Первый оркестр народных инструментов. Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Инструментовка (оркестровка) - это изложение музыкального произведения для исполнения оркестром, воплощение музыкальных образов средствами выразительности оркестровых инструментов.

Она представляет собой изложение музыкального произведения для определенного состава оркестра - симфонического, духового, народных инструментов, оркестра баянистов или различных ансамблей. Это творческий процесс, поскольку замысел сочинения, его идейно-эмоциональное содержание определяет выбор инструментов, чередование их тембров, характер сопоставления отдельных групп оркестра и т.д. .

Один из наиболее популярных национальных оркестров - русский народный оркестр - отмечен особой неповторимостью и своеобразием. Искусство игры на народных инструментах - сольное, ансамблевое или оркестровое, - приобщает широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменился его состав, возникли оркестровые группы, совершенствовалась партитура.Ему предшествовали имевшие большую известность однородные инструментальные ансамбли. Это были, прежде всего, знаменитые «хоры»владимирских рожечников. В русском народном инструментарии деревянный рожок получил широкое распространение. Название «владимирский рожок»утвердилось по одной из локальных разновидностей инструмента, наиболее широко распространенного в быту (пастушеский рожок) и в концертной практике (ансамбли рожечников). Наибольшую известность получил «Хор рожечников» Николая Кондратьева, неоднократно выступавший в Петербурге, Москве и других городах России. В 1884 г. выступления ансамбля с большим успехом прошли на Всемирной выставке в Париже.

Первый из оркестров русских народных инструментов был создан знаменитым балалаечником Василием Андреевым еще в конце XIX века.Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем. В 80-х годах XIX века богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра.

Оркестр русских народных инструментов, именуемый как «Кружок любителей игры на балалайке», начал свое существование с идеи Андреева реконструировать популярный народный инструмент. На основе распространенных народных образцов он создал новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени. Причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов В. Андреева. По его чертежам мастер Ф.С. Пасербской изготовил семь балалаек различных размеров, обнимающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от миконтроктавыдо ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя число участников ансамбля (семь человек): балалайка пикало (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава), и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый аккомпанирующий инструмент - балалайку контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала Вам, Василий Васильевич» .Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 г., и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность дела, начатого Андреевым. Но сам Василий Васильевич не считал его завершенным. Он шел дальше,прекрасно понимая, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. На этом этапе уже требовалось введение новых инструментов с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов - Н.П. Фомина, В.Т. Насонова, Ф.А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер С.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи прекрасным инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими . Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н.П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Большой интерес к оркестру проявил выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По его рекомендации в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были и его советы в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыкальные критики того времени обращали внимание на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и все. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменный до наших дней.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках .

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах: по образцу этого коллектива стали создавать кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления Андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестру русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую деятельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русском народном оркестре полностью.

Современный русский народный оркестр, как профессиональный, так и самодеятельный, в большинстве своем имеет один инструментальный состав: семейство 3-х струнных домр, семейство балалаек, баяны клавишные гусли (чаще всего), различные ударные инструменты. Каждый из инструментов оркестра имеет ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Так же для расширения технических и художественных возможностей, тембрового обогащения в оркестр вводятся инструменты симфонического оркестра, такие как флейта, гобой, кларнет, фагот, трубы; народные духовые (жалейку, брелку, свирель); фортепиано, гитару, литавры, смычковый контрабас и др.

Типовой состав оркестра русских народных инструментов включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей) (таблица 2.1):

Таблица 2.1

Нельзя вводить в состав оркестра неоднородные по тембру инструменты, например, не рекомендуется соединять трёхструнные домры с четырёхструнными домрами или балалайки с мандолинами. Осторожно вводить в состав духовые инструменты симфонического оркестра.

Распределение исполнителей по партиям и их количество зависит от инструментовки произведения. Кроме того, состав оркестра нередко определяется наличием музыкантов, размерами помещения и т.д.

Таким образом, оркестррусских народных инструментов прошел долгий путь развития от зарождения и до профессионального уровня. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый.В результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались инструменты и вводились все новые группы оркестровых инструментов.Постепенно повышался уровень профессионализма исполнительства, пополнялся репертуар.

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.

В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту - ревностному пропагандисту русской народной музыки - Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Посербский изготовил семь балалаек различных размеров, охватывающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от ми контроктавы до ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя числа участников ансамбля (семь человек): балалайка пикколо (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава) и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый, аккомпанирующий инструмент - балалайку-контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года, и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность, своевременность дела, начатого Андреевым. Но Андреев не считал его завершенным, он уже шел дальше. Он прекрасно понимал, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. Требовалось введение новых инструментов - с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов, - Н. П. Фомина,
B. Т. Насонова, Ф. А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер C.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи блестящим инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими. Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н. П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Живой интерес к народному оркестру проявлял выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По рекомендации Балакирева в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были его советы и в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыканты, критики обращали внимание только на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и всё. На самом деле процесс становления оркестра был гораздо сложнее, серьезнее, противоречивее. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменным до наших дней.

В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчерки¬вался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую дея-тельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами Культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Следует отметить три основных фактора, которые неизменно сопутствовали эволюции русского народного оркестра, поднимая его на всё более высокие ступени художественного мастерства. Развитие русских народных оркестров проходило под знаком постепенной профессионализации, повышения уровня исполнительства путем пополнения коллективов квалифицированными кадрами. Кроме того, в результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались и сами инструменты. Немалую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество современных композиторов. Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами. Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры

Домры трехструнные:
Домра пикколо
Малая домра
Меццо-сопрановая домра +
Альтовая домра
Теноровая домра +
Басовая домра
Контрабасовая домра +

Домры четырехструнные:
Домра пикколо+
Домра прима
Домра альт
Домра тенор
Домра бас
Домра контрабас

II. Балалайки

Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка альт
Балалайка бас
Балалайка контрабас

III. Гусли

Гусли клавишные
Гусли щипковые
Гусли звончатые +

IV. Гармоники

Готовые баяны
Готово-выборные баяны +
Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас)
Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба)
Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты

Рожки +
Свирели +
Жалейки +
Брёлки +
Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты

Народные:
Ложки +
Трещетки
Бубенцы и др.

Инструменты симфоничского орестра:
Литавры
Ксилофон
Треугольник
Бубен
Малый барабан и др.

Примечание. + Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

Инструменты русского народного оркестра Презентация Федотова Алексея о бучающегося объединения «Солисты» МОУ ДОД «ЦДОД» Заводского района города Саратова Руководитель: Федотов Игорь Юрьевич

Первый оркестр русских народных инструментов О ркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Группа балалаек Название «балалайка» происходит от слова «балакать», «пустозвонить ».

Балалайка прима Балалайка секунда

Балалайка альт Балалайка бас

Контрабас

Группа домр Домра – с таринный струнный щипковый инструмент.

Домра пикколо Домра малая

Домра альт Домра бас

Баян Бая́н - русский язычковый кнопочно -пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

Гусли Гу́сли (др.-рус. гусли, связанное с гудеть) - различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты.

Гусли клавишные Гусли крылавидные

Группа духовых инструментов П ринцип игры основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.

Жалейки Свирель

Группа ударно-шумовых инструментов Звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Музыкальные ложки Рубель

Трещотка Круговая трещотка

Спасибо за внимание

Группы инструментов народного оркестра: Свирель, сопель, рожок, жалейка, свистулька… Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Гусли, домра, балалайка… Баян, гармонь. Струнные щипковые Духовые Кнопочно-духовые Ударные. 2. 4. 1. 3.

Слайд 1 из презентации «Народный оркестр» к урокам музыки на тему «Народные инструменты»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Народный оркестр.ppt» можно в zip-архиве размером 214 КБ.

Скачать презентацию

Народные инструменты

«Электронные музыкальные инструменты» - Внедрение электронной музыки в процесс музыкального образования в ТСПК. Музыкально – коммуникативная структура деятельности музыканта - «электронщика». Композитор. Цель внедрения электронных инструментов в образовательный процесс: Первопроходцы электронной музыки. Популяризация электронной музыки. Преимущества синтезатора.

«Инструменты симфонического оркестра» - Кастаньеты. Разновидности кастаньет. Валторна. Бубен - характерный инструмент, поэтому находит применение далеко не во всяком произведении. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Бразильская пандейра- рама с тарелочками, которые звенят от встряхивания. Орган.

«Детские музыкальные инструменты» - Маракас треугольник кастаньеты пандейра. Свирель. Триола. Струнные: Цитра Цимбалы Арфа Гусли. Детские цимбалы. Детский оркестр. Флейта. Аккордеон. Баян. Кларнет. Мелодика. Выполнила Комина Наталья, студентка 502 группы Руководитель: Зарипова И.К. Гусли. Электроорган. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.

«Оркестр народных инструментов» - Доктор Марина Дмитриевна учитель музыкальной литературы МОУДОД Бакчарская ДШИ. Звук звонкий. Гусли. Существует несколько разновидностей русской домры. Балалайка щипковый инструмент. Баян существует на Руси с 1907 года. В состав оркестра входят бубен, ложки, трещотки, колокольчики, рожок. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову.

«Народный оркестр» - 2. 4. 1. 3. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. Песня не знает границ. Такие песни могли родиться только в народе великой души». Гусли, домра, балалайка… Исторические Трудовые Былины Хороводные и плясовые Лирические /протяжные/ Обрядовые. Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Русская народная песня.

Цель : познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных инструментов.

Задачи

Образовательные:

  • формирование практических умений и навыков;
  • совершенствование исполнительской культуры хорового пения

Воспитательная:

  • пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;
  • воспитание любви к искусству своего народа.

Развивающие:

  • развитие исполнительско-творческих навыков и умений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: беседа, анализ, исполнение, игра, разыгрывание, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради.

Формирование УУД: Личностные : выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

  • Регулятивные : умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
  • Познавательные : учатся различать русские народные инструменты, их тембры звучания;
  • Коммуникативные : воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах, выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    Дети входят в класс под музыку.

    Музыкальное приветствие.

    2. Актуализация знаний.

    Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

    Народную песню.

    Почему называют народная песня?

    Потому, что их сочинил народ.

    Правильно.

    Народная песня – это песня , слова и музыка которой сложились, исторически и нет определённого автора.

    Какие русские народные песни вы знаете?

    - “Светит месяц”, “Блины”, “Ах, вы сени, мои сени”, “Во поле береза стояла”.

    Правильно, молодцы. Давайте попробуем спеть песню “Во поле береза стояла”

    Все поют песню “Во поле береза стояла”.

    3. Постановка учебной задачи.

    А теперь, попробуем определить цель нашего урока.

    С какой музыки мы начали сегодняшний урок, ребята?

    С народной песни “Светит месяц”.

    А какие инструменты сопровождали музыку?

    Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

    О русских народных инструментах

    Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра.

    4. Открытие нового знания

    Запишите тему нашего урока “Оркестр русских народных инструментов”.

    Ребята, что такой оркестр?

    Оркестр – это когда играет много инструментов.

    Правильно.

    Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Запишите в тетрадях.

    Какие оркестры вы знаете? В Туве есть оркестры?

    Да. Оркестр национальных инструментов, духовой оркестр, симфонический оркестр.

    Правильно. В Туве есть национальный оркестр, духовой оркестр и симфонический оркестр, а оркестр русских инструментов у нас, к сожалению нет.

    В России много оркестров народных инструментов. Например, Русский Академический Оркестр г.Новосибирска, Оркестр русских народных инструментов им.Андреева, оркестр русских народных инструментов "Музыка России" , Оркестр русских народных инструментов “Коробейники”, государственный оркестр русских народных инструментов под управлением В.П.Попова, оркестр русских народных инструментов “Мозаика” и т.д. Запишите названия оркестров.

    Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Например, духовой оркестр, в состав входит духовые музыкальные инструменты.

    Сегодня мы с вами будем говорить об оркестре русских народных инструментов.

    Почему называют русские “народные” инструменты?

    Потому, что инструменты делал народ.

    В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные.

    Какие инструменты называются струнными?

    Это инструменты со струнами.

    Правильно, инструменты, где звук издает струна.

    Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?

    Балалайка, гусли, домра.

    Правильно.

    Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны.

    Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была самым распространенным инструментом.

    Гусли – это самый древний русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусли доска с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 17. Гусли появились в XI в.

    Домра – это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами.

    Какую группу инструментов вы еще знаете?

    Духовые инструменты.

    Как вы думаете, почему они так называются?

    Потому, что при игре в духовом инструменте звук издается при вдувании в трубку.

    Правильно, звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.

    Какие музыкальные инструменты относятся к духовым инструментам?

    Дудочка, свистульки, рожок.

    К группе духовых инструментов относятся: свистулька, жалейка, свирель, рожок, кугиклы. Запишите в тетрадях.

    Свистулька – русский народный духовой инструмент. Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух.

    Жалейка – это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. На них играли пастушки.

    Свирель – это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями.

    Рожок – духовой деревянный музыкальный инструмент . Русский рожок имеет разные названия: пастушеский”, “ песенный“, “ владимирский”. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.

    Кугиклы – духовой музыкальный инструмент . Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра.

    Следующая группа ударные инструменты. Почему “ударные”?

    Потому, что играем на них ударами.

    Правильно. Звук извлекают ударом по инструменту.

    Какие русские ударные инструменты вы знаете?

    Ложки, бубен, трещотка.

    Правильно. Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук.

    Бубен – ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания , состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. Его встряхивают или ударяют ладошкой.

    Трещотка – народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур.

    5. Слушание музыки.

    А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.

    Прослушивание песни “Светит месяц” в исполнении русских народных инструментов.

    Это балалайка.

    Правильно. А теперь послушаем эту же песню в исполнении духовых инструментов. Солирующий инструмент свирель.

    Какой инструмент солирует, ребята?

    Свирель.

    Как звучит свирель?

    Теперь послушайте звук ударных инструментов.

    Какие инструменты вы услышали?

    Ложки, трещотки и бубен.

    Как звучат ударные инструменты?

    Слышатся легкие, ритмичные хлопки.

    Ребята, вы наверное устали давайте немножко потанцуем под музыку.

    6. Физминутка.

    Ритмичные движения под музыку.

    7. Вокально-хоровая работа.

    Сейчас мы будем разучивать песню “Светит месяц”. Все внимательно слушаем и запоминаем мелодию.

    Слушание песни.

    Вы услышали, как нужно петь эту песню, а теперь приступим к разучиванию.

    Разучивание песни по куплетам и фразам.

    Ребята, давайте попробуем спеть, играя на шумовых инструментах.

    Игра на музыкальных инструментах.

    Вам понравилось играть на инструментах?

    Теперь, повторим то, что мы сегодня говорили.

    8. Закрепление.

    Как называются музыкальные инструменты, которые создал народ?

    Русские народные инструменты.

    А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?

    Оркестр русских народных инструментов.

    Из каких групп музыкальных инструментов состоит оркестр?

    Струнных, духовых, ударных.

    Правильно, молодцы. Какие инструменты относятся к струнным инструментам?

    Балалайка, домра, гусли.

    К духовым инструментам?

    Рожок, свирель, свистульки, кугиклы.

    А к ударным инструментам?

    Трещотка, ложки, бубен.

    Молодцы, ребята вы многое узнали на этом уроке.

    9. Рефлексия.

    Вам понравился сегодняшний урок?

    Кому понравился урок поднимите красную карточку, а кому не понравился, поднимите синюю.

    10. Домашнее задание.

    • Запомнить названия групп и инструментов русского народного оркестра.
    • Нарисовать свой любимый инструмент и повторить песню.


    
    Top