Печорин и “водяное общество”. Сочинение на тему: Печорин и общество (роман «Герой нашего времени» М.Ю

«Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым как произведение острой социальной и психологической направленности.

Но он не мог не затронуть и тему общества, что делает роман социальным.

«Лишний человек» как продукт своей эпохи

Печорин многими литературоведами включен в категорию «лишних людей», как и Евгений Онегин. Композиция книги была выстроена в соответствии с целью, которой старался достичь Лермонтов - разобраться в проблемах личности.

В психологической главе «Княжна Мери» характер Григория Печорина вступает в столкновение с «водяным обществом». В этой повести мы видим, как он относится конкретно к этому обществу и всему миру в целом.

«Водяное общество» стало собирательным образом типичных представителей аристократического круга дворян. Их поступки и вся жизнь отражают особенности той эпохи. Борьба личности против социального окружения раскрывается не только в чертах характера Печорина, но и в картинах жизни «водяного общества», в его специфике, в описании его членов.

Григорий презрительно и демонстративно не присоединяется к обществу. Со стороны ему легко увидеть, насколько аристократы злобны по отношению друг к другу, как завидуют, сплетничают, совершают подлости. Весь быт и нравы, сложившиеся у обитателей минерального курорта, выстраиваются на основе истории и традиций, принятых в том кругу.

«Водяное общество» - зеркало того времени

Почти все посетители курорта противопоставлены главному герою, однако там есть и люди, которые чем-то сродни ему.

Грушницкий был искаженным изображением Печорина. То, что у Григория является врожденным, частью характера, у Грушницкого стало всего лишь позированием, призванным привлечь внимание, поразить окружающих. Своим стремлением к романтике он достигает противоположного эффекта - становится просто карикатурой, пародией на романтичного героя.

Вернер в этой главе стал единственным персонажем, сопоставляемым с Григорием. Они похожи в своем скептическом отношении к людям, похожи своим умом. Однако у них много и отличий. Вернер пассивно относится к жизни, а Печорин пытается испытать все удовольствия и страсти. Перед схваткой с Грушницким Григорий спокойно любуется пейзажем, а Вернера интересует, оставил ли тот завещание.

Все женские образы, выведенные Лермонтовым на страницах своей книги, помогают глубже раскрыть характер главного героя и показать, как он относится к любви.

Отдельно нужно рассмотреть в «водяном обществе» мужские персонажи - гражданские и военные. Особенную группу составляет молодежь на минеральных водах. Перед нами предстают люди, образы которых уже выводили в своих произведениях Пушкин и Грибоедов. Все те же страсти кипят здесь - желание добиться чина, преклонение перед деньгами и званиями, те же скучные танцевальные вечера, пустая болтовня, скука и сплетни.

Здесь это выглядит даже не как пороки, а как обычное времяпрепровождение. Разница с Пушкиным и Грибоедовым только в том, что Лермонтов показывает не высший свет столицы, а провинциальных дворян, которые всеми силами пытаются показать, что они - такой же столичный бомонд. Автор умело иронизирует, создавая образы своих героев и окружающую их обстановку.

«Водяное общество» является не просто случайным фоном для главного персонажа. Вопросы бытия, проблемы борьбы и дружбы личности, ее отношения с другими людьми стали приоритетной целью автора. Он стремится показать не статичного индивида, а динамично перемещающегося героя, переживающего бурные события.

Чем можно объ­яс­нить оче­вид­ную не­при­язнь Пе­чо­ри­на к «водяному обществу»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

В приведённом отрывке ясно прослеживается неприязнь Печорина к представителям «водяного общества». Чем это объясняется и в чём выражается?

«Водяное общество» — так называют представителей дворянства, приехавших на Кавказ на воды, на отдых и лечение. В то же время это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства со свойственными им нравами, традициями, ценностями.

По социальному происхождению Печорин близок к ним, однако герой испытывает неприязнь к этим людям. Многое в них его раздражает: то, что они с «негодованием отвернулись», увидев на герое армейские эполеты; их постоянная скука, высокомерие, «глубокое презрение к провинциальным домам», мечты о столичных аристократических гостиных. Герой видит, как эти «любители видов » «торчали» здесь. Он подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам, их страсть к чинам, праздное времяпреповождение. Одни женщины не вызывали в нём раздражение, они казались ему милыми, хотя автор и здесь говорит с иронией, ведь милость дам обусловлена тем, что «всякий год их обожатели сменяются новыми».

Таким образом, неприязнь Печорина к «водяному обществу» вызвана тем, что он не принимает их образ жизни, поведения, ценности, ему скучно среди них. Печорин значительно умнее их, видит их душевную пустоту, пороки и изъяны каждого, воспринимает это общество враждебно, чувствует себя одиноко среди этих людей, хотя и сам имеет многие черты, свойственные представителям «водяного общества».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

(455 слов) Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, каждая из которых представляет собой зарисовку общества того времени. Так, произведение «Княжна Мери» знакомит нас с отдыхающими «на водах» в Пятигорске. Это в основном дворяне – местные и прибывшие из столицы. Их поведение отражает традиции, быт и нравы описанной в повести эпохи. Печорин и «водяное общество» постоянно оказываются по разные стороны баррикад. Но есть ли у них схожие черты? Как Лермонтов видел своих современников глазами главного героя?

Кажется, Печорин презрительно относится к отдыхающим. Он замечает, что они друг другу завидуют, распускают слухи, плетут интриги. Так сложилось за долгие годы взаимоотношений представителей разных слоёв. Люди «на водах» как бы отстраняются от светского общества. Но они уже настолько привыкли вести себя commeilfaut, что моментально преобразиться у них не получается. Да и вряд ли дворяне хотят изменений. Некоторые герои, впрочем, выделяются на фоне других. Так, Грушницкий в повести – будто пародия на Печорина. Герой очень самолюбив, романтичен, непрактичен. Его склонность строить воздушные замки доходит до абсурда, до безрассудства, и в том числе поэтому он решает участвовать в дуэли. Это явный антипод Печорина, постоянно ищущий и жаждущий романтики в бытовых ситуациях, но не умеющий проявить себя.

Образ Вернера в произведении не противопоставляется образу главного героя, а сопоставляется с ним. Молодые люди практически одинаково относятся к окружающим, проявляют скептицизм, остроумие. Но Печорин, как говорится в романе, «гоняется за жизнью». Вернера скорее можно назвать пассивным, несколько апатичным. Даже в преддверии дуэли Печорин с нежностью думает о красоте природы, а Вернер – о денежных вопросах. Как часто мы встречаем таких людей не только «на водах», но и в повседневной жизни!

А вот княжна Мери – более редкий «экземпляр» в череде светских дам. Она очень молода, неглупа, иронична, но наивна и чиста. На её фоне Печорин выглядит настоящим эгоистом. Отношения с княжной Мери становятся для героя поводом проанализировать собственное поведение, вступить в диалог с самим собой. Но любит ли он молодую женщину? Вряд ли. Для него она – одна из многих представителей «водяного общества»: умная и серьёзная, но подверженная влиянию. Другое дело – Вера. Её образ представлен автором схематично. Печорин чувствует такое одиночество и такую отстранённость, что даже когда-то единственная возлюбленная становится ему не нужна. Герой коротает время за беседами со степными помещиками, которые надменно и снисходительно относятся к военным, и встречами с «хозяйками вод», ищущими в мужчинах острый ум и пылкие сердца.

А ещё водяном обществе есть «водяная молодёжь». Юноши так же, как их предшественники, жаждут получить очередной чин, преклоняются перед прославленными военными и великосветскими богачами, танцуют с дамами сердца на балах. Это всё — то же столичное общество. Впрочем, столичное ли? Скорее провинциальное, мечтающее «дотянуться» до столицы, как можно больше походить на истинных дворян. Потому и автор, и его герой с иронией относятся к происходящему, а мы, читатели, получаем возможность поразмыслить о проблемах взаимоотношений личности и общества.

Автор называет общество людей водяным. Определение несколько непонятно и близко к сказочному. Печорин и «водяное общество» – это часть главы «Княжна Мери». Там персонаж оказывается среди общества, отличного от светского, но и схожего с ним по основным характеристикам.

Водяное общество

Кого Печорин называет водяным обществом и почему? Становится понятен эпитет после чтения главы «княжна Мери». Местное дворянство здесь перемешивается с гостями, прибывшими из столицы. Такая смесь дает интересную картину нравов. Кто кого переборет по безнравственности. Оба общества « уже хороши», вместе они еще сильнее. Почему называет водяное? Потому что их цель оздоровление на водах Кисловодска. Климат, целебная вода не способны вылечить души людей. Именно здесь становится понятно, что болезнь Печорина неизлечима. Мужчина пытается еще что-то изменить вокруг себя, но все поглощает его эгоизм и жажда авантюризма.

Водяное общество собралось около чистого источника, но напоминает болото, затягивающее и разрастающееся очень быстро. На кого делит Григорий всех представителей нового сообщества, как к ним относится? Это степные мужья, помещики, хозяйки местных домов, отдыхающие франты, многочисленные дамы и офицеры.

Степные помещики

Отцы семейств прибывают в Пятигорск, чтобы найти удачную пару для своих дочек. Их желание - укрепит свое финансовое состояние. Петербургские гвардейцы в большинстве сыновья успешных дельцов. Судьба дочерей - это только предлог. Помещики ищут выгоду в любых своих деяниях. У степных мужей истертые старомодные сюртуки, но их дочери и жены нарядны и изысканы. В каждом проходящем мужчине они видят возможность создания пары. Вид Печорина вызывает сначала нежное любопытство, но оно быстро исчезает, появляется негодование. Вызвано оно армейскими эполетами. У читателя эта сцена вызывает горькую усмешку.

Хозяйки вод

Отношение к военным у женщин несколько иное, хотя цель та же: найти мужа или любовника. Женщины вызывают восторг у Печорина. Они очень долго способны удерживать свою миловидность. В чем секрет такого умения? Может быть в их непостоянстве? Женщинам приходится постоянно «быть на страже», за каждым мундиром они видят пылкое сердце. Мужчины сменяются от сезона к сезону, а женщины остаются.

Франты

Таких мужчин толпы. У них нет лиц и индивидуальности. Печорин говорит, что они много пьют и не воду. То есть их цель пребывания на Кавказе - не укрепление здоровья. Они как положено франтам держат стакан целебной воды, выбирая картинную позу - «академическую». Им все лень, франты «волочатся мимоходом», ищут с кем посплетничать, играют и жалуются на скуку, которую сами и создают. Франты выражают презрение к провинциалкам, страдая о столичных барышнях. Но читатель понимает, когда они попадают в Москву или Петербург, их позиция меняется. Там они скучают по дамам из глубинки, выражая презрение к аристократкам.

Однообразие разнообразных типов

Печорин оказывается втянут в жизнь общества. Автор доказывает, что невозможно человеку остаться вне окружения. Григорий становится его частью, пусть не самой страшной, но такой же распущенной и жестокой. Чем заняты «водяные люди»? Они сплетничают, лгут, обманываю. Их тянет сочинять и представлять себя героем, лидером, активистом. Праздники, балы, вино и еда затягивают и представить их в других условиях практически невозможно. Страшно, что большая часть общества - это молодежь. Пугает и то, что зачинщиками интриг становятся военные. Даже им, людям познавшим ценность жизни, здесь нравится. Семейные отношения строятся на обмане, выгоде и голом расчете. Чувства уходит куда-то в прошлое, ими играют, постепенно забывая об искренности и преданности. В водном обществе тема совести не стоит совсем. Дуэль превращается в убийство и орудие мести. Печорин относится к окружающим с пренебрежением, но это не добавляет ему привлекательности. Он здесь один из них.

Действия романа проходят около 1840-х годов XIX века, в годы Кавказской войны. Об этом можно говорить достаточно точно, так как само название романа «Герой нашего времени» явственно указывает, что в собирательном образе автор, по , собрал пороки своих современников.

Итак, что мы знаем об обществе того времени?

Время действия романа совпадают с эпохой правления императора Николая I, ставшего известным своими охранительными и консервативными взглядами. Ознаменовав начало правления подавлением выступления декабристов, всю последующую политику император вел на укрепление прежних порядков.

Вот так оценивал ситуацию историк В.О. Ключевский: «император поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами».

40-е годы XIX-го века – время закостенения общественной жизни. Образованные люди того времени, к которым без сомнения принадлежал как и сам Лермонтов, так и Печорин – потомки людей, побывавших в Европе во время заграничного похода русской армии 1813 года, воочию увидевших грандиозные преобразования, которые имели место в Европе того времени. Но все надежды на перемену к лучшему погибли 26 декабря во время подавления выступления декабристов на сенатской площади.

Молодые дворяне, в силу юности, обладавшие безудержной энергией, а в силу происхождения, свободным временем и образованием, зачастую не имели практической возможности реализовать себя иначе, чем через утоление собственных страстей. Общество, в силу внутренней политики государства, оказалось заперто в уже тесных рамках самодержавия. Это было очевидно еще прежнему поколению, поколению «победителей Наполеона», воодушевленному не только военной победой, но и свежей невообразимой доселе мыслью об общественном устройстве в произведениях Руссо, Монтескье, Вольтера и др. Это были люди уже новой эпохи, которые искренне хотели служить новой России. Однако, вместо этого наступил тотальной застой, «удушающая атмосфера» николаевской эпохи, остановившая Россию на 30 лет.

Упадок русской общественной жизни времен Николая I вызвали тотальная цензура и бездумное сохранение ветхого. Нравственное и моральное вырождение дворянства, не имевшего возможности самореализации в созидании, автор собрал в образе героя нашего времени – Печорине. Григорий Александрович, по своим задаткам способный человек, вместо созидания, разменивал свою жизнь на устранение страстей, в конечном итоге, не видя в этом никакого удовлетворения или пользы. Через весь роман сквозит ощущение бессмысленности существования, ненужности, невозможности совершить что-то действительно важное. Он ищет смысл, ему все быстро скучнеет, он не видит ничего действительно важного в собственном существовании. По этой причине, герой не боится смерти. Он играет с ней, играет с чувствами других людей. Из-за этой внутренней пустоты герой пускается из одной истории в другую, попутно ломая чужие судьбы. Показателен момент после смерти Бэлы, когда Григорий вместо скорби закатывается смехом в присутствии Максима Максимыча, повергнув последнего в оторопь.

Дикое стремление ощутить вкус жизни, приводит героя в далекую Персию, где он .

Образ Печорина – образ просветленной части России, которая в силу объективных причин не смогла реализовать свой потенциал в созидательных целях, на благо общества, выплеснув энергию в саморазрушение, через поиск смысла жизни в падении, дозволении ранее недопустимого. Трагедия героя романа в бессмысленности и безразличии. Бездумная лихость, готовность к смерти по любому поводу — проявление нездорового общества. Этими качествами можно восхищаться, но не стоит забывать, что они могли появиться только тогда, когда собственная жизнь имеет невысокую ценность для своего обладателя.

Для России стагнация общественной жизни и мысли вылилась в крах Крымской войны середины 50-х годов XIX века. На смену провалившейся охранительной политике Николая I, пришла эпоха более либерального государя Александра II. На место Печорину – герои нового времени, как, например, центральный персонаж повести «Отцы и дети» Евгений Базаров – революционер и демократ, который также далек от созидания, но свою энергию реализует не на собственных пороках, а на пороках общества.




Top