Пермяк е а чужая калитка. Чужая калитка — рассказ

Чужая калитка — рассказ Евгения Андреевича Пермяка

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
- Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
- Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
- И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
- Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
- А чья, дедушка, эта скамья?
- Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
- Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
- Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.
- Наверно, - отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
- Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
- А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
- Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.
- Это хорошо, - сказал дед.
- А что хорошо? - спросил Алёша.
- Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

А лёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всём... Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:

Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься...

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:

Хозяева тоже мне... Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят... Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка...

Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится...

И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой...

Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка... своё оно и есть своё.

Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:

Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.

А чья, дедушка, эта скамья?

Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят... только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная...

Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.

Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.

Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.

Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.

Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.

Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.

Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:

А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?

Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.

Это хорошо, - сказал дед.

А что хорошо? - спросил Алёша.

Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал... А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу... Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше...

Дед опять заглянул внуку в глаза.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.

А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши... А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?
Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.
Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.
Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?
- Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.
- Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.
- Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.
Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?
- Да ничья, - ответил дед. - Общая.
- Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?
- Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.
- А кто он, дедушка, этот человек?
- Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.
Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две.

Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

В школу мы пришли с утра,

За работу нам пора,

Вы отбросьте все дела,

Улыбнитесь, подтянитесь!

И тихонечко садитесь .

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я, меня зовут Акбота Сериковна.

Цель : Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Е.А. Пермяка и его произведением. А название нашего рассказа вы узнаете, прочитав запись на доске. Читаем только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «чужая калитка»?

    Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране - портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Обратите внимание на портрет А.Е. Пермяка.

Пермяк очень любил детей и написал для них очень много сказок и рассказов.

И сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Чужая калитка».

Но сначала мы познакомимся со словами, которые будут встречаться в рассказе и могут быть вам непонятны:

Тетерев – осторожная, подвижная птица, редко подпускающая человека на ружейный выстрел

Малец – маленький ребенок, малыш.

Добывать тетеревов – охотиться на теревов.

Щеколда – железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.

Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги.

Теперь послушайте рассказ.

Слушайте внимательно, потому что после прочтения рассказа вы должны будите ответить мне на некоторые вопросы.

Вопросы на первичное восприятие прочитанного:

    Понравился ли вам рассказ?

    Чем понравился?

    Какой момент вы посчитали наиболее интересным?

Итог : Молодцы, ребята, вы внимательно слушали рассказ.

А сейчас давайте прочитаем данный рассказ по цепочке, по предложению.

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели вновь за дело

О чем говорится в рассказе?

Что мы узнали об Алеше в начале рассказа?

Кто любил Алешу больше всех?

Как дедушка помогал Алеше расти хорошим человеком?

Куда отправились дед с внуком?

Что увидели Алеша с дедом, подойдя к питомнику? Зачитайте.

Что сказал Алеша, когда увидел, что калитка хлопает на ветру? Зачитайте.

Как поддержал разговор дедушка, какими словами ответил внуку?

Как вы думаете, чему же хитро улыбнулся дедушка?

Что увидели Алеша и дедушка на просеке?

Зачитайте, что ответил дедушка на вопрос мальчика о том, чья скамейка?

Задумался ли внук после разговора с дедушкой? Как вы думаете, о чем?

Куда отправились дедушка с мальчиком через две недели?

Чему удивился дедушка? Зачитайте.

Какие изменения произошли на просеке?

Зачитайте слова дедушки, выражающие его удивление увиденным (стр. 49 – предпоследний абзац)

Догадался ли дедушка, кто отремонтировал калитку?

Как вы думаете, почему Алеша не признался дедушке, что калитку отремонтировал он? Как это характеризует мальчика?

Молодцы, ребята, вы внимательно читали произведение и умеете отвечать на вопросы.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вам будут даны пословицы, вам нужно составить пословицы и объяснить их смысл.

«Собери пословицу».

1 группа

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

2 группа

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

Ученье – путь к уменью

    группа

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

Семь раз отмерь, один – отрежь

4 группа

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

К большому терпению придёт и умение

5 группа

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

Поспешишь – людей насмешишь

6 группа

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

А сейчас мы с вами попробуем восстановить рассказ по картинкам. Я показываю картинку, а вы перескажите мне рассказ.


С каким рассказом познакомились?

Послушайте, что ответили мои бывшие ученики на вопрос:

-Зачем в жизни нужны добрые дела? (Слайд3)

- А как вы понимаете смысл пословицы

«Жизнь дана на добрые дела».

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

(Для добрых дел, для пользы, труда).

Любой труд должен быть оценён.

У каждого из вас оценочный лист – не забывайте оценивать свою работу по критериям.

Знакомство с критериями оценивания.

Что такое «труд?»

Вывод. Труд-это умение выполнять полезную для общества работу.

Работа в группах(1,2,3,4). Возьмите понравившиеся шаблоны книг и займите места в группах соответственно картинке.

Сейчас вы будете знакомиться с биографией писателя. Приём «Посланец» (Слайд 4)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детство и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Чтобы узнать насколько хорошо вы изучили биографию проведём «Цифровой диктант» по вопросам.

    Мини-тест: (+ да), (- нет).

Вопросы:

    Мальчиком писатель жил с папой и мамой?- нет

    Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске?- да

    Евгений Андреевич (Виссов) родился в городе Перми – да

Проверка.(Слайд 5)

    Словарная работа.

При чтении текста вам встретятся такие слова.

    Питомник - место, где выращивались молодые саженцы деревьев.

    Щеколда - железная пластинка для запирания дверей.

    Чащоба - тоже что и чаща.

    Колдобин а-рытвина, ухаб, неровная поверхность.

    Волочат - тащить, тянуть по земле.

    Просека - узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.

    Знакомство с текстом произведения (Технология РКМ «Чтение с предположениями»)

О чём же может рассказать заголовок? Как вы думаете, о чём будет рассказ?

    Слушание аудиозаписи 1 части рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»

Оправдались ваши предположения?

Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?

    Фронтальное чтение 2 части.

Какой эпизод показался вам самым напряжённым?

Назовите главных героев.

Где происходят действия?

- Совпали ваши предположения?

- Как вы думаете, чем же закончится рассказ?

    Самостоятельное чтение 3 части.

(Стратегия РКМ «Чтение с пометками»)

Отметить знаками:

Что понравилось (!)

Что вызвало удивление (?)

Что заинтересовало (…)

- Такой конец вы предполагали?

- Каким мальчиком рос Алёша Хомутов?

Какой вывод сделал для себя Алёша после разговора с дедушкой?

Кто же починил калитку?

Для кого они оказались не « чужими, а своими»?

Как бы ты поступил на месте Алёши?

Физминутка (Слайд 6)

Работа в группе. Выбрать подходящую пословицу к тексту. Объяснить свой выбор.

Индивидуальная работа. Работа по карточкам.

Стратегия РКМ «Эссе» на тему: А что ты можешь сделать доброго и хорошего для людей?

(Взаимопроверка в парах)

Работа в группах . (Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»)

Придумать по одному «толстому» и «тонкому» вопросу (вопросы высокого порядка) с использованием «РОМАШКИ БЛУМА»

«Картинная хронология» Восстановите картины в последовательности по содержанию текста

-Как вы думаете, мы достигли целей урока?

В оценочном листе подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок.

1,2 группы – составить рассказ чему вы научились дома, у кого?

3,4 группа- 5 «толстых» вопросов к тексту,

нарисовать иллюстрации к рассказу.

Чему вас научил этот рассказ?

(добру и справедливости)

В жизни вам пригодится этот опыт?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке: (Слайд 8)

    Я сегодня узнал…

    Урок мне дал для жизни…

    Мне понравилось…

«Чемодан в дорогу» (на шаблонах книг нарисуйте круг)

(Слайд 9)

Работал отлично

Мог бы лучше

Буду ещё больше стараться




Top