Печорин относится к княжне мери. Сочинение на тему: Печорин, княжна Мери и Грушницкий, любовный треугольник в романе М.Ю

Многие писатели используют прием противопоставления в своих произведениях для того, чтобы наиболее полно раскрыть характеры главных персонажей.

Особенности образа Грушницкого

Григорий Печорин - главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов вводит Грушницкого, чтобы использовать литературный прием противопоставления. Знакомство персонажей происходит на водном курорте, в городе Пятигорске. Они не испытывают особых дружеских чувств, но это не мешает им проводит вместе довольно много времени.

Грушницкий неустанно играет роль романтического героя. Он старается завязывать любовные отношения, пытаясь возвысить мнимые чувства. Наигранность его поведения граничит с карикатурностью.

В действительности же Грушницкий никогда не был по-настоящему счастлив, чувства истинной радости и любви ему тоже совсем не знакомы, именно в этом причина его попыток изобразить их. Даже то, как он изображает обиду, разочарование или глубокое страдание выглядит насквозь лживым и смешным.

Развитие отношений Печорина, Грушницкого и княжны Мэри

В отличие от приятеля, Печорин на самом деле испытывал истинное разочарование в своей жизни. Он пресыщен приключениями и победами на любовном фронте. Григорий отлично понимает, что характер Грушницкого лжив, а его действия глупы и нелепы. Он видит в своем приятеле и фальшь, и внутреннюю пустоту. Эти черты характера Грушницкого раздражают Печорина.

Несмотря на это, два персонажа много общаются, спектр тем для разговоров очень широк, они вместе проводят свободное время. В одно и то же время они увлекаются княжной Мэри. Грушницкому понравилась молодая красавица, а Печорин решил скоротать время и завоевать сердце юной кокетки. Грушницкий полностью уходит в романтические отношения с девушкой, а потом бессильно смотрит на то, как Григорий Александрович с завидной настойчивостью и непосредственностью переманивают ветреную княжну. Кроме того, главный герой получает удовольствие от неудачи приятеля, он пытался проверить его на прочность.

Флирт с княжной Мэри - это очередная игра Печорина, приз в которой - наслаждение прекрасной и юной душой девушки. Он с легкостью завладел вниманием княжны, проявив таинственность и остроумие. Грушницкий на фоне главного героя - лишь пустышка с витиеватыми, но совершенно пустыми словами. Поэтому то, как быстро девушка увлеклась личностью Григория Александровича, абсолютно не удивляет. Более того, она первой говорит о своих чувствах.

Дуэль как развязка любовного сюжета

Самолюбие товарища Печорина терпит сокрушительный удар. Составление коварного заговора против Григория Александровича проявляет его трусость, подлость и низость, не слишком заметные ранее. Юнкер Грушницкий вызывает главного героя на дуэль и пытается оставить его защищать свою честь с незаряженным пистолетом.

Печорину становится известно об этом плане, он дает возможность своему бывшему приятелю принести извинения, но безрезультатно. Злость, ненависть и желание опозорить главного героя заполнили все существо Грушницкого. Самолюбие и раздутая до невероятных размеров обида оказываются важнее всего.

Печорин получает лишь небольшую ссадину на дуэли, а Грушницкий расстается с жизнью. Это становится финальным аккордом отношений Мэри и Григория. Но дуэль не становится причиной разрыва, просто игра, затеянная Печориным, закончилась, пусть и не так, как он рассчитывал. Главный герой не любил Мэри, она стала жертвой его небольшого увлечения.

Сюжет повести «Княжны Мэри», основанный на любовном треугольнике, глубоко раскрывает личность Печорина, его внутренний мир. Поэтому образы юнкера Грушницкого и княжны Мэри крайне важны, так как они оттеняют и проявляют значимые черты характера Григория Александровича Печорина.

Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».

Тема: Мери и Печорин. История отношений.

Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе.

Как вы думаете, почему?

(здесь максимально раскрывается характер Печорина)

В отношениях с какими героями мы можем отследить характер Печорина?

Введение в тему.

Проследим, как развиваются отношения между Княжной Мери и Печориным

Где впервые встречаются эти персонажи?

(Печорин и княжна Мери впервые встречаются в Пятигорске, куда Печорин приезжает после военного задания. Княжна Мери с матерью лечатся на водах в Пятигорске).

Кто рассказывает Печорину о Княжне Мери? (Грушницкий)

Что интересует Печорина во внешности Мери? (ее зубы)

Какое отношение показывает этот интерес? (Печорин относится к женщине, как к лошади)

В какой главе мы уже успели заметить подобное отношение? (В главе «Бэла», когда Печорин обменял лошадь на девушку.)

Зачем Печорин начинает интересоваться Мери? (чувство зависти и азарт заставляют его увлечься княжной)

Как воспринимает Печорин взаимоотношения Грушницкого и Мери, подтвердите словами из текста. (Для Печорина их взаимоотношения игра, он не воспринимает их всерьез)

«Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.»

Работа с текстом

Как Печорин собирается завоевать Мери? (найдите подтверждение в тексте)

«Если хотите, я вас представлю...

— Помилуйте! — сказал я, всплеснув руками, — разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...»

(Печорин собирается сделаться героем для Мери, он спасет ее при первом удобном случае)

Как меняется отношение Мери к Печорину?

Ненависть

«ее взгляд, упадая на меня, выражал досаду, стараясь выразить равнодушие...»

«Княжна меня решительно ненавидит»

«Вчера я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет!.. Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство»

Раздражительность

«она говорит, что у тебя наглый взгляд, что ты, верно, о себе самого высокого мнения.»

«Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? он был с вами, тогда...»

«Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами.

«Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество»

«Я видел, что она готова упасть в обморок от страху и негодования.

Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, — потому, прибавил я, что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною.

— Ну, нечего делать!.. в другой раз! — сказал он, засмеявшись, и удалился к своим пристыженным товарищам, которые тотчас увели его в другую комнату.

Я был вознагражден глубоким, чудесным взглядом.»

Теперь Печорин для Мери благородный герой романа, цель Печорин достигнута.

«личико ее расцвело; она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки... Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится. Она наклонила головку и слегка покраснела.»

Влюбленность

«Все эти дни я ни разу не отступил от своей системы. Княжне начинает нравиться мой разговор; я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного».

Чтобы окончательно завоевать женское сердце, Печорин раскрывает тайны своего испорченного характера. Так он вызывает чувство жалости и сострадания у княжны.

Составим таблицу по эпизоду от 3-го июня. Мери и Печорин оказываются на узкой тропинке, ведущей к горе Машук.

«Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать;»

Отрицательные черты характера.

Природные качества

Следствие - появление отрицательных качеств

Обвинили в лукавстве

Скрытность

Чувствовал добро и зло

Отсутствие ласки, оскорбления

Злопамятность

Чувствовал себя выше других

Ставили ниже

Завистливость

Готов был любить весь мир

Никто не понял

Ненависть

Говорил правду

Не верили

Лживость

Сострадание

«В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!»

Как меняется отношение Печорина к Мери?

(Сперва он увлечен, азартен, для него стремление завоевать сердце Мери - это игра)

Как вы понимаете фразу: «Она недовольна собой: она себя обвиняет в холодности... о, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»

Подведение итогов

Печорин ловко и хитро идет к своей цели, он уверен в себе, и пока он стремиться завоевать сердце княжны Мери, его азарт наполняет жизнь смыслом. Но как только он добивается любви молодой княжны, ему вновь становиться скучно.

Домашнее задание: проанализировать монолог Печорина

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви»

Ответить на вопросы:

Зачем Печорин добивается любви княжны Мери?

Что поддерживает душевные силы Печорина?

Каково первое удовольствие Печорина?

Отчего Печорин счастлив?

Печорин и княжна Мэри (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - одно из лучших произведений русской литературы. В центре романа- человек, который по своему развитию был выше окружающего его общества, но не мог найти применения своим способностям. В предисловии Лермонтов пишет: «... Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе... может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина. Мой ответ - заглавие этой книги». Итак, «Герой нашего времени», какой же он этот герой? Что его характеризует? 1830-е гг. - сложный период в истории страны. Будущее поколения этого времени «иль пусто, иль темно». В Печорине Лермонтов запечатлел черты молодежи того времени. Изобразил «портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени». Если говорить о характере Печорина, то В. Г. Белинский определил его так: «Его страсти - бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения - острые болезни в молодом теле...», «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них или, лучше сказать, осуждает их...» И действительно, характер Печорина полон противоречий: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»

«Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя...» И в самом деле, Печорин страдает от скуки, от окружающего его «водяного общества». Его стремление вырваться из этого замкнутого круга заключается в том, что он растрачивает себя на мелкие дела. Он рискует жизнью, подставляя себя под шальные чеченские пули, ищет забвения в любви.

«на страдания, радости других только в отношении к себе». Он злопамятен и честолюбив. Где бы ни появился Печорин, всюду происходят несчастья.

Княжна Мери -дочь княгини Лиговской - молодая и красивая девушка, но слишком наивная и доверчивая по"отношению к другим людям, например к Печорину. «В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы: одна пожилая, другая молоденькая стройная... на второй было закрытое платье... легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки... стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященый в таинства красоты непременно ахнул бы от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное...»

Княжна Мери сначала не обращает внимания на Печорина, но он старается сделать всё, чтобы привлечь её внимание: «... она торговала чудесный персидский ковер... Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром... эффект этой сцены был самый драматический. Княжна хочет проповедовать против меня ополчение...» Он переманил поклонников Мери к себе, рассказывая им смешные истории. Завоевав ее внимание, Печорин старается произвести впечатление на княжну рассказами и историями из своей жизни: «Княжне начинает нравиться мой разговор; я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного. Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: и это начинает ее пугать». Печорин всё больше и больше овладевает её сердцем. Он во время бала «спас» княжну Мери от пьяного нахала, который приставал к ней: «Я подошел! к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться...» Во время вечерней прогулки, переходя через речку, Мери почувствовала себя плохо, тогда Печорин обнял её - она облокотилась на него, и вдруг Печорин её поцеловал.

Несмотря на утверждение Печорина, что его увлечение княжной Мери ничего не значит и что он добивается ее любви только для собственного удовольствия, на самом деле его душа жаждет настоящей любви. «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видел ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» Однако Печорин ловит себя на мысли, что его привязанность- «жалкая привычка сердца».

«Я часто спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?.. Из-за чего же я хлопочу?..»

Он вынужден признать, что его удовлетворяет это «жалкая привычка сердца», он - герой своего времени, скитающийся «по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха...»

Я считаю, что Печорин испортил жизнь княжне Мери, он её разочаровал в любви. Он изначально не любил ее: «... сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна; как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны».

Теперь княжна не будет никому доверять. Печорин - подлец. Он не достоин уважения к себе и любви другого человека. Но всё-таки, я думаю, его оправдывает то, что он воспитывался в обществе, где истинные чувства скрывались под маской безразличия.

Если сравнивать двух героев Лермонтова из произведения «Герой нашего времени», а именно Печорина и Мери, то можно увидеть маленькую прожитую «жизнь» этих персонажей. У каждого из них, после знакомства друг с другом остался характерный осадок. У мужчины это душевная пустота, а для Мери это неприятное, «горько-соленое послевкусие» от неразделенной любви.

Молодой человек и княжна познакомились в Пятигорске. Причем до последнего откладывал официальное знакомство. Всякий раз, он демонстративно проходил мимо и бросал девушке надменный взгляд. Мери ему очень нравилась, но он боялся признаться в этом, даже самому себе.

Мужчина был очень эмоциональным и живым, однако, он умело прятал все свои чувства под «расчетливой» маской. Он продумывал каждый шаг, чтобы не оказаться «связанным» семейными узами. Но без романов и интриг он не мог. Григорию Александровичу было скучно без адреналина, страсти и тайны. Ведь только эти эмоции вдохновляли его, и пробуждали фантазию и желание жить. Только это на время помогало одолеть навеки поселившуюся в сознании тоску и скуку.

Мужчине нравилось мучить Мери. Он наслаждался от того, что девушка страдает и плачет по ночам. От самой мысли об этом, мужчина приходил в некую эйфорию, чувствуя себя победителем в этой «битве» страстей и коварства.

Княжна в свою очередь не понимала, что происходит с этим наглым и заносчивым молодым человеком. На ее взгляд, он вел себя возмутительно и не прилично.

Была юна, невинна и чиста. На ее лице играла улыбка. И все же девушка была капризна и требовательна, как и все барышни высшего общества. Она, привыкшая все получать по первому требованию, столкнулась с «неприступным» Печориным.

Поначалу мужчина ее разозлил тем, что купил их ковер на рынке. Но она даже и не догадалась, что этим он лишь заявил о себе. Потом, когда на прогулке с Грушницким он неожиданно появился на коне, Мери испугалась. Позже девушка не могла отвести взгляда, от этого красивого, гордого, но дерзкого офицера.

Сама девушка была изящной внешности, одета по последней моде, в отличие от здешних отдыхающих. По ее внешнему виду, манерам и походке, можно было стразу понять, что она приехала из столицы.

У княжны Мери был несравненный голос. Ее часто просили спеть и девушка, редко когда отказывалась. Но однажды на приеме гостей, Мери заметила, что Печорин не восхищается ее талантом. Ей это не понравилось, и она высказалась офицеру по этому поводу. Но Мери не могла понять одного, что в тот момент, когда она исполняла песню, все внимание мужчины было обращено к совсем другой особе. Именно ради Веры, он сейчас находился здесь. Именно ради нее он готов был на все. Он приманивал Мери ближе к себе, но думал в этот момент о женщине, которая была замужем. Печорин дал Вере слово, что никогда не женится на княжне, но позже, возненавидел себя за это.

Нет, он не испытывал жалости к Лиговской, просто Печорин в очередной раз разочаровался в себе. Он обидел девушку, сказав, что смеялся над ее чувствами, точнее, ему пришлось так солгать…

С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил задачу всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, пока­зать портрет «героя времени», «составленный из пороков» всего по­коления «в полном их развитии», как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу, но особую роль при этом играет любовная интрига, которая присутству­ет почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенно­стей «героя времени» - это «преждевременная старость души», при которой «...царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови».

История о том, как Печорин добивается расположения и любви княжны Мери, показывает тайные мотивы поступков героя, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свобо­ду. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он действительно подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери.

Девушка, принадлежащая, как и Печорин, к высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печориным план ее «соблазне­ния» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешно­стью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком, не выносит показ­ного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное обще­ство». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин на­чинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда - Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить и подчинить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом?

Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печо­рин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена - это беседа Печо­рина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», ге­рой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нрав­ственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина - вызвать сочувствие девушки. И действи­тельно, ее добрая душа тронута этим рассказом, а в результате она полю­била Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин достиг своей цели: «...Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!» - цинично замечает герой. В очередной раз он проявил самые негативные черты своего характера: эгоизм, бессердечие и душевную холодность, стремление к власти над людьми.

Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и нена­видеть его, а читателю - размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.




Top