Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Терапия искусством, юнгианская терапия

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциаци.

Песочная терапия – это вид психологической помощи, где главным инструментом выступает психологическая песочница стандартного размера 50х70х8 см чаще с речным песком.

Есть два основных направления в песочной терапии: юнгианская песочница и песочница сказкотерапевта. Общим в этих двух направлениях является одинаковый размер и цвет (голубой внутри) песочницы и многообразие маленьких игрушек.

Юнгианская песочница

Как понятно из названия в основе лежит теоретический фундамент Карла Густава Юнга. Однако разработал этот метод не сам Юнг, а его ученица Дора Калф. В оригинале этот метод называется "Sandplay therapy" – достаточно глубокий и длительный метод работы. Клиент может работать как в сухом, так и в мокром песке.

Обычно у психолога есть 2 песочницы на выбор: сухая и мокрая или, точнее будет сказать, влажная. Маленькие игрушки отражают все сферы жизни человека – не только реальной, но и фантазийной. Обычно клиент интуитивно выбирает игрушки и располагает их на песке. Внешне это выглядит просто игрой и человек незнающий может не понять, что на самом деле происходит.

В действительности песочная терапия похожа на дайвинг – когда мы смотрим на поверхность воды, мы не видим ничего особенного, но стоит надеть маску, гидрокостюм, запастись кислородом и начать погружение, как через какое-то время нам открывается удивительный мир. Так и в песочной терапии мы не спешим и погружаемся на глубину постепенно и аккуратно, и точно так же как в дайвинге нам открывается удивительный мир клиента или наш собственный, если клиентом являемся мы сами.

Песочный терапевт при этом может быть инструктором, который следит за безопасностью, обращает внимание клиента на особенно красивых и необычных рыб, кораллы и водоросли, а когда приходит время, показывает, что пора всплывать на поверхность.

Так человек знакомится со своим внутренним миром, своим бессознательным. Он может найти там как клад, так и затопленный корабль. Метафорам и символам здесь отводится большое значение, так как каждая фигурка, поставленная в песочницу, имеет свой символизм, смысл и историю. И если клиент готов, то психолог всегда может эту историю рассказать. Игрушки не оказываются случайно в песочнице и все истории так же имеют отношение к процессу клиента.

Песочница сказкотерапевта

В песочнице сказкотерапевта клиентами чаще (но, не всегда!) оказываются дети. Есть такая классическая техника для работы в песке, которую любят детские психологи – "построение мира". Эту технику предложила Маргарет Ловенфельд в середине ХХ века и многие специалисты уже тогда заинтересовались ей.

Сегодня же эта техника очень распространена и любима психологами. "Построение мира" используют как в групповой работе, так и в индивидуальной.

Инструкция очень проста: ребенку предлагается построить свой мир в песочнице, используя имеющиеся игрушки. Эта техника очень диагностична для психолога и позволяет проводить коррекционную работу. Кроме того, ее можно повторять и видоизменять под конкретную задачу.

В том числе работу с песком применяют и в педагогических целях, изучая с детьми дошкольного возраста темы окружающего мира, или знакомят с буквами и цифрами, которые можно рисовать на песке.

В последние 10 лет в России стала популярна песочная арт-терапия или рисование песком. Первоначально световые песочницы с песком предлагались больше для развлечения детей, где они могли поиграть или посмотреть театр на песке. Сегодня же все чаще такие песочницы появляются в кабинетах у психологов и в детских садах. Световые песочницы могут использоваться для развития мелкой моторики, воображения, мышления, изучения заданных тем.

Также арт-терапевты могут работать с такой песочницей, как с объектом, где ребенок или взрослый может выразить себя через рисование на песке. И здесь включается все многообразие классической арт-терапии.

Содержание статьи:

Песочная психотерапия - это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических проблем. Озвученный материал всегда был популярен среди людей, потому что сам по себе он подразумевает доступность его приобретения и эффективность применения в некоторых вопросах. Следует разобраться в озвученном понятии, чтобы в дальнейшем использовать его при работе с детьми.

Описание и задачи песочной психотерапии

Песочная психотерапия для детей - довольно известная методика, которая возникла на базе аналитической психологии. Она позволяет ребенку общаться не только с окружающим миром, но и с самим собой. К тому же при ее использовании возникает реальная возможность снять у депрессивной маленькой особы внутреннее напряжение, что приводит в дальнейшем к повышению самооценки у проблемных детей.

Песочная психотерапия является для малышей естественной игрой, которая не вызывает у них настороженность и чувство страха.

Однако при всей простоте подобной методики во время занятий происходит раскрытие глубинного Я ребенка и даже создание в его воображении целостной картины мира. С помощью создаваемых песочных фигурок дети приобретают немаловажный опыт выхода из кризисных ситуаций путем разрешения проблемы на уровне понимания символики.

Каждое вмешательство во внутренний мир ребенка должно быть однозначно обосновано и регламентировано сведущими в этом вопросе людьми. Специалисты в озвученной области психологии считают использование песочной психотерапии необходимым маневром исключительно в данных случаях помощи детям для решения их проблем:

  • Повышенная тревожность . Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
  • Неадекватное поведение . Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
  • Заниженная самооценка . Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
  • Конфликт с социумом . При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
  • Депрессия . В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
  • Насилие над ребенком . Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
Перечисленные факторы являются главными причинами того, чтобы родители задумались об освоении подобной техники работы с песком их детьми. Однако в некоторых случаях сам ребенок может захотеть посещать такие увлекательные для него занятия без какой-либо существенной предпосылки для этого. Проводить их в состоянии и сами родители, но лучше все же обратиться за помощью к специалисту на первых порах изучения озвученного метода.

Материал и оборудование для проведения песочной терапии


Любой мастер своего дела знает, как важно при работе использовать качественное сырье для достижения наилучшего результата. Для проведения занятий с песком необходимо предусмотреть следующие составляющие успеха при озвученном процессе:
  1. Стол для выполнения упражнений . В данном случае не обойтись без посещения магазина, где продают материалы для любителей занятий искусством и творчеством. Песочницу лучше выбрать из исходного сырья в виде хвойных пород дерева. Можно сэкономить в этом случае, приобретая продукцию из пластмассы. Однако в данной методике очень важен тактильный контакт ребенка с деревом. Если родители хотят сами проводить дома подобные упражнения и не имеют возможности приобрести песочницу, то огорчаться не стоит. В любом строительном магазине вполне реально приобрести древесину, из которой потом папа или знакомые семьи сделают достойный аналог озвученному серийному товару. Однако следует помнить, что внутренняя часть данной сооруженной своими руками конструкции должна быть окрашена или в синий или в голубой цвет. Психологи убеждены, что именно эти тона помогают ребенку при контакте с песком создавать самые удачные модели композиций. При желании и финансовых возможностях можно подключить своих детей к песочной анимации. Для этого придется приобрести песочницу со специальной подсветкой и прозрачным экраном.
  2. Песок для терапии . Обычно при данной методике работы с детьми используют кварцевый песок, цвет которого может варьироваться от белого до рыжего оттенков. При этом материал для такой психотерапии отличается мягкостью и легко струится в руках малыша. Однако можно заменить его на морской или речной песок, который перед этим тщательно просеивают, промывают и затем просушивают. Если предполагается использование влажного песка, то стоит приобрести специальный пульверизатор. 5-6 килограммов песка вполне хватит, чтобы провести описываемый сеанс.
  3. Фигурки для психотерапии . Фундамент для создания моделей из песка должен быть изготовлен из различных материалов. В данном случае стоит приобрести подобную продукцию из металла, пластмассы, глины и дерева. По форме фигурки могут быть на различную тематику: животные, люди, птицы, персонажи известных произведений. При желании в специальном магазине реально приобрести целые тематические наборы всевозможных предметов для работы с песком. Не стоит при этом забывать и об использовании природных материалов в виде камушков, ракушек, плодовых косточек и веточек.

Методика проведения песочной психотерапии

После приобретения необходимого для занятий материала стоит разобраться в самой схеме предполагаемого мероприятия. Методика в данном направлении включает в себя множество различных вариантов ее воплощения в жизнь.

Разминка при песочной психотерапии


Первые действия на подобных занятиях должны быть четко согласованы и выглядеть следующим образом:
  • Вводный инструктаж . Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг - ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относиться к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.
  • Знакомство с песком . Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого тактильного контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство вслепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого психолог или кто-то из родителей малыша должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых - определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.
  • Коллективная оценка ощущений . При данном упражнении однозначно должны присутствовать родители ребенка. Техника выполнения манипуляций под названием «Отпечатки на песке» довольно проста. Необходимо по очереди погружать свои руки в него и затем озвучивать впечатления от совершенного действия.
  • Дождик против агрессии . Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала из ладошки в ладошку, а потом в саму емкость для подобных занятий. К этому процессу могут присоединиться родители, которые должны поддерживать свое любимое чадо на протяжении всей психотерапии подобного рода.
  • Ассоциация с животными . Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.

Игры детей с песком


После разминочных упражнений пришло время немного побаловаться с песком и дополнительными предметами. Сделать это можно следующим образом, используя при игре фигурки:
  1. Прятки . Цель данного способа нахождения контакта с ребенком - узнать о причинах его внутреннего дискомфорта. При этом нужно предложить ему из 12 предлагаемых предметов выбрать несколько (2-3 штуки). Затем малыш должен зарыть в песок выбранные фигурки, скрывая до последнего свое предпочтение от взрослого. После сокрытия предметов ребенку на ощупь нужно найти их и рассказать о каждой находке психологу и родителям.
  2. Игра в ассоциации . При помощи песка и фигурок детям предлагается построить композицию на определенную тему. При этом ребенок должен объяснить, почему сделанное его собственными руками выглядит именно таким образом. Пофантазировать дети любят на темы об их будущем, семье, друзьях и существующих профессиях.
  3. Песочные картины . В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. Многие дети с увлечением смотрят фильмы на историческую тему, поэтому им не составит труда описать по мере своих возможностей замок тех времен со всеми его рыцарскими атрибутами.

Анализ песочных композиций


При рассмотрении связи сознательного с бессознательным не следует думать, что сооруженные ребенком композиции лишены смысла. Территорию самой песочницы можно условно разделить на две части. В верхней можно наблюдать то, что дети четко воспринимают в действительности. В нижней начинается «мертвая» зона подсознания, которая не видна невооруженным глазом постороннему наблюдателю.

Расшифровка некоторых песочных композиций может выглядеть следующим образом:

  • Расположение предметов . Определенное размещение фигурок может многое рассказать о том, кто их сконструировал по данной структуре. Предмет в центре композиции всегда нужно ассоциировать с самим ее маленьким автором. Вторая выложенная фигурка однозначно имеет сопоставление с каким-либо значительным в жизни ребенка событием. При закапывании в песок какого-либо предмета психологу и родителям малыша стоит задуматься о том, что вероятно так дети расправляются с пугающим их фактором.
  • Мотивация . Если малыш находится в депрессивном состоянии, то он выберет первые попавшиеся ему фигурки и будет вяло реагировать на придумывание какой-либо ситуации в игре. В состоянии повышенной агрессии или при обостренном чувстве справедливости ребенок охотно поддержит психолога и даже сам будет развивать предлагаемые темы касательно борьбы добра со злом.
  • Характеристика темперамента . У многих людей вызывает изумление тот факт, что по расположению секторов в песочной психотерапии можно вычислить озвученный аспект у подрастающего поколения. Если ребенок предпочитает действовать в верхней части песочницы, то можно предполагать в нем преобладание романтической натуры. Обычно этот фактор наблюдается у меланхоликов, которые подвержены некоторой мечтательности. При расположении фигурок в нижней части песочницы можно предположить детей, которые не привыкли идеализировать происходящие вокруг них события. Это стопроцентные сангвиники с соответствующей для них манерой поведения.
Символизм в песочной терапии не менее важен, чем само проведение данной процедуры. При построении определенных композиций можно увидеть гораздо большее, чем при разговоре по душам с ребенком.

Что такое песочная терапия - смотрите на видео:


Песочная психотерапия - это не просто метод выявить причины дисфункции в организме детей. При озвученной методике и психологи, и родители могут четко осознать причину проблемы у ребенка. Не нужно бояться новых решений в этой области, потому что именно они несут в себе довольно перспективные пути борьбы со множеством душевных недугов у подрастающего поколения.

Психология… Несмотря на свою относительно небольшую официальную историю, эта «наука о душе» очень и очень стара. И за долгие века (возможно, и тысячелетия) своего существования накопила великое множество способов подлинного исцеления души.

Среди современных методов психотерапии есть такие, которые могут помочь человеку не только решить возникшие в его жизни проблемы, но и познать себя, потребности и возможности своей души. И научиться не просто хотеть чего-то добиться, что-то в своей жизни изменить, но и смочь это сделать; смочь, выражаясь словами Антуана де Сент-Экзюпери, сбыться .

Одним из таких методов является юнгианская песочная Sandplay терапия. О ней, а также о трансформационной игре рассказывает психолог-консультант, арт-терапевт Zagerclinic Панарина Александра Игоревна.

Беседовала Наталья Аднорал

Н.А. : Александра, расскажите, пожалуйста, с кем Вы работаете, какие методики используете?

А.П. : Я работаю со взрослыми, с подростками и детьми с 3-ех лет.
Основной метод моей работы — юнгианская песочная терапия (Sandplay).

Что такое юнгианская песочная Sandplay терапия?

Использование песка для отображения внутреннего мира имеет давнюю историю. С древних времен люди чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки и фигуры из песка. В практике индейцев эти изображения использовались для предсказаний и в церемониях излечения. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Тибетские монахи издревле практикуют медитативное создание из песка мандал для достижения совершенства и духовной гармонии.

Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» описал сложный период после разрыва с Фрейдом в 1912-1913 годах. Юнг стал строить образы на берегу озера из камней и воды, подобно ребенку, для которого такая деятельность является средством обретения психического равновесия. Он писал: «…у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что эта игра…была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал ».

Началом терапевтической работы с песком и фигурками в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Так педиатр Маргарет Ловенфельд работала со своими пациентами с помощью песка, воды и коллекции игрушек и миниатюр, назвав свой метод «Техника Мира».

В 1950-х годах ученица Юнга Дора Калфф (1904-1990) познакомилась с методом Ловенфельд и, с одобрения Юнга, дала своей технике работы с песком и фигурками юнгианскую теоретико-методологическую базу, назвав ее Sandplay (Сэндплей или юнгианская песочная терапия).

Ее трактовка отразила знание восточных философий и идеи аналитической психологии Юнга. Дора Калфф увидела песочную терапию как инструмент, который позволяет выразить личное и коллективное бессознательное, как символическую коммуникацию сознательного и бессознательного. Метод юнгианской песочной терапии Sandplay позволяет совершить увлекательное путешествие в себя, в свой мир, понять и принять свои чувства и состояния. Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.

Этот метод терапии активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения на пути индивидуации. Sandplay — «игра в песок» позволяет снизить уровень сопротивления изменениям и, следовательно, устраняет ощущение нереализованности. У человека возникает ощущение управления собственной жизнью и контроля над ситуацией.

Н.А. : Кому подходит юнгианская песочная терапия?

А.П. : Дело в том, что не все, приходящие на терапию, могут с легкостью рассказывать о себе и свободно ассоциировать. Бывает и так, что люди испытывают трудности вербального выражения, им сложно подобрать слова, чтобы описать то, что происходит с ними, и возможное решение возникших проблем.

Существует и другая ситуация, когда избыток слов может препятствовать продвижению в жизни. Есть клиенты, которые много говорят, то есть используют язык, чтобы интеллектуализировать проблему и таким образом избежать ее решения. В подобных случаях песочная терапия позволяет бессознательному состоянию транслировать свою историю.

Часто к юнгианскому песочному терапевту приходят успешные в работе и личной жизни люди. В таком случае работа с терапевтом помогает им понять, как реализовать свой потенциал в полной мере!

Именно юнгианская песочная терапия — эффективный инструмент, который дает возможность представить в образах то, что волнует человека и объективно происходит в его внешнем и внутреннем мире. Соответственно, фигуры, выбираемые в песочной терапии, становятся тем языком, при помощи которого можно сообщить себе и терапевту неосознаваемый материал, трудности и их решение.

Юнгианская песочная терапия эффективна в работе со следующей проблематикой:

  1. Чувство одиночества, комплексы, страхи, фобии, депрессия, хроническая усталость, неопределенность, душевная боль.
  2. Проблемы в супружеских и партнерских отношениях (развод, конфликты, измена партнера, утрата близких и др.)
  3. Ощущение бессмысленности жизни, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, потеря себя.
  4. Психосоматические симптомы.
  5. Непонимание смысла жизни, своего предназначения. Поиск ответов на вопросы: «Кто я?», «Почему это со мной происходит?». Личностный кризис. Проблема самореализации.
Песочная терапия позволяет дальше заглянуть назад, чтобы ближе увидеть вперед.

Н.А. : Как этот метод работает?

А.П. : Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у человека возникает решение, которое его бессознательное передает рукам. Таким образом, клиент создает мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.

Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает. Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах.
Песок — это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо, — воздух; синее дно подноса — вода; огонь — взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.

Интересно, что не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии.

В ходе сеанса терапевт помогает понять обратившемуся к нему человеку (клиенту), что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации. Во-первых, каждая фигура многозначна. Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчиненную, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.

Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создает и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлеченным в процесс терапии.

Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их, и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.

Юнгианская песочная терапия — это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.

Сеанс индивидуальной юнгианской песочной терапии длится от 30 до 60 минут, что зависит от возраста клиента. Количество встреч обычно — 10-15.

В своей работе я подхожу к человеку комплексно, сочетая юнгианскую песочную терапию и составление персональных цветочных настоев Баха для психоэмоциональной и психосоматический коррекции состояний.

Цветочные эссенции Баха — это монокомпонентные препараты растительного происхождения, помогающие при стрессах и негативных эмоциях. Каждая из 38 эссенций воздействует на определенное негативное чувство или эмоциональное состояние и помогает его нейтрализовать. Они были разработаны более восьмидесяти лет назад английским ученым Эдвардом Бахом и на сегодняшний день приобрели широкую известность во всём мире.

Помимо индивидуальных занятий, я также провожу групповую терапию.
Групповые занятия я провожу для подростков, а так же для детей 6-8 лет. Участие в коррекционной группе позволяет детям и подросткам смоделировать новые формы поведения и улучшить всю систему отношений.

Ещё в своей работе со взрослыми я использую трансформационную игру — прорабатывание конкретной цели на четырех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном.
Эта психологическая игра представляет собой увлекательное путешествие по своему внутреннему миру с целью решения назревших проблем и моделирования новых форм поведения и реагирования. Она предназначена для всех, кто хочет изменить свою жизнь и готов сделать для этого первый шаг. Игра дает возможность встретиться с проявлениями своего бессознательного, через специальное игровое пространство трансформировать стереотипы и устаревшие психологические установки, открыть новые перспективы и изменить представление о самом себе. Игровая форма процесса позволяет проявить себя творчески и спонтанно, легко и без критики суметь проанализировать свои цели и ценности, привести в гармонию различные аспекты своей жизни, и как следствие, улучшить всю систему своих взаимоотношений. Игра проводится в малой группе (до 4 человек) в два этапа.

На основе настольной игры участники формулируют свои цели и проходят разные стадии погружения в себя, отвечая на вопросы: «Кто я? Что происходит со мной сейчас? Что мешает мне добиться своей цели?» и многие другие.

Н.А. : В чем суть трансформационной игры?

А.П. : Это творческий процесс, который реализуется на игровом поле. В нескольких часах игры сконцентрирована жизнь, которую можно прожить за полгода. Основой игры является намерение, это некая цель, которую человек хочет осуществить. И, как в жизни, он начинает искать варианты, но в реальном мире это чуть опаснее — можно неудачно познакомиться, неудачно попробовать новую сферу. В игре же создается безопасное пространство: есть игровое поле, другие участники, и ты один на один с игрой. Когда бросаешь кубик, в зависимости от того, куда попадаешь, игра дает особые подсказки. Они бывают двух типов: во-первых, препятствие, которое мешает идти к своим целям, — это некие стереотипы, убеждения, старые привычки, то, что ограничивает или замедляет движение. Игра, с одной стороны, помогает не просто вытащить препятствие, поднять его на поверхность, познакомиться с ним, но и его трансформировать. После этого препятствие уже не является активным. То есть, когда человек к нему возвращается в жизни, оно будет уже проработано. В ходе игры происходит осознание личных возможностей и ограничений, понимание сильных и слабых сторон, находятся необходимые внутренние и внешние ресурсы для достижения целей. Это становится возможным за счет того, что игроки обсуждают свои жизненные ситуации с ведущим и другими игроками, связывают сложившиеся ситуации в игре с реалиями своей жизни. Когда решение сложной ситуации достигается в игре, оно находится и в жизни. Также игра служит великолепным мотивирующим инструментом, который дает энергию на реализацию своих целей и задач.

Н.А. : Александра, с чем к Вам обращаются?

Расскажите, пожалуйста, что-нибудь из своей практики?

А.П. : Обращаются с разными проблемами, переживаниями и различными симптомами, такими как: энурез, тики, панические атаки, экзема, бесплодие и т.д.

Один из первых случаев в моей практике — это работа с мальчиком 12-и лет, страдающим энурезом. В ходе первого сеанса в песочнице, вышла властная фигура, которую мальчик боялся. Мы с ним поработали и нашли способ увидеть, что она не такая уж и страшная. И нам удалось разобраться в клинических (соматических) проявлениях проблемы и решить ее!

Тогда моя вера в чудодейственность этого метода, только укрепилась. С каждым случаем, я все больше люблю этот метод, видя, как люди становятся счастливыми и мир обретает новые краски.

Во время работы в клинике ко мне пришла женщина 58-и лет в нестерпимом эмоциональном состоянии: она рыдала так, что не могла и слова сказать. Начав песочную терапию, она опустила руки в поднос с песком, начала проделывать разные манипуляции, и тогда, как на магнитофоне, звук ее плача стал стихать, и дальше она успокоилась совсем. Женщина стала строить песочный мир и расставлять в нем фигурки, и рассказывать, что с ней происходит. Разобравшись в ситуации и найдя решение, из клиники она уходила довольная и улыбчивая.

Был случай в моей практике, когда на песочную терапию привели девочку 5,5 лет, у которой были нервные тики. В ходе сеансов у девочки все проходило, но стоило маме девочки понервничать или пережить очередной стресс, как симптом появлялся снова. И пока мама девочки не поработала с собой, это продолжалось. Т. к., самая крепкая связь у детей (до 7 лет) с мамами.

Последнее время у меня много клиенток, которые хотят детей, но ничего не получается по разным причинам. Благодаря юнгианской песочной терапии, а также прорабатыванию желания с помощью трансформационной игры, эти женщины стали мамами прекрасных деток. Кому-то было достаточно отработать свои страхи, кому-то — поработать на принятие и т.д.

Н.А. : Послушав Вас, напрашивается аналогия между психологом, врачом, в лучшем смысле этого понятия, и Учителем. Учителем, как человеком, который может помочь человеку определиться с вопросами: где он пребывает сейчас, куда хочет прийти, и, главное, как. Т.е., образно говоря, определиться с болезнью, здоровьем и путем от одного к другому.

Этот путь всегда совместный — врача и пациента. Чтобы быть на нем проводником, необходим опыт прохождения этого пути самому. Понятно, что речь не идет об опыте преодоления всех испытываемых человеком страданий и недугов.
Как по Вашему мнению этот опыт приобретает психолог? И кто такой психолог в идеале?

Опыт приобретается за счет себя. За счет своих проработок, своего внутреннего ресурса психолог может направить клиента и быть ему проводником.

Психолог помогает человеку научиться мыслить по-другому, смотреть на ситуацию по-новому и по-другому действовать.

Ведь, так или иначе, все, что вы о себе думаете, вы научились думать (или вас научили), все чего вы боитесь — вы когда-то научились бояться. Если вы верите в то, что чего-то не можете (например, выучить иностранный язык) — это вы когда-то научились в это верить (или вас научили). Основной задачей психолога является помощь в обучении привычным вещам заново: там, где вы себя не любили и плохо к себе относились — научиться любить себя; там, где вы боялись чего-то — научиться спокойно, а иногда весело и легко, принимать ситуацию; там, где вы чего-то не могли сделать — научиться верить, что вам это по плечу, и действовать эффективно. И именно это поможет вам сделать вашу жизнь лучше.
Поэтому, мне хотелось бы, чтобы вы не смотрели на психолога, как на механика, которому нужно починить что-то, что сломалось. На порядок лучше и эффективнее заниматься профилактикой, потому что намного эффективнее сразу устранить причину, чем потом долго разгребать последствия. К примеру, многие люди не понимают, что когда жена уходит от мужа, то это уже результат. До этого не делают ничего, и только когда она официально заявляет об уходе, сидя на сложенных чемоданах, начинают дергаться, спасать отношения. А причины то были в прошлом, и они накапливались какое-то время, пока не достигли критической массы. Но когда это случилось, исправлять уже что-то поздно. Более того, многие просто из раза в раз повторяют одни и те же ошибки, переносят их из отношений в отношения и в результате получают один и тот же результат просто потому, что не умеют учиться на своих ошибках или просто не видят их. С другой стороны, если разобрать причины на первых порах, научиться взаимодействовать по-другому, отношения можно не просто спасти, но и укрепить.

Задача психолога — научить глубже понимать себя, лучше взаимодействовать с окружающими и строить с ними более гармоничные отношения.

1. Из истории «песочной терапии»

2. Преимущества подхода «песочной терапии»

3. Метод «песочной терапии»

4. Песочная терапия.Принципы и структура занятий

5.

6. Список литературы

«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум»
К.Г. Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Дети и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно и с удовольствием создают картины из песка. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Он создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. В этомуникальная Тайна бытия: все приходит и уходит, и нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому . Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и тревоги.

Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии в ХХ веке. Сегодня он находит самое широкое распространение в нашей стране, используется в работе с детьми и взрослыми.

Из истории метода «песочной терапии»

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.


В начале ХХ века Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калф выпущена монография "Сэндплэй".

Автор метода "Песочной терапии", швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считала, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Метод "Песочной терапии" базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.


Преимущества подхода «песочной терапии»

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом, это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.

Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Метод «песочной терапии»

Применение позволяет психологу решать следующие задачи:

· Диагностические:

· Коррекционные;

· Терапевтические;

· Творческого развития.

Показания к песочной терапии

· - различные формы нарушений поведения,

· - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками,

· - психосоматические заболевания,

· - повышенная тревожность, страхи,

· - сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к техникуму).

Песочная терапия позволяет:

· выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;

· открывает внутренние резервы для разрешения трудностей;

· даёт возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

· Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

· Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

· Эпилепсия или шизофрения.

· Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

· Аллергия на пыль и мелкие частицы.

· Легочные заболевания.

· Кожные заболевания и порезы на руках.

Оборудование для «песочной терапии»:

1. Поднос с песком. Деревянный поднос прямоугольной формы размером 49,5х5х7 см. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют клиенту удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты. Дно и внутренняя часть бортов должны быть выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи поднос должен иметь бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

2. Коллекцию миниатюрных фигурок и предметов:
а) люди разного пола и возраста, представители различных исторических эпох, разнообразных профессий; кукольные семейства
б) фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.;
с) животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единороги, грифоны);
д) дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, но- рота, здания, имеющие специальное предназначение (Вокзалы, больницы, школы и т. пд, храмы различных религий и т. п.;
е)домашняя утварь;
ж) деревья и другие растения;
з) транспортные средства (наземные, водные, воздушные);
и) игрушечные мечи, пистолеты и др. оружие
З. Естественные природные объекты.
Кристаллы и минералы, кости, окаменелости, кусочки металла и дерева, засушенные цветы, листья. сухие ветки, семена, ракушки, перья и т. д.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

Большие и крошечные;

Бесцветных и ярких цветов;

Прозрачные и непрозрачные;

Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Личность зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.

Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. У нас только в последнее время начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, как использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки.

И перед нами, как в сказке, три дороги, три выбора:

Ø либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

Ø либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

Ø либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

2. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, -- все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

При этом я руководствуюсь следующими принципами песочной терапии :

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со студентом – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, студент имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена – в играх с песком студент и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком , где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Возможности «песочной терапии»

Творчество в песочнице для подростков и взрослых представляет процесс взаимодействия создания страны, которая является проекцией внутреннего мира.

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира человек может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи, которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту. В ходе работы притчи можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.

Наиболее используемые в моей работе со студентами «песочные картины »: «Волшебная страна», «Я и мир, который меня окружает», «Город Дружбы», «Моя жизнь через …лет», «Мир Добра и Зла», «Он и Она. История взаимоотношений», «Сказочный город», «Подвиг героя».

Разыгрывая разнообразные сюжеты на песке, человек получает опыт символического решения многих жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «материала» переходит в бессознательное и через некоторое время в поведении человека происходят изменения. В реальной жизни он начинает применять свой песочный опыт.

Таким образом, песочная терапия, с одной стороны прекрасная развивающая среда, а с другой - процесс переноса, проекции внутреннего мира. Когда на песке есть персонаж, на которого направлена агрессия. Это очень высокий уровень агрессии.

3) Конфликт с близкими людьми .

В таких моментах может происходить противостояние или противоборство героев, которые в данный момент являются отражением людей из реального окружения.

Расположение фигурок на песке также имеет символическое значение и может дать много информации. Когда фигура размещается в центре, она, как правило, символизирует автора картины. Фигурка, появившаяся второй, является символом какого-то важного момента. Если создатель картины закапывает героя, он старается вытеснить то, что еще неосознанно в бессознательном.

Особенность заполнения песочницы и всех её секторов может дать много интересной информации. Если действия разворачиваются в верхней части – перед нами мечтательный человек. Нижние части песочницы заполняют люди «приземленные». Перемещение в правую или левую часть указывает на то, что этим человеком владеет будущее или прошлое.

При проведении анализа важно учитывать уникальность клиентов, прежде всего их личное восприятие мира.

ü Любая психопрофилактика проводится для того, чтобы не допустить проблемных ситуаций. В песочнице можно разыграть любые жизненные ситуации, переосмыслить их и найти правильное решение.

ü Песочница – прекрасный инструмент, который позволяет пересмотреть многие события жизни: психологические травмы, проблемы в отношениях, личностный рост.

ü Песочная терапия в отличие от других методик позволяет человеку создавать собственный мир, который откроет путь к самым сокровенным мыслям, мечтам и чувствам. Этот мир можно ощутить, изменить, рассмотреть, и даже фотографировать.

ü Песочная терапия способна активизировать ресурсы самоисцеления и продвижение человека к психологическому здоровью. Созданный образы на песке есть отражение внутреннего мира и бессознательного состояния, позволяют понять себя.


В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.




Top