Передовой консерватор. Передовой консерватор Вы считаете, в театре невозможна идеология

| Антон Петров | 2000

Педагог - непростая профессия. Потому что приходится отдавать всего себя ученикам. Возможно, поэтому учителя навсегда остаются в нашей памяти. Одна из таких учителей - Клавдия Ивановна Николаева, преподающая биологию более сорока лет в школе № 11 г. Чебоксары.

Учитель высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования Российской Федерации. Руководитель секции естественного цикла МОУ . Член городских комиссий олимпиад по биологии в течение многих лет.

- Клавдия Ивановна, из широкого выбора специальностей вы выбрали профессию учитель. Чем был обусловлен ваш выбор?

В школьные годы я грезила стать врачом, а не учителем. Мечтала о врачебной практике, усиленно готовясь к поступлению в институт в выпускном классе. Я с успехом сдала вступительные экзамены в Казанский медицинский институт, но в тот момент, находясь на пороге взрослой жизни, я поняла, что еще не готова жить вдали от дома.

- Вернулись и решили стать учителем?

Хорошей знакомой нашей семьи была учительница, которая посоветовала мне с теми оценками, которая я получила на экзаменах в Казани, поступать в педагогический институт. Я была сильна в математике и физике, поэтому мой выбор пал на физико-математический факультет педагогического института. К счастью, как потом оказалось, декан физмата не принял мое заявление, потому что у меня не было вступительного экзамена по математике. Года терять не хотелось - сдала документы на химико-биологический факультет. Меня приняли кандидатом в студенты, но уже после первой успешно сданной сессии мне назначили стипендию, и вручили студенческий билет. Все годы учебы была одной из лучших студентов по успеваемости. Училась у известного педагога Олигера Ивана Михайловича, которому в прошлом году исполнилось 100 лет.

- Самый радостный момент вашей жизни, связанный со школой?

Нашу школу раньше называли «Гвардейская школа». Учителя, работа которых позволила назвать школу «Гвардейской» сейчас на заслуженном отдыхе. И я рада, что мне посчастливилось работать в дружном, отличном и сильном педагогическом коллективе, где ученик был главным в жизни учителя. Долгое время наша школа № 11 считалась одной из лучших в городе.
В последние годы коллектив школы сменился. Пришли молодые педагоги, новый директор с новыми планами и идеями.

- Занимали ли ваши ученики по вашему предмету призовые места в районе? В городе?

Мои ученики занимали и занимают призовые места в городских и в республиканских олимпиадах по биологии. К примеру, Забара Анастасия - победитель в городских олимпиадах по биологии (в 9 классе она заняла 1 место, в 11 классе - 3-е место). В прошлом году Анастасия была стипендиаткой Главы города, в этом году стипендию от мэра получает Екатерина Плотникова. Хочется вспомнить Санкина Дениса: был очень способный ученик. Занимал призовые места по биологии в городских и республиканских состязаниях. В прошлом году Денис успешно закончил медицинский институт.

- Многие, закончив педагоческий институт, не идут работать в школы. А чем вас привлекла работа в школе?

Профессии врача и учителя, на мой взгляд, самые важные. Врачом я не стала, выбрала профессию учителя и нисколько об этом не жалею, хотя работать в школе не просто, а молодым учителям особенно трудно. Раньше профессия учителя была востребованной. А сейчас появляются сериалы, дискредитирующие нашу профессию. Я имею ввиду сериал «Школа».

- Для очень многих учеников вы - образец учителя.

Это громко сказано, но спасибо за такую характеристику. Мои ученики никогда не были мне безразличны. И они чувствуют это. Я заинтересована, в первую очередь в том, чтобы они стали хорошими людьми и никогда не приносили боль другим людям.

- Как учителю достичь такой высоты?

Путей для этого много. Я затрону несколько из них: уважение ученика, разумная требовательность, системность в работе, внимание каждому, да и артистические данные непременно помогут в работе.

- Что вы ждете от года учителя?

Приятно, что нынешний год обьявлен Годом Учителя. Уверена, что подобное внимание отразится на повышении качества работы педагогов. Да и что скрывать, верю в исполнение обещаний в наш адрес, в адрес учителей.

- Что бы вы пожелали читателям газеты «11 класс»?

Желаю читателям газеты встречать на их пути только хороших людей. А для этого надо самому быть прекрасным человеком. И однажды, за вашей спиной про вас скажут: «Смотрите! Вот идет хороший человек».

«Театр всегда находился в конфронтации с властью»

Традиционный сбор труппы состоялся ровно в полдень. Отдохнувшие артисты радостно приветствовали друг друга и руководство: в прошлом сезоне все они на славу потрудились. Об итогах минувшего сезона и планах на грядущий рассказали художественный руководитель театра Сергей Голомазов и директор театра Константин Чернышев. С подробностями - корреспондент «МК».

Сергей Голомазов.

Сначала поздравили всех юбиляров - с цветами, аплодисментами, теплыми пожеланиями. В формате «динамично и лаконично» обсудили прошлый сезон. Вспомнили и концерт ко дню театра, и вечер памяти легендарного Льва Дурова.

Всего за 2016–2017 годы на Малой Бронной было поставлено шесть спектаклей: «Деревья умирают стоя» режиссера Юрия Иоффе, «Разговоры после прощания» Михаила Станкевича, «Княжна Марья» Сергея Посельского, «Подлинная история фрекен Бок» Егора Арсенова, «Белые ночи» Геннадия Сайфулина и «Салемские ведьмы» Сергея Голомазова. Последняя постановка стала завершающим аккордом сезона, обличительным манифестом, предвосхитившим безрадостные события «охоты на ведьм»: дело «Седьмой студии», «Гоголь-центра» и Серебренникова, а также внезапное изъятие балета «Нуреев» из репертуара Большого театра. Грандиозны планы Театра на Малой Бронной и на 2017/18 год. На большой сцене в декабре планируют выпустить «Горе от ума» Павла Сафонова, весной 2018 го - мюзикл для всей семьи «Алиса в Стране чудес» Егора Дружинина, «Щека к щеке» режиссера Михаила Горевого. Сам Голомазов планирует поставить три спектакля - два на Большой сцене и один на Малой.

Так, на основной сцене появятся две постановки Голомазова: «Тиль» по пьесе Горина и «Идеальные незнакомцы» по произведению итальянского писателя-сценариста Филиппо Болоньи. А на Малой сцене художественный руководитель выпустит спектакль по пьесе канадского драматурга Норма Фостера «Давние знакомые». Там же состоятся премьеры спектаклей двух учеников Сергея Голомазова: «Гадкие лебеди» по повести Стругацких (режиссер Артемий Николаев) и «Маленькие трагедии» Пушкина в постановке Егора Арсенова.

После сбора труппы мы поговорили с Сергеем Голомазовым о пугающих событиях в театральном мире и странных тенденциях, насаждаемых извне.


Сбор труппы.

Театр не инструмент борьбы, - говорит Сергей Голомазов. - Бороться люди должны, объединяясь в общественно-политические организации. Театр прежде всего институт художественный. Конечно, невозможно оставаться где-то в стороне от тех тревожных процессов радикализации, которые происходят в общественном сознании и на творческом поле. События предыдущего сезона и конца прошлого года об этом говорят. Но я считаю, что эта тенденция чрезвычайно тревожная: когда в область творчества включают экономику и идеологию - это неправильно. Надо разделять.

- Вы считаете, в театре невозможна идеология?

Вложить театр в прокрустово ложе идеологии, в понимание каких-то консервативных кругов, как надо ставить классику и как жить в театре, - значит задушить русский репертуарный театр на корню. Он всегда отличался некой оппозиционностью, включал в себя эзопов язык или же напрямую кричал о нравственности, социальной или человеческой несправедливости. Театр всегда находился в конфронтации с властью, в течении гражданских устремлений. Он должен быть разным: консервативным, традиционным, радикальным и раздражающим - любым, но не одинаковым.

- Как вы считаете, есть ли в театре цензура?

Прямой цензуры нет. Если говорить лично обо мне, к счастью, с проявлениями цензуры в театре я не сталкивался.

В прошлом сезоне вы поставили остросоциальный спектакль «Салемские ведьмы», а в этом сезоне заявлены «Идеальные незнакомцы». Чем обусловлен ваш выбор?

Это прекрасный материал о космическом лицемерии и необъятной вселенской лжи, в которой мы живем. Пьеса раздевающая, разоблачающая общество. Она понравилась мне своей критической радикальностью в адрес тех людей, которые меня окружают. Мне интересна эта тема, и я считаю важным поставить этот спектакль.

Это онлайновое интервью задумывалось как дополнение к тесту усилителей Lamm в прошлом номере, но из-за длительного отсутствия Владимира в его нью-йоркском офисе пришлось публикацию отложить. Оно и к лучшему: теперь мы можем дать текст нашей заочной беседы без сокращений. Напомню, что Владимир Ламм - основатель и идеолог компании Lamm Industries, он же и разрабатывает всю аппаратуру, выпускаемую под этой маркой. А раз так, то и разговор пойдет в основном о схемотехнике и принципах конструирования усилителей класса High End.

Н.Е.: Прежде всего хочу поздравить Вас с 15-летним юбилеем компании и в связи с этим задать вопрос: какие модели вы считаете самыми успешными за это время, и были ли у вас неудачи?

В.Л.: Спасибо. Кстати, компаний на самом деле две - Lamm Audio Laboratory, Inc. (полупроводниковая и гибридная аппаратура) и Lamm Industries, Inc. (ламповая техника). Что касается вопроса, то он мне кажется не совсем корректным, поскольку я создаю аппаратуру с заранее прогнозируемыми и, разумеется, достижимыми звуковыми характеристиками. При этом учитываются следующие критерии:

Бюджетные рамки, позволяющие реализовать те или иные технические решения для достижения максимально возможного качества звучания для данной ценовой категории;

Возможность продаж изделия в разумных с точки зрения рентабельности производства количествах.

Существует и еще один критерий, который я бы назвал личным - желание удовлетворить собственные творческие потребности и амбиции. Он входит в противоречие с финансовыми соображениями и многими другими факторами, но я периодически позволяю себе такое удовольствие. Так появились на свет однотактные усилители ML2 (позднее ML2.1), ML3 и предварительный усилитель L2 Reference. Кстати, если говорить о наиболее удачных моделях, то это именно ML2! Она очень популярна у серьезных любителей музыки. И еще одна - ML3 Signature, мы только приступили к ее производству, но первые результаты продаж впечатляют, особенно если принять во внимание цену - $167000. Хотелось бы также сказать о нашем флагмане - усилителе M1.2 Reference. Он был разработан в 2004 г., а предыдущая его версия, M1.1, выпускалась 10 лет без каких-либо изменений. Оба аппарата получили широкую известность и более 20 положительных рецензий от аудиопрессы в 15 странах мира. Коротко можно сказать так: с точки зрения качества звучания в них реализовано все, что сейчас вообще может быть реализовано в звуковоспроизводящей аппаратуре, собранной на полупроводниках.

Н.Е.: Кстати, о полупроводниках: какие транзисторы стоят на выходе M1.2 Reference - полевые или биполярные? Чем обусловлен ваш выбор?

В.Л.: В этом оконечнике установлены комплементарные пары полевых транзисторов Toshiba 2SK1530 и 2SJ201. По шесть в плече, мощностью 150 Вт каждый, точность подбора по основным параметрам - порядка 1%. Выбор в пользу MOSFET был сделан по нескольким причинам. Первая - техническая, это отрицательный температурный коэффициент изменения тока, протекающего через кристалл*, что крайне важно при отсутствии общей обратной связи в усилителе, работающем в классе А. В модели M1.2 ток покоя выходных транзисторов около 3,6 А (при установке переключателя нагрузки в положение «1 - 6 Ом»), так что проблема температурной стабилизации очень актуальна. Кроме того, весьма малые по сравнению с биполярными транзисторами (далее - БТ. - Прим. авт.) нелинейные и интермодуляционные искажения выходного каскада, не охваченного ООС. В свое время я экспериментировал с подобными схемами на БТ, но всегда получалось то, что можно описать емким словом «УРОДСТВО». Когда БТ используются в выходных каскадах коммерческих усилителей с обратной связью глубиной 40 - 65 дБ, их недостатки в значительной степени скрадываются. Но об этом уже тысячу раз говорилось, не хочу повторяться. Главная же причина проста: сравнительное прослушивание двух усилителей с одинаковыми источниками питания, но разными типами транзисторов на выходе покажет разительное отличие в звучании, разумеется, в пользу MOSFET.

Н.Е.: Как вы реализуете балансные входы и выходы? Трансформаторы в усилителях столь высокого класса не годятся из-за проблем с фазой, линейностью АЧХ и искажениями. При использовании же операционных усилителей приходится вводить глубокую обратную связь, а это противоречит вашим принципам, да и вообще концепции High End Audio.

В.Л.: Да, но есть и третий вариант. В усилителях Lamm сигнал поступает на два высокоскоростных буфера Burr-Brown BUF634P, а с их выходов - на дифференциальный каскад, построенный на дискретных транзисторах. Имейте в виду, что BUF634P не операционный усилитель, а эмиттерный повторитель с полосой пропускания до 180 МГц и быстродействием 2000 В/мкс. Кроме того, искажения этой микросхемы вплоть до 800 - 900 кГц на порядок ниже шумового порога любой усилительной схемы, собранной на дискретных элементах. И наконец, она практически свободна от всех видов динамических искажений, которые оказывают едва ли не самое вредное влияние на качество звучания.

Н.Е.: А вообще, что и в какой степени влияет на звучание усилителя?

В.Л.: Если распределить факторы по степени важности, то это будет:

Схемотехника;

Питание;

Качество комплектующих;

Монтаж, разводка;

Общая конструкция.

Н.Е.: Какие характеристики усилителя вы считаете наиболее важными?

В.Л.: Я бы предпочел не отвечать на этот вопрос, поскольку при создании аппаратуры использую собственные методы, в основе которых лежит иная шкала ценностей, не совпадающая с общепринятой.

Н.Е.: В своей топовой модели M1.2 Reference вы используете триоды 6922, а ведь многие аудиоэксперты и гуру High End Audio считают, что из-за высокой 3-й гармоники они не подходят для аудио.

В.Л.: Для получения параметров, требуемых от второго каскада усилителя, лампа 6922 и ее клоны (6DJ8, ЕСС88, 6Н23П) оказались наиболее удачными кандидатами - все технические расчеты и эксперименты подтвердили это. Легенды о высокой 3-й гармонике и прочих ее грехах родились, скорее всего, из-за отсутствия у «гуру High End Audio» четких технических концепций, включая разумные критерии определения рабочей точки. Естественно, при выборе той или иной лампы приходится учитывать несколько факторов: линейность, экономичность, габариты, рабочее напряжение, наличие в свободной продаже и т.д. Немногие аудиоэксперты понимают, что процесс разработки усилителя включает не только оптимизацию, но и разумный компромисс. Боюсь показаться чересчур консервативным, но замечу, что сапоги все-таки должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник.

Н.Е.: Почему для транзисторного предварительного усилителя L2 Reference был спроектирован ламповый блок питания? Как правило, делают наоборот…

В.Л.: Прежде всего хочу заметить, что напряжение питания в L2 Reference +350 вольт. Ламповая схемотехника в данном случае оптимальна благодаря простоте реализации и отсутствию необходимости вводить защиту от перегрузки и короткого замыкания - для этого достаточно обычного плавкого предохранителя. Но главное - в ламповых стабилизаторах сравнительно легко и красиво решаются проблемы с получением правильного отклика при подаче на их вход сигналов несинусоидальной формы (в т.ч. и прямоугольной), а также нужной зависимости выходного сопротивления от частоты.

Н.Е.: В своем прошлом интервью вы сказали, что создание аппаратуры класса High End - очень консервативный бизнес. Тем не менее две новые модели усилителей Lamm защищены американскими патентами. Значит, что-то новое еще можно придумать?

В.Л.: Ну конечно, какие-то конкретные решения могут быть пересмотрены, но если говорить о полупроводниковых схемах вообще, то с точки зрения звучания они достигли предела, который преодолеть практически невозможно. l

* Другими словами, при повышении температуры кристалла ток через него падает. У биполярных транзисторов - наоборот, что приводит к лавинообразному росту тока при увеличении мощности.




Top