Певец должен. «Певец должен петь»

Наше пятничное интервью на этот раз выходит в понедельник, но надеемся, на его интересность это не повлияет. Гостем редакции стал Алексей Молдалиев, и повод для разговора подходящий есть - презентация нового арт-проекта «Два крыла». Певец и композитор рассказал нашему корреспонденту, почему он не уехал покорять Москву, по каким причинам не ходит на концерты заезжих звезд и зачем ему сейчас понадобилось музыкальное образование.

— Добрый день. Всегда рады гостям, а особенно приятно, когда после череды интервью с политиками и общественными деятелями у нас наконец-то творческая личность. Как у вас настроение, готовы пообщаться?

— Да, конечно.

— Ну, значит, начинаем. И давайте вот с чего начнем — мне интересно, вы к нам на общественном транспорте ехали?

— Узнают вас на улице?

— Конечно.

— Как реагируют?

— Ну, как реагируют, спокойно. Нет такого, чтобы «аааа…». Я вижу, что люди замечают, некоторые здороваются. Некоторые подходят и спрашивают «когда у вас следующее выступление, концерты… » По семейному это все происходит, спокойно.

— А изменилось отношение - лет десять назад как узнавали, и как сейчас?

— Был какой-то перерыв, может быть. Лет 10 назад то же было. Когда был у меня взрыв конкурсный, вокальный — в 90-е годы, а после, в конце 90-х, было небольшое затишье. Сейчас с новой силой, может из-за того, что достаточно часто везде на подмостках мелькаю.

— Вы живете во Владимире всю жизнь. Почему не уехали никуда, в Москву, например? Ведь очень многие едут в Москву, говорят, что там проще пробиться, там больше возможностей.

— Я согласен, что возможностей больше. У меня были попытки в 90-х годах, но не увенчалось это все успехом. А расталкивать и лезть туда, честно говоря, мне просто не захотелось, потому что это не мое. Много времени нужно и психологически это тяжело. А у меня все-таки подвижная такая психика и всегда напряженная.

— То есть, по трупам через кого-то идти к славе вы не захотели.

— Да ну! Потом, все-таки, когда смотришь, что так много артистов, так много талантливых и не очень талантливых, одаренных вокально и так далее, и кто попадает в эту обойму, кто не попадает… Это все так жестоко. Конечно, этим надо заниматься, на это очень много времени нужно. Честно говоря, я не то что не хочу, но я занимаюсь и авторской песней, и сам исполняю… Я лучше потрачу время на это.

— То есть, вам во Владимире комфортнее в этом плане, вас устраивает, что вы заняли свою нишу, вас здесь любят, вас здесь знают.

— Да, я согласен, это так.

— Понятно. А вот есть ли для вас какое-то знаковое место во Владимире. Место, которое ассоциируется с городом, которое является, по вашему мнению, символом города?

— Ну, естественно, я уж не буду говорить о Золотых воротах, тем более, что я песню пою Михаила Суздальцева про Золотые ворота . А остальное - те места, в которых приятно проводить время: парк Липки, смотровая площадка… Город небольшой, здесь все мое, я себя здесь чувствую очень хорошо. Дома я!

— А где вас можно встретить, например?

— Вы живете, я знаю, в Добром.

— Я живу в Добром, везде хожу, стараюсь больше двигаться, можно встретить меня в супермаркете, можно встретить в автобусе, в кафе…

— То есть, вы настоящая народная звезда?

— Ну как бы да, можно так назвать.

— Давайте о творчестве. Если я правильно понимаю, через пару лет вы будете отмечать…. аж 25-летие творческой деятельности. Я не ошибаюсь?

— Может быть буду отмечать, мы посмотрим. Я не хочу отмечать какие-то даты юбилейные, мне это не очень нравится. Выработалась такая тактика — если есть новый альбом, новый проект, новая программа - я под это дело, конечно, собираю. Я сделал уже 20 лет творческой деятельности, и думаю, этого вполне достаточно. И говорить о том, что 20, 30 или 40, а мне вообще там 80… Не хочу об этом звенеть, во всяком случае, это мало кому интересно. Интересно то, что происходит в творческой жизни человека, с кем он работает, какой материал он выдает - я думаю, что это главное.

— Если бы у вас была возможность сейчас поговорить с самим собой, но с 20-летним… Вот сейчас вы встречаете себя 20-летнего, он отходит от шока и что вы ему говорите, какой совет вы ему даете?

— Это, конечно, очень сложно… Как правило, 20-летним мало что можно советовать. Они не принимают ничего. И я согласен, что это правильно. Потому что есть какие-то импульсы, есть какой-то максимализм, свойственный начиная с 15-16 лет и до 30-ти. Это период, где не нужны, наверное, советы. Что-то кто-то контролировать должен, может быть - педагоги, родители, близкие, друзья, коллеги.

— Но самому себе вы бы хотели что-то посоветовать?

— Ой, я даже не знаю, что бы я посоветовал. Я бы, наверное, ничего не стал советовать. То, что происходило, когда мне было 20 лет, этого было достаточно, чтобы формироваться и кем-то стать. Может быть, не исключаю, моя профессия могла бы быть другой. И говорить о том, что трудолюбие, терпение, любовь к жизни, любовь к радостям жизни, которые дают возможность почувствовать себя человеком… Ты отдаешь себя, какие-то энергетические вещи, получаешь взамен что-то… Это твое ощущение, главное - найти вот эту нить, вот эту струну. Это главное, а не то что — ты хочешь быть артистом, ты хочешь медийности, хочешь какой-то славы, успешности, денежных каких-то вариантов.. Говорить об этом самому себе, когда мне было 20 лет - я бы вряд ли это понял.

— Вы говорите, что ваша профессия могла бы быть другой. Как бы вы могли стать?

— Ни для кого не секрет, тем более для моих друзей, что я работал в госбанке, бухгалтером. И решил поступать в Финансово-экономический институт, попытался это сделать… Слава Богу, не состоялось, не случилось и я вовремя это все бросил.

— Вы регулярно общаетесь с журналистами, я так полагаю…

— Нет, они меня особо не мучают.

— Ну, я посмотрела в интернете, много нашла про вас материалов, почитала кое-что.

— Да, но это в течение каких-то лет там собрано.

— Я к чему, собственно - когда с вами разговаривают, бывает такое, что вы готовитесь к интервью, думаете - наверное, вот об этом спросят. И хотите о чем-то рассказать, а об этом не спрашивают?

— Да, потому что, как правило, все это делается бегом — «Нам нужно чтобы актуально, чтобы быстро. У вас концерт? Давайте мы вот об этом поговорим и все, у нас время… » И так далее, и так далее. Вроде бы это правильно, это нормально. Но с другой стороны, получается одно и то же, одни и те же вопросы. Я прекрасно понимаю, что многие люди не знают, надо об этом рассказать. Было одно или два интервью, которые были не просто интервью, а беседы, такие диалоги, и достаточно интересные. Но я просто боюсь быть скучным, и свои философские вещи… Никому они не нужны, нужны только мне и действительно очень близким людям, которые заинтересованы в каком-то таком общении. Конечно, хотелось бы с кем-то так поговорить. Но это получается какое-то «раздевание».

— То есть, все должно происходить спонтанно, естественно.

— Я думаю что да. Это как в любом деле.

— Вы исполняете как серьезные произведения, например, с Губернаторским симфоническим оркестром, так и джазовые произведения, и эстраду. Для вас самого-то что ближе?

— Для меня ближе, получается, поп-музыка. Жанр эстрадной песни, эстрадного романса. Я это делаю и получаю отдачу какую-то. Какие-то большие проекты делать и серьезные… Но что значит серьезная музыка? Я не могу сказать, что у меня несерьезная музыка. У меня есть песни, которые очень серьезные, есть ироничные. Есть такие, из которых хотелось бы сделать до такой степени попсовый вариант… Но не хочется в это уходить. Исполнитель или певец должен уметь петь в любом жанре, я считаю, это правильно. Естественное, он определяет для себя то, что у него лучше и качественнее получается. А так - тот же Хворостовский поет и арии, академические классические произведения, и романсы, и баллады, и военные песни. Такая многожанровость открывает какие-то другие вещи - человек больше познает себя. Так же, как и зритель. Это очень хорошо.

— Вы во Владимире ходите на чьи-нибудь концерты, я имею в виду заезжих звезд?

— Нет. Я не хожу, я просто как-то периодически попадаю случайно. Вот Зураб Соткилава приезжал, мы были на концерте. Я как раз до этого что-то про него прочитал и получилось в тему. Потом я уже несколько раз попадаю и с удовольствием иду на концерты Антона Румянцева - нашего саксофониста. Джазовые коллективы. На эстрадные не хожу, тем более, что этого сейчас достаточно много, и во всех эфирах на радиостанциях… Слушать все это со сцены мне, честно говоря, не хочется.

— Еще, если не ошибаюсь, вы только недавно получили музыкальное образование.

— Да, музыкального образования у меня не было. Я в 2009 году закончил, что ли… Недавно.

— А зачем оно вам понадобилось, вы были уже сложившейся личностью творческой, у вас были свои поклонники… Для чего?

— Есть друзья, которые - «Леш, а как ты думаешь вообще дальше-то? Ну, выйдешь на пенсию, чего ты будешь делать? Если петь-то уже не будешь ». Я говорю — «Ну, я не знаю… » Во всяком случае, есть у меня диплом, я могу преподавать.

— Вы занимаетесь преподавательской деятельностью?

— Сейчас нет. Только какие-то консультации, в качестве члена жюри, какие-то мастер-классы. А педагогическая деятельность подразумевает все-таки больший охват времени, я так не могу, мне нужно бросить тогда все остальное. Ученика надо брать и вести, это очень серьезно.

— А в детстве была музыкальная школа?

— Не было.

— Как вы запели вообще?

— В детстве поют все, наверное. Я вот тоже начал петь с детства, с четырех лет. Пел в школе, на каких-то вечерах, в летних пионерских лагерях были какие-то выступления. Мне очень нравилось петь, я очень это любил, и мама пела раньше. У меня в семье все очень любили музыку, слушали пластинки. Мы были не настолько богаты, чтобы иметь импортные диски, которые доставать было сложно. Советская эстрада была, я ее слушал очень много. А уж потом, когда учился в школе, занимался по классу фортепиано. У меня был педагог Василий Дешпет, он учился в училище музыкальном, пел в нашем государственном ансамбле «Русь», в камерном хоре Эдуарда Митрофановича. Он был очень грамотным человеком и он со мной занимался около года, тем более, что жил со мной в одном доме. Я уже сам играл, сам подбирал что-то, пел, мне все это было настолько интересно. Я в день сидел по 3-4 часа…

— Вы были увлечены этим изначально и вам повезло, что вы, по сути, всю жизнь занимались любимым делом.

— Да. А в музыкальную школу меня почему-то так и не отдали родители. Я ходил в театральную студию при Дворце творчества юных. Так получилось, что вот, образования не было. Но поскольку друзья сказали «Леша, надо, надо, давай… » И такая возможность - открылось у нас вокальное эстрадно-джазовое отделение при гуманитарном университете, Лариса Семина меня взяла в оборот. В общем, поздно, но я думаю, что верно.

— Один мой знакомый очень просил узнать у вас секрет вечной молодости. Говорит, когда он учился в 6 классе, вы заканчивали 10. И сколько прошло лет, а вы все молодой, молодой…

— Ну… Средство Макропулоса!

— А что-нибудь более доступное? Спорт, правильное питание, чем-то увлекаетесь?

— Да нет, ничего правильного у меня нет. Я склонен ко всяким вредным привычкам. Дело не в этом. Конечно, занимаюсь физкультурой, когда есть время. Может, гены. Я не знаю.

— Ясно. А еще на днях у вас презентация нового диска случится для широкой общественности. У вас была презентация для друзей, а теперь всем готовы представить.

— Расскажите что за диск, как называется.

— Диск называется «Два крыла», название возникло из-за того что диск делали в соавторстве с поэтессой Ольгой Савенковой. Сделали песни за несколько лет, какие-то песни доработали и собрали на один альбом. Песня — как птица, которая имеет два крыла, музыку и стихи. Так это определили. И 6 июня в Городском дворце культуры на улице Горького в 18.30…

— Билеты еще есть в кассах?

— Билеты в кассе пока еще есть. Мы сделаем презентацию для публики. Желающие могут прийти, купить диски, купить сборники Ольги Савенковой. Режиссер, который делает эту программу - Наташа Загубняя, думаю, что это будет качественное шоу.

— Программа будет отличаться от той, что была для узкого круга?

— Конечно. Для узкого круга мы просто собрали своих друзей, из писательской организации кого-то, поскольку Ольга - член Союза писателей, знакомых членов Союза композиторов, в котором я состою, тоже пригласили. И сделали такой семейный праздник.

— А теперь будет шоу, правильно?

— А здесь да, здесь будет больше шоу. Сцена требует другой подачи. Идея мне понравилась, так что будем надеяться, что все будет отлично и понравится многим. Потому что многие уже ходят и ловят вот эту мою песенную мелодическую установку. Говорят — «Молдалиев, мы тебя уже узнаем, и ходим, с удовольствием это слушаем… » Я говорю — «Хорошо, молодцы, правильно ».

— Ну, супер. А теперь у нас для вас подготовлены блиц-вопросы. Отвечать надо по возможности коротко. Но если есть что сказать, можно и расширить. Вопрос — как выглядит ваше идеальное утро?

— Мутное. Тяжеловато мне утром всегда. У меня давление низкое, мне приходится себя «растряхивать».

— У вас много друзей?

— Волнуетесь ли вы перед выходом на сцену?

— Конечно.

— Что вы совершенно не приемлете в человеке? Имею в виду какое-то человеческое качество, черту характера…

— Эгоизм. Выскочек не люблю.

— Вы суеверны?

— Ваше время это день или ночь?

— Ой, как это все сложно. А бывает и день, и ночь, точно не могу сказать.

— Вы поете в караоке?

— Это было очень давно, я даже забыл когда.

— У вас есть домашнее животное?

— Породистый?

— Нет, обычный, рыжий.

— Понятно. У меня тоже. А какая музыка крутится у вас сейчас в голове?

— У меня постоянно крутится. Сегодня у меня крутилась одна из моих последних песен…

— Которую мы услышим на концерте!

— Которую вы услышите на концерте.

— А продолжите фразу - город Владимир это…

— Мой дом.

— Отлично. Собственно, это все наши вопросы. Я хочу поблагодарить за то, что вы пришли к нам пообщаться, и пожелать вам успехов - как творческих, так и в личной жизни. Спасибо, приходите еще!

— Спасибо, вам тоже удачи.

Большое количество современной молодежи стремится покорить весь шоу-бизнес. Богатая жизнь, которая сопровождает знаменитых певцов и певиц, является одной из общих целей начинающих артистов. Но быть знаменитым певцом или певицей подразумевает не только роскошную жизнь, но и тяжелый регулярный труд, который является залогом общего успеха и славы. Каждый начинающий певец должен руководствоваться основными принципами достижения собственных целей.

Основные шаги начинающего артиста

Первые шаги начинающего певца должны заключаться в прекрасном умении петь, которое нужно постоянно совершенствовать. Много современных звезд начинали свою карьеру при полном отсутствии вокальных азов. Но упорный труд и стремление учиться позволяют отточить собственное мастерство до высочайшего уровня.


Начинающий певец должен определиться с собственным стилем и основным репертуаром, который будет временной основой для достижения промежуточных целей. К подбору песен необходимо подходить очень внимательно, учитывая специфику собственного тембра и широты голоса. Купить песню, которая будет полностью соответствовать стилистике и репертуару начинающего певца, можно в специальных компаниях, осуществляющих авторское написание оригинальных материалов под конкретного заказчика. Такая особенность позволяет индивидуально подобрать необходимый тип песни, которая будет главной в общем списке исполнителя.

Возможность заказа качественных песен

При выборе собственного направления развития репертуара каждый начинающий исполнитель должен ориентироваться на личные предпочтения и восхищения других известных певцов. Купить песню определенного стиля можно у представителей компании, которая профессионально занимается предоставлением данных услуг для начинающих певцов. Широкий спектр услуг таких компаний включает не только написание качественного материала, но и продвижение песен во всевозможных источниках. Такие возможности необходимо полностью использовать начинающему певцу для того, чтобы максимально заявить о себе.

Используя всевозможные способы собственного продвижения, начинающий певец должен регулярно принимать участие в различных фото сессиях, интервью известным изданиям, светских мероприятиях и других событиях шоу-бизнеса. Имея возможность записать собственный клип, необходимо качественно и оперативно выполнить данную процедуру. Широкое распространение оригинального клипа позволит достичь определенной популярности. Соблюдая определенные шаги на пути к собственной мечте, каждый начинающий певец может достичь значительных высот.

Расскажи о своем творчестве, о чем оно и для кого?

Моё творчество – это моё душевное состояние, оно для всех, оно о самых чистых чувствах, которые существуют. Разные жизненные обстоятельства способствуют моему выбору стиля работы. Например, после выпуска песен "Fly to the sky" и "Where are you angel" совместно с моей сестрой Альбиной, я попробовал себя в другом стиле. У песни "Your life" очень глубокий жизненный смысл. А ещё я пробовал себя в легком рэпе – песня "Про любовь" в написана как раз в этом стиле. Она про чувства и про принципы жизни. Конечно, помимо этих песен и проектов я работаю над новыми. Вот совсем недавно я вернулся из Франции. Там на протяжении почти двух месяцев я работал над новым проектом.

Как формировался твой музыкальный опыт?

Я с детства занимаюсь музыкой и творчеством, участвовал в разных концертах, спектаклях, шоу. Потом закончил музыкальную школу имени Чиприяна Порумбеску и поступил в консерваторию на факультет композиции. Я уже на третьем курсе! Образование – это необходимость и возможность усовершенствовать себя в профессиональном плане. Ну а если говорить о первом опыте в мире шоу бизнеса, то это было реалити-шоу "Fabrica de staruri". Я благодарен тем, кто поверил в меня и дал мне шанс проявить себя. После "Fabrica de staruri" я начал писать песни – как для себя, так и для тех, кто любит моё творчество.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать профессиональный певец?

Талантом в первую очередь. Певец должен очень много работать, учиться и совершенствовать свой опыт и знания. Он должен быть харизматичным и, конечно же, искренним, петь душой и сердцем.

Как думаешь, чтобы хорошо петь, необходимо страдать?

Наша эстрада сильно отличается от зарубежной – преимущественно работой под фонограмму. Правильно ли это, по твоему мнению?

Музыка должна быть живой во всех смыслах. Чтобы её можно было прочувствовать.

Как проходит твой обычный день?

Мой обычный день очень насыщен и весь проходит в работе и в занятиях. Я много пишу, сочиняю, потом занимаюсь своими делами: встречи, переговоры, спорт, а также общение с друзьями и коллегами.

Чем любишь заниматься в свободное время?

В свободное время я занимаюсь спортом: играю в футбол, большой теннис. Еще отдыхаю с друзьями, коллегами и, конечно, семьей.

Кого бы ты назвал самым близким и дорогим человеком?

Ближе семьи у меня нет никого, это самое драгоценное, что есть в нашей жизни. Я очень благодарен своей семье за поддержку, за понимание. Для меня это самые близкие и надежные люди.

Андрей, раскрой секрет: какой должна быть девушка, чтобы тебе понравиться?

Она должна быть искренней, милой и позитивной. И нужно, чтобы она могла поддержать в трудную минуту. Девушка, которая может мне понравиться, должна полюбить не только мою оболочку, но и мой внутренний мир.

Выражение, которое ты чаще всего употребляешь?

"Если не можешь изменить мир, попробуй изменить хоть что-нибудь внутри себя". И ещё мне очень нравятся слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический (классический, оперный),
эстрадный,
джазовый,
народный

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает.

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).

Один подробно расскажет про строение гортани (с рисунками и схемами) и как она должна встать, чтобы звук был правильный. Другой будет что-то говорить про купол во рту, а третий просто предложит взять в рот огурец.

Бывают и оригиналы, которые заставляют распевать разные неприличные слова: и это, оказывается, очень эффективно работает.

Стоимость индивидуальных занятий у разных педагогов колеблется от 80грн. до $100 за академический час.

Но опять-таки, высокая цена не говорит о супер профессионализме педагога, исходить нужно скорее из собственных возможностей: заниматься необходимо минимум два раза в неделю (аккомпаниатор оплачивается отдельно).

Непрофессиональный педагог - это кошмар всех начинающих вокалистов, поскольку идентифицировать его новичку довольно сложно. Халтура часто вскрывается только потом... например, при переходе к более опытному специалисту, когда голос уже испорчен, - приходится переучиваться.

Если на уроках поётся несвободно и длительное время нет улучшений (первые хорошо слышимые результаты, в принципе, должны появляться уже через 8-10 уроков) или, ещё хуже, появляется боль в горле или сиплость - от такого педагога нужно бежать немедленно. При подобных проблемах можно обратиться к врачу-фониатру - он наверняка определит, что работа с голосом идет неправильно.

Учиться никогда не поздно

Зато начинать учиться вокалу можно когда угодно. Любому голосу отпущен определённый период, после которого он при активном использовании постепенно «стирается». Это примерно 30 лет. Так что, начав петь лет в 40, можно и не дожить до конца своей славы.

Вопиющий случай: пришёл учиться дедушка 70 лет, у него был шикарный баритон, тембр - как у молодого. Правда, склероз брал своё, и певец часто забывал... слова своих арий прямо во время выступления.

В музыкальные школы, как правило, берут только детей. А в любое музыкальное училище, готовящее академистов, нужно поступать уже с готовыми, отработанными произведениями (песня, романс, ария).

Если знакомых педагогов нет совсем, можно поискать в музыкальных консерваториях, или училищах - многие преподаватели вокала подрабатывают и частной практикой.

Чтобы избежать лотереи (увы, даже профессор может испортить ученику голос), сходите на концерты-зачёты, которые часто бывают общедоступными, и послушайте, как поют разные ученики, - это будет наилучшим свидетельством профессионализма преподавателя.

В конце концов, дойдите до ближайшего Дома культуры и узнайте, нет ли там студии эстрадно-джазового, народного или оперного вокала.

При любом раскладе не стесняйтесь своего неумения - практически любой хороший педагог с удовольствием берётся именно за неопытных учеников. Конечно, умение сыграть хотя бы простенькую гамму не повредит. Но даже те, кто не знает, что такое нотный стан, в процессе обучения вокалу все равно усваивают хоть какие-то основы музыкальной грамоты - во-первых, в этом нет ничего сложного, а во-вторых, просто нет другого выхода.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

С какого возраста можно учиться пению?

Приобщаться к пению можно в любом возрасте. Желательно - в юном, даже... в утробе матери (учёными было показано, что зародыш реагирует на музыку изменением ритма своего сердца!). Пусть ребенок "спит у рояля", когда родители музицируют. Будущему певцу еще до "взрослых" занятий желательно формироваться музыкально. Это ускорит будущее вокально-техническое развитие. Детские впечатления прочны и создают фундамент для предстоящей профессии. Многие выдающиеся певцы начинали петь в детском хоре, соблюдая умеренную голосовую нагрузку. Если после мутации (у мальчиков, в процессе созревания, голос может стать более низким) сформируется профессиональный голос, то пение в детстве явится существенным вкладом в становление вокалиста.

Начальный период! Не заложив фундамента, не жди успехов. Выражаясь афористично, учение в молодости - резьба по камню, в старости - черчение на песке. Первые вокальные шаги намечают и закрепляют нейромышечные координации. Если начальные координации порочны, то при дальнейшем выправлении эти связи не исчезают, а лишь покрываются новыми навыками и в неблагоприятных условиях рецидивируют. Начальные впечатления зачастую создают шоковые ассоциации, вырабатывают на уровне подсознания стойкие условные рефлексы. Хаотичные же рефлексы вызовут голосовые неполадки даже в отдаленном будущем.

Основные качества: тембр, диапазон и громкость. Важнейшее - тембр. При умеренном диапазоне и малой силе голос может представлять интерес, если тембр красив. Но при плохом тембре (даже с широким диапазоном и большой громкостью) классическое пение лишено привлекательности. Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых складок, сила - от интенсивности выдыхания и амплитуды колебаний складок, тембр - от состава обертонов.

Как быстро можно научиться петь?

По каким свойствам классифицируют певческие голоса?

Тип певческого голоса определяется по тембру, диапазону, переходным звукам, способности комфортно выдерживать определенную тесситуру. Имеет значение характер голосовых складок. Тип голоса определяется и по качеству звучания регистров. У сопрано зачастую более свободно звучат высокие звуки. У басов - центр и низы, у меццо-сопрано - средний регистр.

Ошибки в определении типа голоса случаются нередко, а последствия этого негативны. Голос новичка не развит, не может выразиться полноценно. К тому же, подражая кому-либо, начинающий певец "подгоняет" голос под какой-то стандарт. Оценка типа голоса должна уточняться в процессе развития певца. Немало и "промежуточных" голосов. Например, ни бас, ни баритон, а бас-баритон. Иногда такого певца стремятся вести как баса либо баритона, частично искажая природу. Утрировка одного из регистров помогает имитировать более низкий или высокий; тип голоса. Но сгущение, например, грудного тембра ведет к затрудненности "верхов". Во всех индивидуальных оттенках определить тип голоса очень важно. Когда годы поют "не своим" голосом - это разрушительно для него. Голосовой аппарат во вред себе способен приспосабливаться и имитировать звучание, которому хочется соответствовать.

Легко ли овладеть основами вокальной техники?

Если голос "поставлен" от природы, то легко. Но это большая редкость. Попадаются счастливцы, у которых гортань анатомически удачно построена и организована для пения. Им не требуется особых приспособлений для перехода от речи к пению. Для большинства же такой переход сопряжен с поисками приспособлений гортани. Обычно овладевают голосом долго, отчасти вслепую. А бывает, неудачное звучание исправляется малой частностью. Например, исполнитель форсировал голос, но поменял его тип или осознал пользу для него придыхательной атаки - и тон стал мягким, певучим. Корректировать голос надо "уважительно" по отношению к его природе.

Почему пению учатся долго?

Не всегда долго, хотя в большинстве случаев. На достижение и закрепление культуры вокального звучания обычно уходит много времени. Вокалист не видит собственных "клавиш" и в поисках технического развития нередко ошибается, долго исправляется вслепую. Капризна вокальная техника, но это лишь средство. Певец должен быть грамотным музыкантом, выразительным артистом. Этому тоже долго учатся.

Можно ли научиться петь по книгам?

Петь учит практика. Учиться петь по книгам - учиться плавать на берегу. Но грамотные книги передают опыт, помогают осознать голосовые проблемы, содействуют самостоятельной работе певца, сокращают время обучения. Если ученик не умеет работать самостоятельно, или даже подготовленный вокалист не осознает свою технику, то они, встретив новые певческие трудности, легко теряют вокальную форму.

Существуют ли секреты обучению пению?

Мистического нет, есть непознанное. Учащимся нужны вокальные данные, работоспособность, талант. Даже - везение. Пой согласно природе голоса! Если индивидуальные свойства голоса и нервной системы называть "секретами", то они существуют.

Что называют вокальным слухом?

Вокальный слух - это способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов. Вокалисты воспринимают певческое звучание не только слухом, но и мышцами голосового аппарата, вибрационными ощущениями, зрением, то есть взаимодействием разных органов чувств, опыта, интеллекта слушающего. Главный инструмент вокальной педагогики - слух, связанный с субъективными певческими ощущениями, тоже отчасти субъективен, особенно у неопытных исполнителей. Он нуждается в подстраховке. Певец слышит в преломлении ощущений своего голоса. Слуховая информация перерабатывается сознанием, связана с аналитическими способностями, нуждающимися в развитии и в опыте.

Что называют атакой звука?

Атакой звука называют его начало, зарождение. Воинственный смысл слова не имеет отношения к пению. Условно различают три типа атаки: твердую (сначала смыкаются голосовые складки, затем давление воздуха размыкает их); мягкую (подача дыхания и смыкание складок происходят одновременно); придыхательную (сначала обильно подается через голосовую щель дыхание, затем включаются в работу складки). От того, как голосовые складки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса. За основу в пении обычно берется мягкая атака звука. Другими пользуются, когда этого требуют технические и художественные задачи. При напряженном звучании голоса наиболее полезна придыхательная атака.

Какое дыхание целесообразно в пении?

Наиболее приемлемо смешанное дыхание, или, что одно и то же, грудобрюшное, реберно-диафрагматическое, косто-абдоминальное. Оно сопровождается движением диафрагмы, нижних и средних ребер, брюшной стенки. Менее применим грудной тип дыхания. Всеми отрицается дыхание ключичное. Гигиенично дышать через нос: наружный воздух очищается от пыли, увлажняется, согревается. Этим предохраняются дыхательные пути от раздражения.

Работать ли над дыханием вне пения?

Тренировать певческое дыхание вне пения, как правило, не рекомендуется. Все части голосообразующей системы тесно взаимодействуют. Изолированно работают над дыханием редко и по решению педагога.

В какие часы результативнее петь?

Не всегда есть возможность выбирать время. Но хронотипы людей различны (хроно - от греческого: время). "Жаворонкам" лучше распеваться утром (10 - 12 часов), "совам" - к вечеру (15 - 18). Специалисты по биоритмам даже утверждают, что, теряя контакт с нашим телом, люди через десятилетия наживают патологию.

Можно ли обходиться без вокальных упражнений?

В бытовом пении (бурлаки, крестьяне в поле и т. д.) упражнений вообще не пели. В академическом обучении исключения тоже бывают, но профессиональная подготовка в целом не обходится без вокальных упражнений. Они не только приводят голос в наилучшее рабочее состояние, но тренируют его целенаправленно с учетом индивидуальных и ситуативных задач.

От исполнителей оперных партий - две октавы. От камерных певцов - полторы. Необученные певцы чаще используют объем септимы (типичный, средний диапазон народных песен). Рамки эти условны.

Что мешает расширять диапазон певческих голосов?

Необученные певцы используют звучание преимущественно одного регистра. У мужчин - чаще грудного. Этим и ограничиваются. Расширению диапазона путем микстования (искусственного объединения грудной и головной функций голоса) мешает в первую очередь стабилизация и перегрузка грудного звучания. А также зажатость гортани, напористое дыхание, искажение природы, типа голоса. Попытки подогнать верхние звуки к грудному тембру - это типичное нарушение природы голоса, игнорирование регистровых механизмов, они, несомненно, чреваты последствиями.

Певческая форма, трудно обретаясь, довольно легко теряется без тренировки. Ее приходится постоянно поддерживать. Происходят и возрастные изменения, требующие нахождения новых вокальных координаций. Поставленные от природы голоса - весьма редки. Абсолютное большинство голосов требует обработки.

Каковы основные дефекты звука у певцов?

Типичные недостатки: форсирование, "гортанность" голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные и, е, безопорность звучания, сиплый тремор или жесткий. Неточное попадание на звук (подъезды). Зажатое или открытое звучание "верхов". Нарушение вибрато, тремор. У певцов хора - тенденция к обезличиванию тембра.

Каковы способы исправления вокальных дефектов?

Способов много: верное определение типа и характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Лучший способ - недопущение дефектов. Для исправления одних и тех же дефектов могут применяться разные вокальные приемы. Одним певцам лучше помогают мышечные ощущения, другим - вибрационные.

Каковы особенности обучения певцов-любителей?

Любители занимаются добровольно и вне строгих норм профессионального обучения; имеются в виду: возрастной ценз, сроки обучения, профессиональная перспективность, технические требования, охват музыкальных стилей, четкое соответствие академической или народной манере пения. Репертуар любителей должен быть одновременно и учебным, и концертным, чтобы не снижать интерес к занятиям, не уповать на успехи лишь в отдаленном будущем.

Что называют камерным пением?

Камерное пение - от латинского "комната" - подразумевает исполнение вокальной музыки в жанрах романса, песни, ансамбля. Камерное пение требует от исполнителя богатства тонкой нюансировки (каждая песня - спектакль). Мощь голоса не обязательна.

Уместны ли выступления в подготовке новичка?

Выступления полезны на всех этапах обучения (с посильным репертуаром!). Выступления тонизируют певцов, активизируют самостоятельную работу, обнаруживают коллективно недостатки занятий, а также учат исполнителей реализовываться художественно, преодолевая концертный стресс (иногда исполнители принимают валерьянку, что конечно, само по себе не здорово).

Мутация в переводе с латинского - "изменение" - перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Она наступает примерно в 14-15 лет. У южан раньше. У девочек голос меняется плавно, даже незаметно. У мальчиков из-за резкого увеличения гортани возникает охриплость, неустойчивость фонации. Голосовые складки краснеют. Появляется обилие слизи. Новая конфигурация увеличивающейся гортани может оказаться неблагоприятной для пения. В период мутации (около двух лет) мальчикам не рекомендуется петь. А перегрузка голоса недопустима.

Детское пение использует фальцетное звучание, которое характеризуется легкостью, прозрачностью, звонкостью тембра, ограниченностью диапазона и силы звука. До семи лет пение сохраняет фальцетный характер. К 12 - 13 годам частично выявляется и грудной тембр.

Необходимо строго отбирать посильный репертуар, ограничиваться естественным для данного возраста диапазоном и умеренной силой звучания. Петь без зажимов и форсировки. Можно петь систематически, но непродолжительно. Следует избегать бытового крика, типичного для детей.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос "садится", то есть устает, тускнеет, теряет свою звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

Какой жанр удобен для первых шагов обучения?

Наиболее вокальна народная песня. Рожденная голосом, она прошла через естественный отбор голосами многих поколений. К тому же она может звучать в сопровождении разных инструментов (баян, гитара, балалайка, бубен, ложки и т. д.) и без них, что удобно в самостоятельных занятиях. Эстрадные песни далеко не все пригодны для обучения академического певца. Зачастую они написаны без учета вокальных ценностей: тембр, плавность голосоведения, удобство тесситуры. Многие из них несовместимы с пением в стиле бельканто, ведут к подражанию артистам, шепчущим или кричащим перед микрофоном.

Что главное в обучении пению?

Каждый ответит по-своему, исходя из личного опыта. Пожалуй, главное - это осознание собственных голосовых приспособлений и исполнительских возможностей. Познать себя трудно. Все стремятся соответствовать стандарту. А требуется осознание своих возможностей: что голосу выгодно, какие исполнительские стили подходят нервной системе. В техническом отношении главное для "академиста" - преодоление регистровой разрозненности путем смешения звучания. То есть выработка сплава грудного и головного звучаний, баланс которых индивидуален и изменчив тесситурно: звук выше - тембр "головней", звук ниже - тембр "грудней". Звучание есть взаимодействие дыхания с гортанью. Дефекты взаимодействия: слишком плотное смыкание голосовых складок, их регистровый, не смешанный способ работы, вялость или напористость дыхания.

Какие вокальные устои типичны для академистов?

Несмотря на пестроту методических позиций, в литературе и в практике прослеживаются такие общие установки: петь на опоре, округло, с высокой позицией, смешанным звуком. Расшифруем эти понятия. Оперно-концертное звучание (не микрофонное) - опёртое, энергичное, упругое. Это относится и к звуку, и к дыханию, так как звук - колебание воздуха, вызываемое дыханием, пульсообразно проходящим через голосовую щель. Петь округло - значит петь объемно, с расширенной глоткой (на "зевке"), благородным звуком. Петь с высокой позицией - значит насыщать голос звонкостью, серебристостью, полётностью. Соединение головной и грудной функций устраняет разнотембровость регистров и расширяет диапазон академических певцов. При этом переходные звуки становятся беспроблемными.

Микрофон - друг или враг вокальной культуры?

Микрофон и другие электроакустические системы способны очень помогать вокальной культуре и обучению певцов. Но если по всем каналам звучит преимущественно антивокальная продукция, то певческая культура обрекается на падение. Радио, телевидение влияют на слух народа и обучающихся пению сильнее, чем все консерватории и оперные театры. Микрофонное безопорное напевание несовместимо с оперным звучанием.

Каково влияние на певцов аудиотехники, звукозаписи?

Применение аудиотехники многопланово влияет на вокальное обучение. Звуковой эфир - это вокальный всеобуч. Засилье скудоголосия в теле и радио эфире снижает вокальный вкус слушателей и начинающих певцов. И наоборот: пропаганда на радио и телевидении вокальной классики повышает вокальную культуру общества.

Звукозапись - является эффективным инструментом вокальной педагогики, позволяющий певцам анализировать свое звучание. Действен самоконтроль и в момент исполнения (слушание себя через динамики, использование функции "караоке"). При этом мышечные и вибрационные ощущения поющего дополняются действенным слуховым самоконтролем. Ведь восприятие певцом своего голоса через костную проводимость, через мышечные ощущения дает несколько искаженное представление о своем звучании. Надо полнее использовать возможности электроакустических систем.

Какой дефект звучания более распространен?

Напряжение голосового аппарата, форсировка звучания. От скованности гортани ухудшается тембр и вибрато, страдают все технические показатели. Частая причина напряженного пения - стремление к громкости. Звучность зависит не столько от физических усилий, сколько от рациональной работы голосового органа.

Форсировка голоса - дефект, приводящий к жесткости звучания, к затруднённости верхнего регистра, к засорённости тембра и тремоляции голоса (tremolo - значит «дрожащий»). Следует отметить, что тремоло - это не вибрато.

Вибрато – это в основном низкочастотная модуляция частоты звука

Тремоло – модуляция амплитуды звука.

Форсировка происходит из-за эмоционального перехлеста, из-за использования трудного репертуара, из-за неумения формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра, из-за пения "не своим голосом". Разрушителен режим даже малейшего, но длительного форсирования звука. Следует соразмерять силу дыхания с возможностями гортани. Напор дыхания на голосовые складки перенапрягает гортань, ухудшает звучание, делает голос жестким, не льющимся, выжимающимся. С годами раскачивает его. Парадоксально, но чаще форсируют обладатели крупных голосов. Первоначально удивив слушателей силой звучания, они в дальнейшем стремятся подтверждать "голосистость". Это входит в привычку и уже не замечается исполнителями.

По какой причине чаще теряется вокальная форма?

Обычно вокальная форма теряется из-за нерациональной работы гортани, хотя это редко осознается. Гортань невидима. Как правило, функционирует разнорегистрово; напрягается, замыкая голосовую щель. При этом нарушается и координация с дыханием, резонаторами. Чаще всего требуется усовершенствовать.

В широком смысле - это искусство передачи певческим голосом художественного, образного, идейного содержания музыкального произведения. Вокальное искусство, непосредственно связанное со словом, ярко, доступно отражает замысел композитора, глубину, силу и правду человеческих характеров, выражает мысли, чувства, тонкие ощущения, нюансы эмоций.

История профессии

Прежде, чем человек изобрел музыкальные инструменты, он научился петь. В песне выражал свои чувства, эмоции, которые рождала в нем жизнь,- радость, горе, веселье, печаль, страдание. Постепенно появились музыкальные интонации. За ними закреплялось определенное значение - интонация плача, сигнальные напевы, игровые мотивы, Интонации сплетались в единую линию - рождалась мелодия...

Профессия в современности

Существует пение сольное, ансамблевое, хоровое, пение с аккомпанементом и без него, пение в опере, оперетте, на камерной сцене и эстрадное пение. Я расскажу об одном из многочисленных видов пения, которое близко и понятно мне – эстрадное.

Начну с самого главного. Что же такое пение?

Наиболее понятное и обиходное понятие:пение - это демократический жанр музыкального искусства, доступный каждому и любимый всеми.

В современной эстрадной музыке много направлений - от поп-музыки до музыки в стиле рок или диско. Певец должен чувствовать и различать их особенности, в каждой песне выявлять ее своеобразие. Умный и тонкий выбор концертной программы гарантирует часть успеха у публики. Исполнение ее требует от певца большой музыкальной культуры, особой манеры пения и умения общаться с аудиторией.

Что касается эстрадного репертуара, то он разнообразен и богат. Певец обязан донести до слушателя содержание, раскрыть эмоциональную глубину произведений, заставить сопереживать музыке, откликнуться чувством, сердцем на «событие» песни. Все это должно осуществляться на протяжении краткого времени - ведь произведение редко длится более пяти-восьми минут. В одном концерте певец исполняет около двадцати номеров. Это могут быть песни разного характера, но в любом случае программа должна быть составлена со вкусом, иметь стержень, внутреннее содержание, не быть пестрой, нести в себе идейный и эмоциональный смысл, давать возможность певцу показать свои вокальные данные.

Артист эстрадного вокала должен часто обновлять свой репертуар, чтобы не повторяться и не останавливаться на достигнутом. Эстрадный певец мобилен в освоении репертуара, быстро разучивает произведения, обладает хорошей памятью, владеет современным музыкальным языком.

Выдающиеся люди данной профессии

Прославившихся, завоевавших любовь зрителей певцов очень и очень много.

Некоторые остаются любимыми навсегда, некоторые не надолго. Кого-то любят слушать почти все, а есть песни для избранных. О вкусах не спорят!!!

Известный русский музыкальный критик А. Серов писал о М. И. Глинке , который, кроме композиторского дарования, обладал прекрасным голосом: «В Глинке счастливейшим образом сочетались дары природы, которые необходимы в своей совокупности для истинно изящного пения. Дар хорошего (по крайней мере, довольно красивого, довольно сильного и гибкого) голоса, талант к управлению голосом, умение технически им распоряжаться, и, наконец, в-третьих - высшее художественное понимание музыки, ее духа, средств и целей до самой их глубины, недоступной для организаций менее артистических, высшее совершенство декламации и музыкального исполнения вообще».

Уникальные стороны профессии

Профессиональные занятия вокалом начинаются с 18 лет. К этому возрасту окончательно формируются физиологические данные человека (мужчины или женщины), формируется голос, дыхательный аппарат, мышечная структура. К этому возрасту человек созревает как личность, становится ясным его характер, темперамент, склонности, интеллектуальные возможности.

Прежде всего, голос нужно поставить. Существуют голоса, «поставленные» от природы. Они позволяют без особых приемов добиться всех качеств профессионального звучания. Но, как правило, голос певца требует работы над ним. Великий русский композитор М. И. Глинка писал, что все голо от природы, несовершенно и нуждается в обработке. Поставить голос певцу - овладеть дыханием, научиться согласовывать работу всех частей голосового аппарата (рот, зубы, язык, гортань, дыхательный аппарат и прочее), добиться ровного звучания во всем диапазоне, выявить красоту и неповторимость тембра, развить силу и ловкость мышц, участвующих в процессе пения. Перед певцом ставятся сложные задачи. Он должен уметь изображать звуком ту или иную музыкальную ситуацию, передавать настроение и характер персонажа, создавать роль. Кроме сугубо профессиональных навыков, вокалист, несомненно, должен овладеть музыкальной культурой, то есть приобрести знания в области истории, теории музыки.

Певец эстрадного плана - первый пропагандист современного вокального творчества зарубежных и русских композиторов. Он первый дает жизнь новым сочинениям, от него зависит судьба новой музыки.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Профессия певца считается одной из самых престижных. Успех, популярность, высокие заработки - вот в массовом представлении его атрибуты жизни.




Top