Передок индейца древнего перу 3 буквы. Древние индейцы

Обычно, говоря о древней Америке, в первую очередь вспоминают об ацтеках, майя и инках. Но на Американском континенте задолго до этих, всем известных народов жили и другие. Они во многом и сделали этот дикий континент вполне пригодным для жизни…

Самые первые «американцы» занимались охотой на мамонтов и других крупных животных. Опасный промысел часто кончался трагически.

Останки одного из неудачливых охотников обнаружили ученые в 1947 году в Мексике, в местечке Тепешпан. Он погиб примерно 11 тысяч лет назад. Со скульптурной реконструкции на нас глядит пещерный житель с мощными надбровными дугами и низким лбом. Охотник был, по меркам древности, довольно стар — старше 50 лет!

Под воздействием климата

К VIII тысячелетию до нашей эры климат стал более сухим и теплым, луга превратились в полупустыни. Некоторые виды крупных животных вымерли, другие переселились на север. Вместе с ними мигрировала и часть охотников. Их потомки сохранили древний уклад вплоть до исторических времен.

Другие предпочли остаться на месте и приспособиться к новым условиям. Главное значение приобрел сбор растений, а охота служила лишь подспорьем. От собирательства — один шаг к земледелию, но многие племена его так и не сделали.

Благоприятные для сельского хозяйства области находились в Мезоамерике и в Центральных Андах — в Перу и Боливии. Именно в этих регионах образовались древние цивилизации.

Переход занял тысячелетия. Первой — около 7 тысяч лет назад — «одомашнили» тыкву-горлянку. За ней последовали кабачки, перец чили, хлопок, фасоль, авокадо. Наконец, пришел черед маиса. Самым древним початкам, обнаруженным археологом Ричардом Мак-Нейшем в Мексике, 5600 лет. Примерно в это время — IV-III тысячелетия до нашей эры — начали культивировать маис и в Андах.

Окончательно культура земледельцев сформировалась в III-II тысячелетиях до нашей эры. Возникли постоянные поселки, появились ткачество, керамика. Люди лепили посуду и терракотовые статуэтки, которые сохранили облик их создателей.

Появление глиняных фигурок свидетельствовало о зачатках верований — вероятно, культа предков. Поклонялись земледельцы и природным силам. Существовали шаманы и вожди, которые стали наследственной знатью.

На исходе II тысячелетия до нашей эры и возникли первые цивилизации.

Головы ольмеков

На берегах рек мексиканского штата Веракрус комбинация двух систем обработки земли — подсечно-огневой и пойменной — позволяла собирать 3-4 урожая в год. Разливы рек, как и Нила в Египте, породили цивилизацию ольмеков.

Между 1350 и 1250 годами до нашей эры жители одного из поселений создали террасы и платформы на одном из плато. Возникает протогород Сан-Лоренсо.

Между 1150 и 900 годами до нашей эры он стал церемониальным и административным центром, контролирующим бассейн реки Коацакоалькос. Там были созданы система искусственных водоемов, водопровод, множество монументальных каменных скульптур и «визитная карточка» цивилизации — .

Самой выдающейся постройкой Сан-Лоренсо был так называемый «Красный дворец» — длинное здание со стенами из утрамбованной земли, известняковых и песчаниковых плит и крышей из пальмовых листьев. Постройку украшали 4-метровые колонны, а под полом находился акведук из базальтовых желобов. Вероятно, здание служило резиденцией вождя.

Представители элиты жили в облицованных камнем домах на наиболее высокой части плато, общинники — в хижинах на террасированных склонах. Они занимались земледелием, гончарством, ткачеством, ловили рыбу, охотились. Были и профессиональные ремесленники, работавшие по заказам правящей верхушки.

После 900 года до нашей эры изменились русла рек, и Сан-Лоренсо постепенно утратил значение. Главным ольмекским центром стал другой археологический комплекс Ла-Вента, расцвет этого города пришелся на VIII-IV века до нашей эры.

В Ла-Венте были обнаружены несколько каменных голов, пирамида, каменные троны, гробницы, стелы с изображениями правителей и ягуароподобных божеств, мозаика в виде ягуарьей головы. Ягуар был для лавентцев священным животным: его высекали на статуэтках, украшениях, придавали владыкам черты этого зверя. Здесь же нашли рельефы, передающие миф о связи божественного ягуара с земной женщиной или, по другой интерпретации, — превращение шамана в ягуара.

«Ягуарий стиль» ольмеков распространился по Мезоамерике, а их иероглифические надписи и даты долго считались древнейшими. Ученые решили, что ольмеки — «материнская культура», прародительница всех цивилизаций региона. Дальнейшие исследования показали — они были одними из многих. Другие народы начали путь к цивилизации одновременно с ними, а кое в чем шагнули даже дальше.

Загадка сапотеков

Во времена расцвета Сан-Лоренсо в Оахаке стали почитать Землю и Небо. Грозные силы Земли представляли в виде рычащей пасти ягуара. Возможно, ягуар — влияние ольмеков, но в остальном культура шла своим путем.

Между 850 и 700 годами до нашей эры возникли платформы для недолговечных храмов-мазанок, а жители Сан-Хосе-Моготе создали первое вождество. Через пару столетий образовались и другие. Сперва они стремились разрешать конфликты миром, потом начали воевать.

Однажды враги сожгли храм в Сан-Хосе-Моготе. Нечестивцев ждала кара, память о которой сохранилась на века.

На резной плите изображен принесенный в жертву пленник. Знаки между его ступнями: точка и иероглиф — первый образец сапотекской письменности, датируемый… 600 годом до нашей эры! Вероятно, запечатлено имя «Герострата».

Письменность сапотеков до сих пор не дешифрована. Ее одно время считали древнейшей — старше даже ольмекской! В наше время перевес вновь у ольмеков, хотя не исключено, что две культуры пришли к данному открытию одновременно.

Вместе с письменностью, календарем, резными барельефами в Сан-Хосе-Моготе появились храмы, гробницы вождей и первые фигурные сосуды — так называемые урны.

Священная гора Монте-Альбан — здесь в V веке до нашей эры воздвигли столицу сапотеки

Примерно в 500 году до нашей эры жители селения перебрались на вершину священной горы Монте-Альбан. Там во время расцвета Ла- Венты возник первый настоящий город — столица государства сапотеков.

К I столетию до нашей эры цари Монте-Альбана подчинили Оахаку, а потом шагнули за ее пределы. Следующие 300 лет были периодом экспансии царства, а потом — пять веков процветания. Угас Монте-Альбан на исходе I тысячелетия — незадолго до центров «классических» майя.

Первая попытка создать цивилизацию в долине Мехико закончилась трагически.

Жители поселка Куикуилько незадолго до начала нашей эры научились многому. Они изготовляли изящную посуду, строили глинобитные жилища и даже возвели пирамиду — усеченный конус из песка и глины, облицованный камнями и адобами (то же, что саман). Но произошло извержение вулкана Шитле, и дома земледельцев со всей утварью оказались погребены подслоем лавы.

Ученые предполагают — погибли не все. Часть сбежала в Теотиуакан. Возможно, именно они ускорили его развитие и вдохновили теотиуаканцев на создание огромных пирамид Солнца и Луны.

Расцвет Теотиуакана пришелся на первые века нашей эры и совпал по времени с расцветом Монте-Альбана и образованием первых царств майя. С сапотеками теотиуаканцы жили мирно, разделив сферы влияния. С майя дело обстояло по-другому. В 378 году военачальник Сиях-Как предпринял далекий поход, захватил власть в майяском Тикале и основал новую династию, подчиненную Теотиуакану. Как ни странно, завоевание пошло на пользу майя, а Тикаль в V столетии стал их самым крупным государством.

Теотиуаканцы вскоре позабыли о «вассалах», а в конце VII века первый «мегаполис» погиб.

Предшественники инков

Древняя история Южной Америки известна меньше. Кроме того, там зафиксировано несколько археологических рекордов.

Первый — эквадорский «человек из Отовало» и самым древним в Америке останкам — 33 тысячи лет!

Второй — мумии Чинчорро на чилийском побережье. Самые ранние из них датируются… VIII тысячелетием до нашей эры! Они — древнейшие в мире.

Эту традицию наследовали создатели культуры Паракас. Они также прославились экспериментами над черепами: изменяли их форму, проводили трепанации… Их преемники, знаменитые наска, перестали делать мумии в большом количестве, однако продолжали игры с черепом.

Северное побережье континента предлагает не меньше сюрпризов. В Эквадоре был поставлен очередной рекорд — обнаружена древнейшая в Америке керамика, начала III тысячелетия до нашей эры. В ней нашли сходство с японской, и с этих пор бытует версия о контактах между этими странами.

Традицию гончарного искусства развили другие культуры побережья. Самая яркая из них — культура мочика, существовавшая в Перу, поблизости от современного Трухильо.

Мочика сооружали города, в которых возводились пирамиды, жилые и общественные постройки; прокладывали оросительные системы, акведуки. Земледелие основывалось на ирригации и использовании заливных земель. Они выращивали маис, фасоль, картофель, юкку, чили, томаты, другие растения. Поля удобрялись гуано и мелкой рыбешкой. Рыбаки в тростниковых лодках часто выходили на промысел.

Мочика были искусными ювелирами — умели плавить, паять, покрывать медь позолотой. Из металлов изготовлялись украшения и некоторые орудия труда.

Занимались мочика и ткачеством, однако известность культуре принесли гончарные изделия — расписные и фигурные сосуды. Благодаря мифологическим сюжетам и «жанровым сценкам» на них мы и узнаем о жизни мочика. Их культура не оставила ни надписей, ни каменных скульптур. Летопись этого народа — «глиняная».

«Владыка Сипана»

«Визитная карточка» мочика — так называемые «портретные» сосуды, с потрясающей реалистичностью передающие черты живших когда-то людей: то ли царей древнего народа, то ли их поверженных врагов.

О богатстве и могуществе древних царей свидетельствует нетронутое погребение «Владыки Сипана», датируемое примерно 290 годом.

На груди почившего правителя были уложены медные диски, несколько десятков золотых, медных и серебряных орешков — элементы, украшавшие истлевшую одежду. Погребальное покрывало было расшито позолоченными медными пластинками и усыпано множеством раковин. Здесь же находились носовые вставки, нагрудные и ушные подвески из золота, веер из перьев с медной ручкой. Россыпью лежали тысячи жемчужин.

В правой руке покойного были золотой брусок и скипетр-нож, в левой — тоже брусок и скипетр, только медные. У шеи лежали два ножа: золотой — справа, медный — слева. Поверх головы находилась большая золотая диадема в форме полумесяца.

Сопровождали царя в загробный мир несколько слуг или рабов и, возможно, супруги, принесенные в жертву и похороненные тут же.

В исторические времена на землях мочика расположилось царство Чимор — самый могущественный соперник инков. Чиморцы тоже были искусными ювелирами и гончарами. Кто знает, может, мочика — их предки?

Самой древней цивилизацией Перу считается культура Чавин, чьи центры разбросаны вдоль Тихоокеанского побережья. Главный, Чавин-де-Уантар, находится в горах — в 100 километрах от берега.

Эта культура процветала с 1500 года до нашей эры по 400 год и оказала огромное влияние на все цивилизации Андского региона. Некоторые считают ее «культурой-прародительницей», подобно мезоамериканским ольмекам.

Здесь существовало теократическое общество под властью царей и жрецов. Церемониальной столицей считался Чавин-де-Уантар, а на обширной подчиненной территории располагались менее значимые центры, вокруг которых селились общинники.

Пригодная для обработки земля находилась лишь в речных долинах, поэтому развилась ирригация. Хорошим подспорьем было скотоводство и традиционные промыслы — охота и рыбная ловля.

Знали чавинцы и ремесла. Именно с них началась традиция лепки «фигурных сосудов», изображавших людей и животных. Сосуд часто выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Культ кошачьих — ольмекская черта. Может, два народа контактировали? Жили они в одно время…

Чавин-де-Уантар — вытянутый прямоугольник, сочетание платформ, храмов и площадей. Самые известные памятники — храмовый комплекс «Кастильо» и две загадочных стелы: «Лансон» («Копье») из белого гранита высотой 4,5 метра, а также «Камень Раймонди» с рельефом существа с кошачьей мордой и жезлом в каждой руке-лапе. Назначение как этих, так и других чавинских памятников до сих пор осталось неизвестным.

Еще больше вопросов вызывает загадочная культура Тиауанако, существовавшая в Андах во II-I тысячелетиях до нашей эры. Ее церемониальный центр располагался на берегу высокогорного озера Титикака — более 3 тысяч метров над уровнем моря!

Культура Уари еще меньше изучена. Есть мнение, что две цивилизации создали одно государство с двумя столицами: религиозной — Тиауанако и светской — Уари…

После падения Тиауанако культура Уари распространилась на все области — повсюду ее центры с характерными постройками.

Архитектура этой культуры отличалась правильностью, симметрией, прямоугольной планировкой, символизируя централизацию власти и силу. Улицы, площади, дома окружались мощными каменными стенами. Возводились административные здания и «мастерские» из сотни комнат. На ступенчатых платформах размещались скульптурные изображения божеств.

Один из городов культуры Уари находился в Куско. В конце I тысячелетия он был заброшен, а через несколько веков в долину пришли инки…

Татьяна Плихневич

МОСКВА, 24 мар - РИА Новости. Палеонтологи обнаружили первые однозначные свидетельства того, что представители древнеамериканской культуры кловис активно охотились на лошадей и верблюдов и могли вызвать их вымирание примерно 13 тысяч лет назад, когда кончилось последнее оледенение, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Большинство археологов считают, что предки современных индейцев проникли на территорию Северной Америки примерно 15-14 тысяч лет назад, двигаясь по узкой полоске льда и земли между Аляской и Чукоткой. Первая культура, чьи останки сохранились до наших дней, возникла на территории современных Соединенных Штатов 13-13,5 тысячи лет назад. Она носит название Кловис, от названия городка Кловис в штате Нью-Мексико, где в конце 1930 годов была обнаружена стоянка древних аборигенов.

Группа археологов под руководством Майкла Уотерса (Michael Waters) из университета Техаса в Хьюстоне (США) на протяжении долгого времени изучает следы культуры кловис и других групп первых аборигенов Нового Света. К примеру, в 2013 году им удалось выяснить, что индейцы проникли в Америку на 800 лет раньше, чем считалось, изучив наконечник копья, застрявший в ребре мастодонта.

В своей новой работе авторы статьи проанализировали останки древних лошадей и верблюдов, которые были найдены достаточно давно на территории водохранилища Святой Марии в провинции Альберта, неподалеку от резервации индейского племени Кайна.

Первичная датировка показала, что они, вместе с несколькими десятками орудий труда, относятся к нескольким разным поколениям культуры кловис, чьи представители жили на территории Канады примерно 13 тысяч лет назад. Временная разрозненность останков — разброс между самыми старыми и молодыми составлял более 500 лет — и их относительная немногочисленность заставила их первооткрывателей заключить, что лошади и верблюды редко попадали в "меню" первых обитателей Северной Америки.

Уотерс и его коллеги усомнились в правильности этих датировок и провели повторный анализ, в ходе которого они вычисляли возраст останков животных по образцам белка, извлеченного из их костей. При датировке костей ученые особенно тщательно подходили к очистке останков от загрязнителей и примесей, полагая, что их предшественники не делали этого.

Ученые получили подтверждение, что предки индейцев пришли из Сибири Американские ученые исследовали фрагмент доисторического скелета девочки-подростка, найденного в Мексике. Анализ ДНК подтвердил его североазиатское происхождение.

Анализ показал, что все останки животных были практически одного возраста — 13,270-13,310 лет. Это говорит о том, что они были умерщвлены и разделаны практически одновременно, в пределах жизни одного поколения индейцев, или может быть, предполагают Уотерс и его коллеги, даже одного охотничьего сезона. Все это является первым достоверным доказательством того, что первые жители Америки могли ускорить или даже вызвать вымирание лошадей, верблюдов и многих других видов мегафауны.

Как отмечают ученые, эти аборигены не обязательно принадлежали к культуре кловис, так как даже минимальный возраст останков древней мегафауны почти на 300 лет больше, чем предполагаемая дата проникновения ее носителей в западную Канаду. В любом случае, к какой культуре бы не принадлежали эти индейцы, авторы статьи считают, что они были напрямую связаны с вымиранием мегафауны, хотя степень их "вклада" в этот процесс пока остается неизвестной.

Наша Вселенная полна загадок, которые не вписываются в устоявшуюся систему знаний. Рубрика «Великой Эпохи» «За гранью науки» представляет статьи о необычных феноменах, которые подогревают наше воображение и свидетельствуют о невиданных ранее возможностях.

Гипотеза о том, что индейцы были потомками древних евреев, египтян или греков, существовала на протяжении столетий, но воспринималась как очень неоднозначная. Джеймс Адэр, колонист XVIII века, который торговал с индейцами на протяжении 40 лет, писал, что их язык, обычаи и социальная структура очень похожи на еврейские.

Он писал в своей книге «История американских индейцев»: «Очень трудно заставить преодолеть себя, не говоря уже о других, изменить устоявшиеся взгляды. Я ожидаю, что подвергнусь цензуре за противоречие общепризнанным взглядам или вмешательство в дискуссию, волнующую учёных с момента открытия Америки».

В последние годы д-р Дональд Пантер-Йейтс, который придерживается схожих взглядов, столкнулся с негативной реакцией других учёных.

В науке существует широко устоявшееся мнение, что индейцы произошли от монголов. В исследовании 2013 г., опубликованном в журнале Nature, указывается на наличие некоторых древне-европейских корней. Был проведён анализ человеческих останков из Сибири возрастом 24 000 лет. Учёные не выявили никакого их сходства с азиатскими народами, только с европейскими, при этом всплыла отчётливая связь с американскими индейцами. Но современное научное сообщество скептически относится к идее о том, что индейцы могут быть потомками древних жителей Ближнего Востока или древних греков, как это предположил Йейтс и другие учёные.

Йейтс сам по происхождению индеец-чероки. Он имеет степень д-ра по исследованию античности и является основателем института генетических исследований DNA Consultants. Всё это позволило ему разработать уникальные теории об истории американских индейцев и их связях с древними культурами. Анализы ДНК могут стать подтверждением этих теорий.

Генетические сходства

Индейцы входят в пять генетических групп, известных как гаплотипы, каждый из которых обозначен буквами алфавита: A, B, C, D и X.

В статье «Аномалии ДНК чероки» он указывает на ошибку, распространённую во многих генетических анализах. «Генетики говорят, что A, B, C, D и X - это индейские гаплотипы. Поэтому они присутствуют у всех индейцев. Но это всё равно, что сказать: все люди передвигаются на двух ногах. Следовательно, если скелет какого-то существа имеет две ноги, то это человек. Но на самом деле, это может оказаться кенгуру».

Любое расхождение с гаплотипами обычно списывается на смешение рас после колонизации Америки европейцами, а не на первоначальные гены индейцев.

Но Йейтс, проанализировавший ДНК чероки, пришёл к выводу, что подобное смешение невозможно объяснить примесью европейских генов после 1492 г.

«Откуда же тогда взялись не европейские и не индейские гены? - задаётся он вопросом. - Уровень гаплогруппы T у чероки (26,9%) сопоставим с уровнем жителей Египта (25%). Египет - это единственная страна, где T занимает доминирующие позиции среди других митохондриальных линий».

Йейтс уделил особое внимание гаплотипу X, который «практически отсутствует в Монголии и Сибири, однако распространён в Ливане и Израиле».

В 2009 г. Лиран И. Слуш из Израильского технологического института опубликовал исследование в журнале PLOS ONE, где утверждалось, что гаплотип распространился по всему миру с Галилейских холмов в северном Израиле и Ливане. Йейтс пишет: «Единственный народ на Земле, имеющий высокий уровень гаплотипа X, кроме индейцев таких племён как оджибве, - это друзы, живущие в северном Израиле и Ливане».

Культурные и лингвистические сходства

Несмотря на то, что значительная часть культуры чероки была утрачена, Йейтс в своей книге «Кланы чероки» отмечает, что до сих пор сохранились легенды о предках, которые приплыли из-за морей и говорили на языке, похожем на древнегреческий. Между языками индейцев, египтян и ивритом можно проследить некоторые параллели.

Прототипом белокожего полубога Мауи индейцев-чероки может быть ливийский предводитель флота, убитый фараоном Птолемеем III около 230 до н.э., считает Йейтс. Слово «мауи» похоже на египетское слово, означающее «мореплаватель» или «проводник». По легенде, Мауи научил индейцев всем ремеслам и искусству. Он дал название для вождей чероки «аматойхи» или «мойтой», что можно перевести как «мореход» или «адмирал», говорит Йейтс.

Он вспоминает легенду одного из кланов чероки об отце Мауи по имени Таноа. Йейтс считает, что Таноа мог быть греческого происхождения. «Таноа был отцом всех светловолосых детей, он пришёл из земли под названием Атиа», - пишет он.

Под Атиа может подразумеваться Аттика - исторический регион, окружавший греческую столицу Афины. «Атиа» была местом, где находится «множество высоких храмов из алебастра», один из которых очень просторный, он был создан как место для встречи людей и богов. Там проходили спортивные соревнования, праздники в честь богов, встречи великих правителей, оно было источником войн, заставивших людей переселиться за океан.

«Сложно придумать легенду, которая бы более точно отражала греческую культуру», - пишет Йейтс. В гавайском языке существует слово «кариой» - развлечение, отдых. В греческом языке использовалось практически то же самое слово». Он отмечают и другие сходства.

«По словам старейшин, чероки, как и хопи, в древности говорили на языке не индейского происхождения. Но затем они перешли на могаукский язык, чтобы продолжать жить вместе с ирокезами. Их старый язык, похоже, включал большое количество заимствований из греческого, языка птолемейского Египта и древнееврейского», - говорит он.

Адэр отмечал лингвистическое сходство между ивритом и языками коренного населения Америки.

Как и в иврите, существительные в индейских языках не имеют падежей и склонений, пишет Адэр. Другое сходство - отсутствие сравнительной и превосходной степеней. «Ни в одном языке, за исключением иврита и индейских языков, не наблюдается такого дефицита предлогов. Индейцы и евреи не имеют служебных частей речи, чтобы разделять слова. Поэтому они должны присоединять определённые символы к словам, чтобы преодолеть этот дефицит», - пишет он.

Взгляд из прошлого

Адэр способен пролить свет на культуру индейцев, что не под силу Йейтсу. Адэр активно общался с индейцами сотни лет назад, когда их традиции были ещё живы. Разумеется, следует допустить, что, будучи иностранцем, он мог неправильно истолковать некоторые аспекты их культуры.

«Из моих наблюдений я сделал вывод, что американские индейцы - прямые потомки израильтян. Возможно, это разделение произошло, когда древний Израиль был морской державой, либо уже после того, когда они попали в рабство. Последняя версия наиболее вероятна», - говорит Адэр.

У них схожая структура племени и организация жрецов, а также обычай устраивать священное место, считает он.

Он приводит один пример схожести обычаев: «Согласно законам Моисея, женщина после путешествия должна пройти очищение. У индейских женщин тоже существует обычай, когда они на некоторое время уединяются от своих мужей и любых общественных дел».

Адэр объясняет отсутствие обычая обрезания следующим образом: «Израильтяне 40 лет жили в пустыне и могли бы и не вернуться к этому болезненному обычаю, если бы Иисус Навин не ввёл его. Первые поселенцы в Америке, столкнувшиеся с тяжёлыми условиями жизни, могли отказаться от этого обычая и затем полностью забыть, особенно, если в путешествии их сопровождали представители восточных языческих народов».

Похоже, что сами чероки неоднозначно относятся к работам Йейтса. Центральный сайт чероки опубликовал выдержки из исследования Йейтса, однако отдельные комментарии, сделанные его читателями, указывают на то, что чероки не желают поддерживать подобные теории.

Говоря о клане чероки, Йейтс утверждает: «Некоторые из них исповедовали иудаизм, несмотря на то, что старейшины Объединённой китувы (организация чероки) яростно отрицают это».

Газета «АиФ » (в №№ 14, 15, 16, 17, 19, 20 - 2007 г., «Загадки древних цивилизаций. Следы богов» ) напечатала интересную статью о существующем на Земле месте - Альтиплано. Это высокогорное плато на границе Перу и Боливии, где по сей день сохранились свидетельства существовавшей в древности единой для всей планеты великой цивилизации. Эта статья подтверждает мысль о том, что существовавшая в древности на Земле цивилизация, многократно превосходила по техническим возможностям, физическим способностям и рациональности ныне существующую. А древние инки, также как и древние египтяне, всего лишь наследники более древней великой культуры, которая погибла в результате катастрофы. Cами же инки и египтяне впоследствии деградировали.

Выносим эту статью на сайт. Все выделения в тексте наши.

Загадки древних цивилизаций. Следы богов

Город, построенный за 1 ночь
На земле есть несколько мест - Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Греция, Рим, Мексика, - попадая в которые мы невольно задумываемся о мудрости и умении древних, возводивших прекрасные дворцы и величественные храмы, вычислявших движения небесных тел, изготовлявших простейшие предметы быта столь рационально и совершенно, что гипотеза Дарвина о волосатом предке человека представляется особенно сомнительной.

Одно из таких мест - Альтиплано, высокогорное плато на границе Перу и Боливии. По инерции в путеводителях всё ещё пишут, что архитектурные и инженерные достижения этого района созданы инками. Однако инки были наследниками более великих культур далёкого прошлого.


…У него квадратные глаза со скруглёнными углами, прямоугольное лицо с тяжёлым тюрбаном над лбом, прямой нос с расширяющимися ноздрями, окладистая борода и усы, бубликом окружающие рот.


Предки инков

Виракоча, как называют бог а-учител я аймара (коренные жители Боливии и потомки инков), сильно от них отличался: по облику - настоящий европеец. Он научил индейцев строить дома и храмы, выращивать картофель, писать и считать, наблюдать звёзды и врачевать.

Невдалеке от высокогорного озера Титикака от Виракочи остался храмовый город, называемый Тиауанако. Сначала копавшие его археологи полагали, что ему полторы тысячи лет, потом удлинили возраст руин до 2500 лет. Но Артур Познански, боливийский учёный, посвятивший жизнь этим Афинам Южной Америки, уточнил углы падения солнечных лучей сквозь Ворота Солнца с учётом медленно меняющегося угла наклона земной оси. В итоге он убедительно доказал: этим камням от 12 до 17 тысяч лет.


Просто это…

На окраине Тиауанако лежат гранитные плиты, которые многие исследователи считают пирсом (видно, некогда берег озера находился здесь, а не в 20 км, как сегодня). Масса крупнейшей из них 440 тонн. Аккуратно уложить её, совместив с соседними, можно было, лишь используя портовый кран. Но откуда он в каменном веке, причём на высоте 3800 метров?


Гранит, андезит и базальт - а именно эти самые твёрдые породы камня составляют руины древнего города - не поддаются обработке каменными и медными инструментами. Других в Тиауанако не найдено. Тогда чем же они просверливали идеально ровные отверстия в толще гранита? Чем обрабатывали камень, добиваясь отменно ровных выступов? Каким образом ухитрялись выдалбливать полуцилиндрические желоба для своих гранитных водостоков?


Аймара отвечают на эти вопросы просто: это были боги, не зря ведь они возвели город всего за одну ночь!

Учёные на такие вопросы не отвечают вовсе. Потому что тогда пришлось бы признать: за много тысяч лет до нас на Земле существовала цивилизация, возможности которой равнялись нашим сегодняшним.


«Леонов» из села Уаро

А если присмотреться к керамике культуры Тиауанако, не менее совершенной, чем керамика Древней Греции, может возникнуть мысль: это были существа отнюдь не с нашей планеты (фото 5) . И вот уже квадратные глаза Виракочи, его угловатые конечности, лица его соратников, с явным портретным сходством запечатлённые на стенах подземного храма и столь похожие на скафандры космонавтов (фото 6) , укрепляют в мысли: эти артефакты - свидетельства палеоконтакта. Тем более когда в местном музее видишь стелу, изображающую двух тиауанакотцев в состоянии невесомости - они направлены головами друг к другу (фото 7) . А в маленьком музейчике перуанского села Уаро выгравирован на камне космонавт, работающий в открытом космосе (фото 8) .

Вероятно, та же цивилизация, что возвела колоссальные сооружения Тиауанако, оставила на песчаном насте пустыни Наска знаменитые рисунки и линии. Длина некоторых из них составляет несколько километров, а их строгая прямизна недоступна даже современным специалистам по геодезии. Увидеть эти рисунки, оставаясь на земле, невозможно. Приходится, как первооткрывателям линий Наски, подниматься в небо.


Кто изрисовал пустыню?

«Канделябр» - крупнейший из рисунков невдалеке от плато Наска.

«Астронавт».

Знаменитые рисунки плато Наска можно увидеть только поднявшись на несколько сотен метров над землёй. Местные жители считают, что все диковинки перуанской пустыни в середине прошлого века нарисовали их соотечественники, чтобы создать в Перу туристический бум. Разговоры же об инопланетянах или инках, летавших будто бы на воздушных шарах, воспринимаются ими как байки, развлекающие богатых бездельников, слетающихся сюда со всего мира.

Когда с борта самолёта смотришь на один и тот же рисунок под разными углами, замечаешь: ширина полосы - величина переменная. Когда рисунок наползает на склон, полоса становится шире.

Это наблюдение подтвердило замечательную догадку московского учёного, радиофизика Аллы Белоконь. Много лет обдумывая феномен линий плато Наска, Алла Тарасовна заключила: поскольку на неровностях рельефа - холмиках и оврагах - линии расширяются, постоянна не ширина линии, а её проекция на горизонтальную плоскость. А это может значить лишь одно: все рисунки и геометрические картинки плато Наска были сканированы , то есть выполнены с высоты неким энергетическим лучом.

Как и другие исследователи, Белоконь не может объяснить, кто именно, когда и с какой целью исчертил перуанскую пустыню. Но зато она смогла опровергнуть одно самое «заземлённое» предположение - о том, что рисунки и линии прочертили древние индейцы, ходя по земле. Этого не могло быть не только потому, что человеку не хватит пространственного воображения: оставаясь на земле, представить, как, допустим, восьмикилометровый рисунок будет смотреться с высоты пятисот метров, невозможно. Помимо этого чисто логического довода - рисованные прямо на земле рисунки имели бы повсюду равную ширину линий (условно говоря, ширину бульдозера, которым их изготовляли). Сканированные же сверху, они, по всем законам стереометрии, имеют переменную ширину.

Кроме того, Алла Белоконь выделила более десятка узлов, в которых пересекаются многие линии, и усмотрела в их расположении чертёж призмы, символически изображающей Солнечную систему и некую иную планетную систему, возможно, как раз ту, для нужд которой и предназначались все рисунки плато Наска.

Что касается авторства рисунков и линий в перуанской пустыне, по собственным наблюдениям могу предположить лишь одно: это сделали те же разумные существа, что уложили мегалиты Тиауанако и оставили прекрасные гравированные рисунки на камнях из собрания музея Хавьера Кабреры. Спиральный хвост обезьяны со знаменитого рисунка плато Наска встречается и на рельефах, украшающих скульптуры Виракочи в Тиауанако, и на камнях Кабреры.

Галерея каменного века

Камни Ики неопровержимо доказывают: на Земле жила и творила великая цивилизация, уровня которой мы не достигли и сегодня.

Охаянный пророк

фото 11. А мы-то думали: людей с динозаврами разделяют больше 60 млн. лет.

фото 12.


Трое верхом на динозавре, причём один из них уже отрубил ему голову. Абсурд? Или доказательство того, что крохотная головка не столь уж необходима звероящеру (фото 11) ?

Изображения сделаны на поверхности округлых камней - типа морской гальки. В сотнях картинок присутствует единый стиль - верный признак мастерской работы. Среди сюжетов имеются такие, которые мы бы отнесли к фантастическим: пересадка мозга (фото 12) , трепанация черепа, наблюдение небесных тел в подзорную трубу, забор спермы - вероятно, для генетических опытов. Сколько лет камням, найденным в земле в окрестностях города Ика? Для чего они нам оставлены?

Ответы на все эти вопросы могла бы дать наука. Но наука молчит. Не скромно, признавая своё бессилие, а высокомерно называя собрание камней Ики скопищем фальшивок.

Эухения Кабрера, дочь собирателя и директор скромного музея, больше похожего на склад, устала что-либо доказывать. Да и к чему? Ведь её покойный отец в своё время оплатил специальную экспертизу, установившую: патина - наружная плёнка - охватывает как объём самого камня, так и гравёрные канавки, из которых состоит изображение. Значит, мнение скептиков о том, что рисунки нанесены в наше время, несостоятельно.

Почему камни не могут быть поддельными? Сегодня в мире их более 15 тысяч, в одном лишь музее Ики 11 тысяч. Если они фальшивые, тогда надо согласиться: некий подпольный камнеобрабатывающий комбинат с батальоном первоклассных гравёров по камню годами выпускает продукцию, зарывая её в землю с единственной целью - дурить учёных.

Их мозг был в 3 раза больше

Некоторые обычаи предков в Южной Америке сохранились до сегодняшних дней.

В Лиме я остановился перед похоронной процессией. Четверо мужчин несли на плечах деревянный катафалк с покойником. Но впереди и позади них творилось что-то невообразимое: женщины кружились в танце, развевая многочисленные цветные юбки, резвились дети, радуясь воздушным шарам, цветы и улыбки дополнялись весёлой музыкой.
- Они что, все с ума посходили? - спросил я своего спутника.
- Ничуть, просто так мой народ кечуа провожает умершего в лучший мир.

Коммуналка для покойников

«Бутылочное» захоронение людей паракас.


Началось всё очень давно - как минимум до нашей эры, а возможно, много-много тысяч лет назад. На пустынном полуострове Паракас археологи находят выкопанные в песке ямы бутылкообразной формы. В каждой такой яме сидят завёрнутые в плотную мешковину высушенные на солнце мумии очень хорошей сохранности. Чем их меньше в каждой яме, тем выше был при жизни статус умершего.
Покойник, закутанный в яркие дорогие ткани и с золотой маской на лице, вероятно, при жизни был властителем. Люди поскромнее вынуждены были делить одну «бутылку» на четверых, а то и семерых. В ямах находят посуду, высохшую еду, в женских захоронениях наборы косметики, драгоценности, в мужских оружие - всё, что требовалось человеку при жизни и непременно потребуется в ином мире.

Древняя мумия сидит, как живая.


Люди культуры паракас (так, не зная самоназвания древнего народа, их и называют, по топониму) были уверены, что смерть - не более чем переход из мира видимого в мир невидимый. И потому научились не горевать, а радоваться тому, что ещё один из их племени уже в лучшем из миров.

Мочика, другое названное по археологической культуре племя предшественников инков и современных перуанцев, оставили нам блестящие образцы керамики, исполненной в реалистическом стиле. Среди образцов, выставленных в витринах частного музея Ларко Эрреры, есть такие, где во всех деталях изображены сексуальные сцены (персонажи - очевидные скелеты).


Эта дырка спасла ему жизнь

Гений с дыркой в голове


Хотя смерть всегда считалась у перуанцев благом, никто прежде времени к ней не стремился. Более того, древние жители Перу и Боливии как могли отдаляли её наступление. В том числе таким удивительным для древности методом, как трепанация черепа. Причём отверстие на голове заделывали золотой фольгой. На керамических сосудах и камнях Ики запечатлены сцены таких операций, даже видны хирургические инструменты. По данным современных патологоанатомов, черепа с произведённой трепанацией принадлежали людям, жизнь которых продлили на много лет.

Но люди паракас не только оперировали мозг. Они целенаправленно деформировали черепа, придавая им то вытянутую конусообразную, то расширяющуюся кверху форму. Такие черепа во множестве извлечены из песка пустынь Наска и Паракас. Зачем же проделывались столь странные манипуляции с людьми?

Из младенцев со сдавленными черепами, возможно, вырастали мастера, творившие чудеса.

По мнению перуанского антрополога доктора Ренато Давилы Рикельми, который своими руками реконструировал облик найденной им древней перуанской принцессы с вытянутым черепом, объём её мозга оказался втрое больше, чем у нас с вами. Для чего? Вероятно, так удавалось стимулировать особые паранормальные способности (такого же мнения придерживается известный российский учёный, исследователь тайн мозга Леонид Гримак). Поскольку чаще всего увеличивалась зона верхнего скругления черепа, отвечающая за логику и способности к точным наукам, доктор Рикельми полагает: так люди паракас, мочика и наска выращивали гениев. Возможно, тех самых, что оставили нам рисунки Наска и мегалиты Тиауанако.

В маленьком музее на острове Солнца на высокогорном озере Титикака выставлены рисунки, показывающие технологию деформирования черепа у детей. На это уходили годы, и вряд ли процедура доставляла малышам удовольствие. Зато потом «яйцеголовым» , возможно, удавалось то, что ныне мы приписываем пришельцам.

Жители Тиауанако хоронили своих вождей в сложенных из прекрасно обработанных гигантских гранитных камней конических башнях - чульпас, несколько таких башен сохранилось в полутора сотнях километров к северу от Тиауанако. Рядом с ними стоят чульпас более молодого народа колля - эти башни попроще, из камней, соизмеримых с обычными кирпичами. Наконец, чульпас знаменитых инков совсем примитивны - они выстроены из бесформенных обломков, схваченных раствором. Так, на примере захоронений видна постепенная деградация загробных домов древних перуанцев. Чем дальше в глубь веков, тем сооружения совершеннее.

Почему великая цивилизация древности, следы которой так многочисленны среди скал Альтиплано, деградировала? Одна из популярных версий: расцвет культуры древних перуанцев был оборван страшной катастрофой. Некоторые исследователи уточняют - потопом. Тем самым Всемирным потопом, который описан в Библии, шумерском «Сказании о Гильгамеше» и мифах других древних народов.


Их секс имел дальний прицел

Аймара, потомки инков и великой древней цивилизации, живут на плавучих островах озера Титикака. Есть доказательства того, что их предки скрещивались с нелюдьми.


В частном музее Рауля Ларко Эрреры на окраине Лимы, выставлена керамика древнеперуанского племени мочика, жившего на Тихоокеанском побережье севера страны. Имя, данное археологами по названию местной деревушки условное. Осмотрев до этого в Музее археологии несколько десятков произведений мочика, я уже знал, что скульпторы этого народа признавали исключительно реалистический метод в искусстве. Поэтому, увидев изображение мужчины в состоянии сексуальной боеготовности, я не был склонен считать срез его головы в виде обода с отверстиями следствием художественного вымысла.

Если лама, вылепленная скульптором мочика, как две капли воды похожа на ламу, пасущуюся сегодня на горном плато, почему мужчина-мочика не мог быть портретирован столь же безупречно точно?


Для людей той культуры зачатие и роды были такими же естественными процессами, как охота или поклонение богам.
Среди сюжетов музея есть сцена спаривания антропоморфного существа и животного, кентавра. Что это? Пресловутая зоофилия, за пристрастие к которой древние пророки клеймили современников? Или осознанное выведение новой породы существ?

Они не ждали милостей от природы

Лично мне более вероятной кажется вторая версия. Потому, что совокупление представителей разных видов - постоянный сюжет древних художников Альтиплано. На гравированных камнях Ики неоднократно встречаются сцены любви существ разной природы. А на одном из камней изображены двое мужчин на пике эрективного самозабвения. Сотрудница музея даже обозначила этих персонажей как гомосексуалистов. Но я заметил одну деталь, ставящую под сомнение её вердикт: в специальный сосуд стекает сперма героев композиции. Зачем? У меня догадка одна - весь смысл этой малоэстетичной сцены состоит как раз в сборе генетического материала.

Подтверждая эту версию, камни Ики продемонстрировали генетических мутантов, которых мы с вами не знаем даже в эпоху расцвета биологии. Вот странное существо с двумя журавлиными головами, разбегающимися на длинных шеях в противоположные стороны. Вот какое-то насекомообразное, стоящее на двух крепеньких ножках с клещевидными копытами.

Очевидно, межвидовой секс был для древних обитателей Кордильеров средством выведения существ с заданными свойствами.

Секс для них меньше всего был удовольствием.


Даром что с хвостами

Два длиннохвостых существа, более всего похожих на низших обезьян, несут на плече бревно, к которому приторочена люлька с младенцем. Надо ли объяснять, что столь разумного поведения не наблюдается даже у высших обезьян - таких, как шимпанзе, гориллы, орангутанги. Когда же я заглянул в лица (именно в лица, а не морды) чадолюбивых родителей, увидел такую сосредоточенность и заботу, умело переданную художником, что больше не смею применять слово «обезьяны» к этим интеллектуальным и духовным существам.

Четверть века назад ЮНЕСКО оградила античные памятники Перу и Боливии от разграбления немцами и американцами. Но, когда учёные развитых стран потеряли практический интерес к культурному наследию доинкских народов, его изучение пришло в упадок. Вот и приписывают все достижения инкам, не замечая, что тысячелетиями ранее на этой земле жили иные разумные существа.


Привет от первобытных гениев

Усато-бородатые лица не встречаются у мужчин народа аймара.


Умелые существа, оставившие памятники высоких технологий, могли проживать не только вокруг берегов озера Титикака. Наследие древних египтян, шумеров, античных европейцев во многом схоже с тем, что оставлено в Кордильерах.

В скульптурах древних строителей преобладают усато-бородатые лица. Значит, спутники Виракочи, как и сам бог-создатель, могли быть пришельцами из-за Атлантики.

Этим вопросом много лет назад задался учёный-антрополог Ренато Давила Рикельми. И начал искать ответ в окрестностях родного села Уаро, в особенности вблизи священного озера, возле которого инки приносили жертвы богам. Найденные любопытные камни он привозил в село. Несколько лет назад администрация Уаро пошла навстречу энтузиасту и открыла музей. Небольшая экспозиция, разместившаяся в сарае, интересней, чем в столичных музеях. Особенно гордится Ренато теми своими находками, которые рисуют параллели с другими мировыми очагами цивилизации.

Вот, к примеру, камень с продавленными пересекающимися спиралями . Это характерная символика кельтов - древнейшего народа, расселившегося в эпоху бронзы по территории Западной Европы. Но как кельтский символ оказался в вулканических породах Кордильер? Предположить, что это простое совпадение, учитывая прихотливую исключительность рисунка, сложно.

А вот «подарок» совсем из другой части света: змеевидная спираль, вырезанная в камне, не что иное, как урей - встающая на дыбы кобра, знак власти египетских фараонов, размещавшийся у них на коронах.

Во многих городах и храмовых комплексах Перу и Боливии кладка из гигантских валунов отличается поразительной точностью: камни, сколь бы сложной конфигурации они ни были, плотно прилегают один к другому. Многоугольность некоторых строительных блоков, по мнению исследователей, требовалась для успешного противостояния землетрясениям. В 1950 году разрушительное 7-балльное землетрясение обратило в руины почти весь Куско, устояли только здания, возведённые до прихода испанцев. Большинство перуанцев до сих пор считают, что это те здания, которые построили инки. Но многие признаки указывают на то, что строители были далёкими предками инков и имели связь со строителями великих египетских пирамид.

Камень с пересекающимися спиралями - символика кельтов,
змеевидная спираль - знак власти фараонов.


Один экспонат музея Уаро вызывает у местных посетителей священный трепет. Это звучащий камень. Стоит постучать по его плоскости другим камнем - и валун отвечает звонким отзвуком пустоты. Такой же точно лежит в азербайджанском заповеднике Гобустан, в скалах которого в эпоху неолита жили первобытные охотники. В обоих случаях на гранитном камне можно увидеть едва заметный шов, соединяющий между собой две «скорлупки». Значит, много тысячелетий назад прикаспийские племена, как и предки кечуа, умели склеивать гранитные глыбы?

Похоже, существа, которых мы по невежеству называем первобытными, умели размягчать твёрдые камни. Ничем иным не объяснить, как по-другому удавалось вырезать, выдавливать, просверливать и пропиливать гранит, диабаз, андезит, базальт - самые высокопрочные каменные породы.

Примером «гранитного пластилина» в сельском музее остаётся камень со змеями на гранях. Одна свернулась клубочком, другая распласталась зигзагом. Обе кажутся вылепленными из теста. А ведь это твёрдый гранит! Я лично пальцами ощупал все неровности и убедился: стыков между частями нет, камень цельный. Подобные чудеса «лепки из гранита» можно встретить на Северном Урале, на Кольском полуострове, в том же Египте - всюду, где остались следы пребывания непонятной нам цивилизации.

Наука всё нетерпеливее топчется на границе познания, онемев от собственной немощи объяснить подобные странности. Когда количество артефактов захлестнёт её так, что прежняя историческая концепция развития человечества окажется вконец непригодной, придётся нехотя признать то, что уже сегодня очевидно пытливым умам: до нас на Земле жили умелые и мыслящие существа.

Савелий Кашницкий,
Боливия - Москва

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14-16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».




Top