Первый вопрос после выхода из наркоза, или как я пришел к богу. Константинополь, константинополь… зачем же ты так поступил? священник валерий духанин

Чем выше человек, тем больнее его падение. Чем величественнее положение, тем сильнее последствия ошибок. И статус первенства способен стать соблазном, когда забывается слово Христа: Многие же будут первые последними (Мф. 19: 30); Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18:14).

Константинополь, Константинополь! Город великих святых и великих еретиков, город, познавший славу православного царства и испытавший позор разорения и жалкого подчинения сынам Османской империи. Твой вклад в историю неоценим: ты обратил ко Христу народы и царства, ты знал непревзойденных святых-богословов, чьи творения – образец веры всем нам, но в твоих же пределах зарождались и ереси, благодаря тебе происходили и смуты.

Ты, некогда царственный град, изгнал двух лучших своих святителей – Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обоим не нашлось места в твоих знатных стенах. Ты имел Нестория своим предстоятелем и знал Евтихия как влиятельного настоятеля монастыря, наставника высоких лиц и придворных.

Не всякое твое, Константинополь, слово – выражение истины, не всё изреченное тобой – непогрешимо и безошибочно

В тебе пересекались судьбы народов, в тебе шла борьба, в тебе препирались о тонкостях веры: святой император Юстиниан слагал гимн Единородному Сыну и Слову Божию, а еретичествующий император Анастасий включал в Трисвятое монофизитское прибавление «распныйся за ны». В пределах твоей империи зародились обширные ереси, разделившие христиан, и твои императоры так и не смогли преодолеть этих трагичных дроблений. Ты обличал ошибки католицизма, и ты же заключал с ним унию, пытаясь спастись от меча мусульман. В тебе побеждала истина, но с Божия попущения побеждал и ее антипод: не всякое твое слово – выражение истины, не всё, что изречено тобой, непогрешимо и безошибочно.

Твой меч, наследник победоносного римского гладиуса, не устоял против зульфикара – обоюдоострого меча Мухаммеда. Твои сыны рабски пополнили войска янычар, а вместо духовно величественных куполов твоих храмов гордо возвысились острые минареты мечетей. Ты предан в руки мусульман, претерпел разорение, утратил самое имя, превратившись в Стамбул, лишился возможности ясной проповеди среди иноверцев в своих же пределах. И ныне паства твоя рассеяна по всему миру, как птенцы без гнезда, как чада, лишенные крова. Ты знаешь, что такое скорбь разделения, что такое боль отсечения чад от ее матери. Зачем же эту боль причиняешь другим?

Зачем пытаешься отсечь от Церкви-матери дорогих ее сердцу чад? Зачем способствуешь грозовым тучам сгуститься над головами наших братьев и сестер, чья верность канонической Церкви подобна подвигу мучеников, готовых страдать, но не отречься, претерпеть истязания, но не уйти из родного церковного крова?

Время смуты есть испытание. Во всякой смуте особенно болезнен удар со стороны того, о ком мы думали как о друге, союзнике, единомышленнике. Поддержавший врага есть предатель. Удар предателя – всегда в спину и потому особенно горек.

Но с нами есть Тот, Кто не предаст, не обманет, не подведет, – наш Господь и Спаситель. История – сплетение человеческих противоречий, немощей, грехов – не есть бесконтрольный процесс, мы не оставлены Божиим Промыслом. И когда вокруг Святой Руси сгущались сумерки, а рядом витали хищные птицы, жаждущие насыщения от тел павших на поле битвы, Господь подавал Свою благодатную помощь – сила Божия совершалась при нашей немощи (ср.: 2 Кор. 12: 9). И потому Россия выстоит. Что нам бояться врагов, если с нами – Сам Бог?

Когда человек хочет услышать, он прислушивается. Нашей жажды единства, нашего желания сердца не слышат. Мы жаждали единства еще с начала 1990-х годов – нас разделили на разные государства. Мы жаждем единства духовного – нас пытаются разделить и теперь, хотят рассечь живое тело церковное на части, пролить кровь, ибо всегда, когда рассекается живой организм, проливается кровь, а боль пронизывает всё тело. Но голоса нашего сердца не слышат.

Нас всегда слышит Бог – к Нему обратим наши молитвы, моления, слезные просьбы

Когда нас не хотят слышать люди, то нас всегда слышит Бог – к Нему обратим наши молитвы, моления, слезные просьбы. Он помогает тогда, когда помочь не может никто и ничто. Он воскрешает мертвых, исцеляет больных, возвращает утраченное, спасает погибших.

Время, отведенное нам, судьбоносно. Вершится будущее Святой Руси. Это будущее зависит в том числе и от нас, наших молитв, просьб сердечных, деятельного участия в поддержке единства.

Да не победит разделение – порождение того, кто разделяет, чтобы над разделенными властвовать. Да исполнится молитва Спасителя Богу Отцу: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17: 21, 26).

Боже, не допусти рассечения тела Твоей Церкви Святой!

Огради от расхищения паству Твою!

И да не оскудеет в сердцах наших любовь – залог единства с Тобой и единения с нашими ближними!

//Дорогие братья и сестры!
Всех благодарю за искреннюю поддержку и молитвенную помощь!
К сожалению, на дальнейшее лечение понадобились новые средства.
Сбор средств осуществляет Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ссылку прилагаю.
Да сохранит всех Господь и да поможет каждому Своей неизреченной благодатью!
//

Социальная служба Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Поможем отцу Валерию Духанину!

Дорогие братья и сестры!
Срочно нужна помощь на лечение! Известный православный духовный писатель - иерей Валерий Духанин ,
кандидат богословия, проректор и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, и просто
хороший человек с большим и любящим сердцем, в настоящее время проходит комплексное лечение за границей .
Отец Валерий является автором множества книг и статей, посвященных смыслу и значению православной веры.
Некоторые из них, такие как «Сокровенный мир Православия: современный человек на пути к Богу»,
«Новые чудеса преподобного Сергия», выдержали уже несколько изданий.

При отправке батюшки на лечение доброхотами была собрана предполагаемая сумма.
Но, к сожалению, этих средств не хватает, и мы обращаемся с просьбой ко всем неравнодушным оказать
посильный вклад в это благое дело.

Для того, чтобы закупить
необходимые для отца Валерия лекарственные средства и продолжить
химиотерапию в России, необходимо собрать 400 000 рублей

Дорогие братья и сестры!
При внесении пожертвования не забывайте указывать свои имена,
они будут поданы на
сорокоуст в Лавре

P.S. Прочитайте свежий очерк отца Валерия
«Реанимация и ангелы, или Прогулка по краю бездны»

«Реанимация и ангелы, или Прогулка по краю бездны»
Священник Валерий Духанин

В жизни нам даются суровые уроки. Но после этих уроков жизнь становится другой. Невозможно быть тем же, кем ты был, когда хоть на мгновение ты вышел за пределы привычного, оказался на пороге иного бытия. Ценность самой жизни познается на грани смерти, ценность света - после ночной тьмы, ценность любого Божиего дара - после его лишения.

Первая химиотерапия обернулась для меня серьезным отравлением. Токсикация охватила нервные пути. Отключилась речь, парализовались глотательные движения, затруднилось дыхание.

Жена пыталась вызвать «скорую» - все машины оказались в разъездах. Мне удалось показать в своем телефоне номер знакомых фельдшеров, трудившихся на «скорой». Благодаря им машина приехала значительно быстрей, в то время, когда я пытался на четвереньках глотать воздух из открытого окна.

Меня потом спросил один знакомый, возможно ли молиться в таком состоянии. С отключением речи и блокировкой мышц языка ты еще пытаешься молиться мысленно. Пытаешься всем сердцем обращаться привычными краткими словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси мя, грешного! Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, помоги мне». И еще краткие молитвы преподобному Сергию Радонежскому, блаженной Матроне Московской, небесному покровителю мученику Валерию Мелитинскому…

Но наступает момент, когда тебе не хватает кислорода, вдохнуть ртом ты не можешь, и тут внутри происходит сбой, а в каком-то смысле наступает паника. Мысли теряют сосредоточенность, по телу проходят судороги, единственным желанием становится просто нормально дышать. В такие мгновения молитва испаряется, как влага на раскаленном песке. Ты начинаешь просто бороться за жизнь, искать, как лучше сделать вдох, глупо и беспомощно теряя молитву - этот главный, целительный источник нашей жизни.

В какой-то момент промелькнуло: если я уже умираю, то пусть это наступит скорей, чтобы близкие не видели всех мучений и чтобы просто перешагнуть порог, который отделяет временное от вечного, тленное от нетленного. Вот как мы просим на каждой ектении «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны…» Но что-то это прошение никак не исполнялось, оставляя меня на краю бездны, на грани неизвестности.

Мне наглядно открылось, что бывает, когда молитвы близких восполняют твою беспомощность. Тогда жена поставила на молитву перепугавшихся детей. Опустившись на колени перед иконами, они со слезами, в простых детских словах изливали свою сердечную просьбу. В этот момент мне наглядно открылось, что в жизни бывает, когда ты живешь вовсе не своими молитвами. Когда молитвы тех, кто любит тебя, для кого ты еще имеешь значение, восполняют всю твою беспомощность и немощь. По молитвам ближних мы избавляемся от бед, обретаем от Бога спасение, исцеляемся и воскресаем. Эти молитвы становятся крыльями, которые подымают твою израненную душу и не дают ей пасть вниз.

Еще скажу, что на грани перехода ты чувствуешь, как многое, что казалось тебе важным, вдруг обнажает свою пустоту. Самым сердцем прозреваешь, как напрасно ты всё время куда-то гнал и спешил, пытался что-то заработать, вроде бы чтобы содержать семью, но мимо тебя в этой гонке и проходила жизнь твоей семьи, твоих детей, исчезала радость общения с самыми близкими. Счастье - оно всегда рядом с нами, но мы сами пробегаем мимо него. Чтобы остановиться и вырваться из замкнутого круга, нам от Бога и подаются суровые жизненные уроки.

Но вот наконец и «скорая». Вижу растерянное лицо врача, замешательство в его действиях. Замеряет мне давление, пульс, а затем каким-то прибором еще что-то меряет и с удивлением говорит: «Странно… Что же в крови кислорода-то меньше нормы?» Зачем-то ставит мне катетер в руку… и только перед самым нашим выходом к машине делает укол, после которого судорога в теле исчезает.

В больнице мне поставили капельницу. Но на следующий вечер приступ повторился. Меня отправили в реанимацию. Поскольку и в этот вечер я потерял дар речи, то не мог произносить ни единого слова. Оставался лишь безмолвным созерцателем происходящего и наблюдал, как Бог посредством людей спасает таким же людям жизнь и восстанавливает здоровье.

Никогда с этим раньше не сталкиваясь, я был поражен своим восприятием. Ранее я думал, что это место какой-то безутешной скорби, отчаянной борьбы за жизнь, последних проводов. Оказалось, что проведенный в реанимации день стал одним из самых счастливых дней в моей жизни. Это как рождение на свет, воскрешение, после чего радость дня и свет солнца, счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко.

Здесь не царили ни ропот, ни ругань, ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной, врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности. Каждый заботливо, мирно, спокойно вершил свое дело, словно это были не люди, а ангелы, поставленные Богом на то, чтобы заниматься одним единственным делом - спасать людей. Наблюдая происходящее, я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами.

Смысл духовных прозрений не обязательно в том, чтобы ты непременно увидел ангелов, но в том, чтобы нечто ангельское ты увидел в людях, в тех, кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи, недостатки, пороки, то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то, что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе, чистое, ангельское, то, значит, Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем, сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту, заботливость, сердечность сотрудников реанимации.

Одна пожилая врач, подойдя ко мне, с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь, так и вслух молись. Молитв, слава Богу, много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился. На сердце стало настолько мирно, спокойно, что я сравнил эти ощущения лишь с пребыванием в алтаре на богослужении. Ангелы наполняют алтарь храма, ангел-хранитель рядом с каждым из нас. Но Божии ангелы присутствуют еще и там, где спасается жизнь, где люди, забыв о себе, заботятся только о том, как помочь таким вот, как я, беспомощным. Почему же мы не замечаем этого в своей обыденной жизни?

Они имеют от Бога дар возвращать людей к жизни - и тем самым причастны таинству спасения

Пусть никто не осудит меня, но в тот момент реанимация мне представилась подобной священному алтарю, а действия персонала реанимации - священнодействиям служителей храма. Они воссозидают в человеке жизнь, делают по земным меркам невозможное, имеют от Бога особый дар воскрешать и возвращать людей к жизни, тем самым причастны таинству спасения сотворенных Богом людей. Конечно, всё это относится не к вечному спасению души, обретаемому только в храме, а к временному спасению тела. Но ведь свои души мы спасаем, покуда не расстались с телом, значит, и это временное спасение, восстановление здравия тела тоже важно для нас.

А потом всё завершилось очень просто. Меня откачали, вернули к жизни и спокойно отпустили домой. Они не ждали ни благодарности, ни признательности, ни денег, хотя трудно поверить, что зарплаты простых городских врачей высоки. По-доброму и с улыбкой напутствовали советом, чтобы больше к ним не попадал. Они сами остались там, как врачи на передовой, бескорыстно спасая жизнь всякого смертельно раненного.

Жаль, что часто мы не замечаем, как рядом с нами бескорыстно трудятся, вершат святое служение люди, спасая жизнь таким же, как мы. Как и молящиеся за тебя дети, так и врачи реанимации подобны ангелам, небесным хранителям, которые защищают и сохраняют нам жизнь.

Вспоминается еще только одно прошение ектении, которое после реанимации стало для меня самым важным, выше всех земных достижений, свершений: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Если умирать, то лучше мирно, а если жить, то только в покаянии. И вверить себя в руки Божии. Это и есть самое главное. Храни всех Господь!

Священник Валерий Духанин

Вот как в старом веселом фильме: «Поскользнулся, упал, очнулся - гипс». Почти так и со мной. Только где «поскользнулся» с этой онкологией, где подхватил ее, непонятно. Но после операции очнулся. Очнулся точно - в реанимации.

С трубкой в трахее, под пиканье какого-то аппарата, отсчитывавшего удары сердца. Потом пиканье прекратилось, а сердце продолжало биться. Как метко выразился один близкий человек, перенесший нечто подобное: выход из послеоперационного наркоза подобен репетиции смерти. Таких мучений за всю жизнь свою я не испытывал. Тело не подчинялось, мышцы схватывала судорога, подобная агонии умирающего, внутри было плохо, болезненность ощущалась во всем.

Когда я приходил в себя, то сначала услышал чью-то реплику: «Я видела его по “Спасу”». Эту фразу произнесли раза три. Потом мне удалось чуть повернуть голову, и я заметил молодую черноволосую медсестру, которая кого-то удивленно спрашивала: «Поп? Поп?» Никто ей почему-то не ответил, а мне не позволяла трубка в трахее, подававшая искусственное дыхание. Потом близко-близко показалось очень доброе седоволосое лицо врача-бабушки, она обхватила мои щеки теплыми ладонями и ласково произнесла: «Приходим в себя, мой хороший, приходим в себя». Из глаз ее чистым светом лучились доброта и любовь. Эта любовь и вселяла силы, согревала душу, так что каждое слово этой доброй бабушки приводило в чувство. Всегда мы хватаемся хотя бы за малые частицы доброты и любви, которые встречаем по жизни, - без этого мы погибаем.

Скоро вынули трубку, и первый вздох как вздох новорожденного младенца, увидевшего белый свет, - вздох жизни. Тут-то молодая черноволосая медсестра и задала мне вопрос. Как-то по-детски наивно спросила: «Скажите, пожалуйста, а как вы к Богу пришли?»

Собрав силы и чувствуя, что сказать много не удастся, я произнес свои первые после маленького личного воскрешения слова: «К Богу я пришел в тринадцать лет, когда принял Крещение, и во время этого Таинства почувствовал Божие присутствие, внутри было радостно, свободно, легко». Медсестра удивилась и возразила: «Но ведь это могло быть просто действие эндорфинов». А я собрал свои последние силы, которые вложил в единственную фразу: «Душа соединена с телом, поэтому и эндорфины должны были тоже проявиться». То есть радость души, обретшей Бога, отражается на всём человеке: сердце, уме, воле - и конечно, на теле с проявлением соответствующих гормонов. Диалог завершился, каждый занялся своим делом, а я вспомнил те свои подростковые годы, которые решительно повлияли на всю мою жизнь.

Простая советская атеистическая семья. Папа, мама, сестра и я - абсолютно неверующие. Только в деревне у бабушки висели иконы. Каждое лето проводили у нее - простое детское счастье. Вечерами гуляли по сельской дороге и подходили к старому заброшенному храму. Лучи заходящего солнца нежно ложились на старые красные кирпичи и отражались ласковым розово-пурпурным оттенком. Этот отблеск вечернего солнца на храме мне запомнился на всю жизнь как отблеск Рая, как тепло Света, согревающего душу.

Дверь в храм открывалась со скрипом. Но почему-то внутри даже среди пустоты разоренной святыни так явственно ощущалась Тайна. Только что ты был в обыденном, земном мире, а зашел внутрь храма, и уже всё другое - безмолвно и таинственно, словно ты на пороге чего-то неизреченного.

Никто о Боге нам, детям, не говорил. Лишь однажды мы увидели, как бабушка на коленях молилась перед иконами - это когда во время грозы молния чуть не убила ее, пройдя в землю в каких-то полутора метрах.

Неисповедимыми судьбами в деревне время от времени появлялся священник - существо непонятное и настораживающее, хотя мы его даже не видели. Останавливаясь у кого-то на дому, он совершал для желающих требы. Бабушка нам предложила креститься. Мы отказались.

Как же я помню свой подростковый атеизм! Кто-то рядом говорил: «Я верю в Бога, а ты?» «Нет, - отвечал я смело, - я в Бога не верю». В таком ответе мне чувствовалась сила и независимость моей личности. Я опытно знал: «Бога нет», ведь мой личный опыт, и правда, не открывал мне Его. Его не видел я, не слышал, не созерцал ни умным, ни чувственным оком. Его не видел я ни в утренней радости неба, ни в вечерней тиши заходящего солнца. Да и может ли слепой видеть? Чтобы увидеть, надо прозреть. О Нем не пели мне соловьи в воскресшей весенней природе и не шептали тихим шелестом листья тополей и берез. Да и может ли услышать глухой? Лишь редкие детские чувства, поиск нескончаемой радости жизни да отблески Рая на стенах сельского храма пробуждали в душе какой-то зов, неизреченную жажду Неизреченного.

Через год после Тысячелетия Крещения Руси словно проснулись гены предков, словно прошедшие эту тысячу лет наши благочестивые праотцы и праматери явились, сгрудившись, и грозно произнесли: «Мы созидали Православие на Руси тысячу лет, а ты?»

В храм пойти креститься мы, дети, решили сами. Я, моя родная сестра, двоюродная сестра и ее муж с большим интересом вступили под своды соборного храма. Зачем мы шли креститься, и сами не знали. То ли видели в этом защитительный ритуал, то ли шли ради причастности тысячелетней традиции, уже и не помню. Но точно не потому, что верили. Слава Богу, никто нас перед Крещением о вере не спросил, и думаю, что сейчас, в наши дни, меня бы точно прогнали.

В Евангелии Господь рассказал короткую притчу: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13: 44). Особенность этой притчи в том, что человек обнаруживает скрытое на поле сокровище внезапно и неожиданно для самого себя, без предварительных изнурительных поисков. Он и сам не знал, что на поле сокрыто сокровище, но когда обрел его, то ради него отказался уже от всего, что имел. Эта притча в том числе про меня.

Было чувство, словно Кто-то вынул из тебя всю грязь и вселил внутрь небесный свет

Вот мы стоим в крестильном помещении. Пришел серьезный батюшка, окинул собравшихся строгим взглядом и начал чинопоследование. Какие были мои чувства на тот момент? Церковнославянские слова я разбирал с трудом, если не сказать, совсем не разбирал, да и батюшка произносил их достаточно невнятно. Символов и обрядов Крещения нам никто не объяснял, мы поспевали за другими поворачиваться туда-сюда, отрекаться, дуть, плевать, сочетаваться да впервые наносили на себя неумелое крестное знамение. Но при всем рассудочном неусвоении чина Таинства я испытал впервые в жизни удивительную перемену сердца. Как же это трудно передать словами! Без каких-либо на то внутренних настроек и самовнушений, даже не думая чего-либо испытать, душа почувствовала совершенно новое. Внутри засияли радость, легкость, чистота, свобода, как будто Кто-то вынул изнутри тебя всю грязь, выбросил вон, а вместо нее вселил внутрь небесный свет - благодать Духа Святого. Ну вот же, Бог есть, как же это понятно и ясно - так просто в душе открылось новое ведение. Невидимый и непостижимый Бог вдруг сразу стал так очевиден, как очевидна для младенца его родная мама, едва младенец родился на свет.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает, как его друг, оказавшийся в бессознательном состоянии по причине болезни, был крещен. Когда он пришел в себя, то совершенно расстался с прежними заблуждениями, провел свои дни до смерти в искренней верности Христу. Это значит лишь то, что Божия благодать иногда, по какому-то Промыслу Божию, действует на нас и помимо участия нашего разума.

Это как ясное откровение сердцу. Так дано было испытать, что Бог действительно есть и что Он очень близок душе, как будто ты попал в гости на Небо. Спутать это невозможно ни с чем. Это как объявший тебя, проницающий свет, свет любви. И ты чувствуешь, что тебя с теплом и любовью принимает в Свои объятия Бог. После этого ты сам понимаешь, что для приближения к Нему - а именно в этом все твои радость и счастье - нужно идти в храм, преодолевать свои немощи и невежество, вникать в молитвы, традиции и обряды Церкви, полностью преображать свою жизнь.

Весь тот день был пронизан для меня каким-то светом и какой-то непередаваемой радостью. Тянуло в храм, и очень чувствовалось, что Господь удивительно близко, Он рядом. Теперь и в утренней заре, и в пении соловья, и в дыхании свежего ветра, и в сочной листве тополей и берез - во всем открывалось присутствие Бога Творца, Любящего и Заботящегося. Как же хорошо быть прозревшим!

Соприкосновение с Богом - преображает: радость следует за изменением души

Свет ясного летнего солнца не спутаешь с робким мерцанием фонаря, живую душу - с холодом робота, любовь - с расчетливостью. Так и присутствие Божие не спутаешь ни с одной земной радостью.

Нет, встречу с Богом не спутаешь с действием эндорфинов самих по себе. Тебе может быть радостно от вкусного напитка, от приятного общения с близким человеком, от успехов и достижений. Все эти радости приходят и уходят, всплеском гормонов вскружат голову и исчезнут, как пена на морском берегу. Встреча с Господом наполняет душу глубиной всеохватывающего тепла и радости, чистоты и свободы, любви ко всем, кого видишь, и чистотой мыслей и чувств.

Соприкосновение с Богом не просто наслаждает, а преображает.

Радость следует за изменением души, соприкоснувшейся с благодатью Божией.

Дай Бог каждому этой радости и этого счастья!

Тайна: Господь невидим, но присутствует рядом. Мы не видим Его, зато Он видит нас. Нам кажется, что вокруг всё происходит стихийно, а Он содержит весь мир Своим Всемогуществом и Премудростью.

Даже в дохристианские времена человек интуитивно чувствовал: над нами есть Некто, Кто над всем надзирает. Так, одно из дельфийских пророчеств, произнесенных спартанцам во время Пелопонесской войны, гласило: «Проси или не проси - Бог присутствует всегда». Итак, хотим мы того или нет, в мире есть Промысл Божий. Он участвует в нашей жизни всегда, независимо от нашего личного отношения к Богу.

Неслучайные случайности

Все знают о герое романа Даниеля Дефо Робинзоне Крузо, который прожил на необитаемом острове много лет. Но мало кто знает, что у этого персонажа был вполне реальный прототип - шотландец Александр Селькирк. В 1704 году он отправился в путешествие в Вест-Индию. Это была полупиратская экспедиция, так как в задачи экипажа входило грабить корабли враждебной Испании (слава Богу, что сделать этого не удалось).

Исполняя обязанности штурмана, Селькирк много спорил с капитаном относительно маршрута, хотел поднять бунт и в результате был высажен на необитаемом острове - с небольшим запасом еды, оружием, одеждой и даже Библией. Он надеялся, что вскоре кто-нибудь заберет его, так как на остров время от времени заходили корабли за пресной водой. Однако этого почему-то не случилось в течение четырех с лишним лет. Селькирк полагал, что его одинокая высадка оказалась совершенно бессмысленной. На самом же деле она стала величайшим благом, поскольку корабль, на котором он плыл, вскоре потерпел крушение и почти никто не остался в живых. Так для Селькирка его одиночество было спасением, а заодно он, бывший пират, открыл для себя Библию: он читал ее каждый день, пока находился на острове.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, часто избавляет от опасностей и другие оказывает милости». То есть мы даже не знаем, сколько раз Бог ограждал нас от бед и несчастий. Мы не замечаем благодеяний Господа, тогда как Он неустанно печется о нас.

Промысл Божий - это живое действие Божие в мире, это неусыпное попечение Создателя о Своем творении. Сотворив мир, Господь не забыл о нем, подобно как некоторые птицы забывают своих едва вылупившихся птенцов. Но Творец участвует в нашей жизни, попуская нам то, что важно для нас именно в данный момент, хотя бы мы этого и не понимали.

С иеромонахом Аверкием мы встретились в Лавре в 2008 году. Как сейчас помню, он ходил с белым корсетом на шее и радостно улыбался. Про корсет скромно говорил: «Перелом шеи», но я не стал его особо расспрашивать: мало ли переломов бывает на свете. В Лавре отец Аверкий прожил семь месяцев, потом вернулся в Казахстан. И только недавно, когда я с ним вновь повстречался, вот что он поведал о той аварии.

Шел август 2008 года. Ехали из Алма-Аты на легковой машине. В автомобиле за рулем сидел мирянин. И еще, помимо отца Аверкия, в салоне находилась семья из трех человек: муж, жена и их двенадцатилетняя дочка, страдавшая эпилепсией. Все молились об исцелении этой девочки, ради этого собственно ехали - хотели посетить в России святые места, искупаться в святых источниках.

При переезде границы Казахстана с Россией отец Аверкий пересел вперед, где до этого сидела девочка. Таким образом, он, сам о том не догадываясь, спас девочку и принял главный удар на себя. Еще он читал Евангелие от Матфея вслух, Нагорную проповедь Спасителя, прочел 5-ю и 6-ю главы, подумал, что надо бы еще 7-ю главу прочитать, но от дороги утомился и незаметно для самого себя погрузился в сон. И вот после этого-то случилась авария - отец Аверкий словно провалился куда-то, в какую-то тьму.

Оказалось, что навстречу ехал «Камаз», у которого отсоединился прицеп и так вот со встречной полосы понесся прямо в лоб легковому автомобилю. Удар пришелся такой силы, что половину автомобиля просто снесло. Отец Аверкий получил перелом шеи и множественные раны, какой-то штырь вошел ему в шею рядом с сонной артерией. Когда его вытащили из автомобиля, то он, будучи в полушоковом состоянии, подумал, что в таких авариях, если повреждены жизненно важные органы, люди могут жить по инерции считанные минуты. Еще он вспомнил слова: «В чем застану, в том и сужу», в голове промелькнула мысль: если он сейчас умрет, то в чем же Господь застанет его? Он решил, что пусть это будет чтение Евангелия, нащупал книгу в кармане, достал, корочка Евангелия уже была оторвана. Открыл на первом попавшемся месте. «И будет тебе радость и веселие» (Лк. 1: 14), - прочел он первые же слова и воспринял их как обращенные лично к нему. Внутри наступил покой. А кровь стекала по лицу и капала, капельки падали на поля Евангелия, но, как потом он увидел, ни одна не попала на священный текст.

Потом их всех отвезли в больницу. И вот здесь-то произошло самое главное. Водителю «Камаза» грозило уголовное дело. Чувствуя вину, он пришел в больницу и спросил: «Что я могу сделать для вас?» Отец Аверкий ответил, что ничего не нужно и что заявлять на него в милицию не собираются. У них завязалась беседа, и батюшка спросил, исповедовался ли тот когда-нибудь за свою жизнь. Оказалось, что водитель уже в прошлом допустил одну серьезную аварию, в которой погибли два человека, за это он отсидел какой-то срок, однако еще ни разу в жизни не исповедовался.

И вот наступил момент истины. Допустивший аварию водитель исповедовался прямо в больнице у пострадавшего от него священника. Ранее водитель и мысли не допускал об исповеди. А теперь застарелые согрешения покидали душу через покаянное сердечное исповедание. Душа его была уже так расположена, что слова покаяния рождались из самого сердца. Водитель ушел с облегченной душой.

Оказывается, у Бога всё учтено. Нам со стороны может казаться полный хаос: всё рушится, летит, разваливается. Но и это вписано в Божий Промысл - каждый синяк и каждая наша шишка: всё имеет свой смысл и свое назначение. Потому что мы рождаемся в мире греха и нам с детства надо учиться терпеть боль, набивать себе шишки, чтобы возрастать зрелыми и опытными.

Божия Премудрость и самые неприятные случаи обращает ко благу нашей души. Кто знает, может, упомянутая авария была попущена, чтобы спасти от духовной гибели виновного в аварии водителя. Но каждый получает от Бога свое. К слову, все пострадавшие достаточно быстро поправились. И что самое удивительное, у девочки после аварии исчезли приступы эпилепсии.

Промысл Божий - это промышление, забота наперед. Как труженик любого земного промысла, например рыболовецкого, должен наперед знать, что и в какой момент понадобится, когда готовить снасти, в какое время выходить в море, когда отдыхать, а когда трудиться не покладая рук, кого брать с собой в плавание, а кого не допускать для его же собственной пользы, кого-то, может быть, высадить с судна перед самым плаванием ради его же блага, вот так и Господь Бог заранее промышляет о нашей жизни. Он знает, кого на какое место поставить, кому подать какие блага и в какой мере, кого-то к благам не допустить вообще, а кого-то вовремя убрать из этой жизни ради его спасения и ради пользы других людей. И это значит, что при всем нашем человеческом хаосе нет бесконтрольных ситуаций.

В Божиих руках здоровье и болезнь, жизнь и смерть, страдания и их преодоление. А.И. Солженицын в заключении заболел онкологией, но, вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. Господь даровал ему исцеление, чтобы он после болезни еще полвека служил России. А иногда наоборот, мы молимся и просим исцеления, но Господь все равно забирает человека, потому что пришел час переходить в лучший мир.

И значит, что если ты чего-то не достиг, не поступил туда, куда хотел поступить, не встретился с человеком, который тебе так нравился, не смог реализовать какие-то свои планы, то это Бог ведет тебя по другому, более нужному и полезному для тебя пути, хотя принять это порой очень больно и горько.

Промысл Божий может вести человека самыми таинственными, непонятными для него путями. Отчасти это прозревали святые. Вот незамужняя девушка жалуется блаженной Ксении Петербургской, что никак не может встретить вторую половинку. Святая однажды дала ей очень странный совет: «Иди скорее на кладбище, там муж твой свою жену хоронит». На самом деле слова оказались не юродством, а буквальным отражением жизненных реалий. Девушка поспешила на кладбище, где увидела молодого вдовца, только что похоронившего жену. Девушка поддержала его в его скорби, они настолько прониклись друг другом, что затем сами создали семью и жили в глубоком единодушии.

А вот какая ситуация произошла у нас в Николо-Угрешской семинарии. Из Коломенского выехала в нашу обитель экскурсионная группа. Но руководитель группы заболела и попросила молодую девушку Наталью подменить ее на время этой поездки. В монастыре группу должен был встречать экскурсовод, но тоже заболел и попросил студента семинарии Стефана провести группу по монастырю. Как только Стефан увидел глаза Натальи, так сразу понял: вот, это моё. Они создали прекрасную семью, Стефан стал батюшкой. А ведь вроде бы случайность - оба по просьбе подменили заболевших товарищей. И вот так соединились две судьбы, хотя встретиться они никак не должны были. Ясно, что это совершилось по особому Божиему водительству.

Значит, всё в Божиих руках. Если что-то не получается - у Господа есть о нас какой-то Свой план. Наша задача - вверить себя, своих близких, свой жизненный путь в руки Божии. Душа часто страдает больше от переживаний, нежели от реальных бед. Но если помнить, что самые беды - лекарство от лечащего нас Врача - Бога, то и это возможно принять как то, что нам важно пройти.

Блаженная Матрона Московская, подбадривая в тяжелых ситуациях, говорила: «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам всё управит!» Господь нас везет по жизни как на саночках, Он Сам знает, куда и как повернуть нашу жизнь.

Конечно, это не значит, что нужно бездействовать. Господь дал нам руки и ноги, значит, мы должны ими пользоваться. Бог дал нам голову, значит, прежде чем что-то сделать, надо подумать. Нам даны какие-то способности и дарования, значит, их надо реализовывать. Господь ждет от нас деятельного соучастия, чтобы мы ткали нить своей жизни из того материала, который нам подает Бог. И кто-то из этой богоданной нити сплетает чудный узор жизни, который радует всех вокруг, а кто-то из нее же сплетает петли другим. Один употребляет данные ему Богом творческие способности для развития себя и созидания всего вокруг, а кто-то те же способности умудряется аккумулировать, чтобы самым изощренным образом добыть себе бутылку водки.

Конечно, каждый человек свободен в своем жизненном выборе. Но даже выбирая что-либо, будь то доброе или злое, и тем самым влияя на жизнь свою и окружающих нас людей, мы все равно включены в Божию заботу о мире. Господь управляет жизнью людей, премудро учитывая наше волеизъявление. Когда поезд едет вперед, то все находящиеся в нем занимаются каждый чем хочет, но поезд движется по определенному маршруту, и управляет им машинист.

Промысл Божий охватывает всю нашу жизнь, несмотря на то, что многие внешние обстоятельства, чужое вмешательство в нашу судьбу, да и наши личные ошибки, как кажется, слишком существенны, чтобы допустить участие Божие в нашей жизни. Непостижимым образом Божественный Промысл учитывает наше «хочу - не хочу».

В XIX веке был знаменитый миссионер, который обратил ко Христу многих язычников на Аляске и Алеутских островах - святитель Иннокентий (Вениаминов). Однажды, прибыв на остров Ситху, он наметил в своих планах выехать с проповедью к местным жителям - колошам, но не смог, потом вновь было собрался, но обстоятельства помешали, еще раз начал готовиться, укорял себя за нежелание ехать и все же вновь промедлил. В итоге же оказалось, что он не выехал на пользу собственной миссии, потому что у колошей как раз в тот период началась оспа, и если бы святитель приехал, язычники посчитали, что болезнь связана с его появлением. Колоши пытались заразить русских, но оспа не трогала их, поскольку русские были привиты, и тогда колоши сами попросили помощи. Многим из них была спасена жизнь, после чего когда-то враждебные к русским колоши стали прислушиваться к проповеди святителя. Впоследствии святой Иннокентий сам говорил, что чувствует всю свою жизнь, как его ведет Промысл Божий.

Почему так важно подмечать в жизни действия Промысла Божия? Потому что это наглядно показывает, что Господь рядом с нами, Он участвует в нашей жизни и наша вера - не теоретическое умствование о бесконечно далеком Боге, а живая связь с заботящимся о нас Небесным Отцом.

В нужное время в нужном месте

Мы не видим и не осознаём Божией заботы о нас, как и вынашиваемый мамой малыш не представляет, что вся его жизнь - от матери, ибо сам он - в ее лоне. Еще не родившемуся малышу и в голову не придет, что со временем он появится на белый свет и увидит родную маму. Так и нас вынашивает Бог, Он нянчится с нами всю жизнь, как мать нянчится с капризным ребенком, и Он очень ждет, что мы, духовно созрев за время земной жизни, перейдем к истинной жизни и увидим Его.

Иногда Господь проявляет Себя очевидно и явно, а иногда - таинственно и для мелкого ума человека непостижимо. В том и другом случае человек еще здесь, на земле, прозревает Божие присутствие.

Явное вмешательство - всем известное обращение ко Христу гонителя Савла. Яростный враг Христа, одобрявший убиение Стефана Первомученика, ставил целью искоренить едва зародившуюся веру Христову. Не удовлетворившись жесткой зачисткой в пределах Иудеи, он направился в Дамаск с заверительными письмами, позволявшими хватать христиан. Неожиданно с неба его осиял свет - ибо «Бог есть Свет» (1 Ин. 1: 5), - и раздался голос: «Савл, Савл… Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 4-5). Непосредственное вмешательство Божие соделало Савла искренним учеником Спасителя, первоверховным апостолом Павлом.

Но явное чудо дается не всем. Господь участвует в нашей жизни, сплетая нить вроде бы естественных событий самым непредсказуемым для нас образом. Очень близкий мне диакон Вадим, занимаясь социальным служением, как-то пересекся с пожилой женщиной Валентиной Кронидовной. На тот момент ей было 76 лет. Она являлась ветераном войны, имела орден за то, что после бомбежки спасла из-под завалов какого-то высокопоставленного человека, о чем сохранилась заметка в газете от тех давних лет, где говорилось, что ее наградил сам Сталин.

Валентина чем-то болела, отец Вадим предложил ей исповедоваться и причаститься, сказал, что рядом храм, и пытался напомнить: «Вы же ветеран войны, в окопах-то неверующих нет», но Валентина Кронидовна засмеялась и решительно ответила: «Молодой человек, не морочьте мне голову, никакого Бога нет. Я ветеран войны, прошла войну без каких-либо ранений, пережила голод в Ленинграде… И что вы мне об этом можете рассказать? Мне ничего не надо». Еще Валентина добавила, что ее удивляет, как люди вообще идут причащаться, почему у них нет брезгливости вкушать «с одной ложки».

Прошло десять лет. Отец Вадим поехал со своим другом-священником в военный госпиталь в Измайлово причащать больную. В палате отец Вадим заметил совсем иссохшую старушку и поразился ее худобе. После Таинства, когда они уже спускались к выходу, совершенно случайно в коридорах госпиталя им встретилась родственница Валентины Кронидовны. Она узнала отца Вадима и подошла. Оказалось, что Валентина, которой было уже 86 лет, находилась в госпитале в крайне плохом состоянии - собственно, она и была та самая иссохшая старушка. Чтобы разминуться с родственницей, достаточно было каких-то секунд, но Бог устроил встречу в нужном месте в нужный час. Вернул их в палату, чтобы вернуть душу Валентины Небесному Отцу. В дароносице каким-то чудом оставалась еще одна частица Святых Таин.

К этому моменту врачи не знали уже, что предпринять: некогда мужественная женщина, герой страны, Валентина испытывала жуткий страх, боялась находиться одна и спать с выключенным светом. Но в душе ее происходила и более радостная перемена, священнослужителям она сказала: «Мне страшно умирать. Вся моя жизнь прошла впустую». Находившиеся рядом родные стали ей возражать: сколько, мол, ты достигла за свою жизнь и сколько всего у тебя есть, включая правнуков. Валентина ответила: «Всё это меня не радует, и я сожалею, что в свое время одному молодому человеку (отца Вадима она не узнала) сказала, что Бога нет, что я могу обойтись без этого. Я очень хотела бы успеть покаяться». Так переосмыслила она ту вроде бы совершенно несостоятельную встречу. Господь устроил так, что Валентине был дан последний шанс, и отец Вадим, сам того не ожидая и поначалу не узнав ее, оказался в ее палате.

Священник, находившийся с диаконом Вадимом, принял исповедь сразу же. Она исповедовалась, как он вспоминал, от самых глубин своего прозревшего сердца, слезы текли из глаз бывшей коммунистки, а сердце очищалось от застарелых грехов. Валентину причастили Святых Таин. И вот здесь произошло то, на что можно было бы и не обратить внимания, вроде бы и ничего особого. Погода была пасмурная, собиралась гроза, всё померкло. В палате хотели зашторить окно, но Валентина неожиданно сказала: «Откройте окно. Я вижу свет». Глаза ее были умиротворенно-радостные, она как будто что-то прозрела, а все мучившие ее до этого страхи исчезли, словно их никогда и не было. Человек, которому открылся Свет, и сам становится светлым.

Валентина Кронидовна еще рассказала о своей жизни, о том, что пережила и что совершила, но при этом вновь подтвердила: «Я сожалею о том, как жила, мне нечего вспомнить. Сейчас самая моя большая радость, что ко мне пришли священники. И мое сердце никогда не испытывало такой радости, как сейчас. Если будет у вас возможность, пожалуйста, придите еще завтра». Врачи ворчали на священнослужителей: мол, что вы мешаете больным, слишком долго все это длится, слишком много всего в вашем чине. Но они все равно пришли, совершили таинство Соборования. А после этого - не прошло и пяти минут - Валентина мирно посмотрела на них и закрыла глаза - ее душа перешла в иной мир.

Вот так неисповедимым Своим Промыслом Господь призвал к Себе душу в самый последний момент ее земной жизни - посредством совершенно случайной встречи ее родственницы со священнослужителями. Эта встреча восполнила ранее бывшую встречу, безбожие ушло, а в сердце воцарилась вера. Простая советская женщина Валентина Кронидовна сподобилась, насколько Господь позволил, узреть тот же Божественный свет, который некогда осиял гонителя христиан Савла.

В Евангелии, в притче о Царстве Небесном, уподобленном семени, брошенном в землю, сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4: 29). Господь забирает душу тогда, когда она созрела для вечности, когда ей даны были возможности обратиться к Нему, и в рассмотренном нами случае душа реализовала самый последний шанс.

Что же еще сказать? Хотя Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы свободная воля людей могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу.

На самом деле Промысл Божий поставляет каждого конкретного человека в такие условия, в которых лучше всего проявится его личное самоопределение в отношении спасения. Вот чего мы на самом деле хотим: добра или зла, вечной жизни или временных благ? В жизни нам неоднократно дается возможность познать свои немощи, несовершенство, греховность, а отсюда и признать необходимость Спасителя. Однако принятие Его может быть исключительно добровольным, и потому далеко не все обращаются к Нему.

Но мы привыкли оценивать смысл чьей-либо жизни с позиции насыщенности событиями, личных достижений, вклада в общественное благополучие. И если мы этого не видим, то кажется, что жизнь человека не имела какого-то особого значения, словно лишена благословения Божия. На самом деле жизнь любого человека - дар Божий, и осмысляется жизнь не тем эффектом, какой она производит на окружающих, а своей связью с Богом.

А еще нам часто кажется, что многое из случившегося было пустым и ненужным. Вот дай возможность, взял бы и переписал заново свою жизнь. Реальную жизнь мы воспринимаем как плохо написанный черновик: я и здесь бы, и здесь выправил, создал бы такой правильный, идеальный вариант своего жизненного пути. В жизни всё кажется как-то не так. Но Бог нас ведет именно по этому конкретному пути. И Он рядом с нами такими, какие мы есть на самом деле. Самые ошибки, скорби, болезни Он попускает нам с какой-то не всегда понятной нам целью.

В дневнике святой императрицы Александры Федоровны есть удивительные слова: «Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего высшего блага».

В мозаике каждый камушек или кусочек смальты сам по себе вроде бы мало что значит. И можно подумать: что в нем такого особенного, и какой смысл от этого мелкого, ничего не значащего камушка? Но именно из таких мелких камушков мозаичист выкладывает величественный образ. Так и мелкие события нашей жизни - это камушки, из которых Бог выкладывает мозаику нашей жизни. Но чтобы понять мозаику, надо смотреть на нее, не прижавшись лицом к полотну, а лишь глядя на нее с расстояния.

Проходит время, и спустя много-много лет мы вдруг понимаем, что раньше были как будто Кем-то хранимы, Кто-то уберегал нас от ложных шагов, спасал из безвыходных ситуаций, ограждал от опасностей. И если нам попускалось пасть, то лишь для того, чтобы мы извлекли из этого какой-то важный урок. Промысл Божий понимается на расстоянии. Лишь очень дальновидные люди, способные глубоко относиться к жизни, а не сосредотачивать внимание на сиюминутном, могут сразу прозревать Промысл Божий и предугадывать Божии пути. Вряд ли мы к таким людям относимся. Поэтому лучше смиренно принимать то, что нам подается в жизни, помня, что всё это дается от Бога.

Время от времени мне, как священнику, встречаются люди, пережившие клиническую смерть. Один из них рассказывал, что, оказавшись уже в том мире, он увидел со стороны свое тело, увидел врачей, пытавшихся что-то сделать, потом оказался где-то еще, и перед его взором была прокручена вся его жизнь. Ему было показано, что во всем, что с ним случалось, не было абсолютно ничего бессмысленного, даже какие-то бытовые ситуации, даже то, что вроде бы не приносило никакой жизненной пользы, какие-то встречи - ничто не было случайно, потому что во всем этом тоже проявлялся Промысл Божий.

Знакомый священник, протоиерей Виктор, служил в простом сельском храме Ярославской епархии. Он не имел личного транспорта, передвигался на попутках. Обычно, когда он голосовал на обочине, его всегда подвозили. Однажды мимо пролетела пустая иномарка, так что отец Виктор даже пожалел, что не сел в нее. Потом его взяли в машину, набитую людьми, и через какое-то время он увидел иномарку в кювете. Так Господь наглядно показал, что уберег его от комфортного автомобиля и что нужно благодарить Бога за то, что подается тебе.

А однажды отец Виктор сел в машину, в которой ехали супруги, он разговорился с ними, и оказалось, что они собирались делать аборт. Сам не зная почему, отец Виктор сказал: «Не делайте этого. Родится у вас мальчик - будет вам таким утешением!» Потом отец Виктор высадился у родного села. Занялся привычным служением и выездами на требы. Прошли месяцы. А потом ему вдруг стали приходить посылки с продуктами и фотографиями. Оказалось, что подвозившие его супруги послушались, у них действительно родился мальчик и стал для всех необыкновенной радостью и утешением. Так Господь спас жизнь малышу, а его родителей спас от страшного греха убийства, устроив вроде бы случайную встречу с батюшкой, который, сам не понимая как, предсказал им рождение сына.

В завершение хочется вспомнить известного старца - преподобного Паисия Святогорца. Одно его духовное чадо, Афанасий Раковалис, писатель из Салоник, рассказал, какое чудо произошло с ним незадолго до кончины старца. Афанасий иногда забирал преподобного Паисия со Святой Горы, и они ездили в греческое селение Суроти. Это занимало два-три часа езды на машине. По дороге они всегда общались, обсуждали разные вопросы. Однажды Афанасий спросил старца: «Отче, а Бог, Он Какой? Расскажи мне что-нибудь о Боге, Какой Он из Себя?» Афанасий ожидал какого-то ответа, что старец скажет: Бог такой и вот такой. Но вместо этого старец Паисий склонил свою голову, стал молиться. Как вспоминает Афанасий, молился он недолго, меньше одной минуты, но очень глубоко, а затем… вот как говорит сам Афанасий: «Вдруг неожиданно, словно разверзлось небо, раскрылась моя душа. Я вел машину, место было высокое - серпантин. Неожиданно я начал чувствовать Бога: в машине, в самих холмах, в звездах, в галактике - повсюду я ощущал Бога. Я раньше испытывал беспокойство по поводу всего происходящего вокруг нас, в мире, как и что с нами будет. В тот момент я понял, что всё это в руках Бога. Ничего, даже маленький листок, не шелохнется без воли Самого Бога».

И это значит, что, где бы ты ни оказался, всюду ты свой, ибо Господь Бог везде, и Он заботится о тебе, как отец о ребенке. Это значит, что надо рассуждать не о врагах или происках демонов, не о том, что кто-то пытается навести на тебя порчу и сглазить, а о том, что везде есть Господь, Он всё держит в Своих руках, а бесы без Его позволения не могут войти даже в свиней.

Человек проходит жизненный путь, обретая опыт и различные навыки. Конечно, это его личный путь, он сам его совершает. Однако ведет человека по этому пути Бог, как ведет родитель по дорожке маленького ребенка, учащегося ходить.

Бог премудро и милостиво заботится, промышляет о целой Вселенной и особенно о Своих пусть даже и непослушных созданиях - людях, стараясь направить их жизнь ко благу и вечному спасению души.


Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

Многие поспешили осудить владыку Димитрия, пытаясь уличить его в поддержке обрядоверия. Однако если вслушаться в слова владыки, то мы заметим, что владыка Димитрий собственно не превозносит обрядоверие как таковое. Он говорит о том, что простые люди никогда не жили интеллектуализмом. Для них богословием всегда была живая вера в Бога, выражаемая в самых разных обрядах. И это действительно так.

Что толку требовать от трудящихся ежедневно людей штудировать богословские трактаты, если, во-первых, они мало что там поймут, а во-вторых, это нисколько не расположит их к Богу. Православное богословие – это все-таки не интеллектуализм, а жизнь сердца с Богом, выражение веры вовне, не только в добрых делах, но и в обрядах, обычаях и традициях.

Я вспоминаю, что еще в древнее время в Александрийской богословской школе предполагалось деление всех христиан на две категории. Одна категория – это простые верующие, которые не способны к высокому богословскому ведению. Для них считалось достаточным исповедовать веру без лишних богословствований, в простоте придерживаться Символа веры, исполнять заповеди Божии и не пытаться проникать в аллегорический смысл Священного Писания. Другая категория – те, кто способен к высокому умозрению, созерцанию в Священном Писании иносказательных смыслов, к возвышенному рассуждению о Боге.

Кстати, отцы-аскеты, такие как преподобный Иоанн Лествичник и святитель Григорий Богослов, строго предостерегали: опасно неочищенному от страстей касаться богословия. Вот почему ереси часто возникали из попыток богословствовать, когда человек не преодолел в себе гордость и прочие страсти. Напротив, молитва самых простых людей, не искушенных в богословии, находила отклик у Бога.

Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, как на Афоне в монастыре Эсфигмен жил настолько простой старец, что даже праздник Вознесения он считал одной из святых. Дело в том, что по-гречески слово «вознесение» – «аналипсия» – женского рода. Старец молился по четкам и говорил: «Святая угодница Божия Аналипсия, моли Бога о нас»! Однажды заболел кто-то из монахов в монастырской богадельне, старцу нечем было его покормить, тогда он спустился на нижний этаж, открыл окно, выходившее к морю, высунул руки и попросил: «Святая моя Аналипсия, дай мне рыбку для брата!» И произошло чудо – из моря прямо к нему в руки выпрыгнула огромная рыба. Когда преподобный Паисий рассказывал это, он добавлял, что мы-то знаем, что на самом деле значит Вознесение, но не можем вымолить даже малюсенькой рыбки.

Если отнять у простых людей куличи и пасхи, крестные ходы и паломничества к святыням, погружения в святые источники и множество других обычаев и обрядов, а взамен дать книги по богословию, мы иссушим внутренний мир простых людей, лишим их веру жизненности и превратим ее в превратные фантазии по поводу непонятых ими текстов.

Люди в принципе не могут жить без традиций, обычаев, ритуалов. Если не воцерковлять эту потребность простых людей, то она будет выражаться в самых жутких суеверных представлениях. Поэтому пусть каждый идет к Богу своим путем: интеллектуал – путем напряжений ума и постижения тайн богословия, простые люди – путем обрядов и простых сердечных молитв.

Записала Оксана Головко




Top