Перебор - обучение игры перебором на гитаре. Каким «боем» лучше играть? Разбор песни на гитаре Перебой бой

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов

Привет, друзья и подруги! Очередная статья авторского происхождения. Здесь мы разберем подробно, что из себя представляет бой на гитаре как бы изнутри, а также узнаем, как подобрать бой самому и как импровизировать при игре боем на гитаре. Поехали!

Все мы с Вами знаем, что такое . Но мы никогда не задумывались, как и на основе чего строятся его виды. А ведь их огромное количество. Я, например, не встречал сайтов, которые бы объясняли это.

Бой - он и есть бой. Мы выучили с Вами определенный вид - и играем. А ведь все виды боя связаны между собой. И если Вы поймете мою инструкцию, где я говорю о том, как строится бой, то Вы увидите, что каждый вид боя построен именно так.

Итак, что я имею ввиду? Давайте с самого начала.

Как строится (придумывается) бой на гитаре?

По большому счету бой имеет рисунок или из четырех ударов, или же из восьми (и вниз и вверх), например:

  • V^V^
  • V_V^_^V^

Второй бой из 8-ми составляющих, но не из 8-ми ударов, скажете Вы. Но я могу убедить Вас в обратном. Вот как построили этот бой:

  • Взяли 8 последовательных ударов вниз-вверх: V^V^V^V^
  • Убрали 2-й и 5-й удар, заменив их паузами.
  • Получается: V ^ V^ V ^V^

Если Вы это поймете, то у Вас сразу отпадет такой вопрос: "А сколько должна длиться пауза?" То есть Вы теперь понимаете, что пауза длится ровно столько, сколько длился бы один удар. Но может быть сразу две паузы. Например:

  • V__^V^V^
  • Он же: V ^V ^V^V^

Тут проглатывается сразу 2 удара - вниз-вверх, но часто новичок выдерживает одну паузу (один удар). Из-за этого может получиться непонятный бой. Но теперь Вы можете определить, сколько должна длиться пауза. Просто разложите любой бой на последовательные удары вниз-вверх и смотрите, что идет после паузы. Таким образом, после удара вниз должен идти удар вверх (всегда, если нет паузы). Но если брать этот бой (последний), то после паузы идет удар вверх, а это значит, что проглатывается 2 удара и выдерживается, соответственно, двойная пауза.

Вот и все, друзья мои, теперь Вы знаете, как строится любой вид боя, а никто другой не знает и пусть тупо учит каждый бой в отдельности =)

Как подобрать бой к песне самому?

Теперь же мы с Вами просто и легко можем подобрать бой к любой песне, или вообще придумать свой, чтобы был похож на тот, который в песне =) Вы просто слушаете песню и должны слышать паузы. Потом берете заготовку: V^V^V^V^ . И убираете те удары, где, по Вашему мнению должны быть паузы. Опять же, не обязательно, чтобы бой был один в один, как в песне. Главное, что у Вас должно быть чувство ритма. Ведь когда придумывали ту или иную песню, придумывали заодно и бой. А ведь могли придумать и другой =)

Как придумать бой на гитаре самому?

Где бы Вы ни поставили паузу, бой останется все равно боем и будет звучать нормально. Давайте попробуем для примера проставить паузы от начала и до конца, и каждый бой, который я напишу, старайтесь сыграть, и Вы увидите, что я говорю правду (удары серым цветом заменяйте на паузы):

  • V ^ V^V^V^
  • V^ V ^V^V^
  • V^V ^ V^V^
  • V^V^ V ^V^
  • V^V^V ^ V^
  • V^V^V^ V ^
  • V^V^V^V ^

Вот сколько боев мы уже придумали сами! Если у Вас не получается это понять и не варит голова, то играйте просто последовательно V^V^V^V^, а там, где должны быть паузы, ударяйте как бы невзначай, и или вообще не дотрагиваясь до струн, но все же двигайте рукой в это время. Играя несколько раз (любой из перечисленных боев) Вы поймете, что значит ритм =)

Ну а если мы вставим по две паузы? То у нас будет еще больше боев!

  • V ^V ^V^V^
  • V^ V^ V^V^
  • V^V ^V ^V^
  • V^V^ V^ V^
  • V^V^V ^V ^
  • V^V^V^ V^

Еще + несколько боев. Каждый из них я сыграл, во время написания этой статьи, и все они получились вполне себе боями =)

А теперь попробуем еще разнообразить бои:

  • V ^ V ^ V^V^
  • V^ V ^ V ^V^
  • V^V ^ V ^ V^
  • V^V^ V ^ V ^
  • V^V^V ^ V ^

Таким образом Вы можете придумать очень много видов боя! А если еще прибавить прижим (V*) последовательно к каждому удару вниз, то количество видов боя увеличится просто в геометрической прогрессии. Вот так.

Импровизируем

Мы можем играть всю песню строго одним и тем же видом боя. Но это будет скучно и монотонно. Вот что я предлагаю. Как пример, предположим, что Вы играете куплет на аккордах: Am, Dm, G, C, боем - V_V^_^V^ . Я же предлагаю слегка разнообразить нашу песню и сыграть, к пример, так:

  • Am: V_V^_^V^
  • Dm: V^V^_^V^
  • G: V_V^_^_^
  • C: V_V^_^V^

Попробуйте сыграть так. Конечно, это как пример, просто, чтобы Вы понимали, как импровизировать боем. Вы же придумываете свои версии развития боя, при чем это должно происходить как бы на автомате, ведь Вы будете быстро играть песню. Например, где-то не доиграли последний удар вверх, где-то вместо паузы сделали удар. И действительно, когда играешь быстро, это происходит как бы само собой.

Играйте, импровизируйте, вникайте в этот процесс - и будет Вам счастье =)

Постскриптум

P.S. Это моя личная методика. Действительно, больше нигде я не видел, чтобы разбирались подобные вопросы.

Ведь я стараюсь увидеть весь процесс игры на гитаре как бы изнутри и постоянно все анализирую и экспериментирую, и не хочу просто следовать тому, что мне предлагают. Поэтому я и хочу, чтобы Вы не "зубрили", а именно понимали весь процесс игры на гитаре.

Так что Вы должны сами вникать в этот процесс и Вам должно быть интересно. Жду Вас в комментариях!

Новичкам будет полезно ознакомиться с данным материалом для общего понимания.

Для себя я уже давно решил, что самостоятельный разбор песен - это самый быстрый и в то же время сложный путь к развитию музыкального слуха. Поэтому, стараюсь чаще отталкиваться от своего мнения и личного восприятия музыки. Без ошибок, конечно же не обойтись, но оно того стоит.

На личном опыте - набитых шишках, свежих шрамах оставшихся от общения с другими гитаристами вывел следующие 4 пункта, которые помогут внести ясность в этом интересном и полезном занятии.

Как самому разобрать песню под гитару?

1. Проверка правильной настройки гитары.

Многие скажут, что это банально, но бывает зачастую так, что самые простые и примитивные вещи незаметно уходят на второй план. Более того, от правильной настройки гитары напрямую зависит качество разбора.

2. Игра под звучащую необходимую композицию.

Пожалуй, это самый интересный и емкий пункт. И конечно же, тут все основано на качестве музыкального слуха. Результат здесь зависит только от того, на сколько часто гитарист занимается разборами песен, а где-то и от упрямства характера. Одно вытекает из другого. Некий замкнутый круг. Получается, что нужно молча брать и делать!

Как правило все музыканты настраивают свои инструменты под камертон - нота ми (E ) на фортепиано (не помню какой октавы ), собственно для этого и нужно настраивать правильно свою гитару ().

Когда она звучит в унисон с воспроизводимой через динамики композицией, то гораздо легче снять аккорды, а также подобрать более точный способ извлечения струн.

а) Находим тональность песни, перебирая под первую строчку песни. Найдя ее, можно быстрее выстроить всю цепочку аккордов композиции, т.к. любая тональность состоит из определенных аккордов. Тот, кто уже разобрал пару десятков песен, тот наверняка заметил это и без нудной теории.

Также проще услышать существующий переход () из одной тональности в другую.
Например, через разбор композиции можно научиться это слышать и в других песнях.

б) Определяем темп и ритм композиции. Ритм нужен для подбора гитарного перебора или боя. Темп - для необходимой скорости игры.

  • Как подобрать гитарный бой, перебор?

Находим сильные доли песни отбивая невидимый барабан, тем самым определяем границы ритма. И учимся находить акценты. На сильных долях они в любом случае есть, но бывают и на слабых. Отлично в этом помогают хорошо слышимые басовые партии гитары и ритм ударных (если есть).

Как говорилось выше, сначала следует определить . Для этого нужно понять под какой устный счет звучит композиция, который должен находиться между сильными долями. Но как показывает личный опыт, все постигается на практике! Я конечно объясняю все "на пальцах" - без углубленной , в которой необходимо знать и учитывать размеры (такты) и длительности ударов... Для лучшего восприятия добавил примеры песен.

Для начала возьмем такой равномерный счет: раз-два- и повтор... (если выразиться еще проще: т ум-ба -тум-ба...)

На гитаре играется либо щипком струн: бас- (3+2+1) - повтор... Например:

Можно и боем: вниз- вниз- ... (первый удар по верхним струнам - больши м пальцем, второй по нижним - указательным ). На примере:

похожий счет: раз(в акценте)-два- три(в акценте) - повтор... В роде бы те же 3 стука, но акцент на третьем дает нам ритм конного забега (ты-га-дын--ты-га-дын ...).

Подходит уже следующий бой: вниз(в акценте)-вверх(быстро)- вниз(в акценте) - повтор...

Примеры песен:

Счет: раз(в акценте)-два -три -четыре - повтор... (Точный ритм. стук под каждое движение боя: пам--па-пам--па-па-пам - повтор...)

Тут лучше всего идет бой с народным названием "шестерка"

вниз(в акценте)- глушить -вверх -вверх-глушить-вверх- ... ().

Или перебор "восьмерка": бас-3-2-3- 1-3 -2-3- . .. (за 1 стук счета - играется 2 звука перебора):

Встречается и такой: бас- 3- (2+1) -3- ... Подходящая композиция:

Под него идет еще 1 распространенный бой - "четверка":

вверх(в акценте)-вверх- глушить -вверх - -.. . Примеры песен:

А вот например эти песни:

Склоняются к такому ритму: пам--па-рам--па-рам-пам--па-ра-ру-ра - повтор.... Под него нужно играть более сложным боем:

вниз--вверх-вниз--вниз-вверх-вверх--вниз-вверх-вниз-вверх-...

Похожий ритм и в песне:

Только некоторые движения боя имеют другое направление:

вниз- вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх- повтор...

может встретиться ритм еще сложнее:

пам--па-рам-пам--па-рам-пам--па-ра-ру-ра-ру-

вниз--вверх-вниз-вверх--вниз-вверх-вверх--вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-...

Бывает так, что композиция играется в довольно быстром темпе и может показаться, что звучит под счет: раз-два- , а количество движений боя почему-то слышится больше, чем хотелось... На сам деле она идет под быстрый ритм:пам--па-пам--па-па-пам- ... и играется под бой - "шестерку" без глушения в быстром темпе... Примеры таких песен.

Перед многими начинающими гитаристами встает вопрос – чем играть, пальцами или медиатором? Вопрос резонный, но не совсем правильный. В основном все зависит от выбора инструмента, например, на классической испанской гитаре играют пальцами, а точнее ногтями. Конечно, можно играть и медиатором, но в результате практически невозможно добиться от инструмента должного звучания.

Особенности выбора техники

Немного лучше дело обстоит с акустической и электрогитарами. Скоростные техничные соло гораздо удобнее играть медиатором, поэтому именно медиаторная техника задала основные пути технического развития этих инструментов. В отличие от классической гитары, у которой гриф шире, а расстояние между струнами больше, игра медиатором позволила сократить расстояние между ними и сделать гриф тоньше.

А чего я хочу?

Прежде чем выбрать что-то конкретное, нужно задать себе вопрос: а чего я хочу? Даже если в дальнейшем вы намерены освоить все основные стили игры (что вполне возможно и даже желательно), нужно с чего-то начинать. Если вам нравится классическая музыка, латиноамериканская или испанская страстность, мелодичные вальсы и романсы, мягкий и приятный звук, то однозначно стоит начать с классической гитары.

Хотите звонкого звучания, вам нравятся ранние британские группы или кантри? Подбираете инструмент для аккомпанемента вашему голосу? Акустика — идеальный вариант!

Если вам нравится большинство современных жанров, быстрые соло, “жирные” риффы, или Хендрикс, Гилберт, Вай, Сатриани, и огромное множество самых разных исполнителей. Если вам по душе классический rock-n-roll или пропитанный тяжелыми трудовыми буднями блюзз — электрогитара это ваш выбор!

При выборе гитары следует учитывать необходимые аксессуары. Для классической гитары это подставка для ноги, это обусловлено техникой игры, о ней мы поговорим позже.

Для электрогитары необходим усилитель или аудиоинтерфейс (проще говоря усилитель), о том, как их выбрать, можно прочитать в и в статье о . Также вы можете приобрести дополнительные педали эффектов, ремень и прочие радости.

Акустическая гитара не требует дополнительных приспособлений, кроме ремня, что тоже опционально.

Принцип извлечения звука: обрабатываем тело звука

Техника игры пальцами и медиаторами кардинально различаются в плане игры, но схожи со стороны физического понимания процесса звукоизвлечения – минимализация трения и ограничение амплитуды колебания струны.

Если при игре будет возникать излишнее трение, то процесс игры в лучшем случае замедлится, так же это может привести к “грязному” звучанию и даже ошибкам во время исполнения. Большая амплитуда колебания струны приводит к тому, что струна начинает ударяться о лады, что негативно сказывается на звучании и продолжительности звучания (сустейне).

Как играть медиатором: есть особенности!

Прежде чем говорить, как играть медиатором, нужно понять, зачем он нужен и, конечно же, освоить технику владения им.

Медиатор, он же плектр (если услышите название “плектргитара”, не спешите махать руками и тыкать пальцами, это всего лишь альтернативное название электрогитары, хоть и не популярное) используется для облегчения взаимодействия музыканта и инструмента и для увеличения скорости игры. Если, например, играть боем можно и без медиатора, что тоже не очень удобно, то скоростные пассажи сыграть пальцами могут только гениальные гитаристы, например, не очень известный, но очень талантливый гитарист Дмитрий Мамонтов (с творчеством которого меня познакомил его друг и по совместительству мой первый преподаватель гитары).

Техника игры медиатором

Если говорить о технике, то очень многие начинающие музыканты, к сожалению, не уделяют этому должного внимания. Согласитесь, при виде инструмента, а особенно гитары, так и хочется сразу взять ее в руки и начать играть, казалось бы, что сложного? Поставил два пальца сюда или туда и бей по струнам в свое удовольствие! На самом деле все не так просто.
При игре медиатором стоит сразу научиться правильно держать его в руках. Как это сделать? На эту тему есть масса видеоуроков, например, вот этот.

Ко всему этому я бы хотел добавить, что самое главное это то, чтобы вам было удобно держать его в руке. Конечно, существуют некоторые ограничения на этот счет, но, в конечном итоге, вы все равно не должны испытывать неудобств.

Сразу отмечу тот факт, что на первых порах ваши руки будут очень быстро уставать, буквально в считанные минуты. Это вполне естественно, каждый музыкант через это прошел. Здесь дело скорее в психологическом “зажиме”, избавиться от которого поможет только практическое занятие инструментом. На самом деле, даже на акустической гитаре, если она правильно отстроена, зажатие струн и тем более удары по ним не требуют больших усилий. Обратите внимание, что при возникновении любой боли в любом месте вашей руки, занятие следует немедленно прекратить, иначе возможно растяжения и другие травмы. Помните: все хорошо в меру.

Игра боем — самое простое

Игра боем подразумевает удар по струнам вверх или вниз, с глушением некоторых струн или без, в зависимости от аккорда, или с приглушением струн правой рукой (если вы играете на праворукой гитаре), и, соответственно, циклично повторяющуюся комбинацию нескольких ударов.

Это, на мой взгляд, самый простой прием игры, который можно освоить буквально в считанные минуты. Возьмите в руки медиатор и проведите им по струнам сверху вниз или снизу вверх так, чтобы он лишь немного касался их. Постепенно ускоряйте это движение до тех пор, пока не получится быстрое скольжение медиатора по струнам без всяких запинок. Поздравляю, вы освоили бой.

Важно: не забывайте, что при игре боем так же важен ритм. Ритм – основной компонент музыки, без которого невозможно ее существование. Можете попрактиковаться с метрономов, которые можно найти даже в интернете, или играйте песню вместе с включенным параллельно оригиналом.

Развитие медиаторной техники — учитесь всю жизнь!

Следующая ступень игры медиатором – это игра на отдельных струнах. Здесь техника игры усложняется, теперь нужно обращать внимание на постановку правой руки, углом попадания медиатора на струну и правильности движения кисти и руки в целом. Для начала предлагаю вам ознакомиться со следующим видеоуроком, который охватывает практически все нюансы извлечения звука медиатором.

Здесь же даны базовые упражнения для развития техники.

Основные нюансы таковы – рука должна быть расслабленной, движения должны совершаться только кистью (что некоторые гитаристы пытаются оспорить, но спорить с физиологией дело неблагодарное), медиатор не должен ударять струну плоской частью, чтобы уменьшить трение.

Здесь же я хочу упомянуть о всевозможных тренажерах, массажерах и прочих аксессуаров, которые многие начинающие гитаристы, почему-то, так хотят приобрести. Польза от них, конечно, есть, но, в любом случае, самый лучший гитарный тренажер – это сама гитара. Поэтому, прежде чем потратить n-ную сумму на покупку тренажера, подумайте, что лучше – провести время бездумно зажимая\сжимая\крутя китайский пластик или резину или провести его же за инструментом.
Для дальнейшего развития техники, я рекомендую следующие школы игры:

Школа игры Джона Петруччи:

Школа игры Френка Гамбале:

Так же, неплохие и довольно простые видеоуроки популярных песен вы можете найти на следующих каналах:
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCJgRMHrtQpnhKHdsGiFQRyQ
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCpypU2XLYmOsf36xgcgrW3w

Техника игры перебором: классика

Игра перебором (пальцами) чаще всего встречается у классических гитаристов, фолк и кантри исполнителей. Так же игру пальцами довольно часто можно встретить и у современных рок исполнителей, например, вступление песни The Unforgiven группы Metallica Кирк Хэммет играет пальцами.

Этот стиль игры имеет свои преимущества и недостатки, о некоторых из них я упомянул раньше, например, невозможность развития огромной скорости извлечения нот для исполнения скоростных пассажей, за очень редким исключением. К преимуществам можно отнести такие особенности, как возможность игры на выборочных струнах (например, можно одновременно зацепить 1, 3, 5 и 6 струны, что в медиаторной техники игры можно сделать только поочередно, хоть и очень быстро) и игры без посредников, что, несомненно, увеличивает ваше “чувство” инструмента.
Как и в случае с медиаторной техникой, сначала нужно “поставить” технику игры.

Прежде чем начать объяснять технические аспекты постановки рук, напомню вам о приспособлениях для игры: крайне желательно приобрести специальную подставку для ноги, она стоит около 500 рублей в практически любом музыкальном магазине. Она должна быть прочной и обязательно металлической. Нет смысла переплачивать за бренд, достаточно просто тактильно проверить ее на наличие люфтов и устойчивость.

Зачем же она нужна? В первую очередь это особенность игры данного инструмента и создана она исключительно для удобства посадки. Правильная посадка достигается следующим способом – сядьте на край стула, но достаточно устойчиво, не разваливайтесь на нем. И расположите гитару так, как показано на следующем рисунке:

Важно: не опирайтесь на гитару своим весом и не кладите на нее весь вес правой руки. Правило то же, что и с медиатором: главное, чтобы вам было удобно.
Постановка правой руки очень наглядно показана на следующих видео:

Ногти или когти?

Зачем же нужны ногти, о которых я упомянул в самом начале? Именно ноготь позволяет гитаре звучать звонко, долго и без лязга. Сразу же стоит обзавестись маникюрной пилкой, это очень важный атрибут классического гитариста. Ногти должны иметь немного скругленные углы и прямую плоскость в конце ногтя (приблизительно иметь форму скобки ”)”, как показано на рисунке).

В старой гитарной школе ногтевая техника говорила о том, что плоскость ногтя должна быть параллельна плоскости струны и гитарист струну должен зацеплять – тянуть снизу вверх. Сейчас же очевидно преимущество новой школы, которая говорит о том, что ноготь должен падать на струну под углом примерно в 30 градусов и слегка глушить ее мякотью пальца. Таким образом достигается наиболее приятное для слуха звучание. Подробнее рассказывается в видео под второй ссылкой.

Если вы не хотите отращивать ногти, то вы можете приобрести так называемые “когти” – специальные приспособления, надеваемые на пальцы и исполняющие функцию ногтей, но я бы порекомендовал все же отрастить свои, так как игра своими ногтями положительно влияет на звук.

Для общего развития советую приобрести или скачать в интернете книгу “Самоучитель игры на гитаре” А.М. Иванова-Крамского. В ней очень подробно расписывается техника игры, основные приемы и, что крайне важно, даны великолепнейшие произведения для самостоятельного изучения.

Другие техники игры

Помимо основных существуют так же альтернативные техники игры. Самой распространенной из них
является техника, которую должен знать любой уважающий себя бас-гитарист, а именно слэп. Ее так же употребляют на электро- и даже классической гитарах, но гораздо реже. Ее суть заключается в том, что удар по струне происходит сверху вниз в сторону гитарной деки, заставляю струну биться о лады и издавать очень характерный бренчащий звук. Так же часто встречается игра слайдом – стеклянной или металлической трубкой, надеваемой на палец
левой руки гитариста.

Суть техники в том, что струны не задевают лады, а их функцию исполняет та самая
трубка, которой гитарист водит по ним. Отмечу, что для использования данной техники нужен хорошо развитый слух.

Существуют и другие альтернативные техники игры, информацию о которых вы можете найти в интернете.

Статья в тезисах

В завершение данной статьи я обобщу все вышесказанное и дам общие рекомендации при игре на гитаре:

  • При возникновении любой боли в любых мышцах немедленно прекратите занятие во избежание травм
  • Лучший способ развить технику – непосредственное занятие на инструменте
  • Играйте под метроном и настраивайте гитару при каждом занятии, вырабатывайте чувство ритма и слух
  • Ищите информацию везде, где только можно, помните золотые слова: тяжело в учении – легко в бою.
  • Если у вас есть возможность, возьмите несколько уроков у преподавателя и задайте ему все накопившиеся вопросы

14 2

Начинающие гитаристы обычно задаются вопросом для: каким боем играть песню? Вопрос простой. На сайте , на странице с каждой песне показан
рекомендуемый
,

которым можно исполнять.
А если рисунок не показан?
Давайте для начала проделаем разбор песни по аккордам. Как это делается.
Просто играем каждый аккорд песни по одному разу, то есть проводим по струнам сверху вниз, от шестой к первой, в том порядке, как они написаны над словами. Получается такая цепочка или, как говорят музыканты, последовательность аккордов . В самых легких, простых песнях в ней всего 3-4 аккорда. В большинстве песен акордов 6-8.

Вот эту последовательность аккордов песни и нужно сначала разучить. Просто без ритмического рисунка (гитарного боя), арпеджио (перебора). По одному разу играем каждый аккорд. Не надо торопится, плавно. Все звуки должны звучать ровно и красиво. Пока пальцы не освоятся и не будут точно переходить с аккорда на аккорд.

А затем переходим уже к словам. Следующий этап разбора ещё без ритмического рисунка. Только проговариваем или не спеша напеваем слова песни, играя разученную цепочку аккордов. Каждый аккорд по одному разу, где он написан над текстом на ударном слоге или между словами.

Вот такое напевание с исполнением аккордов по одному разу, без рисунка и называется у музыкантов – разбор песни .

А теперь радостная новость: некоторые песни, особенно напевные, лирические, народные так и исполняются, как разбор. Например известные с детства и .

Вторая радостная новость в том, что вообще любую песню можно играть любым гитарным боем или ритмическим рисунком, или арпеджио, или перебором. Каждый, кто освоил несколько рисунков, можете это попробовать с теми, которые знает, проиграть любую песню. А потом выбрать какой нравится.

Главное поймать ритм, а для этого нужн, правильно начать ритмический рисунок. Счет РАЗ, начало каждого рисунка или перебора, на ударном слоге с аккордом подписанным над ним, как в разборе песни.




Top