Педразвитие - публикация педагога на тему цветок толерантности. Методическая разработка: Занятие "Цветок толерантности" Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Час общения «СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ» . Внеклассное мероприятие

Час общения входит в школьный проект, который называется «О нас». Реализация проекта рассчитана на два года и проходит четыре этапа.

  • Час общения «О дружбе».
  • Час общения «Слово о толерантности».
  • Мастерская «Люблю трудиться».
  • Наша гостиная «Приглашаем в гости».

Подготовка к каждому этапу начинается в начале полугодия. Финальная часть каждого этапа? открытое мероприятие, которое проводится по окончании подготовительного периода работы. Проект предусматривает сотрудничество педагогов школы, активное участие обучающихся. Участие в подготовке и проведении часов общения можно начинать на различных этапах работы.
В силу особенностей образовательного учреждения, малочисленного контингента учащихся, к разработке проекта были привлечены учащиеся 5–10 классов (11–16 лет).
Цель этапа «Слово о толерантности»: способствовать формированию личности с активной жизненной позицией, уважающей право каждого человека иметь свой взгляд на окружающий его мир, отличаться от других людей.

Задачи :
Создать условия для понимания обучающимися того, что:

  • Люди могут отличаться друг от друга.
  • Люди могут договариваться друг с другом.
  • Люди могут защищать друг друга.
  • Люди могут бескорыстно помогать друг другу.
  • Люди могут прощать друг друга.
  • Толерантности можно и нужно учиться.

Подготовительная работа.

  • Готовится и вывешивается объявление о Часе общения. В объявлении предлагаются задания:

А) Пользуясь различными словарями и ресурсами сети Интернет найти определения слов «толерантность», «милосердие», «сострадание», «терпение», «терпимость».
Б) Подумать над вопросом: какой цветок мог бы стать символом толерантности?

  • Затем проходит предварительная встреча с детьми, на которой проходит обсуждение найденного материала. Время встречи также указывается в объявлении.
  • Создаётся инициативная группа для подготовки к часу общения. Инициативная группа работает с найденными определениями, готовит наглядные материалы по определениям, изготавливает разборную модель ромашки. Сердцевина ромашки круглая, на ней написано слово «Толерантность», лепестки вырезаются из цветной бумаги, на них напечатаны понятийные элементы толерантности. За основу разборной модели ромашки берётся изображение цветка толерантности (рис.2). Подготавливаются бейджи для участников обсуждения с этим изображением. На отдельном плакате формата А1 печатаются определения, которые будут использованы в ходе работы. Плакат вывешивается утром, в день проведения часа общения. Инициативная группа готовит помещение для работы. Представитель группы ассистирует во время проведения часа общения.
  • Учитель подбирает мультипликационные фильмы, с фрагментами которых будет проходить работа. Продумывает и составляет ситуации для обсуждения в группах.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
  • рисунки для иллюстрации отдельных этапов занятия;
  • разборная модель цветка толерантности;
  • магнитная доска, магниты;
  • бейджи с эмблемой Часа общения - цветка толерантности.
  • диск с фрагментами мультипликационных фильмов для обсуждения понятийных элементов толерантности;
  • ситуации для обсуждения в группах, напечатанные на листах формата А4.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Настрой.
На экране – заставка (рис.1). Обучающийся – участник инициативной группы, читает стихотворение Б. Заходера.

Ведущий . Вы, ребята, знаете, что сегодня мы с вами будем говорить О...?
Обучающиеся : О толерантности .

  • Работа с понятием «толерантность».

Ведущий . Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia ? терпение, выносливость.
Толерантность ? это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.
Толерантность ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступок чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность ? это неотъемлемая составляющая прав человека и мира. Это активная жизненная позиция.

  • Основные принципы толерантности. «Собираем ромашку».

Перед магнитной доской на столе лежат лепестки ромашки. На каждом лепестке написан один из принципов толерантности. Лепестки лежат текстом вниз.
Ведущий . Ромашка? наш цветок толерантности. Основные принципы толерантности написаны на лепестках. Вы можете, по желанию выбрать любой лепесток, перевернуть его, прочитать принцип толерантности, который написан на его лицевой стороне, и попробовать объяснить его своими словами.
Обучающиеся, участники часа общения, выбирают лепестки, дают определения принципам толерантности (милосердие, сострадание и т.д.), а затем прикрепляют лепестки на магнитную доску. Итог работы – собранная ромашка (рис. 2).


Рис.2. Цветок толерантности
В помощь учащимся на доску помещается плакат с определениями (рис.3).

СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ
СОСТРАДАНИЕ ? это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
МИЛОСЕРДИЕ ? готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, сама помощь, вызванная такими чувствами.
ПРОЩЕНИЕ ? отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.
ТЕРПЕНИЕ ? способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо.
ТЕРПИМОСТЬ ? способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность - это неотъемлемая составляющая прав человека и мира.

  • Работа с сюжетами из мультипликационных фильмов.

Ведущий . О толерантности много говорится, демонстрируется в наших любимых мультфильмах. Но мы часто даже и не задумывались об этом. А сегодня, сейчас вместе посмотрим сюжеты из известных мультипликационных фильмов. Подумаем, поговорим.
Для работы выбраны сюжеты из широко известных мультфильмов киностудии «Союзмультфильм»:

  • «Дюймовочка». Союзмульфильм, 1964г. Сцена знакомства и расставания с Дюймовочки Майским Жуком.
  • «Зима в Простоквашино». Союзмультфильм, 1984г. Две сцены перепалки Шарика и Матроскина.
  • «Крокодил Гена». Союзмультфильм, 1969г. Сцена знакомства Чебурашки и Крокодила Гены
  • «Маугли. Часть 1. Ракша». Союзмультфильм, 1967г. Сцена защиты Маугли семьей волков.
  • «Птичка Тари». Союзмультфильм, 1976г. Сцена зубной боли Крокодила и помощи ему птичкой Тари.
  • Волк и телёнок. Союзмультфильм, 1984г. Знакомство Волка и теленка.
  • Каникулы Бонифация. Союзмультфильм, 1965г. Первая прогулка Бонифация в отпуске.

4.1. «Дюймовочка»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 12:00 – 15:14.

Ведущий . Итак, какой принцип толерантности нарушен в этой ситуации? Найдите соответствующий лепесток на нашей ромашке.

4.3. «Крокодил Гена»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 08:55 – 09:51.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Давайте коротко скажем, чего же хочет Чебурашка? (Я не знаю, кто я. Вы будете со мной дружить?)
  • Чебурашка надеется на положительный ответ. Какой принцип толерантности задействован в этом сюжете?

Ведущий. Героям мультфильма не важно, кто такой Чебурашка, откуда он. Ему нужна помощь, и они готовы помочь.
4.4. «Маугли»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 03:11–04:21.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Почему волки не отдали Маугли тигру? (Пожалели. Защитили).

4.5. «Птичка Тари»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 04:24–07:59.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Всё хорошо, что хорошо кончается. Чем же закончился этот сюжет? (Птичка Тари помогла Крокодилу. Они сумели договориться).
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

4.6. «Волк и телёнок»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 00:30–02:54.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, Волк толерантен? Почему?
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

Ведущий . На примере Волка, мы понимаем, что толерантности нужно учиться.
4.7. «Каникулы Бонифация»
Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 10:21–13:40.
Ведущий. Перечислите, какие принципы толерантности демонстрирует данный фрагмент?

  • Анализ жизненных ситуаций. Работа в группах.

На экране появляется изображение (рис. 4).

Рис. 4 .
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы учимся толерантности постоянно, хотя и не задумываемся об этом.
Сейчас вам будут предложены на выбор для обсуждения ситуации из жизни. Познакомимся с ними и проанализируем. Для начала этой работы разобьёмся на семь групп - по числу ситуаций. Представитель каждой группы вытаскивает, как экзаменационный билет, один лист с ситуацией. Обсуждение идёт в течение трёх минут.
На обсуждение предлагаются следующие ситуации:

  • Моя давняя знакомая - странная личность. Она не следит за модой, ей даже всё равно, какие туфли носят в этом сезоне. Я и всегда еле сдерживала смех, когда её встречала, а сейчас просто не могу сдержаться, глядя на её бабкину юбку.

Я же придерживаюсь принципов толерантности, правда?

  • В нашем классе учится девочка, и у неё совсем другие учебники, не такие, как у нас. Учитель на уроке отдельно объясняет ей новый материал и на контрольных работах помогает, а нам – нет. Она с трудом разбирается в понятных нам вещах, это же просто смешно – не знать, сколько будет два умножить на три. Мы всегда смеёмся, когда она отвечает у доски.

Как вы думаете, мы проявляем толерантность?

  • У нас в классе учится мальчик. У него нос картошкой, а ещё к тому же и лопоухий. Мы его дразним, потешаемся над ним – надо же быть таким нескладным!

Но мы всё равно толерантные! Это точно?

  • К нам в класс пришёл новенький. Он приехал из какой-то кавказской республики. Плохо говорит по-русски, а уж пишет – ничего не разобрать. Мы помогаем ему, объясняем, как можем, значение новых для него слов. Вместе разбираем домашние задания по русскому языку.

Интересно, – это толерантность?

  • Моя соседка по подъезду очень пожилая дама. Она медленно поднимается по лестнице и не догадывается уступить мне дорогу, если я иду следом за ней. Но я её не тороплю, не пытаюсь протиснуться сбоку. Спокойно поднимаюсь вслед за ней. А если у неё в руках сумка с продуктами, то предложу свою помощь и донесу сумку до дверей её квартиры.

Интересно, я проявляю толерантность?

  • У нас в классе учится необычный мальчик, на всё у него есть своё мнение. Он медлительный, немного заикается. И ещё он внешне отличается от всех – откровенно говоря, он очень толстый. На уроках физической культуры смотреть на него смешно. Мы веселимся от души.

Мы же толерантные, ведь правда?

  • Я недавно был по туристической путёвке в одной африканской стране. Там было много необычного для меня. Например, местные жители употребляли в пищу личинок насекомых, и им нравилась эта еда. Фу, какая гадость!! Я морщился, говорил, что только отсталые дикари едят это. Это противно!!
  • Я считаю, что я прав, и я толерантный.

После того, как прошло обсуждение в группах, каждая ситуация зачитывается представителем группы и озвучивается ее мнение. Все присутствующие участвуют в обсуждении.

  • Рефлексия.

Ведущий. Ребята, чему мы сегодня научились? Что нового узнали? (Узнали о принципах толерантности).

  • А сейчас давайте подадим друг другу руки и поделимся своим мнением и своими мыслями о нашей сегодняшней встрече.

Участники подают друг другу руку и произносят своё мнение, начиная, например, словами:

  • Я узнал...
  • Мне понравилось...
  • Мне захотелось...

Ведущий. А мне бы хотелось на прощание прочитать стихотворение Андрея Усачева о гномике.
А. Усачев
Гном и Звезда
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила...
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века...
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
? Ха-ха! Хо-хо-хо! ? стал смеяться народ.
? Вот чучело! ? каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

  • Желаю вам, чтобы каждый сохранил свою Звезду, несмотря ни на что. На память о нашей встрече дарю вам бейджи с цветком толерантности.

Литература:

    • Бетти Э. Риэрдон. Толерантность? дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.
    • Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова – СПб.: Норинт, 1999.
    • Большой Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», СПб.: Норинт, 2000.
    • Всероссийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». –М.: Бонфи, 2001.

Ресурсы сети Интернет:

  • Толерантность. Цветок толерантности // http://440school.rprim.gov.spb.ru/vospitanie/vazhnye-temy/2010-06-03-19-41-55/105--1
  • Милосердие. Статья в БСЭ // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/198186
  • Прощение. Статья в Философской энциклопедии // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8952/ПРОЩЕНИЕ
  • Зима в Простоквашино (Союзмультфильм, 1984) // http://multiki.arjlover.net/info/zima.v.prostokvashino.avi.html
  • Крокодил Гена (Союзмультфильм, 1969) // http://www.youtube.com/watch?v=4VPuJZHol6k
  • Маугли. Ракша (Союзмультфильм, 1967) // http://multiki.arjlover.net/info/maugli.cd1.avi.html
  • Птичка Тари (Союзмультфильм, 1976) // http://multiki.arjlover.net/info/ptichka.tari.avi.html
  • Волк и телёнок (Союзмультфильм, 1984) // http://multiki.arjlover.net/info/volk.i.telenok.avi.html
  • Каникулы Бонифация (Союзмультфильм, 1965) // http://multiki.arjlover.net/info/kanikuli.bonifatsia.avi.html

Информация об авторах
Нургалиева Гульнара Александровна – воспитатель в группе продлённого дня ГБОУ Псковской области «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа №4 VI вида»
Полисадова Марина Викторовна – учитель русского языка МБОУ «Вернявинская средняя общеобразовательная школа» Палкинского района Псковской области

Слайд 2

Мы разные – – в этом наше богатство.Мы вместе – – в этом наша сила

Слайд 3

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не

хватает только одного:научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу

Слайд 4

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался Министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Слайд 5

  • Французский язык – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
  • терпимость(русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Что такое толерантность?

Слайд 6

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • В испанском языкеоно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
  • В арабском– прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием)
  • Слайд 7

    «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

    (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

    Толерантность

    Слайд 8

    • Толерантность - это дружба.
    • Толерантность - это милосердие.
    • Толерантность - это сострадание.
    • Толерантность - это уважение.
    • Толерантность - это доброта души.
    • Толерантность - это терпение.
  • Слайд 9

    Толерантность - это гармония в многообразии.

    Слайд 10

    Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

    Слайд 11

    Толерантность – путь к миру и согласию.

    Слайд 12

    Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

    Слайд 13

    Все – мы разные, все мы – равные!

    Слайд 14

    Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей намёки или прямые оскорбления.

    У каждого из нас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу толерантно!

    Слайд 15

    • Сострадание
    • Уважение прав других
    • Уважение человеческого достоинства
    • Принятие другого таким, какой он есть
    • Милосердие
    • Уважение прав других
    • Толерантность
    • Сотрудничество
    • Прощение

    Цветок толерантности

    Слайд 16

    • Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
    • Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
  • Слайд 17

    Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

    Слайд 18

    Основные черты личности

    Слайд 19

    • Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающегодругих людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
    • Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.
  • Слайд 20

    Мы строим культуру мира.

    Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

  • Слайд 21

    Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности

    • Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
    • Всеобщая декларация прав человека.
    • Международный пакт о гражданских и политических правах.
    • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
    • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
    • Конвенция о правах ребёнка.
    • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений.
    • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.
  • Понятие толерантности в свете последних событий в мире становится особенно актуальным. Нетерпимость к другим точкам зрения, религиям, мировоззрениям порождает боль и насилие, жестокость и непонимание. Для детей крайне важно уже в раннем возрасте усвоить это понятие и внедрять в своей жизни.

    С понятием «толерантность» дети чаще всего знакомятся в школе.

    Что означает это слово?

    Толерантность в словаре обозначает принятие, понимание другого мировоззрения, образа жизни, мыслей, религии . Для школьников, возможно, эти понятия будут трудны. Для этого беседу на тему толерантности в нашей жизни для детей следует начать с простого примера.

    Мы знает, что далеко не всегда получается поддерживать хорошие отношения со всеми вокруг. Дружба возможна только с близкими по духу и интересам людьми. Однако это не означает, что с остальными необходимо ссориться.

    Толерантность – это попытка принять другого человека таким, какой он есть. Такой подход к людям обеспечивает желанный мир на нашей планете.

    Также для школьников ситуация будет более понятной, если перенести ее в рамки класса. Побеседуйте с малышами, которые все время ссорятся и дерутся. Если дружба между ними невозможна, то вполне реально установить мир. Пусть ребята поразмышляют: как можно понять своего одноклассника, можно принять его таким, какой он есть.

    Конечно, толерантность не ограничивается рамками исключительно одного сообщества: это понятие гораздо шире. В планетарном масштабе оно касается принятия существования других культур и религий. Это гарантирует существование мира и порядка.

    Чтобы это понятие не исчезло из людских умов, а мир и дружба не стали понятиями нарицательными, школьников необходимо познакомить с таким праздником, как Международный день толерантности. Он отмечается 16 ноября. Декларация ЮНЕСКО утвердила Международный день терпимости в 1995 году.

    Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

    Однако путь толерантности – не новшество нашей цивилизации. Еще Будда в древнеиндийской цивилизации проповедовал путь смирения и принятия всего окружающего. После него мир посещало множество ученых и пророков, подхвативших эту идею. Учение о толерантности дошло до наших дней и подтолкнуло современных людей установить Международный день терпимости 16 ноября.

    На нашем сайте мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на тему «Толерантность» все картинки и фото, которые придутся вам по душе, и использовать их на занятиях с детьми.

    Подборка материалов по теме

    Другие символы и детские картинки по теме

    Как пользоваться материалами?

    Международный день толерантности 16 ноября не празднуется с особой роскошью. Тем не менее, в детских садах, эстетических центрах, для школьников необходимо провести тематический день, чтобы познакомить ребят с этим понятием.

    Кроме традиционных стихов, рассказов, можно предложить детям нарисовать эмблему, которая бы представляла собой символ этого дня. Эмблема для школьников может представлять собой цветок, дерево, планету. Символ терпимости часто рисуют с помощью отпечатков рук которые объединяются в цветок, а также из отпечатков рук можно сделать дерево. Множество рук символизируют равенство людей в этом мире.

    Чтобы подтолкнуть детей к новой идее, предложите им картинки и фото на тему «Международный день терпимости 16 ноября», которые можно скачать на нашем сайте. Они обязательно помогут ребятам придумать собственную эмблему.

    Тематические видео материалы

    Мультфильмы и видео презентации

    Путь толерантности не всегда понятен для школьников и ребят младшего возраста. Картинки и фото помогут им проникнуться этим настроением. В качестве декорации к тематическому вечеру можно предложить символ толерантности: дерево, обозначающее мир на Земле.

    Детям просто необходимо говорить о терпимости: от этого зависит наше будущее.



    
    Top