывают, жили, согласно…»

До тридцати лет у Павла Бажова не было ни сильного чувства к женщине, ни ярких увлечений. Может быть, не встретилось никого «ростом вровень», может быть, дело в том, что он слишком много душевных сил отдавал учебе и работе, а может, он относился к тем исключительным людям-однолюбам, которых судьба либо пожизненно приговаривает к неутолимой жажде неразделенного чувства, либо одаривает величайшим счастьем взаимной любви. У Павла Петровича оказался счастливый жребий: он полюбил свою бывшую ученицу - выпускницу епархиального училища Валентину Иваницкую, талантливую, сильную духом девушку. Валя ответила своему бывшему преподавателю такой же нежной, преданной и неисчерпаемой любовью. Они обвенчались, когда Павлу было 32, а Валентине 19, прожили жизнь поистине «в болезни и здравии, в горе и в радости, в богатстве и бедности», осветив и согрев свою общую судьбу любовью.

Бажовы были единомышленниками с общими мечтами и интересами, нежными супругами, умевшими поддерживать добрые и бесконечно уважительные отношения и друг с другом, и с детьми. Это осталось и в воспоминаниях хорошо знавших эту семью людей, и в письмах, которые они писали друг другу при каждой разлуке: Павел Петрович ласково обращался в них к жене «Валянушка, Валестеночка».

Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери» вспоминала: «Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого ».

С ее слов автор интереснейшей биографии Бажова Владимир Сутырин (его замечательная книга «Павел Бажов» не только полна исторической информацией - в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя) рассказывает эпизод с пожилым уже Павлом Петровичем: «Однажды Павел Петрович спешил - собирался то ли на собрание, то ли еще на какое важное мероприятие, а опаздывать он не любил. Вот уже и водитель присланной за ним машины дверку навстречу пассажиру открыл. Спустился Бажов с крыльца и вдруг обратно возвращается! Дочь: «Папа, ты что-нибудь забыл?» - «Да, забыл Вапянушку на прощанье поцеловать ».

У Бажовых было семеро детей, трое из которых умерли совсем маленькими от болезней в годы Гражданской войны. Две старшие девочки - Ольга и Елена, сын Алексей и младшая дочка Ариадна, к счастью, уцелели. Но годы спустя Бажовым пришлось еще раз пережить едва ли не самое страшное горе - смерть ребенка: совсем молодым юношей Алексей погиб во время несчастного случая на заводе.

Ариадна Павловна вспоминала: «В книгах о Бажове часто пишут: «Он любил детей». Это справедливо, но только с одним оттенком. В детях он прежде всего видел людей и соответственно к ним относился. С детьми любого возраста он разговаривал как равный. Ни маленькой девочке, ни взрослому юноше он не говорил: «Ты еще маленькая, подрастешь - узнаешь»; «Вы еще молоды и не можете знать того, что пережили мы, старики». Собеседнику любого возраста он давал высказать свое мнение и уважительно, с учетом возраста, отвечал. Я не помню, чтобы кому-нибудь из своих детей отец сказал: «Не вмешивайся, не твое дело». Наоборот, я твердо знала, что у меня в семье есть право голоса. И какие бы сложные семейные или даже творческие вопросы ни обсуждались на семейном совете, отец спросит: «А ты, Ридчена, как думаешь?» Независимо от того, сколько мне лет - семь, двенадцать или двадцать два. Внук Никита был еще совсем мал, но и для него дедушка находил нужные и понятные слова. Никто не мог толком объяснить, почему день сменяет ночь, почему петушок бегает по снегу босиком, а дедушка мог ».

Революция 1917 года не оставила равнодушных к политике. Павел Петрович согласно давним убеждениям поддержал тех, кто, как он надеялся, ратовал за интересы простых людей, - большевиков. Новая власть поставила Бажова руководить комиссариатом просвещения. Он порядочен, энергичен, знает город, переживает за людей, поэтому его нагружают все новыми поручениями: он заведует техническо-строительным отделом, работает в исполкоме, выступает с докладами о промышленном развитии. Когда Екатеринбург и Камышлов (городок, где жили некоторое время Бажовы) оказались в руках белых, Павел Петрович был в командировке. Вероятнее всего, это спасло ему жизнь: захватывая территорию, любая новая власть в годы Гражданской войны первым делом истребляла приверженцев противной стороны. Бажов пытался пробраться к семье, попал в плен, чудом бежал, избежав расстрела, полуживой, лесами зимой пробирался к красным. Не дойдя (его отделяли от цели сотни километров), затаился в глухой деревне с подложными документами. …Он и там оставил добрую память: «Ну уж действительно был учитель! Все делал сам и других приучал. Ничего не было - ни чернил, ни бумаги. Чернила делали из клюквы. Он доставал бумагу, карандаши. Привез школе. Дал тетради: «Пишите ».

Затем, вновь по чужим документам, жил в Усть-Каменогорске. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми пробралась к мужу. Семья воссоединилась. Когда большевики заняли город, Павел Петрович стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета общественной и политической организации, председателем уездного комитета РКП (6), редактором газет «Известия» и «Советская власть»

«Уральские были»

В Усть-Каменогорске он был на хорошем счету, но Бажовы мечтали вернуться в родные края. Помогло несчастье: Павел Петрович перенес малярию, и врачи настойчиво посоветовали сменить алтайский климат.

Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф, тифоид и паратиф. Домой он приехал в таком состоянии, что врачи не сомневались в прогнозах: не жилец.

Павла Петровича исцелила родная природа: каждый день тяжело больной Бажов просил, чтобы его выносили в лес. Он впитывал красоту любимых мест, дышал сосновым воздухом и выздоровел, к огромной радости домашних.

Еще до революции Павел Петрович взял заем и построил для семьи добротный дом в Екатеринбурге. Пока Бажовы отсутствовали, новая власть заселила их собственность другими жильцами, однако Бажов после долгих мытарств отсудил жилье обратно. Сам он умел жить очень скромно, но позволить своим близким существовать в нечеловеческих условиях в одной комнате (именно такие условия в бывшем собственном доме предоставила Бажовым советская власть) Павел Петрович не мог.

В 1920-х Павел Петрович Бажов - неутомимый труженик, постоянно работавший в екатеринбургских газетах: секретарь редакции, редактор, журналист, критик, разбирающий и рецензирующий рукописи начинающих авторов. Кроме этого была постоянная дополнительная нагрузка: он помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который буквально «затопило» посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и нуждах, и задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. Он ездит на места и привозит из творческих командировок не только злободневные материалы о проблемах деревень и заводов, но и красивые лирические очерки в литературные журналы.

Павел Петрович был кормильцем большой семьи: жена, три дочери, сын, мама Валентины Александровны. Однако у него никогда не было барственной позы «я зарабатываю, остальное на вас» или «есть мужская работа, а есть женская». Он всегда помогал жене и в доме, и особенно на огороде и приучил (во многом своим примером) к этому детей. «Никто не знал пощады. Ни уроки, ни собрания, ни чертежи не служили оправданием. «Ничего, сделаешь позже, - говорил отец. - Маме все должны помогать». И сам, как только приходил с работы, отправлялся в огород с лопатой или мотыгой в руках ».

А поздними вечерами Павел Петрович записывал в личную картотеку интересные мысли, услышанные народные изречения, образчики фольклора, оставляя «узелки на память».

Совместный отдых, поездки в леса, долгие семейные разговоры по вечерам, музицирование, обсуждение книг насыщали душевную жизнь Бажовых.

«Известно, какое время было, - крепость. Всяко галились над человеком»

Трагический 1937 год не пощадил Бажова. Хотя ему повезло больше, чем тем многим советским людям (в том числе и из его непосредственного окружения), которые лишились жизни и свободы. Павел Петрович потерял «всего лишь» репутацию и работу: книга «Формирование на ходу», в которой автор рассказывал о боевых действиях камышловских партизан, была названа контрреволюционной, а сам Бажов, на которого поступил уже не первый донос недоброжелателя (Павел Петрович знал даже, чем провинился перед своим обвинителем - литератором Кашеваровым: он запретил когда-то выход книги этого человека, сочтя ее «густочерносотенной»), заклеймен троцкистом и исключен из партии. Ему припомнили все: и духовное училище, и семинарию, и неточности в документах, тут же признанные «происками».

Бажову пришлось уволиться «по собственному желанию». Большая семья осталась без кормильца, рассчитывать теперь можно было только на домашний огород, которым пожилой (ему было чуть меньше шестидесяти лет) Бажов занялся особенно серьезно.

Но где же сказки? - спросите вы. Казалось бы, действительно, ничто не предвещало. Не только первая книга Бажова, но и следующие его крупные произведения - «За советскую правду» (1926), «К расчету» (1926), «Бойцы первого призыва» (1934) - были историческими произведениями, а не старательской фэнтези. Причем все они по-прежнему писались по заказу, а не исключительно по велению сердца.

И вот в этот-то грустный год, последовавший за добровольно-принудительным увольнением, Бажов находит утешение в историях, запомнившихся по рассказам дедушки Слышко. Он и раньше обращался к ним, но это были эпизоды, до которых как следует не доходили руки. Теперь же он погружается в сказовую реальность, как в драгоценные залежи малахита.

Сначала Бажов опирался на воспоминания о рассказах Василия Алексеевича Хмелинина (давая им, впрочем, собственную, совершенно уникальную обработку), затем начинал сочинять самостоятельно, используя «узелки на память»: словечки, байки, описания, местные легенды. Переживший доносы, отвержение, фактически предательство власти, которой честно служил, он лечит душу красотой.

Как выяснилось, это лекарство нужно было не только ему: первые же публикации сделали Бажова любимым сказочником Урала, России, а потом и мира. Кстати, и сегодня Бажов не забыт в дальних странах - так, в 2007 году американская писательница, автор фэнтези Мерседес Лэки включила Хозяйку Медной горы в свою книгу Fortune’s Fool.

Но вернемся к тем дням, когда сказки Бажова были читателю в новинку. Ариадна Бажова вспоминала: «28 января 1939 года, в день шестидесятилетия отца, его друзья - журналисты, писатели и издатели - преподнесли ему драгоценный подарок - первый экземпляр первого издания «Малахитовой шкатулки», еще пахнущий типографской краской. Потом их было много, красивых и некрасивых, богатых и скромных, цветных и черно-белых, на многих языках мира. Но эта первая книга с дедушкой Слышко на обложке навсегда осталась для отца самой дорогой ».

Его печатали и переиздавали, книги были нарасхват, их даже воровали. Причем речь идет не только об отдельных экземплярах, которые «зачитывали» в библиотеках и даже в… московском отделении Союза Советских писателей, но и о нарушении авторских прав. Среди многочисленных постановок произведений Бажова одной из первых стала весьма удачная театральная переработка «Малахитовой шкатулки», которую Бажов осуществил вместе с драматургом Серафимом Корольковым. Спектакль имел оглушительный успех, а соавтор… полностью присвоил произведение. Эта попытка плагиата была на удивление дерзкой и неумной: после разгоревшегося скандала (Бажов не сам отстаивал собственные литературные права, за него вступились коллеги) Корольков был лишен звания кандидата в Союз писателей.

Уральские сказы пришлись по душе читателям всех возрастов. «Может быть, оттого, что он не проводил резкой грани между детьми и взрослыми, читателем «взрослым» и «детским», его сказы, в основном адресованные взрослым, быстро завоевали детскую аудиторию ».

Хозяйка Медной горы (девка Азовка, Горная Матка) - хтоническое старательское «божество», дух места, испытывающий и соблазняющий, награждающий человека и меняющий его навсегда. Владимир Сутырин в книге «Павел Бажов» писал об истоках этого образа в сказах горнорабочих: «Вера в необъяснимую помощь не покидала человека никогда. Другое дело, что один ждал спасения с небес, а другой из-под земли, где, по его мнению, только и могли жить неземные существа ».

А вот что говорил сам Павел Петрович в беседе с аспирантом М.А. Батиным по поводу гендерной принадлежности главного «божества»Медной горы:

«…Образ женщины в приисковых рассказах я считаю нормальным. По-старому приисковая работа в шахтах велась исключительно мужским элементом. У молодых рабочих естественно, что создавалась тоска по женщине и некоторое преувеличенное внимание на эту сторону. Это, мне кажется, не единичный факт. (…)

И это естественно, чем тяжелей человеку, тем он больше старается в мечтах себе представить - там сидит внутри ласковая, приветливая, он старается в мечтах облегчить себе труд ».

Еще одну интересную мысль о том, почему именно женщина возглавила пантеон ирреальных образов горщицких сказов, высказывал известный уральский поэт Анатолий Азовский, живший в городе Полевском:

«В Древней Греции имелась такая богиня - Афродита. Она была покровительницей кузнецов и жила на Кипре. Отсюда ее второе имя - Киприда. А медь по-латыни cuprum - от этого имени. Поэтому и клеймо, которое ставили в XVIII веке на слитках меди, выплавленных на Полевском заводе, представляло собой изображение этой богини. А потом ее «приватизировали» местные рудокопы и поместили в свой пантеон профессиональных божеств…»

Эти романтичные, полные тайн и недосказанности, удивительно живые истории о любви и мастерстве, желаниях и приключениях, страстях и благородстве пришлись советскому читателю как нельзя более кстати: в глубине души люди устали от идеологизированных текстов о пламенных революционерах и советской действительности, независимо от качества этих произведений.

Свой огромный успех Павел Петрович всегда старался разделить с женой. Так, когда его чествовали по поводу семидесятилетия, Бажов сказал: «Мы всегда досадливо оглядываемся на камень, о который споткнулись на пути, но почти никогда не вспомним с благодарностью о тех людях, которые протоптали нам широкую и удобную тропу через лес или через топь. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, которые так осложняют жизнь. Благодаря ей я прошел жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать …»

В пору огромной популярности своих сказок Павел Петрович Бажов написал и издал под псевдонимом абсолютно реалистическую автобиографическую повесть «Зеленая кобылка», которая была прекрасно принята читателями. Возможно, для писателя это была своеобразная проверка себя: он доказал, что может иметь успех не только благодаря уже наработанному имени и не только как сказочник. Остается только пожалеть, что целый ряд интересных задумок - еще одну детскую повесть, историю первых Демидовых, роман об атамане Золотом - Павел Петрович не успел реализовать: просто не хватало времени. Профессиональный писатель Бажов не удалился в какую-нибудь «малахитовую башню»: помощь людям он считал важнейшим своим делом.

Ариадна Бажова, наблюдавшая паломничество к писателю Бажову, постоянные визиты нуждающихся к депутату Бажову, писала: «Он никогда не повышал голоса, никого не перебивал, никому не льстил, не подлаживался под собеседника, он оставался всегда самим собой - тихим, скромным, спокойным, умеющим слушать и уважать мнение другого. Наверное, это происходило потому, что запас его знаний был велик, у него всегда было что сказать собеседнику и интересно что-то у него узнать. Он не задавал вопросов «из любезности», чтобы тут же выбросить ответ из головы. Он спрашивал только в том случае, если ему было действительно интересно, и говорил всегда о своем и по-своему ».

Будучи депутатом Верховного Совета СССР, Бажов помог огромному числу людей. Каждую человеческую судьбу он принимал близко к сердцу, это было видно, например, при работе над письмами, которые шли к депутату нескончаемым потоком.

Ариадна Бажова, в то время аспирантка Уральского университета, помогала отцу в качестве секретаря (пожилой писатель уже плохо видел): «Нужно было прочесть отцу вслух два-три десятка писем, а потом по его указаниям подготовить проекты ответов. Выслушав, отец говорил:

- Неплохо. Но потеплее бы надо, да и почетче! Давай-ка добавим вот что… - И диктовал совсем другое, свое письмо, ничем не похожее на предыдущее, хотя просьбы и слова писавших были совсем одинаковыми. Как-то отец поручил мне отправить подготовленную и перепечатанную почту. Я взяла письма, положила в портфель, побежала на факультет и среди своих дел забыла их отправить. Поздно вечером отец спросил:

- Отправила?

- Ах, нет, забыла!

Отец молча встал из-за стола и ушел в свою комнату. Мы с мамой пошептались. Решили, что лучше его сейчас не волновать, и потихонечку разошлись. Я долго не спала. Чувствовала себя виноватой. Прислушивалась, не застучит ли за стеной машинка, но там было тихо, - значит, не работает, не может…

Рано утром я побежала на почту и, вернувшись, сообщила:

- Извини, пожалуйста, за вчерашнее, письма отправлены.

Он погладил меня по голове.

- Нельзя быть черствой. В каждом письме к депутату надежда, боль, беда, а ты… «ах, забыла!». Нельзя так!»

Труды Бажова продолжались и во время Великой Отечественной войны: он стал главным редактором и директором Свердлгиза, выпускал необходимые стране литературные альманахи, поднимавшие боевой дух людей. Нужно было выпустить огромное количество брошюр, объяснявших, как тушить зажигательные бомбы, строить укрытия и т.д. Интернета - источника знаний - тогда не было и в помине, а привить спасительные для жизни навыки нужно было как можно большему числу людей.

Кроме того, Бажов помогал расселению и устройству жизни эвакуированных московских писателей, актеров и ученых. Обо всех этих людях, попавших в чужой город в экстремальных условиях войны, следовало позаботиться.

Когда в 1942 году плохое зрение уже не позволило ему продолжать редакторскую работу, Павел Петрович Бажов стал читать лекции, поднимающие боевой дух, укрепляющие душевные силы слушателей. После Великой Победы Бажов продолжал литературную работу, воспитывал внука, общался с близкими и дальними.

Павел Петрович Бажов умер в 1950 году. Валентина Александровна подарила их бывший дом городу и помогла организовать музей писателя.

Павел Петрович Бажов своими усилиями, всеми своими действиями словно бы старался сделать быль сказкой. И во многом ему это удалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотр полного списка сказок

Биография Бажова Павла Петровича

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950)– знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Биография

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.

Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.

Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.

Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.

Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.

Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.

Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.

В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.

Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.

Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.

В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.

С 1930 г. — в Свердловском книжном издательстве.

В 1937 году Бажова исключили из партии (через год - восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Сказы

Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.

Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» –это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.

Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.

Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов - не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.

Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.

Сказы Бажова - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).

Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки — цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя).

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.

Сказы, записанные и обработанные Бажовым - изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» - старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко - рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления - «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

Урал

Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — этой колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.

В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты.

Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками».

Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.

Архетипичность образов

Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Великий Полоз - ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.

Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге.

Огневушка-Поскакушка — танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).

Павел Петрович Бажов – известнейший фольклорный писатель, автор сборника рассказов «Малахитовая шкатулка».

Родился 15 января 1879 года в небольшом городке недалеко от Екатеринбурга. Его отец – Петр Бажев – был потомственным горным мастером. Детские годы провел в Полевском (Свердловская область). Учился в местной школе на «5», юношей получил образование в духовном училище, позже – в семинарии. С 1899 года молодой Бажов идет работать в школу – преподавать русской язык.

Активное творчество началось в годы войны, после работы журналистом в военных изданиях «Окопная правда», «Красный путь» и «Крестьянской газете». О работе в редакции почти не осталось данных; Бажов больше известен как фольклорист. Именно письма в редакцию и увлечение историей родного города изначально заинтересовали Бажова заниматься сбором устных рассказов крестьян и рабочих.

В 1924 году он издает первую редакцию сборника – «Уральские были». Немного позже, в 1936 году свет увидел сказ «Девка Азовка», который также был написан на фольклорной основе. Сказовая литературная форма была полностью им соблюдена: речь рассказчика и устные пересказы горнорабочих сплетаются и образуют тайну – историю, которую знает только читатель и больше никто на свете. Сюжет не всегда имел историческую подлинность: Бажов часто менял те события истории, которые были «не в пользу России, следовательно, не в интересах простых работящих людей».

Его главной книгой по праву считается «Малахитовая шкатулка», вышедшая в 1939 и принесшая писателю мировое признание. Эта книга – сборник небольших рассказов о русском северном фольклоре и бытовой жизни; как нельзя лучше в ней описаны местная природа и колорит. Каждый рассказ наполнен национальными мифическими персонами: бабка Синюшка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Камень малахит был неслучайно выбран для названия – Бажов считал, что в нем «вся радость земли собрана».

Писатель стремился создать неповторимый литературный стиль при помощи авторских, оригинальных форм выражения мысли. Эстетично перемешаны в рассказах сказочные и реалистические персонажи. Главными героями всегда являются простые трудолюбивые люди, мастера своей профессии, которые сталкиваются с мифической стороной жизни.

Яркие персонажи, интересные сюжетные связки и мистическая атмосфера произвели фурор на читателей. Как следствие, в 1943 писателя почетно наградили Сталинской премией, а в 1944 – орденом Ленина.
По сюжетам его рассказов и сегодня ставят спектакли, постановки, фильмы, и оперы.
Окончание жизни и увековечение памяти

Умер фольклорист на 71 году жизни, его могила расположена в самом центре Ивановского кладбища, на холме.

С 1967 в его усадьбе работает музей, где каждый может окунуться в быт того времени.
В Свердловске и Полевском установлены его монументы, а в Москве – механический фонтан «Каменный цветок».

Позже в его честь назвали поселок и улицы многих городов.

С 1999 года в Екатеринбурге введена премия им. П. П. Бажова.

Биография Павла Бажова самое главное

Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца. Их семья была во многих городах, в их число входили Сысерть и Полевской.

Мальчик поступил в школу в возрасте семи лет, он был лучшим учеником в своем классе, после школы он пошел в училище, а потом в семинарию. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Летом он путешествовал по Уральским горам. Женой писателя стала его ученица, они познакомились, когда она училась в старших классах. У них было четыре ребенка.

Павел Петрович участвовал в российской общественной жизни. Он был в составе подполья. Павел работал над планом сопротивления при падении советской власти. Он также был участником Октябрьской революции. Павел Петрович отстаивал идею равенства между людьми. Во время Гражданской войны Павел работал журналистом и увлекался историей Урала. Павел Петрович даже попал в плен и заболел там. Несколько книг Бажова было посвящено революции и войне.

Первая книга была напечатана Бажовым в 1924 году. Главным произведением автора принято считать «Малахитовую шкатулку », которая вышла в 1939 году. Эта книга – сборник сказок для детей об уральской жизни. Она стала известна по всему миру. Павел Петрович получил премию и был награжден орденом. Произведения Бажова легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей.

Кроме как писать книги, Бажов любил фотографировать. Особенно ему нравилось делать фотографии жителей Урала в национальных костюмах.

Свое семидесятилетие Бажов праздновал в филармонии в Екатеринбурге. Поздравить его пришло много родных и незнакомых людей. Павел Петрович был растроган и счастлив.

Писатель скончался в 1950 году. Исходя из биографии Бажова, мы можем сказать, что писатель был настойчивым, целеустремленным и трудолюбивым человеком.

Вариант 3

Кто из нас не читал сказания о несметных богатствах, таившихся в уральских горах, о русских умельцах и их мастерстве. И все эти прекрасные творения были обработаны и выпущены отдельными книгами Павлом Петровичем Бажовым.

Писатель появился на свет в 1879 году в семье горнозаводского мастера на Урале. В раннем детстве мальчика интересовали люди его родного края, а также местный фольклор. После обучения в школе при заводе, Павел поступает в духовное училище в Екатеринбурге, а затем продолжает учебу в духовной семинарии.

Бажов в 1889 году стал работать учителем, обучая детишек русскому языку и литературе. В свободное от работы время он ездил по близлежащим селам и заводам, расспрашивая у старожилов необыкновенные истории и предания. Всю информацию он тщательно записывал в тетради, которых у него накопилось великое множество к 1917 году. Вот тогда- то он, прекратив преподавательскую деятельность, отправился защищать родину от белогвардейских захватчиков. Когда закончилась гражданская война, Бажов пошел работать в редакцию «Крестьянский вестник» города Свердловск, где с огромным успехом публиковал очерки о жизни уральских рабочих и непростых временах гражданской войны.

В 1924 году он Павел Петрович издает первую книгу собственного сочинения «Уральские были», а в 1939 году читатели знакомятся с еще одним сборником сказок «Малахитовая шкатулка». Именно за этот свой труд писатель был награжден премией Сталина. Вслед за этой книгой были опубликованы «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и много других сказов, в которых происходили необыкновенные события. Читая эти творения, замечаешь, что все действия происходят в одной и тоже семье и в определенном месте и времени. Оказывается, что такие семейные истории существовали раньше на Урале. Здесь героями выступали самые обыкновенные люди, сумевшие рассмотреть в безжизненном камне его добрую суть.

В 1946 году по мотивам его сказов на экраны вышел фильм «Каменный цветок». Во время Великой отечественной войны писатель заботился не только о своих коллегах, но и об эвакуированных творческих людях. Скончался Павел Александрович в 1950 году в Москве.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Владимир Вернадский

    Владимир Вернадский – российский учёный, ускоривший развитие учения о минералах и кристаллах. Создатель термина Ноосфера.

  • Карл Брюллов

    Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств

  • Виктор Гюго

    Виктор родился 26 февраля 1802 года в городе Безансоне. Отец его был военным. Когда была первая французская буржуазная революция, служил простым солдатом.

  • Леонид Ильич Брежнев

    Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в деревне Каменское Екатеринославской губернии в скромной семье рабочих. Родители много работали, но всегда окружали заботой и внимательным отношением своих детей.




Top