Пиросманишвили николай вахтангович. Нико Пиросмани, художник: биография, картины

Нико Пиросманашвили (Пиросмани) – грузинский художник-примитивист, чье творчество продолжает вызывать горячие споры. Художник – самоучка прожил трагическую жизнь, умер голодной смертью, а признание получил лишь в последние годы. О нём известно немного: точно не установлена дата его рождения, сохранилось лишь три его фотографии, не более трёхсот работ из более чем двух тысяч, не уцелела ни одна настенная живопись. Зато более века по всей стране и за ее пределами рассказывается история о его трагической любви, о поступке, который оказал огромное влияние на всю его и без того непростую судьбу.

Песня «Миллион алых роз» — практически реальная история из жизни художника, легенда, которая вдохновила А. Вознесенского на написание всем известных строк. Как же было на самом деле?

Жизнь до…

Родившись в бедной семье в небольшой маленькой кахетинской деревне Мирзаани, еще ребёнком был отдан в услужение в богатую тифлисскую семью, после была работа на железной дороге и торговля в молочной лавке. На протяжении всего этого времени Нико много рисовал, расписывал вывески для духанов, а картины дарил своим покупателям и друзьям.

Денег на холсты не было, поэтому в ход шло всё, что было под рукой: трактирные клеенки со столов, жестяные листы и доски. Странный выбор материалов во многом определил стиль его живописи, например, знаменитая картина «Черный Лев» была написана на чёрной клеенке.

Его работы – это природа, животные, весёлые застолья, повседневная жизнь Грузии и её жителей, как она представлялась простому торговцу из народа.

Нико и Маргарита

Маргариту де Севр – французскую актрису и певицу, которая приехала с гастролями в Тифлис в начале ХХ века, Пиросмани впервые увидел на афише и по легенде уже тогда влюбился в нее. Её расположения добивались самые богатые и влиятельные люди, но даже для них она оставалась недоступной, что уж говорить про нищего художника. Нико часто подстерегал ее у гостиницы, всячески искал с ней встреч, но его любовь была в тягость для актрисы.

История про невероятный поступок Пиросмани обросла легендами и догадками, мы расскажем самую распространённую версию событий.

Утром в день рождения писателя к дому, где жила актриса, стали съезжаться погонщики с арбами, груженными всевозможными цветами. Аробщики сваливали охапки цветов прямо на мостовую и тротуар перед домом актрисы, казалось, что в то утро на этой улочке были все цветы не только из Тифлиса, но и из всей Грузии. По легенде всевозможными цветами была усыпана вся улица перед окнами Маргариты, кстати, роз там почти не было!
Маргарита выбежала из дома навстречу бедному Пиросмани, обняла его больные плечи и в первый и последний раз крепко поцеловала в губы. Как ни печально, но такой жест не покорил красавицу, по слухам, она сбежала из Тифлиса с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.

В память о девушке художник написал ее портрет. «Актриса Маргарита» — девушка с белым лицом, в белом платье с букетом белых цветов …

«Белым я прощаю», – говорил Пиросмани

Ходит красивая легенда о том, как на выставке картин Нико Пиросмани в Лувре в 1968 г. перед портретом актрисы часто подолгу стояла пожилая женщина…та самая Маргарита де Севр.

Жизнь после Маргариты

Чтобы покорить сердце любимой, Нико пришлось продать свою лавку и всё, что он имел. Пиросмани становится бродячим художником, работающим за еду и кров. Художник уже был достаточно популярным в городе, ему предлагали официальную работу и жилье, но он постоянно отказывался, продолжая расписывать стены и рисовать картины для духанов, принимая в качестве вознаграждения обеды и ужины, небольшие деньги для оплаты ночлега и покупок красок.

«Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую»

Признание

Славу о художнике за пределами города и страны разнесли братья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю. Неудивительно, что народное творчество художника было замечено ими в одном из городских трактиров. Именно они впервые заговорили о художнике, после чего к нему пришло признание, но, к сожалению посмертно. Его работы выставлены в музеях, в честь него названо вино и улицы в разных городах, а его прекрасный поступок для любимой стал легендой, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, писателей и простых людей по всему миру.

В современной Грузии любят и помнят Пиросмани: репродукциями его картин украшают стены в заведениях, его имя используют знаменитые бренды и производители, а история его любви – красивая легенда для туристов, которую так любят рассказывать местные жители.

Грузинский художник Пиросмани прожил недолгую жизнь, приблизительно 55-56 лет. На него мало обращали внимания. Факты подтверждаются не документально, а приблизительными рассказами очевидцев. Поэтому биография Пиросмани обросла вымыслами, и нам ничего не остается, как следовать по легендарному абрису. Стиль его работ называется примитивизм. Уничижительного значения в этом слове нет. Оно просто означает «первичный». Ведь он всего лишь гениальный художник-самоучка, который нигде не учился, а просто брал краски и рисовал, как это делают дети.

Вывеска

Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования. То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.

По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Восхищение - вот главное, что можно сказать об этой вывеске.

Что мы знаем о детстве и юности Нико

Перевернув все архивы, искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. Ничего достоверно по датам сказать о нем нельзя, это только предположение. Это событие произошло в большой крестьянской семье в селе Мирзаани. Нико был самым младшим из четырех детей. Ему было лет семь-восемь, когда умер отец, затем - мать и старший брат. Возможно, в живых остались две сестры. Маленького мальчика взяла в соседнее село Шулавери вдова фабриканта из Баку Э. Калантарова. В этой семье он провел примерно 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски. Предполагают, что ненадолго он возвращался к сестре в Мирзаани и был пастухом. Вместе с сыном Калантаровой Георгием Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии. Затем ушел оттуда и жил в доме брата Калантаровой. У бродячих художников он учился обращаться с красками и расписывать вывески духанов и лавок. А еще посещал зоопарк. Посмотрим, как работал Пиросмани. Художник часто рисовал животных. Есть у него царь зверей, благородный олень на фоне пейзажа, простая петушиная семейка в деревне, чистенькая свинка с поросятами. За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и печаль, радость и тревогу.

«Жираф»

Художник мечтал предоставить всем волю, и жирафа он написал без клетки. Как тут не вспомнить Н. Гумилева.

Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он строен и грациозен. Шкура его украшена волшебным узором. Только луна осмеливается с ней равняться, когда она дробится и покачивается в водах глубоких озер. Печален, грустен и полон немого вопроса взгляд больших глаз жирафа Пиросмани. Художник написал, что он помнит про запах немыслимых трав, про свой плавный и радостный бег среди них - этот цветной корабль саванн. Одно лишь лазурное небо напоминает пойманному и посаженному в клетку жирафу его родину.

Самостоятельные заработки

Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Его звали Алеша Пешков. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории. Так и появился в печати «Макар Чудра», и родился большой русский писатель. Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом начинающий художник, еще полностью не нашедший себя, открыл лавку по продаже молока. В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю. Наконец, он насовсем забросил торговлю и стал делать то, к чему тянулась душа - заниматься живописью. Это произошло в 1900 году.

Свободный художник

Наступила долгожданная, пусть и полунищая свобода для Пиросмани. Картины, которые он быстро рисовал для духанщиков, он продавал очень дешево. Всего за тридцать рублей, иной раз за обед, ужин или просто за рюмку чачи.

Чаще всего он рисовал для Бего Яксиева. У него он жил несколько лет.

Позже Пиросмани напишет картину «Компания Бего» - пир за накрытым столом. По одному из предположений, человек, который высоко поднял рыбу - это автопортрет.

Для сына духанщика «Эльдорадо», который стоял в большом парке развлечений, Нико Пиросмани написал на черной клеенке великолепного льва.

Черный царственный лев

Он поражает величием и сдержанностью красок. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а белилами выполнены все оттенки сияющего в закатных лучах солнца царя зверей. Живописец от Бога понимал цвет не хуже художников, закончивших академии.

Налитое нерастраченной мощью бронзовеющее тело, грозные клыки, великолепная грива, и при этом самые печальные глаза. Эта картина - шедевр Пиросмани, связана в наши дни с кражами и скандалами, исками в суд наследников. Пока она еще находится в Москве. Когда она вернется на родину, неизвестно, а по аукционным оценкам она стоит не один миллион долларов. Вот какой был дар у Пиросмани. Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более - понимал. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже.

Фантастическая история любви

В 1905 году, а может быть, в 1909 в Тифлис на гастроли приехала красавица француженка Маргарита де Севр. Она развлекала своим пением и танцами столичную публику. Это исторический персонаж. Сохранились ее фотографии, афиши. Правда, в современной Франции о ней ничего не знают. Предполагают также, что красивую историю любви к ней Пиросмани придумал романтик К. Паустовский. Он приехал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Но, так или иначе, придется рассказать эту историю, похожую на прекрасный сон, пробуждение от которого было трагичным. Пиросмани посетил представление Маргариты. Он был потрясен. Где он взял деньги, неизвестно, но на утро вся мостовая и тротуар перед домом, где жила Маргарита, были завалены цветами всех видов: сиренью, акацией, анемонами, маками, пионами, лилиями, жимолостью, бегониями, боярышниками.

Пораженная Маргарита отправила поклоннику записку и билет на представление, а беспечный художник прогулял весь вечер с друзьями. Когда он вспомнил о приглашении, то Маргариты в городе уже не было. Песня Паулса «Миллион алых роз» - тоже красивая вариация на эту тему, не более. Портрет Маргариты, представленный выше, как предполагают искусствоведы, срисован с афиши. А рядом стоит немолодая женщина, которая пришла в Лувр в 1969 году на выставку Пиросмани, чтобы увидеть свой портрет. Была эта сказочная история или нет, но она очень поэтична и красива.

Известность и признание

К 1912 году все лавки и духаны были завешаны работами Пиросмани. Художник написал более двух тысяч картин. За годы войны и революции их количество сократилось до трехсот. Художники Кирилл Зданевич и его брат Илья стали первыми, кто им заинтересовался как исследователи и коллекционеры.

Перед вами портрет Ильи, написанный Пиросмани. В 16-м году братья устроили небольшую выставку из его картин. Художник сразу размечтался о постройке большого дома, где можно собираться, пить чай и разговаривать об искусстве.

Суровая действительность

Мечтам было не суждено сбыться. Наступил голодный и холодный 1918 год. Художник жестоко простудился, провел полуживой три дня в подвале, где его случайно нашли, и умер в больнице. Он был похоронен в общей могиле для бедняков, и место его упокоения неизвестно.

Творчество художника

Живопись Пиросмани - это гимн постоянному празднику, который он создавал изо дня в день вопреки своему полуголодному существованию. Это преимущественно изобильные застолья и пиры на вывесках. Большое место в его творчестве занимают изображения животных. Ослики с крестьянами, лани, олени, красивые сытые коровы, свинки. У всех образов печальные глаза самого художника. Во всех картинах присутствует черный фон, поскольку художник использовал не холст, а черную клеенку, часто снятую со стола в духане, где он работал.

Дом-музей Пиросмани

Он находится в селе Мирзаани в доме, который построил сам художник. Это одноэтажное здание имеет террасу и погреб. В нем выставлено 13 ранних работ мастера.

Неподалеку в Кахетии располагается краеведческий музей в Сигнахи, где экспонируется 15 картин Пиросмани.

Это была любовь с первого взгляда. Одна-единственная встреча, одно признание в любви. Но зато какое! По сей день нет другой счастливицы, которая, проснувшись поутру, увидела под своими окнами море цветов. Так тбилисский художник Нико Пиросмани объяснился в любви Маргарите де Севр – французской танцовщице. Казалось бы, хорошая завязка для счастливой истории. Но увы… Они пошли по жизни каждый своей дорогой.

Жизнь грузинского художника Нико Пиросмани окружена легендами, которые слагали его друзья и почитатели. Одна из них – о любви художника к танцовщице – стала символом бескорыстной безответной любви. Нико полюбил прекрасный образ, без следа растаявший в туманной дали. Мимолетная встреча разрушила его жизнь – короткий миг счастья обернулся годами тоски и скитаний. Мы помним Нико Пиросмани не только благодаря самобытному таланту и богатому творческому наследию. Мало кого оставляет равнодушным история о бедном художнике, подарившем любимой женщине миллион роз. Она вдохновляет любящих на милые сумасбродства и дарит женщинам надежду.

Рожденный художником

В 1862 году на востоке Грузии, в кахетинском селе Мирзаани, в бедной крестьянской семье родился четвертый ребенок – сын Нико (Николай Асланович Пиросманашвили). У мальчика были старший брат и сестры. Нико сызмальства помогал отцу возделывать землю, а едва выпадала свободная минутка, мчался в дом, где его ждали огрызок карандаша и обрывок бумаги. Ребенок старательно выписывал различную утварь, животных, людей – в нем просыпался художник. Родные не одобряли увлечение Нико, но он упрямо продолжал живописные опыты.

Тяжелый крестьянский труд вскоре загнал отца в гроб, он умер, когда Нико едва исполнилось 8 лет. После смерти кормильца семьи сестра Мариам, вышедшая замуж и переехавшая в Тифлис (Тбилиси), забрала к себе младшего брата. Мальчишке столица понравилась, но жить ему тут довелось недолго. Сестра вскоре умерла, и Нико вернулся в родное село. Но беды продолжали преследовать семью Пиросманашвили - умерли мать и брат Георгий. В доме второй замужней сестры осиротевшему мальчугану места не нашлось, и он остался совсем один. Но мир не без добрых людей. Сироту пригрела богатая армянская семья Калантаровых, у которых отец Нико работал садовником в последние годы жизни. Калантаровы жили в Тбилиси, и вместе с обретенными братьями и сестрами Нико снова попал в полюбившийся город. И тех пор имена Пиросмани и города неразрывно связаны, легенды о любимом Нико горожане передают из поколения в поколение. И нам уже, пожалуй, не дано будет узнать, что в них быль, а что - вымысел.

Жизнь в семье Калантаровых была веселой и беззаботной. Нико обучили русской и грузинской грамоте, хотели дать ему навыки какого-нибудь ремесла, но лишь рисование по-прежнему занимало все его мысли. Иногда он брал уроки у странствующих живописцев, которые делились нехитрыми приемами мастерства. Часто Нико в одиночку отправлялся гулять по городу, на улицах которого черпал сюжеты для своих полотен.

Калантаровы очень привязались к Нико и с гордостью демонстрировали всем гостям творения названного сына и брата. Мальчик тоже питал к благодетелям нежные чувства, особенно к одной из них. Он всей душой полюбил старшую дочь Калантаровых Элизабет. Нико прожил в приемной семье почти 15 лет. И когда ему исполнилось 27 лет, он решил открыть свое сердце Элизабет и попросил ее руки. И тут стало ясно, что общее детство и долгие годы жизни под одной крышей не разрушили сословные барьеры. Юноше открыто не сказали, но тонко дали понять, что крестьянскому сыну без гроша в кармане не пристало мечтать о богатой наследнице… (Правда, бытует мнение, что Элизабет отказала Пиросмани, потому что считала его братом.) Отказ девушки глубоко ранил Нико, которому пришлось распрощаться с мечтой о счастливой любви. Он не мог больше оставаться в ставшем чужом доме среди людей, отказавшихся признать его ровней. Парень оправился куда глаза глядят. С этого дня он ни разу не виделся с Калантаровыми. Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. И Нико пошел работать на железную дорогу. Постоянные разъезды отрывали художника от кисти с красками, к тому же Нико оказался слишком рассеянным для такой ответственной работы - он постоянно витал в облаках. Не в силах больше тянуть лямку, Нико уволился и купил молочную лавку – на сэкономленные деньги и выходное пособие. Пиросмани попросил давнего друга вести дела в лавке, сам же всецело отдался живописи. Он без устали писал картины и продавал их, часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала расходы на краску. Рисовал Нико и для друзей и знакомых. Иногда он отказывался от платы наличными и просил купить ему хорошие краски.

Мелкий люд Тбилиси искренне полюбил художника, у него появилось множество друзей. Немногословный и довольно замкнутый человек, в кругу приятелей Нико преображался и вел с ними долгие беседы. Но иногда он вдруг замолкал, становился задумчивым, его взгляд устремлялся вдаль. Потом поднимался в мастерскую, где рождалось очередное творение. Нико рисовал одиноких людей с неизъяснимой тоской в глазах. Он сам оставался бесконечно одиноким в многоголосом городе, в шумной толпе друзей и приятелей.
Но приступы меланхолии сменялись весельем, и Нико отправлялся в Ортачальские сады – место, где были сосредоточены увеселительные заведения Тбилиси. Благо деньги в его карманах водились, он даже подумывал о покупке небольшого домика на окраине Тбилиси. Но эти планы были забыты в прекрасный весенний день, когда Нико встретил любовь. И потерял голову.

Душистый дар любви

Тбилиси в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на выступление французского театра миниатюр «Бель вю». Особой приманкой устроители гастролей считали красавицу-танцовщицу и шансонье Маргариту де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Орточальском саду, а затем все вместе они отправились в варьете. Нико лениво вошел в зал… и замер. На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Зал купался в обаянии Маргариты, от которой, казалось, исходило сияние. Вечер прошел как в тумане. После концерта Пиросмани пил, пел и веселился. Но было видно, что его точит затаенная мысль. Внезапно, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся в ночи. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.

Утром следующего дня Тбилиси замер в удивлении, не понимая, что происходит. По улице тянулась процессия, окутанная дивным ароматом. Девять повозок везли к временному пристанищу Маргариты груды всевозможных цветов. Подъехав к дому танцовщицы, возницы стали неспешно сгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений серая мостовая превратилась в дивный цветистый ковер. Горожане робко останавливались, боясь растоптать нежное послание любви.

«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник – его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», - так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти тбилисцев, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя ее все новыми подробностями. Последующие события рассказчики преподносят по-разному. По одной из версий, в тот день Пиросмани вновь устроил веселую пирушку для друзей, хотя сам оставался напряженным. Когда ему принесли приглашение Маргариты, тронутой щедрым подарком, навестить ее, он отказался. Спустя некоторое время художник все же решился навестить мадемуазель де Севр, но птичка уже упорхнула в компании богатого покровителя. Согласно версии, рассказанной Паустовским, в то весеннее утро, Маргарита, разбуженная смехом и восхищенными возгласами, доносящимися с улицы, выглянула в окно и обомлела. Она тут же, нарядившись, словно на праздник, сбежала вниз и замерла перед цветочным морем. Тут с другого конца душистого ковра к ней подошел человек с грустными глазами, и Маргарита все поняла. Она обняла его и поцеловала в знак благодарности. Но любовь бедного художника не нашла отклика в ее душе. Вскоре после этой единственной встречи Маргарита покинула Тбилиси.

Нико Пиросмани стал нищим. Художник продал свою лавку, чтобы купить все цветы в городе для любимой женщины. И опять его мечта рассыпалась в прах. Любовь не нашла пристанища в его доме, а без нее жизнь Нико потеряла смысл. Он скитался по улицам Тбилиси и пристрастился к выпивке. Художник ночевал у добрых людей, а иногда и вовсе на улице. Разбитому сердцу оставалось одно утешение – живопись. Пиросмани не переставал писать – по велению души и выполняя заказы. Правда, дохода любимое занятие не приносило. Он часто отдавал работы в качестве платы за ночлег, еду, рюмку водки. Нико сторонился людей и больше ни с кем не вел задушевных бесед. Постоянные лишения, холод и голод сделали свое черное дело – Нико тяжело заболел и перестал появляться на людях. Тут как раз пришло смутное время перемен, и друзья художника потеряли его из виду. Когда они хватились, то долго не могли разыскать Нико. Наконец, кто-то обнаружил его в сыром темном подвале. Пиросмани умирал. Художника отвезли в больницу, где он и умер 5 мая 1918 года. Похоронили великого сына Грузии как безвестного бедняка, могила его утеряна.

Прощание со слезами

Эта история получила продолжение 50 лет спустя. К тому времени имя Нико Пиросмани было извлечено из забвения, его работы хоть и вызывали ожесточенные споры, но о них заговорили. Самобытный талант художника получил признание, выставки его работ проводились по всему СССР и за границей. В 1959 году картины Пиросмани оправились в Париж, в Лувр.

Толпы любителей живописи стекались во дворец. И была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр – она приветствовала своего рыцаря и прощалась с ним. Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день – она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам. Маргарита упустила истинную любовь – такую, что одна на миллион.

Быть может, и не было этой запоздалой встречи с судьбой. Но легенда о ней живет…

Николай Асланович Пиросманишвили (Пиросманашвили), или Нико Пиросмани родился в Кахетии в городе Мирзаани. На вопросы о возрасте Нико отвечал с робкой улыбкой: «Откуда мне знать?» Время для него шло по-своему и совершенно не соотносилось со скучными цифрами в календаре.

Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,

Из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды…
Булат Окуджава/Песенка о художнике Пиросмани

Отец Николая был садоводом, семья жила бедно, Нико пас овец, помогал родителям, у него был брат и две сестры. Деревенская жизнь часто возникает на его картинах.

Маленькому Нико было всего 8 лет, когда он осиротел. Один за другим умерли его родители, старший брат и сестра. Он и сестра Пепуца остались одни на всем белом свете. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Николай попал в богатую и дружную семью помещиков Калантаровых. Много лет он прожил на странном положении полуслуги-полуродственника. Калантаровы полюбили «безответного» Нико, они с гордостью показывали гостям его рисунки, выучили мальчика грузинской и русской грамоте и честно пытались пристроить к какому-нибудь ремеслу, но «безответный» Нико никак не хотел взрослеть…

Продолжение:

В начале 1890-х Нико понял, что ему пора покидать гостеприимный дом и становиться взрослым. Ему удалось получить настоящую должность на железной дороге. Он стал тормозным кондуктором. Только служба была ему не в радость. Стоять на подножке, ругаться с безбилетными пассажирами, отвлекаться от созерцания и нажимать на тормоз, не спать и внимательно прислушиваться к сигналам – не самое подходящее дело для художника. Только никто не знал, что Нико – художник. Пользуясь каждым удобным случаем, Нико не выходит на работу. В это время Пиросмани открывает и опасную прелесть забвения, которую дарит вино… Через три года небезукоризненной службы Пироманишвили увольняется с железной дороги.

И Нико делает еще одну попытку стать добропорядочным гражданином. Он открывает молочную лавку. На вывеске красуется симпатичная корова, молоко всегда свежее, сметана неразбавленная – дела идут весьма неплохо. Пиросманишвили строит в родном Мирзаани дом для сестры и даже покрывает его железной крышей. Вряд ли он мог предположить, что в этом доме будет когда-нибудь его музей. Торговля – совершенно неподходящее занятие для художника... В основном делами лавки занимался Димитра, компаньон Пиросманишвили.

В марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он. В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему.
«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала», – говорили пьяницы. «Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты. «Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты. «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики. С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.

Романтическая история такова:
Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам. Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами. В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов - освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных - наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.
Портрет актрисы Маргариты – свидетель прекрасной любви. Белое лицо, белое платье, трогательно раскинутые руки, букет белых цветов – и положенные к ногам актрисы белые слова… «Белым я прощаю», – говорил Пиросмани.

Николай окончательно порвал с лавкой и стал бродячим живописцем. Его фамилию все чаще произносили коротко – Пиросмани. Димитра назначил своему компаньону пенсион – рубль в день, но не всегда Нико приходил за деньгами. Не раз ему предлагали кров, постоянную работу, но Нико всегда отказывался. Наконец, Пиросмани придумал удачный, как ему казалось, выход. Он начал писать яркие вывески для духанов за несколько обедов с вином и несколько ужинов. Часть заработка он брал деньгами, чтобы покупать краски и платить за ночлег. Работал он необыкновенно быстро – несколько часов уходило у Нико на обычные картины и два-три дня на большие работы. Это сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало.
Чаще с ним расплачивались вином и хлебом. «Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции, какие-то картины просто закрасили.

Пиросмани брался за любую работу. «Если мы не будем работать над низшим, то как сумеем сделать высшее? – с достоинством говорил он о своем ремесле, и одинаково вдохновенно рисовал вывески и портреты, афиши и натюрморты, терпеливо выполняя волю заказчиков. «Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую».

Х удожник, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского , был случайно открыт братьями Зданевич – поэтом Ильей и художником Кириллом, которые увидели в Тифлисе одну из работ Пиросмани...

Эта кажущаяся простота сродни архаичным традициям в искусстве – иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани – портреты, натюрморты, изображения животных – сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются – он чаще писал на клеенке, – передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.

Странствующий художник создавал вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки вроде пира в деревне или встречи бездетного богача с многодетной бедной женщиной... Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли – в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. От его клеенок тоже немногое сохранилось. То, что дошло до нас, сегодня хранится в музеях России и Грузии.

«Летним вечером 1912 года, когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом фоне теряли свой цвет, погружаясь в темноту, мы подошли к вокзальной площади, пыльной и пустой, казавшейся огромной, остановились, удивленные тишиной, такой странной здесь… Мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные – перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали».

Кирилл Зданевич

«Компания заходите»

Брат и сестра. Сцена из спектакля

Красавица с веером

Праздник

Мальчик с молоком

Князь с рогом вина

Бездетный миллионер и бедная с детьми

О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, до сих пор известно не так много. К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Рано осиротел. Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру.

«О маленьком, потом юном Пиросманашвили вспоминают как о мальчике впечатлительном, живом, сильно увлекающемся и добром. В доме было много детей, он рос с ними, участвовал в их играх. Во дворе играли в театр, и он, возбужденный, суетился и шумел со всеми – он любил театр... С другой стороны, было в нем нечто необычное, отличавшее его от окружающих, – он замечательно рисовал, был как бы семейный художник, некая достопримечательность дома. Все это, должно быть, и определило необычность его положения».

Искусствовед Эраст Кузнецов

У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. Трепетное отношение семейства Калантаровых сыграло в формировании молодого человека двоякую роль: он сохранил чистоту души и доброе отношение к миру и одновременно оказался не приспособлен к тяготам взрослой жизни. Он, конечно, попытался получить профессию – в 28 лет устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. К тому же часто болел... В общем, служба его не задалась. Через четыре года Нико подал в отставку. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения... На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску. Дела его пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь...

«Пиросманашвили встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Певица и танцовщица из кафешантана, француженка Маргарита, красивая и изящная, поразила воображение Нико. Он не мог прийти в себя от изумления, Марго казалась ему «прекрасным ангелом, спустившимся с неба». Счастливый Нико с радостью отдал свое сердце и, не раздумывая, все свое состояние. И тогда огромные черные глаза мадемуазель Маргариты последний раз взглянули на Нико; она навсегда исчезла, разбив жизнь художнику».

Кирилл Зданевич

Маргарита

Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника... Известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева – символ несостоявшегося чувства двоих.

Нико Пиросмани был художником-самородком и художником-странником. Не имея пристанища, он путешествовал и рисовал на заказ, но работа его стоила гроши. Он принял свою судьбу и не противился ей. Живопись была единственным ремеслом, на которое он оказался способен. Хоть он так и не получил никакого специального образования. Георгий Якулов писал, что Пиросмани «принужден был учиться у своего инстинкта».

Он рисовал жизнь, которую знал и любил: герои его полотен – продавцы, односельчане, женщины с детьми... Удивительны изображения животных – у львов, жирафа, оленей человеческие глаза...

В 1913 году в Москве на Большой Дмитровке состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезенные Ильей Зданевичем из Тбилиси.

Фруктовая лавка

Грузинка с тамбурином

Мужчина на ослике

Мать и дитя

Мужчина с бурдюком

В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Собранные в одном месте несколько картин художника заставили общественность говорить о нем как о явлении в грузинской культуре. В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались. «Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня» , – писал художник Давид Какабадзе.

Грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Зная о жизненных трудностях, собрали и вручили ему 10 рублей. Гордый Пиросмани не любил подаяний, а деньги принял со словами, что купит на них краски и напишет картину для Художественного общества. И слово свое сдержал – через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен». Больше на собраниях Общества его никто не видел...

Слава, обрушившаяся на художника, быстро сменилась насмешкой – в газете вышла карикатура на Нико Пиросмани. Скорее всего, это была закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма. Пиросмани, конечно, был далек от интриг и вряд ли знал о них, но публикация больно ранила художника. В сердцах он порвал все работы, которыми ранее гордился. И окончательно ушел в себя, отвернулся от людей, которые всю жизнь считали его чудаком...

Радищевского музея и прекрасным дополнением к его постоянной экспозиции, в которой представлены такие имена русских авангардистов, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Владимир Франкетти, Марк Шагал ... Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. Для Пиросмани вывеска была не ремеслом, а настоящей живописью, из которой и выросло его большое, пусть и наивное, искусство.




Top