Phorum памятник архитектуры петровской эпохи. Архитектура петровской эпохи

В состав музея входят бывший жилой дом сторожа и церковь Апостола Петра. В небольшом крестьянском доме, построенном в 1830-е гг. и неоднократно реставрировавшемся, размещена экспозиция, рассказывающая об истории открытого в петровскую эпоху первого бальнеологического курорта страны.
Церковь Апостола Петра построена в 1721 году по распоряжению Петра I. Она неоднократно реставрировалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик.
После второй поездки на олонецкий источник и успешного лечения царь принимает решение о продолжении строительных работ на марциальных водах. Возможно, по рисунку самого Петра I и начато было в июле 1720 года ландратом Г.Муравьевым строительство деревянного храма.
Крестообразный в плане, с колокольней и двумя восьмигранными куполами, завершающимися высокими шпилями, храм, по мнению историков русской архитектуры, является одним из первых образцов культового деревянного зодчества, выполненных в новых формах петровского барокко.
Архивные, а также краеведческие материалы ХIХ века свидетельствуют, что утварь для новой церкви была перевезена из небольшого деревянного храма Апостола Петра, построенного в 1702 году на Лодейнопольской верфи. В свою очередь на верфь многое из утвари поступило по приказу царя из Александро-Свирского монастыря. Кроме утвари на курорт в 1721 году были доставлены из Лодейнопольской церкви и иконы (возможно, весь иконостас полностью, включая декоративное убранство).
Посещавшие источник представители царской семьи дарили в церковь изготовленные собственными руками вещи: Екатерина I - вышитые поручи, Петр I - резные токарной работы изделия и т.д. Перед иконой "Тайная Вечеря" висело костяное паникадило работы царя, вывезенное, как и другие ценные памятники, в 1730 году по приказу Анны Иоанновны с курорта в Петербург (по некоторым данным паникадило хранилось в Петропавловском соборе).
При дворце Петра I на олонецких водах имелась токарня, где царь с помощниками, среди которых были и местные крестьяне, занимался изготовлением мебели (некоторые из стульев его работы сохранились до настоящего времени). Находящиеся в церкви пять деревянных подсвечников также изготовлены в этой токарне.
Возможно, именно Петром I был изготовлен и хранящийся в алтаре резной деревянный крест. Аналогичный крест в середине ХIХ века был в Старицком Успенском монастыре и имел надпись, свидетельствующую о том, что он изготовлен Петром I во время лечения на олонецких водах.
В описи убранства церкви, сделанной в 1731 году при передачи имущества курортного комплекса из Адмиралтейств-коллегии в Берг-коллегию, кроме культовых предметов, упоминаются три чугунные литые печки, одна из которых находилась в алтаре. Небольшие чугунные печи отливались с 1718 года на олонецких петровских заводах специально для сооружений курорта и являются редкими образцами чугунного художественного литья петровской эпохи. Более простые, цилиндрической формы печи были установлены во дворцах, а в форме ваз - в церковном здании. Две из печей сохранились до настоящего времени в интерьере церкви.
Большой историко-художественной ценностью обладает иконостас - один из редких образцов сохранившегося в комплексе (как архитектурно-декоративное оформление, так и живопись) памятника искусства петровской эпохи.
Как и во многих других деревянных церквях этого времени, иконостас небольшой, двухярусный и имеет местный и праздничный ряды икон. Часть икон выполнена в традиционной темперной технике (местный ряд), иконы второго яруса написаны на холсте масляными красками.
Иконографические особенности иконописи иконостаса указывают на знакомство исполнителей с западноевропейскими образцами религиозной живописи. Возможно, заказ для Лодейнопольской церкви в начале ХVIII века был выполнен мастерами Оружейной палаты. Немало иконописцев и резчиков в эти годы трудилось над украшением кораблей, в том числе такие были и на Олонецкой верфи.
Особый интерес представляют иконы местного ряда, среди которых находится храмовая икона Св. Петра. Икона воспринимается как картина с двумя сюжетами: "Христос, передающий ключи от Рая Апостолу Петру" и "Хождение по водам". Трактовка обоих сюжетов подчеркивает связь образа Петра и темой моря и флота.
Тема чудесного исцеления (к чему так стремился царь) в лодейнопольской церкви начала ХVIII века не могла найти отражения. В марциальноводском храме эта тема звучала в дополнившей иконостас иконе "Богоматерь Всех скорбящих радости" (была перенесена из дворца царя в церковь в XVIII веке), и, видимо, утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Архитектурно-декоративное убранство иконостаса отражает новые барочные тенденции, складывающиеся в церковном искусстве в первой четверти XVIII века. Иконостас насыщен резьбой - плоскорельефной орнаментальной и скульптурными деталями.
В ХIХ веке из интерьера были изъяты и с разрешения Синода переданы в Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей несколько памятников декоративно-прикладного искусства, к сожалению, к настоящему времени утраченных.
В исторической части экспозиции наибольшей ценностью обладают подлинные памятники петровского времени: стул, изготовленный в токарне царя, чугунная памятная доска, отлитая на Петровском заводе в 1722 году по рисунку одного из крупнейших деятелей горного дела России первой половины XVIII века В.Геннина.

Л.Капуста, научный сотрудник
Карельского государственного
краеведческого музея

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • основные направления развития русской архитектуры;
  • творчество ведущих архитекторов петровского времени; важнейшие комплексы и памятники архитектуры первой трети XVIII в.:

уметь

Выделять композиционные приемы, как унаследованные архитекторами петровского времени от русского зодчества XVII в., так и привнесенные европейскими мастерами;

владеть

Навыками самостоятельного стилистического анализа произведений архитектуры начала XVIII в.

Изменения, затронувшие все сферы жизни русского общества XVII is., потребовали нового художественного языка во всех видах искусства. Новая конструктивная система утверждалась и в архитектуре, причем именно на материале архитектуре ярче всего видны размах и смелость петровских перемен.

Тем не менее новая европеизированная архитектура во многом стоит "на плечах" древнерусского зодчества и традиций, заложенных в московском строительстве во второй половине XVII в. Особенно отчетливо это проявляется в переходный период, который для России (за исключением Петербурга и отчасти Москвы) занял всю первую половину века.

Раннепетровское зодчество в конце XVII века

Московский, или нарышкинский, стиль (названный по основному кругу заказчиков, близкому ко второй жене царя Алексея Михайловича, матери Петра I Наталье Кирилловне Нарышкиной) получил распространение в столице и окрестных боярских вотчинах в последние два десятилетия XVII в. (правление царевны Софьи и раннепетровское время). Представленный наиболее ярко в храмовой архитектуре он характеризовался выразительностью силуэтов ярусных церквей "иже под колоколы" (т.е. увенчанных по центру звонницей, а не куполом), поставленных на высокое основание и окруженных открытыми галереями-гульбищами; дорогим белокаменным декором, который в изобилии обрамляет окна, кружевом ложится на карнизы ярусов, резными колонками подчеркивает грани объемов. Этот стиль в своем богатстве и разнообразии объемно-пространственных и пластических решений соединил в себе композиционные приемы польско-украинского зодчества (после включения Украины в состав Московского царства и заключения Вечного мира с Польшей начались особенно интенсивные художественные контакты; в частности, белорусские резчики иконостасов много работали в России), северного маньеризма (орнаментальный декор, заимствованный из иллюстрированных голландских изданий) и, конечно, русского "дивного узорочья" середины века.

Вспомним классический памятник нарышкинского стиля – обетную церковь Покрова Богородицы в Филях (1690–1694), построенную любимым дядей Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным, возглавлявшим тогда Посольский приказ и имевшим почти неограниченные возможности. Прежде она была частью большой усадьбы с одним из первых регулярных садов в России, ступенями спускающимся к реке (подробнее см.: Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях // Архитектура, строительство, дизайн. 2003. № 29). "Центрическая композиция храма с четырехлепестковым планом восходит к архитектурным решениям ренессанса (церкви в Тоди, Лоди), многие мотивы декора иконостаса (разорванные фронтоны, картуши и увитые лозой колонки) типичны для барокко, а картуши, обрамляющие клейма икон местного ряда иконостаса, несомненно, скопированы с маньеристических гравюр" (Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 111).

План в виде квадрифолия (четырехлистника) обычно сочетался с башнеобразным объемом в центре, который мог быть дополнен главами на пониженных боковых объемах (церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1690–1696); построена II. В. Шереметевым). Уникальна по своему каменному убранству и церковь Знамения Богородицы в Дубровицах (1690–1704), в усадьбе воспитателя Петра I Б. А. Голицына, несомненно, строившаяся и оформлявшаяся европейскими мастерами (предполагается участие итальянских, голландских и немецких мастеров лепщиков, штукатуров и пр.: Алемано, Г. Квадри, К. Оснер Старший, Д. М. Фонтана, Д. Руска и др.).

Восьмилепестковая форма плана, повторяющая тему собора Высоко-Петровского монастыря – родовой усыпальницы Нарышкиных, – применена в храме Знамения в Перово (1690–1705), в Никольской церкви села Руднево Тульской области и др.

Среди около двух десятков церквей нарышкинского стиля следует упомянуть храмы Троицы в Троице-Лыкове (1690–1696; построена М. К. Нарышкиным, мастер Яков Бухвостов), Иконы Смоленской Богоматери в Сафарино (1691 – 1694; построена Ф. П. Салтыковым, отцом Прасковьи Федоровны, жены брата

Петра I царя Ивана, матери Анны Иоанновны), роскошнейшую, уничтоженную в советское время церковь Успения на Покровке (1696–1705; построена И. М. Сверчковым, мастер Петр Потапов). В них получил распространение тип композиции "кораблем", когда основные объемы (алтарь, храм, трапезная, колокольня) располагались на одной оси, "в линию".

Другая композиция, пришедшая уже из Малороссии, – "трехбанная" (трехчастная, трехглавая) отличалась тем, что пониженные части по сторонам (к востоку и западу) от главного объема завершались грушевидными главами – "банями". При этом обычно следовали традиционной конструктивной схеме: на нижний кубический объем ("четверик") ставился восьмигранный ("восьмерик"). Далее могли быть варианты: венчание сводом (различной конфигурации) или постановка нескольких уменьшающихся кверху "восьмериков" в колокольнях (или церквях "иже под колоколы")

В нарышкинских храмах тяготение к центричности композиции, иерархии объемов, сочетавшееся с внутренним хорошо освещенным стопообразным пространством, во многом было унаследовано от шатрового государева строительства XVI–XVII вв., столь блистательно завершенного великолепным световым шатром патриаршего Ново-Иерусалимского монастыря (1658–1685).

Наряду с бесстолпными, продолжали строиться крестово-купольные храмы с опорами, на которые опирался центральный купол, – четырехстолпные и большие шестистолпные соборы, получавшие убранство в духе нарышкинского стиля.

Храмы строились профессиональными артелями по подряду (например, известно, что таким подрядчиком был Я. Г. Бухвостов). В Москве подобных бригад было много: одни специализировались на кирпичной кладке, другие на белокаменном или изразцовом декоре, третьи на деревянной резьбе и т.д. Они могли часто меняться даже на одном объекте, поэтому решающая роль принадлежала заказчику, который выбирал конкретный храм для образца, и далее строительство велось не по архитекторскому чертежу, а по традиции, когда приемы и методы передавались изустно.

Орнаментика, излюбленными приемами которой являлись колонки ордера Иерусалимского храма, перевитые виноградной лозой, могла воспроизводиться в разных техниках – каменной резьбы, изразцах или красочной росписи. Система декора распространялась не только на храмовое зодчество (Трапезная палата Троице-Сергиева монастыря, 1685–1692; Крутицкий теремок, 1693–1694). Нарядные проездные арки Земского приказа, Крутицкого подворья, Сухаревой башни предвосхищают триумфальные "порты" петровской эпохи. Сухарева башня, в 1698–1701 гг. завершенная высокой ярусной башей с шатровым завершением, пад которым высился двуглавый орел государственного герба, стала первой архитектурной доминантой Москвы нового века. В ней размещалась Школа математических и навигацких наук и первая в России астрономическая обсерватория Якова Брюса. Ее архитектурный образ имеет ряд параллелей с ратушами Северной Европы. Ярусной башней со шпилем завершалось и здание Земского приказа на Красной площади.

Узнаваемый набор декоративных белокаменными мотивов: колонки большого ордера (т.е. с пьедесталами), фигурные аттики в виде петушьих гребней, разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины-пальметты, фиалы с бобышками – все это наряду с композиционными схемами получит широкое распространение в провинции уже в XVIII в.

Что касается искусства усадьбы, то оно зарождается на рубеже XVII–XVIII вв. Государевы подмосковные резиденции Измайлово, Алексеевское, Братовщина представляли собой обширные имения с богатейшей хозяйственной деятельностью и разнообразными садами ("ветроградами"), прудами, огородами и примыкающими к ним охотничьими угодьями. Центром усадьбы обычно были хоромы и церковь при них. Принципиально отличные усадьбы нового типа как сочетание дворца и регулярного сада возникали в Немецкой слободе. Например, усадьба Франца Лефорта после его смерти перешла к Ф. А. Головину, который к 1703 г. устроил в ней сад с каналами на голландский манер. В 1722 г. Петр I решает разместить здесь свою резиденцию и приглашает для ее обустройства голландского врача, будущего лейб-медика Николаса Бидлоо, успешно завершившего строительство имения по собственному проекту. Регулярный сад с Крестовым прудом, "ермитажами", каскадами, фонтанами и статуями был дополнен соседними участками – так сформировался самый большой в Москве ансамбль ландшафтного искусства переходного типа.

Конец XVII в., несмотря на многие его новшества в архитектуре и живописи, стал последней, можно сказать маньеристической стадией в рамках средневекового искусства. Именно это обстоятельство, по мнению О. С. Евангуловой, ограничивает характер использования в нем приемов западноевропейского барокко, стиля Нового времени, позволяя говорить не о реализации его принципов, а скорее об их проекции на иное по своему содержанию искусство позднего Средневековья. Недаром эти памятники включены в курс еще древнерусской архитектуры как в Московском, так и в Санкт-Петербургском университетах. По сути, еще в том же русле развивается архитектура провинции первой половины XVIII в.

Арендный блок

Архитектура Санкт-Петербурга петровской эпохи

Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России - Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий; возводились административные, научные и культурные комплексы - здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.

Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству. Для зданий петровского времени характерны рустовка углов, пилястры, филенки, обрамление окон, наличников в духе французского классицизма.

Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.

Сооружения Петербурга начала XVIII столетия характеризовались простотой планов и объемного формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные очертания и анфиладную систему расположения помещений, они строились в два или три этажа. Фасады отличались плоскостностью, ордер вводился в виде пилястр. Хотя пропорции ордеров не отличались правильностью, но это искупалось пластичностью форм.

В петровское время первостепенное внимание уделялось строительству не дворцовых, а общественных, утилитарно-необходимых построек. Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры. Недостаток материалов и необходимость вести строительство быстрыми темпами, а также нехватка мастеров и рабочих ограничивали практические возможности. Первые годы после основания Петербурга (1703) дома строились из дерева, спустя два-три года начали воздвигаться посредством применения фахверка полуглинобитные с деревянным каркасом, и только после того как появились кирпичные заводы, примерно с 1710 года, стали возводиться кирпичные здания. Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись из гипса. Фасады окрашивались в два цвета — основное поле покрывалось обычно охрой, красно-брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского зодчества, выступали белые лопатки — пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом, крыши делались высокими.

Одно из самых ранних монументальных построек петровского времени - палаты вице-канцлера Шафирова (1710) на Петербургской стороне. В этом затейливом сооружении слились традиционно русские и европейские архитектурные элементы. На высоком каменном фундаменте возведено мазанковое здание, со стрельчатыми и полукруглыми фронтонами, западной мансардой и русской "бочкой".

Для дворцовых сооружений, всегда очень небольших размеров, была типична трехризалитная структура. Центральная трехъярусная часть, наделенная основным ризалитом, возвышалась над двухэтажными боковыми частями. Именно такой облик имел, в частности, первоначально Большой Петергофский дворец.

Внутренняя планировка определялась центрально расположенным вестибюлем с лестницей, которая вела в главный, парадный прямоугольный двусветный зал, находившийся на оси здания. Зал этот обычно распространялся не в ширину, а в глубину по отношению к главному фасаду.

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.

В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве - это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Строительство новой столицы Санкт- Петербурга, основанного в 1703 году, проводилось по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом и стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Следует отметить, что первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д.Трезини), призванная защищать земли, отвоёванные в ходе Северной войны. Были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Строительство города велось по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. Петр 1 пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 122,5 метра, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Санкт-Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720 года доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И.К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И.П. Зарудный - церковь «Меньшикова башня». Под руководством русского архитектора П.М. Еропкина был составлен генеральный план Санкт-Петербурга. В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке, характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII века при реконструкции провинциальных городов. Для решения этих задач в области грандиозного строительства необходимостью стало привлечение иностранных мастеров. Пётр I приглашает в Россию на службу архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера: Леблон, Трезини, Фонтана и другие. Однако такое быстрое развитие строительства имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства Санкт-Петербурга, Пётр I приказал в 1714 году запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы. Ещё до 1714 года в Москве в начале XVIII века строились здания Арсенала, Суконного и Монетного дворов, здание Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни. Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра Великого, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы Петра I были ориентированы на искусство северных стран. Столичный город Санкт-Петербург застраивался по образцу Амстердама. До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий - архитектор Д.Трезини, Кунсткамера - архитекторы Г. И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявели, М.Г. Земцов (1718-1734 гг.).



Доменико Трезини (около 1670-1734гг.) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся на границе Италии со Швейцарией. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Д. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Д. Трезини.По проектам Д. Трезини заложены Кронштадт (1704г.) и Александро-Невская лавра (1717г.), в 1706 году была начата перестройка Петропавловской крепости в камне. Архитектором выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715г.), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711гг.), Петровские ворота (первоначально деревянные, а затем каменные – 1714-1717гг.) и Петропавловский собор (1712-1733гг.) в Петропавловской крепости. Было построено здание Двенадцати коллегий (1722-1736гг.) - теперь главное здание Петербургского университета, Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный Двор на Васильевском острове, Второй Зимний дворец и др.).Д.Трезини, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717-1721гг.). Постройки Д. Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехав в Россию, Д. Трезини оставил свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Д.Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х годах поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (сохранился в перестроенном виде).

Умер Доменико Трезини в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Леблон Жан Батист Александр (1679-1719гг.) - французский архитектор, ученик Жирара. Прославился написанной совместно с Аржанвиллем книги «Теория и практика садоводства», изданной в 1709 году и переиздававшейся в разных странах 12 раз. Ж.Б.Леблон написал также «Дополнения» к «Курсу архитектуры» Давилье с предложением новых конструкций, новых способов планировки зданий и их оформления, изданной в 1710 году и несколько раз переиздававшейся. Наиболее известные практические работы Ж.Б. Леблона в Париже - реконструкция отеля «Вандом» с садом и постройка отеля «Клермон» (1713-1714гг.). По приглашению Петра I Ж.Б. Леблон поступил на русскую службу с чином главного архитектора и окладом 5 тысяч рублей в год. Он приехал в Санкт-Петербург в августе 1716 года с большой группой французских мастеров разных специальностей. Здесь он организовал комплекс мастерских как базу строительства и школу для обучения русских мастеров новым методам работы. Ж.Б. Леблон разработал «Генеральный чертеж Санкт-Петербурга» (1717г.), вобравший в себя передовые градостроительные и фортификационные идеи, но не учитывавший реальные природные и материальные условия Санкт-Петербурга того времени и потому не имевший практического значения. За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге Ж.Б. Леблон создал проекты мазанкового (деревянные с оштукатуренными и побеленными стенами здания) фасада двухэтажного жилого особняка для городской застройки (1716г.) и ансамбля в Стрельне (1717г.). Архитектором были созданы проекты скульптурного оформления Большого Грота в Петергофе, интерьеров Петергофского дворца (1717г.), Летнего сада (1717г.), дома Ф. Апраксина (1716-1718гг.). Деятельность в Санкт-Петербурге не принесла Ж.Б. Леблону признания. Он рассорился с князем А. Меншиковым, а своими проектами несколько раз вызывал разочарование и недовольство Петра I, грустные последствия которого, согласно донесению французского посланника де Лави, Ж.Б. Леблон «почувствовал на себе», что ускорило его кончину. Достоверных построек Ж.Б. Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки.

Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

Еропкин Петр Михайлович (около 1698 -1740гг.) - русский архитектор. В 1716-1724 годах обучался в Италии. В 1737 году был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741гг.), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740гг.).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным П.М. был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом. В 1740 году П.М. Еропкин с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работы А. М. Опекушина).

Земцов Михаил Григорьевич (1686 – 1743гг.) – замечательный русский архитектор. Родился в Москве. Учился при Оружейной палате в Москве. В 1709 году переехал в Санкт-Петербурге. Обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу императора Петра I был назначен помощником и учеником Доменико Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы. В 1720 году М.Г.Земцов был переведен из учеников в гезели (помощники). В (1720-1722гг.) он работал в Ревеле помощником Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорга). В 1723 году был отправлен в командировку в Стокгольм. С 1723 года М.Г.Земцов работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Он участвовал в разработке планировки Летнего сада и ряда построек в нем, в том числе «Зала славных торжествований». М.Г.Земцов также принимал участие в создании дворцово-паркового ансамбля Петергофа. В 1730-х годах он был назначен архитектором Александро-Невского монастыря. Также он является одним из авторов Генерального плана Санкт-Петербурга 1737 года. После казни П. М. Еропкина в 1740 году М.Г.Земцов был прикомандирован к «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» для редактирования и завершения (совместно с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным трактата «Должность архитектурной экспедиции». В трактате им были написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». С 1741 годаМихаил Григорьевич исполнял обязанности придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Земцов М.Г. является первым русским архитектором Санкт-Петербурга, воплотившим наряду с Доменико Трезини основные замыслы императора Петра I. Архитектор работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

В 1742 году М.Г. Земцов получил чин полковника. Имел свою архитектурную «команду». Из работ Михаила Григорьевича Земцова в Санкт-Петербурге сохранилась церковь Святого Симеона и Анны (позднее частично перестроенная). В Царском Селе в конце 1742 - начале 1743 года М.Г. Земцовым была составлена программа реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля. В этот период времени М.Г. Земцов вел наблюдение за всеми строительными работами в Царском Селе, которые после его смерти возглавил Андрей Васильевич Квасов. М. Г. Земцовым был разработан план павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке. Продолжил строительство павильона Франческо Бартоломео Растрелли. По проектам М.Г.Земцова велась застройка Невского проспекта, Большой Морской и Миллионной улиц. Архитектор является автором проекта Итальянского дворца на Фонтанке (1726-1728гг.), который не сохранился, дворца Строгановых на Невском проспекте (перестроен Ф. Б. Растрелли), Аничкова дворца, Спасо-Преображенского собора и Князь-Владимирского собора (достроены и переделаны после смерти архитектора).

М.Г.Земцов завершал отделку парадных залов Кунсткамеры, заканчивал строительство Конюшенного ведомства, здания Двенадцати коллегий («Петровский» зал заседаний Сената). Архитектору принадлежит также проект алтарной части Сампсониевского собора. Дата смерти М.Г. Земцова сохранилась в одном из протоколов «Канцелярии от строений»: «... архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре».

Михаил Григорьевич Земцов был похоронен у Сампсониевского собора. Могила его со временем затерялась.

Коробов Иван Кузьмич (1700 или 1701–1747гг.) - русский архитектор и инженер. Родился в Переяславле-Залесском. Послан Петром I, как пенсионер, в Голландию, учился также в Бельгии. Занимался у архитектора Иоганна (Яна) Питера ван Баурсшейта-старшего. В 1727-1741 годах И.К. Коробов становится архитектором Адмиралтейского ведомства. Выстроил в духе раннего русского барокко здание Адмиралтейства, строил Партикулярную верфь на Фонтанке (начата в 1735г., затем разобрана), возможно, церковь Пантелеймона (1735–1739гг.). Участвовал в составлении первого русского архитектурного трактата-кодекса (1728–1738гг.). Архитектор занимался также отделкой кораблей. Из работ И.К. Коробова дошёл до наших дней шпиль Адмиралтейской башни. Сохранилась церковь Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге (предположительно его авторства), являвшаяся частью Партикулярной верфи на Фонтанке. К творчеству архитектора относится Богословская церковь с колокольней в Кронштадте, которая простояла до 30-х годов XX века, также Триумфальные ворота на Тверской улице, возведённые к коронации Елизаветы Петровны, сгорели в 1752 году. Сохранился созданный И.К. Коробовым канал вдоль северной границы Новой Голландии, ныне известный как Новоадмиралтейский канал. И.К. Коробов после казни Петра Еропкина, вместе с которым он работал, переезжает в Москву. С 1741 года, И.К.Коробов, работая в Москве, воспитал ряд известных архитекторов (С. И. Чевакинский, А. Ф. Кокоринов, Д. В. Ухтомский).

Иван Кузмич Коробов умер в Москве в 1747 году.




Top