Перцов петр николаевич инженер путей сообщения. Дом перцовых на пречистенской набережной

Адрес: Соймоновский проезд, 1

Как добраться до доходного дома Перцовой: ст. метро Кропоткинская.

Доходный дом Перцовой известен также как дом-сказка. Он расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Здание представляет собой образец неорусского модерна. Дом был построен в 1905-1907 году архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, инженером П.Н. Перцовым по эскизам художника С.В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Дом Перцовой находится напротив храма Христа Спасителя, главный фасад здания выходит на Москву-реку.

История появления дома Перцовой в Москве началась с того, что известный инженер П.Н. Перцов, который был страстным поклонником искусства, в начале 20 века решил построить доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Ему также хотелось, чтобы здание само по себе было произведением искусства, и своим внешним видом выражало бы самобытность русской культуры.

Прежде чем приступить к постройке дома, Перцов провел закрытый конкурс, участвовать в котором пригласил художников А.М. Васнецова и С.В. Милютина, архитектора А.И. Дидерихса и архитектора-художника Л.М. Браиловского. Главным условием было, чтобы проект соединял в себе дух преданий древней Москвы и в то же время, отвечал современным тенденциям. Первая премия исчислялась 800 рублями, а вторая - 500. причем, заказчик оставлял за собой право воспользоваться любым из понравившихся ему проектов. В жюри конкурса вошли такие именитые мастера как пригласил В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. Первую премию получил А.М. Васнецов, а вторую - Милютин, но проект Васнецова показался Перцову слишком стандартным, и он остановил свой выбор на варианте Милютина.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев. Это было здание, полностью отвечавшее требованиям модерна в отношении сочетания изысканного декора и новейших технологий. В здании не было деревянных перекрытий, электрическая проводка была скрытая, нигде не портили вид и водопроводные и канализационные коммуникации.

Дом-сказка отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В оформлении фасадов авторы проекта применили разнообразные приемы, присущие модерну - это и асимметричное расположение окон, балконов, башнеобразные выступы кровли и богатый декор. В частности, для оформления балконов-теремков были использованы древнерусские мотивы, которые естественно и гармонично сочетаются с элементами северного модерна: кронштейны балконов в виде драконов, цветные майоликовые панно, на которых сочетаются изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей. На коньке крыши установлена решетка со львами - тогда она была золоченой, а на крыше над зеленой башней возвышался золоченый петух.

Фронтоны, а также простенки между окнами 4-го этажа, перила балконов и углы здания облицованы майоликой. Майолику по заказу Перцова изготовила артель молодых художников Строгановского училища, объединенных в фирму "Мурава". В то время у них не было заказов, и артель находилась под угрозой закрытия. Перцову не пришлось жалеть о выборе фирмы, задание было выполнено точно в срок. Также были соблюдены все пожелания в отношении оттенков, а качество майолики было отличным.

По первоначальному замыслу парадные внутренние помещения были украшены росписями и деревянной резьбой. До нашего времени дошли резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, а также декор парадной лестницы.

В подвале доходного дома Перцовой с 1908 по 1912 год работало артистическое кабаре "Летучая мышь", где можно было увидеть мхатовских знаменитостей в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал "чудеса черной и белой магии", а устав заведения гласил "Не обижаться". Сейчас здание принадлежит МИД России.


Дом Перцова, или как его еще называют «дом-сказка» расположился на углу и Пречистенской набережной. История этого дома началась в начале XX века. Тогда на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной практически не было жилой застройки, излучина реки была занята лишь складами и сооружениями производственного назначения. Иван Евменьевич Цветков именно здесь присмотрел себе место для художественной галереи. Фасад был нарисован В.М. Васнецовым, а всю внутреннюю отделку коллекционер выполнил сам, выдержав в едином стиле все 12 музейных залов. В 1907 году музей был открыт для посещений.

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич - человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России.

И Макс специально показал мне эту архитектурную сказку - дом Перцовой, построенный в 1905-1907 годах.

Хорошо жили инженеры-железнодорожники в начале прошлого века, если умудрялись строить себе жильё в центре Москвы. Пётр Николаевич Перцов (1857-1937) был инженером путей сообщения, закончил Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге и занимался строительством железных дорог в Российской империи.

История приобретения участка и строительство дома в Москве носит некий оттенок детектива. Был у Петра Николаевича хороший знакомый Иван Евменьевич Цветков (1845 - 1917). С 1881 года увлекся Цветков коллекционированием живописи, а благо денег у него хватало, то вскоре коллекция перестала умещаться в его особняке. Тогда меценат купил в 1898 году участок земли на Пречистенской набережной и построил по эскизам Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) двухэтажное здание, куда переехал весной 1901 года.

В этот дом заглянул Перцов и месторасположение дома ему очень понравилось. Тогда Цветков посоветовал не терять инженеру зря времени и объяснил, что земельные участки от его дома и до храма Христа Спасителю принадлежали когда-то одному владельцу - Н.В.Ушакову, но тот начал распродажу земли. Остался самый лакомый и потому самый дорогой участок земли с трёхэтажным строением, окнами выходящий прямо на храм. Участок рядом выкупила одна из наиболее известных типографий и издательств Российской империи "Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон". Находящийся там особняк был перестроен в 1901 году Фёдором Осиповичем Шехтелем и жил теперь в том особняке директор-распорядитель товарищества Александр Александрович Левенсон, который хотел купить и последний оставшийся участок. Но ему хотелось сбить цену, т.к. Товариществом был приобретён участок земли в 1899 году в Трёхпрудному переулке под производство и много денежных средств было затрачено туда. Денег за совет Цветков не взял, ограничившись обещанием Перцова построить дом в русском стиле.

Перцов послушался совета и, предложив хорошую цену владельцу участка, приобрёл его. Правда дом был оформлен не на Петра Николаевича, а на его супругу Зинаиду Алексеевну. Это распространенная практика промышленников и купцов того времени, об этом я уже писал До революции предприниматели тоже оформляли имущество на жен . В случае банкротства коммерческих проектов мужа его жена и семья имели возможность существовать дальше безо всякого ущерба.

Дом чуть не стал яблоком раздора между Петром Николаевичем и Зинаидой Алексеевной. В 1908 году акционерное общество инженера Перцова, в котором он был единственным акционером, получило разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Армавир с Туапсе. Но денежных средств на строительство у Перцова не было. Грозил коммерческий крах. В результате было создано 30 апреля 1909 года Акционерное Общество Армавир-Туапсинской железной дороги (АТЖД). Основным акционером и директором Правления Общества стал известный русский промышленник и финансист, в 1908-1910 годах директор-распорядитель Русско-Китайского банка, Алексей Иванович Путилов (1866-1940). Им был внесён взнос в размере двух миллионов золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом.

Зинаида Алексеевна была против залога принадлежащего ей имущества, но Пётр Николаевич привлёк на свою сторону сыновей и сделка состоялась. Вывести из залога дом Перцов смог лишь в 1910 году. Зато его мечта создать "народную железную дорогу" осуществилась, поскольку около половины всех акций выпуска 1909 года было сосредоточено в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Правда "народной" Армавир-Туапсинская железная дорога была недолго - в сентябре 1918 года была национализирована.

А Цветков в мае 1909 года передал свою коллекцию (300 картин и 1200 рисунков) и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. Мавр сделал своё дело и ушёл.

К тому времени Перцов уже построил свою сказку. К делу железнодорожник отнёсся ответственно, предварительно устроив конкурс на лучший проект. Правда совета профессионалов не послушал и выбрал в качестве рабочего проекта эскиз, сделанный русским художником и архитектором Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937).

Об этом Перцов писал потом в своих воспоминаниях: "У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку – трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку – особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным – в сказочно-былинном стиле".

Из написанного понятно почему на табличке на доме указан в качестве первоначальной даты строительства 1866 год. Видимо трёхэтажное строение было построено предыдущим владельцем Ушаковым именно тогда.

Малютин любил сказки, им были иллюстрированы ряд сказок Александра Сергеевича Пушкина, в том числе "Сказка о золотом петушке". Любовь к красоте на русские мотивы привело его к тому, что сам Малютин попал в легенду. Легенда - почитай та же сказка, где трудно отличить правду от вымысла. Помните: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".

Легенда, путаясь в мелочах и датах, гласит, что первую матрёшку расписал Малютин. Была это девочка с чёрным петухом, куда вкладывались еще семь фигурок, чередуясь девочка-мальчик, при этом последняя фигурка изображала младенца. Чем не нормальная крестьянская семья того времени? В XIX веке средняя крестьянская семья состояла обычно из 8–10 детей, причём семья из 5 детей считалась малодетной. Вот были на Руси времена!

Возвратимся чуть назад во времени. Жил-был на свете купец первой гильдии Иван Фёдорович Мамонтов (1802-1869), который в 1849 году перебрался в Москву. Из шести его детей самым известным был промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841- 1918), но для нашего повествования важен его старший брат Анатолий Иванович Мамонтов (1839-1905), который открыл в 1873 году в Москве магазин "Детское воспитание". Постепенно делами в магазине стала управлять его жена Мария Александровна Мамонтова (в девичестве Лялина), открывшая при магазине столярную художественную мастерскую, изделия которой продавались здесь же.

В 1898 году в магазине появилась японская кукла. Большинство сходится к тому, что куклу привезла из поездки в Японию Мария Александровна, ведь магазин продавал игрушки и неплохо было бы изучить покупательский спрос. Вот только никто не смог припомнить какая-же была эта игрушка.

Одни говорили, что это была кокэси - японская деревянная кукла, покрытая росписью. Такая кукла состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

Вторые с пеной у рта доказывали, что ничего подобного, это была Дарума - японская традиционная кукла-неваляшка тоже без рук и ног.

Третьи рассказывали целый эпос. Мол это был деревянный бог учёности и мудрости Фукурума, который в отличие от первых двух версий был внутри полым и еще включал в себя еще несколько деревянных фигурок внутри. Мол создал сие чудо на острове Хонсю некий русский монах.

Эту фигурку увидели Малютин и русский токарь-умелец Василий Петрович Звёздочкин (1876 - 1956) и создали матрёшку. Звёздочкин её выточил, а Малютин расписал. Кто дал имя Матрёшка - история умалчивает. Затем Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке 1900 года, которая проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года, и получила бронзовую медаль. И хотя магазин был закрыт в 1904 году, но матрёшка начала своё триумфальное шествие по планете.

Не всегда приметы-поговорки сбываются. Общеизвестно выражение: "У семи нянек дитя без глаза". У дома Перцовой "нянек" было числом поменее - только три. Своеобразный триумвират. Сергей Васильевич Малютин отвечал за художественный облик, рисунки для размещения на майолике, оформление интерьеров квартиры Перцовых, включая составление проектов мебели. Архитектор Николай Константинович Жуков (1874-1946) отвечал за планировку и инженерные решения. Архитектор Борис Николаевич Шнауберт (1852-1917) руководил постройкой. Ну и конечно же неутомимый Петр Николаевич Перцов, старавшийся вникать во все вопросы. Через 11 месяцев первые жильцы смогли въехать в свои квартиры.

Майолика была заказана по совету Малютина у малоизвестных, но как выяснилось талантливых молодых художников Строгановского училища, объединившихся в артели "Мурава". Сколько лет прошло, а майолика до сих пор радует своими красками и изумительным видом.

Квартира Перцовых занимала три этажа с видом на Москва-реку и была отдельным подъездом. На фасаде под крышей мы видим панно, изображающее солнечное славянское божество Ярилу, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса.

Со стороны Соймовского проезда много красивых картин из майолики. Можно увидеть райскую вещую птицу Гамаюн, и просто волшебных птиц. И снова бог Ярила, так он выглядит от часовни Предтеча храма Христа Спасителя .

Противоположный от набережной угол дома Перцовой выступает как сказочный ледокол, весь расцвеченный узорами и рисунками.

Во время войны здание, находившееся на задах, было уничтожено и поэтому можно увидеть такой неожиданный ракурс. Но лучше подойти поближе и рассмотреть самостоятельное произведение искусства - балкон, сделанный в виде небольшого домика. Покоится домик на плите, которую удерживают как-бы драконы, но местный люд зовёт их уже долгое время "крокодилами в слюнявчиках".

Малютин поселился в подвале дома-сказки, созданного им сначала на бумаге, а затем и воочию. Вот только сказка иногда бывает страшной. Подвальные помещения привлекли художника возможностью создавать там полотна большого размера, что в обычных комнатах сделать было бы невозможным. "Главным делом своей жизни" Малютин считал создание панно на тему Куликовской битвы. Полотно планировалось грандиозных размеров, работа над ним была начата в 1898 году по заказу Исторического музея и была продолжена в течение долгих лет, несмотря на разрыв договора с музеем всё в том же 1898 году. Когда Малютин переехал в дом Перцова, то начатая картина с ним. Для неё ему и нужно было большое помещение. В апреле 1908 года в Москве началось очередное наводнение, которые были не редким гостем в белокаменной на протяжении веков вплоть до середины прошлого века. Беды наводнение принесло немало,о чём я упоминал в материале Болотная площадь. Название имеет значение! .

Набережная Москвы реки была полностью затоплена. Не сохранилось фотографий затопленной местности вокруг дома Перцовой, но есть фотография той поры противоположного берега Москвы-реки. Сравнил её с современной из моего архива. Понятно, что места съемки несколько отличаются.

В 1903-1917 годах Сергей Васильевич Малютин преподавал рисунок в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). 11 апреля 1908 году ушел на работу, не подозревая, что прощается навсегда со многими своими картинами, в которых были заключены его чаяния и многочасовые труды. Подвал дома Перцовой был затоплен.

Жена Малютина Елена Константиновна попыталась спасти имущество семьи и картины мужа. Что-то было вынесено из подвала, но многое утонуло в ледяной воде. Когда Малютина спрашивали о потерях - он замыкался и молчал. По человечески его можно было понять - его любимая жена простудилась от холодных ванн, преподнесённых стихией, и к концу лета 1908 году умерла, оставив мужа вдовцом с четырьмя детьми. Под водой погибли картины из сказочного цикла: "Царевна", "Леший", "Баба-Яга" и его любимое детище - "Куликово поле", которому художник посвятил 10 лет жизни. Остался только автопортрет на фоне эскиза к картине.

Было что-то мистическое, мешающее создать картину "Куликово поле". Первым заказ на создание панно "Куликово поле" для Исторического музея получил Валентин Александрович Серов весной 1895 года. Планировалось поместить панно в музее в 1898 году, была даже изготовлена для этого рама. Были созданы эскизы, но 14 апреля 1898 года Серов вдруг отказывается от написания картины. Её поручают создать Малютину 12 мая 1898 года, эскиз картины представленный им 21 октября 1898 года был признан неудовлетворительным, но художник продолжил работу.

18 апреля 1901 года совет музея одобрил предварительный эскиз "Куликовского поля", представленный Сергеем Алексеевичем Коровиным, Серов и Малютин были вынуждены вернуть авансы. Только вот картину Сергей Коровин так и не создал. Когда он умер 13 октября 1908 года, то было предложено завершить картину по его эскизам брату Константину Алексеевичу Коровину, но тот наотрез отказался. В течение двух лет предлагалось создание картины многим художникам, но уже никто не хотел связываться с этим неблагодарным делом. Рама для картины так и осталась пустой. Лишь в середине пятидесятых годов прошлого столетия в ней появился нейтральный пейзаж под названием "Рассвет над Москвой-рекой".

В другом подвале под квартирой Перцова размещался с 1908 по 1909 год театр-кабаре "Летучая мышь", выросший из "капустника" МХТ. Когда 29 февраля 1908 года два друга-товарища актёр и режиссёр Никита Фёдорович Балиев (настоящее имя Мкртич Асвадурович Балян, 1876-1936) и меценат, нефтепромышленник-миллионер Николай Лазаревич Тарасов (1882-1910) спускались в подвал дома Перцова, то им навстречу вылетела летучая мышь. Друзья посчитали это хорошим предзнаменованием и арендовали подвал. Деньги за аренду платил Тарасов, Балиев стал директором театра-кабаре, а летучая мышь стала эмблемой и названием.

Даже в гимне театра она засветилась:

  • "Кружась летучей мышью

  • Среди ночных огней,

  • Узор мы пестрый вышьем

  • На фоне тусклых дней."
В "Летучей мыши" действовало железное правило: "Не обижаться". Василий Иванович Качалов выступал в роли циркового борца, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова - парижской шансонетки, Владимир Иванович Немирович-Данченко становился дирижёром любительского оркестра, Константин Сергеевич Станиславский - фокусником. Из-за апрельского наводнения официальное открытие театра состоялось лишь 18 октября 1908 года. Веселые актёры создали пародию на свою же премьеру спектакля "Синяя птица".

Вот, что поведал об театре Иван Алексеевич Бунин в рассказе "Чистый понедельник" из цикла "Тёмные аллеи": "На "капустнике" она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, - оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан." Некоторые считают, что героиня рассказа жила в доме Перцовой, ссылаясь на строки: "В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже". Вот только не было в доме Перцовой пятого этажа.

После того, как "Летучая мышь" покинула дом Перцова, хозяин присоединил опустевший подвал к своей квартире, которая стала четырёхэтажной. В подвале устроили танцевальный зал.

Об этом мало кто помнит, но у "Летучей мыши" в доме Перцова был предшественник.
Борис Константинович Пронин (1875 - 1946) был человеком деятельным и энергичным, фонтанировал идеями, его даже называли "безумным, вхолостую работающим мотором". В рамках одной из них он арендовал зимой 1907-1908 годов в доме Перцова несколько больших мансард с огромными окнами в самом верху здания и создал в них артистическую ночлежку для молодежи МХТ. Среди прочих артистов жила уроженка Саратовской губернии, актриса МХТ Надежда Сергеевна Бутова (1878 - 1921). Вместе с драматургом и режиссёром Петром Михайловичем Ярцевым (1870-1930) Пронин создал в сезон 1907-1908 годов здесь же студию под названием "Интимный театр" (Студия Ярцева), в организации которого принимали также участие музыканты и молодые артисты МХТ, выдвигалась программа поиска новых форм в искусстве. Но официальное открытие театра, намеченное на январь 1908 года, не состоялось. Как писал в письме актёру и режиссёру Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду (Karl Kasimir Theodor Meyerhold, 1874-1940) живописец Николай Павлович Ульянов (1875-1949) от 25 февраля 1908 года: " Бор. Пронин кончился. На его место зато поселяется и господствует на весь дом Перцова устраиваемое cabaret "Летучая мышь". Вскоре после открытия "Летучей мыши" Борис Пронин уезжает из дома Перцова в Санкт-Петербург.

В воспоминаниях "Начало странствий" младшей дочери Петра Николаевича Перцова Зинаиды Петровны, эмигрировавшей в 1917 году, добравшейся до острова Мартиника в своих странствиях и прожившей более века рассказывается о некоторых жильцах дома: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом!"

После революции в квартиру Позднякова въехал Лев Давидович Троцкий, сменивший потом её на квартиру хозяина дома в 1923 году.

Петр Николаевич Перцов был человеком коммуникабельным и активно занимался общественной деятельностью. В 1906 году он вступил в партию "Союз 17 октября", был даже какой-то период времени членом её ЦК и баллотировался от партии в Первую Государственную Думу. Затем он стал одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя.

2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление "О ликвидации церковного имущества", ставшее спусковым крючком для изъятия церковного имущества без разбора. Верущие стали волноваться и пытаться оказывать сопротивление. Начались многочисленные процессы.

"Второй судебный процесс над духовенством Москвы и Московской губернии, так называемый «процесс второй группы церковников», проходил с 27 ноября по 31 декабря 1922 г. Трибунал рассмотрел дела 105 обвиняемых. Среди обвиняемых были священники, профессора, учителя, студенты, рабочие, крестьяне и т. д. Наиболее активным участникам сопротивления изъятию ценностей был вынесен смертный приговор. Однако в связи с амнистией, объявленной к годовщине революции, расстрел был заменён тюремным заключением."

Во время этого процесса был осуждён и Перцов, которому дали пять лет тюремного заключения. Но в 1923 году трое осуждённых были освобождены, в их числе Пётр Николаевич. Но в свою квартиру он уже не вернулся. Зато Троцкий проводил в бывшей квартире Перцова дипломатические рауты.

Но до этого времени какое-то период времени дом был жилой. В нём жили и творили в тридцатые годы прошлого века художники: Александр Васильевич Куприн (1880-1960), Василий Васильевич Рождественский (1884-1963), первым из художников получившим студию в доме Перцовой, Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961), Роберт Рафаилович Фальк (1886 - 1958), Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956).

Куприн и Рождественский когда-то принадлежали к объединению "Бубновый валет", о котором я упоминал в материале По залам музея Радищева. Русский авангард . Фальк получил помещение в доме Перцова, освободившееся после переезда Соколова-Скаля в 1937 году, как раз благодаря своим собратьям по "Бубновому валету". Ибо домоуправление решило устроить там общежитие для уборщиц Военной академии имени Фрунзе. Не повезло уборщицам, как впрочем еще одному претенденту на освободившуюся жилплощадь в центре Москвы - "сталинскому соколу" Андрею Борисовичу Юмашеву (1902-1988), совершившему 12-14 июля 1937 года в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 (командир экипажа - М. М. Громов, штурман - С. А. Данилин) беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).

Дом Перцовой расселили уже после войны и художникам, а порой и их вдовам было тяжело покидать насиженное гнездо. Новым хозяином стало Министерства иностранных дел и теперь обычным смертным остаётся лишь любоваться на прекрасный дом снаружи.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

  • Адрес:

    Москва, Соймовский проезд, 1

и начните отслеживать дешевые билеты заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

На углу Пречистинской набережной, Курсового переулка и Соймоновского проезда в Москве стоит сказочный Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, - подлинной достопримечательности русского модерна, благодаря сегодняшним владельцам, сохранившего облик дома в первозданном виде (спасибо, что не испортили "сказку" убогими кондиционерами!).

Занимательна история строительства жилого дома Перцовой.

(Сегодня приняты несколько названий Дома-сказки в Москве: «Дом Перцовой», «Дом З.А.Перцевой», «Дом Перцова», «Жилой дом Н.П.Перцова», - принимаются двойное написание фамилии владельца. А вот, почему «владельцем жилого дома» чистился то Петр Николаевич Перцов, то Зинаида Алексеевна Перцева, сейчас разберемся вместе).

Как и всё великое или значимое в искусстве дом русского модерна со сказочными мотивами из языческой древности появился в Москве «случайно».

Как-то раз талантливый и успешный инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов, который к своим 48-ми годам успел построить в России каждую 63 милю железных дорог в России заехал в гости к своему приятелю, коллекционеру И.Е. Цветкову, которому не так давно модный на то время художник-архитектор Виктор Васнецов выстроил особняк на Пречистенской набережной, 29 (это в двух шагах от Дома Перцовой).

Петр Николаевич был приятно удивлен чудным видом на Кремль из окон цветковского особняка. Иван Евменьевич (Цветков) пообещал посодействовать в покупке участка на набережной Москва-реки у своего друга, землевладельца Ушакова, при условии, что Перцов построит свой дом в русском стиле. Сказано – сделано!

Участок был куплен П.Н.Перцевым за 70 тысяч рублей (при средней тогдашней зарплате в 30 рублей, - сумма громадная!), а оформлен он был на жену Петра Николаевича, - Зинаиду Алексеевну Перцеву, отсюда и пошло «официальное» название сказочного терема на набережной: «Жилой дом З.А.Перцовой».

Инженер Перцев к созданию своего жилого дома подошел с технической точностью и прямотой. Он создал комиссию из «мэтров» русского искусства и архитектуры, куда вошли: Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, Иванов-Шиц, Ноаковский, и учредил конкурс на лучший архитектурный проект жилого дома с первой премией в 800 рублей, второй премией в 500 рублей, но при этом оставив за собой право делать окончательный выбор.

Именитое жюри присудило первую премию Апполинарию Михайловичу Васнецову, брату Виктора Васнецова, который, к слову сказать, стал единственным художников, открыто выступившим в печати против сноса Храма ХС в 1931 году.

Вторая премия Перцева досталась Сергею Васильевичу Малютина, который и был выбран Петром Николаевичем в качестве автора проекта его жилого дома. Сергей Малютин к тому времени уже был знаменит своими талантливыми иллюстрациями к произведениям Пушкина, успешной работой в художественных мастерских княгини Тенишевой и созданием росписи первой русской матрешки в 1899 (?) году.

Строительство дома было завершено за два года в 1907 году в стиле русского модерна, где формы изобразительного и прикладного искусств органически вплетаются в архитектурный объем, делая строение живым, и разворачивая его привычную пространственную среду в глубинную плоскость живописи.

Петр Николаевич прожил в своем доме лишь 15 лет. В 1923 году он вынужден был эмигрировать.

В его доме нашли приют актеры МХАТа, устроив в подвале театр-кабаре «Летучая Мышь». В свое время там жили Троцкий и художник Фальк.

Адрес жилого дома-сказки Перцовой: г. Москва, 1-ый Курсовой переулок, 1 (см. карту), хотя на самом доме висит адресный указатель «Пречистенская набережная, 35» (см. фото).

Как добраться до дома З.А.Перцевой? Доезжаете до метро «Кропоткинская» по красной линии (это в центре города, поэтому от московских жд вокзалом ехать всего минут 15, все радом), выходите из метро в город в сторону «Остоженки, Пречистенки и Соймоновского проезда», потом пешком 400 метро, - все очень просто!

Остается загадкой, почему, на памятной доске «сказочного дома» Сергея Малютина датой основания стоит 1886 год. Вполне возможно, что основное строительство 1905-1907гг велось на фундаменте старой постройки?

Жилой Дом Перцовой на карте Москвы:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Наткнулся в архивах на фото доходного дома Перцова или Перцовой. Это довольно интересный дом в центре в Москвы и некоторыми он считается одним из самых самых в городе. Так оно или нет, не мне судить. Но как-то летом, я выбрался из своего далекого Бутова, чтобы специально его посмотреть. Жаль только, что снаружи, ибо чтобы внутрь попасть, надо иметь отношение к министерству иностранных дел, которому он теперь передан в ведение. Раньше говорят, двери были открыты и можно было зайти.

Доходный дом Перцова в Москве

У дома богатая история, которую я не буду подробно перессказывать, все уже давно описано в интернете. «Дом-сказка» был построен в 1907 году для художников, оттого он такой пестрый и необычный, в стиле модерн. По замыслу инженера Перцова — это жилые квартиры с мастерскими. Самого Перцова в 1922 году приговорили к 5 года тюрьмы за хранение ценностей Храма Христа спасителя, он как раз рядом расположен, и когда он вышел обратно через год, то из дома его уже выселили. В 1908-1912 году тут располагалось кабаре Летучая мышь, то есть тусовалась московская богема, а после еще и Троцкий пожил. В общем, говорю, богатая история.

Труба — это застрявшая сова!

Доходный дом Перцевой на табличке — она последняя владелица

К сожалению, дух того времени уже никак не ощутить, вроде как внутри ничего не осталось, все интересное снаружи. Вот из интернета пара фотографий интерьера. На мой взгляд он чересчур не функциональный и аляпистый.

Где находится

Дом находится по адресу Соймоновский проезд дом 1/35, на пересечении Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.

P.S. На фото не снег, а тополиных пух.




Top