Перетятько певица личная жизнь. Ольга Перетятько: С годами все сложнее находить в себе искренность

Российская оперная певица (сопрано).

Ольга Перетятько. Биография

Ольга Александровна Перетятько родилась в Ленинграде 21 мая 1980 года в семье артиста хора (баритон) Мариинского театра Александра Перетятько , который с малых лет приобщал дочь к музыке. В 3 года она слушала первый в своей жизни музыкальный спектакль - «Фауст». В детстве пела везде, где случалось, – в школе, дома. В 15 лет стала выходить на сцену знаменитой Мариинки в составе детского хора.

С отличием окончила музучилище при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «хоровое дирижирование», но на вокальное отделение сюда поступить не смогла. Пением заниматься рип этом Ольга не переставала.

Ольга Перетятько. Карьера

Ольга Перетятько: Четыре года училища стали весьма неясным периодом в моей музыкальной биографии. Было совершенно непонятно, что в итоге меня ждет карьера певицы, потому что все мы пели в хоре и были несколько другие музыкальные приоритеты. Я даже потеряла веру в себя, пела всегда вторым альтом. Начинала я учиться как меццо-сопрано, во всяком случае, предполагалось, что это так.

Учиться вокалу Притятько начала в 20 лет. Ее первый педгог - Лариса Гоголевская , исполнительница партий сопрано в Мариинке, прослушав будущую звезду, посоветовала сменить направление развития голоса - вместо меццо-сопрано стремиться к более высокому и легкому регистру, а позже рекомендовала Ольге обязательно продолжать учёбу.

С наступлением XXI века она поступила в Высшую школу музыки имени Ханса Эйслера в Берлине, куда приехала в качестве туриста. В столице Германии ведущим педагогом Ольги стала канадская певица Бренда Митчелл .

Выходить на театральные подмостки певица Перетятько стала уже после третьего года обучения в Берлине, после успешного участия в ряде международных вокальных конкурсов.

Самым значительный из них - «Опералия». Он проходил под патронажем великого Пласидо Доминго в Париже. Первые партии Ольга исполнила на сценах Немецкой оперы в Берлине и Гамбургской Государственной оперы, в операх Генделя и Моцарта .

В 2006 году выступление молодой певицы в спектакле «Путешествие в Реймс» на Россиниевском оперном фестивале в итальянском Пезаро привлекло внимание ведущих оперных режиссеров и театральных менеджеров мира. Предложения о сотрудничестве посыпались со всех сторон, и карьера певицы начала набирать размах.

Ольга Притятько. Репертуар и творческое сотрудничество

В репертуаре Ольги лучшие классические партии для сопрано дополняются произведениями современных композиторов из разных стран, в том числе поставленная в Нью-Йорке, Лионе, Амстердаме и Торонто опера Стравинского «Соловей»; партия Адины из «Любовного напитка» Доницетти , которую уроженка Петербурга пела в опере Лилля и на Пасхальном фестивале в Баден-Бадене. Это и партия Джильды из вердиевского «Риголетто», исполненная в венецианском театре «Ля Фениче», Мадриде, Париже, Вене, Берлине, Нью-Йорке.

Певица сотрудничает с величайшими личностями из мира музыки. Ольга выходила на одну сцену с Пласидо Доминго , Хосе Каррерасом , Дмитрием Хворостовским , Роландо Виллазоном, другими звездами вокала. Пела под музыку оркестров, которыми дирижировали легендарные Даниэль Баренбойм , Зубин Мета, Юрий Темирканов , Марк Минковский , Лоринн Маазель, др.

Среди режиссеров-постановщиков спектаклей, где участвовала певица, знаменитые Дмитрий Черняков , Клаудиа Шолти , Бартлетт Шер , Ричард Айр, пр.

В 21-м веке, по словам Ольги, для успеха оперному певцу необходимы работоспособность и отличная память, ведь это лишь кажется, что настоящая карьера начинается после 30 и можно не торопиться, но время бежит очень быстро, потому все нужно делать стремительно, в том числе и учить новые роли.

Притятько: Если дирижер накануне сказал тебе посмотреть партию, уже утром ты должен ее спеть хотя бы по нотам. Нужно бегло говорить хотя бы на четырех иностранных языках. Зная их, кстати, гораздо быстрее разучивать партии. Требуется и безупречная фигура. Прошли те времена, когда певица могла весить сто кило и на это не обращали внимания. Нужно быть начитанным, наслушанным, насмотренным: понимать, о чем твоя ария, вся опера, разбираться в эпохе, о которой идет речь. Сейчас мы должны уметь гораздо больше, чем умели певцы двадцать-тридцать лет назад. Половину звезд 1970-х сегодня никто не взял бы на работу.

Ольга Перетятько. Личная жизнь

Супруг Ольги - известный итальянский дирижер, востребованный многими театрами планеты, Микеле Мариотти, с которым певица познакомилась в Паризо, его родном городе. Это место является знаковым для Ольги. Ведь успех на фестивале, проходящем там, сыграл важную роль для начала её блистательной карьеры. Свадьбу пара сыграла в том же Паризо в 2012 году.

По признанию певицы, они с супругом живут в Берлине, но бывать вместе в своём доме им не позволяет напряженный рабочий график. Только когда им случается быть в одном и том же проекте, супруги получают возможность проводить вместе больше времени. Например, такой возможностью стал восстановленный весной 2014-го спектакль «Пуритане» в Метрополитен-опере Нью-Йорка.

Сегодня мы расскажем, кто такая Ольга Перетятько. Биография ее будет подробно рассмотрена ниже. Администраторы знаменитых во всем мире оперных театров долго учились произносить эту украинскую фамилию. Сегодня творческий график нашей героини расписан на годы вперед. Речь идет о невероятно востребованной оперной певице. Этот человек - редкое сочетание уникального сопрано, сильного характера, трудолюбия, красоты и молодости. Об особенностях ее творческого пути поговорим далее подробно.

Биография

Певица Ольга Перетятько - коренная петербурженка. Она родилась в 1980 г., 21 мая. Отец ее - баритон, он поёт в составе хора Мариинского театра. Он с детства пытался приобщить к музыке дочь. Первый спектакль, который услышала Ольга Перетятько в 3 года, - «Фауст». Скоро наша героиня начала петь повсюду - и в школе, и дома. Потом сама начала выходить на сцену Мариинского театра в детском хоре. Она окончила Музыкальное училище, созданное при консерватории Н. А. Римского-Корсакова с отличием. Ее специальность - «хоровое дирижирование». Наша героиня не смогла поступить в консерваторию на вокальное отделение, но не переставала заниматься пением.

Первый педагог

Ольга Перетятько училась у Гоголевской. Та исполняет партии сопрано в стенах Мариинки, а также участвовала в постановках многих театров. Знатоки ценят особый тембр и силу голоса этой певицы. Ее исполнение называют вагнеровским, поскольку произведения этого композитора особенно его подчеркивают. Её ценят и за другую творческую деятельность - руководство вокальным классом, созданным при Народной филармонии, данное заведение открыто в Выборгском ДК города Петербурга.

Именно этого человека в качестве педагога избрала Ольга Перетятько. Выступления нашей героини благодаря Гоголевской обрели свою силу. Педагог, прослушав молодую певицу, посоветовала изменить направление в развитии голоса и вместо меццо-сопрано следовать к более легкому и высокому регистру. После начальной постановки техники исполнения Лариса Анатольевна порекомендовала ученице продолжать обучение.

Уже в новом веке наша героиня продолжила учебу в Берлине в Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. В Германию исполнительница приехала как турист, и решение о прохождении первоначального прослушивания у профессора по вокалу было спонтанным, однако успешным. В Берлине ведущим педагогом нашей героини стала Бренда Митчелл - канадская певица. Консультации и занятия с ней, а также другими мастерами наша героиня продолжает и теперь.

Выходить на театральную сцену певица начала после 3 лет учебы в Берлине. Также этому предшествовало успешное участие в ряде международных конкурсов по вокалу. Самым значительным подобным мероприятием, можно назвать «Опералию». Данный конкурс проводился в Париже под патронажем Пласидо Доминго. Первые партии наша героиня исполнила на сценах в Берлине и Гамбурге, ей достались произведения Моцарта и Генделя. Выступление певицы в постановке «Путешествие в Реймс» в Пезаро на Россиниевском фестивале 2006 года привлекло внимание значительных театральных менеджеров и оперных режиссеров во всем мире. Со всех сторон посыпались предложения о совместной работе.

Сцена

Карьера певицы вскоре набрала размах. В её номерах лучшие классические партии сопрано дополняются композициями современных авторов из разных стран. Среди них следует отметить оперу Стравинского «Соловей», поставленную в Торонто, Амстердаме, Лионе и Нью-Йорке. Также следует отметить оперу Доницетти «Любовный напиток». Она была исполнена на сцене Лилля, а также в Баден-Бадене на Пасхальном фестивале.

Личная жизнь

Ольга Перетятько особенно ценит итальянский город под названием Паризо. Успех на проходившем там фестивале имеет важную роль в ее дальнейшей карьере. Джакомо Россини, которому был посвящен указанный праздник музыки, является автором многих опер, которые с блеском исполняет певица.

Муж нашей героини - Микеле Мариотти - востребованный во многих театрах планеты дирижер, родился именно в городе Паризо и здесь произошло знакомство будущих супругов. Свадьба прошла там же в 2012 г. Живут молодые люди в Берлине, однако вместе бывают в своём доме редко из-за напряженного рабочего графика. Они больше времени проводят друг с другом лишь когда трудятся над одним проектом. Одним из таких начинаний стал спектакль под названием «Пуритане», который был поставлен в нью-йоркской Метрополитен-опере и восстановлен в 2014 г. Прежде партию нашей героини пела Джоанн Сазерленд, ставшая для нее кумиром.

Ольга Перетятько отличается уникальным голосом, интернациональной вокальной школой, артистическим талантом и страстной эмоциональностью. Наша героиня владеет несколькими европейскими языками. К ее сильным сторонам следует также отнести профессиональное отношение к своему образу.

Новый жанр – Оперный Бал – пришёл в Москву, в Большой театр 28 октября 2014 года. В европейских оперных театрах такие балы проводятся ежегодно.

Существует целая индустрия проведения таких мероприятий. Так, например, в Венской Опере на время проведения Оперного Бала в зрительном зале поверх кресел устанавливается пол, ложи украшаются живыми цветами, все рекреации отдаются гостям. Существует и сценарий, по которому идёт мероприятие.

В Большом театре это уже второй Оперный Бал за прошедший год, посвящённый юбилею великой Елены Образцовой. Афишу украшали имена наизнаменитейших певцов нашего времени. Это и Анна Нетребко, и Мария Гулегина, и Динара Алиева, и Дмитрий Хворостовский, и Хосе Кура, и легендарный Бруно Пратико, и Екатерина Сюрина, и Юлия Лежнева и многие другие. На сцене в партии Графини из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского предстала сама Елена Образцова, открывая Оперный Бал.

Среди блистательных имён, означенных в афише Оперного Бала, особое место принадлежит сопрано Ольге Перетятько. Слушать эту певицу всегда невероятно интересно. С первого момента появления её на сцене, перед зрителем предстала исполнительница невероятного обаяния, радостная, излучающая свет. Да, это лучшие мгновения её жизни, когда она на сцене! Сцена – место, где певица по-настоящему счастлива и щедро дарит нам, зрителям, мощную силу своего таланта!

Ожидания многочисленных поклонников певицы не были обмануты. Ольга Перетятько с невероятной свободой, с блеском, который доступен только ей, исполнила куплеты Олимпии из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», вызвав единодушный взрыв аплодисментов зала Большого театра.

Во втором отделении концерта певица предстала в образе романтичной Манон из оперы Жюля Массне «Манон ». Гавот Манон несколько раз прерывался аплодисментами восхищённой публики. Большая удача услышать сопрано Ольгу Перетятько вживую да ещё на сцене Большого театра! Величественный, роскошный зал Большого театра принял певицу, определив ей достойное место в своей драгоценной раме.

Первое появление сопрано Ольги Перетятько в Москве в этом году пришлось на сентябрь месяц и случилось это на сцене КЗЧ.

Начало музыкального сезона этой осенью проходило под знаком ожидания открытия VI Фестиваля РНО, руководимого маэстро Михаилом Плетнёвым. В программе фестиваля была опера Джоаккино Россини «Танкред».

За дирижёрским пультом стоял сам маэстро Альберто Дзедда, знаменитый исследователь и интерпретатор сочинений великого Россини. Партию Аменаиды исполнила блистательная сопрано Ольга Перетятько, наша соотечественница. Певица живёт в плотном графике выступлений на самых знаменитых оперных сценах мира. Тем не менее, бывает она и в Москве, и в родном Санкт-Петербурге.

Ольга Перетятько, обладательница уникального сопрано, родом из Петербурга. Первоначальное музыкальное образование сформировало будущую певицу как дирижёра-хоровика. Кроме того, Ольга пела в детском хоре Мариинского театра. Второе высшее музыкальное образование по классу сольного пения она получила в Берлине, окончив Высшую школу музыки имени Ханса Айслера.

Её карьере способствовали высшие награды престижных вокальных конкурсов, Академия бельканто на фестивале Россини в Италии, многочисленные мастер-классы и двухлетняя стажировка в Гамбургской государственной опере. В настоящее время певица выступает на самых престижных мировых оперных сценах, участвуя в многочисленных театральных проектах.

Если бы вы спросили Ольгу, когда она начала петь, то услышали бы в ответ, что, сколько себя помнит, пела всегда. В школе её просили: «Оля, пожалуйста, спой!». И она пела.

Почему-то вспоминается эта просьба к Ольге перед выходом её на сцену, теперь уже певицы с мировой известностью. По признанию певицы, ей бывает трудно дождаться выхода на сцену, настолько концентрируется её энергия. И действительно, выходя к зрителям, Ольга напряжена, подобно хорошо натянутой стальной струне. А зал благоговейно замирает, как бы прося: «Оля! Пожалуйста, спой!». И Ольга Перетятько, колоратурное сопрано, звезда, невероятно востребованная на лучших оперных сценах мира, поёт!

У каждого, кто любит и слушает пение, оперу, есть свои ориентиры в выборе тех или иных голосов или исполнителей. По признанию многих любителей и знатоков оперного пения, одним из признаков особого воздействия человеческого голоса на слушателя бывает подступивший ком к горлу, а то и слёзы льются. Самое же главное, приходят мысли о том, какое же это чудо – прекрасное пение, какой чудесный голос звучит!

Хочется благодарить Творца за то, что Он не оставляет нас без своего покровительства, не даёт душе погибнуть! В такие минуты очень чувствуется связь с Всевышним!

Впервые запечатлелось в моей памяти или, как говорят, «зацепило» пение Ольги Перетятько в Большом зале Консерватории в 2011 году в Москве. Это был заключительный концерт фестиваля «Крещендо», который проводил замечательный музыкант Денис Мацуев. Во втором отделении вышла на сцену очень красивая, лёгкая, изящная певица Ольга Перетятько. Она исполнила арию Лючии из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламермур».

Это было не просто исполнение арии, а это был мини – спектакль, в котором героиня предстала в разных состояниях своей души. Певица передала целую гамму эмоций так живо, так убедительно, с такой верой в то, что она нам говорит, что зал поверил ей, откликнулся.

Голос звучал в прекрасном зале консерватории свободно, заполняя всё пространство. Тембр голоса, его красота, виртуозная вокальная техника не оставляли сомнения в том, что это чудо! Хочется отметить невероятно благородную, изящную пластику певицы. Исполнительница продемонстрировала изысканную манеру исполнения, безупречный вкус, что встречается весьма редко. Конечно, был успех, восторг публики!

Сопрано Ольгу Перетятько часто называют звездой. Всё-таки не каждого, даже очень хорошего исполнителя, можно удостоить этого звания. Звёздные лучи должны доходить до зрителя, должны освещать его душу. Это та драгоценная «обратная связь», которая необходима не только зрителю, а, наверное, ещё больше артисту. Зритель чувствует эту постоянную обращённость певицы Ольги Перетятько к нему и благодарен ей за это.

График певицы весьма насыщен, но случаются «странные сближенья». Так произошло в апреле прошлого, 2013 года, когда в Венской Опере за день до теперь уже очень знаменитого представления оперы «Евгений Онегин» на той же сцене прошла опера Дж. Верди «Риголетто». Опера была поставлена в рамках празднования юбилея композитора Дж. Верди, проходившего в прошлом году практически на всех мировых оперных сценах. Партию Джильды исполняла Ольга Перетятько.

Постановка оперы приятно удивила и порадовала. В декорациях, костюмах царила красота, изящество, гармония. Исполнение партий было выше всяческих похвал! Думалось, вот он ответ режиссёрам от оперы. Ведь можно же сделать прекрасную постановку, не ранив душу зрителя.

На следующий день после представления оперы «Риголетто» на той же сцене прошла опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». На спектакле в зале в качестве зрителя присутствовала наша героиня сопрано Ольга Перетятько.

Певица любезно согласилась ответить на несколько вопросов по поводу своего выступления в партии Джильды и шумного успеха оперы «Евгений Онегин» на сцене Венской Оперы.

— Вы ведь не часто поёте на сцене Венской Оперы. Что определило Ваш выбор спеть в «Риголетто» на сцене Венской Оперы?

– Партия Джильды меня преследует уже давно. Наверное, именно ее я спела наибольшее количество раз. Поэтому я совершенно не удивилась, что именно в партии Джильды директор Венской Оперы Доминик Мейер в 2009 году пригласил меня дебютировать на этой прославленной сцене.

Многие серьезные театры планируют свои постановки очень далеко вперёд. И, наконец, настал 2013. После очень положительной реакции прессы и критики на моё выступление в «Риголетто» мне предложили несколько других ролей, что меня очень радует. Вернусь в Вену весной 2015 года.

— Как Вам эта постановка «Риголетто» на сцене Венской Оперы?

– Обожаю такие традиционные постановки, где все так, как хотел и отмечал в клавире сам Верди. Ведь у него там много пометок, которые практически никогда не выполняются. Тут же было всё, как, наверное, во время первого исполнения оперы. Я себя чувствовала, как в машине времени. Сейчас, участвуя в 7-8 постановках в год, нечасто встретишь подобное внимательное отношение к деталям.

— Вы были на представлении оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Венской Опере в апреле прошлого года. Каковы Ваши впечатления?

– Это был как раз тот самый пример, когда хватает замечательного состава певцов, чтобы можно было закрыть глаза и наслаждаться Чайковским, забыв об изысках режиссёра, который решил в 3 часа уложить все известные клише о русских людях, включая снег, водку и медведей. Я была очень горда тем, как наши ребята захватили зал, и рада их, а значит, и нашему, успеху!

Да, радует, что наши мнения, наши впечатления совпадают. После представления оперы Дж. Россини «Танкредд» на сцене КЗЧ в Москве 12 сентября этого года, в котором с большим успехом участвовала Ольга Перетятько, она ответила ещё на несколько моих вопросов.

— Какое для Вас наиболее яркое событие за прошедший год в Вашей творческой жизни?

– Прошлый сезон вообще был очень насыщенным, было много важных дебютов: дебют на Зальцбургском фестивале в сложнейшей партии Юнии из оперы Моцарта «Люция Силла», «Риголетто» на Веронской Арене, «Царская невеста» в Берлине и в миланском Ла Скала, «Пуритане» в Метрополитен Опера. Даже не могу выделить что-то одно. Просто я благодарна Богу, что дал мне сил достойно справиться со всеми поставленными задачами, несмотря на давление зрительских ожиданий.

— Как Вы себя чувствуете в таких древних сюжетах, как, например, в опере «Танкред» Дж. Россини?

– Можно назвать их моей спецификой, так как мне довольно часто приходится примерять роли всевозможных знатных особ из немыслимых либретто опер бельканто.

— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

– В моей семье музыкант только один – мой папа, который до сих пор поет в Мариинском театре, он-то и подтолкнул меня к серьезным занятиям оперным пением.

— Как Вы проводите досуг, если он у Вас случается?

– Я очень много читаю, если приходится быть в одиночестве. Спорт и сауна помогают снять напряжение. Если я устала, мне просто необходимо сменить обстановку и день-два побыть дома, особенно, если муж не в разъездах. Дом перезаряжает силы очень быстро. Мы любим приглашать гостей и готовить для них вместе. Но такова специфика нашей профессии, нужно везде чувствовать себя, как дома, и быстро привыкать к новой обстановке.

— Каковы Ваши творческие планы? Будете ли Вы ещё петь в Москве или в Петербурге?

– В ближайших планах сольный концерт при участи Гиндина, замечательного пианиста, сначала в Екатеринбурге 3 ноября, а потом в БЗК в Москве 7 декабря.

14 декабря – в Петербургской филармонии спою вокальный цикл Бриттена под управлением маэстро Темирканова.

А в Европе будут оперы Россини, Беллини, Доницетти на сценах Мюнхена, Берлина, Неаполя, Вены и Турина и мой дебют в партии Виолетты, сначала в Лозанне, а в конце мая в постановке Р.Вийязона на сцене Festspielhaus Баден-Бадена.

Большое спасибо Ольге, замечательной певице, за обстоятельные ответы на вопросы. Желаем ей успехов в творчестве!

Людмила Краснова


Ольга Перетятько Фото: Иван Кайдаш/«Сноб»

У нее идеальная фигура манекенщицы. Черные, как смоль, распущенные по плечам волосы. Славянские четко очерченные скулы и строгие, неулыбающиеся глаза. Перед каждым спектаклем она обязательно съедает кусок мяса. «На сцену нельзя выходить голодной, — объясняет Ольга, — иначе не продержишься три акта».

У больших оперных артистов есть свои тайны и профессиональные секреты. Кто-то дышит по специальной методике. Кто-то молчит сутками напролет, давая связкам отдых, а кто-то распевается перед спектаклем так, что начинает звенеть хрусталь в театральной люстре. А Ольга Перетятько молча ест стейк. Я представляю, как она священнодействует в абсолютной тишине. Никакого гарнира и посторонних, отвлекающих разговоров: женщина один на один с куском вырезки. Филе миньон. Прожарка medium. А еще лучше с кровью.

Мне кажется, в этом есть что-то невероятно возбуждающее. Как и в том, как она выходит на сцену, шурша длинным шлейфом наряда от Юлии Яниной. Как впивается взглядом в дирижера, как вступает вместе с оркестром, как берет самые высокие и сложные ноты без видимого усилия, словно едва касается красивой рукой выключателя и — вуаля! Сразу становится светло. Недаром один из ее самых знаменитых альбомов называется «Русский свет». Именно так поет Ольга Перетятько. В голосе свет, а в глазах — омут.

Она, конечно, Кармен. Темпераментом, смуглой темноволосой красотой, какой-то внутренней жесткостью и кошачьей гибкостью. Вижу ее, танцующую босиком, как когда-то Елена Образцова на сцене Большого. Слышу гортанный стон-призыв L’amour est un oiseau rebelle, и всю эту французскую любовную истому, и жгучую ревность, и речитатив проклятий, и смерть с привкусом настоящей крови от бутафорского кинжала Хозе. Кажется, что Жорж Бизе все это сочинил специально для нее. Представляю, как была ошарашена Ольга, когда педагоги по вокалу сказали, что пока о легендарной цыганке стоит забыть. Ее голос для «хабанеры» еще не созрел. Он пока у Ольги легкий, высокий, прозрачный — лирическое сопрано. Ее диапазон — от Любаши в «Царской невесте» до Адины в «Любовном напитке». Все героини Россини, все королевы Доницетти, все соловьи Алябьева, Стравинского и Римского-Корсакова — это, конечно, она. И первая, мгновенная ассоциация — чистейшие соловьиные трели. У Ольги была даже мечта. Если меццо-сопрановые партии исполнять пока нельзя, не стоит ли ей подготовить специальный альбом, сплошь состоящий из одних только арий и соловьиных песен? Но начальники Sony Classical, посовещавшись, постановили, что это слишком смелый проект, который не сулит им продаж и коммерческих выгод. Пусть Ольга лучше поет Джильду или своего Россини. Гордая женщина, она спорить не стала. Затаилась, ждет своего «соловьиного» часа.

Жизнь оперной певицы приучила к тому, что суетиться не надо. То есть поначалу, может быть, это необходимо — выучивать сложнейшие партии за три дня и три ночи, соглашаться на рискованные замены в последний момент, идти на любой эксперимент, чтобы заметили, услышали, запомнили ее сложное, почти не выговариваемое украинское имя.

Ольга уверена: сама судьба тебя выведет куда надо. Вот ведь зачем-то свела ее однажды с Анной Нетребко на сцене Мариинского театра, когда она еще пела в детском хоре, а Нетребко уже была восходящей звездой . И сегодня на вопрос: «Как это было?» Ольга отвечает с ослепительной улыбкой: «Мы ее обожали». В музыкальном мире на Западе не принято подкалывать коллег. Примадонна должна быть безупречной, как жена Цезаря. К тому же Ольга уверена, что все дурные мысли и слова к тебе же и возвращаются.

— У меня карма такая. Стоит мне сказать что-то не так, или даже подумать, как тут же получаю рикошетом по голове.

С детства ее кумиром была великая Джоан Сазерленд. Голос с черной виниловой пластинки звал в заоблачные дали и на недостижимые высоты. Так умеют петь только ангелы. В какой-то момент божественное сопрано материализовалось в виде высокой, величественной дамы, заседавшей в жюри оперного конкурса, в котором впервые участвовала Ольга. Тогда она стала лауреатом в «детской» группе до 23 лет. Спустя два года Джоан снова объявилась на ее горизонте. На этот раз в партере на опере Мейербера «Семирамида», которой дирижировал ее муж.

— Нас охватила дикая паника, когда мы узнали, что сама Сазерленд в зале. После спектакля она зашла к нам за кулисы, сказала несколько ободряющих слов. Я безумно жалею, что не слышала ее живьем. Но по записям сегодня могу представить, какой это был огромный, просто неимоверный голос. Ведь она начинала с Вагнера и только потом перешла на итальянский сопрановый репертуар. Таких верхних нот, как у нее, больше ни у кого не было.

Ольга произносит это с неподражаемой интонацией профессионала, способного трезво оценить возможности и работу другого. И хотя любые параллели с Сазерленд она решительно отметает, некоторые фактические совпадения жизненных сюжетов очевидны: переход с меццо на лирическое сопрано, мужья- дирижеры, успех в операх Россини. Похоже!

Ольга Перетятько Фото: Иван Кайдаш/«Сноб»

Но при этом сама Ольга меньше всего склонна восторгаться и радоваться своим триумфами. Напротив, о чем ни заговоришь — нет, было не то, не так, не идеально.

— А вообще бывает идеально? — спрашиваю я. — Когда вы бы могли сказать, что вот, получилось!

— Про себя — никогда. Помню, как однажды Роландо Вилазон сказал моей коллеге во время репетиций: «Наслаждайся, пока ты молодая и наглая». Это особое состояние, когда тебе нечего терять, тебя никто не знает и по большому счету никто ни на что не рассчитывает: споешь — хорошо, не споешь — тоже не катастрофа. Когда с этим чувством выходишь на сцену, то, как ни странно, много чего удается. Идет такой бешеный выброс адреналина, появляется немыслимая свобода, что ты забываешь, где ты, что ты. Тебя несет волна. Но это не может продолжаться долго. Как только ты уже достиг определенного уровня известности и мастерства, тебе надо каждый раз подтверждать свой успех. На тебя смотрят иначе, в твой голос вслушиваются совсем по-другому. Ты чувствуешь этот настороженный, неприступный зал, который тебе уже не взять одним рывком, напором, куражом. А надо много всего еще.

— Чего именно? Что важнее всего?

— Искренность. С годами все сложнее находить ее в себе. Да, конечно, надо стараться петь так, как если бы это был твой последний спектакль или последний концерт. Но при этом тебя все равно не покидает мысль, что жизнь длинная и много чего будет еще впереди. И как-то надо уметь рассчитывать силы и эмоции. На самом деле, именно этому не перестаешь учиться всю жизнь.

Ольга любит многотысячные залы. Сама мысль, что на нее смотрят тысячи глаз, — для нее ни с чем не сравнимый стимул. Так было на спектаклях в «Арена ди Верона», где ей аплодировали 20 тысяч человек, так было на грандиозном концерте 14 июля в Париже, где она пела с латвийской дивой Элиной Гаранчей на фоне Эйфелевой башни дуэт из Делиба. И это сочетание грубого железа и нежнейших женских голосов производило ошеломляющее впечатление. Тогда ее посмотрели 4 миллиона человек по всему миру. Дело тут не только в какой-то гигантомании. Просто по своей природе Ольга — не камерная певица. При всей ювелирной тщательности отделки каждой партии она не стремится быть виртуозом малых форм. Ей тесно в пространстве концерта. Она любит простор и размах. Она умеет своим голосом укрощать оркестр и хор. У нее это хорошо получается. Ей бы пошли ботфорты и хлыст. А ее все норовят нарядить в кокошник «Царской невесты» или передник Розины.

Кстати, «Невесту» она впервые спела не где-нибудь, а в Ла Скала. Это был особый опыт. Театр, где тебя не знают в лицо и не хотят запоминать твое имя. С какой стати? Ты же не Мария Каллас! Театр, где с первых минут каждый старается указать тебе твое место — не дальше проходной. Где надо круглосуточно доказывать всем — от главного дирижера до последней костюмерши, — что ты чего-то стоишь и что-то можешь. А на премьере могут и забукать, сердито стуча каблуками по полу, а ты будешь стоять с приклеенной улыбкой, не зная, как вести себя.

— А вам удалось постоять на точке Каллас, где говорят, самая лучшая акустика?

— Их там две: точка Каллас слева и точка Тебальди справа. На «Царской» нас туда не допустили. Митя Черняков так выстроил свои мизансцены, что мы всю дорогу пели в глубине, а вот когда меня пригласили на Россини, я, конечно, туда ринулась в надежде, что вот наконец все услышат, какая я замечательная.

— Там действительно лучший звук?

— Со сцены не очень-то поймешь. По собственному опыту могу подтвердить, что акустика в Ла Скала очень неровная. Но когда ты выходишь на сцену, не стоит думать об акустике. Зачем? Тебе и без того хватает проблем. Ты все равно поешь всюду одинаково — и на «Арена ди Верона», и в ДК «Выборгский», и в Большом театре. У немцев есть выражение, которое по-русски дословно звучит, как «сидит голос» или «не сидит голос». Если ты поймал свою точку, если чувствуешь резонанс и внутренне существуешь в каком-то правильном равновесии, тогда тебя отовсюду слышно. Тебе не надо давиться, кричать из последних сил. Наоборот, это только мешает. Но жизнь приучила: если все не по тебе, неудобно, некомфортно, значит, делаешь что-то не так. Подумай, разберись со своим голосом и состоянием и начни все сначала.

Ольга Перетятько Фото: Иван Кайдаш/«Сноб»

Стиль жизни оперной примадонны сегодня отличается от того, как было принято 50-40 лет назад. Пафос торжественных выходов, лимузинов и сложносочиненных имиджей давно вышел из моды. Зачем? Раньше Ольге хватало одного чемодана, теперь, если тур растягивается на несколько месяцев, берет с собой два. В них вся ее жизнь, проходящая в бесконечных переходах из одного терминала аэропорта в другой, в запутанном лабиринте гостиничных коридоров, в герметичном безмолвии безликих, одинаковых номеров, которые она умеет обживать и делать подобием дома хотя бы на две ночи. Берлин, Мюнхен, Вена, Мадрид, Брюссель, Нью-Йорк…

— А где ваш дом?

— Повсюду. Есть дом в Пезаро, но там мы с мужем проводим в году не больше месяца. Есть еще квартира в Берлине. Но я забыла, когда там была последний раз. Кочевая, отельная жизнь. Другой нет и пока не предвидится, так что надо стараться быть всюду дома.

Муж Ольги, итальянец Мариотти, чью фамилию она себе взяла, — успешный и востребованный дирижер. С самого начала они оба постановили, что карьера у каждого своя. Никто никогда не выдвигает условий, чтобы обязательно пела жена или дирижировал муж. Если складывается — хорошо, если нет, всегда можно взять билет на самолет и прилететь на два дня в тот город, где гастролирует твоя половина.

— Зато никакой семейной рутины, мы уже пять лет женаты, а эти спонтанные романтичные уик-энды вдвоем как подарки судьбы.

Счастье вообще редко бывает запланированным. Вот недавно, когда Ольга прилетела в Москву, выяснилось, что кто-то напутал даты и у нее есть целый свободный день без репетиций, который можно провести, просто не вставая с постели. Для нее это настоящая роскошь. Но долго лежать, глядя в телевизор или в потолок, она не в состоянии. Обложилась партитурами Россини и собственными записями о легендарном дирижере Альберто Дзедда, стала готовиться к лекции. Она придумала, что на своем вечере в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра будет не только петь, но и рассказывать . Вечер воспоминаний и одновременно концерт из тех арий, которые она подготовила когда-то с маэстро. Ей нравится учить, нравится показывать. Она всегда знает, как надо. С годами могла бы стать классным педагогом. Уже сейчас у Ольги есть несколько учениц.

— У меня пока только девочки. И я занимаюсь исключительно с голосами своего диапазона. Тут я уверена, что могу быть в помощь. В нашем деле как у врачей, главное — не навредить. Сколько я знаю поломанных судеб, безнадежно загубленных голосов. Ведь это такая невесомая хрупкость — человеческий голос.

Осталось спросить, что бы ее сейчас больше всего обрадовало.

— Очень по Питеру соскучилась, так давно дома не была. Если бы была возможность, прямо сейчас собралась бы и улетела хоть на два дня.

— Все-таки дом там?

— И там тоже.

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

В восстановленной постановке оперы «Пуритане» Винченцо Беллини в Метрополитен-опере, премьера которого назначена на 17 апреля, на эту сцену впервые выйдет сопрано из России Ольга Перетятько, исполняющая партию Эльвиры.
Читать полностью > > >

Еще читать в этом разделе

  • 04.09 Музыкальные хроники времен империи. В Нью-Йорке показали фрагменты мюзикла о российской императрице Екатерине Великой
  • 03.25 Ужасы Майенбурга на нью-йоркской сцене. Людоедская утопия в постановке Юрия Кордонского. ФОТО
  • 02.11 Падение ангелов. Невероятный театр француженки Рафаэль Буатель на нью-джерсийской сцене. ФОТО
  • 10.29 Что это было? «Сонечка и Марина» на Бродвее
  • 09.10 16-й сезон театра «Диалог»: Марина Цветаева и Сонечка Голлидэй на сцене театра Жаклин Кеннеди

Ольга Перетятько: «На сцену выхожу как тореадор на корриде»

Оперная певица Ольга Перетятько. Фото: D.Rabovsky

В постановке оперы «Пуритане» (I Puritani) Винченцо Беллини почти сорокалетней давности в Метрополитен-опере пели великие Лючано Паваротти и Джоан Сазерленд. В восстановленной постановке этого спектакля, премьера которого назначена на 17 апреля, на эту сцену впервые выйдет сопрано из России Ольга Перетятько, исполняющая партию Эльвиры.

Это необычный семейный альянс в стенах Мет - альянс певицы из Петербурга и ее мужа, итальянского дирижера Микеле Мариотти, дебютировавшего в нью-йоркском театре чуть раньше супруги, в прошлом сезоне, дирижируя постановкой «Кармен», а затем «Риголетто». Вместе с Ольгой Перетятько на сцену выйдут известные певцы Лоуренс Браунли (Артур) и Мариуш Квечень (Ричард).

Ольга Перетятько уже пела Эльвиру в Лионской опере и Театре Елисейских Полей в Париже. Впервые она попала в орбиту внимания любителей мировой оперы в 2010 году, исполнив главную партию в постановке Робера Лепажа «Соловей и другие небылицы» на музыку Стравинского на фестивале в Экс-ан-Прованс и на других сценах.

Ольга Перетятько родилась в Петербурге и начала музыкальную карьеру в возрасте 15 лет в детском ходе Мариинского театра. Она училась в Берлине. Завоевала несколько премий на международных конкурсах и фестивалях. С 2005 по 2007 год пела в Гамбургской опере. Выступала в Берлине и Мюнхене, Венеции и Пезаро, Торонто и Амстердаме и во многих других театрах мира.

2014 год, судя по всему, очень важный для вас этап престижных дебютов. Вы уже спели Джильду в «Риголетто» в оперном театре Цюриха, вам предстоит петь Марфу в «Царской невесте» в Ла Скала, а через несколько дней вы впервые выйдете на сцену Мет в роли Эльвиры...
Мы считаем немножко по-другому. Сезонами - с сентября по июль. Этот сезон для меня действительно очень важен, начиная с Зальцбургского фестиваля и Джильды в «Риголетто» в Вероне. Расслабляться некогда.


Ольга Перетятько. Фото с сайта metoperafamily.org

Партию Эльвиры в «Пуританах» лет семь назад в Мете спела Анна Нетребко. Вы слышали ее исполнение? Как вы вообще оцениваете Анну как певицу?
Мы друг друга знаем. Даже один раз пели на одной сцене, в Мариинском театре году в 95-96-м. Она пела Микаэлу в «Кармен», а я в детском хоре. Анна уже тогда была большой звездой. Мы все ее обожали.

Обожание сохранилось с годами?
Я очень люблю Анну. Мне нравится, что она делает. Мало певиц, которые столько партий исполняют за свою карьеру. Ее работоспособность можно ставить в пример. А до Анны эту партию в «Пуританах» пели Джоан Сазерленд и Эдита Груберова, которые являются моими вокальными идолами. С Сазерленд вообще началось мое увлечение пением. Я помню ее виниловую пластинку в фиолетовой обложке, где были записаны отдельные арии. Я ее заслушала до дыр. И полюбила колоратурное сопрано, решив двигаться именно в этом направлении.

Вы же начинали как меццо-сопрано?
В детском хоре я пела вторым альтом. Вы слышите, какой у меня низкий тембр голоса? Мне говорили, что я меццо-сопрано, и я была счастлива. Мне хотелось петь Далилу, Любашу. Потом я нашла своего педагога, которая мне сказала: ну, девочка, голос у тебя красивый, но ты не меццо. Я ужасно расстроилась. Дня три провела в глубочайшей депрессии. А потом успокоилась и решила: что ж, будем работать в сторону сопрано.

Ваш отец Александр Перетятько пел в Мариинском театре. Вы пришли в оперу, наверное, под его влиянием?
Отец и сейчас поет в хоре Мариинки. А я теперь делаю мировую карьеру за нас двоих.

Некоторое время вы жили в Литве...
Мои родители, к сожалению, тогда развелись. С 87-го по

94-й год я жила в Литве, в маленьком городке, тогда он назывался Снечкус, а сейчас Висагинас. Он известен Игналинской атомной электростанцией, которую после бурных дискуссий закрыли. Помню, люди интересные там жили, инженеры, ученые - образованные, воспитанные. Я все успевала - и в музыкальной школе училась, и в математической гимназии, и на карате ходила. Это возможно только в небольшом городе, где все рядом.

А какой пояс у вас в карате?
Красный. Мне очень нравилось заниматься в секции. Вообще, я должна была родиться мальчиком. Мне никогда не нравились куколки, кастрюльки, ну, во что девочки играют. Мне всегда нравились боевые искусства, машины, скорость, техника, компьютеры. Я - технический фрик. Что-то разобрать, собрать - это мое. Очень благодарна тому времени, когда я стала заниматься спортом: я и сейчас умею концентрироваться. Это важно: в оперном искусстве выигрывает тот, у кого нервы сильнее.


Ольга Перетятько в роли Эльвиры в постановке «Пуритане» Винченцо Беллини в Метрополитен-опере. Фото: Ken Howard, AP

Что вы имеете в виду?
Ты выходишь на сцену Метрополитен, и на тебя смотрят четыре тысячи зрителей. А аудитория Арена ди Верона - до 18 тысяч. Представляете? Выходишь на сцену и чувствуешь себя тореадором на корриде. Неизвестно, кто победит. Уговариваешь себя, что не надо думать, насколько это важно. Иначе сойдешь с ума. Просто делаешь свою работу.

Ваша карьера пошла в последнее время резко ввысь. Осознание успеха помогает?
Я бы не стала говорить, что вот так все резко происходит. Я планомерно работаю, начиная где-то с 2006 года. Так что успех - результат моих постоянных усилий.

Ваш муж - дирижер Микеле Мариотти. Как вы с ним познакомились?
Познакомились летом 2010 года в Италии, на оперном фестивале в Пезаро. Он дирижировал «Сигизмундом» Россини, а я пела в этой же постановке. У нас тогда ничего не было, я была замужем за другим человеком. Через три месяца мы вновь с Микеле встретились, я за это время подучила итальянский. Страсть зажглась, и с тех пор мы вместе.

Можно спросить про детей?
Видите ли, это одна из непривлекательных сторон нашей кочевой жизни - некогда заводить детей. Каждый месяц ты в новом городе, в новой стране. Чтобы совмещать карьеру и семью, надо быть топ-менеджером. Но я позитивный человек и никогда не загадываю. Что будет, то будет.

Как получилось, что спектаклем «Пуритане» в Мет дирижирует ваш муж? Вы это как-то заранее скалькулировали?
Забавная получилась история. Я подписала контракт с Мет на другую, гораздо более скромную партию, еще в 2009 году. Время шло, репутация моя росла, и, в конце концов, Питер Гелб (директор Метрополитен-опера - О.С.) предложил мне партию Эльвиры. Я согласилась, а потом в разговоре с мужем узнаю, что дирижировать будет именно он! И так у нас бывало не раз. У меня и Микеле разные агенты, они нам предлагают контракты, и в какой-то момент наши планы совпадают. Просто замечательно - мы это время будем вместе. До этого мы не виделись два месяца; Микеле работал над постановкой в Чикаго, а я пела в Швейцарии и Италии.


Ольга Перетятько и Микеле Мариотти. Фото с сайта colta.ru

Чем, на ваш взгляд, оперные традиции Европы отличаются от американских?
Организация в театре Метрополитен - идеальная, работать - одно удовольствие. Двадцать человек занимаются тем, чтобы тебе все было удобно. Все работают как часы. Репетиционный процесс удобен для певцов. Американский бренд - огромные залы с отличной акустикой. Если у тебя поставлен голос и правильная техника, можно петь без напряжения, не нужно напрягаться, кричать. Единственный минус - репетиции начинаются в 10.30 утра, что для меня очень рано. Когда начнутся спектакли (а они в большинстве своем вечерние) - естественно, надеюсь - отосплюсь.




Top