Педагоги академии вагановой. Репетиторы из Академия русского балета им

Ректор Николай Максимович Цискаридзе Расположение Санкт-Петербург Юридический адрес 191023 г.Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси , д. 2 Сайт vaganovaacademy.ru Награды Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510261420016 (ЕГРОКН)
объект № 7810525000 (БД Викигида)

С 2011 года преподаватели академии проводят в городе Миккели в Финляндии международные курсы балетного мастерства . В 2016 году открыт филиал Академии русского балета во Владивостоке , где работает Приморская сцена Мариинского театра .

С 1991 года Академия выпускает «Вестник АРБ», с 2016 года выпускает журнал молодой балетной критики «Каданс» (главный редактор - Анастасия Клобукова). Также Академия публикует труды по методике и истории петербургского балета.

Структура образования

Академия даёт подготовительное, среднее и высшее профессиональное образование в области искусства хореографии. Предметы по квалификации «артист балета» включают в себя классический , характерный, историко-бытовой , дуэтно-классический и современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие. Дети также изучают сольфеджио и основы игры на музыкальном инструменте, историю музыки, театра, изобразительного и хореографического искусства, историю и культуру Санкт-Петербурга, анатомию и физиологию человека. Общеобразовательные предметы основного образования преподаются с учётом профиля учебного заведения . Сценическая практика проходит как в школьном театре имени Александра Ширяева , так и на сцене Мариинского театра .

В середине 2000-х годов исполнительский факультет был разбит на две ступени: бакалавриат и магистратура. В [ ] году была основана аспирантура. Кроме исполнителей, академия даёт высшее образование педагогам, балетмейстерам, балетоведам и концертмейстерам балета.

Руководство

Художественными руководителями училища (с 1991 года - Академии русского балета) были такие видные деятели петербургского балета, как Николай Ивановский , Игорь Бельский , Алтынай Асылмуратова (2000-2013).

Начиная с 2004 года ректором академии, выполняющим хозяйственные функции, была Вера Дорофеева . 28 октября 2013 года было объявлено, что на этой должности её сменит солист Большого театра Николай Цискаридзе , одновременно художественным руководителем школы назначалась солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина . 4 ноября 2013 года педагоги академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры РФ с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе на должность ректора и Ульяны Лопаткиной на должность художественного руководителя .

В начале декабря 2013 года первым проректором и художественным руководителем академии стала её выпускница, балерина Жанна Аюпова . Николай Цискаридзе, несмотря на протесты, остался на должности и. о. ректора. В 2014 году он был избран ректором учебного заведения.

Выпускники

Музей

В 1957 году по инициативе М. Х. Франгопуло был основан школьный музей в коллекции которого находятся книжные раритеты, картины, афиши, фотографии, театральные костюмы и балетные туфли, принадлежавшие знаменитым выпускникам, и прочие экспонаты, связанные с историей петербургского балета. Коллекция музея насчитывает более 15 тысяч экспонатов . В настоящее время функционирует как Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования , доступ к коллекции которого возможен только для учащихся и сотрудников академии.

Церковь

Примечания

  1. , с. 325.
  2. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990, С. 33.

До Олимпиады в Сочи остаются считанные дни. И факел с Олимпийским огнем продолжает свое торжественное шествие по бескрайним просторам страны. В минувшие выходные добрался он и до Санкт-Петербурга.
На одном из этапов эстафету подхватил Министр Культуры России Владимир Ростиславович Мединский. Уже вечером министр был замечен в ложе Михайловского театра на юбилейном вечере. А сегодня днем состоялись назначения, которые, безусловно, стали знаковыми для людей интересующихся искусством вообще и балетом в частности.
Итак, ректором Академии русского балета имени Вагановой (АРБ) назначен - премьер и педагог Большого театра Николай Цискаридзе. Художественным руководителем - прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Художественный совет академии предложили возглавить Ирине Александровне Колпаковой.
Прежде чем прокомментировать назначения хотелось бы в нескольких словах остановиться на истории хореографического училища им. А.Я. Вагановой. АРБ - старейшее балетное учебное заведение России. В декабре прошлого года широко отмечалось 275-летие его основания. Из стен училища на улице Зодчего Росси в разные годы выпускались выдающиеся танцовщики, которые прославили не только Российский, но и мировой балет. Среди них: Анна Павлова, Вацлав Нежинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Джорж Баланчин. Преподавать в училище считали за честь многие прославленные хореографы. И тут нельзя не упомянуть об Агриппине Яковлевне Вагановой, которая выстроила собственную систему подготовки и обучения танцовщиков.
В последнее время академию лихорадило. Широко обсуждалось противостояние ректора Веры Дорофеевой с худруком и гендиректором Мариинского театра Валерием Гергиевым. Театр был недоволен качеством образования в академии. А училище, в свою очередь, тем, что ее собирались объединить с Мариинкой. Плюс к этому у Веры Дорофеевой заканчивался контракт с училищем и нужно было что-то решать. Думаю, что последние решения руководства Большого и Николая Цискаридзе также сыграли немалую роль.
Подвергать сомнению компетентность и профессиональность Николая Цискаридзе, Ульяны Лопаткиной и Ирины Колпаковой - по крайне мере глупо. Но возникают все-таки небольшие опасения.
Хватит ли свободного времени и сил, с учетом напряженного рабочего графика, для полноценной работы у Николая Цискаридзе? Сможет ли он перебраться из столицы в Питер или будет в училище наездами? И можно ли говорить, как о свершившемся факте, об окончательном расставании с Большим.
Ульяна Лопаткина уже заявила, что не намерена прекращать свою артистическую карьеру. А значит хватит ли у нее времени и сил для полноценного руководства академией? С учетом многочисленных репетиций, спектаклей и гастролей.
Ирина Колпакова. Недавно по "Культуре" прошла серия передач с ее участием - смотрел с удовольствием на этого светлого человека. Ученица Вагановой, как много она могла бы дать училищу! Но и тут не все так однозначно. Ирине Александровне - 80 лет, к тому же она живет и работает в США. А расстояние в часах на самолете от Америки до России такое же, как и от Питера до Москвы на поезде.
Подведем черту под всем выше сказанным. Очень бы хотелось, чтобы ситуация в АРБ нормализовалась. На смену руководства уйдет, и это понятно, какое-то время. Однако, не хотелось бы, чтобы оно прошло впустую. В любом случае останавливать учебный процесс нельзя. А значит приступать к своим обязанностям надо незамедлительно. Кроме того хотелось бы, чтобы во главе училища встал человек, для которого интересы АРБ были бы превыше всего остального.

Академия русского балета имени А.Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Основала ее в 1738 году сама императрица Анна Иоанновна и с тех пор академия держит планку одной из лучших.

​Первым педагогом ««Танцо́вальной Ея Императорского Величества школы» стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде . Изначально у него в учениках числилось 12 девочек и мальчиков – детей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времен нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет.

От каждой школы – все лучшее

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно в стенах вагановской академии.

Академия русского балета имени А. Я. Вагановой Фото: Commons.wikimedia.org

Именно там работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров) , который подготовил труппу к приезду прославленного француза Дидло. Сам Шарль Луи Дидло, основатель современной методики классического танца , преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского (там в то время как раз складывалась новая система театрального пуантного классического танца). Более того, на рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы Академии. Выдающиеся русские поэты (например, Пушкин и Державин) в своих стихах воспевали балеты Дидло и его балерин.

Также в Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма) .

Позже преподавать в училище начал Мариус Петипа (связанный с ним период получил название «эпохи Петипа») и итальянец Энрико Чекетти , благодаря которому возник интерес к мужскому танцу, а также множество других великолепных педагогов.

Каждый балетмейстер привносил в русский балет черты своей национальной школы – французской, итальянской, шведской. И Академия все эти знания «впитывала».

Выдающиеся выпускники

Вагановскую академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова , блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Певица Екатерина Семенчук (в центре) и учащиеся Академии Русского балета имени Вагановой во время смены декораций на торжественном гала-концерте, посвященном открытию «Новой сцены» Государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой , Феи Балабиной , Наталии Дудинской , Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской , Вацлава Нижинского , Михаила Барышникова , Ульяны Лопаткиной .

Место в современном мире

Сейчас в России существует несколько хореографических училищ, где преподают балет. Например, Башкирское хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева или Пермский Государственный хореографический колледж. Но они так или иначе связаны с Академией русского балета им. А. Я.Вагановой – например, во время Великой Отечественной войны вагановскую школу (кстати, вместе с Мариинкой) эвакуировали в Пермь. Как только блокаду с Ленинграда сняли, труппы вернулись домой, но пермяки решили основать собственное хореографическое училище (тем более, что часть педагогов захотела остаться в их городе). А Башкирский вуз был назван в честь знаменитого выпускника «вагановки».

Сейчас русская школа классического балета считается если не лучшей, то одной из лучших в мире, и во многом эта заслуга принадлежит Академии Вагановой. Ее выпускники выступали не только в нашей стране, но и за рубежом, а иностранцы, видя популярность российских танцоров, брали себе русские псевдонимы (так, британец Патрик Хили-Кей стал Антоном Долиным , а Хильда Маннингс – Лидией Соколовой ).

Своими основными богатствами Академия русского балета до сих пор считает традиции, интеграцию (российский и зарубежный балет взаимно обогащают друг друга), высокое качество, этичность и уникальность.

Гала-концерт в честь открытия нового сезона Мариинского театра. На фото: студенты Академии Русского балета им. Вагановой Фото: www.globallookpress.com

    Академия русского балета им. А. Я. Вагановой … Википедия

    Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой - 4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Санкт Петербург. Основана в 1738 как Танцевальная школа, с 1779 Театральная школа. Официальное название менялось. В 1937 1991 Ленинградское хореографическое училище (с 1961 академический вуз). В 1921 1951 преподавала Ваганова. Академия русского… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петерб - АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ, Санкт Петерб. старейшая балетная школа России. Осн. в Пб в 1738. Развивалась под влиянием франц., итал., отчасти дат. школ. Центр подготовки танцовщиков для имп. т ров, после Октября для гос.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Академия русского балета им. А. Я. Вагановой Основана императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года, как «Танцевальная Ея Императорского Величества школа». Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан Батист Ланде. В специально… … Википедия

    САНКТ ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА, им. А. Я. Вагановой, основана в 1738. В составе академии 2 факультета: исполнительский и педагогический. На исполнительском факультете готовят артистов балета, принимаются дети в возрасте 10 лет, срок … Энциклопедический словарь

    Академия русского балета им. А. Я. Вагановой Основана императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года, как «Танцевальная Ея Императорского Величества школа». Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан Батист Ланде. В специально… … Википедия

    Балет является видом сценического искусства, включающего в себя формализованную форму танца. Содержание 1 Балет в Италии 2 17 й век Франция и придворные танцы … Википедия

Книги

  • Азбука классического танца , Надежда Базарова. Уникальный труд Н. П. Базаровой и В. П. Мей создан ведущими методистами начальных классов Ленинградского хореографического училища (ныне - Академия русского балета им. А. Я. Вагановой).…
  • Азбука классич танца Первые три года обуч , Базарова Н., Мей В.. Уникальный труд Н. П. Базаровой и В. П. Мей создан ведущими методистами начальных классов Ленинградского хореографического училища (ныне - Академия русского балета им. А. Я. Вагановой).…

: 59°55′49″ с. ш. 30°20′09″ в. д.  /  59.93028° с. ш. 30.33583° в. д.  / 59.93028; 30.33583 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1738 году

Академия русского балета им. А. Я. Вагановой - одна из старейших балетных школ мира, с именем которой тесно связаны расцвет и всемирное признание русской балетной школы . Находится в центре Санкт-Петербурга , на улице Зодчего Росси .

История

Танцевальная школа основана императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года , как «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа» . Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан-Батист Ланде . В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца он начал обучение 12 русских мальчиков и девочек.

С 2011 года преподаватели академии проводят в городе Миккели в Финляндии международные курсы балетного мастерства . В 2016 году открыт филиал Академии русского балета во Владивостоке , где работает Приморская сцена Мариинского театра .

Структура образования

Академия даёт подготовительное, среднее и высшее профессиональное образование в области искусства хореографии. Предметы по квалификации «артист балета» включают в себя классический , характерный , историко-бытовой , дуэтно-классический и современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие. Дети также изучают сольфеджио и основы игры на музыкальном инструменте, историю музыки, театра, изобразительного и хореографического искусства, историю и культуру Санкт-Петербурга, анатомию и физиологию человека. Общеобразовательные предметы основного образования преподаются с учётом профиля учебного заведения . Сценическая практика проходит как в школьном театре имени Александра Ширяева , так и на сцене Мариинского театра .

В середине 2000-х годов исполнительский факультет был разбит на две ступени: бакалавриат и магистратура. В [ ] году была основана аспирантура. Кроме исполнителей, академия даёт высшее образование педагогам, балетмейстерам, балетоведам и концертмейстерам балета.

Руководство

Художественными руководителями училища (с 1991 года - Академии русского балета) были такие видные деятели петербургского балета, как Николай Ивановский , Игорь Бельский , Алтынай Асылмуратова (2000-2013).

Начиная с 2004 года ректором академии, выполняющим хозяйственные функции, была Вера Дорофеева . 28 октября 2013 года было объявлено, что на этой должности её сменит солист Большого театра Николай Цискаридзе , одновременно художественным руководителем школы назначалась солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина . 4 ноября 2013 года педагоги академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры РФ с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе на должность ректора и Ульяны Лопаткиной на должность художественного руководителя .

В начале декабря 2013 года первым проректором и художественным руководителем академии стала её выпускница, балерина Жанна Аюпова , Николай Цискаридзе, несмотря на протесты, остался на должности и. о. ректора, в 2014 году он был избран ректором учебного заведения.

Выпускники

Среди выпускников этого учебного заведения:

В 1957 году по инициативе М. Х. Франгопуло был основан школьный музей в коллекции которого находятся книжные раритеты, картины, афиши, фотографии, театральные костюмы и балетные туфли, принадлежавшие знаменитым выпускникам, и прочие экспонаты, связанные с историей петербургского балета. Коллекция музея насчитывает более 15 тысяч экспонатов . В настоящее время функционирует как Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования , доступ к коллекции которого возможен только для учащихся и сотрудников академии.

Церковь

Православная церковь во имя Святой Троицы действовала в здании училища начиная с 1806 года . В 2000-х годах церковные службы были возобновлены.

Напишите отзыв о статье "Академия русского балета имени А. Я. Вагановой"

Примечания

Ссылки