Павел Флоренский – русский Леонардо. Выставка "Павел Флоренский – русский Леонардо"

К 75-летию мученической кончины П.А. Флоренского.

В экспозицию выставки включены уникальные экспонаты из Музея-квартиры священника Павла Флоренского: рисунки, рукописи, мемориальные предметы, портреты, фотографии, иллюстрации ученого к курсу классической греческой философии; материалы, связанные с научными изысканиями в области фотографии, минералогии, изучения вечной мерзлоты, производства йода из водорослей и агар-агара.

Священника Павла Флоренского по праву называют русским Леонардо да Винчи. Гениальный мыслитель и ученый, инженер и изобретатель, он внес заметный вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он одновременно занимался исследованиями материального мира и истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество П.А.Флоренского имеют общекультурное значение.

Павел Александрович Флоренский родился 9/22 января 1882 г. близ Евлаха (ныне Азербайджан) в семье инженера путей сообщения. Его детство и отрочество прошли в Грузии. «Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы. А вопреки ей. Много дал мне отец лично. Но главным образом я учился у природы, куда старался выбраться, наскоро отделавшись от уроков. Тут я рисовал, фотографировал, занимался. Это были наблюдения характера геологического, метеорологического и т.д., но всегда на почве физики. Читал я и писал тоже нередко среди природы. Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время» (П.А.Флоренский. Автобиография. 1927).

В августе 1899 г. в душе юного П.Флоренского (ему было 17 лет) совершился глубокий внутренний переворот, обративший его к религии. Время, оставшееся до окончания гимназии, родители, и прежде всего отец, посвятили тому, чтобы убедить сына получить университетское образование для будущей научной деятельности. П.А.Флоренский окончил гимназию с золотой медалью.

В 1900 г. П.А.Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского Университета. Среди его учителей были знаменитые ученые и профессора: Б.К.Млодзеевский, Л.К.Лахтин, Н.Е.Жуковский, С.Н.Трубецкой, особое влияние оказал профессор Н.В.Бугаев, один из основателей Московской математической школы. Во время учебы в университете П.А.Флоренский подружился с поэтом А.Белым (сыном Н.В.Бугаева), а через него познакомился с символистами: В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус, А.А.Блоком. Но почти сразу же обнаружились и глубокие личные и идейные расхождения П.А.Флоренского с большинством из символистов. Несмотря на то, что его считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, весной 1904 г., окончив с отличием Московский университет, П.А.Флоренский поступает в Московскую Духовную академию. С тех пор вся его жизнь оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой, у стен которой он прожил почти 30 лет.

Кандидатское сочинение Флоренского «О религиозной истине» (1908) стало ядром его знаменитой книги «Столп и утверждение Истины» (1914). Ее автору удалось, образно говоря, соединить Афины и Иерусалим - светскую и духовную культуру.

В звании профессора П.А.Флоренский преподавал в Московской Духовной академии историю философии (1908-1919). Тематика его лекций была обширна: Платон и Кант, западноевропейская философия, оккультизм, христианство, религиозный культ и культура. В 1911 г. принял сан священника. Являлся главным редактором журнала «Богословский вестник», настоятелем храма св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде (1912-1917). Отец Павел Флоренский старался воплотить свое юношеское стремление осуществить синтез культуры и церковности.

П.А.Флоренский много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. Революция не стала для него неожиданностью. Его мнение, что установление советской власти имеет закономерный и необратимый до времени характер, а потому следует принять все, что она с собой несет, за исключением безбожия, привел отца Павла к политической лояльности по отношению к советской власти при идейном противостоянии насаждавшейся атеистической идеологии. Его «Завещание», начатое 11 апреля 1917 г., убеждает, что он предвидел и грядущие испытания России, и свою трагическую судьбу.

После революции он не снял духовного сана и отказался эмигрировать, ответив на это предложение словами апостола Павла «Будь доволен тем, что есть». Он хотел до конца и во всем разделить судьбу народа и России. «Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление» (протоиерей Сергий Булгаков).

С октября 1918 г. по май 1920 гг. П.А.Флоренский был хранителем монастырской ризницы и ученым секретарем «Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры», подчинявшейся музейному отделу Наркомата просвещения. Национализированные ценности Лавры оказались тогда под угрозой разграбления, уничтожения и безвозвратной утраты. В результате деятельности Комиссии было спасено церковное и национальное достояние неизмеримой культурной и материальной ценности. Работая в Комиссии, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. Однако в условиях 1920-х и последующих годов попытка сохранить Троице-Сергиеву Лавру и Оптину пустынь как живые очаги духовной культуры была обречена; лишь время подтвердило истинность мысли и усилий отца Павла.

В 1920-е гг. П.А.Флоренский работал в различных государственных учреждениях исследовательского характера. Редактировал «Техническую Энциклопедию», работал в учебных и научных учреждениях и на производстве («Главэлектро ВСНХ РСФСР», завод «Карболит»). Само появление его там в подряснике было вызовом государственному атеизму и наглядным опровержением утверждения о «темноте и безграмотности» духовенства. Многочисленные изобретения и открытия о. Павла в области естественных и технических наук намного опередили время.

В августе 1921 г. священник Павел Флоренский был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где в течение 3-х лет читал курс лекций «Анализ перспективы». Вместе со своими единомышленниками В.А.Фаворским и П.Я.Павлиновым он отстаивал ценность и значимость общечеловеческих форм культуры, наполненных духовным смыслом. П.А.Флоренский указывал на ущербность линейной перспективы как художественного метода изображения пространства и ввел понятие «обратной перспективы», имеющей особое значение в иконописи. Деятельность его во Вхутемасе подверглась острой критике со стороны конструктивистов и идеологов «Левого фронта искусств». В это же время Флоренский участвует в деятельности Московского института художественных изысканий и музееведения, сотрудничает с союзом художников и поэтов «Маковец». Он вносит существенный вклад в исследование лингвистических явлений, связанных с суггестивным воздействием на людей звука и слова, в первую очередь, молитвы. «Слово есть метод концентрации», - считал Флоренский, поэтому молитва, как «магически мощное слово» не требует непременного осознания его смысла и индивиду¬ального напряжения воли, она сама концентрирует энергию духа. «Рассмотреть, в чем магичность слова, это значит понять, как именно и почему словом можем мы воздействовать на мир» («Антиномия языка»). Рассматривая тексты футуристов, Флоренский дал исчерпывающий анализ авангардной поэзии и авангардизма в искусстве, как такового.

Дружбой П.А.Флоренского дорожили выдающиеся философы и писатели, художники и музыканты: С. Булгаков, В. Розанов, А. Лосев, А. Белый, В. Хлебников, М. Волошин, М. Нестеров, В. Фаворский, М. Юдина и другие.

В 1922 г. увидела свет книга П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии», в которой он с помощью математических экстраполяций и парадоксов теории относительности А. Эйнштейна, опираясь на геометрию Н. Лобачевского, дерзновенно доказывал существование сверхъестественного мира, средоточием которого является Бог, Творец и Вседержитель. Протоиерей Александр Мень подчеркивал, что Флоренский одновременно и независимо от А. А. Фридмана (1888-1925) пришел к идее искривленного пространства и теории расширяющейся Вселенной. В последнем параграфе «Мнимостей» сопоставляются коперниканская и птолемеева (воплощенная в «Божественной комедии» Данте) картины мира и приводятся аргументы в защиту истинности последней. Флоренский пишет об обратимости времени в горнем мире и о возможности прорыва в этот мир за порогом сверхсветовых скоростей. Книга явилась одной из причин для обвинения Ф. в мистицизме и последующих гонений против него.

В 1928 г. о. Павел Флоренский был арестован и выслан в Нижний Новгород. После возвращения из ссылки (в том же году) работал в «Государственном экспериментальном электротехническом институте». Не без влияния Флоренского, Андрей Белый написал в свое время знаменитые строки: «Мир рвался в опытах Кюри атомной, лопнувшею бомбой на электронные струи невоплощенной гекатомбой...» Дочь Павла Александровича Ольга вспоминала слова отца в начале 30-х годов, когда в СССР начались исследования в области ядерной физики (в Институте химической физики в Москве, в Физико-техническом институте и в Радиевом институте в Ленинграде): «Я бы мог изобрести оружие, которое завоевало бы весь мир, но я не буду этого делать, нет, не буду»...

В 1933 г. ученого обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали на Дальний Восток; в 1934 г. перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 75 лет назад, 8 декабря 1937 г. священник Павел Флоренский был расстрелян. Место предполагаемого захоронения - Левашовская пустошь.

Протоиерей Сергий Булгаков написал о друге: «Я знал в нем математика и физика, богослова и филолога, философа, историка религий, поэта, знатока и ценителя искусства и глубокого мистика. Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший и величайшим является преступление, поднявших на него руку. Он отошел, озаренный ореолом больше чем мученика, но исповедника имени Христова в антихристово гонение».

В жизни П. А. Флоренского фотография занимала исключительное место. Каждый фотоснимок был для него символом непреходящего, запечатлевая мгновение как дань вечности. Не случайно на его книжных шкафах были развешаны фотоснимки Акрополя, античных статуй и барельефов. В студенческие годы, тоскуя по родным и близким, он писал отцу: «Только утешение в фотографиях, которыми увесил комнату». Занимаясь позднее, уже в зрелые годы, изучением своей родословной, он любовно и тщательно переснимал старые фотографии (они представлены на выставке). В работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924-1925), в других лекциях по искусству Флоренский изложил концептуальные основы философии фотографии. В 1930 г. Флоренский создал компактный прибор, позволяющий производить фотосъемку в невидимых лучах без источника электрического тока, в полной темноте и бесшумно. Аппарат был назван «Аидограф», что означает «рисующий невидимое», и запатентован (совместно с Г.Я. Арьякасом) как «ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах», т.е. в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, за границами видимого спектра. В дальневосточной ссылке, исследуя вечную мерзлоту и ледяные кристаллы, Флоренский умело использовал микрофотографию и смастерил специальную фотокамеру к микроскопу. Еще ранее, в 1922 г. он изобрел ультра-микроскоп со сдвигом (см. «Вестник инженеров», 1922, № 4). В тюремной камере на Соловках с ним неотлучно были фотографии жены и детей. В своих умозрениях Ф. предвосхитил далекое будущее, когда люди научатся «делать мгновенные мысленные обозрения вселенной, разрезы её, перпендикулярные к направлению времени (предполагая единое время вселенной существующим), давая как бы мгновенные фотографии мира».

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА ОТЦА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО В МОСКВЕ
Мемориальный музей-квартира священника Павла Флоренского был открыт в Москве 8 декабря 1997 года, в 60-ю годовщину его мученической кончины по адресу ул. Бурденко (бывший Долгий переулок), дом 16/12, кВ. 21. Это первый музей в честь православного священника в России. С 1915 года в доме жила мать мыслителя Ольга Павловна Флоренская (1859 - 1951). На стене дома освящена (епископом Бронницким Тихоном) памятная мраморная доска (скульптор Валентин Кочетков) с портретом Павла Флоренского, выполненном в бронзе. Директором музея стал внук отца Павла и священномученика Зосимы Московского, Бутовского (Трубачева, 1893 - 1938) игумен Андроник (Трубачев), доцент московской Духовной академии. Хранитель и экскурсовод музея - его сестра искусствовед Мария Сергеевна Трубачева. Экспозицию музея составляют мемориальные предметы, сохраненные вдовой отца Павла - Анной Михайловной (1882 - 1973). Она же сохранила архив и дом отца Павла в Сергиевом Посаде.

2 марта 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил установить память Собора новомучеников и исповедников Радонежских на 10 декабря н. ст.

В связи с этим «Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского» выступил с инициативой установить в Сергиевом Посаде на территории будущего музейного комплекса священника Павла Флоренского «Памятный знак пострадавшим в годы гонений и репрессий», но так, чтобы он был вписан в городскую среду и был всем доступен.

Место, выбранное для установки Памятного знака, определено тем, что создаваемый музей одной из своих целей ставит сбор материала о пострадавших сергиевопосадцах. Оно удачно также и тем, что является одним из въездов в Сергиев Посад и находится рядом с дорогой, связующей Лавру со скитами.

В общественном сознании 1937 год стал годом-символом гонений и репрессий. В 2012 году исполняется 75 лет со времени этого скорбного года-символа... Между тем, на территории Сергиева Посада и его окрестностей нет ни одного памятного знака, посвященного нашим землякам, испившим горькую чашу в эти страшные годы... Только сохранение памяти о погибших является гарантией того, что на нашей земле не повторится вновь этот грех братоубийства и беззакония.

Инициатива Фонда была поддержена Общественной палатой Сергиево-Посадского муниципального района, депутатской комиссией по связям со СМИ, политическими партиями, общественными и религиозными организациями Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района, ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре архимандритом Тихоном (Шевкуновым), членом Патриаршего совета по культуре Президентом «МКФ Золотой Витязь» Н.П. Бурляевым, руководителем церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» С. Л. Кравцом, а также многими культурными, научными и общественными деятелями. Автор Памятного знака М.Ю. Тихонова - член Московского союза художников (монументальная секция), директор «Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского». Основные средства на изготовление Памятного знака внес один из соучредителей Фонда. Большую помощь в подготовке фундамента памятника оказал депутат Совета депутатов Сергиево-Посада Деяк А.И. Информационную поддержку осуществила Культурно-Коммерческая Фирма «Тонус», директор Боков С.Е.

Установление особого «Памятного знака пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий» по сути является развитием и закреплением празднования Собора новомучеников и исповедников Радонежских, входит в программу мероприятий, посвященных 75-летию со дня мученической кончины священника Павла Флоренского, а также является вкладом в подготовку празднования 700-летия рождения преподобного Сергия.

Открытие Памятного знака состоится 5 декабря 2012 г. в 12:00 на пересечении улиц Вифанской и Пионерской (Сергиев Посад).

13 декабря в 18:00 в МАММ состоится «Творчество Павла Флоренского в области гуманитарных и естественных наук».

П. А. Флоренский предвосхитил некоторые отрасли современного знания, имеющие синтетический характер (математическую лингвистику, бионику, техническую эстетику, этнологию и другие, а также науковедение — особую междисциплинарную область), которые помогают в моделировании и регулировании социальной жизни и самой науки. Это чрезвычайно важно в век глобализации и информационной революции, определяемой теми или иными возможностями в восприятии информации человеком — не только его сознанием, но и его подсознанием и сверхсознанием. Гуманитарные и естественные науки тесно взаимосвязаны, на их стыке совершаются самые важные открытия, их нельзя рассматривать как антиподы. Об этом и многом другом пойдет речь за круглым столом в МАММ, в котором примут участие философы и филологи, математики и искусствоведы, культурологи и геологи, представители гуманитарных и естественных наук, видные ученые в своей области.

В этом выпуске программы мы отправимся в мемориальный музей-квартиру священника Павла Флоренского. Его директор - внук отца Павла игумен Андроник (Трубачев) - расскажет о самом музее и о некоторых его экспонатах, а также поведает историю сокрытия главы преподобного Сергия Радонежского, в которой одним из главных действующих лиц был как раз священник Павел Флоренский.

– Мы находимся в московской квартире, где столетие назад поселилась семья Флоренских. Сейчас это мемориальный музей священника Павла Флоренского. О самом музее и об отце Павле наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

Священник Павел Флоренский был одним из ярчайших людей своего времени: он углубленно занимался математикой, сделал ряд научных открытий в области электротехники, физики, химии и геологии, писал стихи и искусствоведческие работы, философские и богословские труды.

В доме на улице Бурденко отец Павел останавливался, когда работал в Москве в Электротехническом институте и на предприятии «Карболит», читал лекции во ВХУТЕМАСе и Московской духовной академии (после переезда академии в Москву). Дело в том, что в этой квартире, с 1915 года и до самой своей смерти в 1951 году, жила мать священника Павла Флоренского – Ольга Павловна Сапарова.

Игумен Андроник (Трубачев), внук отца Павла Флоренского, директор мемориального музея-квартиры священника Павла Флоренского:

– В 1990 году в доме был сделан капитальный ремонт, и предметов, которые непосредственно отражали жизнь отца Павла в этой квартире,нет. Но все остальные предметы подлинные:они были собраны из Сергиева Посада и из других мест специально для музея. Здесь представлена живопись, подлинные фотографии отца Павла Флоренского, начиная с детского возраста и до момента ареста. Различные предметы, которые он собирал в течение всей жизни, – все подлинное. Мебель тоже в основном та, которая была в этой квартире и в других местах его пребывания.

– Среди картин на стенах – портрет Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, с которой был знаком отец Павел Флоренский.

– Он служил в Сергиевом Посаде в домовом храме общежития – убежища сестер Марфо-Мариинской обители, которая была создана Елизаветой Федоровной. В 1912 году он встречался с ней в Москве, и она назначила его духовником и настоятелем своей обители, потом еще приезжала в Сергиев Посад. Их знакомство произошло через одного из учеников священника Павла Флоренского, отца Евгения Синадского, который служил в Марфо-Мариинской обители. Когда он узнал, что отец Павел нуждается в приходе, то предложил Елизавете Федоровне его кандидатуру.

В 1906 году отец Павел ездил в Оптину пустынь по ряду дели собирал материалы об оптинских старцах, об отце Серапионе (Машкине). В память об этой поездке мы поместили портрет кисти иеромонаха Даниила (Болотова).

– А на другой стене мы видим икону преподобного Сергия, написанную архиепископом Сергием (Голубцовым), который, как и отец Павел, участвовал в сокрытии честной главы преподобного.

– В 1919 году началась кампания по вскрытию мощей. 11 апреля 1919 года в Троице-Сергиевой лавре по приказу министерства юстиции была вскрыта рака преподобного Сергия, его мощи были лишены покровов. Но на этом дело не кончилось. Министерством юстиции предполагалось вывезти мощи преподобного Сергия в один из московских музеев, поэтому была опасность их полного уничтожения.

Тогда члены комиссии по охране лавры отец Павел Флоренский и Юрий Александрович Олсуфьев, по благословению наместника архимандрита Кронида и Святейшего Патриарха Тихона,решили во избежание возможности полной утраты мощей преподобного Сергия сокрыть его главу. Для этого они спустились под Троицкий собор, где были захоронения князей Трубецких XVII века, взяли одну из глав и тайно подменили ее на главу преподобного Сергия.

Глава святого Сергия некоторое время оставалась в лавре, в ризнице, поскольку отец Павел и Юрий Александрович опасались, что, если это будет замечено, могут быть поиски, и искали бы, конечно, в первую очередь у них дома. Затем главу преподобного Сергия перенесли в дом Юрия Александровича Олсуфьева. Он был замечательным искусствоведом, собирателем старины, знатоком музейного дела.

В 1928 году в Сергиевом Посаде происходят многочисленные аресты. Ю.А. Олсуфьев вынужден был бежать из лавры, для него была организована командировка в Новгород. Главу преподобного Сергия зарыли в саду Юрия Александровича. Когда волна арестов закончилась, его супруга вернулась в Сергиев Посад и с помощью юноши Павла Голубцова (сына профессора Московской духовной академии)ночью тайно вырыла эту главу. Голубцов перевез ее на новое место жительства Ю.А. Олсуфьева. Она хранилась у него до начала войны, затем Юрий Александрович был арестован и расстрелян в Бутове в 1937 году. Его супруга, которая тоже полагала силы на этот подвиг, была сослана в Соловецкий лагерь, там она скончалась от голода.

Выжила только племянница Ю.А. Олсуфьева – Екатерина Павловна Васильчикова, которая в конце жизни приняла монашество в Малоярославецком женском монастыре. Во время войны, когда Голубцов ушел на фронт, он передал честную главу своему духовнику – схиархимандриту Илариону (Удодову), настоятелю храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Долгопрудном. Там глава святого Сергия находилась во время войны, фактически на линии фронта. Затем, когда пришло время открытия Троице-Сергиевой лавры в 1946 году, по благословению Патриарха Алексия отец Иларион возвратил главу в лавру. При возвращении мощей преподобного Сергия эту главу вновь положили к мощам. А череп князя Трубецкого захоронили около Духовского собора.

Исследователи спорят о разных деталях этого дела, поскольку все это известно в основном из рассказов Екатерины Павловны Васильчиковой, архиепископа Сергия (Голубцова), который тогда был юношей Павлом, и еще целого ряда лиц. Мы думали, что об этом знают очень мало людей, единицы, но впоследствии оказалось, что это известно одному из келейников первого наместника лавры отца Гурия, владыке Михею Ярославскому. То есть об этом деле знали люди, которые напрямую в нем не участвовали. Еще об этом знал отец Владимир (Жаворонков), который служил в селе Виноградово. Но в подробностях они не знали всей истории: как глава была сокрыта, кто в этом участвовал, потому что это было покрыто тайной.

Отец Павел работал на светской государственной работе в 20-е годы, и его жизнь резко менялась. В значительной степени это объяснялось тем, что его задачей было сохранить главу преподобного Сергия. За ним было установлено тщательное наблюдение, поэтому он не мог жить в Сергиевом Посаде. Служить он не мог, потому что его храм закрыли, а жить не мог, потому что у него постоянно были обыски. Он построил свою жизнь так, чтобы при необходимости явиться одним из «передаточных звеньев»в сохранении главы преподобного Сергия.

– В музее есть материалы Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в которой отец Павел работал с 1918-го по 1920-й годы. Именно благодаря этой работе, дававшей право входить во все помещения лавры, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев смогли, по благословению Святейшего Патриарха Тихона и наместника лавры архимандрита Кронида, сокрыть главу преподобного Сергия.

Мы еще продолжим рассказ из мемориального музея священника Павла Флоренского.

Дом 16/12 между Плющихой и Смоленским бульваром, в бывшем Долгом переулке (теперь — улица Бурденко). Мемориальная доска «здесь жил и работал», с барельефом мрачного бородатого мужчины в круглом медальоне. Портрет на барельефе отдаленно напоминает икону «Спас Нерукотворный», но почему-то становится обидно за Флоренского — ему не идут ни мрачность, ни бронза. Василий Розанов считал главным недостатком Флоренского обаяние: «Вы слишком обаятельны: русский поп не может быть обаятельным».

«Музей священника Павла Флоренского», сообщает маленькая табличка у подъезда. Второй этаж, квартира 21. Пять небольших комнат в бывшем доходном доме.

Мемориальный музей в квартире № 21 открылся 8 декабря 1997 года, в 60-ю годовщину со дня гибели Павла Александровича. Так что музей существует давно, просто о нем почти никто не знает. Попасть сюда можно только по предварительной договоренности — основатель и директор музея, внук Флоренского игумен Андроник (Трубачев), живет в Сергиевом Посаде (в доме на Пионерской улице, где когда-то жил его дед) и в Москве бывает нечасто. В отсутствие директора заботы о музее и проведение экскурсий берет на себя его сестра, искусствовед Мария Сергеевна Трубачева — и все же дозвониться в музей трудно, с первого и даже второго раза может не получиться. Однако кому нужно, дозваниваются и приходят. Несмотря на известность имени — немногие.

В ноябре-декабре 2012 года популярный московский очаг культуры, Мультимедиа Арт Музей, организовал выставку «Павел Флоренский — русский Леонардо», где были представлены экспонаты (личные вещи, фотографии, рукописи) из неизвестной широкой публике квартиры на улице Бурденко. Так, возможно, еще несколько тысяч человек узнали о существовании уникального, во всех смыслах, музея священника Павла Флоренского.

В путеводителях часто подчеркивают, что это первый в России музей в честь православного священника. И практически единственный — в 1999-м в Кронштадте открылся музей в квартире св. Иоанна Кронштадтского, но получился скорее музей святого, место паломничества, где даже служат молебны и панихиды. Кажется, других музеев священников в России нет. Впрочем, в таком определении есть некая недосказанность, ведь отец Павел Флоренский был очень непростым священником.

«Русским Леонардо» называли в свое время и архитектора Николая Львова, и ученого Александра Чижевского, но почетное прозвище, похоже, давно и прочно закрепилось за Павлом Флоренским. Оно отражает не столько суть гения отца Павла, сколько его многогранность. Василий Розанов называл Флоренского «Паскалем нашего времени» — тоже не совсем верное определение, ведь наука и вера в Паскале так и не смогли ужиться. А Флоренский, обретя веру в 17-летнем возрасте, сначала закончил физико-математический факультет Московского университета, позже — московскую Духовную академию, в 1911-м стал священником и всю жизнь посвятил служению Богу через науку. Флоренскому бы подошло прозвище «русский Ньютон» — великий сэр Исаак тоже был глубоко верующим человеком...

Физик, математик, полиглот, священник, богослов, религиозный философ, преподаватель философии, поэт, инженер. Во время Первой мировой войны — полковой священник, санитар. После революции — энергетик, один из создателей плана ГОЭЛРО (электрификации России), автор монографии по диэлектрикам, автор работ по древнерусскому искусству, религиозно-философских трудов… После ареста в 1933 году и до самой смерти (расстрел) в 1937-м — научная работа в лагерях на Дальнем Востоке («Наблюдение над стратиграфией ледяных формаций», исследование свойств вечной мерзлоты и проблем строительства на мерзлоте, сбор материала для тунгусско-маньчжурского словаря) и на Соловках (десять научных открытий в той области, которой пришлось заниматься — добыча йода из водорослей).

Многое из удивительной, трагической жизни Павла Флоренского поместилось в пяти комнатах с высокими потолками на улице Бурденко. Сохранность личных вещей и рукописей «врага народа» Флоренского — отдельное чудо, провидение, почти мистика, если угодно.

В лагерях в том же 1937-м году погиб брат Флоренского, Александр, — геолог, археолог и этнограф. Но репрессии не затронули остальную большую семью отца Павла — мать, сестер, жену, пятерых детей… Во многом стараниями жены, Анны Михайловны (а ей была дарована долгая жизнь, она умерла в 1973 году в возрасте 84 лет), было сохранено почти все огромное наследие священника и ученого.

Московская музейная квартира — подлинная. Сюда в 1915 году, после смерти мужа, переехала из Тифлиса мать Флоренского, Ольга Павловна, с тремя младшими детьми. Отец Павел не жил здесь постоянно, останавливался во время своих приездов в Москву из Сергиева Посада — там у четы Флоренских был дом рядом с Троице-Сергиевой лаврой , тот самый, где сейчас живет игумен Андроник.

После 1917-го квартира, конечно, превратилась в коммуналку. Из пяти комнат Флоренские были вынуждены довольствоваться одной — в ней до самой смерти в 1951 году жила мать Флоренского.

Решение о создании мемориальной квартиры было принято еще 1994-м, но музей открылся лишь три года спустя. Пресловутый квартирный вопрос: дореволюционный доходный дом в самом центре Москвы в наши дни относится к категории «элитной недвижимости»… Три года ушли на почти детективные мытарства и договоренности с жильцами и префектурой.

Проблем не было только с подбором экспонатов. В мемориальную квартиру перенесли часть подлинных вещей из дома Флоренского в Сергиевом Посаде. Сохраненные архивы передали музею семьи Трубачевых и Флоренских. Основатель музея, игумен Андроник (в миру Александр Сергеевич Трубачев) — внук Флоренского по материнской линии. Его мать — Ольга, четвертый ребенок Анны Михайловны и Павла Александровича Флоренских. Дед игумена Андроника по отцовской линии — священномученик протоиерей Зосима Трубачев, расстрелянный в 1938 году в Бутове... Музей-квартира священника Павла Флоренского — в некотором роде дань всем священникам, известным и неизвестным, погибшим за свою веру в иную силу, кроме Сталина.

Личные вещи Флоренских, фотографии, картины, иконы и рукописи, книги из семейной библиотеки, письма... Из них получилось несколько мини-экспозиций, перетекающих одна в другую. В экспозиции «Род и семья» (это плод многолетних генеалогических исследований игумена Андроника) собраны портреты предков и потомков. Отец — Александр Иванович, русский, с корнями в известном селе Завражье Костромской области (известность селу принесли две фамилии — Флоренский и Тарковский). Историю своего рода и семейные предания начал собирать еще отец Павел. Например, в 1910 году он писал о своем деде Иване Флоренском: «Дед мой блестяще окончил семинарию и был послан в академию, но тут задумал, по любви к науке, уйти в Военно-медицинскую академию. Сам митрополит Московский Филарет уговаривал его остаться и будто бы пророчил, что если примет монашество, то будет митрополитом. Но дед все же пошел по своему пути, на нищету и разрыв с отцом. Мне порою и является мысль, что в этом оставлении семейного священства ради науки — προτον ψευδος [главная ошибка] всего рода, и что пока мы не вернемся к священству, Бог будет гнать и рассеивать все самые лучшие попытки…»

Мать — Ольга Павловна Сапарова (армянское имя Саломия), из владетельного рода карабахских беков Мелик-Бегляровых. В жилах Павла Флоренского текла русская, армянская и грузинская кровь. Из-за разницы в вероисповедании родителей в доме никогда не вели разговоров на религиозные темы — все дети, в том числе и старший Павел, воспитывались в весьма интеллектуальной, но совсем не религиозной среде. Впрочем, о семье Павла Флоренского лучше прочесть очень интересный перво

В.А. Комаровский. Портрет о. Павла Флоренского. 1924 г. Дерево, темпера, масло

К 75-летию мученической кончины П.А. Флоренского.

В экспозицию выставки включены уникальные экспонаты из Музея-квартиры священника Павла Флоренского: рисунки, рукописи, мемориальные предметы, портреты, фотографии, иллюстрации ученого к курсу классической греческой философии; материалы, связанные с научными изысканиями в области фотографии, минералогии, изучения вечной мерзлоты, производства йода из водорослей и агар-агара.

Священника Павла Флоренского по праву называют русским Леонардо да Винчи. Гениальный мыслитель и ученый, инженер и изобретатель, он внес заметный вклад в философию и богословие, филологию и искусствознание, математику и физику, этнографию и музееведение, электротехнику и геологию. Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста ХХ века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он одновременно занимался исследованиями материального мира и истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество П.А.Флоренского имеют общекультурное значение.



Павел Александрович Флоренский родился 9/22 января 1882 г. близ Евлаха (ныне Азербайджан) в семье инженера путей сообщения. Его детство и отрочество прошли в Грузии. «Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы. А вопреки ей. Много дал мне отец лично. Но главным образом я учился у природы, куда старался выбраться, наскоро отделавшись от уроков. Тут я рисовал, фотографировал, занимался. Это были наблюдения характера геологического, метеорологического и т.д., но всегда на почве физики. Читал я и писал тоже нередко среди природы. Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время» (П.А.Флоренский. Автобиография. 1927).

В августе 1899 г. в душе юного П.Флоренского (ему было 17 лет) совершился глубокий внутренний переворот, обративший его к религии. Время, оставшееся до окончания гимназии, родители, и прежде всего отец, посвятили тому, чтобы убедить сына получить университетское образование для будущей научной деятельности. П.А.Флоренский окончил гимназию с золотой медалью.

В 1900 г. П.А.Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского Университета. Среди его учителей были знаменитые ученые и профессора: Б.К.Млодзеевский, Л.К.Лахтин, Н.Е.Жуковский, С.Н.Трубецкой, особое влияние оказал профессор Н.В.Бугаев, один из основателей Московской математической школы. Во время учебы в университете П.А.Флоренский подружился с поэтом А.Белым (сыном Н.В.Бугаева), а через него познакомился с символистами: В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус, А.А.Блоком. Но почти сразу же обнаружились и глубокие личные и идейные расхождения П.А.Флоренского с большинством из символистов. Несмотря на то, что его считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, весной 1904 г., окончив с отличием Московский университет, П.А.Флоренский поступает в Московскую Духовную академию. С тех пор вся его жизнь оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой, у стен которой он прожил почти 30 лет.

Кандидатское сочинение Флоренского «О религиозной истине» (1908) стало ядром его знаменитой книги «Столп и утверждение Истины» (1914). Ее автору удалось, образно говоря, соединить Афины и Иерусалим — светскую и духовную культуру.

В звании профессора П.А.Флоренский преподавал в Московской Духовной академии историю философии (1908-1919). Тематика его лекций была обширна: Платон и Кант, западноевропейская философия, оккультизм, христианство, религиозный культ и культура. В 1911 г. принял сан священника. Являлся главным редактором журнала «Богословский вестник», настоятелем храма св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде (1912-1917). Отец Павел Флоренский старался воплотить свое юношеское стремление осуществить синтез культуры и церковности.

П.А.Флоренский много писал об общеевропейском духовном кризисе, в который была вовлечена и Россия, часто говорил о ее надвигавшемся крушении из-за потери духовных и национальных устоев. Революция не стала для него неожиданностью. Его мнение, что установление советской власти имеет закономерный и необратимый до времени характер, а потому следует принять все, что она с собой несет, за исключением безбожия, привел отца Павла к политической лояльности по отношению к советской власти при идейном противостоянии насаждавшейся атеистической идеологии. Его «Завещание», начатое 11 апреля 1917 г., убеждает, что он предвидел и грядущие испытания России, и свою трагическую судьбу.

После революции он не снял духовного сана и отказался эмигрировать, ответив на это предложение словами апостола Павла «Будь доволен тем, что есть». Он хотел до конца и во всем разделить судьбу народа и России. «Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление» (протоиерей Сергий Булгаков).

С октября 1918 г. по май 1920 гг. П.А.Флоренский был хранителем монастырской ризницы и ученым секретарем «Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры», подчинявшейся музейному отделу Наркомата просвещения. Национализированные ценности Лавры оказались тогда под угрозой разграбления, уничтожения и безвозвратной утраты. В результате деятельности Комиссии было спасено церковное и национальное достояние неизмеримой культурной и материальной ценности. Работая в Комиссии, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. Однако в условиях 1920-х и последующих годов попытка сохранить Троице-Сергиеву Лавру и Оптину пустынь как живые очаги духовной культуры была обречена; лишь время подтвердило истинность мысли и усилий отца Павла.

В 1920-е гг. П.А.Флоренский работал в различных государственных учреждениях исследовательского характера. Редактировал «Техническую Энциклопедию», работал в учебных и научных учреждениях и на производстве («Главэлектро ВСНХ РСФСР», завод «Карболит»). Само появление его там в подряснике было вызовом государственному атеизму и наглядным опровержением утверждения о «темноте и безграмотности» духовенства. Многочисленные изобретения и открытия о. Павла в области естественных и технических наук намного опередили время.

В августе 1921 г. священник Павел Флоренский был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), где в течение 3-х лет читал курс лекций «Анализ перспективы». Вместе со своими единомышленниками В.А.Фаворским и П.Я.Павлиновым он отстаивал ценность и значимость общечеловеческих форм культуры, наполненных духовным смыслом. П.А.Флоренский указывал на ущербность линейной перспективы как художественного метода изображения пространства и ввел понятие «обратной перспективы», имеющей особое значение в иконописи. Деятельность его во Вхутемасе подверглась острой критике со стороны конструктивистов и идеологов «Левого фронта искусств». В это же время Флоренский участвует в деятельности Московского института художественных изысканий и музееведения, сотрудничает с союзом художников и поэтов «Маковец». Он вносит существенный вклад в исследование лингвистических явлений, связанных с суггестивным воздействием на людей звука и слова, в первую очередь, молитвы. «Слово есть метод концентрации», — считал Флоренский, поэтому молитва, как «магически мощное слово» не требует непременного осознания его смысла и индивиду¬ального напряжения воли, она сама концентрирует энергию духа. «Рассмотреть, в чем магичность слова, это значит понять, как именно и почему словом можем мы воздействовать на мир» («Антиномия языка»). Рассматривая тексты футуристов, Флоренский дал исчерпывающий анализ авангардной поэзии и авангардизма в искусстве, как такового.

Дружбой П.А.Флоренского дорожили выдающиеся философы и писатели, художники и музыканты: С. Булгаков, В. Розанов, А. Лосев, А. Белый, В. Хлебников, М. Волошин, М. Нестеров, В. Фаворский, М. Юдина и другие.

В 1922 г. увидела свет книга П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии», в которой он с помощью математических экстраполяций и парадоксов теории относительности А. Эйнштейна, опираясь на геометрию Н. Лобачевского, дерзновенно доказывал существование сверхъестественного мира, средоточием которого является Бог, Творец и Вседержитель. Протоиерей Александр Мень подчеркивал, что Флоренский одновременно и независимо от А. А. Фридмана (1888-1925) пришел к идее искривленного пространства и теории расширяющейся Вселенной. В последнем параграфе «Мнимостей» сопоставляются коперниканская и птолемеева (воплощенная в «Божественной комедии» Данте) картины мира и приводятся аргументы в защиту истинности последней. Флоренский пишет об обратимости времени в горнем мире и о возможности прорыва в этот мир за порогом сверхсветовых скоростей. Книга явилась одной из причин для обвинения Ф. в мистицизме и последующих гонений против него.

В 1928 г. о. Павел Флоренский был арестован и выслан в Нижний Новгород. После возвращения из ссылки (в том же году) работал в «Государственном экспериментальном электротехническом институте». Не без влияния Флоренского, Андрей Белый написал в свое время знаменитые строки: «Мир рвался в опытах Кюри атомной, лопнувшею бомбой на электронные струи невоплощенной гекатомбой...» Дочь Павла Александровича Ольга вспоминала слова отца в начале 30-х годов, когда в СССР начались исследования в области ядерной физики (в Институте химической физики в Москве, в Физико-техническом институте и в Радиевом институте в Ленинграде): «Я бы мог изобрести оружие, которое завоевало бы весь мир, но я не буду этого делать, нет, не буду»...

В 1933 г. ученого обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали на Дальний Восток; в 1934 г. перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 75 лет назад, 8 декабря 1937 г. священник Павел Флоренский был расстрелян. Место предполагаемого захоронения — Левашовская пустошь.

Протоиерей Сергий Булгаков написал о друге: «Я знал в нем математика и физика, богослова и филолога, философа, историка религий, поэта, знатока и ценителя искусства и глубокого мистика. Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Из всех моих современников, которых мне суждено было встретить за мою долгую жизнь, он есть величайший и величайшим является преступление, поднявших на него руку. Он отошел, озаренный ореолом больше чем мученика, но исповедника имени Христова в антихристово гонение».

В жизни П. А. Флоренского фотография занимала исключительное место. Каждый фотоснимок был для него символом непреходящего, запечатлевая мгновение как дань вечности. Не случайно на его книжных шкафах были развешаны фотоснимки Акрополя, античных статуй и барельефов. В студенческие годы, тоскуя по родным и близким, он писал отцу: «Только утешение в фотографиях, которыми увесил комнату». Занимаясь позднее, уже в зрелые годы, изучением своей родословной, он любовно и тщательно переснимал старые фотографии (они представлены на выставке). В работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924-1925), в других лекциях по искусству Флоренский изложил концептуальные основы философии фотографии. В 1930 г. Флоренский создал компактный прибор, позволяющий производить фотосъемку в невидимых лучах без источника электрического тока, в полной темноте и бесшумно. Аппарат был назван «Аидограф», что означает «рисующий невидимое», и запатентован (совместно с Г.Я. Арьякасом) как «ручной аппарат для фотографирования в невидимых лучах», т.е. в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, за границами видимого спектра. В дальневосточной ссылке, исследуя вечную мерзлоту и ледяные кристаллы, Флоренский умело использовал микрофотографию и смастерил специальную фотокамеру к микроскопу. Еще ранее, в 1922 г. он изобрел ультра-микроскоп со сдвигом (см. «Вестник инженеров», 1922, № 4). В тюремной камере на Соловках с ним неотлучно были фотографии жены и детей. В своих умозрениях Ф. предвосхитил далекое будущее, когда люди научатся «делать мгновенные мысленные обозрения вселенной, разрезы её, перпендикулярные к направлению времени (предполагая единое время вселенной существующим), давая как бы мгновенные фотографии мира».

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА ОТЦА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО В МОСКВЕ

Мемориальный музей-квартира священника Павла Флоренского был открыт в Москве 8 декабря 1997 года, в 60-ю годовщину его мученической кончины по адресу ул. Бурденко (бывший Долгий переулок), дом 16/12, кВ. 21. Это первый музей в честь православного священника в России. С 1915 года в доме жила мать мыслителя Ольга Павловна Флоренская (1859 — 1951). На стене дома освящена (епископом Бронницким Тихоном) памятная мраморная доска (скульптор Валентин Кочетков) с портретом Павла Флоренского, выполненном в бронзе. Директором музея стал внук отца Павла и священномученика Зосимы Московского, Бутовского (Трубачева, 1893 — 1938) игумен Андроник (Трубачев), доцент московской Духовной академии. Хранитель и экскурсовод музея — его сестра искусствовед Мария Сергеевна Трубачева. Экспозицию музея составляют мемориальные предметы, сохраненные вдовой отца Павла — Анной Михайловной (1882 — 1973). Она же сохранила архив и дом отца Павла в Сергиевом Посаде.


Планирую сегодня днем, часам к 16, попасть на выставку.
Кто хочет составить компанию - пишите в личку или звоните.




Top