Первоисточники. Вирджиния Сатир, «Как строить себя и свою семью» - Кафедра кислых щей — ЖЖ

доктор психологических наук

А . С . Спиваковская

Переводчики: £ В . Новикова , М . А . Макарушкина

Сатир В .

С 21 Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд - М,: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с: ил.

Автор книги - прогрессивный американский психолог В. Сатир, основоположник семейного консультирования, продолжатель гу­манистического направления в психологии, приглашает читателя к разговору о проблемах семейной жизни

Как научить любить и быть любимым, как посмотреть на себя глазами своих детей, как сделать взаимоотношения в семье гуман­ными - вот далеко не полный круг вопросов, затронутых автором. Книга написана с искренней любовью к человеку, верой в его творческие возможности, с тонким и добрым юмором

Для широкого круга читателей 4312000000-063,

005(01)-92

- 83-91

ББК 88.5

ISBN 5-7155-0284-5(CCCP) ISBN 5-7155-0031-5(США)

© 1988 by Science and Behavior Books, Inc

© Перевод, послесловие, художественное оформление,

издательство «Педагогика-Пресс», 1992

Сатир В. 1

Как строить себя и свою семью 1

Предисловие 2

Глава 1. Как выглядит ваша семья? 4

Глава 2. Котел, которого никто не видит 8

Глава 3.Магический узор вашего Я 11

Глава 4.Как мы говорим и как мы слушаем 13

Глава 5.Модели общения 21

Глава 6.Игры общения 26

Глава 7.Правила, по которым вы живете 31

Глава 8. Системы: открытые или закрытые? 35

Глава 9. Супружеская пара: зодчие семьи 38

Глава 10. Особые семьи 43

Глава 11. Карта вашей семьи 49

Глава 12. Жизнь внутри «банки с червями» 53

Глава 13. Как построить свою семью 57

Глава 14. Элементы проекта семейной жизни 65

Глава 15. Семейная инженерия, или Повседневная жизнь семьи 74

Глава 16. Семья в системе родственных связей 81

Глава 17. Как наладить отношения с подростком 84

Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность» 87

Глава 19. На закате жизни 89

Глава 20. Семья в обществе 93

Глава 21. В мире с собой и со всей планетой 95

Мир начинается дома. (Послесловие к русскому изданию) 97

Предисловие

Мне было пять лет, когда я решила, что обязательно стану дет­ским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть , не вникнув глубоко в мир человечес­ких отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз.

Теперь, спустя столько лет, поработав с тысячами семей, я убе­дилась в том, что большинство этих загадок так и не разгадано. Работа многому меня научила, открыла новые возможности и перспективы для дальнейших открытий. Сейчас мне совершенно ясно, что семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, неза­висимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айс­берг - несколько больше, но не знают, что же именно представ­ляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

Подобно движениям опытного моряка, который должен учиты­вать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства , потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными слова­ми, действиями и поступками.

Я искренне верю, что сегодня, когда человечество проникает в микромир атома и в гигантские пространства межгалактической астрономии, можно существенно продвинуться в понимании не менее важного вопроса: что же происходит, когда один человек общается и взаимодействует с другим? Я верю, что через тысячу лет историки определят наше время как начало новой эпохи, когда каждый человек становится истинно гуманным.

Я долго думала о том, что же такое гуманность, какого чело­века можно назвать гуманистом. Гуманист - это, на мой взгляд, тот, кто понимает, ценит и раз­вивает свое тело, свой организм, самого себя, считает себя кра­сивым и нужным людям; тот, кто реалистично и честно относится к самому себе и к другим; способен идти на сознательный и обду­манный риск; стремится к мастерству и компетентности в том деле, которым занимается, ищет новые пути в жизни и изменяет ситуацию, если это необходимо; он не боится изменений; готов отказаться от привычного, если это целесообразно и мешает ему и другим людям исправить ошибки, если это наносит вред.

Автор книги - прогрессивный американский психолог В. Сатир, основоположник семейного консультирования, продолжатель гуманистического направления в психологии, приглашает читателя к разговору о проблемах семейной жизни.

Как научиться любить и быть любимым, как посмотреть на себя глазами своих детей, как сделать взаимоотношения в семье гуманными – вот далеко не полный круг вопросов, затронутых автором.

Изучив книгу, вы узнаете, какое впечатление ваша семья производит на окружающих и то, какая она на самом деле. Вы поймете, что общение это не просто разговор, а познание. Вы составите карту своей семьи, у вас появится элементы проектов семейной жизни. Прочитав именно русское издание этой книги, вас ждет послесловие под названием «Мир начинается дома».

Книга написана с искренней любовью к человеку, верой в его творческие возможности, с тонким, добрым юмором. Для широкого круга читателей.

Аннотацию выполнила студентка Акованцева Людмила

Глава 2 Кто тот, которого никто не видит

Глава 3 Магический узор вашего Я

Глава 4 Как мы говорим и как мы слушаем

Глава 5 Модели общения

Глава 6 Игры Общения

Глава 7 Правила, по которым Вы живете

Глава 8 Системы: открытые или закрытые?

Глава 9 Супружеская пара: зодчие семьи

Глава 10 Особые семьи

Глава 11 Карта вашей семьи

Глава 12 Жизнь внутри «банки с червями»

Глава 13 Как построить свою семью

Глава 14 Элементы проекта семейной жизни

Глава 15 Семейная инженерия,или Повседневная жизнь семьи

Глава 16 Семья в системе родственных связей

Глава 17 Как наладить отношения с подростком

Глава 18 Что я подразумеваю под словом «духовность»

Глава 19 На закате жизни

Глава 20 Семья в обществе

Глава 21 В мире с собой и со всей планетой

Мир начинается дома (Послесловие к русскому изданию)

Предисловие

Мне было пять лет, когда я решила, что обязательно стану детским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз.

Теперь, спустя столько лет, поработав с тысячами семей, я убедилась в том, что большинство этих загадок так и не разгадано. Работа многому меня научила, открыла новые возможности и перспективы для дальнейших открытий. Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг - несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

Подобно движениям опытного моряка, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

Я искренне верю, что сегодня, когда человечество проникает в микромир атома и в гигантские пространства межгалактической астрономии, можно существенно продвинуться в понимании не менее важного вопроса: что же происходит, когда один человек общается и взаимодействует с другим? Я верю, что через тысячу лет историки определят наше время как начало новой эпохи, когда каждый человек становится истинно гуманным.

Я долго думала о том, что же такое гуманность, какого человека можно назвать гуманистом.

Гуманист - это, на мой взгляд, тот, кто понимает, ценит и развивает свое тело, свой организм, самого себя, считает себя красивым и нужным людям; тот, кто реалистично и честно относится к самому себе и к другим; способен идти на сознательный и обдуманный риск; стремится к мастерству и компетентности в том деле, которым занимается, ищет новые пути в жизни и изменяет ситуацию, если это необходимо; он не боится изменений; готов отказаться от привычного, если это целесообразно и мешает ему и другим людям исправить ошибки, если это наносит вред.

В результате человек становится по-настоящему физически здоровым, жизнь его наполняется любовью, добром, становится естественной, творческой, пронизывается глубокими чувствами, личной ответственностью. Он уверенно стоит на земле, способен глубоко любить, бороться с трудностями и преодолевать их. Он в равной степени способен быть нежным и жестким, продуманно и осознанно подходит к своим поступкам и в результате этого достигает намеченных целей.

В работе с семьями я обнаружила, что все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями.

Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, я называю их самооценкой.

Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, я называю это способами коммуникации.

В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность, которую я называю семейной системой.

В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, я называю их социальными связями.

Совершенно неважно, что конкретно побудило семью обратиться к специалисту за психологической помощью: неверность жены или депрессия мужа, отклоняющееся, противоправное поведение сына или невроз у дочери - важно то, что процесс воздействия во всех случаях может быть идентичен. Чтобы уменьшить или устранить семейную боль, необходимо найти ключик для понимания каждого из перечисленных выше четырех явлений.

При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Я с радостью встречаюсь с беспроблемными и зрелыми семьями; часть из них стали такими после определенной психологической работы, позволившей выявить свойственный им потенциал.

Для зрелых семей характерны такие качества: высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

Подобные изменения в семье происходят в результате кропотливой работы и обоюдной заинтересованности всех ее членов.

Неважно, где хирург учится своему мастерству, в любом случае он способен оперировать каждого человека, поскольку анатомическое строение в основном одинаково. Работая с семьями, проблемными и благополучными на большинстве континентов Земли, я пришла к выводу, что во всех семьях:

каждый так или иначе оценивает себя - позитивно или негативно, главный вопрос - как именно?

Человек общается, налаживает связи с другими, главный вопрос в том, как он это делает и каких результатов добивается в итоге.

Он следует определенным правилам в своей жизни, важно понять, каковы эти правила и насколько успешно человек пользуется ими.

Все перечисленное выше можно встретить в любой семье, где есть родители, которые воспитывают детей, пока те не станут взрослыми, в неполной семье, где один из родителей воспитывает детей после смерти другого, развода или заключения в тюрьму, в семьях с приемными детьми или детьми от предшествующих браков, в которых родители или один из них не является родным отцом или матерью ребенка. То же наблюдается и в жизни детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. В настоящее время дети растут в разных семейных структурах.

Конечно же, каждый из перечисленных типов семей имеет свои специфические особенности, и мы остановимся на них позже. Однако базисными для жизни семьи являются все те же психологические составляющие: самооценка, коммуникации, правила и социальные связи.

Отношения в семье - это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое. Мы будем анализировать их различные составляющие, и я надеюсь, это поможет вам лучше понять структуру вашей семьи, найти пути к обновлению отношений с близкими людьми. Это даст вам возможность испытать радость от совместной работы, от общения в вашей «семейной команде».

Читая эту книгу, вы иногда встретитесь с просьбой проделать некоторые упражнения, которые дадут вам знания о том, как вы должны поступить в той или иной ситуации, общаясь с другими людьми. Я прошу вас постараться выполнить все предлагаемые упражнения, даже в том случае, когда они кажутся вас примитивными и глупыми. Выполнение их поможет вам добиться того, чтобы обстановка в вашей семье стала менее тревожной и психологически более зрелой. Чем больше членов семьи примет участие в этой работе, тем значительнее будет ваш успех. Вы ведь прекрасно знаете, что трудно научиться плавать, стоя на берегу, учиться плавать можно лишь на воде.

Если вы не уверены, что члены вашей семьи согласятся поработать вместе с вами, я могу вам посоветовать прочувствовать сердцем, о чем именно вы бы хотели их попросить, и выразить свою просьбу очень просто и очень прямо. Если вы по-настоящему настроены на совместную работу и верите в то, что она принесет результат, то просьба будет звучать весьма привлекательно, и ваши близкие захотят помочь вам. Спросите их: «Не хотели бы вы поучаствовать вместе со мной в эксперименте, который может оказаться интересным и полезным для нас?» - такой вопрос максимально настроит их на положительное решение.

Помните, что угрозы, требования, приказы всегда приводят к результатам, противоположным тому, чего мы хотим.

Я наблюдала немало трагедий, происходивших в разных семьях. Каждая из них глубоко трогала меня, проникала в душу. С помощью этой книги мне хочется уменьшить боль тех семей, с которыми я никогда не смогу встретиться. Более того, я надеюсь предотвратить те трудности, которые могут ждать наших детей в будущем. Конечно, нельзя совершенно исключить боль из человеческой жизни. Есть два ее вида: одна - связанная с осознанием проблемы; вторая, которую мы испытываем, когда нас подавляют или обвиняют. И если первой боли избежать невозможно, то второй в нашей жизни может и не быть. Можно направить наши усилия на исправление того, что поддается изменению, и найти наилучшие способы сосуществования с тем, что изменить невозможно.

Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, И дай мне мудрость научиться отличать одно от другого. Рейнопьд Нейборо

Лучше этого не скажешь. Читая эту книгу, может быть, вы испытаете и ту и другую боль, вспомните что-то неприятное, печальное или трудное. Новое знание о себе и о том, как брать ответственность на свои плечи, наверняка принесет тяжелые и трудные переживания.

Однако, если, закрыв книгу, вы обнаружите в себе новые возможности и силы и увидите новые пути, по которым может идти ваша семья, я считаю, что задача будет выполнена.

Глава 1. Как выглядит ваша семья?

Хорошо ли вам живется сейчас в вашей семье? В тех семьях, с которыми мне приходилось работать, этот вопрос практически никогда не поднимался. Живя вместе, люди полагают само собой разумеющимся, что все довольны. Если в семье нет явного конфликта, принято считать, что все удовлетворены сложившейся ситуацией. Я думаю, что многие из членов семьи даже не осмеливаются задать себе этот вопрос. Они мирятся с жизнью, которая кажется им более или менее удачной, и не предполагают, что семейную ситуацию можно вообще как-то изменить.

Чувствуете ли вы, что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми, которые уважают и любят вас? Этот вопрос обычно вызывает недоумение: «Хм... Я никогда не задумывался над этим, это ведь моя собственная семья» - как будто члены семьи чем-то отличаются от всех остальных людей!

А быть членом вашей семьи - это интересно и приятно? Действительно, существует много семей, члены которых считают, что жизнь в их доме приятнее и интереснее, чем где-либо еще. Но многие люди долгие годы, день за днем живут в семьях, которые им неприятны. Такие люди воспринимают свою семью как поле боя или непосильное, тяжелое бремя.

Если вы ответите «Да» на все три вопроса, то я уверена, что вашу семью можно назвать зрелой и гармоничной. Если вы ответили «Нет» или «Не всегда», вы скорее всего живете в семье, в которой есть определенные трудности и проблемы. Это не означает, что ваша семья плохая. Это говорит лишь о том, что члены вашей семьи не очень счастливы и не научились по-настоящему любить и ценить друг друга.

Познакомившись с сотнями семей, я поняла, что существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Проблемные семьи, независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни. Поэтому мне хочется предложить вам некое обобщенное описание каждого из этих двух типов семей. Конечно, эти обобщения не могут отразить все конкретные черты жизни каждой семьи, однако не исключено, что в каком-то из описаний вы более или менее точно увидите нечто, что напомнит вам вашу собственную семейную жизнь.

Но если один из сорока тысяч или пятисот человек погибших - ваша жена, муж, ребенок, родитель или близкий друг? Ваше отношение меняется, случившееся становится вашим собственным горем, оно не может оставить вас безучастными. Тогда вы становитесь активными и прилагаете все силы, чтобы что-нибудь предпринять, что-либо изменить.

Как же сделать так, чтобы чужие несчастья мы научились воспринимать как свои собственные, даже если никто из наших близких не пострадал? Если статистика человеческих жертв будет представлять не цифры, а имена людей, каждый из которых о чем-то мечтал, к чему-то стремился, был чьим-то отцом, матерью, сестрой, братом, супругом или другом, который чувствовал, дышал, думал, чинил машину, возделывал землю, кричал от боли, смеялся от радости, - неужели и тогда мы останемся равнодушными?

Сегодня, может быть, беда прошла мимо, но что ждет нас завтра? Мы постепенно начинаем осознавать, что перемены должны начинаться с каждого конкретного человека, с каждой семьи. В семье мы можем научиться относиться к себе с любовью и уважением, а это неизбежно отразится на отношениях с другими людьми. Как я уже говорила, если человек чувствует в себе жизненную силу, то он никогда не станет разрушать ее ни в себе, ни в других.

Иными словами, люди, которые действительно уважают и ценят самих себя, общаясь с окружающими, сеют семена добра, любви и уважения. Они направляют свою энергию на создание благоприятных условий для развития других людей.

Еще не существовало на Земле общества, главной и первостепенной ценностью которого был человек. Мы первые хотим попробовать жить так. Для этого надо знать, как прекратить войны и установить всеобщий мир. Каждый из нас может попытаться это сделать.

Люди всех национальностей связаны между собой. Между представителями разных наций протянута огромная сеть, по которой постоянно перетекает энергия пяти биллионов душ. От этой энергии зависит здоровье нашей планеты.

Я верю, что качество такого энергетического обмена сильно связано с тем, насколько общество дорожит своими гражданами и насколько они сами уважают себя.

Недавно я видела плакат, на котором было написано: «Мир начинается с меня». Когда даже один человек начинает жить в гармонии с собой и окружающим миром, можно считать, что перемены начались. Когда я живу в мире и гармонии с собой, это благотворно сказывается и на окружающих.

Если бы нас всех воспитали согласно тем принципам, которые я перечислила выше, мир на нашей Земле был бы обеспечен.

Моя идея проста и логична. Если дети воспитываются в мирных условиях и видят во взрослых образцы гармонии, то в будущем они вырастут миролюбивыми людьми, которые в свою очередь будут бороться за мир на Земле.

Заключение

Мир начинается дома.

Послесловие к русскому изданию

Вы только что закрыли последнюю страницу книги Вирджинии Сатир. Уверена, что это чтение глубоко затронуло ваши чувства, помогло по-новому взглянуть на близких людей, вызвало интересные мысли. Многим, вероятно, захочется еще раз внимательнее перечитать некоторые главы, отдельные места, кто-то почувствует, что еще и еще раз вернется к ее страницам в поисках ответов на трудные и порой мучительные вопросы, которые ставит перед каждым из нас наша личная, семейная жизнь. Читателю, воспринявшему книгу не только умом, но и сердцем, она поможет разрешить множество загадок семейного общения. И это не случайно. Книга В. Сатир — особенная книга, она написана выдающимся психотерапевтом. Каждое мгновение ее жизни наполнено стремлением помочь людям, которые испытывают «семейную боль».

Через всю жизнь, научную деятельность, психотерапевтическую практику В. Сатир пронесла глубокую веру в то, что у человека всегда есть шанс измениться.

Книга «Как строить себя и свою семью» впервые увидела свет в 1972 году в США и с этого времени завоевала весь мир. Она издавалась по нескольку раз на 12 языках, набрана шрифтом Брайля, чтобы люди, лишенные зрения, могли ее прочитать.

Вся книга - блистательный психотерапевтический сеанс, диалог, который Вирджиния Сатир ведет со всеми, кто пожелает ее услышать. На тех, кто будет возвращаться к этой книге и познавать ее активно, выполняя упражнения, разработанные автором, она обязательно окажет магическое действие. И тогда произойдет чудо: в вашу семью придет счастье, жизнь наполнится радостью, заботой, добротой.

Для доверительного разговора Вирджинии Сатир с читателями посредник не нужен. Однако, может быть, кому-то захочется узнать побольше о жизни и работе В. Сатир, о том, какое место занимают ее труды в мировой психотерапии, ведь знакомство советского читателя с ее творчеством только начинается.

Возможность написать несколько слов о Вирджинии Сатир - и почетная обязанность, и нравственный долг, поскольку психологи, участвовавшие в подготовке этой книги к изданию, принадлежат к той немногочисленной группе людей, которым посчастливилось близко познакомиться с Вирджинией Сатир во время ее пребывания в нашей стране весной 1988 года. Тогда мы не знали, как не знала и сама Вирджиния Сатир, что через два месяца тяжелая и стремительная болезнь прервет ее жизнь.

До последних дней Вирджиния Сатир сохраняла молодость духа, мужество восприятия жизни и смерти, огромную работоспособность, неустанный пытливый интерес к людям. Ее пребывание в СССР, ее работа с советскими психологами стала событием в истории нашей психотерапии, личным событием в жизни тех, кто встречался с ней.

Вирджиния Сатир родилась в 1916 году в штате Висконсин, США. В университете этого штата она получила степень бакалавра и в двадцать лет начала работу школьным учителем, а затем директором школы. Степень магистра психологии она получила через шесть лет в Чикагском университете. С этого времени Вирджиния Сатир начала заниматься частной психотерапевтической практикой, с 1955 по 1958 год принимала участие в исследовательской программе по изучению психологии семьи государственного института психиатрии штата Иллинойс.

Всемирную известность создателя собственной научной школы принесла ей разработка принципиально нового направления в психотерапии. Это исследования, проведенные в Калифорнии, в городе Пало Альто, в Калифорнийском научно-исследовательском институте психологии, который она организовала вместе со своими учениками. С 1973 года В. Сатир - профессор университетов Висконсин, Чикаго и ряда других.

Вирджиния Сатир стала одним из основоположников в разработке проблем по психологии семьи и семейной терапии после издания в 1964 году ее фундаментального труда «Совместная семейная терапия». Эта книга выдержала огромное число переизданий на разных языках. Разработанная А, Сатир концепция семейной терапии сегодня является основополагающей для практикующих психологов во всем мире, а книги ее стали необходимым учебником для семейных психотерапевтов.

Главные темы размышлений, теоретических поисков и психотерапевтической практики Вирджинии Сатир воплощены в ее книгах. Ее интересовало изучение подлинного и мнимого психологического контакта в семье между близкими людьми («Построение контакта», 1976), психологическая роль и значение отношения к себе для развития личности, способы его позитивного формирования и изменения («Самоценность», 1975), психология семейных ролей и семейных коммуникаций («Множество ваших лиц», 1978).

Сатир была блистательным популяризатором семейной терапии, гуманистических идей и гуманистической практики в построении семейных отношений.

Многие психотерапевты, хорошо знавшие ее работу, особенно восхищались уникальным умением представить для широкой публики то интимное и тайное, что происходит в семейной жизни и семейной психотерапии, не нарушив при этом ни глубины, ни тонкости этих удивительных явлений. В. Сатир отчетливо понимала, что совершенствование семейной жизни не может происходить только с помощью психотерапевта, в тиши его кабинета. Она верила, что очень многое люди могут изменить в своей жизниь самостоятельно; свою профессиональную задачу она видела в том, чтобы помочь людям обрести уверенность в своих силах и показать те направления, по которым они могут пойти в своей работе по самосовершенствованию. Этой задаче она посвятила и написание научно-популярных книг, и создание особых психотерапевтических сеансов, рассчитанных на большую аудиторию. Эти ее психотерапевтические программы стали широко известны не только в США, но и во всех странах, где побывала Вирджиния Сатир. Ее демонстрации отличались простотой и наглядностью в показе психологической сущности сложнейших семейных проблем, а сама она буквально покоряла участников сеанса своей удивительной артистичностью, даром перевоплощения. Сатир мгновенно преображалась в мужа-тирана, ребенка, потерявшего почву под ногами, или жену, вечно усталую, торопящуюся и суетливую. Она вовлекала в игру всех присутствующих, предлагая разработанную ею серию психологических скульптур, игр и упражнений. Совершенно изумительной была ее способность мгновенно устанавливать с людьми разных возрастов, разного опыта и психического склада глубинный психологический контакт. В ходе ее сеансов люди как бы рождались заново, отбрасывали все мелкое и суетное, осознавая свою уникальность и неповторимость.

В. Сатир восхищала еще одним замечательным свойством - удивительной открытостью и желанием передать весь свой психотерапевтический опыт другим, она оставила множество учеников и последователей. Она стала признанным лидером создания обучающих программ для психотерапевтов, автором оригинальных учебников и практических руководств для специалистов. В 1977 году ею основана международная общественная организация «Аванта», объединившая профессиональных психологов, социальных работников, психотерапевтов, учителей, врачей в целях развития и пропаганды семейной терапии.

Сегодня, когда наше общество ищет пути преодоления нравственного кризиса, возникшего в результате теории и практики воспитания людей-винтиков, игнорирования психологической значимости и сложности семейных отношений, изучение и популяризация основополагающих идей гуманистической психологии - одна из самых актуальных задач. Поэтому издание книги В. Сатир в нашей стране как никогда своевременно.

Вирджиния Сатир писала: «Я верю, что каждый человек может найти самые лучшие пути построения своей жизни. Самые совершенные способы жизни и взаимодействия близких людей друг с другом в семье должны стать обычными и повседневными для всех людей на Земле. Если это произойдет, то каждый из нас внесет самый важный вклад в построение более сильного и совершенного общества. В итоге каждая совершенная и гармоничная семья помогает жить каждому из нас, потому что мир на нашей планете начинается дома».

А . С . Спиваковская

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

«Давайте взглянем на работу, без которой не обходится ни одна семья, - как правило, это работа по дому. Хотя работа по дому весьма необходима, полезна и без нее никак нельзя обойтись, многие относятся к ней негативно. Хотя до сих пор большая часть семейных дел представлена именно работой по дому.
А сейчас я хочу, чтобы вы занялись чем-то похожим на то, что вы делали, когда читали главу «Правила, по которым вы живете». Все садятся и составляют список тех дел, которыми занимается семья для обеспечения своего функционированя. Назначьте секретаря. В ваш список должны войти такие вещи, как стирка одежды, глажка, готовка, покупки, чистка, содержание счетов, оплата счетов, работа вне дома и т.д. Если член семьи нуждается в специальном уходе, об этом тоже нужно упомянуть. Это основной список работ в семье, которые должны выполняться регулярно.
Теперь обратитесь к вашему списку и посмотрите, как выполняются все эти виды работ. И вы в полной мере увидите положение дел в вашей семье. Возможно, вы раньше даже и не задумывались об этом.
Не находите ли вы, что не все необходимые действия выполняются в вашей семье? Возможно, вы поймете, что некоторые виды работ выполняются плохо, или большая часть работы взваливается на плечи одного человека, а другие почти ничего не делают. Если это правда, то, следовательно, некоторые члены вашей семьи обижены и разочарованы.
Это простое упражнение, елси его далеть раз в три месяца, помогает соблюдать инженерию семьи. В бизнесе же можно использовать специального эксперта по оценке эффективности деятельности. Ваш список может являться справочником для улучшения эффективности функционирования вашей семьи.
Однако не все так просто. После того, как вы определили потребности, которые должны быть удовлетворены, необходимо разработать план и выбрать человека, который проводил бы его в жизнь. Это одна из самых трудных задач.
Как вы определите, кто будет выполнять эту работу и когда?
Большинство семей пришли к выводу, что в разное время используются разные методы для решения этого вопроса.
Один из них – это указной метод, где родитель, понимая, что он вправе использовать свое влияние как лидер, просто отдает указание что-то сделать: «Это должно быть сделано так и никак иначе!»
Иногда более выгодно использовать метод голосования, он более демократичный. В итоге все решает большинство. Также есть метод, который я называю авантюрным, но работает он лучше всех. При этом, довольно демократичном методе учитывается точка зрения любого, мнение каждого обсуждается, соотносится с реальностью, а затем отметается либо принимается.
Иногда применяется метод целесообразности. Мы все его знаем.
Все эти методы пригодны для определенных ситуаций. Что особенно важно, так это выбрать правильный метод, наиболее подходящий для той или иной ситуации, которая, в свою очередь, требует гибкости и свободы действий.
Каждый метод должен всегда контролироваться. Если нет постоянного контроля, кто-то обязательно решит, что его ни во что не ставят, да и сами вы может оказаться не в лучшем положении…
Семьи сами создают себе лишние проблемы, когда поручают одним и тем же людям выполнять одну и ту же работу. Джон всегда выносит мусор. Тереза моет посуду. Мама делает покупки. Разнообразие и постоянная смена рабочих ролей помогает оптимизировать функционирование всей семейной жизни.
Еще одна проблема заключается в том, что однажды созданные план воспринимается так, как будто он написан навсегда. К примеру, ребенок должен уже быть в постели в 8.30, независимо от того, сколько ему лет, 4 или 14. Это иллюстрирует правла, абсолютно не имеющие никаких временных пределов…
Я уверена, что даже хорошо разрабаотанные планы имеют свои временные ограничения. Скажем, они могут утверждаться на одну неделю, на месяц, на год, до 3.30 сегодняшнего дня, когда приходит моя мама, или когда я стану на пять сантиметров толще».
Из книги одной из основоположниц современной семейной терапии американки Вирджинии Сатир "Как строить себя и свою семью".

Первая часть, про каталогизацию необходимых домашних работ, кажется мне вполне конкретной и выполнимой. А вот вторая, насчет "выбора ответственного" - несколько абстрактной. А вам?

И проделывал ли кто-то из вас, уважаемые френды, такую процедуру со своими домочадцами?

доктор психологических наук

А . С . Спиваковская

Переводчики: £ В . Новикова , М . А . Макарушкина

Сатир В .

С 21 Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд - М,: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с: ил.

ISBN 5-7155-0284-5(CCCP) ISBN 5-7155-0031-5(США)

Автор книги - прогрессивный американский психолог В. Сатир, основоположник семейного консультирования, продолжатель гу­манистического направления в психологии, приглашает читателя к разговору о проблемах семейной жизни

Как научить любить и быть любимым, как посмотреть на себя глазами своих детей, как сделать взаимоотношения в семье гуман­ными - вот далеко не полный круг вопросов, затронутых автором. Книга написана с искренней любовью к человеку, верой в его творческие возможности, с тонким и добрым юмором

Для широкого круга читателей 4312000000-063,

005(01)-92

- 83-91

ББК 88.5

ISBN 5-7155-0284-5(CCCP) ISBN 5-7155-0031-5(США)

© 1988 by Science and Behavior Books, Inc

© Перевод, послесловие, художественное оформление,

издательство «Педагогика-Пресс», 1992

Сатир В. 1

Как строить себя и свою семью 1

Предисловие 2

Глава 1. Как выглядит ваша семья? 4

Глава 2. Котел, которого никто не видит 8

Глава 3.Магический узор вашего Я 11

Глава 4.Как мы говорим и как мы слушаем 13

Глава 5.Модели общения 21

Глава 6.Игры общения 26

Глава 7.Правила, по которым вы живете 30

Глава 8. Системы: открытые или закрытые? 35

Глава 9. Супружеская пара: зодчие семьи 37

Глава 10. Особые семьи 42

Глава 11. Карта вашей семьи 49

Глава 12. Жизнь внутри «банки с червями» 53

Глава 13. Как построить свою семью 57

Глава 14. Элементы проекта семейной жизни 65

Глава 15. Семейная инженерия, или Повседневная жизнь семьи 73

Глава 16. Семья в системе родственных связей 80

Глава 17. Как наладить отношения с подростком 83

Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность» 87

Глава 19. На закате жизни 88

Глава 20. Семья в обществе 93

Глава 21. В мире с собой и со всей планетой 95

Мир начинается дома. (Послесловие к русскому изданию) 96

Предисловие

Мне было пять лет, когда я решила, что обязательно стану дет­ским детективом. Тогда я смутно представляла себе, какой будет эта работа, но отчетливо ощущала, что в семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человечес­ких отношений, мир, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз.

Теперь, спустя столько лет, поработав с тысячами семей, я убе­дилась в том, что большинство этих загадок так и не разгадано. Работа многому меня научила, открыла новые возможности и перспективы для дальнейших открытий. Сейчас мне совершенно ясно, что семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, неза­висимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айс­берг - несколько больше, но не знают, что же именно представ­ляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

Подобно движениям опытного моряка, который должен учиты­вать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными слова­ми, действиями и поступками.

Я искренне верю, что сегодня, когда человечество проникает в микромир атома и в гигантские пространства межгалактической астрономии, можно существенно продвинуться в понимании не менее важного вопроса: что же происходит, когда один человек общается и взаимодействует с другим? Я верю, что через тысячу лет историки определят наше время как начало новой эпохи, когда каждый человек становится истинно гуманным.

Я долго думала о том, что же такое гуманность, какого чело­века можно назвать гуманистом. Гуманист - это, на мой взгляд, тот, кто понимает, ценит и раз­вивает свое тело, свой организм, самого себя, считает себя кра­сивым и нужным людям; тот, кто реалистично и честно относится к самому себе и к другим; способен идти на сознательный и обду­манный риск; стремится к мастерству и компетентности в том деле, которым занимается, ищет новые пути в жизни и изменяет ситуацию, если это необходимо; он не боится изменений; готов отказаться от привычного, если это целесообразно и мешает ему и другим людям исправить ошибки, если это наносит вред.

В результате человек становится по-настоящему физически здоровым, жизнь его наполняется любовью, добром, становится естественной, творческой, пронизывается глубокими чувствами, личной ответственностью. Он уверенно стоит на земле, способен глубоко любить, бороться с трудностями и преодолевать их. Он в равной степени способен быть нежным и жестким, продуманно и осознанно подходит к своим поступкам и в результате этого дости­гает намеченных целей.

В работе с семьями я обнаружила, что все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными пси­хологическими явлениями.

Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, я называю их самооценкой.

Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, я называю это способами коммуникации.

В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность, которую я называю семейной системой.

В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осущест­вляет свои связи с другими социальными институтами, я называю их социальными связями.

Совершенно неважно, что конкретно побудило семью обра­титься к специалисту за психологической помощью: неверность жены или депрессия мужа, отклоняющееся, противоправное пове­дение сына или невроз у дочери - важно то, что процесс воздей­ствия во всех случаях может быть идентичен. Чтобы уменьшить или устранить семейную боль, необходимо найти ключик для понимания каждого из перечисленных выше четырех явлений.

При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистич­ными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведе­ния; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Я с радостью встречаюсь с беспроблемными и зрелыми семь­ями; часть из них стали такими после определенной психологичес­кой работы, позволившей выявить свойственный им потенциал. Для зрелых семей характерны такие качества: высокая самооцен­ка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

Подобные изменения в семье происходят в результате кропот­ливой работы и обоюдной заинтересованности всех ее членов.

Неважно, где хирург учится своему мастерству, в любом слу­чае он способен оперировать каждого человека, поскольку анато­мическое строение в основном одинаково. Работая с семьями, проблемными и благополучными на большинстве континентов Земли, я пришла к выводу, что во всех семьях: каждый так или иначе оценивает себя - позитивно или нега­тивно, главный вопрос - как именно?

Человек общается, налаживает связи с другими, главный вопрос в том, как он это делает и каких результатов добивается в итоге.

Он следует определенным правилам в своей жизни, важно понять, каковы эти правила и насколько успешно человек пользу­ется ими.

Все перечисленное выше можно встретить в любой семье, где есть родители, которые воспитывают детей, пока те не станут взрослыми, в неполной семье, где один из родителей воспитывает детей после смерти другого, развода или заключения в тюрьму, в семьях с приемными детьми или детьми от предшествующих бра­ков, в которых родители или один из них не является родным отцом или матерью ребенка. То же наблюдается и в жизни детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. В настоящее время дети растут в разных семейных структурах.

Конечно же, каждый из перечисленных типов семей имеет свои специфические особенности, и мы остановимся на них позже. Однако базисными для жизни семьи являются все те же психоло­гические составляющие: самооценка, коммуникации, правила и социальные связи.

Отношения в семье - это те нити, узы, связи, которые объеди­няют людей в единое целое. Мы будем анализировать их различ­ные составляющие, и я надеюсь, это поможет вам лучше понять структуру вашей семьи, найти пути к обновлению отношений с близкими людьми. Это даст вам возможность испытать радость от совместной работы, от общения в вашей «семейной команде».

Читая эту книгу, вы иногда встретитесь с просьбой проделать некоторые упражнения, которые дадут вам знания о том, как вы должны поступить в той или иной ситуации, общаясь с другими людьми. Я прошу вас постараться выполнить все предлагаемые упражнения, даже в том случае, когда они кажутся вас примитив­ными и глупыми. Выполнение их поможет вам добиться того, чтобы обстановка в вашей семье стала менее тревожной и психо­логически более зрелой. Чем больше членов семьи примет участие в этой работе, тем значительнее будет ваш успех. Вы ведь прекрасно знаете, что трудно научиться плавать, стоя на берегу, учиться плавать можно лишь на воде.

Если вы не уверены, что члены вашей семьи согласятся пора­ботать вместе с вами, я могу вам посоветовать прочувствовать сердцем, о чем именно вы бы хотели их попро­сить, и выразить свою просьбу очень просто и очень прямо. Если вы по-настоящему настроены на совместную работу и верите в то, что она принесет результат, то просьба будет звучать весьма прив­лекательно, и ваши близкие захотят помочь вам. Спросите их: «Не хотели бы вы поучаствовать вместе со мной в эксперименте, кото­рый может оказаться интересным и полезным для нас?» - такой вопрос максимально настроит их на положительное решение.

Помните, что угрозы, требования, приказы всегда приводят к результатам, противоположным тому, чего мы хотим.

Я наблюдала немало трагедий, происходивших в разных семь­ях. Каждая из них глубоко трогала меня, проникала в душу. С помощью этой книги мне хочется уменьшить боль тех семей, с которыми я никогда не смогу встретиться. Более того, я надеюсь предотвратить те трудности, которые могут ждать наших детей в будущем. Конечно, нельзя совершенно исключить боль из челове­ческой жизни. Есть два ее вида: одна - связанная с осознанием проблемы; вторая, которую мы испытываем, когда нас подавляют или обвиняют. И если первой боли избежать невозможно, то вто­рой в нашей жизни может и не быть. Можно направить наши уси­лия на исправление того, что поддается изменению, и найти наи­лучшие способы сосуществования с тем, что изменить невозмож­но.

Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить,

Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, И дай мне мудрость научиться отличать одно от другого.

Рейнольд Нейборо

Лучше этого не скажешь. Читая эту книгу, может быть, вы испытаете и ту и другую боль, вспомните что-то неприятное, печальное или трудное. Новое знание о себе и о том, как брать ответственность на свои плечи, наверняка принесет тяжелые и трудные переживания.

Однако, если, закрыв книгу, вы обнаружите в себе новые воз­можности и силы и увидите новые пути, по которым может идти ваша семья, я считаю, что задача будет выполнена.




Top