Пейзажи владимирской школы живописи. Владимирские пейзажисты

Владимирскую школу пейзажной живописи считают самым ярким явлением в советском художественном искусстве. Она появилась в 1950-х годах. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин , Валерий Кокурин, Николай Мокров. Принято считать, что владимирскую манеру письма отличают особенная яркость красок, не характерная для русского пейзажа, и несколько упрощенная композиция, чем-то напоминающая традиции владимиро-суздальской иконописной школы. Но, конечно, каждый владимирский художник уникален и самобытен. И в то же время неуловимо похож на кого-то из предшественников, титанов и классиков русской живописи. Сумеете ли вы отличить картины владимирских графиков и живописцев от старых классических полотен русских художников? И тем более - различить стиль разный представителей владимирской школы живописи?

1 Автор картины - это...

Правильный ответ: Владимирский художник-пейзажист Андрей Мочалин (род. 1970), выпускник Суздальского художественно-реставрационного училища, член Союза хуоджников России.

2 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский график Александр Петров (род. 1941). Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Член Союза Художников с 1985 года.

3 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Исаак Левитан, великий русский художник, мастер «пейзажа настроения».

4 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Константин Юон (1875-1958) Советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Лауреат Сталинской премии.

5 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Игорь Грабарь (1871-1960). Русский советский живописец, реставратор, искусствовед, академик. Народный художник СССР.

6 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Борис Французов (1940 - 1993). Родился в Камешково, окончил Мстёрскую художественную школу, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР. Работал в технике офорта, линогравюры, акварели, создавал особые разновидности пейзажа - «графические картины».

7 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Ким Бритов (1925 - 2010). Родился в Собинке. Заслуженный художник РСФСР (1978), Народный художник Российской Федерации (1995), обладатель Золотой медали Российской Академии художеств (1997), лауреат премии имени И. И. Левитана (2002), почётный гражданин города Владимира (2003). Один из основоположников Владимирской школы пейзажной живописи.

8 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Аркадий Рылов (1870 - 1939) Русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

9 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Владимир Телегин (род. 1939). Закончил Мстёрское художественное училище. Член Союза художников СССР с 1976. Заслуженный художник России.

10 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Архип Куинджи (1841 -1910) - русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.

11 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник-пейзажист Анатолий Кувин (род. 1931). Окончил Ивановское художественное училище, Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Заслуженный художник России.

12 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Алексей Саврасов (1830-1897) - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

13 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Владимир Севостьянов (род. 1952). Заслуженный художник России. Родился в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области. В 1977 году переехал во Владимир. Член Союза художников России.

14 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Дмитрий Холин (род. 1970). Окончил худграф ВГПУ, член Союза художников России. Пишет в фольклорном стиле.

15 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Евгений Захаров (род. 1958). Родился в д. Бухолово Собинского района. Член Союза художников России.

16 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Константин Коровин (1861 - 1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

17 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Николай Ярошенко (1846 - 1898). Русский живописец и портретист.

18 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник-график Владимир Корчагин (1946 - 2002). Родился в Читинской области. Жил работал во Владимире. Член Союза художников СССР.

19 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Михаил Изотов (род. 1956). Закончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова по специальности «Станковая Живопись».После окончания учёбы в 1982 году поселился во Владимире.Работает в технике масляной живописи. Заслуженный художник РФ. Народный художник России.

20 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Илья Глазунов (род. 1930). Советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик, Народный художник СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

21 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Иван Вельц (1866-1926) - русский художник, в своих пейзажных работах объединявший старую академическую школу с новыми веяниями в мире живописи

22 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Борис Кустодиев (1878 - 1927) - русский художник, декоратор, плакатист.

23 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский живописец Николай Мокров (1926 – 1996). Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РФ. Участник Великой Отечественной войны. Удостоен Золотой медали Академии художеств. Его называют «самым трепетным из владимирских живописцев».

24 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Николай Модоров (1927 – 1989). Член Союза Художников СССР. Один из основателей Владимирской школы пейзажной живописи, родоначальник направления городского индустриального пейзажа во Владимире.

25 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский график Александр Егоров (род. 1950). Окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова. Член Союза художников России

26 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Иван Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

27 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Аполлинарий Васнецов (1856 - 1933) - русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед

28 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник-график Петр Дик (1939 - 2002). Знаменитый советский художник-график, член Союза художников России, народный художник России. Работал в оригинальная технике - пастель и уголь по наждачной бумаге.

29 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Василий Павлычев (род. 1952). Окончил Ивановское художественное училище, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Член Союза художников России.

30 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Евгений Редько (1938-2006). Окончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. После окончания ВУЗа переехал жить во Владимир. Мастер индустриального пейзажа. Работал в жанре исторической картины, писал портреты руководителей, передовиков промышленности и сельского хозяйства.

31 Автор картины - это...

.

Правильный ответ: Владимирский художник Юрий Ткачев (род. 1955). Родился во Владимире, окончил Московский полиграфический институт. Член Союза художников России. Заслуженный художник РФ.

Яркие экспрессивные пятна, широкие мазки - и все это не Матисс или Пикассо, а наша, Владимирская школа живописи, известная во всем мире. Но знают ли сами владимирцы о таком необычном знаменитом стиле?

Что такое Владимирская школа живописи?

Владимирская школа живописи известна во всем мире, лучшие работы ее адептов хранятся в Третьяковке и Русском музее, а также в частных коллекциях за рубежом. Во времена застоя семидесятых, на фоне процветающего соцреализма именно на владимирской земле расцвела всеми красками эта самобытная художественная манера. Изображая пейзажи, лишенные политического контекста, основатели школы – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин смогли в эти непростые времена противопоставить что-то совершенно оригинальное общепринятому стилю. Это был бунт ярких красок, революция света и энергия эмоций. За что их официальная пресса попыталась даже обвинить в формализме, но обошлось.

Как отличить владимирскую школу от других?


Отличить владимирскую школу живописи от других картин не так уж сложно:

  • Яркие, позитивные, насыщенные чистые цвета
  • Плоскостное изображение, декоративность
  • Крупные широкие мазки
  • Эксперименты с выпуклым грунтом, фактурное письмо
  • На картинах в основном – природа, деревня, церкви, старые улочки
  • Простые композиции
  • Часто завышенная линия горизонта

Эти праздничные картины, похожие на лоскутные покрывала и пропитанные карнавальным духом, увидев однажды, сложно забыть. Многие поклонники владимирской школы отмечают, что эти картины заряжают огромной энергией и наполняют бескрайней детской радостью! Это и не удивительно – художники в этой манере искали способ выражения эмоций и настроений на полотне, преломляя состояние души через состояние природы. А опирались на иконописные и народные местные традиции - мстерской лаковой миниатюры, владимирской глади и лоскутного шитья, ткачества.

Узнают ли владимирцы Владимирскую школу живописи?


Мы расспросили порядка 25 владимирцев разных профессий, не связанных с живописью, о том, знают ли они о нашей школе. К сожалению, около половины из них признались, что не знают, что это такое и чем эта школа отличается от других. Что же известно горожанам о владимирской живописи?

Мария Багаева, общественный деятель:

Знаю и уважаю за любовь к жизни и саму жизнь, раскрашенную яркими красками. Нравится Бритов, Юкин.

Ирина Максимова, менеджер по обучению и развитию:


В научном плане не скажу, что разбираюсь в искусстве. Люблю Айвазовского, Шишкина, Репина. Будоражила картина Мунка «Крик», безумно нравился Поллок. Черные кляксы на белом снегу - это как заглянуть в бездну. Люблю, когда живопись вызывает реальные чувства. Я знаю, что есть владимирская школа живописи, она широко известна как направление, также как импрессионизм, экспрессионизм. Из художников, могу назвать Нилова, но не уверена, что она из школы. Если рядом поставить две картины разных школ, я, увы, не смогу их отличить. На ум приходят пейзажи и деревенские мотивы, церкви...

Екатерина Синицына-Солодкая, филолог:


Владимир Юкин, Ким Бритов, Валерий Кокурин - знаменитые имена. Яркая, выразительная палитра - насыщенные, сочные цвета... Крупные, выпуклые мазки. Тематика – пейзажная, наша, Владимирская земля. Такие ассоциации. А последователи из современников – это творческое объединение «Арт-Навис». Целая плеяда молодых художников и художниц, талантливых и активных, в него входит. Давно хотела посетить их выставки, но пока что Петра Петяева рассматриваю только в инстаграме. Весной познакомилась с некоторыми авторами и их работами на Библионочи в Областной библиотеке для детей и молодёжи. Очень!

Анастасия Спирина, студентка отделения журналистики:

О Владимирской школе живописи я, конечно, знаю. В частности из-за того, что мои родственники к ней относятся! Брат моей бабушки с супругой и их дочь - моя тетушка - мстерские художники.

Если честно, пейзажи, портреты и натюрморты владимирских художников я вряд ли отличу от других, но вот мстерскую миниатюру узнаю из тысячи! Еще в детстве я видела, как работает тетушка, и пробовала рисовать сама. Конечно, ничего путного не выходило, но сам факт - порисовать дорогущими кисточками и красками, изготовленными по особой технологии - многого стоил.

Александр, должность специалист по энергоэффективности:


Знаю о такой школе, но весьма поверхностно. Нравится насыщенный цвет, который создает ощущения, перекликающиеся с импрессионистами. У армянских импрессионистов, например, Сарьяна, цвета даже более яркие. Я люблю живопись, но назвать себя ценителем не могу. Как и большинство обывателей оцениваю работы по принципу нравится/не нравится, затронула/не затронула. А вот критериев профессиональной оценки, к сожалению, почти не знаю.

Михаил Гущин, фотограф, инженер:


Вообще владимирская школа живописи у меня ассоциируется с сильно насыщенными цветами красок. Как будто в фоторедакторе на картинке ползунок "насыщенность" передвинули до упора. Чем-то картина напоминает яркое лоскутное одеяло. Сами картины мне не особенно нравятся. Трудно объяснить почему, но тянет от них провинциальностью. Все эти церквушки, покосившиеся домики и т.д. Если бы я был иностранцем, то скорее всего высмотрел в них что-то экзотическое.

Чем всё это знаменито я не знаю и художников не вспомню, хотя некоторые фамилии точно слышал.

Александр Захаров, вокалист, фронтмэн рок-группы:


Так как я родился и вырос в Суздале, немудрено, что со Владимирской художественной школой я часто соприкасался на различных выставках и мероприятиях. Суздаль - город-музей, и галерей в нём предостаточно. Про Суздаль сразу хотелось бы упомянуть, что и у нас много талантливых художников, особенно был впечатлён работами Александра Ерашова, с которым у нас общий друг (Дима, привет тебе). Когда я узнал о Владимирском направлении художественного мастерства, я удивился, как просто читаются эти картины, они просты и, в то же время, очень насыщенны. Если говорить о живописи, увидев картину, всегда понятно, что она создана владимирской рукой. Как есть ивановский, костромской, питерский акцент в речи, так и у владимирских мастеров есть свой акцент, некая уникальность.

Мнение эксперта


Как оказалось, владимирская школа живописи для туристов – визитная карточка города, а самим горожанам почти неизвестна. Можно заметить и путаницу в ответах наших спикеров, сомнения в отличии школы от других и поверхностные знания. Почему так получилось, помогает понять наш эксперт.

Мария Малинина, методист Центра пропаганды изобразительного искусства:


Владимирская школа живописи - узнаваемое явление, владимирцы её любят и те, кто в теме, могут сразу назвать отцов-основателей этой школы и отличить эту манеру живописи. У некоторых посетителей нашего музея большой интерес к этой школе, а некоторые напротив - совсем её не понимают, так как отличительная черта этой манеры - декоративность, плоскостное изображение, нарочито яркие цвета. У гостей города интерес значительный, так как владимирская школа очень самобытна и оригинальна, и известна далеко за пределами Владимира.

К сожалению, в наших институтах не уделяют внимание этому направлению, так как больший упор идёт на мировое искусство. Сейчас из мэтров остался в живых только Валерий Григорьевич Кокурин, Ким Николаевич Бритов умер в 2010 году, Юкин Владимир Яковлевич умер в 2000 году. Среди молодых художников сейчас работают последователи этой школы - Сергей Кремнёв, Дмитрий Холин и другие.

В городе открываются все новые студии, курсы и частные школы рисования, но про такое великолепное ноу-хау наших художников все, кажется, забыли. Не жалуют местные музейный досуг, и так и не знают в результате о том, что прямо под носом у нас свои Матиссы. Может быть, нам все давно пора … в музей?



К Бритов. Осенний день

На днях добралась таки до выставки Владимирских художников.
Разочарована, тем как она организована.
Один малюсенький зал. Десяток картин с гравюрами, да и то, пожалуй, не лучшее, что есть в местных фондах, плюс по два-три экспоната лаковой миниатюры, гусевского стекла, керамики.
А между тем, то что во Владимире появилась и развивается своя школа живописи говорят с 1960-х годов.
Темы картин-пейзажей в основном небольшие деревеньки, районные города, базары, старые улочки, поля и перелески, - всё чем полна тихая провинциальная жизнь.
Цвета.
Очень насыщенные цвета, часто повторяются яркие пятна одного и того же тона. Центра композиции - здание, дерево - наиболее интенсивны по цвету.

В. Юкин. Март

Узнаваемый приём владимирских живописцев - высокий горизонт и высокая точка зрения . Это усиливает декоративность.

К.Бритов. Старый Владимир.

Небо на полотнах занимает очень скромное место. Иногда его почти совсем нет. Оно едва проглядывает между домами и деревьями. Зато земля - цветистых ковёр.

В. Юкин. Село Акиньшино.

Деревья, дома, улицы - расположены как бы ступеньками, ярусами.

Н.Мокров. На берегу реки.

Мазки широкие, энергичные, крупные цветовые пятна


В. Егоров. Село Усолье

Декоративность владимирских художников сродни сродни народному декоративно-прикладному творчеству.
Что-то есть у них и от импрессионистов - неуловимое дрожание цвета, игра света и тени...

Смирнов. В.И.Начало весны.

Подобные приёмы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И.Грабаря.

Ещё несколько неживописных работ, подсмотренных на выставке

Владимирская пейзажная живопись - направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника - Ким Бритов , Владимир Юкин и Валерий Кокурин - показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.
В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К. Бритов, В. Юкин и В. Кокурин стали её основоположниками.

Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее - сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.

Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты.
На фоне традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов, отличавшегося преимущественно монохромным колоритом, живописная манера владимирцев - А. Лукина , Ю. Матушевского , Н. Мокрова , А. Смирнова , В. Темплина, их стремление изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом в начале 1960-х казались вызовом, выпадали из рамок устоявшегося стереотипа и совсем не вписывались в официальный эстетический канон.

Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле социалистического реализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.
Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.
Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции - какое-либо здание или дерево - часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.
Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

К 1970-м годам узнаваемая манера живописи, общая для всех представителей владимирской школы, сформировалась окончательно. Пространство пейзажа у них, как правило, сведено к плоскости. Планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта в картинах сознательно завышена. Этот комплекс приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи… Письмо во владимирской живописи темпераментно, фактура отличается особой рельефностью. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма. Яркая, пастозная живопись по фактурному грунту, разная высота красочного рельефа в картине увеличивали живую трепетность изображаемого, усиливали контрастность цветовой гаммы.

Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как С. Бахвалов , А. Кувин , В. Кувин , Н. Курников , Е. Редько , В. Севостьянов , В. Федянов , А. Харченко, помогло раскрыться дарованиям молодых живописцев - В. Фомюка и Д. Холина . Творчество А. Кувина поражает как большим выбором тем, так и широким диапазоном художественных приемов. Так полотно «Пора сенокоса», выполненное в 70-х годах прошлого века в реалистической манере, передает радость единения людей в совместном труде. Картина «Весна» погружает зрителя в мир тишины. «Улица в деревне» и «Весенний вечер» обращают зрителя к импрессионистическому видению мира. От картины «Под парусом» веет безмятежностью и счастьем. Близка ей по настроению решенная в той же цветовой гамме работа «На реке».

Ю. Матушевский представлен на выставке традиционными для владимирской школы живописи картинами шестидесятых годов ХХ века: «Собор», «На реке Трубеж», в которых архитектурный мотив становится символом национальной принадлежности. Произведения Н. Курникова шестидесятых - восьмидесятых годов ХХ века представлено монументальным полотном «Вид на Покровский монастырь» и своеобразными пейзажами-настроениями «Ковровский мотив» и «Ветреный день».

Эстетика цвета - вот то главное, что выделяет владимирских художников среди пейзажистов других школ. Именно цвет - ведущее выразительное средство в зимнем пейзаже Г. Качалова «Воскресное утро», в его же картине с говорящим названием «Сиреневое солнце», в работах С. Бахвалова «Голубой снег», В. Хамкова «Зимний пейзаж» и В. Боброва «Последний луч», позволяя создавать мажорное, оптимистическое настроение.

Хотя характерной чертой владимирской школы пейзажа всегда оставалась преемственность традиций, здесь всегда было место для поисков. Об этом красноречиво говорит манера Е. Телегина. Живописец проявил себя тонким лириком: используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, он показал новые, он создал образ природы владимирской земли - элегически просветленный, утонченный - в работах «Майские дожди» и «Майская пора».

В.Батаев в своих картинах «Весна во Владимире», «Осень во Владимире», «Дыхание весны» выступает продолжателем реалистических традиций второй половины XIX века. Невольно на память приходят «Московский дворик» В. Поленова, «Грачи прилетели» В. Саврасова.

В произведениях молодого художника Д.Холина звучат кустодиевские мотивы. Таковы его яркие работы «Вербное воскресенье», «Храмы Великого Устюга» с лазоревым сиянием неба и горящим золотом крестов на куполах храмов. Задорность и веселье русских ярмарок и праздников присутствуют в его полотнах «Вербное воскресенье», «Игра в «триста», отличающихся нарочитым примитивизмом и лубочной наивностью композиции. Совершенно по-иному талант Д.Холина открывается в южных пейзажах «Сочи. Южная жемчужина». «На вершине. Красная поляна в Сочи», «Абхазия. Озеро Рица», написанных широким сочным мазком. Эти картины словно излучают потоки цветовой энергии.

В последние годы владимирские художники расширяют жанровый диапазон, все более увлекаясь натюрмортом. К ряду этих работ относится мажорный натюрморт молодого мастера В. Фомюка «Летний стол» - картина, передающая ощущение летнего изобилия и счастья жизни, изливающихся через край полной чаши.

Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития. Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России - Третьяковской галерее и Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.

По материалам журнала "Русское искусство"

20 декабря в Москве в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) на Дербеневской набережной открылась большая выставка представителей владимирской школы живописи «На краю цвета». Это важное мероприятие в культурной жизни столицы России и знаменательное событие в летописи культуры Владимирской области анонсировал государственный телеканал «Культура» и многочисленные аншлаги на московских улицах.

Идея представить московской публике творчество владимирских живописцев и графиков в популярном музейно-выставочном комплексе принадлежит основателю ИРРИ, меценату, предпринимателю Алексею Ананьеву.


Экспозиция насчитывает около 60 полотен 25 авторов, в том числе Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Юрия Матушевского, Николая Модорова, Николая Мокрова, Петра Дика, Виктора Дынникова, Владимира Нилова, Владимира Севостьянова, Бориса Французова и других. На выставке также представлена мстерская лаковая миниатюра и редкие фотографии и документы.


Картины собирали в Государственной Третьяковской галерее, в музейно-выставочном центре «РОСИЗО», по частным коллекциям. 20 произведений предоставил для выставки Владимиро-Суздальский музей-заповедник.


Выставку открывал Алексей Ананьев. На церемонии присутствовали члены отделения Союза художников России Владимирской области и многочисленные любители владимирского искусства.


Мастера владимирского пейзажа постепенно отходили от соцреализма и обретали свой необычный творческий почерк, основанный на глубоких традициях искусства родной земли, в 1950-х годах. Впервые о феномене владимирской живописи начали говорить после I Республиканской художественной выставки «Советская Россия» в 1960 году, где были представлены работы Владимира Юкина, Кима Бритова и Валерия Кокурина. Интерес к необычному творчеству молодых художников из Владимирской области в культурных кругах в начале 60-х годов стремительно возрастал. В 1964 году в Москве в выставочном зале Союза Художников России прошла «Выставка работ художников Владимира, Мстёры, Гуся-Хрустального». Владимирские деревеньки, районные города, базары, старинные улочки, поля и реки в яркой цветовой палитре, одухотворенные эмоционально-лирическим настроением никого не оставили равнодушным.


Многие произведения мастеров владимирского пейзажа вошли в музейные и частные коллекции России и других стран.

«Владимирская школа, как и знаменитая школа Барбизона, неразрывно связана с местом своего зарождения. Художники Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин искали вдохновение в природе Владимирской области и в её ремёслах – в мстёрской вышивке и лаковой миниатюре, в художественном стекле из Гусь-Хрустального и в гороховецкой игрушке. Синтез народного искусства и классического художественного образования стал основой стиля владимирцев. Их яркие, самобытные пейзажи скорее вызывают ассоциации с творчеством фовистов и группы Наби, чем с работами современников, а эксперименты с грунтом и цветом отсылают к аналогичным опытам Игоря Грабаря и Винсента Ван Гога.

Поиски нового стиля были начаты молодыми художниками послевоенного поколения. Это было частью общей атмосферы, царившей в культуре страны – художники ощущали свежий ветер перемен и откликались на него искусством чистым и эмоциональным. Время сталинского «большого стиля» закончилось. На смену официальным и помпезным полотнам пришли пейзажи и жанровые произведения нового содержания.

Художник Владимир Юкин говорил: «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности. Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь».

Самостоятельное творческое лицо владимирские художники обрели, пройдя через познание опыта передвижников, через увлечение искусством русских импрессионистов. Кроме того, на их формирование оказали влияние народное и древнерусское искусство.

Цвет и владимирский пейзаж – понятия неразделимые. Через цвет художники передают своё мироощущение, он для них является воплощением чувств. Сегодня стал совершенно очевидным и неоспоримым тот факт, что художники Владимира совершили цветовой прорыв в русском искусстве XX века, тем самым значительно расширив и обогатив его палитру", - рассказывает о владимирской школе живописи сайт .




Top