Пейзажи природы виды. Что такое пейзаж

Введение……………………………………………………………………….3

1. Образования империи…………………………………………………….5

1.1. История образования империи…………….……………………….5

1.2. Характер государства…………………………………….…………6

1.3. Название Священной Римской империи…………………………..7

2. Империя в Средние века…………………………………………………..9

3. Империя нового времени…………………………………………………14

3.1. Имперская реформа………………………………………………...14

3.2. Реформация…………………………………………………………16

3.3. Империя во второй половине XVII - середине XVIII веков…...17

4. Австро-прусское противостояние и упадок империи…………….…….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...26

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена истории Священной Римской империи сверхдержавы эпохи Средневековья, в одиночку вершившей судьбы Европы, предтечи империй нового и новейшего времени. Уникальный феномен для своего времени - огромное государство, основанное в X веке германским королем Отгоном I Великим, включало в себя Германию, Италию и Бургундию и притязало на власть над европейским континентом. И потому история Священной Римской империи - это история нескончаемых войн, призванных не только расширить границы империи, но и удержать ее от распада. Но политический фундамент нового государства оказался слабым: внутренние мятежи, борьба с папством за главенство в христианском мире, постоянная необходимость поддерживать власть на обширных пространствах постоянно подтачивали империю изнутри. Даже таким талантливым императорам, как Фридрих I Барбаросса, ноша оказалась не по плечу.

Цель данной работы рассмотреть историю создания Священной Римской империи германской нации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Изучить историю образования империи, ее характер и название «Священной Римской империи»;

· Рассмотреть империю в Средние века, империя нового времени, во второй половине XVII - середине XVIII веков;

· Проанализировать Австро-прусское противостояние и упадок империи.

При написании данной работы мы использовали литературу российских и зарубежных авторов, таких как, Брайс, Дж., Егер О. Всемирная история., Галанза П. Н., Колесницкий, Н. Ф., Прокопьев, Hartmann, P. C., Herbers, K., Neuhaus, H. И др.

  1. Образования империи

1.1. История образования империи

Идея империи (лат. imperium ), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая ко временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе.

После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения всех франкских королевств. Последний римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 г. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стало Восточно-Франкское (Германское) королевство, будущая Германия.

В правление Генриха I Птицелова (919-936) и особенно Оттона I (936-973) Германское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров (Битва на реке Лех 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х гг. Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.

В 961 г. папа римский Иоанн XII обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.

1.2. Характер государства

Священная Римская империя на протяжении всех восьмисот пятидесяти лет своего существования оставалась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, как Англия или Франция, не достигла и сколь-либо высокой степени централизации системы управления. Империя не являлась ни федерацией, ни конфедерацией в современном понимании, а сочетала элементы этих форм государственного устройства. Субъектный состав империи отличался крайним многообразием: полунезависимые обширные курфюршества и герцогства, княжества и графства, вольные города, небольшие аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, - все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности. Власть императора никогда не была абсолютной, а разделялась с высшей аристократией страны. Более того, в отличие от других европейских государств, жители империи не были непосредственно подчинены императору, а имели собственного правителя - светского или церковного князя, имперского рыцаря или городской магистрат, что формировало два уровня власти в стране: имперский и территориальный, зачастую конфликтующих между собой.

Каждый субъект империи, особенно такие могущественные государства, как Австрия, Пруссия, Бавария обладал широкой степенью независимости во внутренних делах и определёнными прерогативами во внешней политике, однако суверенитет продолжал оставаться атрибутом империи как таковой, а постановления имперских учреждений и нормы имперского права имели обязательную силу (иногда, правда, лишь теоретически) для всех составлявших империю государственных образований. Для Священной Римской империи была характерна особая роль церкви, придающая этому государственному образованию элементы теократии, однако в то же время имперская структура впервые в Европе после Реформации обеспечила длительное мирное сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства. Развитие Священной Римской империи происходило в условиях постоянной борьбы тенденций дезинтеграции и интеграции. Первые выражали, чаще всего, крупные территориальные княжества, постепенно приобретавшие признаки суверенных государств и стремящиеся освободиться от власти императора, в то время как главными консолидирующими факторами выступали императорский престол, имперские учреждения и институты (рейхстаг, имперский суд, система земского мира), католическая церковь, немецкое национальное самосознание, сословный принцип построения государственной структуры империи, а также имперский патриотизм (нем. Reichspatriotismus ) - укоренившаяся в общественном сознании лояльность к империи и императору как её главе (но не как представителю конкретной династии).

1.3. Название Священной Римской империи

Возникнув в 962 г., Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь западноевропейский христианский мир. Оттон I Великий, первый монарх Священной Римской империи, использовал титул imperator Romanorum et Francorum (лат. император римлян и франков ). Хотя ядром империи всегда являлась Германия, её сакральным центром был Рим: в этом городе до XVI века проводились коронации императоров и именно из Рима, по средневековым представлениям, проистекала их божественная власть. Титул «Римский император» (лат. imperator augustus Romanorum ) использовался уже Оттоном II (973-983), а словосочетание «Римская империя» впервые упоминается в источниках под 1034 годом. В то же время, использование данного титула вызвало резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором.

Монархи Священной Римской империи претендовали на верховную духовную власть на её территории и роль защитника и покровителя европейской христианской церкви. Первоначально это не требовало отдельного упоминания в титулатуре, однако после завершения борьбы за инвеституру и распространении идеи верховенства папы римского в духовной сфере, к наименованию империи стали добавлять слово «Священная» (лат. Sacrum ; впервые, вероятно, в 1157 г.), подчёркивая тем самым претензии императоров в отношении церкви . Применение эпитета «Священный» не к особе правителя, а к государственному образованию, по всей видимости, было новацией, рождённой в канцелярии императора Фридриха I Барбароссы (1152-1190). Собственно название «Священная Римская империя» в его латинской версии Sacrum Romanum Imperium впервые появилось в 1254 г., а его эквивалент на немецком языке (нем. Heiliges Römisches Reich ) - ещё спустя столетие, в правление Карла IV (1346-1378).

Княжества функционировали автономно. А Реформация расколола государство на протестантов и католиков. Реформы не могли сдержать сепаратистские настроения. К 1805 году, когда невероятно усилилась Франция, империя уже не была способна противостоять.

Возникновение Священной Римской империи

Основателем империи стал король Германии Оттон I Великий. В 951 году он взял столицу Лангобардского королевства Павию. В 961-м предпринял поход на Рим, не встретив на своем пути серьезного сопротивления. 2 февраля 962 года его короновали императором. Одним из первых действий амбициозного правителя было утверждение верховенства своей власти над властью Папы Римского. Понтифик Иоанн XII не собирался мириться с таким положением дел. За излишнюю самостоятельность он поплатился своим титулом: суд признал его виновным в убийствах и кровосмешении. На папский престол взошел лояльный Оттону I Лев VIII.

Оттон I Великий и его брат Генрих. (wikipedia.org)

Без поддержки Рима новое государственное образование не могло рассчитывать на долгую жизнь. Власть императора опиралась на единую христианскую традицию Западной Европы; он должен был покровительствовать католицизму, защищать вверенные ему территории от внешних угроз, заботиться о сохранении единого духовного пространства. Эта концепция нашла в обществе широкий отклик и возрождала надежду на былое могущество Западной Римской империи.

Впрочем, при каждом удобном случае Рим стремился вернуть утраченные позиции и утвердить примат духовной власти над светской. Так случилось, например, в правление Генриха IV (1050−1106). Он потерпел унизительное поражение в борьбе с папством за инвеституру и был отлучен от церкви. Три дня голодный и босой император ожидал разрешения на встречу с Папой Григорием VII, а прощение вымаливал на коленях. Но на этом унижения не закончились — против Генриха IV ополчились германские князья и собственные дети. Его сын Конрад распространял слухи, что Генрих IV состоит в секте и участвует в оргиях. В 1093 году в конфликте духовной и светской власти Конрад встал на сторону Папы. Второй сын, Генрих, отрекся от отца, бросил его в крепость и заставил отречься от престола. Впоследствии он также вступил в борьбу за инвеституру и одержал в ней победу.

Состав священной Римской империи

В X—XIII веках в состав империи входили Германия, значительная часть Италии, Чехия и королевство Бургундия. Таким образом, под ее крылом объединялись обширные территории, но при этом империя не имела статус государства. В многочисленных княжествах и графствах действовали нормы права, которые нередко входили в противоречие с императорскими буллами.

Ситуация осложнялась междоусобными войнами — вместо выстраивания эффективного аппарата управления приходилось разбираться с мятежными князьями. Кроме того, субъекты империи стремились к независимости; начиная с XIII века, княжества фактически превратились в самостоятельные государства, а полномочия императора были номинальными. Князья, которым не была выгодна сильная центральная власть, образовали союз и, не стесняясь, добивались своего обогащения. Так, например, открытие дороги через Сен-Готард сделала Рейнскую долину популярным торговым маршрутом; князья поднимали плату за проезд, пока она не достигла астрономических размеров. Аристократы были полноправными хозяевами на своей земле.


Священная Римская империя XIV века. (wikipedia.org)

Главу Первого рейха, что удивительно для средневековой Европы, выбирали. Порядок избрания императора определяла «Золотая булла» (1356). Правом голоса наделялись семь курфюрстов (наиболее влиятельных имперских князей). Кроме того, документ признавал суверенитет местных правителей, что стало очередным шагом к децентрализации.

Герб империи. (wikipedia.org)

При императоре существовал тайный совет, который в значительной мере влиял на принимаемые им решения. Одной из обязанностей главы Священной Римской империи было осуществление правосудия; органа суда не было до конца XV века. Как и столицы с казначейством — административные и финансовые органы «мигрировали» из одного города в другой.

Император, а вместе с ним и канцелярия, постоянно разъезжал по своим владениям — отправлялся туда, где дела требовали его присутствия, или туда, где можно развлечься. «Мобильный двор» как правило, состоял из небольшого числа людей. Но, что удивительно, едоков при дворе было очень много. Так, сохранились данные, что ежедневно потреблялось около двадцати бочек спиртного и тысячи баранов и свиней. По деньгам выходило очень накладно, и гостеприимство княжеств стало одной из причин постоянных перемещений императора и его двора.

Становление абсолютизма

Система управления, в которой интересы власти сталкивались с интересами княжеств, была реорганизована в конце XV века. Император Максимилиан I, задумавший реформу, решил пойти по пути централизации. Этот процесс был характерен не только для Священной Римской империи, но и для всего Запада. В Англии, Франции, России власть от региональной знати переходила к императорам и королям.


Максимилиан I. (wikipedia.org)

Реформа включала в себя учреждение Высшего имперского суда, что сыграло важную роль в формировании единых норм права; создание имперских округов со своими органами управления, в ведении которых, в том числе, был сбор налогов; запрет на военные конфликты между субъектами империи; и, наконец, создание Рейхстага. Но оставалась одна проблема — денег все так же не хватало, поэтому Максимилиан I попытался навести порядок с налогами. Увы, знать всячески сопротивлялась перспективе делиться своими богатствами, и эта инициатива была обречена на провал. Однако долги росли; в итоге император расплатился с ними богатым приданым, которое давали за его невестой, дочерью миланского герцога Бьянкой Марией Сфорца. Приданое пришлось кстати, а вот душевной привязанности так и не возникло — известно, что император недолюбливал свою супругу.

Максимилиан I присоединил территории в Восточном Тироле, объединил в своих руках Баварские земли. Карл V (1500−1558), который провозгласил себя императором Священной Римской империи, не дожидаясь признания за собой этого титула Папы Римским, продолжил курс реформ. Он изменил административно-территориальное деление империи: теперь она состояла из королевств Германия, Чехия, Венгрия, Испания и Италия. Власть императора значительно усилилась. Так как корон у него было больше десятка, перечень его титулов занимал примерно полстраницы.


Империя в 1512 году. (wikipedia.org)

Падение Священной Римской империи

C 1512 года государственное образование стало называться Священной Римской империей германской нации, что уже было симптоматичным моментом отхода от идеи панхристианского государства. В XVII веке империя, которая изначально создавалась как единое религиозное и культурное пространство, больше таковым не была. Реформация расколола империю на протестантов и католиков, которые вступили в ожесточенную борьбу. Реформы не смогли препятствовать росту сепаратистских настроений. Территории в составе империи кардинально отличались друг от друга по уровню экономического развития. Княжества формировали свои армии и, по сути, функционировали автономно. Еще одним ударом стала Тридцатилетняя война, которая нанесла экономике Германии существенный ущерб. В условиях роста национального самосознания неминуемым было соперничество Пруссии и Австрии. Усиливались позиции Франции, и в 1805 года французская армия разгромила армию Священной Римской империи. Организация, которая была призвана обеспечить порядок и спокойствие в католическом мире, прекратила свое существование.

"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ" 962-1806 (с кон. 15 в. "Священная Римская империя германской нации"), основана германским королем Оттоном I, подчинившим Сев. и Ср. Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в кон. 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в сер. 13 в.; Германия (занимавшая господствующее положение в империи) распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.

Священная Римская империя - средневековое европейское государственное образование, основанное в 962 г. германским королём Оттоном I и просуществовавшее до 1806 г.

При первых представителях Саксонской династии Генрихе I (919-936 гг.) (здесь и далее указаны годы правления) и Оттоне I (936-973 гг.) сложилось и окрепло единое немецкое государство, усилилась королевская власть. Генриху I удалось отвоевать у Франции Лотарингию и в значительной степени подчинить стремящихся к полной самостоятельности германских герцогов. В 936 г. Оттон I без затруднений получил отцовский престол и был признан королём во всех пяти германских герцогствах - Франконии, Саксонии, Швабии, Баварии, Лотарингии. С самого начала Оттон I стремился к такой же державной власти, какой обладал Карл Великий. Именно поэтому его коронация происходила в Ахене - столице империи Карла Великого, где покоился прах императора. Продолжая борьбу с герцогами, Оттон I пытался превратить их в должностных лиц. Сепаратизму (стремлению к обособлению) герцогов Оттон I противопоставил свою епископальную систему. Король раздавал церкви земельные пожалования с предоставлением ей широких политических прав. Церковь получала право суда над зависимым населением. Под управление епископов и аббатов передавались территории, изымаемые из герцогств. Церковные учреждения превращались в государственные органы, причём полностью подчинённые королю, т. к. все епископские и аббатские должности находились в его распоряжении. Укрепив своё положение в стране, Оттон I усилил оборону Германии от венгров, давно уже досаждавших своими набегами, и нанёс им решающее поражение на реке Лех близ Аугсбурга. Победа резко повысила авторитет германского короля. Менее удачными оказались попытки Оттона I завоевать славянские земли. Многим славянским племенам удалось отстоять свою независимость. Неудачи на востоке заставили короля сменить направление внешней политики и обернуться к югу. Этот поворот во многом предопределил судьбу Священной Римской империи.

На юг Оттона I влекло стремление подчинить своей власти папство и тем самым установить полное господство над римско-католической церковью, желание завоевать политически раздробленную Италию и создать подобие империи Карла Великого и даже древней Римской империи.

Носителем идеи "Мировой Римской державы" не случайно стал германский король. По сравнению с другими европейскими монархами - своими современниками - Оттон I обладал самой сильной властью в своей стране. Стремящаяся к захватам и приобретениям германская знать поддержала намерения своего короля.

В 951 г. Оттон I совершил первый поход в Италию, захватил Ломбардию и принял титул короля лангобардов. Через 10 лет он совершил новый поход в Италию. Занятый борьбой с итальянскими феодалами, Папа Иоанн XII не мог не удовлетворить честолюбивые притязания Оттона I. В 962 г. Папа короновал Оттона I в Риме императорской короной. Так была восстановлена начавшая было угасать традиция "Мировой Римской державы" и возникла Священная Римская империя.

Новоявленное государство было достаточно искусственным образованием. Империя не имела ни общей социально-экономической базы, ни национального единства. Но в представлениях современников её существование было вполне оправданным. "Вечный город" вновь выходил на авансцену мировой истории, и сцена эта была овеяна святостью католической церкви. Показательно выражение того времени: "Пока Колизей (самый большой амфитеатр Рима) будет цел, Рим будет жить, когда падёт Колизей - падёт и Рим, а когда падёт Рим - падёт и весь мир".

В территориальном отношении оттоновская империя не уступала даже каролингской. В X-XI вв. в её состав входили две трети территории Италии, Германия, Бургундия (вошла в конце указанного срока), Богемия, Моравия, Польша, Венгрия, Дания.

Важную роль в положении Священной Римской империи играли взаимоотношения императоров с Папами. Уже Оттон I ввёл обязательную присягу Папы императору, что и явилось выражением подчинения папства империи. Вместе с тем получение короны из рук Папы ставило императора в зависимость от папского престола и таило в себе опасность для будущего империи.

Первые трения с папством возникли уже у императора Оттона I. Он вынужден был сместить вначале послушного, но вскоре возмутившегося оттоновской опекой Папу Иоанна XII и поставить на папский престол верного Льва VIII. Оттону I и его преемникам удалось временно (X в. - первая половина XI в.) установить фактическое господство императоров над Папами, что усиливало власть первых. Усилению этой власти способствовало и создание в присоединённых и завоёванных областях империи специальных органов: была создана Особая канцелярия для Италии, введены должности канцлера, пфальцграфов и императорских посланцев, в Бургундию назначались наместники. Позже Фридрих I пытался поставить над ломбардскими городами своих чиновников, именовавшихся "подеста".

Оттону I пришлось конфликтовать с Византией, не желавшей признавать новоявленного "римского императора". Однако в конечном итоге был найден компромисс, увенчанный браком сына Оттона I и византийской принцессы Феофано.

После смерти Оттона I престол перешёл к его 17-летнему сыну Оттону II (973-983 гг.), который был коронован императорской короной ещё в 12-летнем возрасте. Продолжая политику отца, Оттон II успешно преодолел сопротивление недовольной части немецкой знати, воевал с Францией из-за Лотарингии, совершил традиционный поход в Италию. Император участвовал в войне за Южную Италию с сицилийскими арабами, которых поддерживала Византия. В ходе этой войны Оттон II чудом спасся от арабского плена, когда немецкое войско неожиданно подверглось нападению лёгкой арабской конницы и было почти целиком уничтожено. Оттон II бежал на греческий корабль, но чуть не попал в плен к византийцам. Ему с трудом удалось вплавь добраться до берега. Но и это не охладило воинственного пыла императора. Военные планы Оттона II в Южной Италии разрушила лишь смерть.

Когда Оттон II умер, его сыну Оттону III исполнилось лишь 3 года. В Германии развернулась борьба за опекунство над уже коронованным в Ахене младенцем-императором. Опекунство давало право на власть. Победительницей вышла Феофано, которая правила как королева-мать. Феофано проявила незаурядный политический и дипломатический талант, проводя довольно энергичную внутреннюю и внешнюю политику. Она твёрдо вела корабль империи по курсу, намеченному свёкром и мужем. На документах Феофано подписывалась: "Феофано, Божьей милостью императрица" или даже "Феофаниус, Божьей милостью император". После её смерти на престол вступила 60-летняя бабушка Оттона III - Адельгейда, которая опекала внука до 994 г., когда он в возрасте 14 лет стал самостоятельно править империей.

Оттон III был довольно образованным для своих лет юношей. Он владел немецким, итальянским, латинским и греческим языками, был склонен к мечтательности и религиозному аскетизму (отказ от благ и подвижничество). Молодой император мечтал о воссоздании древней Римской империи во всём её величии как мирового христианского государства. Себя Оттон III представлял подвижником, предназначенным небом для этой великой цели; Германия казалась ему глухой провинцией, а Рим - местом, откуда он должен управлять всем миром.

В 996 г. Оттон III предпринял коронационный поход в Италию, отличавшийся особой пышностью. На освободившийся в это время папский престол император посадил своего двоюродного брата, который и короновал Оттона. Его императорский титул - "августейший император римлян" - сравнялся по важности с титулом Византийского императора. На документы Оттона III вместо восковой печати подвешивался свинцовый медальон, на одной стороне которого был изображён профиль Карла Великого, а на другой - щит со знаменем и надписью "Возрождение Римской империи". Позже была сделана печать с изображением профиля самого Оттона III и надписью "Золотой Рим". Чтобы осуществить свои притязания на роль преемника древнеримских императоров, Оттон III должен был постоянно пребывать в столице - в императорском дворце, который по его велению был выстроен на Авентинском холме в Риме. На его фасаде красовалась надпись "Священный дворец". Был расширен императорский двор, введены некоторые новые должности и титулы для Италии и "провинций". Управлением Рима и Римской области ведал римский патриций. Береговой обороной от сарацин и византийцев занимался префект. Буйная фантазия молодого императора рисовала возрождённую Римскую империю как некое административное целое, включавшее Италию, южноитальянские византийские области и Германию. Другие западно- и центрально-европейские страны должны были окружать эту империю как её "друзья" и "союзники". Во главе этих союзных и зависимых государств должны были стоять соправители и императорские патриции. Папе отводилась (по древнеримской и византийской традиции) роль помощника императора по управлению церковью. В отличие от своих предшественников, которые совершали военные походы в Италию и Рим, чтобы короноваться и возобновить своё господство над страной, Оттон III, находясь в Риме, устраивал выезды и походы в провинции своей во многом выдуманной империи. Во время одного из таких походов в Германию император посетил гробницу Карла Великого в Ахене. Оттон III приказал взломать каменный пол храма в том месте, где, по слухам, был похоронен Карл Великий, и рыть, пока не будет найдена гробница. Когда она была раскопана и вскрыта, Оттон III снял золотой крест, висевший на шее трупа, и взял нетленные царские одежды, с помощью которых император рассчитывал возвысить своё достоинство.

Жизнь показала оторванность имперских идей Оттона III от реальности. Стоило ему на полтора года покинуть "вечный город", как по возвращении его встретило не народное ликование, а восстание, заставившее императора бежать из Рима в Равенну. А вскоре 22-летний император заболел и умер.

После смерти Оттона III победителем из династической борьбы вышел Генрих II (1002-1024 гг.). В отличие от восторженного Оттона III, которого смерть спасла от восстания недовольной немецкой знати, Генрих II был прагматичным (ценящим лишь практически полезные результаты) политиком. Идею Священной Римской империи Генрих II понимал и воплощал в реальной политике иначе. Генрих II провозгласил "возрождение Франкского (Германского) государства", восстановил и укрепил епископальную систему Оттона I, поладил с немецкими феодалами, проводил активную, хотя и не очень успешную восточную политику, сделал несколько шагов к будущему присоеди-нению Бургундии. В 1013 г. Генрих II предпринял свой "коронационный" поход в Италию, которая после смерти Оттона III, казалось, была потеряна для немцев. Принадлежность Италии к Священной Римской империи была вновь подтверждена. Умерший в 1024 г. Генрих II был последним представителем Саксонской династии, на смену которой пришла Франконская династия (1024-1125 гг.).

Императоры новой династии решали старые задачи. Конрад II (1024-1039 гг.) проявил способности крупного государственного деятеля и твёрдого политика. Несмотря на свою неграмотность, он был наделён природным умом и умел ценить советы образованных людей. Небезуспешно Конрад II стремился к государственному объединению Германии и ликвидации феодальной раздробленности. Ему удалось включить в состав империи Бургундское королевство. С помощью нескольких походов он смог удержать в узде постоянно отпадающую от империи Италию. Удачным было правление и сына Конрада II - Генриха III (1039-1056 гг.). Это было благополучное время для Священной Римской империи. Однако над ней уже начинали сгущаться тучи. Поднимали голову недовольные немецкие князья, ухудшалась международная обстановка. После смерти отца 6-летний король Герма-нии Генрих IV (1056-1106 гг.) находился под опекой своей матери Агнессы, которая пыталась про-должать политический курс Генриха III. В 1062 г. он попал под опеку князей, и лишь в 1066 г. 16-летний монарх начал самостоятельно управлять государством. Судьба готовила ему тяжёлые испыта-ния. Ко второй половине XI в. обстановка в Европе изменилась. В Германии вновь окрепли крупные феодалы, которые отказывались подчиняться императорской власти. Разительные перемены произошли в Риме. Ещё недавно находившиеся под пятой императора, римские Папы выступили с претензиями на верховную власть в мире. Воодушевлённые клюнийской церковной реформой, они не намерены были больше играть второстепенные роли в империи. Главным выразителем этих идей стал Папа Григорий VII.

Энергичный Генрих IV не бездействовал. Он стремился укрепить свой домен (личные земли) в Саксонии, чтобы накопить силы для борьбы со своевольными князьями. Но тщетно. Активная коро-левская политика в Саксонии вызвала мятеж верхушки саксонской феодальной знати и массовые выступления крестьян. Беспощадно расправившись с крестьянами, со знатью Генрих IV заключил мир. Но впереди ещё была драматическая схватка с Папой Григорием VII. Рушилось привычное соотношение императорской (светской) и папской (духовной) властей в рамках Священной Римской империи. Борьба шла за инвеституру (право вводить в должность епископов). И Папа, и император не желали расставаться с этим правом, ведь это давало власть над епископами (именно на этом строилась знаменитая оттоновская епископальная система).

В 1076 г. на собрании высшего немецкого духовенства в Вормсе Генрих IV объявил о низложении Григория VII. В ответ на это Папа отлучил императора от церкви и лишил его королевского сана, а подданных короля освободил от присяги своему государю. Это послужило сигналом для непокорных немецких князей, которые тут же восстали против Генриха IV.

Оказавшись в чрезвычайно тяжёлом положении, император был вынужден временно покориться. Совершив трудный переход через Альпы и добившись встречи с Папой в замке Каносса, он на коленях вымолил прощение у Григория VII. Несмотря на это, немецкие князья на своём собрании избрали нового короля - одного из главарей княжеской оппозиции Рудольфа Швабского. Так впервые в истории Священной Римской империи законный монарх был свергнут и заменён выборным, угодным знати. Всё же благодаря поддержке немецких епископов Генрих IV сумел вернуть власть. Прибыв с войском в Рим, он изгнал оттуда ненавистного Папу и добился провозглашения новым Папой своего ставленника Климента III. Из его рук Генрих IV и получил традиционную корону императора Священной Римской империи. Однако на папском престоле вскоре вновь утвердился сподвижник Григория VII - Урбан П. В Германии на время установилось спокойствие. После смерти в 1106 г. Генриха IV престол перешёл к его сыну Генриху V, который столкнулся в своей политике с теми же трудностями, что и его отец. Давняя борьба между им-ператорами и Папами завершилась в 1122 г. подписанием Вормского конкордата (договора) между Генрихом V и Папой Каликстом II. В соответствии с этим договором в Германии император совершал светскую инвеституру - передачу скипетра, символизировавшего власть над землями епископства. После светской инвеституры следовала духовная, осуществлявшаяся Папой или его легатом (представителем). В Италии и Бургундии император практически лишался инвеституры. Всё это было серьёзным ударом по императорской власти как в Германии, так и во всей Священной Римской империи.

В XII в., когда полным ходом шло развитие национальных государств в Англии и Франции, в Гер-мании установилась феодальная раздробленность и ослабла центральная власть. Вновь усилилось римское папство. И всё же идея "Мировой Римской державы" сохраняла свою притягательность и в некоторой степени могла быть осуществлена на практике. Ей требовалось лишь новое воплощение.

Блестящими представителями идеи императорской власти стали монархи из новой династии Гогенштауфенов (Штауфенов). Именно с ними связан последний значительный взлёт в многовековой истории Священной Римской империи.

Однако, оценивая итоги правления первого Гогенштауфена - Конрада III (1138-1152 гг.), трудно было предсказать в дальнейшем такой поворот событий. Конрад III был первым германским коро-лём со времени основания империи, не совершившим ни одного завоевательного похода в Италию и не получившим императорской короны. Он участвовал в бесславно завершившемся 2-м крестовом походе и угодничал перед церковью, за что получил прозвище "поповский король". Главной его заслугой было то, что он завещал трон не своему 7-летнему сыну Фридриху, а 32-летнему герцогу Фридриху - будущему императору Фридриху I Барбароссе ("Рыжебородому") (1152-1190 гг.), с именем которого связаны важнейшие события в истории Германии и в судьбах Священной Римской империи.

Фридрих I возобновил итальянские походы германских императоров. В 1154 г. в ходе первого та-кого похода он сумел поладить с Папой и короновался в Риме императорской короной. К этому вре-мени у императорской власти возник новый противник - набравшие силу итальянские города, ко-торые часто объединялись с Папой против императора. Во время нового похода в Италию в 1158 г. Фридриху I удалось полностью подчинить империи северо-итальянские города. Он лишил их прав самоуправления, назначил своих наместников - подеста, присвоил себе право высшей судебной власти в городах и обложил их налогами. Миланцы, решившие не подчиняться произволу императора, были жестоко наказаны: город был взят немецкими войсками и разрушен, а рыночная площадь вспахана и посыпана солью в знак того, что на месте города всегда будет пустошь. Однако вскоре фортуна изменила императору. Объединив свои силы, города нанесли поражение его войску в битве при Леньяно в 1176 г. Допекаемый Ломбардской лигой (союзом городов) и римским Папой, Барбаросса заключил с ними мир в Констанце (1183 г.), означающий восстановление самоуправления итальянских городов.

Не менее активной была внутригерманская политика Фридриха I. Император укреплял свой домен, пытался опереться на города, напоминал непокорным вассалам о славных порядках прошлого, умело лавировал между крупнейшими князьями, делая уступки то одному, то другому. На этом этапе такая политика обеспечила императору устойчивое влияние в Германии и позволила ему заниматься делами Священной Римской империи.

Именно при Фридрихе I в названии средневековой Римской империи окончательно закрепилось наименование "Священная". Императорская пропаганда активно утверждала священный характер империи. Сам Фридрих I выступал против папских притязаний на мировое господство с теоретическими доводами. А совпавшее с периодом правления Барбароссы временное ослабление папской власти (часто на престол избиралось несколько Пап одновременно) делало такие доводы достаточно убедительными. Фридрих I утверждал верховенство священной власти императора над папством. В этот период в состав Священной Римской империи входили Северная Италия, Германия, королевство Бургундия, Западная Швейцария, Лотарингия, Эльзас, часть Фландрии; зависели от империи Богемия, славянские земли в Мекленбурге и Померании.

Фридрих I погиб во время 3-го крестового похода в 1189 г., утонув в небольшой горной речке в Малой Азии. Но "запаса прочности" у империи, укреплённой Барбароссой, хватило ещё на некоторое время. Новый германский король и император Священной Римской империи продолжал политику Фридриха I. И хотя отношения его с немецкими князьями сильно осложнились, Генрих VI (1190-1197 гг.) сумел сохранить свою власть. Главным его достижением было присоединение к Священной Римской империи Южной Италии и Сицилии и пополнение своей коллекции короной сицилийского королевства.

Сын Генриха VI Фридрих II (1220-1250 гг.) - последний значительный монарх из династии Гогенштауфенов - был выдающимся военным и политическим деятелем Средневековья. Превратив Сицилию в центр своей империи и рассматривая Германию как провинцию, он решительно боролся за утверждение в Северной Италии и Риме. Яростно, назло всем обстоятельствам, препятствующим воплощению его замыслов (позиция Папы и ломбардских городов, сепаратизм немецких князей), Фридрих II сражался за уже недосягаемый идеал империи.

Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу Священная Римская империя как серьёзное политиче-ское образование. Оно больше не вписывалось в новые политические реальности. Но представления о "Мировой Римской державе" продолжали жить, периодически поступая на вооружение тщеславных правителей. Формальное существование империи продолжалось. Она уже не имела твёрдых границ, которые регулярно менялись в результате войн, династических браков, перемен в вассальных связях. В самой Германии, распавшейся окончательно на территориальные княжества, императорский титул стал игрушкой в руках князей, которые избирали на престол угодного им кандидата. Порядок выборов определялся "Золотой буллой" Карла IV (1356 г.). От некогда пышного титула мало что осталось: князья расхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти.

Многие императоры, разглагольствовавшие о своём главенстве над христианским миром, влачили жалкое существование. Сигизмунд (1410- 1437 гг.) и Фридрих III (1440-1493 гг.) кормились по имперским городам и монастырям. После Фридриха III ни один император не был коронован в Ри-ме. Потеряв все присоединённые области, империя превратилась в немецкую, несколько изменив название - "Священная Римская империя Германской нации". С XV в. императорская корона закрепилась за домом испанских Габсбургов, которые стремились использовать её былое величие в интересах собственного государства. От них исходили попытки реформировать и укрепить империю путём введения имперского налога и административного деления, что, впрочем, ничего не дало. После Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и Вестфальского мира (1648 г.) имперские органы окончательно потеряли значение.

Благополучно преодолев границу между Средневековьем и Новым временем, агонизирующая им-перия просуществовала до XIX в. Её бледные контуры стали едва различимы на новой политической карте Европы. В 1806 г. под шум наполеоновских побед последний император Франц II отказался от короны Священной Римской империи. Желающих подобрать упавший венец не нашлось. Так печально закончилась многовековая история империи, которая даже в свои лучшие годы была лишь жалкой тенью величия Древнего Рима.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж - жанр живописи

Характеристика жанра

Пейзаж - сравнительно молодой . Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII-XVIII веков - неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Элементы, виды и характеры пейзажа

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Пейзаж в изобразительном искусстве Европы

Развитие пейзажного жанра от античности до XX века

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи эпохи неолита (плато Тассилин-Аджер в Сахаре). Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.

В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив - довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.

Однако позднее, в искусстве Средневековья, идеалы, воодушевлявшие античных художников - радость бытия, телесность, правдивость, - уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь (подавляющему большинству населения было недоступно непосредствованное обращение к Библии - её перевод с латинского появился лишь в XIV веке).

Из живописи на долгое время практически исчезает пейзаж - художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно.

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения - кватроченто, XV в. (четырехсотые годы, начиная от тысячного). Многие свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Сассетты (1392-1450/51).

Ещё более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения, чинквеченто (XVI в.). Именно этот период больше, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо (1452-1519). Недаром именно в эту эпоху диаметральным образом изменился социальный статус художника: из представителя одного из низших сословий традиционного общества (в Средневековье художник был приписан к малярному цеху) он трансформируется в социокультурный идеал, посколько именно в его деятельности реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы ренессансного гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие.

В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы. Одним из первых художников, в картинах которых природа является главным персонажем, стал Джорджоне (1476/7-1510). Пейзаж на полотне «Гроза» - определённо носитель чувств и настроений. А уже в раннем полотне Тициана (1473/88-1576) «Бегство в Египет» (1508) изображение природы на заднем плане начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

Традиции венецианской школы нашли отражение и в живописи ученика Тициана, испанского художника Эль Греко (1541-1614). Среди самых известных картин мастера - пейзаж «Вид Толедо».

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художников голландской школы - Питера Брейгеля (Старшего) (ок. 1525-1569), Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675) и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Веласкеса (1599-1660) свидетельствуют о зарождении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном (идиллический пейзаж). Клод Лоррен (1600-1682) и др. живописцы.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) («Пейзаж с радугой»).

В XVIII веке широкое распространение получил архитектурный пейзаж, элементы которого проявились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были представители венецианской школы живописи Франческо Гварди (1712-1793), Каналетто (1697-1768).

Ярким представителем искусства рококо (XVIII век) был французский художник Франсуа Буше (1703-1770), создававший пейзажи, словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков. У Буше учился другой французский художник, работавший в этом стиле, - Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), чьи красочные пейзажи пронизаны воздухом и светом.

В пейзажной живописи эпохи Просвещения (вторая половина XVIII столетия) художники стремились показать зрителю эстетику естественной природы. Основанные на натурных наблюдениях и оснащенные яркими эффектами освещения морские пейзажи Жозефа Верне (1714-1789) вызывали восторг современников.

Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. Значительными представителями романтического пейзажа в Англии были Уильям Тёрнер (1775-1851) и Джон Констебл (1776-1837), в Германии - Каспар Давид Фридрих (1774-1840).

Красоту простой сельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты - представители барбизонской школы: Теодор Руссо (1812-1867), Жюль Дюпре (1811-1889) и др. Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро (1796-1875), стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью валёров.

Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленерные пейзажи Клода Моне (1840-1926), Огюста Ренуара (1841-1919), Эдуарда Мане (1832-1883), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1899) и др. удивительным образом передают изменчивую световоздушную среду.

Традиции импрессионистов развили и в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент ван Гог (1853-1890), Жорж-Пьер Сёра (1859-1891), Поль Синьяк (1863-1935) и др.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты: Анри Матисс (1869-1954), Андре Дерен (1880-1954), Альбер Марке (1875-1947), Морис Вламинк (1876-1958), Рауль Дюфи (1877-1953) и др.

Кубисты - Пабло Пикассо (1881-1973), Жорж Брак (1882-1963), Робер Делоне (1885-1941) и др. выполняли свои пейзажи в виде геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал также сюрреалистов - Сальвадора Дали (1904-1989) и др. и абстракционистов - Элен Франкенталер (1928-2011) и др.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и представители реалистических направлений - Рокуэлл Кент (1882-1971), Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), Ренато Гуттузо (1911/2-1987) и др.

Пейзаж в русском искусстве

Эволюция пейзажной живописи от романтизма к реализму

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745-1804). Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока еще условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.

Другими пионерами этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758-1826), Фёдор Алексеев (1753/55-1824) и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.

Классицизм продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века. Продолжают работать Матвеев (героические ландшафты) и Алексеев (элегические виды Петербурга и Москвы), городские виды привлекают и Андрея Мартынова (1768-1826).

Это направление, однако, постепенно всё более вытеснялось романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина (1791-1830), Василия Садовникова (1800-1879), Михаила Лебедева (1811-1837), Григория Сороку (1823-1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780-1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы.




Top