Певица ольга перетятько личная жизнь. Ольга Перетятько: «На сцену выхожу как тореадор на корриде

С детства хотели стать певицей?

Я мечтала быть или певицей, или врачом, хотя увлекалась всем подряд. Мой папа служит в Мариинском театре, но мама, которая не имеет отношения к музыке, скучать не давала: были и танцы, и математическая гимназия, и карате, и многое другое.

Вокальную карьеру вы начали в хоре?

Я пела в детском хоре Мариинского театра - до взрослого дело не дошло. Помню, как в одной из «Кармен», в которых я участвовала, Анна Нетребко выходила в партии Микаэлы.

Она сыграла роль в вашем становлении?

Если честно, я тогда не думала о сольной карьере. Просто получала удовольствие от пребывания на сцене Мариинки, от энергетики. Сегодня меня не перестают с ней сравнивать, называя второй Нетребко. Я, конечно, учусь у нее, смотрю, что и как она делает на сцене, восхищаюсь ее работоспособностью.

В Петербурге вы учились у Ларисы Гоголевской, одной из лучших исполнительниц Вагнера. Она научила вас петь Изольду и Брунгильду?

Она дала мне вокальную технику, позволяющую исполнять любые партии. О Гоголевской я знала, но не думала, что встречу ее в качестве педагога. Когда я решила заняться сольным пением, папа сказал, что проще всего начать в каком-нибудь доме культуры. Я пошла в ближайший к дому Выборгский ДК, где неожиданно встретилась с Ларисой Анатольевной, которая стала моим первым учителем пения. У нас начались очень серьезные занятия, на которых она открыла у меня верхний регистр: во время одной из распевок я неожиданно взяла ми-бемоль третьей октавы.

А почему вы выбрали учебу в Высшей школе музыки в Берлине, а не в Петербургской консерватории?

Я пробовала поступить в консерваторию - не взяли. Правда, я пела в плохом состоянии и подозревала, что не пройду. Но с меня как с гуся вода: значит, не мое, значит, в следующий раз. К Берлину я тщательно готовилась: нужно было выучить семь арий. Там я занималась у канадского педагога Бренды Митчелл, которая дала мне такую подготовку, что я теперь могу петь часами, не уставая.

«Если и есть завистливые взгляды,
я предпочитаю их не замечать»

Каково приходилось русской девушке в Берлине?

Мне никто не помогал, поначалу было тяжело. Иногда не хватало денег на еду: бюджет составлял десять евро в неделю - я питалась картошкой и макаронами. Поэтому пела где только можно - в госпиталях, в хосписах, участвовала во всех студенческих проектах, даже за сорок евро за концерт. Все это дало мне колоссальный опыт. После третьего курса я поняла, что пора на подмостки. В Гамбурге меня взяли в стажерскую труппу, я проработала два года, исполнив две большие роли. Потом начались вокальные конкурсы. Первый проходил в австрийском городке Дойчландсберге, а в жюри сидела великая певица Джоан Сазерленд. Я туда приехала наобум, не имея никаких связей, взяла третью премию и уехала вся в счастье и преисполненная уверенности. В 2006 году был «Дебют» в Гамбурге, на котором я получила моцартовский приз - довольно крупную сумму.

Вот тогда-то вы и поправили материальное положение?

Ну да. Если не считать того, что я потратила на очередные прослушивания в разных театрах. А еще в тот год я оказалась в Россиниевской академии, сыгравшей огромную роль в моей судьбе. Там я познакомилась с маэстро Альберто Дзеддой, которому буду благодарна всю жизнь. Он предложил мне Дездемону в «Отелло» Россини - и понеслось! А Фестиваль Россини в Пезаро, где я пела в этой опере, является большой витриной, посмотреть на которую съезжаются сотни музыкальных критиков со всего мира, и у певцов нет возможности ошибиться: или пан, или пропал. В 2010 году я спела там в «Сигизмунде» Россини и так познакомилась с моим будущим мужем - дирижером Микеле Мариотти.

Вы и ваш супруг - артистические личности. Как уживаетесь?

Наш союз держится на любви и равенстве. Бывает, что спорим, в том числе о музыке, отстаивая свою позицию, так как оба упрямые. Вообще, нам, конечно, не скучно. Мы очень любим вместе готовить, ходить в кино, играть в теннис. Вы нас легко найдете, если поблизости будет море.

Конкуренция оперных примадонн действует вам на нервы?

Какой смысл искать врагов? Если и есть завистливые взгляды, я предпочитаю их не замечать. Конкуренция есть везде, однако мне неизвестны дутые величины в оперном мире. Глянец глянцем, но когда выходишь на сцену, с галерки не видно твоего лица с обложки, и ты пением должна доказать, на что способна. Перед тобой четыре тысячи человек, и им не станешь рассказывать о контрактах с крутой звукозаписывающей компанией. Надо иметь крепкие нервы и сильный характер.

У певиц, как у балерин, тоже есть невидимые миру слезы?

Много всего невидимого. Это не только цветы, поклонники и шоколадные конфеты.

Ваш график надолго расписан?

Я знаю, что буду делать в 2017 году. Это меня забавляет, потому что давайте хотя бы до завтра доживем.

В 2007 году на патронируемом Пласидо Доминго конкурсе Operalia в Париже Перетятько получила вторую премию. Успела поработать со всемирно известными дирижерами Марком Минковским, Даниэлем Баренбоймом, Зубином Метой, Лорином Маазелем. В «Ла Скала» планирует петь в «Царской невесте» в постановке Дмитрия Чернякова. Успехом пользуется ее сольный альбом La bellezza del canto , изданный в 2011 году на Sony Classical.

Текст: Владимир Дудин
Фото: Артем Усачев
Благодарим Национальный оперный центр за помощь в организации интервью

Ольга Перетятько начала свой театральный путь в детском хоре Мариинского театра в 15 лет. Свой первый диплом с отличием она получила по специальности «хоровое дирижирование» в Петербурге. После полутора лет вокальных занятий с Ларисой Гоголевской Ольга поступила на вокальный факультет Консерватории «Hanns Eisler», Берлин, Германия.

Певица была стипендиатом Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе в 2003 и Вагнеровского оперного фестиваля в Байройте в 2004 году. Она также участвовала в мастер-классах выдающихся мастеров вокального искусства, в том числе Грэйс Бамбри, Томаса Квастхоффа, Илеаны Котрубаш, Энн Мюррэй.

Ольга - обладательница множества премий на международных конкурсах, среди которых конкурс Ферручо Тальявини в 2004 году в Австрии (в жюри Джоан Сазерленд и Витторио Терранова); Международный приз Бельканто в 2005 году в Бад-Вильдбаде, Германия (в жюри Рауль Хименес); Международный конкурс «Дебют» в 2006 году (второй приз и приз за лучшее исполнение арии Моцарта). В 2007 году Ольга завоевала вторую премию на престижнейшем международном конкурсе «Опералия», который ежегодно проходит в Париже под патронажем Пласидо Доминго.

Оперный дебют Ольги Перетятько состоялся на фестивале Kammer Schloss Rheinsberg, где она исполнила партию Теофану в опере «Оттон» Генделя, режиссером которой был Гарри Купфер. В том же году Ольга дебютировала в Deutsche Oper Berlin в опере «Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke» композитора Зигфрида Маттуса, а в 2005 году тоже в Берлине спела свою первую россиниевскую партию - Берениче в опере «L’Occasione fa il ladro».

В 2005 году вышел первый диск с ее участием - опера «Семирамида» Дж. Мейербера, записанная во время фестиваля «Rossini in Wildbad» (Дирижер Ричард Бонинг, партия - Тамирь).

Начиная с 2005 Ольга в течение двух лет пела на сцене Гамбургской Государственной Оперы в составе оперной студии, за это время были исполнены такие парии, как Мария («Zar und Zimmermann», Лорцинг), Оберто («Альцина», Г. Ф. Гендель), Папагена («Волшебная флейта», В.-А. Моцарт), Барбарина («Свадьба Фигаро» В. -А. Моцарта) и др.

В августе 2006 года после 3 недель обучения в Россиниевской академии (Accademia Rossiniana) в Пезаро (Италия) под управлением Альберто Дзедды Ольга дебютировала на Россиниевском оперном фестивале (Rossini Opera Festival) в опере «Путешествие в Реймс», где исполнила сразу две главные партии поочередно - графиню де Фолльвиль и Коринну.

В ноябре 2006 Ольга вместе с Соней Ганасси и Максимом Мироновым участвовала в записи оперы «Дева озера» Дж. Россини под управлением Альберто Дзедды.

В феврале-марте 2007 она дебютировала в партии Олимпии в оперетте Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» в берлинской Komische Oper (постановка возобновлена с 23 февраля 2008).

В июне 2007 Ольга дебютировала в Берлинской Государственной опере поду управлением Д. Баренбойма в опере Р. Вагнера «Парсифаль».

В августе 2007 Ольга с большим успехом дебютировала в партии Дездемоны в «Отелло» Дж. Россини на Rossini Opera Festival в Пезаро (Отелло - Грегори Кунде, Родриго - Хуан-Диего Флорес) под управлением Ренато Палумбо, режиссер - Джанкарло дель Монако.

В ноябре 2007 последовал дебют на сцене Theatre des Champs-Elysees в Париже в партии Анны Трулав опере «Похождения повесы» Игоря Стравинского под управлением Frederic Chaslin, режиссер - Andre Engel. В этот театр Ольга вернется в феврале 2009 для постановки оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (партия Сюзанны) под управлением Марка Минковски.

В июне 2008 Ольга спела партию Waldvogel в опере «Зигфрид» Р.Вагнера под управлением Зубина Меты в Валенсии, Испания, куда вернется в декабре 2009 для новой постановки «Летучей мыши» (Адель) под управлением Лорина Маазеля.

В июле 2008 Ольга дебютировала в важной для себя партии Джильды («Риголетто» Дж.Верди) на фестивале Эль Греко в Толедо (Риголетто-Хуан Понс). В этой же партии Ольга будет часто выступать в следующем сезоне в Любеке (Германия), Болонья (Италия. Риголетто - Лео Нуччи)

В сентябре 2008 Ольга Перетятько исполнила главную партию (Кэти) в только что написанной опере Фредерика Шаслана «Грозовой перевал».

Международное внимание публики она привлекла, выступив в постановке оперы Стравинского «Соловей» (режиссер - Роберт Лепаж), представленной в Торонто и на Фестивале в Экс–ан–Провансе в 2010 году, а в дальнейшем исполненной в Нью–Йорке, Лионе и Амстердаме. Большой успех певице принесли ее крупные дебютные работы: Адина в «Любовном напитке» Доницетти (Опера Лилля, Пасхальный фестиваль в Баден-Бадене), Лючия ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти (театр Массимо в Палермо и Немецкая опера в Берлине), Джильда в «Риголетто» Верди (театр Ля Фениче в Венеции и Летний фестиваль в швейцарском Аванше).

Среди недавних успешных работ Ольги Перетятько – роль Джульетты в опере «Капулетти и Монтекки» Беллини, исполненная в Лионе и Париже; заглавная партия в опере «Альцина» Генделя, представленная в Лозанне; роль Фьориллы в опере «Турок в Италии» Россини, исполненная в Амстердаме. Летом 2012 года певица исполнила заглавную партию в опере «Матильда ди Шабран» Россини на фестивале в Пезаро, вызвав бурные овации и признание публики. Запись спектакля была выпущена на DVD.

В сезоне 2013-2014 Ольга Перетятько выступила в Венской государственной опере («Риголетто», Джильда) и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке («Пуритане», Эльвира), Берлинской государственной опере и Миланском Ла Скала («Царская невеста», Марфа), Немецкой опере в Берлине («Любовный напиток», Адина) и Государственной опере Гамбурга («Ариадна на Наксосе», Зербинетта). Приняла участие в Зальцбургском и Бременском фестивалях («Луций Сулла», Джуния), фестивалях в Экс-ан-Провансе («Турок в Италии», Фьорилла) и в Вероне («Риголетто», Джильда), дала сольные концерты в городах Европы и России. В календаре певицы на 2014 год - выступления на сценах Цюрихской оперы («Риголетто»), Баварской государственной оперы («Турок в Италии»), гастроли в Китае с Монреальским симфоническим оркестром («Четыре последние песни» Р. Штрауса).

В июле 2014 года Ольга Перетятько приняла участие в грандиозном гала-концерте Salut a la France на Марсовом поле в Париже, посвященном национальному празднику Франции. Среди участников такие звезды, как Элина Гаранча, Анна Нетребко, Натали Дессей, Хуан Диего Флорес, Лоуренс Браунли и другие артисты.

В 2015 году состоится дебют Ольги Перетятько в Лозаннской опере, где она исполнит партию Виолетты в «Травиате» Верди, в этой же роли выступит в Баден-Бадене.

Певица заключила эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой Sony Classical. Ее первый сольный альбом с ариями из опер Россини, Верди, Доницетти, Массне и Пуччини был выпущен в 2011 году и получил широкое признание публики и прессы. Второй альбом «Арабеск» поступил в продажу в 2013 году и также получил широкое признание критики.

Российская оперная певица (сопрано).

Ольга Перетятько. Биография

Ольга Александровна Перетятько родилась в Ленинграде 21 мая 1980 года в семье артиста хора (баритон) Мариинского театра Александра Перетятько , который с малых лет приобщал дочь к музыке. В 3 года она слушала первый в своей жизни музыкальный спектакль - «Фауст». В детстве пела везде, где случалось, – в школе, дома. В 15 лет стала выходить на сцену знаменитой Мариинки в составе детского хора.

С отличием окончила музучилище при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности «хоровое дирижирование», но на вокальное отделение сюда поступить не смогла. Пением заниматься рип этом Ольга не переставала.

Ольга Перетятько. Карьера

Ольга Перетятько: Четыре года училища стали весьма неясным периодом в моей музыкальной биографии. Было совершенно непонятно, что в итоге меня ждет карьера певицы, потому что все мы пели в хоре и были несколько другие музыкальные приоритеты. Я даже потеряла веру в себя, пела всегда вторым альтом. Начинала я учиться как меццо-сопрано, во всяком случае, предполагалось, что это так.

Учиться вокалу Притятько начала в 20 лет. Ее первый педгог - Лариса Гоголевская , исполнительница партий сопрано в Мариинке, прослушав будущую звезду, посоветовала сменить направление развития голоса - вместо меццо-сопрано стремиться к более высокому и легкому регистру, а позже рекомендовала Ольге обязательно продолжать учёбу.

С наступлением XXI века она поступила в Высшую школу музыки имени Ханса Эйслера в Берлине, куда приехала в качестве туриста. В столице Германии ведущим педагогом Ольги стала канадская певица Бренда Митчелл .

Выходить на театральные подмостки певица Перетятько стала уже после третьего года обучения в Берлине, после успешного участия в ряде международных вокальных конкурсов.

Самым значительный из них - «Опералия». Он проходил под патронажем великого Пласидо Доминго в Париже. Первые партии Ольга исполнила на сценах Немецкой оперы в Берлине и Гамбургской Государственной оперы, в операх Генделя и Моцарта .

В 2006 году выступление молодой певицы в спектакле «Путешествие в Реймс» на Россиниевском оперном фестивале в итальянском Пезаро привлекло внимание ведущих оперных режиссеров и театральных менеджеров мира. Предложения о сотрудничестве посыпались со всех сторон, и карьера певицы начала набирать размах.

Ольга Притятько. Репертуар и творческое сотрудничество

В репертуаре Ольги лучшие классические партии для сопрано дополняются произведениями современных композиторов из разных стран, в том числе поставленная в Нью-Йорке, Лионе, Амстердаме и Торонто опера Стравинского «Соловей»; партия Адины из «Любовного напитка» Доницетти , которую уроженка Петербурга пела в опере Лилля и на Пасхальном фестивале в Баден-Бадене. Это и партия Джильды из вердиевского «Риголетто», исполненная в венецианском театре «Ля Фениче», Мадриде, Париже, Вене, Берлине, Нью-Йорке.

Певица сотрудничает с величайшими личностями из мира музыки. Ольга выходила на одну сцену с Пласидо Доминго , Хосе Каррерасом , Дмитрием Хворостовским , Роландо Виллазоном, другими звездами вокала. Пела под музыку оркестров, которыми дирижировали легендарные Даниэль Баренбойм , Зубин Мета, Юрий Темирканов , Марк Минковский , Лоринн Маазель, др.

Среди режиссеров-постановщиков спектаклей, где участвовала певица, знаменитые Дмитрий Черняков , Клаудиа Шолти , Бартлетт Шер , Ричард Айр, пр.

В 21-м веке, по словам Ольги, для успеха оперному певцу необходимы работоспособность и отличная память, ведь это лишь кажется, что настоящая карьера начинается после 30 и можно не торопиться, но время бежит очень быстро, потому все нужно делать стремительно, в том числе и учить новые роли.

Притятько: Если дирижер накануне сказал тебе посмотреть партию, уже утром ты должен ее спеть хотя бы по нотам. Нужно бегло говорить хотя бы на четырех иностранных языках. Зная их, кстати, гораздо быстрее разучивать партии. Требуется и безупречная фигура. Прошли те времена, когда певица могла весить сто кило и на это не обращали внимания. Нужно быть начитанным, наслушанным, насмотренным: понимать, о чем твоя ария, вся опера, разбираться в эпохе, о которой идет речь. Сейчас мы должны уметь гораздо больше, чем умели певцы двадцать-тридцать лет назад. Половину звезд 1970-х сегодня никто не взял бы на работу.

Ольга Перетятько. Личная жизнь

Супруг Ольги - известный итальянский дирижер, востребованный многими театрами планеты, Микеле Мариотти, с которым певица познакомилась в Паризо, его родном городе. Это место является знаковым для Ольги. Ведь успех на фестивале, проходящем там, сыграл важную роль для начала её блистательной карьеры. Свадьбу пара сыграла в том же Паризо в 2012 году.

По признанию певицы, они с супругом живут в Берлине, но бывать вместе в своём доме им не позволяет напряженный рабочий график. Только когда им случается быть в одном и том же проекте, супруги получают возможность проводить вместе больше времени. Например, такой возможностью стал восстановленный весной 2014-го спектакль «Пуритане» в Метрополитен-опере Нью-Йорка.

Сегодня мы расскажем, кто такая Ольга Перетятько. Биография ее будет подробно рассмотрена ниже. Администраторы знаменитых во всем мире оперных театров долго учились произносить эту украинскую фамилию. Сегодня творческий график нашей героини расписан на годы вперед. Речь идет о невероятно востребованной оперной певице. Этот человек - редкое сочетание уникального сопрано, сильного характера, трудолюбия, красоты и молодости. Об особенностях ее творческого пути поговорим далее подробно.

Биография

Певица Ольга Перетятько - коренная петербурженка. Она родилась в 1980 г., 21 мая. Отец ее - баритон, он поёт в составе хора Мариинского театра. Он с детства пытался приобщить к музыке дочь. Первый спектакль, который услышала Ольга Перетятько в 3 года, - «Фауст». Скоро наша героиня начала петь повсюду - и в школе, и дома. Потом сама начала выходить на сцену Мариинского театра в детском хоре. Она окончила Музыкальное училище, созданное при консерватории Н. А. Римского-Корсакова с отличием. Ее специальность - «хоровое дирижирование». Наша героиня не смогла поступить в консерваторию на вокальное отделение, но не переставала заниматься пением.

Первый педагог

Ольга Перетятько училась у Гоголевской. Та исполняет партии сопрано в стенах Мариинки, а также участвовала в постановках многих театров. Знатоки ценят особый тембр и силу голоса этой певицы. Ее исполнение называют вагнеровским, поскольку произведения этого композитора особенно его подчеркивают. Её ценят и за другую творческую деятельность - руководство вокальным классом, созданным при Народной филармонии, данное заведение открыто в Выборгском ДК города Петербурга.

Именно этого человека в качестве педагога избрала Ольга Перетятько. Выступления нашей героини благодаря Гоголевской обрели свою силу. Педагог, прослушав молодую певицу, посоветовала изменить направление в развитии голоса и вместо меццо-сопрано следовать к более легкому и высокому регистру. После начальной постановки техники исполнения Лариса Анатольевна порекомендовала ученице продолжать обучение.

Уже в новом веке наша героиня продолжила учебу в Берлине в Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. В Германию исполнительница приехала как турист, и решение о прохождении первоначального прослушивания у профессора по вокалу было спонтанным, однако успешным. В Берлине ведущим педагогом нашей героини стала Бренда Митчелл - канадская певица. Консультации и занятия с ней, а также другими мастерами наша героиня продолжает и теперь.

Выходить на театральную сцену певица начала после 3 лет учебы в Берлине. Также этому предшествовало успешное участие в ряде международных конкурсов по вокалу. Самым значительным подобным мероприятием, можно назвать «Опералию». Данный конкурс проводился в Париже под патронажем Пласидо Доминго. Первые партии наша героиня исполнила на сценах в Берлине и Гамбурге, ей достались произведения Моцарта и Генделя. Выступление певицы в постановке «Путешествие в Реймс» в Пезаро на Россиниевском фестивале 2006 года привлекло внимание значительных театральных менеджеров и оперных режиссеров во всем мире. Со всех сторон посыпались предложения о совместной работе.

Сцена

Карьера певицы вскоре набрала размах. В её номерах лучшие классические партии сопрано дополняются композициями современных авторов из разных стран. Среди них следует отметить оперу Стравинского «Соловей», поставленную в Торонто, Амстердаме, Лионе и Нью-Йорке. Также следует отметить оперу Доницетти «Любовный напиток». Она была исполнена на сцене Лилля, а также в Баден-Бадене на Пасхальном фестивале.

Личная жизнь

Ольга Перетятько особенно ценит итальянский город под названием Паризо. Успех на проходившем там фестивале имеет важную роль в ее дальнейшей карьере. Джакомо Россини, которому был посвящен указанный праздник музыки, является автором многих опер, которые с блеском исполняет певица.

Муж нашей героини - Микеле Мариотти - востребованный во многих театрах планеты дирижер, родился именно в городе Паризо и здесь произошло знакомство будущих супругов. Свадьба прошла там же в 2012 г. Живут молодые люди в Берлине, однако вместе бывают в своём доме редко из-за напряженного рабочего графика. Они больше времени проводят друг с другом лишь когда трудятся над одним проектом. Одним из таких начинаний стал спектакль под названием «Пуритане», который был поставлен в нью-йоркской Метрополитен-опере и восстановлен в 2014 г. Прежде партию нашей героини пела Джоанн Сазерленд, ставшая для нее кумиром.

Ольга Перетятько отличается уникальным голосом, интернациональной вокальной школой, артистическим талантом и страстной эмоциональностью. Наша героиня владеет несколькими европейскими языками. К ее сильным сторонам следует также отнести профессиональное отношение к своему образу.

– Пожалуйста, расскажите сначала о себе: где родились, где учились, кто был среди ваших первых педагогов, наставников?

– Родилась я в Санкт-Петербурге. Мой отец – тоже певец, артист хора Мариинского театра, но моя предрасположенность к профессии была обозначена лишь в общих чертах: с детских лет я постигала музыку через освоение фортепианной и дирижерско-хоровой специальностей – и родители сначала возлагали на меня надежды именно по этой части. После 9 класса я поступила на дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища при Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова (мне тогда было 15 лет – и думать о вокале было еще рано). Четыре года училища стали весьма неясным периодом в моей музыкальной биографии: было совершенно непонятно, что в итоге меня ждет карьера певицы, потому что все мы пели в хоре и были несколько другие музыкальные приоритеты. Я как-то потеряла веру в себя, пела всегда вторым альтом. Начинала я учиться как меццо-сопрано, во всяком случае, предполагалось, что это так. Я разговаривала низко, как и сейчас, и умела петь низкие ноты, словом, была «девочка большая» – так почему бы ей не быть меццо-сопрано! Ситуация была весьма интересная, но, может быть, это и хорошо, потому что если бы я пела в хоре первым сопрано, возможно, третья октава у меня потом и не открылась бы…

Я начала учиться вокалу в 20 лет, довольно поздно. Нашла частного педагога, солистку-сопрано Мариинского театра Ларису Гоголевскую. Она послушала меня и дала согласие заниматься, но первый же ее вопрос был таков: «Кто же тебе, девочка моя, сказал, что ты меццо?» И вот мы стали осваивать с ней старинные французские и итальянские арии, классические образцы песенного жанра, а где-то через полтора года так случилось, что я поехала в Берлин погостить у друзей. Мой знакомый, у которого я остановилась, был скрипач из консерватории. Он-то впервые и сказал, а почему бы и мне не прослушаться туда же, раз я уже целенаправленно занимаюсь вокалом. Сказано – сделано: что долго думать, попытка не пытка. Стали звонить и нашли одну единственную преподавательницу из профессуры Берлинской консерватории (Hochschule fuer Musik Hanns Eisler), которая в летнее межсезонье августа никуда не уехала. Она и согласилась меня прослушать в качестве бесплатной разовой консультации. Ее вердикт гласил, что вокальный материал есть, и вполне хороший, и, если я определюсь, чтобы приезжала в феврале поступать, так как прием у них – два раза в год.

Окрыленная, я вернулась домой. Стала советоваться с Ларисой Анатольевной, как быть, на что получила ответ, что и думать нечего – надо готовить программу и поступать! Решение было принято, но в Петербурге я продолжала обучение на дирижерско-хоровом отделении консерватории. И сейчас у меня два диплома о высшем образовании. В июне этого года свершилось, наконец, важное событие, которое долго откладывалось, так как было много работы: в Берлине я получила второй диплом – диплом о высшем вокальном образовании.

Но мы забежали вперед. Итак, подготовив вступительную программу, я поехала в Берлин и подала документы только в одну эту консерваторию. Теперь-то я понимаю, что это было с моей стороны весьма странно: я прекрасно вижу, как всё происходит сейчас, люди приезжают с чемоданами, сегодня утром они спели здесь, вечером там, завтра в третьем городе, и так вот по всей Германии, потому что шансы поступить крайне малы из-за очень высокого конкурса. У меня же был настрой, как в Италии: либо всё, либо ничего. Но меня приняли – и с этого момента у меня началась другая жизнь. Я нашла педагога совершенно случайно, по языковому признаку, так как на тот момент немецким я совсем еще не владела. Мы встретились в коридоре, она меня узнала, сказала, что запомнила мое выступление: это был педагог, который входил в состав приемной комиссии. Она представилась как профессор Бренда Митчелл (Brenda Mitchell). Как интересно, подумалось мне тогда, именно к ней в класс я и хотела попасть в расчете на то, что человек с такой фамилией точно говорит по-английски. Она пригласила меня на пробный урок, сказав, что если мне понравится, то я могу написать заявление. Помню, что я пела «Аллилуйю» Моцарта – и меня настолько впечатлило то, что она сделала со мной за полчаса в отношении техники вокала, что выбор был предрешен. Брать у нее уроки я продолжаю до сих пор, иногда она приезжает на мои премьеры. Не скрою, мне это очень приятно – и я это очень ценю.

– Спасибо за весьма подробный ответ на мой первый вопрос, что мне представляется очень важным, ибо хорошие певцы начинаются с хороших педагогов. И по сей день, когда за плечами у вас уже достаточно солидный послужной список ангажементов по всему миру, вы большую часть своего времени проводите в Германии, практически живя здесь. А скажите, какие отношения на первых порах становления певческой карьеры связывали вас с Гамбургской оперой?

– Это была оперная студия, молодежная программа при этом театре. Формально мы, ее участники, считались солистами, так как пели самые разнообразные партии второго плана, в том числе и самые маленькие, на одной сцене с ведущими солистами. Помню, дважды мне доверяли и главные партии, что было моим несомненным личным достижением, но всё же это были не те партии, о которых я мечтала. Союз с Гамбургской оперой длился два сезона, с 2005 по 2007 год. И после этого я перешла в состояние независимого творческого плавания, став свободным художником.

– А участие в конкурсах лично для вас сыграло какую-то особо значимую роль в плане продвижения по международной вокальной лестнице?

– В моем случае практически никакую, разве что дало возможность путешествовать, не думая о том, где взять деньги. Это очень важно, потому что на то количество прослушиваний, которое я спела в 2006 – 2007 годах, тратились безумные средства на дорожные расходы и проживание. Конечно, материально очень помогли победы (вторые премии) на двух международных вокальных состязаниях: в 2006 году на конкурсе «Дебют» в Бад-Мергентхайме (Германия) и в 2007-м на конкурсе Пласидо Доминго «Опералия» в Париже. В отличие от знаменитой «Опералии», конкурс «Дебют» еще очень молодой: в этом году он проводится всего в шестой раз, но призовой фонд его весьма солиден. Безусловно, много творческих контактов было завязано еще в Гамбурге, в основном – по моей личной инициативе. Я приходила буквально к каждому дирижеру и просила разрешения ему спеть. И это приносило свои плоды. По той же самой схеме и Доминго пригласил меня на свою «Опералию», так как я подошла к нему после репетиции его гала-концерта в Гамбурге и сказала: «Маэстро, я хочу для вас спеть!» Доминго слушал меня полчаса, расспросил обо мне всё возможное и спросил, не хочу ли я участвовать в его «Опералии». Ответ на этот вопрос, естественно, мог быть только один…

– Позволю себе добавить еще два, на мой взгляд, интересных и важных названия из числа состязаний, на которых вы побеждали и о которых просто не упомянули: Международный конкурс имени Ферруччо Тальявини в австрийском Дойчландсберге, что под Грацем, в составе жюри которого были Джоан Сазерленд и Витторио Терранова (2004), и Международный «Приз Бельканто» в немецком Бад-Вильдбаде (2005). Мы с вами беседуем сейчас в Пезаро, в разгар XXX Россиниевского фестиваля, в котором вы принимаете участие – и его бренд давно уже знаменит на весь мир. А между тем в Бад-Вильдбаде ежегодно проходит еще один фестиваль, который так и называется «Rossini in Wildbad» и с которым вас также связывают творческие узы. Расскажите немного о мини-фестивале Россини и «Призе Бельканто» в Бад-Вильдбаде.

– Действительно, это очень маленький фестиваль, детище одного интенданта Йохена Шёнлебера (Jochen Schoenleber), который его придумал, поддерживает и делает всё, от него зависящее, чтобы фестиваль процветал. Немаловажную роль в этом играют его личные связи со звукозаписывающим лейблом «Naxos», поэтому вся фестивальная продукция сразу же идет на запись и достаточно регулярно выходит на аудиомузыкальной рынок. А это значит, что все стремятся петь там, так как запись в послужном списке любого певца – вещь невероятно важная. Сам Бад-Вильдбад – совсем маленький городок, за полтора месяца, проведенных там просто начинаешь умирать от скуки: только лес, живописная речушка и две улицы в три дома (!) – больше там ничего нет…

Фестиваль проходит каждый год в июле – и в его афише можно встретить названия не только опер Россини. Впервые я здесь пела в 2005 году. Это была небольшая партия Тамири в постановке «Семирамиды» Мейербера под руководством Ричарда Бонинга, в результате чего и появилась моя первая запись на компакт-диске. Затем здесь же – это был уже специальный звукозаписывающий проект фестиваля – осенью 2006 года, с отрывом от основной летней программы, состоялись два концертных исполнения оперы Россини «Дева озера» под руководством Альберто Дзедды, где я спела маленькую партию Альбины. Моими замечательными партнерами были Максим Миронов (Яков V / Уберто), Соня Ганасси (Елена), Марианна Пиццолато (Малькольм) и Фердинанд фон Ботмер (Родриго). Эта запись, естественно, не студийная, а вариации придумывались маэстро еще буквально за десять минут до начала первого концерта: что у меня, что у Пиццолато вдруг резко поменялись каденции партий. Вообще, всё, что делается с Россини в Италии, происходит обычно очень спонтанно, но в тот момент и за ее пределами сохранялась та же самая милая атмосфера – и в этом была своя «особая прелесть»!

Немного отклонюсь от вашего вопроса, упомянув также, что в мае 2008 года с маэстро Дзеддой у меня был еще один интересный концертный проект в Пьяченце и Парме – кантата Россини «Смерть Дидоны» для солирующего женского голоса, мужского хора и оркестра. В ней достаточно большая и развернутая вокальная партия – и я получила огромное удовольствие от исполнения этой музыки с оркестром и хором Фонда Артуро Тосканини.

Что же касается конкурса в Бад-Вильдбаде, то скажу очень коротко. Здесь при маленьком фестивале Россини имеется и своя маленькая певческая академия. И я после своей, опять-таки, маленькой партии с Ричардом Бонингом, осталась на занятия в этой летней школе, во время которой посещала мастер-классы Рауля Хименеса. Мы две недели занимались, после этого был заключительный концерт, он же конкурс, в результате чего я и выиграла «Приз Бельканто». Вот, собственно, и вся история…

– Поэтому настало время из Бад-Вильдбада возвратиться в Пезаро, но не в 2009-й, а в 2006 год, в котором вы дебютировали в молодежной программе в опере Россини «Путешествие в Реймс». И сразу вопрос: что вам как певице, как творческой личности дала Accademia Rossiniana? Как построен процесс обучения в ней? Каковы ваши первые и, возможно, наиболее яркие моменты общения с маэстро Дзеддой?

– Их было очень много! Впервые я познакомилась с маэстро в Бад-Вильдбаде в 2005 году, где спела ему арию Берениче из оперы Россини «Случай делает вором». На следующий год он пригласил меня в Accademia Rossiniana, чему я была необычайно рада, так как всё время слышала о ней исключительно хорошие отзывы. Многие солисты, поющие здесь, вышли из Академии. В 2006 году я впервые приехала в Пезаро, поначалу было очень трудно, так как итальянского языка в то время я тоже еще не знала: то, чему учили меня в консерватории, и то, с чем пришлось столкнуться в жизни, оказалось весьма отдаленными субстанциями. Понимая практически всё, тяжело было начать говорить самой, но постепенно и я обрела разговорную практику, пусть на первых порах – начального уровня. У нас было две недели занятий. Мастер-классы давали разные педагоги, в том числе и Альберто Дзедда. В помещении Teatro Sperimentale мы были с десяти утра до десяти вечера: для нас это была школа жизни – не передать словами!

С десяти до двух был мастер-класс с маэстро Дзеддой, с четырех до семи – прочие занятия или лекции по гриму, по музыке, по театру, по истории оперы и даже итальянского кинематографа, словом, полный интеллектуальный курс «молодого бойца-вокалиста». А после этого непременно посещали репетиции, и значимость этой методы «погружения в профессию» просто трудно переоценить! Здесь я познакомилась с Максимом Мироновым, который в тот сезон был ангажирован на партию Линдоро в «Итальянке в Алжире» и пел вместе с Марианной Пиццолато, к слову, принимающей участие в нынешнем фестивале и в свое время прошедшей, как и Максим Миронов, через Accademia Rossiniana. В то же лето мы познакомились и с Машей Горцевской, попавшей в Пезаро по той же схеме. С обоими я до сих пор дружу.

Самое же интересное началось потом. После двух недель интенсивного обучения мы спели заключительный «выпускной» концерт, по итогам которого формируются составы на молодежное «Путешествие в Реймс». А нам было сказано еще до начала занятий: учите все партии! Я как колоратурное сопрано, естественно, выбрала партию Графини Фольвиль, выучила ее и приехала с ней в Пезаро. Но после Академии маэстро Дзедда вдруг сказал, а почему бы мне не спеть еще и Коринну. Эту партию я буквально выучила здесь за пять дней: это был страшный стресс, такой, что я поседела. Шутки шутками, но я действительно обнаружила у себя сразу четыре седых волоса! Представьте, вы дебютируете в Италии в одной колоратурной роли, а через три дня вы должны выйти на сцену уже в другой лирической партии – и вы начинаете не на шутку паниковать… Но спела, всё прошло удачно. И теперь я уверенно могу сказать, что после Accademia Rossiniana тебе уже ничего не страшно! Она дало мне невероятно много! Еще раз повторюсь, что это была школа жизни, и я безмерно благодарна судьбе, что прошла ее.

– Успех двойного дебюта не замедлил принести мне ангажемент на партию Дездемоны в следующем фестивальном году. Это тоже было своего рода стрессом, так как от подобных предложений не отказываются, но всё дело в том, что эту партию Россини написал для Кольбран, а в традициях современного исполнительства в Италии ее зачастую исполняют высокие меццо, переходные голоса. Я сказала маэстро, если вы мне доверяете, я спою, но я буду петь своим голосом, а не изображать Мэрилин Хорн либо кого-нибудь еще. Было много всяких прослушиваний и согласований, пока меня окончательно не утвердили в собственном голосе Ольги Перетятько. Я летала ведь еще и на прослушивание к Эрнесто Паласио в Бергамо! Siamo in Italia: раз в постановке был занят сам Флорес – в партии Родриго, – то его импресарио лично подбирал для своего любимца почти весь состав спектакля! Учитывалось всё, включая даже рост! Через два дня я получила контракт… Всё решилось в декабре 2006 года. Потом мы еще занимались с маэстро Дзеддой в Берлине, куда он приезжал для осуществления другого своего проекта в Deutsche Oper, и так постепенно мы подготовили с ним всю партию.

– Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями об «Отелло» 2007 года на Россиниевском фестивале, о ваших коллегах по сцене. С одной стороны, Родриго-Флорес, надежда современных мировых теноров, с другой стороны Отелло-Кунде, один из выдающихся теноров XX века, увы, в конце первого десятилетия XXI века заканчивающий свою блистательную карьеру, но, тем не менее, принимающий участие и в нынешнем фестивале…

– Конечно, там было много разного, но я воспринимаю каждое событие в своей жизни как урок. Это урок был особенно интересным, а сценическое общение с коллегами – очень плодотворным. Но вы забыли, был ведь еще и Крис Меррит в роли Яго, еще более пожилой «царственный лев», если так можно выразиться…

– Я присутствовал на третьем спектакле, и вместе с Отелло-Кунде у меня был другой Яго – Хосе Мануэль Запата…

– Да, Меррит спел лишь первый спектакль, а на втором, всего один раз, и Отелло был другой – Фердинанд фон Ботмер. Череда составов была обусловлена тем, что Джузеппе Фильяноти, изначально планировавшийся на партию Отелло, выступать по состоянию здоровья не смог. И тогда срочно вызвали Кунде, а Ботмер официально был на страховке, в том числе и во время репетиционного периода, пока Кунде не приехал и не выучил свою партию. Второй же спектакль после премьеры с Кунде для Ботмера был запланирован с самого начала. Кунде мне всячески помогал. Он опытный, он доброжелательный, он давал много мелких профессиональных советов – и все они безотказно срабатывали. Большой артист и великодушный человек! С ним было потрясающе работать! Да и обо всех своих коллегах по тому давнему спектаклю могу сказать только самое хорошее. Тот результат, который мы показали, был обусловлен тем, что каждый был на своем месте. Отелло-Кунде был настоящий раненый зверь, мятежный и уязвимый генерал, он создал потрясающе сильный образ – и ни у кого на сцене не возникало сомнения, что именно он и есть протагонист.

Флорес приехал позже, так как записывал перед этим «Сомнамбулу» с Бартоли. В 2007 она была на всех фестивальных постановках, была и на нашем «Отелло». Она постоянно приезжает сюда, смотрит, слушает, но не поет. Если быть точной, она пела здесь всего один раз в 1988 году. Это была партия Лючиллы в первой фестивальной постановке «Шелковой лестницы». Джулию пела Лючана Серра. Я видела тот спектакль в записи: очень любопытная музыкальная продукция! Что же касается «Отелло», то Флорес быстро освоился в этой весьма нехитрой постановке, в которой меня всё время кидали, как могли: весь спектакль я пела сидя или лежа на полу, потому что никакой мебели на сцене не было. Флорес был великолепен, несмотря на его привычку всё перекраивать под себя. Как Бартоли абсолютно утвердилась в своем музыкальном статусе и делает «своего собственного Россини», так и Флорес в нашем спектакле легко и изящно занял свою индивидуальную стилистически безупречную творческую нишу.

– Уверяю вас, свою индивидуальную нишу в том спектакле при поразительном овладении стилем итальянского оперного belcanto заняли и вы. С точки зрения вокальной фактуры, ваш голос легкий и полетный, но, тем не менее, в вашей трактовке партии Дездемоны явственно ощущался скрытый, внутренний драматизм. И это было просто восхитительно!

– Спасибо, мне очень импонирует ваше замечание, что драматизм был внутренний, так как, ясно осознавая собственные возможности, я понимала, что давать драматизм голосом нельзя, иначе это будет форсирование, будет неправильный, искаженный вокальный посыл. И я действительно старалась создать образ Дездемоны, оставаясь самой собой, усилив внутреннюю драматическую наполненность роли за счет максимально сфокусированного, максимально ясного и собранного звука. И я рада, что мне это, по-видимому, удалось…

– А теперь скажите, почему всё-таки Крис Меррит сошел с дистанции после премьеры: из-за проблем с голосом?

– Нет, он спел премьеру на хорошем профессиональном уровне, но проблема была у него с ногой, а диабет на фоне ужасной жары, впрочем, обычной для Италии в это время, просто усугубил его общее неважное самочувствие. Проблема была еще и в том, что когда-то он был «человеком-горой», а теперь сильно похудел. Я его сначала просто не узнала, пока меня к нему не подвел Фердинанд фон Ботмер и не представил нас друг другу. Потерять половину массы тела и сохранить голос, перестроив всю вокальную технику – это было феноменально! Раньше я вживую его не слышала, только в записи, поэтому встреча с ним в спектакле для меня была еще одним большим опытом! Знаете, он предстал в моем сознании, как старая мудрая черепаха, сразу же сказав мне «Welcome to Italy!» и предупредив о возможных «интересных вещах», которые, естественно, стали происходить, раз мы в Италии и имя режиссера спектакля – Джан-Карло дель Монако... Мы с ним очень много разговаривали, он рассказывал про свою жизнь, про свою карьеру. Я впитывала буквально каждое его слово – и признаюсь, подобные общения со старшими коллегами такого ранга поистине дорогого стоят!

– Итак, наконец, переносимся в настоящее, в 2009-й год. В этом сезоне в Пезаро вы продолжаете освоение комического репертуара Россини, начатое в 2006 году молодежным «Путешествием в Реймс». Теперь вы Джулия в «Шелковой лестнице» – и первая половина фестивальной серии этой постановки уже отыграна. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этой работы.

– Совсем другая роль, мой дебют в партии Джулии... Слава Богу, на этот раз я не умираю. Наконец-то! Да и вообще, всё, что я пою в последнее время, происходит впервые, так как сейчас – активная фаза накопления собственного репертуара. Партия Джулии сопрановая – и проблем с ее выбором не было: однозначно моя! Если проштудировать клавир, то это обычная россиниевская роль, в которую еще нужно привнести что-то свое, особенное, как раз то, что и называется интерпретацией. Я очень-очень рада, что режиссер-постановщик «Шелковой лестницы» – Дамиано Микьелетто, который два года назад здесь на фестивале удивил всех грандиозной постановкой «Сороки-воровки» с водой на сцене. Сейчас же на сцене – огромное зеркало и интерьер квартиры… Фантазия у человека какая-то невообразимая! Всё абсолютно современно, компактно и представлено в едином сценографическом блоке [сценография и костюмы – Паоло Фантин; примечание мое – И.К.].

Внешне всё очень симпатично: комнаты без стен, мебель, бытовая техника, двери, через которые мы ходим в этом постановочном пространстве… На полу – настоящий строительный план жилища с названиями помещений: pranzo, letto, bagno [итал. столовая, спальня, ванная; примечание мое – И.К.] и так далее. А в наклонном зеркале-экране, подвешенном на заднике под колосниками, зритель в правильных пропорциях видит виртуальное отражение реальности, графический вид квартиры… И в нашем спектакле мы всего этого безусловно придерживаемся, даже двери открываются именно так, как нарисовано на плане. С точки зрения координации сценического поведения от нас потребовались большие, почти кинематографические усилия. К тому же, запланирован выпуск DVD этого спектакля, поэтому у нас основательно продумано и отработано всё: взгляды, мимика, мизансцены.

Последние штрихи в свой замысел постановщики вносили даже на стадии оркестровых репетиций, так как потребовалась некоторая корректировка в отношении акустических моментов взаимодействия певцов и оркестра. Но работа с Дамиано Микьелетто была потрясающая! Он молодой, он очень талантливый, он четко знает, что он хочет от артиста. Я думаю, он займет достойное место на режиссерском небосклоне. Его режиссура умная: при ее современности и в отношении сценографии, и в отношении костюмов в ней нет ни капли вульгарности. Это тот самый Россини, который должен развлекать публику: там столько шампанского, столько настроения! Этот спектакль – весьма показательный позитивный пример. И я очень рада, что постановка у нас именно такая – веселая!

Изначально, мое участие в нынешнем фестивале планировалось в партии Аменаиды в «semi-stage» постановке россиниевского «Танкреда». Однако вместо него неожиданно возникла «Шелковая лестница», но в итоге всё, что так удачно для меня сложилось на этот раз в Пезаро, радует меня несравненно больше.

– Давайте теперь поговорим о ваших лирико-колоратурных и лирических героинях в ретроспективном и перспективном планах. Какие еще партии уже наработаны или только появятся в вашем репертуаре?

– Из того, что я сейчас пою, это Сюзанна («Свадьба Фигаро»), Блондхен («Похищение из сераля»). Конечно, и партия Констанцы, но с ней пока надо подождать, потому что все сопрано начинают с Блондхен. Пока ты молода, ты должна петь Блондхен! К примеру, в апреле следующего года ожидается новая постановка Кристофа Лоя в барселонском Liceu, в которой я буду петь Блондхен, а Диана Дамрау – Констанцу. Дамрау очень долго пела Блондхен, пока внутренне не достигла того профессионального ощущения, что пора уже перейти на Констанцу. Но это хорошая школа. Партия Блондхен весьма благодатная, отчасти даже экстремальная: в ней есть «ми» вверху и «си-бемоль» внизу, которые ты обязана брать, чтобы всё было на уровне, всё было точно озвучено. Роль очень интересная. Я уже пела ее в Мюнхене, но после Барселоны спою там еще три спектакля.

Конечно же, присматриваюсь и к репертуару бельканто: к Адине в «Любовном напитке», дебют в котором должен состояться во французском Лилле через год; к Джульетте в «Капулети и Монтекки», которая запланирована на 2011-й. Произойдет это в Мюнхене на сцене Баварской государственной оперы, а моей партнершей в партии Ромео должна стать Веселина Казарова. Я пою и Адель в «Летучей мыши»: серия спектаклей уже состоялась в Лионе. В скором времени собираюсь принять участие в гала-концерте с маэстро Лорином Маазелем. При упоминании имени этого выдающегося дирижера, нельзя не вспомнить, что мне довелось пройти и через всевозможные партии второго плана. Одна из них – Голос с неба в «Доне Карлосе». Предложение поступило еще до «Опералии» и явилось результатом организованных мною прослушиваний. Имя Маазеля предопределило мое согласие – и встреча с ним оказалась для меня еще одним незабываемым уроком!

А «Опералия» была в том же 2007 году – и сразу после нее я поехала в Пезаро репетировать «Отелло». К слову сказать, на февраль 2010 года запланировано еще одно мое обращение к россиниевскому «Отелло» – четыре спектакля на сцене Оперы Лозанны. Я пела и еще буду петь Энн Трулав в «Похождениях повесы» Стравинского. В данный момент разучиваю его «Соловья» [к моменту опубликования интервью премьерная серия постановки этой оперы с участием Ольги Перетятько с феноменальным успехом прошла на сцене Canadian Opera Company в Торонто: ажиотаж вокруг события был так велик, что по требованию публики организаторам пришлось устроить даже дополнительный дневной спектакль; примечание мое – И.К.].

– А что для вас значит партия вердиевской Джильды?

– Думаю, это будет моя партия на века! На сегодняшний день я обращалась к ней уже трижды. Надо сказать, мне очень везло с «папами». Первый мой «папа» был Хуан Понс, затем на сцене Болонской оперы – Лео Нуччи. Сейчас меня постоянно приглашают в Италию петь Джильду, что мне особенно приятно и ценно, так как тебя здесь стали принимать за свою. Сейчас вот, к примеру, решается вопрос, буду я петь ее в «Ла Фениче» или нет, потому что в Италии существует такое «загадочное» понятие, как «проект», когда всё осуществляется практически перед премьерой, а составы формируются каким-то совершенно непостижимым образом в совершенно непонятные сроки…

– По-моему, это очень напоминает Россию…

– Не знаю, в России я в опере не пела, сказать ничего не могу, но в Германии, Австрии и Швейцарии за три года уже знаешь, что ты будешь петь и с кем. Так вот, партия Джильды мне очень удобна, однако я много слышала, и все коллеги мои говорят, будто партия Джильды сложная, что ее трудно петь. Не знаю: на мой голос она легла очень легко, и я четко поняла, что это – абсолютно мое. Нет вопросов и с партией Цербинетты: ее спою обязательно, уже есть и перспективные договоренности. К Цербинетте я присматриваюсь уже очень давно, впервые спев ее еще в консерватории в Берлине (Hochschule) и ожидая всё это время, когда, наконец, «дозрею» до театра. Теперь уже можно сказать, это свершилось на уровне вполне конкретных планов.

– А теперь составьте, пожалуйста, ретроспективу дирижеров, с которыми вам довелось работать, и поделитесь впечатлениями от сотрудничества с ними.

– Мне повезло, конечно, начиная даже с Гамбургской оперы. Женщина-дирижер из Австралии Симона Янг, сделавшая сейчас блистательную карьеру, пришла туда генеральным директором и главным дирижером, когда там появилась я. Но если начинаешь вспоминать и перечислять имена, то даже самой порой не верится, ведь это всё выдающиеся музыканты, внушительные личности: Ричард Бонинг, Альберто Дзедда, Лорин Маазель, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм… У каждого из них было чему поучиться! И это незабываемо! Продолжаю дальше. Айвор Болтон, с которым я уже спела Блондхен и еще буду петь в Барселоне. Алессандро де Марки, с которым мы делали «Коронацио Поппеи» в Гамбурге. Очень разные стили, очень разные дирижерские школы… Великолепный Клаудио Шимоне, с которым в этом году я пою здесь, в Пезаро, «Шелковую лестницу». Ренато Палумбо, дирижировавший «Отелло» на фестивале в 2007 году. Я до сих пор вспоминаю его с такой благодарностью! Фредерик Шаслан: с ним в Париже я пела «Похождения повесы». Марк Минковский: опять же в Париже я делала с ним партию Сюзанны. Это был первый в моей практике случай, когда в моцартовской партии дирижер экспериментировал с каденциями, разрушая устоявшиеся каноны. При этом просто не могу не сказать, какой у него был потрясающий оркестр, какого высочайшего качества был звук! И, конечно же, надо назвать человека-легенду Бруно Бартолетти, с которым я делала Джильду в Болонье.

Маленькая партия вагнеровского репертуара, Голос лесной птицы в «Зигфриде», связана у меня с именем Зубина Меты, с которым я пела в Валенсии в 2008 году. А с Даниэлем Баренбоймом я встретилась на постановке «Парсифаля» в образе Девушки-цветка. Это было годом раньше, в одно время с «Опералией». Первый тур конкурса в Париже – затем ехала ночным поездом в Берлин, где пела Девушку-цветок с Баренбоймом. В тот же день – точнее, ночь – ночным поездом ехала в Париж и пела полуфинал. На другой день опять ехала в Берлин и снова пела там Девушку-цветок. Потом я ехала на финал «Опералии», получала там свою вторую премию, а после этого (мы уже говорили об этом) прямиком оттуда – в Пезаро! И всё это было безумно интересно!

– И мой последний вопрос будет касаться опять имени дирижера. Нетрудно догадаться, что раз мы находимся сейчас в Пезаро, то я снова имею в виду маэстро Дзедду. Скажите, что он дал лично вам в профессионально-творческом отношении?

– Как он говорит, по-моему, очень правильно, что техника – это контроль, и все дело – в интерпретации. Если ты поешь только ноты, указанные в клавире Россини, ничего хорошего не получится, то есть певец должен привносить собственную индивидуальность. Для этого Россини предоставляет ему полную свободу действий. В моцартовском репертуаре ощущаешь себя немного инструментом, где шаг влево, шаг вправо совсем не приветствуется, каденции, нарушающие каноны, там абсолютно немыслимы. Дзедда так и говорит: «Ты должен всегда привносить себя!» Как-то он сказал такую потрясающую фразу: «Пуччини может петь каждая картофелина, если у нее для этого, конечно, есть материал, потому что Пуччини в свою драматургию заложил абсолютно всё – и все люди плачут в одних и тех же местах на протяжении уже сотни лет». И хотя бы на своем опыте я знаю, что в «Богеме» все непременно плачут на аккорде, когда умирает Мими – пробирает каждый раз!

Но Россини оставляет полную свободу не только певцу, но и слушателю, за которым сохраняет право выбора – кого считать, условно скажем, плохим или хорошим героем. Поэтому для певца важно не только петь, но и думать – именно это и дает перспективы творчества. Это важно – и этому учит маэстро Дзедда. Что касается стилистики, голоса, то он всегда пишет потрясающие каденции именно для твоего голоса. И это тоже очень важно. Его ухо вокального педагога очень хорошо слышит, что звучит хорошо, а что – плохо. И тогда какие-то вещи меняются, какие-то пробуются вновь. Допустим, он может сказать: «Как Дарина Такова, у тебя не получится, пой иначе, пой по-своему, так, чтобы обязательно выразить себя». Однако при этом для любых типов голосов, легких или тяжелых, должна быть безусловная легкость звуковедения и колоратуры. А главное – не переставать думать. И без этого, что в Россини, что в карьере – никуда!

Игорь Корябин (интервью и подготовка публикации)
Пезаро - Москва




Top