Пентатоника ля минор ноты. Ми-минорная пентатоника на грифе гитары, по позициям

Многие начинающие гитаристы недооценивают важность игры гамм, это занятие кажется им скучным и даже нудным, однако давайте поищем плюсы в этом деле, а их надо сказать не мало:

  • Изучая и играя гаммы, вы сможете гораздо быстрее выучить расположение нот на грифе, о которых мы писали в предыдущей статье: , да и в целом гриф будет ощущаться лучше, увеличится точность смены позиций и понимание гитарной аппликатуры;
  • Ежедневная игра гамм увеличит беглость пальцев левой руки, усилит точность работы с медиатором правой, но самое главное, вместе с этим будет развиваться и их синхронизация между собой, что напрямую влияет на скорость, чистоту и точность вашего исполнения;
  • Гаммы хорошо развивают слух, чувство ритма и являются прекрасной основой для будущих импровизаций.


Теперь когда нам стало очевидно, что играть гаммы крайне полезно, можно переходить к их изучению. А с чего лучше начать, как ни с хлеба и соли любого гитариста — минорной пентатоники? Правильно ни с чего, ведь — это краеугольный камень не только блюзовой гитары, но и всей современной гитарной музыки, так или иначе пентатоника используется практически всеми именитыми гитаристами, а не только блюзменами с дельты Миссисипи.

Минорная пентатоника

Пентатоника — гамма звукоряд которой состоит из пяти ступеней, все ноты которой могут располагаться по чистым интервалам (квартам или квинтам). Ниже на рисунке представлена аппликатура ля минорной пентатоники, черными точками на которой обозначены тонические ноты (то есть первые наиболее устойчивые ноты в гамме определяющие ее тональность, в ля миноре — это нота ля).

Играть эту аппликатуру можно от любого лада, при этом нужно помнить, что перемещая ее по грифу, будет меняться и тоника, а следовательно и тональность гаммы, однако подробнее о транспонировании мы поговорим в одной из следующих статей, а пока целиком и полностью сосредоточимся на ля минорно пентатонике.

Упражнения на основе пентатоники

Для начала сыграйте восходящий пассаж, представленный на табулатуре ниже:

Играть его следует переменным штрихом (поочередными ударами медиатором вниз и вверх, если вы вдруг забыли или не читали нашу статью ). Не забывайте держать ритм, в идеале играйте этот пассаж под метроном. После того как вы освоитесь и у вас начнет получатся достаточно быстро и без ошибок, к этому пассажу можно добавить и нисходящий

Блюзовая пентатоника

Блюзовая гамма или блюзовая пентатоника — это та же самая пентатоника, но с дополнительной нотой, отстающей от тоники на уменьшенную квинту, соответственно в гамме вместо пяти нот, шесть — это ля, до, ре, ре диез, ми и соль, на рисунке ниже представлена аппликатура ля минорной блюзовой пентатоники

Данная гамма благодаря так называемой блюзовой ноте, в случае с ля минорной пентатоникой — это ре диез, звучит очень по блюзовому, однако не менее любима и рок музыкантами.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнений на основе блюзовой гаммы, можно использовать пассаж очень похожий на тот. что использовался с ля минорной пентатоникой: с начала восходящий, а затем нисходящий

Заключение

Помимо того, что пентатоника является неплохой гаммой для тренировки техники, она так же является и отличной основой для импровизации, но об этом мы поговорим немного позже. А пока учите пентатонику и блюзовую гамму, особое внимание уделяя чистоте исполнения и ритму.

Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.

Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.

Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.

Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.

Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.

Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.

При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.

Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику

1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.

При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.

Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.

Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.

Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:

— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.

Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.

2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.

Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.

Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.

Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:

— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.

3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.

Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.

Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.

ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.

Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.

Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!

ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.

В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.

Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).

ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.

Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.

Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.

Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.

Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».

К ак строится пентатоника? Построение осуществляется следующим образом, рассмотрим 4 варианта. В качестве первого примера пусть будет em пентатоника .

Б ерем любую, натуральную, минорную гамму и выкидываем 2-ю и 6-ю ноты. Для большей наглядности смотрите на картинки:

Получаем, пять позиций пенатоники: E - G - A - B - D .

Н е редки вопросы от читателей: "Что делать с минорной пентатоникой " ? Ответ на такое вопрос просто вводит меня в тупик, наверное игарть, учить, применять в нужных местах, узнавать ее звучание по слуху....

Е сли выкинуть из блюзового лада 4-ую ступень или как ее еще называют "Блюзовая нота ", получаем то же самое. В качестве примера будет си минор пентатоника :

В результате имеем: B - D - E - F# - A .

C пособ №3 , строим нужный лад по интервалам. Способ самый трудозатратный, но и самый полезный одновременно. Для лучшего понимания смотрим картинки:


1-ый интервал - малая терция .
2-ой и 3-ий интервал - секунда .
4-ый интервал - малая терция .

Д ля использования этого способа вам нужно в совершенстве владеть нужными интервалами, а лучше всеми. Рано или поздно они вам обязательно пригодятся. Изучение интервалов - это отдельная работа, которая является обязательной. В противном случае, этот способ не дла вас.

Ч то бы узнать способ №4 читаем следующую статью, ссылка в в самом низу поста.

В этом посте мы узнали как строится минорная пентатоника , в следующем уроке мы научимся строить и узнаем, что такое мажорная пентатоника .

Пентатоника — гамма из пяти нот, происходит из мажорной гаммы. Она использует первую, вторую, третью, пятую и шестую ступень мажорной гаммы

Гамма ДО мажор (C major)

Пентатоника ДО

Параллельные Мажор и Минор

Существеут особая связь между первой и шестой ступенями мажорного лада, которая называется параллелью. Первая ступень мажорного лада называется Параллельный мажор. Шестая ступень — Параллельный минор. Чтобы найти параллельный минор, когда задан параллельный мажор, следует подняться на шестую ступень вверх в мажорном ладу или на вторую ступень вниз. Параллельные мажор и минор имеют ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе.

Пять форм пентатоники

Так как в пентатонике пять нот, существует пять различных форм, которые вы можете использовать чтобы проиграть гамму каждый раз начиная с разной ноты.

На иллюстрациях изображены пять форм пентатоники в ДО мажор, они же ЛЯ минор. Белым ромбом показан мажорная тоника, белым кругом — минорная тоника.

На грифе гитары все пять форм пентатоники соединены между собой подобно пазлам:

Основные ритмические рисунки

Следующие примеры ритмических рисунков игры пентатоники приведены для 1-ой формы. Практикуйтесь в игре каждого ритмического рисунка. Начинайте с медленного темпа, затем постепенно ускоряйте темп игры.

  • Практикуйтесь в игре всех форм пентатоники. Запомните их.
  • Практикуйтесь в игре пентатоники во всех ключах.
  • Практикуйтесь соединять форма вместе, играя во всех ключах по всей длине грифа гитары.
  • практикуйтесь в соло используя пентатоники в композициях Minor Pentatonic Blues, G Major Pentatonic, и Around the Pentatonic World. Составьте свое собственное соло, используя предложенные гаммы.




Top