Петр проскурин произведения. Биография

Петр Проскурин

Книга первая

Адамов корень

Часть первая

Ночь выдалась тяжелая и долгая, все шел дождь, и раскисшая дорога тонула во тьме; уж каким чудом находила дорогу эта измученная баба, было непостижимо; она не чувствовала ни мокрых лохмотьев, прилипших к телу, ни отяжелевшего от дождя холщового мешка за спиной; давно превратились в густую кашу куски хлеба, собранные перед вечером в большой деревне; она не знала ни названия этой деревни, ни того, как она туда пришла, но ей все время помнилось: высокая, худая старуха, в длинной серой юбке под самые груди, вынесла ей чуть не полковриги душистого ржаного хлеба и ломоть желтого, старого сала, у старухи были спокойные, выцветшие глаза; такие глаза встречаются у людей, много поживших и узнавших. Нищенка не приняла ее жалости к себе, взяла хлеб и сало, опустила их в мешок и пошла своей дорогой, неразборчиво пробормотав застывшими губами «спасибо» и не сказав ни слова больше, и старуха, отделяя ее от себя, обмахнулась привычным крестом; истовое, застывшее лицо старухи и теперь было перед ней, строгое, из нездешнего, потустороннего мира. И еще все время свежо пахло, несмотря на дождь, размокшим хлебом, этот запах окружал ее, и ноздри шевелились от его сытости, и голова мутилась; она не хотела есть сейчас, но этот хлебный запах жизни не могла переносить спокойно и жалела пропадавший от дождя хлеб. И хотя она не чувствовала застывшего, продрогшего тела, она все время чувствовала свой тяжелый, опустившийся к коленям живот. Он мешал ей идти, и в самые трудные минуты она поддерживала его руками и через руки слышала ту странную жизнь в себе, что с этого вечера уже становилась чужой, отдельной от нее. На ногах у нее было подобие высоких, цыганских ботинок с давно отвалившимися подошвами, и она терпеливо морщилась, если ей под пальцы попадало что-либо твердое или острое; ноги задубели, она уже не чувствовала боли. Пожалуй, она бы давно упала и осталась лежать, если бы не появившееся в последние часы какое-то почти животное чувство страха; она не обращала внимания ни на дождь, ни на грязь и лишь все время прислушивалась к себе; просто нельзя было остановиться, боль усиливалась и даже в промежутки между схватками не исчезала совсем, а оставалась, притаившись, в теле; женщина двигалась наедине с болью, в мире, наполненном сырым мраком; у нее сейчас не было ни прошлого, ни настоящего, лишь она и боль; и когда боль становилась нестерпимой, женщина, прихватывая зубами затвердевшие, холодные губы, издавала глухие утробные звуки, похожие на вой. Боль шла от живота; когда под руками у нее начиналось постороннее живое шевеление и толчки, словно облегчение наступало в теле, в глазах прояснялось, легче было вытаскивать ноги из грязи, и ей всякий раз мерещились огоньки; сгребая с лица воду, она всматривалась во мрак и опять ничего не видела.

Ветер, не меняясь, дул ей в правый бок, и она шла косо, выставив вперед плечо и слегка отвернув лицо, и от этого шея затекла; в память пришла какая-то молитва или еще что-то, рассказанное в детстве полуслепым дедушкой Мокием о потопе и конце света, в котором перемешались птицы, звери и люди, и, словно с потемневшей иконы, из кромешной тьмы мелькнули пустынные, отрешенные от всего земного глаза, и ей показалось, что она оглохла Уже ни ветра, ни дождя она не слышала, стояла в голове тяжелая немота, и только запах раскисшего в мешке хлеба становился все сильнее, и от его сытости опять поднялась тошнота; она выставила вперед руки, чтобы упасть на них и переждать, и нащупав какие-то намокшие, скользкие ветви, цепко схватилась за них, тяжело, всем ртом дыша; чутье подсказало ей, что дальше идти она не сможет, ноги в минуту ослабели, и она впервые за последние часы почувствовала их, и от тоски, от страха перед ночью она беззвучно, как скотина, заплакала, одними глазами, все еще борясь и удерживаясь на ногах. Если бы она села, она бы уж не могла встать, и она начала молиться богу; в ее представлении он был чем-то огромным, как тьма вокруг и как боль в ней самой, как эта беспросветная земля, бесконечные потоки дождя, которые захлестывали ее, и она молилась ему без слов и жалоб; он должен был услышать ее немой крик, она верила, у нее ничего не оставалось больше, она знала, что он должен помочь ей, и когда до нее донесся какой-то живой, прозвучавший, как благовест, голос, она подумала, что это он отозвался; голос повторился опять и опять, и к нему присоединились такие же, и она стояла и слушала, она не могла вспомнить, что это такое, хотя чувствовала что-то знакомое и теплое; что-то мешало ей вспомнить, она где-то раньше слышала такие же звуки, и не раз, и когда они послышались снова, она ахнула. Да це журавли, журавушки, видно, сели ночевать в поле, да и перегугукиваются, оце ж, милые, спасибо вам, птушечки, рoдные.

Нищенка пошла дальше, и ей казалось, что идти теперь легче и живот не так тянет книзу, и она больше не думала, что заблудилась и жилья может и не быть еще двадцать верст; что-то переменилось в мире, и он показался ей иным, ближе и понятней; она словно вечно вот так шла по жгучей земле в покойном и теплом сне; она поймала себя на том, что засыпает на ходу, идет и засыпает, и пробормотала что-то неразборчивое, лишь бы услышать свой голос; час прошел или больше после журавлей, она не знала; в ноздри ей ударил запах прелого навоза и мокрого дыма, и, словно ожидая именно этой минуты, боль полоснула по низу живота и кинула ее на дорогу, она глухо завыла, прикусила губу, поползла, с трудом переставляя трясущиеся руки, и платок сбился ей на глаза; каким-то бессознательным чутьем она угадывала дорогу, и под ее руками зашелестело наконец сухое сено; она стала выдергивать его из слежавшегося стожка, корчась от муки, от боли. По телу волной разливался жар. Не дай бог, собаки учуют, подумала она неясно, или хозяин услышит, и, чтобы не кричать, ткнулась лицом в пахучее сено, забирая его оскаленным ртом, и задавила крик, какая-то сила тотчас перебросила ее на спину, и тело ее словно разделилось, и сразу наступило облегчение. Она почувствовала в ногах горячее и живое движение, стала непослушными руками натаскивать на себя сено; больше она уже не могла и стала засыпать, хотя все время знала, что спать нельзя и надо что-то делать; несколько раз опять подымалась боль, и то, что было в ногах у нее, двигалось и принималось пищать; изловчившись, она освободила из под ног тяжелый и беспокойный комок и, сделав все, что могла, что подсказывал ей инстинкт и разум, как бы почувствовала на это короткое время прилив сил и, развернув рваную, намокшую свитку, расстегнув кофту, приложила его к набухшей груди, чтобы хоть немного согреть; она прижала это к себе, к своему теплу, и оно затихло, и ее сразу отпустили и боль и страх; она лишь чувствовала усилившуюся слабость, перед глазами стоял туман; остатки сил уходили от нее, и она подумала, что это ей уже снится, и с благодарностью к теплому сену, к журавлям, к тому огромному богу, что услышал ее и послал ей живой крик и сухое тепло, она шевельнула высохшими губами и с трудом выпростала из расшитого ворота рубахи закаменевшую, тяжелую грудь, постаралась дать сосок ему, но это было уже не осознанное желание, а инстинкт, - она затихла, уходя от всего, и ее набухшую, болезненную грудь теперь грело оно. И это, уже чужое, но все-таки свое тепло еще продолжало некоторое время держать ее, но даже и это ощущение слабело больше и больше, и, когда под утро хозяин избы, молодой, высокий мужик, вышел надергать корове и овцам сена и наткнулся на нее, она уже ничего не чувствовала, и лишь сладко пахло холодной кровью. Почти полузадушенного младенца мужского пола не сразу смогли вызволить из ее задубевших рук и вместе с ней внесли в избу, а когда положили на лавку и отвели с ее лица густые ссохшиеся волосы, увидели белое лицо в застывшей, успокоенной красоте; она глядела, как живая, и от чадившей керосиновой лампы в мертвых глазах у нее дрожали тени, и жена хозяина Ефросинья, державшая у груди голозадого сосунка, ахнула и попятилась; а Захар, ее муж, растерянно почесал волосатую грудь, озадаченно выдохнул: «Ну, не было мороки», - и всей натруженной ладонью от лба к губам провел по твердому лицу мертвой, закрывая ей глаза.

Которые пришли в большую литературу в середине XX века. В силу юного возраста многие из них не принимали участия в боевых действиях. Долгие дни оккупации, виселицы и расстрелы, голод, ненависть и надежда - такие недетские воспоминания они сохранили в своей памяти. К поколению писателей, которые родились перед войной (1941-1945), принадлежит и Проскурин. Петр появился на свет в маленькой деревушке неподалеку от города Севска (Брянская область) 22 января 1928 года.

Родом из детства

Косицы - ничем не примечательное село неподалеку от границы с Украиной. 1928-й запомнился сельчанам особо - Советская власть ускоренными темпами проводила коллективизацию. При активном участии отца писателя, Луки Проскурина, в Косицах образовался колхоз. Детская память фотографически запечатлела неброскую красоту природы родных мест: луговые травы и прохладный ручей, безмерная ширь полей и сухая звонкость соснового леса. А еще запомнились старая изба и жутковатые стоны ветра в печной трубе. В произведения Петра Проскурина всегда органично вписывались первые детские впечатления.

В 1934 году семья переехала в Севск. Провинциальный городок с богатым историческим прошлым стал для писателя малой родиной. Утренняя рыбалка на реке Сев, таинственный древний Городок (исторический центр Севска) и развалины старинной церкви Знамения. Любознательные ребятишки поспевали повсюду. В эти годы у мальчика пробудилась любовь к чтению. Этому способствовала педагог А. М. Андрианова, в классе которой учился Проскурин. Петр абсолютно забросил домашние дела и позабыл об уличных развлечениях. Вскоре в городской библиотеке не осталось непрочитанных книг.

Война

Вторжение гитлеровцев прервало мирное течение жизни в тихом Севске. Спустя два месяца после начала войны город был захвачен немецкими войсками - начался период оккупации. От ужасов войны его спасали книги, вспоминал Проскурин. Петр продолжал неистово читать. Мать считала это блажью и не одобряла. Но учительница Александра Митрофановна тайком передавала своему ученику литературу из домашней библиотеки.

В это же время будущий литератор начал сочинять стихи. Писал на всем, что попадалось под руку - на обрывках немецких газет, на безжалостно вырванной из бабушкиной Библии странице. Это стало какой-то неосознанной жизненной потребностью. Среди кошмаров войны и страха перед завтрашним днем возникла душевная потребность поэтического самовыражения. Любовь к поэзии сохранилась на всю жизнь.

Поиск пути

После окончания школы Петр трудился в колхозе. Позднее он вспоминал, что работал каменщиком и плотником, сеял хлеб и пахал. В тяжелое послевоенное время жизнь в селе была трудной. В 1950 году Петр был призван в Советскую армию - служил в войсках ПВО под Москвой (г. Реутово). К этому времени относится и первая публикация стихов в газете «Красный воин». Они были напечатаны под псевдонимом П. Росин.

В стране поднимались большие стройки, и Проскурин Петр после демобилизации в 1953 г. на родину возвращаться не стал, а поехал к тете в Грозный. Позднее завербовался по оргнабору и отправился осваивать Дальний Восток. На Камчатке рубил и сплавлял лес, был шофером и плотогоном. В эти годы произошел и литературный дебют. В Хабаровске состоялось знакомство с журналистом С. Рослым. Он прочитал некоторые работы начинающего писателя и помог ему с организацией первых публикаций.

В 1958 году областная газета напечатала рассказ «Цена хлеба», а в большую литературу пришел молодой автор Проскурин. Петр Лукич к этому времени уже переехал в Хабаровск (1957).

Становление

Спустя два года местным книжным издательством был напечатан роман «Глубокие раны» (1960) - первое большое произведение начинающего писателя. В центре сюжета судьбы брянских партизан и подпольщиков. Герои - простые советские люди, для которых военное лихолетье стало проверкой на мужественность, отвагу, патриотизм. Книга понравилась читателям. Спустя четыре года состоялось второе издание этого романа. Небольшая книжка «Таежная песня» (сборник рассказов) в 1960 году вышла в издательстве «Советская Россия». Позднее эти произведения вошли во все собрания сочинений автора как образец его раннего творчества.

60-е годы были очень плодотворными для писателя. Он создал несколько романов. Один из них - «Корни обнажаются в бурю» (1962), повествующий о жизни дальневосточных лесорубов. Роман «Горькие травы» увидел свет в новосибирском издании («Сибирские огни», 1964). Московские издательства его печатать побоялись, так как в них Проскурин подверг критическому осмыслению состояние послевоенного восстановления экономики страны.

Книжка за книжкой

После окончания Высших литературных курсов в Москве (1962-1964) Петр Лукич уезжает в Орел. В этот период из-под его пера выходит несколько крупных произведений - «Исход» (1966) и «Камень сердолик» (1968). Судьба маленького сироты Кольки трагически прорисована в центре небольшого рассказа «Любовь человеческая» (1965). Потерявший на войне отца мальчишка - серьезный, ответственный и с большим сыновним чувством любви к своей Родине.

В Орле писатель задумал трилогию, которая должна была охватить большой временной отрезок советского периода русской истории. Переезд в Москву (1968), работа спецкором «Правды» и литературное сотрудничество со многими изданиями («Огонек», «Наш современник», «Москва» и др.) не отвлекли автора от этого замысла. Первая книга трилогии - роман «Судьба» (1972). Работа над этим произведением была отмечена премией им. М. Горького. Позднее были написаны следующие части - романы «Имя твое» (1978) и «Отречение» (1987). Трилогия войдет во все собрания сочинений П. Л. Проскурина. В 1974 году полюбившиеся читателям герои трилогии шагнули на большой экран.

Захар Дерюгин и другие

Великолепная проза Проскурина буквально вытолкнула на вершину зрительского успеха экранизацию романа «Судьба» - художественный фильм «Любовь земная». Простая история: коммунист, руководитель колхоза и отец троих детей Захар Дерюгин полюбил молодую женщину Маню Поливанову. Правдивый, узнаваемый сюжет и звездный состав артистов принесли картине колоссальный успех.

По итогам проката в 1975 году эта картина заняла 5-е место в списке наиболее кассовых фильмов. При этом мысли, которые высказал автор через героев фильма, содержали критические оценки советской действительности и не потеряли актуальности до наших дней. Может быть, такая смелость и стала залогом стойкого успеха романа и его экранизации у зрителей и читателей. В составе съемочной группы картины «Любовь земная» Петр Лукич получил Госпремию в области литературы и искусства (1979).

Живой классик

80-е годы - бурный период в жизни Советского Союза. Проскурин входит в редакционную коллегию популярного издания «Роман-газета» и много пишет. В это время издательство «Современник» печатает пятитомное собрание сочинений автора (1981-1983) - своеобразный литературный отчет писателя. За творческие достижения Петр Лукич был удостоен высшей награды - звания Героя Социалистического Труда (1988).

Четкая гражданская позиция Проскурина выразилась в 1990 году. В «Письме 74-х», которое он подписал вместе с другими деятелями культуры, выражался протест против шельмования русского народа и Последний роман автора - «Число зверя». Он был опубликован в «Роман-газете» в 1999 году. 26 октября 2001 года П. Л. Проскурин скончался.

Супруга писателя, Л. Р. Проскурина, приложила много сил для сохранения творческого наследия Петра Лукича и памяти о великом писателе. Его именем названы библиотека и сквер в г. Брянске. Дети - Алексей и Екатерина - продолжили литературную династию и стали журналистами.

Петр Лукич Проскурин; Москва, Россия; 22.01.1928 – 26.10.2001

Книги Петра Проскурина достаточно широко известны в нашей стране. Он удостоен множества премий и почетных званий. Его роман «Судьба» достаточно успешно экранизирован, а его произведения сравнивают с .

Биография Петра Проскурина

Петр Лукич Проскурин родился в поселке Косицы, Севского уезда, Брянской области в 1928 году. Его отец Лука Захарович был одним из инициаторов создания в их поселке колхоза. Затем он принимал активное участие в раскулачивании. За это односельчане его невзлюбили и ему пришлось переехать в Назрань. Но и там он не прижился. Был арестован и на родину вернулся уже в конце 30-х годов. На родине у него начала гнить рука из-за чего с началом Второй мировой войны в армию его не взяли. С приходом немцев он как коммунист попал в концлагерь. Это окончательно сломило его и вскоре он вернулся в родной поселок в качестве старосты. На своей должности он усердствовал из-за чего при наступлении Красной армии ему пришлось бежать. Семью он бросил и их чуть не расстреляли. Спас случайно проезжавший глава района.

После войны Пётр Лукич работал в колхозе. В 1950 году был призван в Советскую армию в войска ПВО. Служба проходила в Подмосковье. Здесь то он и напечатал свои первые стихи. Они были изданы в газете «Красный воин». После окончания армии отправился к тетке в Грозный, но вскоре отправился на Камчатку, где работал в лесозаготовке. В 1957 году решил вернуться домой. Дорога пролегала через Хабаровск. Где он случайно попал в редакцию журнала «Дальний Восток». Там он продемонстрировал свои рукописи, и они заинтересовали местного редактора. Вскоре вышел первый рассказ Проскурина «Цена хлеба». А в 1960 год вышла первая книга Петра Проскурина – «Глубокие раны». Второй роман Проскурина «Корни обнажаются в буре» уже заинтересовал московские издательства и в 1962 году он был издан в Москве. И несмотря на разгромную критику от некоторых литературоведов Петра Лукича принимают на Высшие литкурсы.

В 1964 году после окончания курсов Петр Проскурин отправляется в Орел, где и живет до 1968 года. Это наиболее плодотворное время автора. Он задумывает и работает сразу над несколькими романами. Но вышли романы «Черта», «Судьба», «Имя твое» уже в 70-х. К тому времени писатель жил в Москве. Кроме литературной деятельности немало времени отнимала работа в редакционной коллегии «Роман-газеты», членом которой Петр Лукич был в 80-х годах.

Во времена перестройки Петр Проскурин выступает с резкой критикой в адрес так называемой либеральной литературы. Пытается определить причины неприязни к русскому народу и пишет свой последний роман «Число зверя». В 2001 году Петр Проскурин умер.

Книги Петра Проскурина на сайте Топ книг

В рейтинги нашего сайта Петр Проскурин попал благодаря популярности его романа «Судьба». Книга представлена в нашем и занимает там достаточно высокое место. Но интерес роман Петра Проскурина читать носит эпизодический характер и вполне возможно в следующих рейтингах книга не будет представлена.

Петр Проскурин список книг

  1. Азъ воздам, Господи
  2. Глубокие раны
  3. Горькие травы
  4. День смятения
  5. Исход
  6. Камень сердолик
  7. Корни обнажаются в бурю
  8. Любовь человеческая
  9. Полуденные сны
  10. Порог любви
  11. Словом, не убий
  12. Цена хлеба
  13. Черные птицы
  14. Черта
  15. Число зверя

Трилогия:

  1. Имя твое
  2. Отречение

Петр Лукич Проскурин родился 22 января 1928 года в с. Косицы Севского района. Ему не было и 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Запомнились юноше не только жестокости оккупационного режима, страдания, которые принесла война, но и глубоко запавшие в душу дела и поступки людей, не склонивших головы перед врагами. Многие из этих неизвестных героев впоследствии станут прототипами его произведений.

После освобождения Брянщины от гитлеровских оккупантов Петр Проскурин трудился в колхозе. Писать Петр Проскурин начал рано: стихи лет с пятнадцати, и отзывы на них присылал Илья Швец. Еще до армии написал свою первую повесть о войне, о партизанах. Позже, в армии, несколько стихотворений были опубликованы в военных газетах.

Из колхоза юноша уехал в поселок Пальцо, где трудился на торфоразработках. Потом - служба в Советской Армии. Демобилизовавшись, в 1954 г. уехал по огрнабору на Камчатку. Работал в леспромхозе лесорубом, сплавщиком леса, печником, строителем, шофером…

В 1960 г. в Хабаровске в местном издательстве выходит первый роман Петра Проскурина "Глубокие раны" , а в столичном ("Советская Россия") - небольшой сборник рассказов "Таежная песня" . В 1962 г. в Хабаровском книжном издательстве выходит роман о камчатских лесорубах "Корни обнажаются в бурю" .

В 1962 г. Проскурин был принят в члены Союза писателей СССР и направлен на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. В это же время Проскурин переезжает сначала в Москву, затем в Орел, затем и Брянск, но также не надолго. Начался новый период в жизни писателя, приобретшего уже всесоюзную известность. В этот период тематика его произведений в основном была взята из жизни Центральной России. Один за другим выходят в Москве его романы: "Горькие травы" (1964), "Исход" (1967), "Камень сердолик" (1968), сборник рассказов и повестей "Любовь человеческая" (1965). Затем последовала трилогия - уже упоминавшаяся "Судьба" , "Имя твоё" и "Отречение" . Кстати сказать, роман "Судьба" в 1974 г. был отмечен Государственной премией РСФСР, а в 1979 г. за сценарий кинодилогии "Любовь земная" и "Судьба" П.Л. Проскурину была присуждена Государственная премия СССР.

В это же время в издательстве "Современник" (1985 г.) писатель опубликовал сборник повестей "Полуденные сны" , в который вошли повести "В старых ракитах", "Черные птицы", "Порог любви" и повесть "Полуденные сны", давшая название сборнику. В эти годы, о которых идет речь, кроме уже упомянутых книг, вышли сборники рассказов и повестей "Роса на рельсах" , "Шестая ночь" , "День смятения" , "Тихий, тихий звон" , "Черта" , "Улыбка ребенка" и "Снова дома" . Большинство этих произведений печатались в центральных журналах. Известность писателя Проскурина к тому времени вышла далеко за пределы Советского Союза.

В 1983 г. издательство "Современник" закончило выпуск пятитомного собрания сочинений. Здесь же в 1985 и 1987 гг. вышли его книги "Полуденные сны" и "Улыбка ребенка" - два однотомника, включившие в себя уже упомянутые повести писателя, более двадцати рассказов и не вошедший в пятитомник роман "Камень сердолик". Издательство "Голос" приступило к выпуску в свет собрания сочинений Петра Проскурина в 11-ти томах. А в 1997 г., к 70-летию писателя (1998) издательство ЭКСМО переиздало его романы "Судьба" , "Имя твое" и "Отречение" в красочных обложках, тиражом в 20 000 экземпляров.

В последние годы жизни писателем написаны романы "Порог любви" , "Седьмая стража" , "Число зверя" , "Огненный ангел" .

Петр Лукич Проскурин - Герой Социалистического труда (1988), Лауреат Государственной премии РСФСР (1974) и Государственной премии СССР (1979), Лауреат Всероссийских премий им. Л.Н. Толстого (1995), им. Ф.И. Тютчева (1996), Почетный гражданин Брянской области. Он был одним из секретарей Союза писателей СССР и до 2001 г. был сопредседателем Правления Союза писателей Российской Федерации.

Литература

  • Алексеев, В. П. Родословная писателя П. Проскурина / В. Алексеев. - Брянск, . - с.: ил., портр.
  • "Имя твое - народ" // Парыгин, В. На ощупь мир правдивей / В. Парыгин. - Брянск, 1999. - С. 476-531. - (Брянщина литературная. Кн. 4).
  • Проскуринские чтения : материалы межрегион. науч.- практ. конф., г. Брянск, 22 янв. 2013 г. / Централиз. система общедоступ. б-к г. Брянска, Центр. гор. б-ка им. П.Л. Проскурина. - Брянск, 2013. - 32 с.
  • Шаравин, А.В. Петр Лукич Проскурин (1928-2001) / А.В. Шаравин, И.А. Биккулова, И.Н. Гаврилкова, Л.Л. Семенищенкова, А.В. Старцева, Л.С. Кустарева // Брянщина литературная: с XVIII века до наших дней. - Брянск, Курсив, 2012. - С. 251-270.
  • Алексеенко, А. Хочу рассказать о книге / А. Алексеенко // Севская правда. - 2008. - 22 янв. (№7). - С.2.
  • Бабичева, З. Именем писателя // Брянский рабочий. - 2003. - 25 янв.
  • Бабичева, З. Феномен Петра Проскурина // Брянский рабочий. - 2002. - 30 окт.
  • Бахтинова, Е. Сын земли брянской / Е. Бахтинова // Брянская учительская газета. - 2008. - 21 марта (№11). - С.9
  • Бобров, А. Надежда в бездонной дали // Парламентская газета. - 2003. - 23 янв.
  • Грек, О. Мы помним / О. Грек // Наш город Брянск.- 2008. - 24 янв. (N2).. - С. 12.
  • Гусева, Р. …А вокруг эта память / Р. Гусева // Севская правда. - 2008. - 22 янв. (№7). - С.2.
  • Деханов, В.П. Л. Проскурин «Нам всем сейчас надо держаться» // В. Деханов // Брянская правда. - 2008. - 18 янв. (№2). - С.7
  • Егунова, А. Какие произведения Петра Проскурина вам нравятся? / А. Егунова // Севская правда. - 2008. - 22 янв. (№7). - С.2.
  • Егунова, А. Свою первую повесть Проскурин написал на старых обоях… // Брянский перекресток. - 2006. - 27 сент. (№38). - С. 14.
  • Земляных, Е. Сын земли Севской / Е. Земляных // Севская правда. - 2008. - 22 янв.(№7). - С.2
  • Земляных, Е. Певец земли русской / Земляных Е. // Севская правда.- 2015. - 20 января (№6). - С.2
  • Из творчества Проскурина // Брянская правда. - 2008. - 18 янв. (№2). - С.7
  • Клещ, А. В Севск приезжал сын писателя / А. Клещ // Севская правда. - 2008. - 21 марта (№24). - С.1
  • Потупов, Е. Как живой с живыми… // Брянские известия. - 2002. - 25 окт.
  • Потупов, Е. "Чем трагичнее биография писателя, тем глубже и ярче его книги" / Е. Потупов // Брянская учительская газета. - 2008. - 18 янв. (N2).. - С. 8.
  • Потупов, Е. Сотворивший судьбу, оставивший память // Брянская учительская газета. - 2006. - 27 окт. (№42). - С. 8.
  • Проскурин: времена и годы" // Голос профсоюзов. - 2008. - 20 марта (N12).. - С. 5.
  • Петр Проскурин: "Пробудить русский народ" // Брянская правда. - 2013. - 1 февр. (N5). - С.4
  • «Родился я в поселке Косицы» // Севская правда. - 2008. - 22 янв. (№7). - С.2
  • Сорокина, И. К юбилею писателя / И. Сорокина // Брянская учительская газета. - 2008. - 11 янв. (№1). - С.16
  • Холина, Л. Вечер творчества писателя / Л. Холина // Севская правда. - 2011. - 8 февр. (N13). - С.3
  • П.Л. Проскурин : К 80-летию со дня рождения [Электронный ресурс] // Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева.- Брянск, 2008.- Режим доступа:


П роскурин Пётр Лукич – советский российский писатель и общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 22 января 1928 года в посёлке Косицы Севского района Брянской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1971 года. После окончания Великой Отечественной войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в армию в войска ПВО. Почти вся его служба прошла в Московской области. Тогда же под псевдонимом Павел Росин он опубликовал первые стихи в окружной газете «Красный воин».

Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре переехал на Камчатку, где три года работал шофёром в северных леспромхозах. В 1957 году по пути в Брянск остановился в Хабаровске. В следующем году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда» появился один из его рассказов – «Цена хлеба».

Там его заметили и уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу П.Л.Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, он вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году, в том же году писателя приняли на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М.Горького в Москве.

Через два года, окончив курсы (1964), он уехал в город Орёл, где жил вплоть до 1968 года (потом переехал в Москву). В Орле он задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972; Государственная премия РСФСР, 1974; по мотивам романа был снят фильм «Любовь земная», 1974, режиссёр Е.С.Матвеев), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987-1990). В начале 1980-х годов он написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис.

В период перестройки (1985-1991) чуть ли не каждая его статья вызывала шквал откликов. Много споров вызвали его рассуждения о И.В.Сталине. П.Л.Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 22.01.1988).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1988 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Проскурину Петру Лукичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В его произведениях отражён сложный, созидающий и героический путь русского народа на протяжении всего трагического ХХ века: духовный поиск русского человека на своём историческом пути, его стремление к созданию новых форм социального обустройства общества. Центральной темой его творчества стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов, её влияние на нравственное самосознание народа, укрепление патриотизма и духовной силы.

Особый этап творчества представляют его произведения последнего периода после распада Советского Союза. Романы, публицистические статьи и очерки характеризуются углублённым философским и психологическим проникновением в самые трагические противоречия, доходящие до хаотического состояния и распада в русской жизни послеперестроечной России, тяжко обретающей свой насильственно обрубленный исторический путь.

Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1979) и РСФСР (1974).

Почётный гражданин Орла (2000) и Брянской области.




Top