Пьеса евгения шварца дракон читать. Анализ пьесы шварца "дракон"


Шварц Евгений Львович (1896 - 1958), прозаик, драматург.

Шварц занял особое место в русской драматургии.

Первые спектакли будущий драматург увидел в театре в родном Майкопе, где выступали его родители. Здесь же, в отроческие годы к нему пришло твердое решение стать писателем. К этому времени у него уже были написаны первые стихи.

Шварц уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается в Театральную мастерскую (1917 - 21). В 1921 вместе с труппой переезжает в Петроград и расстается со сценой. В это время он сближается с литературной группой "Серапионовы братья" , в которую входили Вс. Иванов, М.3ощенко, В.Каверин и др.

В 1923 в газете "Кочегарка" города Бахмут появляются его фельетоны и стихотворные сатирические обозрения. Вместе с М.Слонимским он организует литературный журнал "Забой".

В 1924 возвращается в Ленинград и становится постоянным сотрудником детского отдела Госиздата, автором журналов для детей "Еж" и "Чиж". "Рассказ Старой балалайки" (1924) - первая его книга для детей, затем последовали - "Приключения Шуры и Маруси", "Чужая девочка" (1937), "Первоклассница" (1949).

В 1929 - 30 Шварц пишет первые пьесы для ЛенинградскогоТЮЗа: "Ундервуд", "Клад". Используя сюжеты народных сказок и сказок Г.Х.Андерсена, Шварц создавал свои оригинальные пьесы с живыми сценичными характерами. В 1934 была написана пьеса "Голый король", в 1937 - "Красная шапочка", затем - "Снежная королева", "Тень". Большую роль в драматургическом творчестве Шварца играло тесное сотрудничество с театром Комедии и его руководителем Н.Акимовым.

Начало Отечественной войны Шварц "отмечает" пьесой "Под липами Берлина" (1941), написанной совместно с М.Зощенко. В годы войны создает пьесы: "Одна ночь", "Далекий край" и др. В 1944 завершает пьесу-памфлет "Дракон".

В послевоенные годы создает целый ряд популярных пьес: "Обыкновенное чудо", "Сказка о храбром солдате". По его сценариям сняты фильмы "Золушка", "Первоклассница", "Дон-Кихот", "Обыкновенное чудо" и др. Умер Е.Шварц 15 января 1958 в Ленинграде.

Евгений Львович Шварц был убежден в том, что сказка помогает читателю и зрителю снова почувствовать себя ребенком, понять и принять мир во всей его простоте и одновременно сложности. И мудрости. Именно поэтому Шварц занял в русской драматургии совершенно особое место: ни до, ни после не было у нас драматурга-сказочника. Он его творчество не сразу было признано современниками и критиками. Его произведения считались несерьезными, годящимися лишь для детской литературы. Однако его произведения снимались с репертуара – эта детская литература всегда была неугодна советскому режиму: зачем зрителю тонкие аллюзии, прозрачные ассоциации, мудрые и лукавые советы.

«Дракон» 1943.

Над этой сказкой в трех действиях Шварц начала работать сразу же после окончания «Тени», завершая свой цикл пьес о власти, начатый «Голым королем». «Дракон» былразрешен к постановке только в одном театре – в Ленинградском театре комедии. Носостоялись только 2 генеральные репетиции и единственный спектакль, затем онбылснятс репертуара.

Сюжет «вредной сказки» (статья С. Бородина), на первый взгляд, довольно традиционен и прост: доблестный рыцарь Ланцелот приходи в город, чтобы освободить его жителей, в том числе и свою возлюбленную Эльзу, от злого и жестокого Дракона. И,конечно же,как и полагается в сказке, освобождает. Но пьеса Шварца значительно глубже.

Прежде всего, необычен здесь сам Дракон . Он жесток, но не глуп, он груб, но не примитивен, он презирает людей, но тонко чувствует их психологиюиумеет пользоваться их слабостями. Он не всегда являет собой чудовище с тремя головами, а частенько принимает человеческий облик: «И вот неспеша в комнату входит пожилой, но крепкий, моложавый, белобрысый человек, с солдатской выправкой. Волосы ежиком. Он широко улыбается. Вообще обращение его, несмотря на грубоватость, не лишено некоторой приятности».

Этому Дракону по-своему даже интересен странствующий рыцарь.Дракону важно понять,чтодвижетего противником, и поэтому он охотновступает с рыцарем в спор и о природе власти, и о природе человека вообще . Важный вопрос, которым пытается смутить Драконсвоего противника: а стоятливообще эти люди того, чтобы освобождатьих, рисковать за них жизнью, может быть, погибнуть? «Я же их, любезный мой, лично покалечил, - говорит онрыцарю. – Как требуется покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишьтело пополам – человек околеет. А душу разорвешь – станет послушней и только. Нет, нет, таких душнигде не подберешь. Только в моем городке. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души».

Самое страшное – слова Дракона справедливы. За четыреста летвладычества чудища в городе люди давно привыкли и притерпелиськ нему . Даже такие добрые и неглупые люди, как архивариус Шарлемань, всегда готовы оправдать исамогоДракона, и свою полнуюпокорность, и неспособность к сопротивлению. «Мы не жалуемся,- говорит он Ланселоту. – А как же можно иначе? Пока он здесь – ни один другой дракон не осмелится нас тронуть… Уверяювас, единственный способ избавиться от драконов – этоиметь своегособственного».

Новотстрашное чудище наконец повержено. Казалось бы, свобода, правдаисправедливость должны теперь восторжествовать,а сказка благополучно завершиться. Но пьеса Шварца на этом не заканчивается: на смену Дракону приходятдругие правители – бургомистр и его сын Генрих. И они даже страшнее Дракона: страшнее своей ничтожностью, пошлостью, низостью, мелкими страстишками и желанием непременно напакостить ближнему. Чего стоит только их запутавшая их самих система всеобщего соглядатайства и доносительства. «Да мы с тобой подкупали и перекупали его (личного секретаря бургомистра) столько раз в день, что он теперь никак не может сообразить,кому служит. Доносит мне на меня же, - сообщает бургомистр сыну. – интригует сам против себя, чтобы захватить собственное свое место. Парень честный, старательный, жалкосмотреть, как онмучается. Зайдем к нему завтра в лечебницу и установим, на кого он работает,в конце концов». Дракон убит, но дело его рук живет и процветает. И как прежде, горожане склоняли в страхе головы перед чудовищем, так и теперь онис наигранным энтузиазмом приветствуют его мнимых победителей.

Так кто же выиграл поединок за искалеченные людские души? Автор не спешит однозначно ответить на этот вопрос. Обретение свободы не дается легко тем,ктопривык к рабству. Может быть, оно вообще не дается. Свободу нельзя получить в подарок. Необходим каждодневный упорный труд. «Работа предстоит мелкая, - предупреждают Ланцелота. – хуже вышивания». Но этоиестьединственно возможный путь к подлинной свободе.

Евгений Львович Шварц - великий советский сказочник, который запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям снято немало художественных и мультипликационных фильмов. Его пьесы и сказки, благодаря своей символической силе, памятны многим: «Голый король», «Тень», «Сказка о потерянном времени», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и, конечно, одна из самых сильных пьес, которую мы затронем в этой статье, - «Дракон».

Русский еврей

Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая была акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Вскоре после свадьбы Льва и Марии на свет появился их первенец Евгений.

Раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли в Майкопе.

В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Осенью 1916 года был призван в армию. В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером. 5 октября 1917 года был произведён в прапорщики. В начале 1918 года в Екатеринодаре вступил в Добровольческую армию Л.Г. Корнилова. Участвовал в «Ледяном походе», то есть участвовал в боях против «красных».

При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю жизнь. После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Так началась его карьера писателя и драматурга.

Не будем вдаваться в биографию, а отметим, что Евгений Львович с детства остро ощущал двойственность своего происхождения, но сам себя считал русским.

Оценкам и отношениям двух ветвей родни - Шварцев и Шелковых - посвящено очень много места в дневниках-мемуарах Евгения Львовича, видимо, они оказали большое влияние на формирование личности и, в какой-то мере, творчества писателя. Во всяком случае, будучи уже немолодым человеком (в 1950 году, когда дневниковые записи приобретают отчётливо мемуарный характер, Шварцу 54 года), он пытается осмыслить своё детство и, в том числе, свою национальную принадлежность.

Еврейская и русская стихии в детстве Шварца были непохожи, существовали отдельно в его сознании, как отдельно, каждая в своём городе, жили семьи отца и матери:

Рязань и Екатеринодар, мамина родня и папина родня, они и думали, и чувствовали, и говорили по-разному, и даже сны видели разные, как же могли они договориться? (Шварц Е. Мtмуары. Сост. Л. Лосев. Париж, 1982, с. 49 - 50)

Подчёркнута разница не только дум и чувств, но и речи, и даже снов двух ветвей родни:

  • русской, тяготеющей к Москве, с рязанским говором, дедом-цирульником, бабушкой, ходившей в церковь, сёстрами и братьями матери (двое из них «служили в акцизе», ещё один был мировым судьёй);
  • и еврейской, южной, живущей в Екатеринодаре (теперешнем Краснодаре), с суровым и сильным дедом, владельцем мебельного магазина, и с истериками бабушки Бальбины Григорьевны:

    …бабушка, окружённая сыновьями, которые её уговаривают и утешают, вертится на месте, заткнув уши, ничего не желая слушать, повторяя: «Ни, ни, ни!»

В каждой семье - Шварцев и Шелковых - было по 7 детей, все получили образование, и все мечтали о славе. Шварц пишет:

Вот в чём сходились и Шелковы и Шварцы - в мечте о славе. Но, правда, мечтали они по-разному, и угрюмое шелковское недоверие к себе , порождённое мечтой о настоящей славе, Шварцам было просто непонятно. Недоступно. (Мемуары) .

Здесь указан ещё один важный для Шварца конфликт, также окрашенный национально, - отношение к славе, причём еврейское, «шварцевское», кажется простым, ясным, незамутнённым, а русское, «шелковское» - сложным, запутанным, недоверчивым, но при этом, обращённым к славе настоящей. Евгений Шварц даёт именно такую оппозицию, уже будучи взрослым человеком и писателем, заметно это и в отзывах о родителях и их семьях. Например:

отец был человек сильный и простой. <…> Участвовал <…> в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливее и по-русски сложная и замкнутая. <…> Боюсь, что для простого и блестящего отца моего наш дом, сложный и невесёлый, был тесен и тяжёл (Мемуары).

Ещё одна запись, через полгода (26 февраля 1951 года) после цитированной, сообщает о талантах братьев и сестёр отца, снова в сравнении их с материнскими:

Отец происходил из семьи, несомненно, даровитой, со здравой, лишённой всяких усложнений и мучений склонностью к блеску и успеху <…> Мама же обладала воистину удивительным актёрским талантом, похвалы принимала угрюмо и недоверчиво, и после спектаклей ходила сердитая, как бы не веря ни себе, ни зрителям, которые её вчера вызывали.

Думаю, что отец смотрел на удачи свои, принимал счастье, если оно ему доставалось, встречал успех, как охотник добычу . А мама - как дар некоей непостижимой силы , которая сегодня дарит, а завтра может и отнять.

Итак, Е. Шварц считает еврейскую натуру - ясной, понятной, простой, а русскую - угрюмой, запутанной, недоверчивой, сложной. Судя по дневнику, Шварц стремился к простым и ясным, «еврейским», отношениям со славой, но не доверял ей по-матерински, по-русски. Например, 9 сентября 1950 года в дневнике записано по поводу первых стихотворных опытов 1909 года:

…я унаследовал недоверчивое и мрачное мамино честолюбие…

В то время (в 1911 году - наше примечание) я очень уважал Шварцев, на которых был так мало похож. О них говорили - все Шварцы талантливы. <…> Они были определённы, и мужественны, и просты - и я любовался ими и завидовал. Нет, не завидовал - горевал, что я чужой среди них.

Простой названа и уверенность в себе известного чтеца двоюродного брата Антона Шварца:

…уверенность - органическая, внушающая уважение, простая (Шварц Е. Телефонная книжка. М.: Искусство, 1997, с. 488.) .

И описывая других людей, Шварц выделял их отношение к славе, пытаясь определить его по шкале: «русско-еврейское», причём русское ценится им выше . Например, 3 июля 1953 года о Шостаковиче в 1942 году написано:

Он знал себе цену, но вместе с тем я узнавал в нём знакомое с детства русское мрачное недоверчивое отношение к собственной славе.

В «Телефонной книжке» (1956), в портрете врача, профессора Ивана Ивановича Грекова, Шварц отметил:

Сразу угадывал ты человека недюжинного, нашедшего себя. И по-русски не раздувающего этого обстоятельства. <…> Он знал себе цену. Но знал и цену славе. Не хотел ей верить.

Для сравнения, прелесть художника Натана Альтмана для Шварца:

в простоте, с которой он живёт, пишет свои картины.

У Шварца отношения со славой были такими же «еврейско-русскими» (в его понимании), как и его национальность. Например, в записи 12 мая 1953 года об успехе первой пьесы в ТЮЗе в 1929 году:

Я был ошеломлён, но запомнил послушное оживление зала, наслаждался им, но с унаследованной от мамы недоверчивостью.

Дважды противительный союз «но» подчёркивает двойственность ощущения.

В детстве, когда формируется основа мировоззрения, для Евгения Шварца всё русское было ближе, как ближе до 7 лет была мать, он считал себя русским и по духу и на основании православной веры. Он был крещён, так же, как и его младший брат, услышав антисемитские высказывания, в 7 - 8-летнем возрасте не относил их к себе:

Так как я себя евреем не считаю, <…> я не придаю сказанному ни малейшего значения. Просто пропускаю мимо ушей. <…> При довольно развитом, нет - свыше меры развитом воображении я нисколько не удивлялся тому, что двоюродный брат мой еврей, а я русский. Видимо, основным я считал религию. Я православный, следовательно, русский. Вот и всё.

Русская мировоззренческая основа во многом раскрылась в сказках и пьесах Евгения Шварца, хотя, надо сказать, была несколько выхолощена при экранизациях его произведений. Особенно это касается пьесы «Дракон».

Шварц и символизм его сказок

Хотя Шварц позднее и выступил против поиска аллегорий и подтекстов в своих сказках, подтексты стали вычитывать сразу и, как обычно, совсем не там, где предполагал автор. Если бы Евгению Львовичу в то время сказали, что на самом деле он не просто сказочник, а «борец» против советской системы, это бы его не только удивило, но и по-настоящему напугало. Никаких особенно крамольных мыслей по поводу советского строя Шварц, судя по дневникам и воспоминаниям, не имел, товарища Сталина, как и многие в то время, считал великой и уважаемой личностью.

Конечно, он не мог не замечать, как куда-то «исчезают» его друзья и знакомые - Олейников, Хармс, Заболоцкий, но, как и многие, считал это каким-то дьявольским недоразумением, страшной ошибкой, связанной с «негодяями», затесавшимися во власть. А так это и было, поскольку в то время шла борьба между троцкистами и большевиками при участии аморфной бюрократии.

Своё в некотором смысле безучастное отношение к этому Шварц выразил в фразе, сказанной в кругу друзей по поводу очередных перестановок в верхних эшелонах:

А вы, друзья, как ни садитесь, только нас не сажайте.

Никакого антисоветского «шифра» писатель в свои сказки не закладывал. Смешно, но даже там, где аллегории были, по мнению Шварца, ясны, люди вычитывали что-то совершенно другое. Такой эффект связан с тем, что Шварц создавал свои сказки и пьесы посредством использования символов.

Любоe понятиe, которым опeрируeт чeловeк в собственном размышлении и общении с другими, cоcтоит из cлова - кода и cвязываeмого этим чeловeком c ним образа явлeния - cвоeй cубъeктивной кальки c образа рeального явлeния.

ПОНЯТИЕ = ОБРАЗ + СЛОВО

Со слоном всё более менее понятно, договориться можно о понятии «СЛОН», а как на счёт таких понятий как «справедливость», «совесть», «счастье», «любовь» и пр. - какие образы за ним стоят у разных людей даже в одной языковой культуре?

С одним образом могут быть связаны разные слова, но также, бывает так, что одно слово можeт быть cвязано с множecтвом образов. Так cлово «лук» можeт быть cвязано в психике, как c образом раcтeния, так и c образом оружия, в зависимости от окружающего это слово контекста. Символ в чём-то подобен.

Cимвол - это образ или слово, с которым в психике людей связан целый комплекс образов и/или понятий.

Символ может быть как образом (картинкой или музыкальным образом - мелодией), может быть и сам - словом. Например, со словом «свастика» связан целый комплекс понятий, образов, которые сразу начинают всплывать в психике людей из собственного и коллективного бессознательного («Инферно флота в инферно страны»). Это качество символов используют для управления коллективным бессознательным, целенаправленно связывая с теми или иными символами те или иные комплексы образов и понятий. Те же бренды - прекрасный пример.

Матрица - это многовариантный сценарий в отношении психодинамики общества. Соответственно, матричные процессы - это процессы формирования, накачки и реализации тех или иных сценариев (матриц) в обществе. Матрица в себе содержит и информацию - образы вариантов течения событий всего сценария (матрицы). Матрицы могут быть отчасти выражены в лексике, однако по большей части - это образы событий, картинки, связанные друг с другом некоторым сценарием течения событий. Символы таким образом - это составные части матриц.

Матрицы - это органичная часть Жизни, присущая всему вокруг. Люди не только живут в соответствии с ними, как и прочие создания, но и отличаются от животных тем, что могут менять и создавать матрицы самостоятельно , подобно тому, как люди могут менять свою собственную психику.

Уразных людей, в зависимости от их мировоззрения и миропонимания, один и тот же символ может быть связан с разными образами, понятиями или целыми матрицами. Например, символ «Сталин» у русских людей связан с одними образами и понятиями, у западных - с другими, а у восточных - с третьими. Эти качества символов использовали в том числе для скрытой передачи тех или иных сообщений. На этом выросли сначала тайные ордена, а из них - секретные службы. Имeнно поэтому оcобeнно тяжeло раcшифровывать иeроглифы умeрших языков, так как дeшифровщики-культурологи должны войти в cиcтeму понятий людeй той эпохи и понять их образ мыcли.

Символический язык использовался в орденах для передачи знания невербальными и неписьменными методами, поскольку можно, показав тот или иной символ или их последовательность, «подключить» психику индивида к той или иной общей области коллективного бессознательного. Причём в разные эпохи разные символы могут связываться с разными с разными системами понятий, но некие центральные смысловые стержни у символом остаются прежними.

«Тень»

Доктор. Сытость в острой форме внезапно овладевает даже достойными людьми. Человек честным путем заработал много денег. И вдруг у него появляется зловещий симптом: особый, беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Тут ему и конец. Отныне он бесплоден, слеп и жесток.

И вот в эту сытую разложившуюся «элиту» проникает наглый новичок, а на самом деле просто Тень, сбежавшая от Учёного. «Элита» пытается использовать его в своих целях, но «выскочка» сам использует их, чтобы стать единоправным диктатором, взяв в жены безвольную разочарованную во всём принцессу (этакая легитимность власти). Что это напоминает, если учесть год создания пьесы? Конечно же, приход к власти Гитлера, поддержанный капиталистами и бюргерами, которые в результате сами попали под его безраздельную власть. «Тень», наверное, одна из самых мрачных сказок Шварца, в которой показано, как цинизм, сытость и равнодушие разлагают души даже не окончательно испорченных людей. И Доктор, и Юлия Джули иногда вполне искренне хотят помочь Учёному. В отличие от жертв следующей пьесы «Дракон», они прекрасно все понимают, но… боятся. Боятся потерять даже минимум - свои привилегии, боятся, что Учёный проиграет. И Учёный в итоге проигрывает - его казнят. Но казня оригинал, Тень сама лишается головы, потому что, уничтожая всё лучшее в народе, деспотичная власть в результате уничтожает саму себя.

«Дракон»

Если «Тень» повествовала о «сытых душах» элиты, то следующая пьеса Шварца - «Дракон» - говорила о более страшном - о «перекроенных душах» людей. Сюжет сказки классичен. Странствующий рыцарь Ланцелот забредает в город, находящийся под четырёхсотлетним владычеством Дракона, которому жители каждый год отдают в жены самых красивых девушек (они быстро погибают «от омерзения»). Рыцарь готов вызвать Дракона на поединок. Но что это? Его начинают отговаривать не только «лучшие люди города», но и сама Эльза. Оказывается, люди привыкли жить с Драконом, мало того - они не представляют, как будут жить без Дракона:

…единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного.

Как и в «Тени», даже сочувствующие Ланцелоту горожане не могут открыто выступить против Дракона - очень уж сильно они его боятся и даже по-своему «любят». Ланцелот оказывается практически один, его помощь вроде бы никому и не нужна. Тем не менее, и в самом городе находятся своеобразные внесистемные «партизаны-подпольщики», которые давно ждали героя, и которому они вручают волшебное оружие (официально же системные горожане «вооружают» Ланцелота тазиком, подносиком и справкой о том, что «копье находится в ремонте»). В конце концов Дракон повержен, а полуживой Ланцелот куда-то пропадает (считается, что он умер). Но, уничтожив внешнее зло, рыцарь не уничтожил зло внутреннее, не вылечил души, искалеченные Драконом. Поэтому, когда выздоровевший Ланцелот возвращается в город, он видит, что ничего не изменилось, теперь властителем стал «выздоровевший» от удобного «безумия» Бургомистр. Именно его считают победителем Дракона и отдают в жены Эльзу. Вот тут-то Ланцелот понимает, что истребить причину зла мало, надо искоренить его последствия в мировоззрении людей.

Судьба постановки «Дракона» начиналась вполне счастливо. Все аллегории казались авторам ясными. Все официальные инстанции пьесу утвердили фактически без правок. В 1944 году в Москве Театр Комедии впервые показывает «Дракона» на сцене. После чего испуганный председатель Комитета по делам искусств Б. Храпченко говорит, что такое показывать советскому народу негоже. Акимов, Шварц и их друзья (Н. Погодин, И. Эренбург, С. Образцов) спасали пьесу как могли, объясняли, что Ланцелот - это советский народ, Дракон - фашизм, на что прямо указывает фраза Дракона:

Когда я начну - не скажу. Настоящая война начинается вдруг.

На то, что это гитлеровский фашизм в нацисткой версии, также указывает и то, что в раннем варианте текста сказки обитатели города Дракона обозначаются автором как «оккупированный народ», то в окончательном варианте на месте эпитета «оккупированный» находим «покорённый».

Бургомистр - США, которые за счёт СССР пытаются примазаться к победе над Драконом (как прозорливо автор увидел будущее, ведь шёл 1944 год). И развязка сказки не правда ли - очень актуальна для сегодняшнего дня?

Тогда Шварца стали убеждать переделать пьесу так, чтобы всем было ясно - где СССР, где США. Переделывать Шварц ничего не стал (это просто бы убило сказку), и «Дракона» однозначно запретили. И. Эренбург:

Евгений Львович шутя говорил: «Знаете, почему запретили «Дракона»? Освобождает город некий Ланцелот, который заверяет, что он дальний родственник знаменитого рыцаря, возлюбленного королевы Геньевры. Вот, если бы вместо него я показал бы Тита Зяблика, дальнего родственника Алёши Поповича, всё было бы легче…

В 1944 году вышла даже рецензия с красноречивым заголовком «Вредная сказка». В результате чиновники-перестраховщики сами подложили себе свинью, сами дали заподозрить себя в «грехах», осуждаемых в «Драконе», сами присвоили пьесе титул «неугодной сказки». Как говорил О. Уайльд:

Калибан узрел себя в зеркале и разозлился.

И такая реакция партократии неудивительна, поскольку после убийства Сталина и Берии и государственного переворота 1953 года власть в СССР действительно стала фашизироваться , потому фильм Марка Захарова «Убить Дракона», вышедший в пору «Перестройки» 1989 году, уже вполне обоснованно за образом Дракона представлял власть партократии.

Но самое удивительное, что в Драконе многие диссиденты, в силу особенностей своего мировоззрения почему-то видели Сталина, хотя сам Шварц прямо указал в своей пьесе на то, что Ланцелот пришёл с юга, и в этом более чем ясный намёк на аналогию с товарищем Сталиным. Но если Ланцелот это Сталин, то кто его предавал? Кто тогда Бургомистр? Кто тот покорённый народ, которому Эльза сказала, что он тоже разбойник?

Ведь главная претензия автора пьесы не к Дракону или Бургомистру, которые только используют мировоззрение людей, не желающих их менять. Как главные мысли пьесы, звучат упрёки народу, ткачам, кузнецу, шляпочных, шапочных и музыкальных дел мастерам:

Эльза: «Я думала, что все вы только послушны дракону, как нож послушен разбойнику. А вы, друзья мои, тоже, оказывается, разбойники!»

И этот главный посыл пьесы, что для того, чтобы победить Дракона, нужно победить его в себе, то есть измениться внутренне так, чтобы Дракон никогда не смог бы появиться вновь.

Ланцелот, очевидно, «водный» персонаж, несущий новую воду, которая есть символ информации, то есть он даёт информацию людям. Этот момент постоянно (даже навязчиво) подчёркивается в пьесе - начиная с его имени, связанного с «дальним родственником» Ланцелотом Озёрным, и кончая финальной сценой в конце второго действия, когда отрубленные головы Дракона просят у Ланцелота воды.

Ланцелот, получающий от подпольщиков меч и копьё, шляпу-невидимку, ковёр-самолёт и некий музыкальный инструмент, очень близок в пушкинскому Руслану, также получающему меч-кладенец, как символ высшей власти в обществе, власти концептуальной, но его образ более полный. Шапка-невидимка - скрыла сталинский большевизм от партократов после ранения и исчезновения Ланцелота почти на 40 лет. Так Сталин, будучи убитым телесно, сегодня возвращается духовно , о чём говорят итоги конкурса «Имя России» и реальность сегодняшнего дня. Ковёр-самолёт позволяет идеям справедливости распространяться по всему миру. А музыкальный инструмент позволяет создавать культуру, принципиально отличную от западной. Так, когда в США привезли кино сталинской эпохи, критики практически единогласно сказали:

Новое человечное кино еще предстоит создать - но уже предпринимаются попытки, хотя и не во всём удачные - но попытки. Пример тому - фильм «Территория», рассказывающий о буднях простых тружеников, каждодневным совместным трудом, решающих большую общую задачу!

И в таком свете совсем не случайным видится объявление 2016 года - Годом кино (http://ria.ru/culture/20151007/1298326396.html).

Заключение

Марк Захаров в своей экранизации пьесы «Дракон» многое извратил и изменил. Но самое главное - он изменил начало, сделав его более выпуклым, напрямую отсылающим к Библии, но изменил и финал, сделал его чисто библейским.

Начало фильма, встреча с рыбаками, однозначно напоминает встречу Иисуса Христа с будущими апостолами. Рыбаки рассказывают, что дракон «навёл порядок» в городе.

На вашем месте я бы убил его.

- ответил Ланцелот.

За эти слова один из рыбаков стреляет в убегающего Ланцелота. Его ловят, опутывают сетью и везут на суд. Впечатляющая картина длинного ряда канцелярских столов… Мимо проплывают подвешенные в рыболовных сетях, как туши на мясокомбинате, подсудимые…

Учитывая главную проблему изменения душ людей, что поднимает пьеса «Дракон», эти сети в фильме, как и рыбаки, ловящие людей сетям - символически - прямая аллегория с исторически сложившимся христианством и библейским мировоззрением.

Библия приписывает Христу такие слова:

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (Матф. 4:19).

Так Марк Захаров усиливает символизм произведения Шварца, напрямую отсылая к основе западной цивилизации - Библии.

Хотя и у Шварца отсылки более чем прямые. Пьеса начинается в чистой и просторной кухне диалогом Ланцелота с котом. Забавный такой, сразу вспоминаются и Кот в сапогах, и его сородич из мультфильма о Шреке и, даже кот Матроскин, но у этого Кота есть одна странность.

Кот: Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, мой милейший.

Ланцелот: Как тебя зовут?

Кот: Машенька.

Ланцелот: Я думал - ты кот.

Кот: Да, я кот, но люди иногда так невнимательны. Хозяева мои до сих пор удивляются, что я ещё ни разу не окотился. Говорят: что же это ты, Машенька?

Есть ещё одно произведение, где хозяева не догадываются, что за женской внешностью скрывается мужчина - «Домик в Коломне» Александра Сергеевича Пушкина.

И на вопрос о росте дракона, кот отвечает: «С церковь» - тоже довольно интересная аналогия.

Финалы пьесы и фильма также сильно отличаются, как их начала. У Захарова дети пробегают мимо Ланцелота к человеку с обликом дракона, который учит их запускать воздушного змея. С одной стороны, это показывает, что пока библейская система внедряется в мировоззрение детей, она будет воспроизводиться самими людьми, но с другой стороны такой финал вводит людей в библейский алгоритм:

Всё возвращается на круги своя.

И обесценивает все усилия Ланцелота, говоря зрителю - все попытки изменить систему - тщетны.

В фильме избранница дракона, спасённая Ланцелотом, отвергает своего спасителя.

У Шварца финал иной - в лучших традициях сказок - счастливый. В последних словах главных положительных героев пьесы нет такой мрачной безысходности, какая есть в фильме Захарова. И сама пьеса завершается свадьбой, что, учитывая символизм персонажей, тоже отсылает в некоторым произведениям Пушкина.

В целом фильм утверждает непобедимость и вечность Зла, как это свойственно всей западной культуре, тогда как концовка пьесы утверждает победу Добра над Злом, как это свойственно русской культуре.

Ланцелот. Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придётся убить дракона.

Мальчик. А нам будет больно?

Ланцелот. Тебе нет.

1-й горожанин. А нам?

Ланцелот. С вами придётся повозиться.

Садовник. Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас - будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры - тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода.

1-я подруга. И пусть сегодня свадьба всё-таки состоится.

2-я подруга. Потому что от радости люди тоже хорошеют.

Ланцелот. Верно! Эй, музыка!

Гремит музыка.

Эльза, дай руку. Я люблю всех вас, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!

Занавес

Материалы:

Сергей Курий «Является ли «Дракон» Е. Шварца антисоветской сказкой?»

Евгений Шварц биография, фото - узнай всё!

Геннадий Гаврилов «Драконоведение Е. Шварца и М. Захарова»

Елена Румановская «Евгений Шварц о евреях и еврействе»

Михаил Харитонов «Дракон» Евгения Шварца: победа над солнцем»

http://haritonov.kulichki.net/stories/schw.html

Евгений Шварц

Действующие лица

Ланцелот.

Шарлемань - архивариус.

Эльза - его дочь.

Бургомистр.

Генрих - его сын.

Шапочных дел мастер.

Музыкальных дел мастер.

1-я подруга Эльзы.

2-я подруга Эльзы.

3-я подруга Эльзы.

Садовник.

1-й горожанин.

2-й горожанин.

1-я горожанка.

2-я горожанка.

Разносчик.

Тюремщик.

Лакеи, стража, горожане.

Действие первое

Просторная, уютная кухня, очень чистая, с большим очагом в глубине. Пол каменный, блестит. Перед очагом на кресле дремлет кот .

Ланцелот (входит, оглядывается, зовет) . Господин хозяин! Госпожа хозяйка! Живая душа, откликнись! Никого… Дом пуст, ворота открыты, двери отперты, окна настежь. Как хорошо, что я честный человек, а то пришлось бы мне сейчас дрожать, оглядываться, выбирать, что подороже, и удирать во всю мочь, когда так хочется отдохнуть. (Садится.) Подождем. Господин кот! Скоро вернутся ваши хозяева? А? Вы молчите?

Кот . Молчу.

Ланцелот . А почему, позвольте узнать?

Кот . Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, мой милейший.

Ланцелот . Ну а где же все-таки твои хозяева?

Кот . Они ушли, и это крайне приятно.

Ланцелот . Ты их не любишь?

Кот . Люблю каждым волоском моего меха, и лапами, и усами, но им грозит огромное горе. Я отдыхаю душой, только когда они уходят со двора.

Ланцелот . Вон оно что. Так им грозит беда? А какая? Ты молчишь?

Кот . Молчу.

Ланцелот . Почему?

Кот . Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, чем копаться в неприятном будущем. Мяу!

Ланцелот . Кот, ты меня пугаешь. В кухне так уютно, так заботливо разведен огонь в очаге. Я просто не хочу верить, что этому милому, просторному дому грозит беда. Кот! Что здесь случилось? Отвечай же мне! Ну же!

Кот . Дайте мне забыться, прохожий.

Ланцелот . Слушай, кот, ты меня не знаешь. Я человек до того легкий, что меня, как пушинку, носит по всему свету. И я очень легко вмешиваюсь в чужие дела. Я был из-за этого девятнадцать раз ранен легко, пять раз тяжело и три раза смертельно. Но я жив до сих пор, потому что я не только легок, как пушинка, а еще и упрям, как осел. Говори же, кот, что тут случилось. А вдруг я спасу твоих хозяев? Со мною это бывало. Ну? Да ну же! Как тебя зовут?

Кот . Машенька.

Ланцелот . Я думал - ты кот.

Кот . Да, я кот, но люди иногда так невнимательны. Хозяева мои до сих пор удивляются, что я еще ни разу не окотился. Говорят: что же это ты, Машенька? Милые люди, бедные люди! И больше я не скажу ни слова.

Ланцелот . Скажи мне хоть - кто они, твои хозяева?

Кот . Господин архивариус Шарлемань и единственная его дочь, у которой такие мягкие лапки, славная, милая, тихая Эльза.

Ланцелот . Кому же из них грозит беда?

Кот . Ах, ей и, следовательно, всем нам!

Ланцелот . А что ей грозит? Ну же.

Кот . Мяу! Вот уж скоро четыреста лет, как над нашим городом поселился дракон.

Ланцелот . Дракон? Прелестно!

Кот . Он наложил на наш город дань. Каждый год дракон выбирает себе девушку. И мы, не мяукнув, отдаем ее дракону. И он уводит ее к себе в пещеру. И мы больше никогда не видим ее. Говорят, что они умирают там от омерзения. Фрр! Пшел, пшел вон! Ф-ф-ф!

Ланцелот . Кому это ты?

Кот . Дракону. Он выбрал нашу Эльзу! Проклятая ящерица! Ф-ффф!

Ланцелот . Сколько у него голов?

Кот . Три.

Ланцелот . Порядочно. А лап?

Кот . Четыре.

Ланцелот . Ну, это терпимо. С когтями?

Кот . Да. Пять когтей на каждой лапе. Каждый коготь с олений рог.

Ланцелот . Серьезно? И острые у него когти?

Кот . Как ножи.

Ланцелот . Так. Ну а пламя выдыхает?

Цель урока: Провести анализ жизнеподобного (“реального”) уровня развития конфликта и сюжета пьесы.

1. Формируемые знания.

  1. Углубить знания учащихся о специфике внешней, внутренней формы и
    содержания драмы, совершенствуя их знания о художественной системе драматического произведения;
  2. Провести комплексный анализ развития конфликта и сюжета, содержательности диалогов.

2. Формируемые умения.

  1. Продолжить формирование у учащихся умения анализировать диалогическую структуру драмы, паратекст, систему персонажей;
  2. Закрепить умения учащихся делать концептуальные выводы о человеке в драме, опираясь на проведенные наблюдения;
  3. Развитие умений разрешения проблемной ситуации при противоречии между имеющимися уже системами знаний и новыми фактами.

Тип урока: урок аналитического чтения драматического произведения.

Оборудование урока: портрет Е. Шварца, иллюстрации к пьесе “Дракон”, В.Высоцкого “Песня про вепря”

Ход урока

Идет видеозапись песни В.Высоцкого “Песня про вепря”.

1. Учитель: Сейчас вы услышали шуточную песню В.Высоцкого “Песня про вепря”, в которой в шуточной форме заложено достаточно серьезное, как, кстати, и практически во всех, на первый взгляд, юмористических его песнях, глубокое содержание. Пьеса Евгения Львовича Шварца “Дракон” своим подзаголовком - сказка в 3-х действиях - тоже настраивает неискушенного читателя на довольно несерьезный лад: ведь в сказку, как известно, не верят, со словом “сказка” у каждого взрослого человека связано представление о чем-то необыкновенно чудесном, дорогом и безвозвратно потерянном. Мы бы и рады полететь на ковре-самолете в тридевятое царство, но слишком тяжелы для этого, нам бы и хотелось испытать колдовские чары, но они на нас не действуют.

И нашелся все-таки волшебник, который вернул нам, бывшим детям, магическое очарование простых сказочных героев – злых драконов и говорящих котов. Имя этого волшебника – Евгений Шварц.

2. Беседа по вопросам домашнего задания.

А что вы помните о сказке?

Ученик:Сказка - жанр устного народного творчества - эпическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Слушатели воспринимают ее прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не мешает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Сказка оптимистична: добро здесь почти всегда побеждает зло.

- Что вы можете сказать о литературных сказках?

Ученик: Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой сюжетами, мотивами, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес. Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-пьесы, сказки-притчи. Это сказки П. Ершова, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, А. Погорельского, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, А. Платонова, К. Чуковского, Е. Шварца.

Что узнали вы о сказках Шварца, готовясь к уроку?

Ученики:

ШВАРЦ Евгений Львович (1896-1958), русский драматург. Писал насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена “Голый король” (1934), “Тень” (1940); сатирические пьесы “Дракон” (1944), “Обыкновенное чудо” (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.

Пьесы Шварца написаны в 30-е – 40-е годы XX века. Исследователь творчества Евг. Шварца Н.Чуковский писал: “ Ложь, подлость, клевета, наушничество, шпионство становились …основными законами жизни…И Шварц каждой своей пьесой говорил всему этому: нет. Нет – подлости, нет – трусости, нет – зависти. Всей низости людской…он каждой новой пьесой говорил – нет”.

Сказка - поэтический вымысел, но она связана и с действительностью; сказки Шварца, как и многих других, отличает доброта и мудрость; непримиримость к общечеловеческим порокам; аллегорические сказки, обладающие большой амплитудой комедийности - от иронии и юмора до сарказма (“Голый король”, Тень”, “Обыкновенное чудо”, “Дракон”).

- Что характерно для сказок Шварца?

Ученик: Это философские, аллегорические, сатирические сказки, сказки для детей и взрослых. Они говорят об общечеловеческих ценностях.

Учитель: Для Шварца сказка – форма, в которой он в условиях жесточайшей цензуры 30-х - 50-х годов мог говорить о том, что его волновало. Для него это была единственная возможность говорить об общечеловеческих ценностях. У него нет одноплановых героев. Часто в сказках Шварца идет ожесточенная борьба живого и мертвого в людях, борьба равнодушного потребительства и страстного гуманистического подвижничества.

Как соотносятся традиционная волшебная сказка и пьеса Шварца и в чем художественный смысл этого сближения?

Сравните систему персонажей пьесы Е.Шварца “Дракон” с традиционными персонажами волшебной сказки.

(В традиционной волшебной сказке система персонажей обычно выстраивается следующим образом: герой, антогонист, жертва и ее отец, ложный герой, волшебные помощники-дарители либо звери-помощники. В пьесе Шварца можно выделить всех традиционных героев волшебной сказки: героя (Ланцелот), антогониста (Дракон), жертву (Эльза), ее отца (Шарлемань), дарителей (ткачи, кузнецы, шапочник). Однако Ланцелот сражается с Драконом не во имя какой-то дамы, а из принципа. На слова Эльзы, предположившей, что он все равно вызвал бы Дракона, будь на ее месте другая девушка, Ланцелот отвечает: “Конечно, вызвал бы. Я их терпеть не могу, драконов этих”. Он, по словам Генриха, “профессиональный герой”: “Ему все равно кого спасать. Он так обучен”).

3. Фронтальная беседа, направленная на выяснение первичного восприятия текста.

Учитель: Тот факт, что пьеса на протяжении многих лет идет на сценах многих театров страны, по мотивам пьесы поставлен художественный фильм М. Захарова “Убить дракона”, размышлениям над ней посвящены серьезные исследования таких литературоведов, как В.Е.Головинчер “Эпический театр Е.Шварца”, Н.Г. Яшиной “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”, М. Н. Липовецкого “Поэтика литературной сказки” и др., свидетельствует, очевидно, о том, что пьеса эта выходит далеко за пределы жанра волшебной сказки. Воистину, “сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”...

Формулирование учащимися цели урока: провести анализ жизнеподобного (реального) уровня развития конфликта и сюжета.

Укладывается ли содержание пьесы в каноны сказки? Что не позволяет это сделать?

(Выстраивая свое произведение с ориентацией на структуру волшебной сказки, автор подчиняет читательские ожидания и читательское восприятие сказочному канону, который требует, чтобы герои, преодолев все препятствия, благополучно пришли к намеченной цели).

Как и когда должна была бы быть развязка в сказке “Дракон”?

(Развязка должна, казалось бы, наступить со смертью Дракона и победой Ланцелота. Однако пьеса этим не заканчивается)

Что интересного заметили в структуре пьесы?

Названа по имени отрицательного героя;

  • Развязка (в традиционном смысле) происходит в конце 2-го действия;
  • После развязки следует еще целое 3-е действие;
  • Все знают, что не Бургомистр победил Дракона, но все считают его героем.

Давайте познакомимся с тем, как эту пьесу увидел молодой художник, получивший задание сделать иллюстрации к пьесе. (Работа, выполненная ученицей, занимающейся в художественной школе)

Какой вопрос возникает?

(О чем эта пьеса? О каком драконе идет речь?)

Учитель: Создается противоречие между имеющимися уже системами знаний и новыми фактами. Между тем, как это “должно быть” и как идет развитие конфликта и сюжета у Шварца.

Какие есть гипотезы, предположения относительно того, почему действие продолжает развиваться после смерти главного героя (Коль его именем названа пьеса)

2-й ВЫВОД: Смерть дракона, его убийство Ланцелотом не есть решение проблемы. (Зафиксируйте этот вывод в тетради).

Подумаем, какой фигурой, схемой можно показать построение. композицию пьесы? (Дуга, спираль).

(Спираль предполагает повтор на новом витке, т.е. повтор со смещением. Повторы всегда заставляют сравнивать. Соотнесение повторяющихся ситуаций создает скрытый диалог).

Что изменилось в жизни города и горожан после победы над драконом в бою?

(Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами и проведем аналитическое чтение драматического произведения, будем характеризовать персонажей по их участию в сюжетной линии Дракон - Ланцелот, т.е. по отношению горожан к художественному конфликту антагонистов).

4. Аналитическая работа с текстом. Работа по группам.

(Беседа на основе предварительного дифференцированного домашнего задания: подготовленное чтение по ролям с элементами фронтального исследования).

1-я группа: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона?

1. Перечитайте диалог Эльзы, Шарлеманя и Ланцелота за ужином.

Как ведут себя Шарлемань и Эльза в самые страшные часы своей жизни?

Как понимаете реплику Кота: “Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются”?

2. Перечитайте эпизод вызова Ланцелотом Дракона на бой.

Почему Шарлемань вмешивается в диалог Ланцелота и Дракона?

Как речь и поведение характеризуют Шарлеманя?

3. О чем говорят Шарлемань и Бургомистр накануне свадьбы?

Какой смысл имеет буквальный повтор реплик Шарлеманя в 1-м и 3-м действиях?

Как понимаете слова Шарлеманя: “Я научился думать, господин Президент”?

4. Перечитайте диалог Эльзы и Генриха в финале 1-го действия, в начале 2-го действия.

Как ведет себя Эльза в ответ на предложение убить Ланцелота?

Почему она берет отравленный нож с собой?

Какую роль в развитии драматического конфликта и выстраивании характера Эльзы играет эпизод, когда она на глазах ошеломленного чудовища выбрасывает нож в колодец?

Сделайте вывод: Как Эльза и Шарлемань относятся к власти Дракона?

(Характеры Шарлеманя и Эльзы развиваются от неверия, безнадежности к вере, надежде).

2-я группа: Как горожане относятся к власти Дракона?

1. Как ведут себя горожане накануне боя? Что говорят? Как это их характеризует?

2. Как встретили горожане победу Ланцелота? Что говорят? Как это их характеризует?

3. Перечитайте ремарки сцены боя. С какими словами обращаются горожане к Шарлеманю в начале и финале боя? Как это их характеризует?

4. Какие реплики во время боя произносит мальчик? Как они воспринимаются окружающими? Почему?

Сделайте вывод: Как горожане относятся к власти Дракона? Что случилось с их душами?

3-я группа: Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона?

1. Как ведут себя Генрих и Бургомистр во время боя? Как коммюнике характеризует его создателя? Почему Генрих употребляет в нем уменьшительно-ласкательные суффиксы?

2. Как ведут себя Генрих и Бургомистр после победы над Драконом? Как это их характеризует?

Сделайте вывод: Как Генрих и Бургомистр относятся к власти Дракона? (Зафиксируйте вывод в тетрадь).

4-я группа: На чем держится власть Дракона и Бургомистра

1. За что Дракон ненавидит цыган?

2. На чем держалась власть Дракона?

3. Как проявляется единомыслие горожан?

4. Почему горожане не сопротивляются абсурду, неправде, несправедливости?

Сделайте вывод: На чем держится власть Дракона и Бургомистра (Зафиксируйте вывод в тетрадь).

5. Обобщение.

Учитель: В 1943 году Шварц написал сказку “Дракон” - на мой взгляд, лучшую свою пьесу. Потрясающую конкретность и реалистичность придают ей замечательно точно написанные образы персонажей. Разумеется, как все сказки на свете, сказка “Дракон” кончается победой добра и справедливости. На последних страницах пьесы Ланцелот свергает Бургомистра, как прежде сверг Дракона, и женится на спасенной девушке. Под занавес он говорит освобожденным горожанам и всем зрителям:

Я люблю вас всех, друзья мои. Иначе чего ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!

“Так говорил Шварц, который, держа меч в вечно дрожащих руках, двадцать лет наносил дракону удар за ударом…”(Н.Чуковский “Высокое слово – писатель”).

О чем же эта пьеса? О каком драконе идет речь? Как главная мысль ее сформулирована Ланцелотом?

Формулирование учащимися идеи урока: “В каждом придется убить Дракона”.

Основной или второстепенный текст (паратекст) драмы помог нам разобраться в пьесе?

- Где разворачивается драматический конфликт?

(Носителями драматического начала в пьесе являются горожане. Пружиной, движущей действие пьесы внешняя и внутренняя (в душах горожан) борьба Ланцелота с Драконом, Борьба смелости с трусостью, самостоятельности с конформизмом).

- Для чего Шварц использует прием повтора, аналогий?
(Почти зеркальное повторение ситуаций приводит к отчуждению ранее виденного. Не осмеяние, а размышление над сущностью человека и жизни - цель автора).

- Что нового по сравнению с волшебной сказкой сумел сказать Шварц своей пьесой и прежде всего ее развязкой?

Учитель: Воистину, прав Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намек...” Чтение и запись эпиграфа. (На обороте доски)

Закончить наш урок мне хотелось бы отрывком из стихотворения талантливого поэта XX века В.Федорова:

Со времен еще древнегреческих
Уверяют, что жизнь стара,
А подумать –
У человечества – ученическая пора.
Очень трудно даются знания,
Потому и делает человек
На уроках жизнеписания
Сто ошибок на каждый век.
Набираясь любви и смелости,
Человечество из тенет
Все идет к аттестату зрелости
И никак к нему не придет.
И страдает оно, и мучается
В подражании естеству –
Человечество только учится
Настоящему мастерству…

6. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение: “О чем заставляет задуматься пьеса Евг. Шварца “Дракон”?

7. Завершение урока. Звучит окончание песни В. Высоцкого “Песня про вепря”

1. Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. Сценарии. Сказки. Автобиографическая проза. Воспоминания. - Кишенев, 1988.

3. В.Е. Головинчер В.Е. Эпический театр Е.Шварца. Томск, 1992.

4. Епифанова О.Н. Евгений Шварц. Конспект урока в 11 классе. - //Литература в школе. Мы знали Евгения Шварца. Л.; М., 1966.

5. Смирнова Н.Л. Система уроков чтения и анализа пьесы Е.Л. Шварца “Дракон”. – Екатеринбург, 2004.

6. Цимбал С. Евгений Шварц.- Л., 1961.

7. Яшина Н.Г. “Средства и иносказания в пьесах Шварца и М. Булгакова”.




Top