Певец валерий ободзинский. Валерий Ободзинский - Все песни

Советский эстрадный певец, тенор. Заслуженный артист Марийской АССР.

ДЕТСТВО И СЕМЬЯ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО

Валерий Ободзинский родился в Одессе, на ул. Петра Великого в коммунальной квартире. Родители ушли на фронт. Воспитанием занималась бабушка Домна Кузьминична, имевшая на тот момент еще сына Леонида, который был старше Валерия всего на два года. По воспоминаниям родных, во время немецкой оккупации случился инцидент, который мог закончиться смертельным исходом для детей. Разъяренный кражей колбасы старшим ребенком, немецкий офицер грозился застрелить обоих и только вмешательство Домны Кузьминичны предотвратило расправу.

Читайте также: Фильм о Валерии Ободзинском «Эти глаза напротив»

После школы Ободзинский сменил несколько рабочих профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, а также непродолжительное время проработал в артели, делая замки для мебели.
Началом его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов». Затем он поступил солистом в Костромскую филармонию, руководителями которой на тот момент были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель, Валерий Иванович. Затем местом его работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а затем и всю Россию.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО

В 1964 году начал работать в оркестре Олега Лундстрема.

Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. По существу, Ободзинский серьёзно не учился пению, его вокал производит впечатление самодеятельного — голос не «сделан», верхние ноты некрасивые, задавленные по звучанию, плоские, нет певческого дыхания. По существу, Ободзинский — самородок, с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьём, слухом, с приятным, ласковым тембром голоса (лирический тенор).

Читайте также: Валерий Ободзинский — дети, жена, биография

На советской эстраде 1960—1970-х годов ещё господствовали стандарты бельканто, заданные в 1930-е-1950-е годы. Подавляющее большинство известных певцов (кроме Утёсова, Бернеса, Кристалинской и т. д.) имели консерваторское образование и поставленные голоса. Особенностью 1960—1970-х годов советской эстрады было резкое преобладание мужчин-баритонов над тенорами. М. Магомаев, В.Мулерман, Э. Хиль, И. Кобзон, Ю. Гуляев, Ю. Богатиков, Л. Лещенко, В. Винокур, Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, А. Мокренко, Е. Кибкало — это баритоновые голоса. Известнейшие в недалёком прошлом теноры В. Нечаев, Г. Виноградов, С. Лемешев уже по ряду причин не могли активно выступать на эстраде. Популярность Валерия Ободзинского в первой половине 1970-х годов была огромной, по многочисленным отзывам современников, Муслим Магомаев единственный, кто на равных конкурировал с Ободзинским в те годы.

Голос Ободзинского — мягкий, очень приятный, ласковый тенор. Репертуар — в основном любовная лирика. Пение Ободзинского всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска. Наряду с песнями Д. Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», «Играет орган»), А. Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников»), Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, А.Попа, С.Влавианоса. Всё это, а также высокая трудоспособность сделало Ободзинского кумиром советской публики (особенно женщин). Миллионные тиражи его грампластинок раскупались полностью и в короткие сроки после выпуска. Музыкальные критики отмечали творческий рост певца в начале 1970-х годов, расширение его репертуара.

«ТРАВЛЯ» ОБОДЗИНСКОГО

Дальнейшая творческая судьба певца сложилась неблагополучно. Почему-то некоторые критики объявили специфическую манеру пения Ободзинского «западной», возможно, из-за чрезмерного проявления чувств, которое принимали за распущенность или слащавость. С начала 1970-х годов Ободзинского за это часто критиковали, издеваясь над ним в различных фельетонах. В силу каких-то личных причин Ободзинского невзлюбили министр культуры СССР Е. Фурцева и председатель Гостелерадио С. Лапин. Записи Ободзинского «резали», видеоматериалы «смывали». Кроме того, личная жизнь певца расстроилась, он увлёкся алкоголем и наркотическими таблетками с кодеином. Неоднократно проходил курс лечения в психиатрических клиниках. В связи с постоянным давлением «сверху», закрытием дороги на телевидение, фирму «Мелодия» и концертов, Валерий Владимирович в середине 1980-х годов покинул сцену. Он пошел работать сторожем на галстучной фабрике, решив побыть, как он сам об этом говорил, «простым мужиком».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО

В 1961 году Ободзинский познакомился с Лолитой Кравцовой — дочерью капитана пассажирского лайнера «Азербайджан». Кравцова стала его женой и родила Ободзинскому позже двух девочек — Анжелику и Валерию. Анжелика была названа в честь его песни «Анжела», а Валерия — его именем. Валерий Ободзинский был нежным, заботливым и требовательным отцом. После рождения дочерей Валерий твердо пообещал своей жене никогда не пить, и эта перемена в жизни сказалась на Валерии лучшим образом. Он решил всерьез заняться своей артистической карьерой, устроился в музыкальный ансамбль контрабасистом, но постепенно стал выступать и как солист.

Ободзинский развёлся с женой. Он устроился на галстучную фабрику, где работал сторожем и жил там же во времянке. Положение изменила встреча с его давней поклонницей Анной Есениной.

Читайте также: Анна Есенина и Валерий Ободзинский

Я пребывала в шоке, — вспоминает Анна Есенина. — Если бы встретила его на улице — не узнала бы. Ему там (на фабрике. — Прим. авт.) нравилось, его никто не трогал. Утро начиналось так: «Эй, Владимирыч, дернем по 100 грамм?!». И — еще, еще, еще. Жил «сторож» тут же, во времянке. Наш «фабричный» роман длился несколько месяцев. Валерий Владимирович, будучи по природе независимым, как кот, который гуляет сам по себе, был насторожен. (Не то красота его спасительницы и большая разница в возрасте не давали в полной мере почувствовать себя хозяином положения — ему в то время исполнилось уже 49, не то боялся в очередной раз ошибиться: за спиной был неудачный брак). «Возьми меня к себе», — попросил как-то между прочим. «А петь будешь?» — решила поторговаться я. «Никогда:».

За пять с половиной лет их совместной жизни ее маленькая комната на окраине города перевидала всякое. Были и скандалы из-за его неумеренности в еде (сахарный диабет предполагает строгую диету, а Ободзинский всю жизнь любил поесть пожирней да поострей). И недовольство частыми Аниными гостями: Валерий Владимирович с некоторых пор был не слишком расположен к общению: Он не любил «элитных» тусовок, старался под любым предлогом увернуться от «протокольных» застолий. Бурчал, когда она ночами клеила в альбомы его старые фотографии, концертные программки, вырезки из газет. Зато с соседями по подъезду общался с наслаждением, обожал, как говорят в Одессе, «делать базар». Сначала денег у них не было совсем. Порой даже — на еду. А Ободзинский корзинку под мышку — и на базар. Возвращается и с гордостью докладывает, что ему, любимому артисту, дали покушать в долг. Питал нескрываемые симпатии к дворничихе Люде, утверждая, что ее метла — из его одесского шпанского детства.

…В 1992 году, благодаря стараниям и настойчивости Анны, певец вновь пришел в студию: он записал аудиокассету песен Вертинского. Однако публичных выступлений избегал. Даже когда ему предложили за 500 долларов спеть всего две песни, он отказался. Так продолжалось еще два года, пока Анне не удалось сломить его сопротивление.

СМЕРТЬ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО

8 сентября 2009 года в Одессе на улице Дворянской (Петра Великого), дом 33 в память об артисте открыта мемориальная доска. Церемонию открыл неоднократно выступавший с В. Ободзинским на одной сцене Народный артист Украины Михаил Бакальчу

К сожалению, после смерти певца разгорелся скандал между первой женой Велерия Нелли Кучкильдиной, ее дочерьми Анжелой и Лерой, и последней супругой Валерия Анной Есениной. Нелли Кучкильдина обвинила вдову Ободзинского Анну Есенину, что она обманом присвоила все права на его творческое наследие. В защиту Анны выступил бывший администратор Ободзинского Павел Шахнарович и подруга певца Светлана Силаева. Они напомнили, что в трудные для Валерия времена Нелли Ивановна с дочками выгнали Ободзинского из дома, фактически бросив его на произвол судьбы, а Есенина помогла Валерию вернуться на сцену. Именно поэтому певец завещал права на свое творческое наследие Анне, а не детям.


Ободзинский Валерий
7 подборов аккордов

Биография

Валерий Владимирович Ободзинский родился 24 января 1942 года, в Одессе, на ул. Петра Великого в коммунальной квартире, в доме, где находилась консерватория. По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано. Военное время. Родители ушли на фронт.И маленького Валеру воспитывала его бабушка Домна Кузьминична.

Это было время оккупации Одессы фашистами. Бабушка в то время работала дворником. На руках у Домны Кузьминичны двое маленьких детей: её сын Лёня и Валера,который был всего на 2 года моложе своего дяди. Валера всегда называл бабушку на "вы", и обращался к ней "мама". Домна Кузьминична рассказывала случай, который чуть было не стоил жизни обоим мальчикам.
Лёня украл у немецкого офицера колбасу и съел. Немец в ярости поставил мальчиков к стене, собираясь застрелить, но тут вмешалась бабушка. Она бросилась к офицеру в ноги и стала целовать ему сапоги. Благодаря ей мальчики остались живы.

1949 год. Голодное и нелегкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно. Сам, про себя он говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде воров и карманников,но любил этих пацанов и они отвечали ему тем же. Тогда у всех у них были клички."Цуна" - так звали Валеру его дружки. Позже,вспоминая, он говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывть так, что их можно было слушать часами. Такими же умелыми рассказчиками с неподражаемым чувством юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда был душой компании.

Валера пел с самого детства.Он пел везде. Освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Он пел, а его дружки в это время "чистили" карманы публики. Как он сам говорил, шутя, "каждый занимался своим делом". "Заработанное" делили пополам. Ободзинский не имел музыкального образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальш. Валерий - певец самоучка. О себе он говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою творческую индивидуальность. Ещё он говорил, что гениями не рождаются. О своем творческом пути говорил так: "Я из простой семьи, и помогать мне было не кому, Я сам шёл к цели". И путь его был не из лёгких, но благодаря врождённому чувству юмора, страстному желанию, и бесконечной любви к песне, он добился того, чего хотел. В свои юные годы, прежде, чем полностью посвятить себя искусству, Ободзинский работал кочегаром,"тянул" пружины на матрасах, а также немного проработал в артели, делая замочки для мебели. Он с юмором рассказывал о тех временах: "У меня был интересный, сложный процесс". Началом, его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе "Адмирал Нахимов", куда его взяли сразу после первого прослушивания. Затем он стал солистом Костромской филармонии. Руководителями в то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель Валерий Иванович. Позже они стали друзьями, и относились к Валерию как к сыну. Затем Ободзинский работал от Томской филармонии, объездив с концертами всю Сибирь, а затем и всю Россию. Пожалуй, нет такого города, где бы он не был с концертом за всю свою творческую деятельность.
1967 год. Начало работы в оркестре Олега Лундстрема. Известность и народная любовь пришли к нему именно в эти годы, и Ободзинский по праву считал себя выходцем из этого знаменитого оркестра. Первая песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу стала популярной. Там Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым. Борис Который написал песню"Луна на солнечном берегу" и подарил ее Ободзинскому. В Москве поэт Онегин Гаджикасимов сделал перевод, и песню записали на фирме "Мелодия". Потом она зазвучала на радио. Затем начали появляться шлягеры один за другим - знакомство с поэтом оказалось очень плодотворным. Позже, в сотрудничестве с Давидом Тухмановым родилась знаменитая "Восточная песня", которая также сразу стала очень популярной и продолжает пользоваться популярностью и по сей день. После песни "Я у моря рожден" Ободзинского стали считать певцом моря.

Валерий не был похож на певцов своего времени. Власти не одобряли манеру певца, выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски. Считали его слащавым, не серьёзным певцом, поэтому его не допускали на телевидение. Но народная любовь свидетельствовала об обратном. Каждый концерт - аншлаг. Ободзинский работал на износ, был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим. Он давал по 6 -7 концертов в день, часто на разных площадках, а однажды отработав 10 концертов он был близок к нервному и физическому истощению.

Ободзинский - певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало негатичные результаты: "наверху" его не жаловали, было закрыто телевидение, резали выпуск грампластинок. Но несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось, пел сердцем, душой, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.

Валерий шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не имеет значение, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что нет "глупой" публики, всё зависит от исполнителя. Благодаря неустанному поиску, он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость.

Работа солистом-вокалистом у Олега Лундстрема проходила отдельным номером, наряду с другими артистами, такими как Алла Пугачёва, Айна Балынь, Дмитрий Ромашков, Нина Бродская, Раиса Неменова. Позже, в Донецкой Филармонии, сделав сольную программу и организовав свой коллектив, один из которых назывался "Верные друзья", (руководителем ансамбля был - Юрий Щеглов) он параллельно продолжал работать с Олегом Лундстремом, но уже пел всё 2-е отделение. Затем Валерий выступал вместе с коллективом под управлением Игоря Петренко.Каждый год на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать. Зимой, обычно в январе, феврале, в театре Эстрады проходили его концерты с новой программой, умышленно приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро "Библиотека им. Ленина". А летом ежегодно, как традиция, были концерты в Одессе. Туда он ездил вместе с семьей. Вечерами работал, а днём отдыхал с семьёй на море. В "Летнем театре", все его друзья детства, из шайки, после концерта сопровождали его до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60-ти человек. Традиционны были концерты в Свердловске и его объявление в начале выступления, что это Свердловск - родина его жены Нелли. Это была отправная точка его турне по Сибири. Солист Росконцерта, Москонцерта, Донецкой,Томской, Костромской, Чечено-ингушской филармоний, Ободзинский часто выступал с концертами на стадионах. В течение творческой деятельности администраторами Валерия были: Макарова Валентина Фёдоровна и Муратов Валерий Иванович, Рафаил Эдельман, Павел Леонидов, Михаил Дорн, Коган Борис Ионович, Зуперман Ефим Михайлович, Зайцев Леонид Михайлович, Павел Шахнарович.

Впачатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Д. Тухманов, Л. Дербенёв, М. Пляцковский, О. Гаджикасимов,Н. Добронравов, А. Флярковский, Н.Богословский, А. Зацепин, И. Шаферан, И. Кохановский и многие другие. и, несмотря на всенародную любовь,певец долго не мог получить никакого звания. Заслуженным артистом Марийской АССР он стал после 2 месячной бесплатной работы - турне по республике. Он выступал в деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах, и даже в коровниках.

Долгие годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он получил московскую прописку и сразу вступил в строящийся кооператив, а в январе 70 года он со своей первой женой въехали в новую 3-х комнатную квартиру. В связи с этим, в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца весь день.

В конце жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. В этот период он вообще не пел. Его перестали интересовать слава, деньги, песни. Последние несколько лет он жил у поклонницы его таланта Анны Есениной. Анна помогла ему выпустить несколько дисков. Один из них на стихи и музыку А. Вертинского в современной аранжировке. Идея создания этого диска родилась из увлечения творчеством Вертинского. Ободзинский интересовался биографией артиста, изучая его жизнь, проводя аналогию со своей жизнью.

Валерий Владимирович Ободзинский скончался 26 апреля 1997года. В память о певце и признании его таланта состоялся концерт в концертном зале "Россия" и состоялась церемония закладки звезды артиста, на площади звёзд.
Две дочери Валерия Владимировича Анжела и Валерия, названная в честь отца, получили в наследство любовь к музыке. Старшая, Анжела - профессиональная певица, она и сегодня поет песни своего отца, готовит в выпуску альбом его песен в собственном исполнении. Младшая, Валерия - профессиональный звукорежиссер на фирме "Мелодия".


Имя: Валерий Ободзинский (Valeriy Obodzinskiy)

Возраст: 55 лет

Место рождения: Одесса

Место смерти: Москва

Деятельность: эстрадный певец

Семейное положение: был женат

Валерий Ободзинский - биография

Алкогольная зависимость, травля со стороны чиновников, крах семейной жизни, лечение в психбольнице - такой была биография звезды 1970-х Валерия Ободзинского. А на старости лет он и вовсе оказался никому не нужен.

Валерий Ободзинский - детство, семья

Валерий Ободзинский появился на свет в Одессе 24 января 1942 года, когда город находился в немецкой оккупации. Отец Валеры был поляком, мама -украинкой. Они ушли на фронт, оставив сына на попечение бабушки.


В школе мальчик примерным поведением и хорошей успеваемостью не отличался, зато имел незаурядные вокальные способности - и использовал их весьма своеобразно. Сговорившись с местной шпаной, пел на одесских пляжах, а в это время его «подельники» обчищали карманы слушателей. Репертуар Ободзинского был вполне приличным, никаких блатных песен. А вот итальянские - пожалуйста, за что Валерий получил прозвище Карузо. Воровская среда приобщила его и к алкоголю.

После окончания школы Валерий брался за любую работу, в том числе судовым кочегаром. Однако музыку не забывал: занимался вокалом с соседкой - учительницей пения, а в доме культуры осваивал контрабас. Правда, приемная комиссия музучилища его все же забраковала, и юный музыкант стал петь под гитару на Приморском бульваре. Первые уличные выступления помогли завязать нужные знакомства и даже сняться в эпизоде картины «Черноморочка». А вскоре в качестве массовика-затейника он поступил на пароход «Адмирал Нахимов».

Валерий Ободзинский - биография личной жизни

В 1961 году Валерий встретил свою любовь - студентку пединститута Нелли Кучкильдину. В браке родилось две дочки - Анжелика и Валерия. Жизнь налаживалась, тем более что после рождения детей Ободзинский поклялся жене больше не пить...


Музыкальная биография Ободзинского

Поработав в Томской и Костромской филармониях, Валерий начал выступать как певец-контрабасист в ансамбле «Юность, мечта и песня». Во время концертов в Норильске в 1964 году произошла его судьбоносная встреча с Павлом Шахнаровичем, администратором знаменитого оркестра Олега Лундстрема. Того настолько впечатлил молодой талант, что он пригласил его в коллектив.

На гастролях в Болгарии Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым, подарившим ему песню «Луна на солнечном берегу». С этого момента и началось его восхождение к славе.

Всесоюзная известность пришла к Валерию после записи «Восточной песни» на радио. Она прозвучала в передаче «С добрым утром Валерия», и уже вечером на его концерте был ажиотаж. И все же в новогодний «Голубой огонек» композиция не попала: у артиста наметились первые размолвки с цензурой. В преддверии 100-летнего юбилея со дня рождения вождя пролетариата слова «В каждой строчке только точки после буквы „л"» показались худсовету намеком на Ленина.

В 1967 году Ободзинский получил приглашение в Донецкую филармонию, на тот момент одну из крупнейших в Советском Союзе. Годом позднее с песней «Дремлет море в ночи» он выступил в «Голубом огоньке». Однако главной песней репертуара в биографии певца была «Эти глаза напротив». Легендарная композиция стала визитной карточкой Валерия Ободзинского.

Валерий Ободзинский - под прессом

Одесский самородок обладал уникальным тембром голоса. «Я ведь не заканчивал никаких училищ. И всегда врал, заполняя анкеты. Поэтому я везде писал по-разному: где - музыкальное училище закончил, где - консерваторию», - годы спустя признавался он в интервью. Зато его песни знала вся страна.

Пик популярности пришелся на годы работы с ВИА «Верные друзья». Востребованность Валерия была настолько велика, что за 20 дней группа имела трехмесячные сборы, не считая «халтуры».


Но, как известно, зависть и подлость - вечные спутники славы. Ободзинского называли «прозападным» певцом, в прессе появились разгромные рецензии, последовали первые запреты. Одним не нравились его «огромные» по советским меркам гонорары, другим - гастроли за рубежом и даже его фамилия. С подачи министра культуры Екатерины Фурцевой, с 1971 по 1973 год на «Мелодии» не вышло ни одной пластинки Валерия Ободзинского.

Тогда же был наложен годичный запрет на его выступления в РСФСР. В довершение всего, известный своими антисемитскими взглядами председатель Гостелерадио Сергей Лапин фактически перекрыл ему доступ на ЦТ - посчитал, что одессит с такой фамилией просто не может не быть евреем...

Но главной причиной травли называют несоответствие репертуара артиста идеологическим стандартам. Амплуа лирического певца пришлось не по душе партноменклатуре. Ведь из 30 записанных им песен 10 были иностранными! «Как певец я был не похож на советского человека. Советские люди не могли петь так, как пел я. Гуляев прекрасно исполнял песни про партию, Ленина, танкистов. А я не шел на это. У меня была своя тема. Я певец любви».

Валерий Ободзинский - праздник закончился...

Постепенно фамилия Ободзинского исчезла с эстрадного Олимпа. Тяжелое бремя славы и постоянное давление государства привели к тому, что он опять «развязал». Приложили к этому руку и многочисленные «друзья», почитавшие за честь выпить со знаменитым артистом. Последовали сорванные концерты. Отменялись съемки на ТВ. К алкоголю добавились сильнодействующие препараты, певца даже пришлось определить в психиатрическую лечебницу - инкогнито. Коллеги отказывались с ним работать. Да и семья рушилась на глазах: жена уже не выдерживала его алкоголизма.

После развода Ободзинский оставил жене квартиру и... пропал. Поговаривали, что он эмигрировал в Америку, другие утверждали, что певец живет в Израиле, третьи - что умер. На самом деле всенародный любимец работал сторожем на московской фабрике; не имея жилья, ночевал в сарае. «Не знаю, кто как это переживает, а я стал прилично выпивать, - вспоминал Валерий Владимирович. - Кончился праздник. Я стал сторожем на галстучной фабрике. Потом взялся еще сторожить склад. Это середина восьмидесятых. Два года проработал там. Было очень трудно...»

Смерть Ободзинского

Свои последние годы певец прожил с гражданской женой Анной Есениной. Давняя поклонница его таланта, она попыталась вернуть артиста на сцену. Ободзинский воспрял духом, стал давать интервью, выступать с концертами, записал диск с песнями Вертинского. И, как прежде, поражал чистотой своего голоса. Но подорванное здоровье давало о себе знать, а прописанную врачами диету он не соблюдал.

25 апреля 1997 года у Ободзинского прихватило сердце. В больницу он ехать наотрез отказался. Лег, завернулся в одеяло, а через несколько часов певца не стало.

Проститься с артистом в Дом работников искусств пришло несколько сотен человек. Полились речи о том, как все его любили и помогали. Конец фальши положила неожиданно упавшая на пол и разбившаяся рамка с фотографией покойного. Как будто Валерий Владимирович сам прекратил этот никчемный апофеоз...

КАЛЕЙДОСКОП ОГНЕЙ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО

Может быть, именно поэтому многотысячные залы были заполнены до отказа и после слов конферансье «Поет Валерий Ободзинский» зрители не могли сдержать восторженный рев.

Одесский Карузо

Детство Валерия прошло в Одессе. Там он появился на свет 1942 года, когда город был в оккупации. Мальчика воспитывала бабушка, родители Ободзинского ушли на фронт. Его отец был поляком по национальности, а мать украинкой, эта смесь в жилах Валерия еще не раз сыграет с ним злую шутку.

Детство Валерия было занято не только шалостями и поиском пропитания, но и полезным знакомством с классиками литературы, книги которых бережно хранились в домашней библиотеке. А еще у Ободзинского с детства проявился чистый и звонкий голос, которым он радовал курортников на пляже. Те в благодарность наполняли кепку Валерия мелочью. Сверстники прозвали его Карузо за то, что Ободзинский замечательно исполнял итальянские песни. Лучше всего у него получалась «Аве Мария».

В школе Валерий учился неважно, точные науки его мало интересовали, все больше юношу манила улица, где у него было множество знакомых среди карманников. Позже он часто вспоминал об этих эпизодах своей биографии и непременно отмечал, что нигде не слышал такого тонкого юмора, как в своей тогдашней компании. Вместе с ворами он частенько ходил на пляжи, где пел под гитару или контрабас шлягеры того времени, исполняя роль «отвлекалы», пока шайка опустошала карманы отдыхающих.

Массовик-затейник

После школы Ободзинскому пришлось в поисках заработка сменить несколько рабочих профессий, но о музыке он не забывал и даже брал у своей соседки Амалии Бруновны уроки вокала. В прошлом она была учительницей музыки и готовила Валерия к поступлению в Одесское музыкальное училище. Ободзинский вдохновенно исполнил на вступительных экзаменах романс «Скажите, девушки, подружке вашей», но в те годы все обязаны были заполнять анкеты при поступлении на работу или в учебное заведение. Среди прочих вопросов автобиографии предстояло дать ответ, находились ли вы или ваши родственники в плену или на оккупированной территории. А еще необходимо было указать национальность родителей. Какой из ответов на эти вопросы стал решающим, уже никто не выяснит, но Валерия в училище не приняли.

По всей видимости, к такому повороту событий молодой человек был морально готов, поэтому не впал в отчаяние. Он прекрасно владел своим голосом, играл на контрабасе и проводил с друзьями время на бульваре, исполняя песни под гитару. Как-то раз такое уличное выступление услышала руководитель одного из одесских молодежных театров Валентина Борохович. Она была поражена голосом молодого Ободзинского и взяла его в свой коллектив, узнав, что Валерий мечтает выступать на сцене. Параллельно с работой в молодежном театре он занимался в вокальной студии при Дворце моряков. Вскоре его взяли массовиком-затейником на теплоход «Адмирал Нахимов», который ходил по маршруту Батуми–Одесса. Очень быстро Ободзинского пригласили на другой теплоход, потом несколько областных филармоний были рады видеть его в числе сотрудников. В общем, недостатка в работе он не испытывал.

«Безродный» певец Валерий Ободзинский

В 1964 году судьба свела Валерия с оркестром легендарного Олега Лундстрема. Сотрудничество с этим коллективом многому научила молодого певца, но самое главное, что эта работа сделала из него настоящего профессионала. К тому же он смог познакомиться со столичными музыкантами, поэтами и композиторами, хотя тогда маститые авторы песен не спешили предлагать свои произведения «безродному» исполнителю, но уже не за горами был звездный час Ободзинского.

После оркестра Олега Лундстрема Валерия пригласили перейти в Донецкую филармонию. Однажды во время зарубежных гастролей артистов филармонии Ободзинский познакомился с известной болгарской певицей Лили Ивановой. Та представила певца композитору Борису Карадмичеву, а он подарил артисту свою песню. На международном музыкальном фестивале в Сопоте в 1964 году «Луна на солнечном берегу» принесла успех не только исполнителю, но и авторам песни.

Это был первый шлягер Валерия Ободзинского . Успех закрепила исполненная на популярном «Голубом огоньке» «Восточная песня» Давида Тухманова. Эти композиции сделали талантливого одессита известным на весь Советский Союз. Он дополнил репертуар шлягерами и Тома Джонса, став настоящим кумиром молодежи. Девушки были очарованы его голосом, записывали песни Ободзинского в свои тетрадки и устраивали неистовые овации на его концертах. При этом внешность певца совершенно не совпадала с музыкальным образом сладкоголосого мачо. Фигура Валерия не отличалась атлетизмом, он был невысокого роста, поэтому носил обувь на толстой подошве, чтоб казаться повыше.

Ободзинский ничем не был схож с певцами своего времени. Во-первых, он был самоучкой, но имел абсолютный музыкальный слух. Во-вторых, его естественный артистизм и исполнительская манера больше походили на стиль зарубежных исполнителей. Чиновники из Минкульта беспощадно его за это критиковали и травили за особый выбор репертуара. Ободзинский категорически отказывался петь песни про стройки века и восхвалять железо вместо человеческих чувств. Благодаря такой избирательности в рейтинге популярности музыкантов он быстро обошел корифеев советской эстрады – Иосифа Кобзона, Юрия Гуляева, и . Единственным его достойным конкурентом в то время был несравненный .

Эти глаза напротив…

Сногсшибательную популярность принесла Валерию Ободзинскому песня Давида Тухманова «Эти глаза напротив». Автором стихов стала жена композитора Татьяна Сашко. В один из дней она позвонила певцу и попросила приехать. В тот же вечер в творческой атмосфере родилась одна из самых узнаваемых композиций советской эстрады. Утром был звонок на студию «Мелодия», директор, прослушав песню, сразу разрешил ее записывать. записал ее с первого раза и вскоре «Эти глаза напротив» раздались со всех радиоприемников, а слушатели слали тысячи писем с просьбой повторить ее снова и снова.

Впрочем, карьера Ободзинского складывалась далеко не безоблачно. Его пластинки расходились миллионными тиражами, а он при этом получал за них гонорары в 150 рублей. Но не это было главным. На пути Валерия стала всемогущая министр культуры Екатерина Фурцева. Заехав однажды на завод по выпуску грампластинок, она увидела ящик, забитый пластинками Ободзинского с записью советских и зарубежных песен. Директор завода отрапортовал, что тираж составляет более полумиллиона экземпляров, поскольку магазины срочно требуют пустить в продажу песни очень популярного певца. Вскоре в Театр эстрады поступило распоряжение сократить количество концертов Валерия Ободзинского , несмотря на то, что все билеты были давно проданы. А в советской прессе стали появляться негативные рецензии на его творчество, называя репертуар певца «изжеванной и навязчивой темой любви».

В 1971 году на концерте Валерия Ободзинского побывал министр культуры РСФСР. Этот день в карьере певца стал роковым. Чиновник заявил, что советский певец не может вести себя на сцене, и он такого западничества терпеть не намерен. После этого Ободзинскому запретили выступать с концертами на территории Российской Федерации. Только через год в ситуацию вмешался завотделом культуры центрального комитета партии, которому очень нравилось творчество Валерия. Но количество выступлений в московском Театре эстрады все равно было сокращено до минимума, престижные концертные площадки ему стали недоступны и эфир на телевидении тоже оказался закрыт. И только один Никита Богословский поддержал его в тот сложный период, написав в газету статью под названием «Давайте замечать хорошее».

В пропасть с головой

Малочисленным концертам Ободзинского непременно сопутствовали аншлаги, но на сцене он все чаще появлялся в нетрезвом состоянии. Однозначно сказать, когда у него начались проблемы с алкоголем, теперь трудно. Коллеги говорят, что он всегда к нему относился негативно, но знали о его пристрастии к таблеткам. К алкоголю его приучил новый конферансье Борис Алов. У друзей не укладывалось в голове, как такой волевой человек оказался под контролем алкоголика и наркомана Алова. Его влияние на Валерия было так велико, что даже на концерте в правительственном санатории в Сочи Ободзинский не удержался и напился до выхода на сцену. Его уволили из Москонцерта, потом отчислили из Грозненской филармонии, куда он перебрался, и окончательно опустили перед катившимся в пропасть певцом железный занавес. Улыбчивый и добрый Ободзинский не смог победить страшную алкогольно-наркотическую зависимость. Вдобавок ко всему окончательно разладились отношения в семье.

Со своей женой Нелли Кучкильдиной познакомился в Иркутске, куда приехал с концертом в 1961 году. Девушка во втором ряду ему сразу приглянулась. Уже через пару месяцев романа в телеграммах он пригласил ее в Одессу. В этом браке родились Анжелика, названная в честь известной песни исполнителя, и Валерия. Почти через 20 лет совместной жизни супруги расстались.

Кумир во времянке

Поэты и композиторы потеряли к Ободзинскому всякий интерес, а чувство собственного достоинства и гордость не позволяли ему унижаться перед чиновниками и петь песни о светлом будущем. Он остался все тем же Валерием Ободзинским , хотя у бывших приятелей получил презрительное прозвище Ободза. Жена выгнала его из дома, ночевал певец где придется, но еще надеялся подняться с этого дна. Кумир миллионов зрителей устроился сторожем на фабрику и жил во времянке, где его и нашла в 1991 году давняя поклонница Анна Есенина. Женщина случайно узнала о том, какие проблемы выпали на долю любимого исполнителя, и приехала его поддержать, а потом стала и спутницей жизни. Она же позвонила на телевидение и радио с просьбой поставить в эфире песни Ободзинского. Радио «Маяк» поздравило Валерия с 50-летним юбилеем и после этого ему снова стали звонить администраторы и предлагать выступления. Но Ободзинский не изменил своей избирательности и многие предложения отвергал. После семи лет полного забвения он в 1994 году выступил в концертном зале «Россия» и собрал полный аншлаг. Взрыв аплодисментов доказал, что удивительный голос Валерия Ободзинского не сломался под натиском тех испытаний, которые ему пришлось пережить.

Он сделал на эстраде и для нее очень много, но не успел сделать еще больше, когда внезапно умер в 1997 году. Ночью его сердце остановилось, хотя никаких серьезных заболеваний у певца не было.

ФАКТЫ

Увлекался книгами и всегда из поездок привозил пополнение для домашней библиотеки. Такое же хобби было у музыкантов его коллектива. Между ними даже было книжное соперничество. Валерий не пожалел огромной суммы денег на коллекцию книг о царях, которую он приобрел у одного из администраторов, эмигрировавших в США.

Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин всегда лично контролировал появление на экране артистов еврейской национальности и по какой-то одному ему известной причине причислил к ним и Ободзинского , хотя он имел украинско-польские корни. Робкие возражения подчиненных он пресекал жесткой лаконичной фразой: «Хватит нам одного Кобзона!»

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Имя Валерия Ободзинского уже стало легендой. В свое время он был феноменальной личностью, талантом с большой буквы. Валерий не имел музыкального образования, но мать-природа наградила его чарующим, сильным и красивым голосом, проникавшим в сердца простого советского народа. Жизнь артиста была наполнена множеством интересных и ярких событий, сочетавших в себе победы и поражения. Каким же человеком был Валерий Ободзинский? Биография, фото из архивов личной и эстрадной жизни знаменитого певца расскажут об этом.

Родительский дом Валерия Ободзинского

24 января 1942 года родился Валерий Владимирович. Это было сложное время для его родного города Одессы, ведь немцы оккупировали город.

Родители Ободзинского (мать - украинка, отец - поляк) служили на фронте, а сына оставили на попечение бабушки Домны, которая стала для будущего певца второй матерью, он и звал ее просто - мама. Воспитывался маленький Валера вместе со своим дядей Леней, который был старше его на 2 года. Однажды мальчиков чуть не расстрелял немецкий офицер, когда голодный Леня украл у него колбасу. Вот так могла закончиться биография Валерия Ободзинского, если бы не любящая бабушка. Она спасла жизнь мальчикам, когда, упав на колени, расцеловала солдату сапоги.

Юное дарование - находка для компании воришек

Валерий с детства много читал, он познакомился с произведениями русских классиков. В том же возрасте проявился его певческий талант. Мальчик развлекал отдыхающих на пляже, исполняя песни на итальянском, за что его прозвали Карузо.

Война закончилась, а в 1949 году Ободзинский начал посещать школу, однако учеба давалась ему плохо, поскольку голод отвлекал от учебного процесса, а в свободное время предпочтительнее было гулять во дворе. Именно на улице он встретил друзей, вместе с которыми познал воровскую жизнь. Мальчишки нарекли его Цуна и взяли в свою компанию в качестве отвлекающего звена: его товарищи совершали кражи, пока звучным голосом, аккомпанируя на контрабасе, распевал песни Валерий Ободзинский.

Биография, личная жизнь и творчество певца всегда интересовали его поклонниц. Одноклассницы рассказывали, что Валерий был очень стеснительным парнем неприметной внешности, ему трудно было обратить на себя внимание девушек. Но любая девчонка могла проявить интерес к Ободзинскому, лишь только узнав о его незаурядных вокальных данных. В более старшем возрасте Валера подражал Элвису Пресли. Всегда был элегантен, а с девушками держался вежливо и обходительно.

Мечты о сцене и работа на пароходе «Адмирал Нахимов»

Биография Валерия Ободзинского рассказывает, что после школы будущий певец сменил множество профессий. Именно в тот момент он начал брать уроки пения у бывшей учительницы вокала - своей соседки Амалии Бруновны. Ободзинский мечтал о музыкальной карьере, хотел поступить в музыкальное училище, однако по неизвестной причине приемная комиссия отклонила его анкету.

Возможно, имя Валерия Ободзинского так бы и осталось известным среди его друзей, знакомых и простых прохожих, кто слышал его пение, если бы судьба не свела его с руководителем молодежного театра Дворца культуры медработников - Валентиной Борохович. Парень рассказал, что очень хотел бы петь на сцене. Валентина приняла его в свой театральный кружок. Параллельно Валерий посещал занятия вокала во Дворце моряков, а потом стал массовиком-затейником теплохода «Адмирал Нахимов». Именно с этого момента началась творческая биография Валерия Ободзинского. Перейдя на другой теплоход, выступал от Костромской, Новгородской и Черниговской филармоний. Был шанс стать солистом Ярославского ансамбля, но отказался от предложения, поскольку предпочел работу контрабасиста и солиста от Томской филармонии в оркестре Лундстрема.

Нелли Кравцова - жена Валерия Ободзинского

Биография и личная жизнь артиста изменились, когда в 1961 году произошла роковая встреча Ободзинского с дочерью капитала пассажирского лайнера «Азербайджан» Нелли Кравцовой. Они сразу понравились друг другу, но у Валерия была проблема - пристрастие к алкоголю. От этой пагубной привычки он был не в силах избавиться, рассказал об этом Нелли. Девушку подкупила эта откровенность скромного парня. Вскоре молодые люди официально закрепили свои отношения, а после рождения старшей дочери Анжелы Валерий поклялся жене, что больше не притронется к рюмке. Счастливыми событиями наполнилась биография Валерия Ободзинского: дети и жена скрасили его жизнь, придали вдохновения и бодрости. Старшая Анжела получила имя в честь одноименной песни певца, а младшая Валерия была названа в его честь.

Переломная встреча с Павлом Шахнаровичем

Через три года, в 1964-м, Ободзинский повстречал Павла Шахнаровича. Эта встреча повлияла на дальнейшую судьбу Валерия: парень получил место в оркестре Лундстрема, а потом перешел в Донскую филармонию. Однажды, гастролируя за границей, Ободзинский познакомился с болгарской звездой популярной музыки певца Валерия Ободзинского теперь была прочно связана с эстрадой. Лили свела его с композитором Борисом Карадмичевым, который подарил певцу свою песню «Луна на солнечном берегу», а Олег Гаджикасимов перевел ее на русский. С ней же Ободзинский выступил на польском песенном фестивале «Сопот». Тогда это выступление стало сенсационным событием для самого певца и для авторов песни.

Работа с Давидом Тухмановым: первые хиты и первая известность

Тогда Валерий Владимирович купался в лучах своей славы, его песни сразу же становились хитами: «Песенка без слов», «Карнавал», «Что-то случилось», а когда в его репертуаре появились хиты зарубежных популярных певцов - Джо Дассена, Тома Джонса, Леса Рида, - Ободзинский стал объектом обожания всех женщин Советского Союза.

Биография певца Валерия Ободзинского свидетельствует, что на тот момент это был лучший период его творческой карьеры. Композиция «Эти глаза напротив», написанная за вечер Давидом Тухмановым и его женой Таней Сашко принесла Ободзинскому настоящую славу и признание. Записали песню на следующее утро, а через некоторое время она зазвучала на радио. Радиостанции не успевали разгребать мешки с письмами, в которых содержались просьбы услышать песни в исполнении любимого певца, а во время концертов не стоило тратить множество слов, чтобы объявить Валерия Ободзинского.

В семье - надежда и опора, на сцене - сильный конкурент

Дети Валерия Ободзинского с восторгом вспоминают об отце. Анжела говорит, что отец для нее был всесильным, надежным человеком, с которым чувствуешь себя в безопасности. Он умел быть и добрым, и строгим одновременно. Массу положительных эмоций у дочери вызывало то, что прохожие узнают ее папу и восхищаются его талантом.

Певец-самоучка с абсолютным музыкальным слухом и великолепными голосовыми данными отличался от своих коллег-артистов, обгоняя в рейтинге таких певцов, как Вадим Мулерман, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон и Юрий Гуляев. Биография Валерия Ободзинского сообщает, что единственным исполнителем, который мог помериться мастерством, талантом и успешностью карьеры с артистом, был Муслим Магомаев.

Критика и недовольство правительства

Критики хвалили и любили Ободзинского, но исполнение зарубежных песен вызывало бурю негодования у чиновников, поэтому не всегда карьера народного любимца складывалась удачно. За первую пластинку, вышедшую в конце шестидесятых, разошедшуюся в количестве 13 млн экз., Ободзинский получил гонорар в размере 150 рублей, а государство - прибыль в 30 млн руб. Однажды Екатерина Фурцева, которая на тот момент была министром культуры, наведавшись на завод грампластинок, случайно нашла ящик с музыкальными пластинками, на котором было написано: «Валерий Ободзинский». Биография, личная жизнь певца, как и он сам, были ей неизвестны. Фурцева сразу же прониклась недоверием к неизвестному ей исполнителю. Вскоре был издан приказ сократить количество концертов певца. Не помогли доводы начальника завода, сообщившего, что Ободзинский - это звезда и его любит народ. Правительству не нравились романтические мотивы в песнях Ободзинского, поскольку тогда правильней было петь о партии, комсомоле и труде, а любовная лирика не была в почете.

А в 1971-м запретили концерты Валерия Ободзинского на территории Российской Федерации, и запрет продлился практически год. Но Василий Шауро, поклонник артиста, помог восстановить Валерию право выступать в России, однако на телевидении он был запрещен: по мнению правительства, его песни ничему не могли научить. На стороне Ободзинского был и

Валерий Ободзинский: «Верные друзья» и новые взлеты

В 1973 году Ободзинский начал выступать в составе вокально-инструментального ансамбля «Верные друзья», вместе с которым исполнял свои старые хиты и записывал новые, а некоторые из них прозвучали в фильмах «Остров сокровищ», «Центровой из поднебесья», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Большое космическое путешествие».

В 1974 году газета «Советская культура» выпустила статью с призывом «замечать хорошее», которая помогла реабилитировать Ободзинского: снова начались гастроли, билеты раскупали с бешеной скоростью, а на концертах было не протолкнуться.

Возвращение пагубной привычки

Но уже в 1975 году вновь к спиртному пристрастился Валерий Ободзинский. Биография - личная и творческая - говорит о том, что это были печальные времена для артиста. Вредная привычка появилась у певца еще до рождения дочерей, он сумел продержаться несколько лет, но в один момент Валерий сдался, и беда вновь нависла над певцом не только в виде алкогольной зависимости, но и запрещенных препаратов. Шахнарович рассказывал, что певца даже пришлось определить в психиатрическую лечебницу инкогнито, директор запрещал ему выходить на сцену в нетрезвом виде, однако не всегда запреты действовали на Ободзинского.

В 1977 году Шахнарович отказался работать с Ободзинским, вместе с директором певца ушли и музыканты ансамбля: по словам его коллег, с Валерием стало невозможно работать.

Валерий Ободзинский, биография: семья и карьера - под откос

Семья и карьера певца рушились с невероятной быстротой. В Москве Ободзинский выступил еще один раз в 1983 году, а в 1986-м вовсе ушел из мира музыки. В 1979 году артиста бросила жена. Певец тогда работал простым сторожем галстучной фабрики, где в 1991 году встретил Анну Есенину. Женщина была большой поклонницей певца, вскоре стала его поддержкой и опорой, эта женщина вернула артисту веру в себя, он снова запел, а через некоторое время Анна стала его гражданской супругой.

Перед пятидесятилетним юбилеем Анна обзвонила телестанции и радиостанции, но ответ дали с радио «Маяк»: поставили три песни Валерия Ободзинского и поздравили с юбилеем. С этого момента вновь зазвучало его имя, начались выступления, предложения которых сыпались изо всех уголков страны. Но Валерий Владимирович не всегда соглашался не только выступать, но и исполнять песни, ему предложенные.

Песни Вертинского и аншлаг в концертном зале «Россия»

В начале девяностых Валерий Ободзинский решил исполнить песни Вертинского, а помогла ему записать целый альбом Вертинского.

В 1994 году Ободзинский собрал полный аншлаг в стенах концертного зала «Россия», выступив впервые после долгого перерыва. Было удивительно, что, пройдя такой нелегкий жизненный путь, переборов вредные привычки, его голос оставался таким же прекрасным.

Смерть Валерия Ободзинского

Незадолго до своей смерти в свой последний концертный тур по России отправился Валерий Ободзинский. Биография (дата смерти певца - 26 апреля 1997 года) свидетельствует о том, что он ушел неожиданно и слишком рано - ему было 55 лет.

Смерть Ободзинского настигла неожиданно, незадолго до своей кончины он прошел полное обследование, которое не показало опасных для жизни патологий, ему бы еще жить, по мнению врачей, лет 50. А вот диету, прописанную врачами, Валерий соблюдать не стал. Накануне, 25 апреля, Ободзинскому стало плохо, в больницу не поехал, возможно, почувствовал скорую кончину. Анна со старшей были рядом, не спали всю ночь. Наутро его не стало.

Попрощаться с Ободзинским пришло много народу, все обсуждали его, говорили пламенные речи о том, какой человек покинул этот мир и как все его уважали и любили. Вдруг портрет певца, стоявший в раме, с грохотом упал на землю, а стекло разбилось в дребезги. Вокруг повисла немая тишина. Семья Ободзинского уверена, что это был знак: с того света Валерий Владимирович заставил остановиться и не тревожить его душу. Тело артиста теперь покоится на




Top