Первобытность как исторически первая форма традиционной культуры. Первобытная культура как исторический первый тип культуры

Первобытная эпоха во многом остается загадкой для ученых и вполне вероятно, что многие тайны «доистории» так и не будут раскрыты. Всякая наука, изучающая первобы тность , сталкивается с комплексом сложнейших проблем. Здесь и специфичность источников, и многообразие трактовок большинства артефактов и процессов, протекавших тогда, и невозможность точной и однозначной датировки исторических этапов, включая начальный и конечный рубежи эпохи. Одним словом, гипотетично и полемично все или почти все, что мы знаем об этом периоде человеческой культуры.

Каким же образом мы получаем знания о первобытности? В первую очередь благодаря данным археоло гии (обнаружение артефактов в культурном слое) и этногра фии (изучение быта, традиций, социального устройства и представлений у так называемых отсталых народов). Археологические и этнографические источники - это основа изучения первобытной культуры. Однако нельзя игнорировать и усилия других наук, без которых невозможно было бы описать облик древних людей, понять, в какой среде они жили, какие животные и растения их окружали, каким образом формировались язык, речь, мышление и многое другое. Поэтому в ряду источников следует назвать также данные антрополо гии (в частности, па леоантрополо гии ), естественнонаучных дисциплин, лингвистики, религиоведения, философии. Таким образом, изучение основных проблем первобытности (формирования человека, становление общества, специфики первобытной истории, возникновения и ранних этапов производственной и художественной культуры) невозможно без объединенных усилий разных наук, каждая из которых обращается к данным смежных дисциплин.

Культурология интересуется процессами возникновения и развития первобытной культуры во всех ее формах (миф, религия, искусство) и проявлениях (материальная, духовная, художественная). Начала культуры складываются вместе со становлением человека и общества. Как и многое другое, основные этапы формирования человека и общества - предмет многолетних научных споров. Не углубляясь в тонкости и ориентируясь на господствующие точки зрения, можно представить следующую картину.

Для изучения первобытной культуры удобна и приемлема археологическая периодизация как наиболее адекватно отражающая важнейшие этапы становления культуры. Археологи делят первобытную эпоху (каменный век) на палеоли т (древнекаменный век), мезоли т (среднекаменный век) и неоли т (новокаменный век). Предысторией человека и культуры можно считать нижний палеолит (он же ранний и средний палеолит). Человек современного типа (кроманьо нец , к которому применяют наименование , «Человек разумный») возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита, т.е. около 40-35 тысячелетий назад. Считается, что к этому времени предки людей проделали длительный путь эволюции от животных к человеку и создали первоосновы культуры - того, что выделяет человека из природного мира. Эпоху верхнего палеолита и мезолита принято называть классической первобытностью, эпоху неолита - поздней первобытностью.

В ряду человекообразных существ первыми обычно называют австралопите ков (австралопите ковых ) . Некоторые ученые считают их своеобразным мостиком от животного к человеку. Большинство находок ископаемых останков, относящихся к австралопитекам, было сделано в Африке. Возраст древнейших из них определяют примерно в 2 млн лет. Ряд исследователей полагают, что возникновение первых предков человека произошло 4-2,5 млн лет назад. Образ жизни и строение австралопитековых, судя по всему, отличались от человекообразных обезьян, но эти различия были еще не слишком велики. Так, наблюдается переход к прямохождению и освобождение руки от опорной функции, хотя рука и не сформировалась окончательно. Находки отличаются ощутимым разнообразием и нестабильностью строения, а также сохранением ряда примитивных признаков.

Эволюционная теория так объясняет появление вида пометка">презинджа нтропа , или «Человека умелого» пометка">Homo habilis - древнейший представитель первой фазы формирования собственно человека. Позднее большинство исследователей стали относить «Человека умелого» к австралопитековым, поскольку на это указывало большое количество данных по его морфологии (строению). Умение «хабилисов» изготавливать орудия труда также было подвергнуто сомнению - скорее всего, найденные орудия были естественного происхождения. Важно отметить, что австралопитековые в течение некоторого времени сосуществовали на земле с представителями более поздних стадий формирования человека.

Следующим этапом считают стадию арха нтропов , т.е. «древнейших людей», к которой относят питека нтропов (впервые найдены на острове Ява) и сина нтропов (обнаружены в Китае). Эта стадия началась, согласно различным оценкам, от 1,5 млн до 1 млн лет назад. Некоторые исследователи предлагают называть эту и следующую за ней стадию «Человек прямоходящий» пометка">праобщи нами , в недрах которых складывались первые нормы социального поведения, необходимые при новом образе жизни. Труд, сначала спонтанный, а затем все более осознанный и целенаправленный (как индивидуальный - изготовление орудий труда, так и коллективный - охота), способствовал тому, что ценными для общины становились особи не очень сильные физически, но наделенные социальностью и развитым мышлением, успешно действующие в коллективных охотах и при изготовлении орудий труда. Особям физически сильным и агрессивным приходилось сдерживать свои антисоциальные качества в интересах коллективного блага.

Таким образом, постепенно из биологической особи формировалось существо социальное. Возрастала сплоченность коллектива, в котором вместо подавления слабых сильными, как это бывает в природных сообществах, все были подчинены единой воле коллектива и его благу. Межгрупповой отбор закреплял эти изменения - преимущества получали группы, сплоченные в социальном отношении, обладавшие развитыми техническими навыками, состоявшие из более эффективных охотников и собирателей. Также можно предполагать наличие у архантропов первых норм человеческого поведения, главным образом в отношении пищи. В частности, добыча (или ее часть) приносилась на стоянку; распределение пищи, скорее всего, не зависело от участия в охоте, а носило уравнительный характер (т.е. поровну всем членам коллектива).

Анализ структуры мозга архантропов и особенности изготавливаемых ими орудий свидетельствуют о формировании у них мышления и языка. Что касается начал духовной и художественной культуры, то здесь мы практически не располагаем никакими данными. Правда, некоторые находки выходят за рамки необходимого для добычи пищи и выживания. Так, на одной из стоянок были найдены кусочки гемати та - красного красящего вещества, на другой - плитка о хры, которой была придана определенная форма путем стесывания. Были обнаружены и куски красной охры со следами использования, а рядом с останками синантропа найдены красивые призмы из кварца, принесенные с расстояния в несколько километров. Однако этих фактов слишком мало, чтобы делать какие-то выводы о существовании у архантропов духовной и художественной культуры.

Переход к следующему этапу становления человека произошел около 300-200 тысячелетий назад. Многие исследователи предлагают называть его стадией неандерта льцев , но большинство говорит о стадии палеоа нтропов («древних людей»), считая неандертальцев одной из групп палеоантропов. Ряд ученых вообще отказываются считать палеоантропов единой стадией, пришедшей на смену архантропам и предшествовавшей неоантропам, т.е. людям современного типа.

Стадия палеоантропов вызвала наибольшее количество споров и проблем. Например, трудно прийти к единому мнению, объясняя отклонение классических неандертальцев от так называемого сапие нтного направления. На основании сделанных находок исследователи получили странную картину. Ранние палеоантропы обладали рядом сапиентных признаков, которые затем практически исчезли у классических неандертальцев, а у человека современного типа появились вновь. Это дало возможность предположить существование двух ветвей, произошедших от ранних палеоантропов. Одна из этих ветвей привела к человеку современного типа - кроманьонцу, а вторая, представленная неандертальцами, оказалась тупиковой. Однако и это вызывает возражения, поскольку противоречит данным археологии, указывающим на преемственность между орудийной деятельностью неандертальцев и верхнепалеолитической индустрией кроманьонцев. Поэтому большинство исследователей считает неандертальцев предками современного человека, а некоторые предлагают даже отнести их к Homo sapiens в качестве одной из двух разновидностей этого типа.

Несмотря на отсутствие единообразия во взглядах на палеоантропов, коротко охарактеризуем представителей этого типа. Их рост и пропорции тела в основном не изменились по сравнению с представителями предыдущей стадии. Окончательно утвердилось прямохождение. Кисть руки имела строение, практически идентичное современному. Наибольшее количество примитивных признаков относится к строению черепа и мозга.

Находки свидетельствуют о локальных вариациях внутри этой стадии, причем некоторые более ранние формы морфологически прогрессивны, а более поздние приобрели ряд примитивных черт. Внутреннее разнообразие у палеоантропов ведет к появлению множества отличных друг от друга археологических культур - заканчивается период единообразия, характерный для предшествующей стадии. Резко возрастает и число стоянок, что можно объяснить только результатом быстрого и повсеместного увеличения популяции. Этому сопутствует заселение таких территорий, как тропические леса, пустыни и полупустыни, на которых не смогли обосноваться архантропы.

Палеоантропы усовершенствовали технику обработки камня. Наряду с каменными орудиями они использовали деревянные, отличавшиеся большим совершенством по сравнению с предшествующим этапом. Найденные деревянные копья, палки-копалки, ножи, дубины свидетельствуют, что деревянным орудиям придавались нужные формы и твердость при помощи огня. Некоторые усовершенствования позволяли сделать орудия более оптимальными: например, тонкие продольные желобки на передней части копья, идущие к острому концу, а также узкие поперечные зарубки на его центральной части для более прочного зажима, и пр. Обнаружены также костяные орудия: острия, шилья, наконечники, лопаточки, кинжал, дубинка из оленьего рога. Но в целом обработка кости была развита довольно слабо.

Найденные терки, песты, ступки позволяют утверждать, что палеоантропы предварительно обрабатывали растительные продукты перед употреблением в пищу. Обнаружено также множество признаков повсеместного использования огня в различных целях. Возможно, «древние люди» научились добывать огонь. Палеоантропы умели изготавливать теплую одежду - в противном случае они просто не смогли бы выжить на территориях с холодным климатом. Единственно возможным материалом для изготовления одежды были шкуры животных, и о том, что они использовались, свидетельствует обилие кремниевых скребков. Селились «древние люди» не только в пещерах, но и в созданных ими искусственных жилищах, остатки которых обнаружены археологами. Эти жилища представляли собой покрытый шкурами каркас из жердей на каменном основании. Некоторые жилища имели внутреннее разделение на помещения.

Вместе с переменами в образе жизни менялись и усложнялись моральные представления, все дальше уходя от моделей животного мира. Применительно к поздним палеоантропам можно с уверенностью говорить о высоком уровне сплоченности социума, о появлении заботы коллектива о своих членах. На это указывает ряд фактов. Например, были найдены останки взрослого мужчины, возраст которых составляет около 45 тысячелетий. При жизни этот человек получил сильную травму головы в районе левой глазной впадины и, очевидно, был слеп. Кроме того, вследствие травмы у него была парализована правая рука (хотя возможно, что рука была недоразвита от рождения), которая была ампутирована выше локтя, и скорее всего, намеренно - видны следы ее заживления. Но и это еще не все - лодыжка одной ноги свидетельствует о сильном артрите, а на стопе другой ноги видны следы зажившего перелома. Тем не менее этот человек - практически полный калека, не способный прокормить и защитить себя - дожил до глубокой для палеоантропа старости (40 лет или старше). Очевидно, что в данном случае коллектив взял на себя заботу о немощном. И это не единичный пример. Известен целый ряд фактов подобного рода. Таким образом, в праобщине палеоантропов окончательно сложились новые принципы взаимоотношений, когда коллектив защищал своих членов, заботился о стариках и калеках, ухаживал за больными и ранеными. Тогда же окончательно сложились и принципы распределения пищи - не по степени участия в трудовой деятельности, а по факту принадлежности к коллективу.

Поздние палеоантропы дают возможность говорить о некоторых началах духовной культуры. Важнейший материал для таких предположений - неандертальские погребе ния . Сам факт специального обращения с умершими свидетельствует в пользу формирования определенных представлений о человеке и окружающем его мире, о жизни и смерти. Во многих погребениях, помимо непосредственно останков, обнаружены и другие находки - так называемый погреба льный инвента рь . Иногда рядом со скелетами людей находились останки животных. По одним предположениям, они были оставлены умершим в пищу, по другим - связаны с формирующимся тотеми змом , т.е. с представлениями о родстве группы людей с животными определенного вида. В других захоронениях были обнаружены орудия труда, а в одном из них, датируемом 60 тысячелетиями тому назад, найдены цветы, связанные в букеты. Эти факты также свидетельствуют об осознании коллективом поздних палеоантропов своего единства, а также указывают на появление социальной деятельности - заботы членов праобщины друг о друге, причем как о живых, так и о мертвых.

Специальные приемы обращения с телами умерших - закладывание трупа землей, камнями, ветвями, придание телу скрюченного положения - источник размышлений и споров об идеях, которые могли бытовать у поздних палеоантропов. Меньше споров вызывают многочисленные находки костей животных, особым образом размещенных в могиле. Большинство исследователей склоняются к мысли о формировании у поздних палеоантропов тотемизма. Возможно, через представление о происхождении от определенного вида животных (реже растений) складывалось осознание коллективом своего единства. Таким образом, тотемизм как явление не только мифологическое, но и социальное, свидетельствует о формировании коллективного самосознания.

Обнаруженные погребальные находки могут указывать и на формирование у «древних людей» мифологического сознания. Ряд исследователей считает, что магия и фетишизм восходят именно к поздним палеоантропам. Еще более вероятно появление ритуала - погребального, а возможно даже и охотничьего: на некоторых стоянках найдены камни с гравировкой, покрытые красной охрой, что интерпретируется порой как следы инсценировки охоты. Несмотря на то, что в распоряжении ученых находится сравнительно малое количество данных, и что трактовки обнаруженных остатков весьма разноречивы, не вызывает сомнения факт появления у поздних палеоантропов основ духовной культуры.

Начала художественной культуры также восходят к нижнему палеолиту. В частности, археологи обнаружили кости и каменные плиты с регулярными (повторяющимися) нарезками, ямками, пятнами краски - по сути, древнейшие образцы графики. Во многих случаях прорези представляют собой параллельные зигзагообразные линии или пересечения линий под равными углами; в том числе встречается изображение креста. Интерес палеоантропов к отображению ритма позволяет предположить, что на данной стадии начали формироваться основы вокально-музыкального и танцевального искусств, хотя еще долгое время эти и другие виды искусства не выделялись в обособленную деятельность, оставаясь в синкрети чном единстве (т.е. слитными) с прочими формами первобытной культуры.

Возникновение людей современного типа - так называемых неоа нтропов , или кроманьо нцев , - датируется чаще всего отметкой 40-35 тысяч лет тому назад; это событие определяет границу нижнего и верхнего (позднего) палеолита. Верхний палеолит стал новым этапом в технике обработки камня, кости и дерева. Данные антропологии и археологии позволяют утверждать, что технологический переход от нижнего палеолита к верхнему и возникновение человека современного типа произошли, по существу, одновременно во всех основных населенных регионах земного шара.

Большую роль в становлении человека современного типа сыграла специфика брака - на ранней стадии он носил форму группового брака. Половой инстинкт, как и пищевой, довольно рано подвергся социальной регуляции. Бесконтрольное удовлетворение основных инстинктов вело к внутригрупповым конфликтам и ставило под угрозу выживание человеческого коллектива. Считается, что еще палеоантропы устанавливали табу (безусловные запреты) на половые отношения внутри праобщины в определенные периоды времени (например, при подготовке к охоте). Со временем возникло общение между мужчинами и женщинами соседних праобщин как выход инстинкта, подавленного внутри одной праобщины. Постепенно стихийно складывавшиеся отношения перерастали в системы, состоящие из двух вступающих в групповой брак праобщин. Каждая из праобщин, входящих в такую систему отношений, становилась родом.

По мнению большинства исследователей, именно дуально-праобщинные организации сделали возможным завершение формирования общества и человека, способствуя обогащению наследственной основы, возрастанию эволюционной пластичности организма. Возможно, что такая внутривидовая гибридизация как раз и способствовала тому, что человек современного типа довольно быстро сформировался и пришел на смену неандертальцу. С завершением формирования человека происходит и становление человеческого общества: на смену праобщине приходит сначала так называемая родова я община , а в эпоху поздней первобытности - сосе дская община , характеризующаяся еще более сложными формами социальной организации и заключавшая в себе предпосылки перехода к обществу иерархического типа.

Характеризуя экономическую деятельность кроманьонцев, следует отметить, что до конца верхнего палеолита хозяйствование практически не изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Люди охотились в основном на тех же животных, используя те же методы. Преобладала коллективная облавная охота, в ходе которой животные уничтожались в больших количествах. Так, во Франции у скалы, на которую загонялись стада диких лошадей, обнаружены останки от многих тысяч животных. Возможно, результаты охоты намного превосходили потребности человеческого коллектива в мясе и объяснялись особенностями способа охоты. Наряду с охотой было распространено собирательство, которым занимались, скорее всего, женщины и дети. Соотношение охоты и собирательства было неодинаковым в разных регионах. Предполагают, что на территориях с теплым климатом собирательство давало больший процент пищи, а в районах с холодным климатом основной объем пищи обеспечивался охотой.

К концу верхнего палеолита (для Европы - приблизительно 10 тысяч лет до н.э.) в климате, фауне и флоре произошли ощутимые изменения. В Европе и Северной Америке в это время завершается ледниковый период, однако изменения коснулись и территорий, где оледенения не было, - Африки и Австралии. Пожалуй, наиболее существенной переменой для человека оказалось исчезновение многих видов крупных животных и сокращение поголовья сохранившихся видов. Мнения исследователей относительно причин этого явления разделились. Одни указывают на изменение климата, другие считают, что это - следствие хищнической охоты, уточняя, что охота приводила к исчезновению животных не только прямо, но и косвенно, вызывая нарушение экологического равновесия.

Изменения в окружающем мире привели человека к новым способам хозяйствования и новому образу жизни. Резкие перемены начинаются в конце верхнего палеолита и продолжаются в течение мезолита (10-8 тысяч лет до н.э.). Развивается индивидуальная охота на средних и мелких животных, а также на птиц. Получило распространение рыболовство, а в некоторых регионах даже морской зверобойный промысел. Меньшие размеры и бо льшая подвижность животных и птиц, являвшихся объектами охоты, потребовали усовершенствований в охотничьем оружии. Совершенствуется копье, используются силки (для охоты на мелких животных и птиц), изобретены лук и стрелы (в ряде областей Южной Америки использовалась стрелометательная трубка), а в Австралии из-за особенностей ландшафта широкое применение получило метательное оружие: легкие копья, дротики, бумеранги.

В этот период происходит еще одно принципиальное изменение во взаимоотношениях человека с окружающим его миром. Путь к новым возможностям открыло приручение (одомашнивание) собаки. Человек начинает превращать в друзей и помощников тех, кто прежде относился к нему враждебно, а порой выступал и как конкурент в добывании пищи. Этот путь не просто помогал человеку лучше приспособиться к новым условиям существования, но и привел впоследствии к новой деятельности - скотоводству.

В связи с тем, что охотой стало сложнее обеспечить пропитание общины, в конце верхнего палеолита и мезолите увеличился объем растительной пищи. На это указывает широкое распространение орудий для превращения ранее несъедобных твердых плодов в мякоть, которую можно употреблять в пищу, - зернотерок, ступ, пе стов. В ряде регионов появляются орудия для удаления сока из некоторых тропических растений. Вероятно, распространилась термическая обработка пищи, которая позволила употреблять прежде несъедобные плоды, а также лучше использовать мясные и рыбные отходы.

Поселения и жилища верхнего палеолита различны на разных территориях. Для Евразии этого периода характерны стационарные искусственные жилища. Поселение представляло собой либо одно многоочажное жилище, либо несколько небольших или среднего размера жилищ. Обнаружены и специально вырытые на территории стоянки нежилые землянки или специальные хижины, вероятно, общественного или культового назначения. Природные изменения конца палеолита и соответствующие им мезолитические перемены в способах хозяйствования приводили к тому, что стало сложно обеспечивать пищей крупные и подолгу живущие на одном месте группы. Поэтому они распадаются на более мелкие подвижные коллективы. Как следствие увеличения подвижности населения стационарные жилища практически исчезают, сохраняясь лишь в районах, круглогодично богатых пищей. Наиболее распространенным типом поселения в мезолите становится временный лагерь.

Материальную культуру конца верхнего палеолита и мезолита характеризует высокий процент новаций, повышавших надежность обеспечения человека пищей. Кроме того, разнообразие локальных культур, которое возникло в докроманьонскую эпоху, усугубляется, и на основе отдельных культур начинается складывание крупных этнокультурных зон. В конце верхнего палеолита возникают, а в мезолите (и далее в неолите) повсеместно распространяются узколокальные археологические культуры. Материальная культура усложняется и становится все более разнообразной.

Достаточно сложно сказать что-либо определенное о духовной культуре верхнего палеолита и мезолита. Те факты, которыми мы располагаем, носят косвенный характер либо основаны на этнографических данных, относящихся к более поздним стадиям первобытности или даже к эпохе цивилизаций. Увеличение числа четко очерченных археологических культур дает возможность предполагать, что постепенно на основе нескольких общин начинает территориально, социально и этнически складываться племенная общность. Вероятно, это сопровождалось формированием племенного самосознания, комплекса мифов и обрядов, а возможно - и самоназвания. В мезолите эти процессы оформляются и прогрессируют.

Нет никаких сомнений, что в период верхнего палеолита и мезолита существовала определенная система моральных норм. Самые первые моральные установки облекались в форму особых запретов - табу . Такие ограничения основаны на убеждении, что совершение любым членом коллектива запретных действий ведет к непреодолимой опасности, навлекаемой не только на нарушителя, но и на весь коллектив. При этом неизвестно, какова природа опасности, и почему данные действия влекут ее за собой. Неопределенность и таинственность подкрепляет ощущение ужаса перед неведомой угрозой и могущественными силами, стоящими за ней.

Постепенно в палеолите и мезолите формируется целая система поведенческих норм, и достаточно часто их происхождение связывают с определенными мифологическими представлениями. Одна из важнейших особенностей первобытной морали - ее «коллективистский» характер. Личные, индивидуальные взаимоотношения между людьми практически не подвергались регламентации - они поглощались нормами, определявшими отношения между группами людей. Отдельный человек выступал прежде всего как представитель какой-либо группы. Обычно группы выделялись по половозрастному признаку. Еще одна существенная характеристика первобытной морали, относящаяся, впрочем, ко всей первобытной духовной и художественной культуре, - это ее принадлежность к синкрети ческому целому, которое сложно подвергнуть разделению на сферы. Первобытные нормы поведения - это и мораль, и этикет, и зачатки права, и религиозные предписания, действовавшие в нерасторжимом единстве.

В связи с такой особенностью первобытной культуры, как ее синкрети чность (буквально «неразделенность»), не теряет актуальности и проблема специфики мышления первобытного человека. Исследователи расходятся во взглядах на этот вопрос. Одни считают, что законы человеческого мышления универсальны, и человеческая психика единообразна независимо от исторической ситуации или этнической принадлежности; другие полагают, что существуют отличия в мышлении «первобытных» и «цивилизованных» народов. В любом случае следует отметить, что синкретизм мышления, как и синкретизм первобытной культуры в целом - важный факт древнейшего периода развития человечества. В сознании первобытных людей причудливо переплетались объективные знания об окружающей реальности и рациональные приемы мышления с фантастическими представлениями и парадоксальными способами интерпретации. Конечно, в той или иной мере это свойственно людям любой исторической эпохи, но наиболее ярко и полно проявилось на первобытной стадии.

Соединение рационального с фантастическим не говорит в пользу преобладания «мистического» начала в сознании первобытных людей. Как доказывают этнографические данные, их повседневность основывалась на вполне рациональных началах. И хотя первобытный человек и в самом деле еще не разделял естественное и сверхъестественное - ведь он еще не знал законов природы, и для него одинаково естественными и реальными представлялись как животные, так и фантастические существа, - тем не менее можно сказать, что сверхъестественное в нашем понимании «вторгалось» в жизнь человека только в переломные моменты его жизни, или когда нарушался привычный ход событий.

Синкретизм первобытного мышления получил свое выражение в мифе - господствующей форме первобытной культуры. Существуют разные взгляды и точки зрения на миф и мифологическое сознание. Кроме культурологии, миф и мифологию изучают многие дисциплины - этнография, литературоведение, религиоведение, философия и др. Продолжают обсуждаться проблемы соотношения мифа и религии, мифа и фольклора, вопрос о первичности и вторичности мифа по отношению к ритуалу. Миф - это, бесспорно, первая форма осмысления человеком окружающего мира. В мифологии следует искать истоки нравственности, религии, философии, науки; к мифолого-ритуальному комплексу восходит художественное творчество, а первые рациональные познания человека о мире возникали в рамках тех или иных мифологем.

Рациональные знания первобытной эпохи, безусловно, основываются на практической деятельности человека и специфике его образа жизни. К наиболее очевидным представлениям можно отнести знание местности (территории обитания) и представления о животном и растительном мире. Этнографы неоднократно отмечали обширные и точные знания так называемых отсталых народов о химических (в том числе лечебных или токсических) свойствах растительных и минеральных веществ, порождавших разнообразные способы лечения и самолечения, в том числе приемами примитивной хирургии (лечение переломов, вывихов, накладывание повязок и др.).

Многочисленные археологические и этнографические источники указывают на формирование различных систем счета, основанных на числах 5 и 10, на числе 7 и кратных ему, на числе 3 и кратных ему 6 и 9, а также на числах 4 и 8. Постепенно накапливались наблюдения за календарным циклом, что способствовало приумножению знаний о животном и растительном мире, формированию представлений о времени. Появляются различные способы исчисления времени - выделение сезонов по смене погоды, по чередованию хозяйственных работ, обозначение длительных периодов по поколениям. Не исключены и пространственные представления, связанные с обитанием на определенной территории, закреплением ее за отдельными племенами.

По-прежнему остается дискуссионным вопрос о характере и специфике первобытной религии. Некоторые исследователи указывают на различные ее формы - аними зм, ма гию, тотеми зм, фетиши зм; выделяют различные виды культов (промысло вые, погреба льные, соля рно-астра льные и др.). Возможность существования различных точек зрения на религию доисторической эпохи предоставляют факты, которыми мы располагаем. Полученные преимущественно в ходе этнографических исследований, они дают чрезвычайно пеструю картину. Однако ясно, что первобытные религиозные идеи и практики не складывались в стройную систему. Возможно лишь перечислить ряд исходных религиозных форм, но не установить между ними отношения преемственности или взаимосвязи. Некоторые исследователи предлагают не выделять в качестве самостоятельных форм анимизм, магию и фетишизм, считая их универсальными элементами любой религии, в том числе развитой. Анимизм - это вера в духов и в душу, а также в одушевленность всего и вся; магия - совокупность практик, связанных с верой в способность человека осуществлять сверхъестественное воздействие на природу и других людей; фетишизм - вера в сверхъестественные (чудесные) свойства определенных предметов и поклонение им. Все это в той или иной степени можно обнаружить во многих (если не во всех) религиозных системах мира.

Среди религий первобытности наиболее однозначной для исследователей оказался тотемизм . В отличие от анимизма, фетишизма и магии, тотемистические представления не фигурируют в позднейших религиозных системах. Стало быть, с уверенностью можно назвать тотемизм самостоятельной формой религии. Тотемизм есть вера в родство группы людей с тем или иным животным или растением. Такое животное (реже растение), т.е. тоте м , считается первопре дком рода. Это представление отражается в соответствующих мифах и воспроизводится в соответствующих ритуалах. Тотемизм - одна из наиболее древних форм религии, свидетельством чему, очевидно, служат ритуальные захоронения конкретного вида животных или частей их тела. Такие захоронения появляются уже в нижнем палеолите.

В ряду первобытных форм религии выделяют также вредоно сную магию, или ведовство , лечебную магию, или зна харство , а также любовную магию, которая позднее могла соединяться с культами плодородия у земледельцев. К древнейшим относят погребальные культы (они прослеживаются еще у палеоантропов) и промысловые культы, призванные обеспечить удачу на охоте. Постепенно складываются раннеплеменные культы, ядром которых был обряд инициа ции , т.е. посвящения, когда подростки принимались во взрослые члены коллектива. У некоторых народов возрастные инициации представляли собой специальное обучение и физические испытания и продолжались от нескольких недель до нескольких лет. У других существовали ритуалы, лишь обозначавшие переход из одной возрастной группы в другую. Обряды инициации в основном предназначались для мальчиков (инициации для девочек встречаются редко).

Все перечисленные религиозные формы относятся к наиболее ранним. В них невозможно выделить первичные и вторичные. Скорее всего, они складывались и развивались параллельно, зачастую переплетаясь, взаимодействуя и порождая промежуточные формы. Подводя итог разбору духовной культуры верхнего палеолита и мезолита в целом, следует отметить, что тогда были заложены важнейшие основы дальнейшей духовной культуры человечества. Но не менее важна роль этого периода в становлении художественной культуры.

Говоря о художественной культуре, не следует забывать о такой характеристике первобытности, как синкретичность. То, что мы называем искусством и художественным творчеством, было тесно соединено и переплетено с повседневной жизнью, религиозно-мифологическими представлениями, ритуально-обрядовыми действиями и потому искусством может быть названо лишь условно. Истоки первобытного изобразительного искусства отчетливо просматриваются в так называемой нижнепалеолитической графике - в изображениях прямых и зигзагообразных линий, спиралей, точек и других фигур. Но уже в верхнем палеолите объектами изображения становятся животные и человек. Правда, в искусстве верхнего палеолита образ человека встречается довольно редко.

К числу древнейших скульптурных форм относятся «палеолитические Венеры» (или «верхнепалеолитические матро ны») - статуэтки, изображающие женские фигуры. Они характеризуются гипертрофированными размерами груди, живота, бедер, что говорит о наличии представлений и ритуалов, связанных с идеей рождающего начала. Лица, руки и ноги «Венер» выполнены очень условно, без какой-либо детализации. Основным объектом изображения в верхнем палеолите были животные. В наиболее древней наскальной живописи яснее всего прорисованы голова и передняя часть туловища, позднее появляются более законченные изображения. Заметны и попытки построения пространственных изображений: выделение рельефа тела животного или изображение в сложных ракурсах (например, тело животного представлено в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти). Многофигурная живопись верхнего палеолита представляет собой реалистично выполненные изображения отдельных фигур при абсолютном отсутствии связей между ними: отдельные фигуры располагались в совершенном беспорядке друг относительно друга.

Несмотря на некоторую утрату реалистичности и более схематический по сравнению с верхним палеолитом характер, искусство мезолита отличается существенными достижениями. Во-первых, для него характерно умение выстраивать композицию в многофигурных изображениях, передавать динамику, действия. Во-вторых, основным объектом изображения становится человек. И хотя животные присутствуют в большинстве мезолитических произведений, они больше не являются основным объектом, к которому приковано внимание мезолитических художников. Искусству мезолита (как и верхнего палеолита) свойственна стилистическая и содержательная однородность. Региональные, этнические и индивидуальные особенности, как правило, не играли существенной роли.

О развитии других видов искусства на протяжении верхнего палеолита и мезолита трудно сказать что-либо определенное. Становление словесного, вокально-музыкального и танцевального искусств связывают с мифолого-ритуальными практиками. Ряд исследователей предполагает относительно раннее возникновение вокально-музыкального сопровождения монотонных и ритмичных трудовых операций. Едва ли можно говорить о чем-то еще, поскольку все наши сведения основываются лишь на гипотезах и на этнографических фактах, относящихся к более поздней ступени развития примитивных обществ.

Заключительным этапом в истории первобытной культуры стала эпоха неоли та . Ее хронологические рамки неодинаковы для разных регионов - там, где формировались древние цивилизации, границы неолита простираются от IX до III тысяч лет до н.э. В некоторых областях земного шара неолит сохранялся вплоть до XIX - начала XX в. На этом этапе культура утрачивает свое единообразие, формируются и все более ярко проявляются этнические и региональные различия. Поэтому дать характеристику неолитической культуре можно лишь в наиболее общем виде.

Несмотря на все разноречивые мнения о роли и значении неолита, большинство исследователей говорят о качественном скачке, который произошел в этот период, обеспечив переход к цивилизационной эпохе. Этот скачок - «неолитическая революция» - представлял собой переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыбная ловля) к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство, ремесло). Не сразу стали очевидными те преимущества, к которым приводили перемены эпохи неолита, и потому ранние земледельцы и скотоводы социально и культурно почти не отличались от поздних («высших») охотников и собирателей. Тем не менее новая экономическая доминанта открыла путь к более эффективной хозяйственной деятельности и тем самым к дальнейшему социокультурному развитию.

Материальная культура неолита, хотя и имеет некоторые региональные особенности, отличается рядом общих новых достижений. Во-первых, активно внедряются новые приемы обработки камня: шлифование и сверление. Во-вторых, во многих регионах разрабатывались альтернативные природные ресурсы: гипс, марганцевые руды, соль. В-третьих, ведущим материалом в неолите становится глина. Наряду с деревом она использовалась при строительстве домов, а также для изготовления многочисленных предметов разнообразного профиля. Многие археологи считают кера мику (изделия из обожженной глины) типичным признаком неолита. Наконец, в-четвертых, неолит характеризуется возникновением ткачества: сначала как ручного плетения, а затем (в позднем неолите) в виде производства тканей с помощью ткацких станков. Первоначально в качестве материала использовались волокна дикорастущих растений. С развитием же земледелия и скотоводства находили себе применение окультуренные виды хлопчатника и льна, а также шерсти.

Изменения в материальной культуре способствовали углублению трудовой специализации, постепенному выделению ремесла в самостоятельную производственную отрасль, а также появлению так называемого прибавочного продукта. Это вело к имущественному обогащению некоторых членов общины, формированию представлений о собственности и возникновению принципов ее наследования и распределения. Социальную организацию, характерную для неолита, обычно называют позднепервобытной родово й общи ной , характерными отличиями которой от раннепервобытной общины считаются больший численный состав, меньшая степень мобильности населения, преобладание оседлого образа жизни. Усложняется и структура общества: постепенно формируются социальная иерархия, появляются новые социальные институты, совершенствуется управление общиной, постепенно происходит становление системы власти. Перемены в материальной культуре и социальной организации обусловили ряд изменений в духовной и художественной культуре.

Мораль человеческого общества эпохи неолита в целом продолжает носить коллективистский характер. Важными моральными нормами становятся принцип старшинства, т.е. подчинение младших старшим, и принцип большинства, т.е. преобладание мнения большинства. Постепенно сформировавшееся лидерство, в принципе не противоречащее основным нормам коллективистской морали, вело к тому, что авторитет и влияние лидера играли решающую роль в принятии тех или иных решений, особенно управленческих. Начался и процесс взаимодействия коллективистской морали с формирующейся системой власти.

В течение длительного времени мораль позднеродовой общины препятствовала социальному расслоению. Так, нельзя было иметь имущества значительно больше, чем у других, нельзя было дарить больше, чем одариваемые могут вернуть, сверстники должны были проходить основные жизненные рубежи приблизительно в одно время и т.д. Несмотря на то, что с ростом имущества формировались понятия богатства и собственности, отношение к ним существенно отличалось от восприятия этих явлений представителями более поздних обществ. Накопление богатства в позднепервобытной общине было невозможно, поскольку оно активно расходовалось в социальной жизни: для устройства пиров, организации ритуалов, приема гостей. Людей, накопивших особенно крупные запасы, так или иначе заставляли делиться с окружающими, а в случае отказа могли даже убить.

Среди норм, регулировавших взаимоотношения людей в позднепервобытной общине, важное место занимали принцип компенсаторного наказания за причиненный ущерб и резко различное отношение к сородичу и чужаку. В случае совершения проступка сородичем наказание было как можно более мягким; отношение же к чужакам, как правило, было иным - даже убийство чужака не считалось преступлением. Что касается родственных связей, то они переставали играть решающую роль только с разложением общинно-родового строя и переходом от общины родовой к соседской общине.

Сакральные представления на поздней стадии родового строя развивались, образуя новые религиозные формы, которые в своей основе отражали социальные изменения. В то же время продолжали существовать и ранее возникшие формы, сложным образом переплетаясь и взаимодействуя с новыми представлениями и ритуалами. Среди религиозных форм, получивших развитие на последней стадии первобытности, можно назвать следующие:

  • родовые и семейные культы, или культ предков;
  • культ личных духов-покровителей как отражение процесса распада родовых связей;
  • шаманизм (одна из наиболее трудных для понимания религиозных форм);
  • тайные союзы как форма социальной организации, но одновременно и форма религии со своими специфическими верованиями и обрядами;
  • земледельческие или земледельческо-скотоводческие культы - верования и обряды, связанные с новой производственной деятельностью;
  • обожествление вождей, формирующееся при переходе к цивилизации и перерастающее в сакрализацию власти правителей и их почитание после смерти.

В художественной культуре эпохи неолита, с одной стороны, легко заметить преемственность с более ранними периодами, а также свойственную первобытному искусству сюжетную и стилистическую однородность. С другой стороны все больше проявляются и становятся существенными региональные и этнические различия (особенно ярко это видно на этнографических материалах). В поздненеолитическом изобразительном искусстве широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, полумесяцев и др., стилизованные изображения людей и животных, а также орнаментальные мотивы. Считается, что на основе знаков и схематизированных изображений в целом ряде областей земного шара формируется древнейшая система письменности - рисуночное письмо. Таким образом, неолит завершает историю первобытной культуры и закладывает основы для следующей, цивилизационной ступени в истории человека, общества и культуры.

Специальная литература

  1. Бутовская М.Л. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. - М.: Наука, 1993.
  2. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1 / В.В. Глебкин. - М.: Добросвет, 2000.
  3. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. - М.: Наука, 1983.
  4. Ламберт Д. Доисторический человек / Д. Ламберт. - Л.: Недра, 1991.
  5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  6. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. - М.: ТЕРРА, 1999.
  7. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный / Я. Линдблад. - М.: Прогресс, 1991.
  8. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М.: Наука, 1989.
  9. Тайлор Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989.
  10. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрезер. - М.: Эксмо, 2006.

1. Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

2. Зачатки предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

3. Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека таким же, как он сам, и попытался урегулировать свои взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Вопросы исторического происхождения культуры рассматривались многими историками, философами, культурологами; первыми систематическими исследованиями данной проблемы были работы представителей эволюционного направления в изучении истории и культуры: Г. Спенсера, Л. Моргана, Э.Б. Тайлора, Ф. Энгельса.

Трудно выделить одну какую-либо причину появления культуры, поскольку речь должна идти о комплексе причин, действующих в совокупности. В связи с этим существуют различные концепции культурогенеза, среди которых можно выделить орудийно-трудовую, социальную, биологическую, магическую, игровую, символическую, космологические и др.

История становления человеческого общества, формирования его культуры охватывает самый протяженный по времени период. Кроме того, культура первобытной эпохи лежит в основе развития всей последующей культуры, поскольку многие явления жизни современного общества зародились именно в этот период. И сегодня первобытная культура продолжает жить в отдельных местах земного шара.

Изучая первобытную культуру, необходимо рассмотреть археологическую периодизацию, основную на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (каменный век, бронзовый век, железный век). Особое внимание следует уделить рассмотрению неолитической революции (около 10 тысяч лет назад).

В человеческом сообществе культура постепенно становится регулятором всей общественной жизни и деятельности, при этом регулирование может принимать разнообразные формы (религиозные запреты, нормы морали, юридические установки). Так, табу является одним из важнейших понятий первобытной культуры, связанным с необходимостью социальной жизни человека и осознанием определенных ограничений на свободу своих действий в рамках сообщества (например, запрет на кровосмешение). Тем не менее, первобытные люди еще не отделяли материального от идеального, подобное восприятие мира, мощное присутствие натурализма в его понимании стали естественной основой для формирования магических представлений. В связи с этим следует охарактеризовать некоторые понятия, означающие наиболее значимые и характерные явления для первобытной культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе, где она представляла собой основной способ понимания мира, выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места человека в нем, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

Вопросы для самоконтроля

Чем вызвано появление культуры? В чем её предназначение?

Назовите и дайте характеристику концепциям культурогенеза.

Дайте периодизацию первобытной культуры.

В чем значение неолитической революции?

Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религиозных верований.

В чем проявляется синкретизм первобытной культуры?

Какие достижения первобытного искусства вам известны?

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

История первобытного общества. М., 1982.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20-е изд. Т.20.

Проблема происхождения человека и культурогенеза является актуальной и дискуссионной. Источниками изучения этого феномена служат данные археологии (в том числе и последние научные открытия), этнографии, палеоанропологии и других дисциплин. Археологические открытия сделанные после второй мировой войны сначала в Старом Свете, а затем и на Американском континенте, доказали, что проблема происхождения, расселения и взаимодействия человеческих сообществ далека от своего разрешения и уходит корнями в глубокую древность. Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества.

При оценке истории первобытного общества в науке сложились различные подходы и критерии. Археологический подход основан на выделении 3-х периодов, в зависимости от того, какие материалы использовались в производстве орудий труда: каменный, бронзовый и железный века. При этом предполагается, что каменный век продолжался с 2 млн. 700 тыс. лет до н.э. до 3 тыс. лет до н.э., (он разделялся на периоды: палеолит, мезолит, неолит). На рубеже каменного и бронзового веков лежит энеолит.

Палеолит - эпоха раннего расселения человечества. Нижняя граница палеолита установлена условно, т.к. интерпретация наиболее древних археологических стоянок австралопитеков на территории Африки вызывает острые дискуссии. Древность наиболее ранних австралопитеков определена в 4-5 млн. лет. Геологические исследования питекантропов в Индонезии доводят возраст наиболее архаичных из них до 2 млн. лет (примерно тот же возраст имеют находки в Африке).

По мере накопления палеоантропологических находок ископаемого человека всё более очевидным становится, что древнейшее человечество с самого начала существовало во многих локальных формах, что являлось проявлением многолинейности эволюции. Сосуществование на протяжении ряда тысячелетий форм, относящихся к разному уровню стадиального развития характерно для формирования современного человека. Палеоанропологические исследования показали, более раннее, чем считалось прежде, формирование многих общественных институтов (например, искусства, религии), многообразие и извилистость путей социального прогресса, которому предшествовали несколько миллионов лет пути.

Современная археология накопила огромный материал по основным этапам разработки кремния, показывающий направление развития каменной технологии палеолита, начиная с достаточно примитивных орудий олдувайской культуры в Африке и кончая изощренной каменной и костяной индустрией, верхнепалеолитической эпохи.

В палеолите выделяют: верхний палеолит (с 400 тыс. лет до н.э. до 12 тыс. лет до н.э.), мезолит (12-5 тыс. лет до н.э.) и неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Ему соответствуют определённые типы культуры: олдувайская, омельская, мустьерская. Позднему (верхнему) палеолиту соответствует ареньянская и мадленская культуры.

Наряду с археологическим, для периодизации и характеристики первобытного общества и его культуры используется подход, предложенный американским историком и антропологом Льисом Моргоном. Историю человечества он делит на три периода: дикости, варварства и цивилизации. Первые два характерны для первобытного общества, а цивилизация - для рабовладельческого.

Кроме того, широко известен и социальный подход в анализе первобытной культуры, с позиций которого первобытность делят на три этапа: первый - это орда, стая (соответствует раннему и среднему палеолиту, по Моргану - дикости); второй этап - родовая община или родовой строй (формируется в поздний палеолит, по Моргану - высший период дикости и низший и средний периоды варварства); и третий период - эпоха разложения первобытного общества (по археологическому критерию - энеолит, по Моргану - высшая ступень варварства).

Типы культур бронзового и железного веков классифицируются по зонам и регионам, и единого критерия их характеристики нет, т.к. не существует определённого основания типологии, поскольку на тип культуры влияет огромное количество факторов.

Наряду с вышеперечисленными подходами первобытную культуру можно рассматривать как традиционную, пронизанную общей мировоззренческой мифологической парадигмой. В период, предшествующий неолиту, жизнь первобытного общества полностью зависела и была подчинена природным процессам (что подтверждается данными по расселению первобытного человека), отсутствовала сколь-нибудь ярко выраженная производственная деятельность. Эти факторы ориентировали социум на безусловное единство человека, коллектива и природы - следствием чего явилось мифологическая парадигма, основной идеей которой был синкретизм , абсолютное тождество человека - рода - природы - космоса. Все народы и общества воспринимали и понимали мир таким образом, что человек не выделял себя из природы. Жизнедеятельность первобытного общества носила практически-духовный характер, творчество и культура были органической частью процесса добывания средств к существованию. Особенности культуры первобытного общества: это 1) синкретизм мифологической мировоззренческой парадигмы; 2) практически- духовный характер культуры, 3) традиционализм, 4) универсальный характер.

Появление первобытной культуры, следовательно, берёт своё начало с "Homo sapiens", человека разумного, способного к определённому осмыслению и оценке конкретной ситуации, к определенному "творчеству". Общепринятой является точка зрения, что культура начинает свой исторический путь на этапе позднего палеолита (40-35 тыс. до н.э.) в эпоху мустьер. В этот период возникают взгляды и представления, отразившиеся в искусстве и религии (но этот процесс не был одновременным - в южных регионах происходит значительно ранее, чем в северных).

Полная подчиненность природе, страх перед неведомым, скудные знания о мире - всё это привело к тому, что сознание первобытного человека было с первых его шагов эмоционально-ассоциативным, а не разумно-логическим. В нём преобладали иллюзии и фантазии, определившие и специфику первых элементов культуры, формировавшихся под воздействием двух важнейших факторов: появление языка и обыденных знаний.

Жизнь первобытного общества носила коллективно-родовой характер, где царило полное равноправие (в том числе между мужчиной и женщиной, даже в условиях матриархата). Результатом общения и повседневной деятельности была, закреплявшаяся в обычаях и запретах, традиция. Род был явлением экзогамным, что привело к дуально-родовой организации (система двух взаимнобрачащихся родов, где брак был дислокальным). Обычаи и традиции, невозможность нарушения запретов и предписаний членами рода обусловили традиционный характер первобытной культуры. Её первыми по степени возникновения элементами были: 1) система табуирования, отражавшая морально-этические представления, 2) элементы искусства: танец, берущий своё начало в глубинах древности, так как первоисточник ритма - в биении человеческого сердца, зачастую носивший ритуальный характер; пещерная живопись. По отношению к первобытному искусству, подчёркивая его следование обычаям, применяют термины "традиционное" или "примитивное" искусство. Сердцевиной первобытной культуры, её идейным основанием, являлись мифологические представления и ранние формы религии.

Мифология - от греч. миф- слово, предание, сказание. "При этом миф выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Древняя традиция не случайно под мифологией понимала упорядоченное эмоционально-чувственное единство" (А.А.Тахо-Годи). Миф был своеобразной совокупностью представлений о мире, необходимой частицей которого является человек, о тех силах, которые этим миром управляют. Для древних людей мифология - это неоспоримая реальность и вера в её непреложность. Она возникает ещё до религии, которая нуждается в системе почитания божеств со всеми её атрибутами, ритуалами, догмами - то есть культом. Для мифологии первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийная проекция во всё, на мир в целом, родовой жизни первобытного коллектива. Мифосознание, таким образом, пронизывало собой всю жизнь человека и общества, т.к. в нём слиты воедино идеи и чувственные образы, представления и сама действительность. При всём многообразии и различиях в мифах разных народов всегда есть общие темы и сюжеты, присутствует единая общая структура мира (структуре мифа посвящены работы К.Л.Леви-Стросса, Э.Голосовкера и др.). Зооантропоморфные, космические, героические мифы характерны для народов всех континентов, что является проявлением общих закономерностей в развитии духовной культуры человечества.

В условиях позднего палеолита, в период ранней родовой общины начинают складываться и первичные религиозные представления в форме тотемизма, фетишизма, магии, анимизма. Вопрос о том, чем различаются и в какой последовательности возникают ранние формы религии является дискуссионным. Существуют различные подходы к его решению. Так, известный историк и археолог Э.Тайлор, рассматривая анимизм в качестве лилипута религии, абсолютизирует его роль. Дж.Фрэзер полагал, что магия, как уникальное специфическое явление, предшествует другим формам религий. Однако большинство исследований отмечает, что данные формы первобытных верований тесно переплетены между собой и могут соседствовать друг с другом у одного рода или племени, различия же в верованиях обусловлены как совершенствованием самого человека, используемых орудий труда, кризисом мифологической мировоззренческой парадигмы. Изменение отношения к природе, выделение человека из неё, повлекло и изменение взаимоотношений внутри родовой общины, обнаружение несхожести, различности, противоречивости бытия, потребность в их объяснении привели к появлению ранних форм религии.

Тотемизм - название вошло в науку в конце XVIII века. Этимология слова восходит к языку индейцев племени оджибве - "ототем" - его род. Это ранние религиозные верования в наличие нерасторжимой связи между человеком или группой людей и группой материальных предметов, чаще всего животных или растений - тотем и их изображения находятся в родственной связи с племенем.

Археологические находки и памятники показывают, что тотемизм был присущ уже людям каменного века в эпоху верхнего палеолита. Выбор тотемов чаще всего определялся физико-географическим характером местности проживания, особенностями хозяйственной жизни и экологической ниши обитания рода или племени. Наиболее ярко тотемизм проявился из аборигенов Австралии, не просто обожествлявших тотем, а находивших определённую общность себя и тотема, что отразилось и в системе табулирования. Существовали запреты на убийство и употребление в пищу тотема, но иногда, в тотемических обрядах тотем торжественно поедался всем племенам.

Несмотря на различие в объекте поклонения, тотемизм разных народов имеет общие черты: тотемическая группа всегда экзогамна (браки между её членами запрещены); по умершему тотему носили траур и хоронили его с теми же почестями, что и людей; характерно наличие мифов о тотемических предках; обрядовая практика (которая впоследствии трансформировалось в магические обряды).

Тотемизм не являлся обожествлением тотема - это вера в какое-то таинственное родство с ним. Связь с тотемом реализуется во взаимной зависимости - с одной стороны, человек воздействует на свой тотем, а с другой стороны - тотем влияет на человека. Наряду с родовым (или племенным) существует и половой тотемизм (у мужчин - свои тотемы, у женщин - свои), и индивидуальный.

Зарубежные исследователи тотемизма выделяют в нём три стороны: социальную (единство рода и табу), психологическую (вера в единство) и религиозную (определённый круг людей - старцы, знахари передавали предания о тотемических предках).

Связь тотемических ритуалов с магическими действиями очевидно. Уже в самые отдалённые времена психология тотемизма была сходна с психологией фетишизма, а позднее и с магией. Вера в тотем кое-где впоследствии перешли в веру богов-полуживотных (особенно распространена в Древнем Египте: священный бык Апис, небесная корова-богиня Хатор; бог-сокол Гор и др.). Существовали остатки тотемизма и в раннем христианстве: Христа изображали как ягнёнка. В индуизме в качестве священных животных и сегодня почитаются корова, слон, обезьяна и змея.

Фетишизм - от португальского fetico - амулет, волшебство. Религиозное почитание неодушевлённых материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, вера в способность этих предметов воздействовать на нашу жизнь. Представления о фетише и отношение к нему менялись по мере развития первобытного общества и родовой общины. Первоначально предмет почитался сам по себе, позже в фетише разделяют материальный носитель и "обитающий" в нём дух.

Историки религии под фетишизмом понимают почитание единичных (и при этом неодушевлённых) предметов. Одни его считают более ранней, чем тотемизм формой религии, другие - более поздней. Но большинство полагает при этом, что фетишизм - наиболее общий и постоянный элемент всякой религии (всякого верования).

Своеобразной формой фетишизма является вера в амулеты - личные фетиши, оберегающие и покровительствующие владельцам. Потребность в фетишах вызвала и их искусственное изготовление, позже появляются фетиши в виде человеческой фигуры - идолы. Ритуалы, связанные с поклонением фетишам, позже переросли в магические действия.

Магия - от греч. колдовство, волшебство, чародейство. - вера в способность человека через обряды сверхъестественным образом воздействовать на предметы, потусторонние силы и других людей. Магию, она известна с каменного века, использовали для воздействия и на человека, и на природу. С точки зрения Дж.Фрэзера, магия чаще всего возникает у народов, ещё не додумавшихся до мифа о таинственном всесильном существе - до идеи Бога.

Существует несколько классификаций магии. Наиболее распространённые: магия черная (совершаемая под покровительством "нечистой" силы) или вредоносная и белая магия (оказывающая положительное воздействие на человека и предохраняющее его).

Магию подразделяют на виды: 1) производственная (охотничья, рыболовная, строительная, позднее землевладельческая, скотоводческая, учебная и т.д.); 2) лечебная (заговоры, отвороты, наведение и снятие порчи); 3) любовная или половая (привораживание); 4) военная; 5) метеорологическая (магия погоды).

Предохранительная магия основана на системе табуирования, так как включает в себя запреты на совершение каких-либо действий, могущих повлечь несчастье.

Магию также подразделяют по способам воздействия - оно может оказываться: 1) путём непосредственного контакта человека с носителем магической силы (амулетом, фетишем, снадобьем и др.); 2) имитацией - совершением начала схожего действия; 3) воздействием только на часть, а не на весь объект колдовства (волосы, предметы туалета и т.д.); 4) проделывание магических обрядов над изображением объекта.

С.А.Токарев предложил следующую типологию магических обрядов: существует 2 группы магии: агрессивная (протрептическая) и защитная (профилактическая). Протрептическая в свою очередь подразделяется на: 1) контактную (амулет, талисман, колдун); 2) инициальную (начало действия на расстоянии); 3) контагиозную - через заместитель объекта; 4) имитативную - через изображение объекта.

Профилактическая или оборонительная магия включает в себя отгоняющие действия, обряды и ритуалы очищения.

На более поздних этапах развития магии заговор как вербальная магия может выступать как самостоятельная магическая сила и как сопровождение магического обряда, что было первоначально его основной функцией.

Анимизм - от анима - душа. Возникает позже чем предшествующие ранние религиозные верования. Появление анимизма свидетельствовало о кризисе мифологической мировоззренческой духовной парадигмы, поскольку для возникновения идеи о душе необходимо было разделить не только природные явления и их внутренне содержание, но и душу и тело, что требовало высокого уровня абстрагирования.

Анимизм - одухотворёние природных явлений, вера в наличие духовных сверхъестественных ил, управляющих явлений природы предметами и человеком.

В первобытной культуре в процессе генезиса постепенно складываются элементы культурного комплекса, хранящие посредством традиции и членораздельной речи основные навыки жизнедеятельности, поведения и общения социальных субъектов.

На смену культуре первобытности приходит период, который называют культурой ранних земледельческих обществ.

Изменения, происходившие в сфере производства в эпоху неолитической революции, породили переворот во всей системе жизнедеятельности раннеземлевладельческих обществ. Разделение труда, появление достаточного количества продуктов питания, а как следствие, рост численности населения привели к возникновению имущественного и социального расслоения общества, формированию наследственной знати и жречества, появлению государства. Все эти качественные преобразования не могли не найти своего отражения и в духовном освоении бытия. Кризисное состояние мифологической мировоззренческой парадигмы детерминировало зарождение новых духовно-культурных универсалий, в которых отражались не только изменения в производственной и социальной сферах, но и новые явления духовного мира людей. Формирование понятийно-логического мышления, письменности, разрушение синкретизма ведет к превращению культуры в систему, представляющую иерархию форм - искусства, литературы, религии, она становится канонической, религиозной. Это детерминировало развитие культовой архитектуры, храмового искусства, культуры в целом. Искусство теперь хранило "программы", алгоритмы художественной деятельности в виде канона, в теоретическом виде, в нехудожественной форме, усиливающей и поддерживающей художественную традицию, сохраняя и обогащая ее содержание и формы. Акт художественного творчества в канонической культуре - это свободная комбинация общепринятых клише в соответствии с обязательными правилами. Общепринятым было тиражирование по заданному образцу, что уподоблялось мифологическому акту сотворения мира. Выполнение правил, норм предопределило многократное повторение тем, сюжетов, ситуаций.

Период формирования раннеземлевладельческих обществ - "осевое время истории" сопровождался невиданным духовным брожением и привел к возникновению трех очагов цивилизаций века "бронзы" - дальневосточного (Китай), средневосточного (Индия), ближневосточного (Шумер, Вавилон, Сирия, Финикия, Ниневия, Египет, Крит).

К. Ясперс оценивал эту эпоху как водораздел между инерцией "доосевого" традиционализма и осознание человечеством возможностей выбора и ответственности. Своеобразие географических и климатических условий, уникальность экологических ниш обитания обусловили не только разновременность, но и специфику становления и исторического пути развития древних цивилизаций.

В культурологии общепринятым является подход, в соответствии с которым выделяются исторические типы культуры раннерабовладельческих обществ: культура древних восточных цивилизаций и античность. Эти типы культуры имеют как общие, так и специфические черты. Древние восточные цивилизации, при всей мозаичности, несхожести и контрастах, в свете новых археологических данных, предстают как единое целое, части которого постоянно взаимно влияли друг на друга, взаимообогащали как сами себя, так и народы, их окружавшие, но находившиеся на стадии первобытно-общинного строя (следует отметить, что, влияя на "варварские народы", эти цивилизации во многом развивались за их счет.

Культура - специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру . Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.

Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры : каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода : палеолит (до X тыс. до н.э.) - орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем при неумении добывать его; основной способ добывания пищи - охота и собирательство, позднее - рыболовство; мезолит (Х-VIII тыс. до н.э.) - период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных - объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (VII-IVтыс. до н.э.) - переход от присваивающего хозяйства к производящему - "неолитическая революция" - появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец IV тыс. до н.э .) - распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу "око за око, зуб за зуб", внутри же рода господствует принцип табу - система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т.д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.

Поскольку культура - явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе "неолитической революции" растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т.д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется "верхушка" и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. У земледельцев и скотоводов развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homosapiens , которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия.

С первых тысячелетий Homosapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественникам

1. Первобытная культура как исторический первый тип культуры
2. Практический духовный характер жизнедеятельности первобытного общества
3. Синкретическая целостность первобытной культуры
4. Основные этапы развития художественной культуры первобытности
5. Человек и природа: зооморфные и антропоморфные в первобытном искусстве

1. Первобытная культура как исторический первый типкультуры
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функцииврожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Первобытная культура явилась исторически первымтипом традиционной культуры, для которой характерно:
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
- отсутствие письменности.
Главнойчертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и егорелигиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:
- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
- изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека,отсутствующий в природе.
Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.
Сложился ряд схем классификацииосновных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:
- эпоху родового стада;
- эпоху родового строя (матриархат, патриархат);
- эпоху военной демократии.
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, всвою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописныепроизведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до...




Top