Петр Борель: француз рисует русских святых. Смотреть что такое "Борель, Пётр Фёдорович" в других словарях

Очень важно определить для себя такие понятия, как Божественная литургия, Таинство Причастия и Евхаристия. В переводе с греческого языка Евхаристия обозначает "таинство благодарения". А вот литургия - это самая великая церковная служба, во время которой приносятся в жертву Плоть и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Потом происходит и само Таинство Причастия, когда человек, вкушая освященные хлеб и вино, приобщается к Богу, что предполагает его чистоту как физическую, так и духовную. Поэтому перед Причастием необходимо обязательно исповедаться.

Церковное богослужение бывает суточным, недельным и годовым. В свою очередь, суточный круг включает в себя те богослужения, которые совершает Православная Церковь на протяжении суток. Их насчитывается девять. Главная и основная часть - это Божественная литургия.

Суточный круг

Моисей описывал сотворение мира Богом, начиная «день» с вечера. Так повелось и в Христианской Церкви, где «день» тоже стал начинаться с вечера и получил название вечерня. Эта служба совершается в конце дня, когда верующие люди благодарят Бога за прошедший день. Следующая служба имеет название "повечерие", и она состоит из ряда молитв, которые читаются для того, чтобы просить у Бога нашего прощения всех грехов и защиты тела и души во время сна от злых козней дьявола. Затем идет полунощница, призывающая всех верующих быть всегда подготовленными к тому дню, когда наступит Страшный Суд.

На утренней службе православные прихожане благодарят Господа за прошедшую ночь и просят у него милости. Первый час соответствует нашим семи часам утра и служит временем освящения молитвою наступления нового дня. В третий час (девять часов утра) вспоминается В шестой час (двенадцать часов дня) вспоминается распятие Христа. В девятый час (третий час полудня) вспоминается крестная смерть Спасителя Христа. После наступает Божественная литургия.

Православная литургия

В церковном богослужении Божественная литургия - это главная и основная часть служения, которую проводят до обеда, а точнее утром. В эти моменты вспоминается вся жизнь Господа от момента его Рождения и до Вознесения. Таким удивительным образом, происходит Таинство Святого Причастия.

Главное, нужно понимать, что литургия - это Великое Таинство Любви Господа Бога к человеку, установленное им самим в день которое он повелел творить своим апостолам. После того как Господь вознесся на Небеса, апостолы стали совершать Таинство Причастия каждый день, читая при этом молитвы, псалмы и Первый чин литургии был составлен апостолом Иаковом.

Все церковные службы в самые древние времена проходили в монастырях и у отшельников в положенное для них время. Но потом для удобства самих верующих людей эти службы объединили в три части богослужения: вечерние, утренние и дневные.

Вообще, литургия - это, прежде всего, благодарение Сына Божия за Его благодеяния, видимые и невидимые, которые Он посылает через людей или всякие обстоятельства, за Его крестную смерть и спасительные страдания, за Его воскресение и вознесение, за милосердие и возможность обратиться к Нему за помощью в любую минуту. Люди идут на литургию для преображения их сознания и изменения восприятия действительности, чтобы произошла таинственная встреча с Богом и с самим собой, таким, каким хочет видеть и ожидает к Себе Господь.

Литургия - это и молитва Богу за всех своих родных, близких, за себя, за страну и за весь мир, чтобы он в трудную минуту защитил и утешил. В конце недели обычно проводится особая благодарственная служба и воскресная литургия.

За время литургии происходит важнейшее церковное Таинство - Евхаристия («благодарение»). Каждый верующий христианин к этому времени может подготовиться и принять Святое Причастие.

Православная литургия подразделяется на три вида, которые носят названия святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.

Литургия Иоанна Златоуста

Такое название церковная литургия получила благодаря ее автору, которым считается архиепископ Константинопольский

Он жил в IV веке, им тогда и были собраны воедино различные молитвословия и создан чин христианского богослужения, который совершается в большую часть дней богослужебного года, кроме некоторых праздников и нескольких дней Великого поста. Святитель Иоанн Златоуст стал автором тайных молитв священника, читаемых во время служения.

Литургия Златоуста делится на три последовательных части. Сначала идет проскомидия, за ней Литургия Оглашенных и Литургия Верных.

Проскомидия

Проскомидия переводится с греческого языка как «подношение». В этой части идет подготовка всего необходимого для совершения Таинства. Для этого используются пять просфор, однако именно для самого причащения используется одна единственная, имеющая название «Святой Агнец». Проскомидия проводится православным священником на специальном жертвеннике, где свершается само Таинство и соединение на дискосе всех частиц вокруг Агнца, который создает символ Церкви, во главе которого находится сам Господь.

Литургия Оглашенных

Эта часть является продолжением литургии святителя Златоуста. В это время начинается подготовка верующих к Таинству Причащения. Вспоминается жизнь и страдания Христа. получила свое название потому, что в древности к ней допускались только наставляемые или оглашенные люди, подготавливаемые к принятию Святого Крещения. Они стояли в притворе и должны были выйти из храма после специальных слов диакона: «Оглашении, изыдите…».

Литургия Верных

На ней присутствуют только крещеные православные прихожане. Это специальная божественная литургия, текст которой читается из Священного Писания. В эти моменты завершаются важные священнодействия, подготовленные ранее во время предыдущих частей литургий. Дары с жертвенника переносятся на престол, верующие подготавливаются к освящению Даров, потом и Дары освящаются. Затем все верующие готовятся к Причастию и причащаются. Дальше происходит благодарение за Причастие и отпуст.

Литургия Василия Великого

Богослов Василий Великий жил в IV веке. Он занимал важный церковный сан архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Одним из его главных творений считается чинопоследование Божественной Литургии, где записаны тайные молитвы священнослужителей, читаемые во время церковной службы. Туда же он включил и другие молитвенные прошения.

По Христианскому Уставу Церкви этот обряд совершается только десять раз в году: в день памяти преподобного Василия Великого, на Рождество и Крещение, с 1-го по 5-е воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и в Великую субботу Страстной седьмицы.

Это служение во многом похоже на Литургию Иоанна Златоуста, только разница заключается в том, что здесь не поминаются усопшие на ектенье, читаются тайные молитвы, происходят определенные песнопения Божией Матери.

Литургию святителя Василия Великого принял весь православный Восток. Но через некоторое время Иоанн Златоуст, ссылаясь на немощь человеческую, произвел сокращения, которые, впрочем, касались только тайных молитв.

Литургия Преждеосвященных Даров

Эту традицию церковного богослужения приписывают святителю Григорию Великому (Двоеслову) - Папе Римскому, занимавшему этот высокий пост с 540 по 604 год. Она проводится только во время Великого поста, а именно в среду, пятницу и еще в некоторые праздники, только если они не выпадают на субботу и воскресенье. По сути своей Литургия Преждеосвященных Даров является вечерней, и в ней соединено чинопоследование перед самым Святым Причастием.

Одной очень важной особенностью этого богослужения является то, что в это время может происходить Таинство Священства в сан дьякона, в то время как на двух других литургиях, Златоуста и Василия Великого, может быть рукоположен кандидат в сан священника.


Для современной иконописи образ великого святого, прославленного в XX веке, очень важен. К 110-летию обретения мощей преподобного Серафима публикуем работы монахини Иулиании (Соколовой), архимандрита Зинона (Теодора), инока Григория (Круга), Александра Лавданского и других известных иконописцев нашего времени. ФОТОГАЛЕРЕЯ


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею», которое мы привыкли представлять себе по картине Михаила Нестерова, – все это можно увидеть в галерее икон.


Является ли скульптура моленным образом, или это просто памятный знак, свидетельство исторического события и напоминание об историческом лице, рассуждает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА

"Отцы Поместного собора 1917-1918 года": икона объединения
На уникальной иконе представлены и иерархи, поддерживавшие Патриаршую Церковь, и деятели РПЦЗ, и деятели «правой оппозиции» митрополиту Сергию и святой единоверец, в ХХ веке служивший по дониконовским обрядам. За каждым образом стоит яркая история мученичества и исповедничества, которую нельзя забыть.


Отказавшаяся от своего имени, переодетая в мужское платье, петербургская юродивая блаженная Ксения, сделала все, чтобы отказаться от своего «я». Не сохранилось ее портретов, и даже мощи ее находятся под спудом. И все же она стала одной из самых известных и любимых русских святых, и на иконах ее узнаешь сразу.

(1829 ) Дата смерти: Жанр: Учёба: Работы на Викискладе

Пётр Фёдорович Боре́ль ( - ) - русский живописец, акварелист, литограф, портретист.

Образование получил в качестве вольноопредеяющегося ученика в Императорской Академии художеств по классу акварели и литографии . Выпущен из Академии в 1855 году и получил звание неклассного художника акварельной портретной живописи за «Портрет госпожи NN» и этюд «Голова старика».

С конца 1859 года в основном занимался литографическими работами в жанре портрета . Большую известность получили его работы для изданий «Лицей князя Безбородко» (СПб., 1859), «Портретная галерея русских деятелей» А. Э. Мюнстера (6 томов, СПб., 1860-1869), «Портреты духовных лиц» А. И. Траншеля (СПб., 1860-1862) и других. Его собрание «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов » (60 тетрадей, более 400 портретов. СПб., 1857-1863) наряду с «Военной галереей» Д. Доу в Зимнем дворце , является крупнейшей в истории русского изобразительного искусства единой серией портретов.

Борель активно иллюстрировал журналы «Художественный листок» (1868-1870), «Всемирная иллюстрация » (1871-1895), «Север» (1889-1895), «Нива» (1892) и другие. Также он был известен своими пейзажными акварелями. В 1895 году на первой выставке печатного дела был удостоен большой золотой медали за «художественные работы на камне».

Скончался Борель в 1901 году в Санкт-Петербурге (по другим данным - в октябре 1898 года).

Рисунок Бореля, изображающий шахматиста А. Д. Петрова, послужил основой для картины Григория Мясоедова «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Источники

  • Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет её существования. Ч. 3. СПб., 1866. - С. 249
  • Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. СПб., 1912. - С. 46-47
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств, 1764-1914. Ч. 2. Пг., 1914. - С. 21
  • Художники народов СССР. Т. 2. СПб., 2002. - С. 31.

Напишите отзыв о статье "Борель, Пётр Фёдорович"

Отрывок, характеризующий Борель, Пётр Фёдорович

– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.

(1829 – 1898 или 1901, Санкт-Петербург) французско-российский литограф и художник-акварелист.
В 1850-х был вольноприходящим учеником Академии художеств.
В 1855 получил звание неклассного художника акварельной портретной живописи за «Портрет госпожи Н» и этюд «Голова старика».
Выполнял литографии для изданий «Лицей имени Белобородько» (1859), «Портретная галерея русских деятелей» А. Э. Мюнстера (6 томов, СПб., 1860-1869), «Портреты духовных лиц» А. И. Траншеля (СПб., 1860-1862), «Губернские очерки» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1868-70, журнал «Художественный листок» по рисункам Михаила Сергеевича Башилова), «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» (60 тетрадей, более 400 портретов. СПб., 1857-1863).
Написал множество портретов, в том числе выдающихся писателей, деятелей культуры, в том числе Грибоедова, Толстого, Глинки.
В 1895 г. на первой выставке печатного дела был удостоен большой золотой медали за «художественные работы на камне».
Некоторые работы:
«Возвращение Пушкина с дуэли» (1885, Музей-квартира Пушкина, Санкт-Петербург),
«Бегство Ломоносова из Холмогор» (1886),
«Дворец Петра Первого на Петровском острове»,
«Портрет матери»

1. СССР, 1936. Марка, посвященная 100-летию со дня рождения Николая Добролюбова. Портрет писателя выполнен по литографии Бореля. Скотт 589

2. СССР, 24 октября 1949. Две марки, посвященные 125-летию со дня рождения поэта Ивана Саввича Никитина. На марках портрет художника с литографии Петра Бореля (1862). Скотт 1404-1405 (А770)

3. СССР, 26 июля 1954. Марка, посвященная 150-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. На марке портрет на основе литографии Петра Бореля. Скотт 1723 (А923)

4. СССР, 13 декабря 1960. Марка, посвященная 125-летию со дня рождения хирурга Н.И. Пирогова. Портрет, выполненный по литографии Петра Бореля. Скотт 2401 (А1229)

5. СССР, 5 февраля 1961. Марка, посвященная 125-летию со дня рождения Николая Добролюбова. Портрет писателя выполнен по литографии Бореля. Скотт 2434 (А1431)

6. СССР, 11 декабря 1974. Марка, посвященная 150-летию со дня рождения поэта Ивана Саввича Никитина. На марках портрет художника с литографии Петра Бореля (1862). Скотт 4274 (А2025)




Top