Пермяк чужая калитка отзыв о рассказе. Конспект урока литературного чтения на тему Е

Чужая калитка Рассказ для детей Евгения Пермяка

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
- Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
- Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
- И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
- Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
- А чья, дедушка, эта скамья?
- Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
- Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
- Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.
- Наверно, - отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
- Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
- А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
- Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.
- Это хорошо, - сказал дед.
- А что хорошо? - спросил Алёша.
- Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

31.08.2014 10772 0

Цель: воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи: через осознание идеи произведения подвести детей к выводу, что труд должен стать потребностью каждого человека, уметь аргументированно доказать значение пословицы «Всякий человек в труде познаётся».

Ресурсы: листы с текстом, карточки ПМИ.

Ход урока

1. Организационный момент

* Игра на создание коллаборативной среды – «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ»

Играющие получают «имена» - белки, орехи, шишки. Дети должны образовать тройки (белка, орех, шишка), взяться за руки, образуя кружок. Ведущий стоит в середине площадки.

Игра: ведущий кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места - ведущим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.

2. Этап вызова (побуждение)

* Стратегия – «Трёхуровневое интервью»

Обсудите в тройках значение пословицы: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЁТСЯ.

(Роли меняются)

Объедините в тройках свои записи и представьте общее объяснение значения пословицы.

Кто такой герой?

Как вы думаете, а может быть герой труда?

Говорят: «В труде рождаются герои». Во все времена высоко ценили людей – тружеников. Тех, кто добивался отличных результатов в труде, награждали орденами и медалями.

Показ слайдов (1-2) с изображением медалей

Герой Труда Казахстана (каз. Қазақстанның Еңбек Ері) - высшая степень отличия Республики Казахстан, присваиваемая за выдающиеся достижения в экономическим и социально-гуманитарном развитии Республики Казахстан. Лицам, удостоенным звания «Қазақстанның Еңбек Ері», вручается знак особого отличия - Золотая звезда и орден «Отан».

Какими качествами должен обладать герой труда?

Как вы думаете, может ли этими качествами обладать ребёнок?

А не хотели бы вы познакомиться с одним из таких мальчиков?

3. Этап осознания смысла

Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Евгений Андреевич Виссов (настоящая фамилия) родился в городе Перми, на Урале. В этом городе он прожил долгие годы и этот город был ему очень дорог, недаром он взял псевдоним – Пермяк.

Е. Пермяк - трудолюбивый. Да, действительно. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них мудрости.

Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» - учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои ученики.

Как вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.

* Стратегия – «Читатель-исследователь» (индивидуальная работа)

ИНТЕРЕСНО

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

Работа с пословицами

Какая пословица на ваш взгляд выражает основную идею произведения? Объясните свой выбор.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Суди о человеке по его труду.

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

4. Этап рефлексии

* Стратегия – «Лаборатория Блума» (работа в малых группах)

Каждая группа исследует «ТРУД» со своей стороны, готовит презентацию в любой форме:

1 группа «Знание»

Дайте определение, что такое, по-вашему, «ТРУД» (можете предложить несколько вариантов)

2 группа «Понимание»

Постарайтесь определить сущность понятия «ТРУД», то есть подобрать ассоциации, синонимы, которые повторяют суть темы.

3 группа «Применение»

Предложите, как и где можно использовать «ТРУД» (может вы найдёте необычное применение)

4 группа «Анализ»

Проанализируйте и докажите, что «ТРУД» важен для каждого

5 группа «Синтез»

Определите основные качества «ТРУДА» или трудолюбивого человека.

6 группа «Оценка»

Выделите «за» и «против» «ТРУДА», аргументируйте.

Защита презентаций групп

Остальные группы должны задать группе вопрос, сделать комментарий и высказать пожелание.

5. Итог урока

По окончанию презентаций группы заполняют листы оценивания

Лист оценивания презентаций групп

Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка».

ЦЕЛЬ : познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи :

воспитывать интерес к чтению рассказа;

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Проверка домашнего задания.

    В начале я хочу узнать как вы освоили содержание сказки, с которой вы должны были поработать дома. Ответьте на мои вопросы:

    Над какими вопросами заставил вас задуматься писатель?

    Знаете ли вы, что означанют слова сочувствие и сострадание ?

    Кто кому сочувствует в рассказе?

    У кого доброе и отзывчивое сердце?

    Кто кому помогает выжить?

    Кто главный герой расскказа?

    Какими свойствами характера человека наделён этот цветок?

    Какой же была жизнь неизвестного цветка на пустыре?

    Как вы думаете, почему необходимо воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему?

I I I. Фонетическая зарядка.

- Ребята, сейчас поработаем с пословицей:

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

I V . Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова.

Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

АЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)

V. Этап осознания смысла.

    Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Где учился?

Какие профессии освоил?

2) Первичное чтение рассказа учителем (1 части) и заполнение таблицы ПМИ:

ИНТЕРЕСНО

Мальчик трудолюбивый

Чужая калитка

Кто отремонтировал?

Отремонтировал скамейку и калитку

Старая скамейка

Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно.

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа по группам.

1 группа. «Собери пословицу».

Составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто ему помогал. (с 46)

Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу. (с 46)

2 группа. Построй дом.

Загадка о семье.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

3.группа. Составление пятистишия к слову «Труд».

Труд

2 прилагательных

3 глагола

Мое отношение

Синоним к слову

4 группа

Составление плана рассказа по прочитанному тексту по частям и по картинкам.

    Трудолюбивый мальчик.

    Чужая калитка.

    Старая скамейка.

    Свое, наше.

VI . Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.

Поучительный рассказ о трудолюбии и бережном отношении к природе и другим людям. Дедушка важными советами и своим примером воспитывает в Алеше лучшие чувства.

Чужая калитка читать

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком. Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?

Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.

Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.

Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.

Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?

Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.

Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.

Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.

Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?

Да ничья, - ответил дед. - Общая.

Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?

Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.

А кто он, дедушка, этот человек?

Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.

Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две.


Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

Алёшка, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня появилась.

Шли они по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да еще спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на! - удивился дед. - И у ничьей скамейки хозяин нашёлся. Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.

Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
- А ты не знаешь этого мастера, внучек?

Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.

Это почему же?

Не любит он хвалиться. Да и не он один всё это делал.

Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. Глаза у внука были ясные и счастливые.

Приходит, значит, такое время, Алексей, - сказал дед, - когда всё оказывается своим да нашим.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым дымом. Дед заметил это и снова заговорил:
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже может ничьим показаться, если глядеть на него, не подумавши. А он наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.


Опубликовано: Мишкой 09.08.2018 09:26 25.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 3533 раз(а)

Другие рассказы Пермяка

  • Самое страшное — Пермяк Е.А.

    Поучительный рассказ о том, что может случиться с тем, кто всех обижает. Зло и плохие поступки не остаются ненаказанными! Самое страшное читать Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не …

  • Как Миша хотел маму перехитрить — Пермяк Е.А.

    Рассказ о мальчике Мише, который не хотел признаваться в том, что сломал велосипед и разорвал рубашку. Он сказал, что колесо само отвалилось, а рубашка сама порвалась. Удалось ли Мише перехитрить маму? Как Миша хотел маму …

  • Первая рыбка — Пермяк Е.А.

    Короткая история о первом улове мальчика Юры. Ему попался маленький ёршик, но все говорили, что уха получилась такой вкусной из-за этой рыбки! Первая рыбка читать Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой …

    • Мой хитрый сынишка: Тетерева в лунках — Бианки В.В.

      Отец с сыном зимой на закате заприметили вдалеке тетеревов на березах. Когда те на деревьях сидят, к ним и на выстрел не подойдешь. Отец дал команду замереть и наблюдать. Вскоре тетерева попадали камнем в снег, …

    • Маленькие рассказы: Моржиха — Бианки В.В.

      Поплыли два брата ненца на лодке охотиться за моржами. Старший греб веслом, а младший винтовку наготове держал. На нем была одежда из тюленьей шкуры мехом наверх. Они встретили моржиху с моржонком, младший брат выстрелил и …

    • Котенок — Толстой Л.Н.

      У брата и сестры в доме жила кошечка, которая однажды родила котят. Дети упросили родителей оставить им одного котенка, к которому привязались. Однажды они гуляли с ним на дороге, и охотничьи собаки хотели наброситься на …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

Литературное чтение 3 класс

Дата__________

ЦЕЛЬ : Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

Задачи :

воспитывать интерес к книге;

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

III. Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.

Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)

IV. Этап осознания смысла.

    Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Что запомнили о биографии автора?

Где учился?

Какие профессии освоил?

2) Первичное чтение рассказа (Аудиозапись 1 части)

Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)

3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

Мальчик трудолюбивый

Чужая калитка

Кто отремонтировал?

Отремонтировал скамейку и калитку

Старая скамейка

Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа по группам.

1 группа. «Собери пословицу».

Составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто им помогал.

Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу.

2 группа. Построй дом.

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Загадка о семье.

Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

Синоним к слову

4 группа

Составление плана рассказа по картинкам.

    Трудолюбивый мальчик.

    Чужая калитка.

    Старая скамейка.

    Свое, наше.

Презентация каждой группы.

5.) Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.

Взять интервью у родителей и написать о профессии.




Top