Писатель александр кабаков личная жизнь. Литературный аудиопортрет

Консул - это глава консульской организации, представляющей ряд интересов своей страны в иностранном государстве. В отличие от посла, в круг компетенции консула не входит регулирование внешней политики представляемого государства. Консульство занимается выдачей виз иностранцам для посещения представляемой страны, поддержкой граждан своей страны в государстве пребывания, выступая в качестве органов ЗАГСа, нотариальной и юридической организации. Консульство так же занимается связями с общественностью, со средствами массовой информации, официально информируя их о политике своей страны. Консульство пользуется некоторыми дипломатическими привилегиями – неприкосновенность территории, освобождение от налогов. Зачастую консульства в виде консульских отделов организуются в посольстве своей страны, что дает сотрудникам больше свободы действий.

Помимо полноправных (генеральных) консульств есть нештатные консульства, которые вправе лишь ходатайствовать (за немалое вознаграждение) о решении каких либо проблем перед официальной дипломатической организацией. 14-05-2011

Вы прочитали ответ на вопрос Кто такой консул? и если понрвился материал то запиши в закладки - » Кто такой консул? ? .
    Как возникла Организация Объединенных Наций? Первичная работа по созданию Организации Объединенных Наций была проделана государственным департаментом Соединенных Штатов во время Второй мировой войны. На Московском совещании министров иностранных дел в 1943 году госсекретарь Кордэлл Халл смог договориться с Советским Союзом, Великобританией, республикой Китай. Они пришли к соглашению о создании международной организации по укреплению мира и безопасности среди всех миролюбивых государств. В следующем году в Вашингтоне состоялась конференция в Думбартон-Окс. Там представители Советского В различных областях деятельности, таких как: реклама, издательский бизнес, кино, дизайн, индустрия развлечений важная роль отводиться арт-директору (художественному руководителю и воплотителю проектов). Арт-директор – это руководитель, который воплощает творческие идеи в реализуемый проект. Его работа связана с различными областями деятельности. В работе арт-директора применяются знания менеджмента, статистики и математики, документоведения, рекламы и PR. Арт-директор принимает участие в разработке творческих идей, составляет план по организации мероприятий, контролирует процесс художественного проекта, оформляет Политика - дело нешуточное и занимаются ей очень серьёзные люди. Отношение к политикам и к политике у население неравнозначное. Политиков и любят и уважают и ненавидят и боятся. А что означает такой сон, в котором вы вдруг увидели политика своей страны или вообще любого политика всех времён и народов? Сон, в котором вам приснился кто-либо из ныне действующих политиков или прошлых времён своей страны или какой-либо другой страны предвещает потерю времени. Работа топ-менеджера сегодня является престижной, ответственной и высокооплачиваемой. Что же это за профессия и в чем обязанности топ-менеджера. Топ-менеджер – это высший уровень руководящего звена, это может быть управляющий высшей квалификации; генеральный директор, руководитель предприятия, имеющего большой финансовый оборот и т. д. От решения топ-менеджера зависит деятельность и процветание всей организации. Ведь именно он ответственный за принятие решений. Топ-менеджер – это профессионал высокого уровня и с большим опытом работы, имеющий Кто такой абориген? Аборигены это коренные жители какой-либо страны или территории. Свои аборигены есть в любой стране. Например, это те же французы, родившиеся и живущие во Франции. Слово «абориген», к сожалению, иногда употребляется с пренебрежительным оттенком: так почему-то называют жителей слаборазвитых стран, в основном африканских и азиатских. Это очевидное заблуждение. С таким же успехом аборигеном (или, если хотите, туземцем) можно назвать коренного парижанина.

КОНСУЛ

КОНСУЛ

1. Уполномоченный от государства в городе какого-нибудь другого государства для дипломатических сношений, охраны интересов граждан своей страны и всех официальных дел, связанных с проживанием этих граждан (дипл.). Генеральный консул (назначаемый в более крупные города и облеченный большими полномочиями). Торговый консул.

3. Титул каждого из трех лиц, облеченных исполнительной властью во Франции во время Великой революции в период от переворота Бонапарта до провозглашения его императором (ист.). Бонапарт был первым консулом.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОНСУЛ" в других словарях:

    - (лат. consul, из сабинск. consod сосед). 1) один из двух представителей верховной власти в Римской республике. 2) высшие начальники вольных городов Германии в средние века. 3) ныне, так называют агентов иностранных государств для защиты торговых… … Словарь иностранных слов русского языка

    Консул - генеральный консул, консул, вице консул или консульский агент, являющийся главой консульского учреждения;... Источник: Указ Президиума ВС СССР от 25.06.1976 Об утверждении Консульского устава СССР (утв. Законом СССР от 29.10.1976) … Официальная терминология

    консул - КОНСУЛ, КОНСУЛЬ а, м. consul m. нем. Consul <лат. consul. 1. Должностное лицо, защищающее торговые интересы своего государства в другой стране. Сл. 18. А с Агентов, с Консулей, с Комиссаров, с привозных их товаров пошлину имать против других… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат. consul) должностное лицо, назначенное в какой либо район (округ) другого государства (с его согласия) для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных… … Юридический словарь

    - (латинское consul), должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком либо городе или районе иностранного государства для защиты интересов своего государства и его граждан (защита прав граждан, выдача паспортов и виз,… … Современная энциклопедия

    - (лат. consul) должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан (защита прав и интересов граждан …

    - (Konsul) тайная террористическая организация в Германии в 1920 33, финансировавшаяся монополиями; ее члены совершили св. 300 политических убийств (в т. ч. М. Эрцбергера и В. Ратенау) … Большой Энциклопедический словарь

    КОНСУЛ, а, муж. 1. Должностное лицо дипломатического ведомства, представляющее и защищающее интересы своего государства и его граждан в каком н. городе или административном районе иностранного государства. Генеральный к. 2. В Древнем Риме и во… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. в республиках, первое правительственое лицо; | род поверенного от правительства, в торговом городе иной державы. Консульша, жена консула. Консулов, консульшин, ему, ей принадлежащий; консульский, к консулу относящийся. Консульство ср.… … Толковый словарь Даля

    - (Consul) сотрудник ведомства иностранных дел за границей, подчиненный дипломатической миссии своего государства и выполняющий в пределах определенной территории функции информационного и административного порядка. Ведет наблюдение за выполнением… … Морской словарь

Книги

  • Консул , Зоя Воскресенская. Роман о самоотверженной работе советских дипломатов в Финляндии в предвоенные 30-е годы. Автор на широком историческом фоне показывает те сложные испытания, которые выпали на долю финского…

В настоящее время так называются официальные представители, назначаемые правительством одной страны в города (особенно портовые) другой, для охраны и защиты там экономических, правовых, культурных и прочих интересов назначившего их государства, а также интересов граждан и юридических лиц этого государства. К. бывают: 1) штатными, состоящими на государственной службе своей страны, и 2) нештатными, или почетными. Штатные К. делятся на следующие ранги: 1) генеральные консулы, 2) консулы, 3) вице-консулы, 4) консульские агенты. К. не пользуются дипломатическим иммунитетом, а лишь некоторыми привилегиями и льготами, признанными за ними в силу международных обычаев, соответствующих соглашений и внутреннего законодательства страны пребывания. Их переписка, дела и архивы являются неприкосновенными. В некоторых консульских соглашениях оговорено, что местные власти не вправе проникать в квартиры и служебные помещения К. без согласия последнего. К. не подсудны местной юрисдикции в отношении своей служебной деятельности (должностные преступления). Как правило, они могут быть арестованы и подвергнуты лишению свободы не иначе, как по вступившему в законную силу приговору суда, а в порядке меры пресечения - по постановлению надлежащих судебно-следственных органов и лишь в случае тяжелого характера преступления (согласно "Положению о дипломатических и консульских представителях иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 - только в случае возбуждения против К. преследования за деяния, подсудные Верховному суду СССР, Верховным судам союзных республик и военным трибуналам). Иногда в консульских соглашениях прямо перечисляются категории этих преступлений. На практике случаи арестов и осуждения К. крайне редки, т. к. правительства, не желая осложнять взаимных отношений, предпочитают ограничиваться высылкой К. К. освобождаются от всяких повинностей, постоев, реквизиций и т. п., а также от прямых налогов, за исключением налогов на лично принадлежащую им недвижимую, промышленную или торговую собственность, налогов на наследство, а также на доходы, извлекаемые в стране пребывания и не имеющие отношения к их служебной деятельности (напр., торговое или промышленное предприятие). Обычно в порядке любезности при первом въезде в страну должностного пребывания вещи К. пропускаются таможней беспошлинно. К. имеют право беспрепятственно сноситься с дипломатическими представителями своего государства в стране пребывания посредством почты, открытых и шифрованных телеграмм, вывешивать на своем служебном помещении щит с гербом своего государства и поднимать над этим помещением флаг своего государства. С центральными властями страны пребывания К. сносятся лишь через своего дипломатического представителя. К. может быть облечен дипломатическими функциями в тех случаях, когда в данной стране нет дипломатического представителя его государства. При назначении К. обычно запрашивается не агреман (см.), а лишь виза на въезд. Однако в ряде стран существует иная практика. В частности в советско-германском консульском договоре от 12. X 1925 было предусмотрено предварительное согласие на назначение К., испрашиваемое дипломатическим путем. По прибытии к месту службы К. вручает через свое дипломатическое представительство ведомству иностранных дел страны пребывания свой консульский патент (см.). Официально он может приступить к своим обязанностям лишь по получении от этого ведомства экзекватуры (см.). Однако на практике в случае задержки выдачи экзекватуры К. обычно дается предварительное разрешение начать свою деятельность. Правительство страны пребывания вправе в любой момент аннулировать выданную им экзекватуру. Обычно это должно сопровождаться указанием мотивов такого акта. Аннулирование экзекватуры означает прекращение деятельности К. В основном функции К. сводятся к следующему: 1) покровительство и содействие экономической деятельности и в первую очередь торговле и навигации государства, назначившего К., и граждан этого государства. В отношении навигации имеется в виду контроль флага, выдача санитарных патентов, поддержка порядка на борту коммерческих судов, находящихся в порту пребывания К., возвращение на суда моряков-дезертиров, репатриация членов экипажа, принятие надлежащих мер при авариях и кораблекрушениях, контроль над судовыми документами, содействие погрузочно-разгрузочным операциям и снабжению судна и т. п. К. оказывает необходимое содействие и военно-морским судам своего государства, заходящим в порт пребывания К.; 2) выдача паспортов своим согражданам, выдача виз на въезд в государство, назначившее К., репатриация бедствующих сограждан, учет военнообязанных своего государства и другие административные функции; 3) ведение актов гражданского состояния: регистрация рождения и смерти, заключение гражданских браков между своими согражданами, если это допускается законодательством страны пребывания или специальным соглашением между обоими государствами; 4) опока и попечение над гражданами своей страны; 5) выполнение нотариальных функций: совершение и свидетельствование юридических сделок, независимо от гражданства заключающих их лиц, если они относятся к объектам, находящимся в стране, назначившей К., свидетельствование и заверение документов, предназначенных для предъявления в указанной стране, заключение и свидетельствование сделок между согражданами К., если даже их объекты находятся в стране пребывания, в рамках, допускаемых местным законодательством или соответствующим соглашением, составление, заверение и хранение завещательных актов своих сограждан и т. п.; 6) охрана и защита интересов и прав своих сограждан и в частности наблюдение за тем, чтобы по отношению к ним выполнялись все условия существующих соглашений и справедливо применялись, без всякой дискриминации, положения местных законов. При нарушении соответствующих прав своих сограждан К. могут обращаться в надлежащие судебные и административные органы своего консульского округа и заявлять последним протесты. В той мере, в коей это допускается процессуальным положением страны пребывания, К. могут посещать в местах заключения своих арестованных сограждан; 7) осведомление своего правительства о политическом, экономическом, культурном, санитарном, административном положении своего консульского округа, о текущих событиях, об изменениях законодательства и административных правил и т. п. ; 8) наблюдение в военное время, при нейтралитете страны пребывания, за выполнением обязанностей, налагаемых этим нейтралитетом. Свои функции К. выполняет в пределах своего консульского округа. В "Консульском уставе" СССР цели консульских учреждений СССР определяются как защита экономических и правовых интересов СССР и союзных республик, а также юридических лиц и граждан СССР. Там же подробно излагаются все обязанности и функции советских К. как в отношении находящихся за границей советских граждан (защита правовых интересов, нотариальные функции, функции по опеке и попечительству, административные функции, ведение актов гражданского состояния, третейское разбирательство, учет военнообязанных, содействие командированным в выполнении ими своей миссии, помощь согражданам, находящимся в бедственном положении, выдача паспортов и виз, содействие культурно-просветительным начинаниям среди своих сограждан, защита прав подвергающихся судебному преследованию, наблюдение за условиями содержания заключенных и т. п.), так и в отношении судов военного, торгового и воздушного флота. Функции К. заканчиваются: 1) с его смертью, 2) отставкой, 3) отозванием, 4) аннулированием экзекватуры, 5) при разрыве отношений или наступлении состояния войны между обоими государствами. К. генеральный - высший ранг. К. генеральный возглавляет консульское учреждение, именуемое генеральным консульством. К. генеральные назначаются в наиболее крупные города и порты, в наиболее важные административные центры страны пребывания, где у посылающего К. государства имеются значительные интересы. В одну и ту же страну может быть назначено несколько генеральных К. Различие между ними и консулами других классов имеет иерархическое, но не юридическое значение. В консульском корпусе генеральному К. принадлежит старшинство перед главами консульских учреждений других разрядов. В некоторых случаях правительства аккредитовывали в вассальные, полусуверенные, а иногда и небольшие независимые страны своих представителей с титулом: "агент и генеральный консул" или "комиссар и генеральный консул". Такие К. фактически являлись дипломатическими агентами "пятого класса", не предусмотренного Венским регламентом (напр., русский "чрезвычайный посланник и генеральный консул" в Египте до 1914, генеральный консул СССР в Хиджазе до 1932). В настоящее время эта практика выходит из употребления. К. почетный (торговый, нештатный) - лицо, выполняющее консульские функции, но не состоящее на государственной службе назначившей его страны. Почетными К. являются обычно граждане страны пребывания из числа купцов, промышленников, рантье и т. п. Не состоя на жаловании, они продолжают заниматься своей основной профессией и иногда получают определенный процент с консульских поступлений. Почетные К. обычно подчинены одному из штатных консулов. Поскольку они не состоят на штатной службе и не являются гражданами назначившего их государства, последнее не может отвечать за их действия. Они не пользуются теми же льготами и привилегиями, которые имеют штатные консулы. Однако им разрешается вывешивать на своих служебных помещениях герб и флаг назначившего их государства. СССР не назначает и, как правило, не принимает почетных К.

КОНСУЛ - В настоящее время так называются официальные представители, назначаемые правительством одной страны в города (особенно портовые) другой, для охраны и защиты там экономических, правовых, культурных и прочих интересов назначившего их государства, а также интересов граждан и юридических лиц этого государства.

Консулы бывают: 1) штатными, состоящими на государственной службе своей страны, и 2) нештатными, или почётными. Штатные консулы делятся на следующие ранги: 1) генеральные консулы, 2) консулы, 3) вице-консулы, 4) консульские агенты.

Консулы не пользуются дипломатическим иммунитетом, а лишь некоторыми привилегиями и льготами, признанными за ними в силу международных обычаев, соответствующих соглашений и внутреннего законодательства страны пребывания. Их переписка, дела и архивы являются неприкосновенными. В некоторых консульских соглашениях оговорено, что местные власти не вправе проникать в квартиры и служебные помещения консула без согласия последнего. Консулы не подсудны местной юрисдикции в отношении своей служебной деятельности (должностные преступления). Как правило, они могут быть арестованы и подвергнуты лишению свободы не иначе, как по вступившему в законную силу приговору суда, а в порядке меры пресечения - по постановлению надлежащих судебно-следственных органов и лишь в случае тяжёлого характера преступления (согласно "Положению о дипломатических и консульских представителях иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 года - только в случае возбуждения против К. преследования за деяния, подсудные Верховному суду СССР, Верховным судам союзных республик и военным трибуналам). Иногда в консульских соглашениях прямо перечисляются категории этих преступлений. На практике случаи арестов и осуждения консулов крайне редки, так как правительства, не желая осложнять взаимных отношений, предпочитают ограничиваться высылкой консула.

Консулы освобождаются от всяких повинностей, постоев, реквизиций и т. п., а также от прямых налогов, за исключением налогов на лично принадлежащую им недвижимую, промышленную или торговую собственность, налогов на наследство, а также на доходы, извлекаемые в стране пребывания и не имеющие отношения к их служебной деятельности (например, торговое или промышленное предприятие). Обычно в порядке любезности при первом въезде в страну должностного пребывания вещи консула пропускаются таможней беспошлинно.

Консулы имеют право беспрепятственно сноситься с дипломатическими представителями своего государства в стране пребывания посредством почты, открытых и шифрованных телеграмм, вывешивать на своём служебном помещении щит с гербом своего государства и поднимать над этим помещением флаг своего государства. С центральными властями страны пребывания К. сносятся лишь через своего дипломатического представителя. Консул может быть облечён дипломатическими функциями в тех случаях, когда в данной стране нет дипломатического представителя его государства.

При назначении консула обычно запрашивается не агреман (...), а лишь виза на въезд. Однако в ряде стран существует иная практика. В частности в советско-германском консульском договоре от 12. X 1925 года было предусмотрено предварительное согласие на назначение консула, испрашиваемое дипломатическим путём. По прибытии к месту службы консул вручает через своё дипломатическое представительство ведомству иностранных дел страны пребывания свой консульский патент (...). Официально он может приступить к своим обязанностям лишь по получении от этого ведомства экзекватуры (...). Однако на практике в случае задержки выдачи экзекватуры консулу обычно даётся предварительное разрешение начать свою деятельность. Правительство страны пребывания вправе в любой момент аннулировать выданную им экзекватуру. Обычно это должно сопровождаться указанием мотивов такого акта. Аннулирование экзекватуры означает прекращение деятельности консула.

В основном функции консула сводятся к следующему: 1) покровительство и содействие экономической деятельности и в первую очередь торговле и навигации государства, назначившего консула, и граждан этого государства. В отношении навигации имеется в виду контроль флага, выдача санитарных патентов, поддержка порядка на борту коммерческих судов, находящихся в порту пребывания консула, возвращение на суда моряков-дезертиров, репатриация членов экипажа, принятие надлежащих мер при авариях и кораблекрушениях, контроль над судовыми документами, содействие погрузочно-разгрузочным операциям и снабжению судна и т. п. Консул оказывает необходимое содействие и военно-морским судам своего государства, заходящим в порт пребывания консула; 2) выдача паспортов своим согражданам, выдача виз на въезд в государство, назначившее консула, репатриация бедствующих сограждан, учёт военнообязанных своего государства и другие административные функции; 3) ведение актов гражданского состояния: регистрация рождения и смерти, заключение гражданских браков между своими согражданами, если это допускается законодательством страны пребывания или специальным соглашением между обоими государствами; 4) опока и попечение над гражданами своей страны; 5) выполнение нотариальных функций: совершение и свидетельствование юридических сделок, независимо от гражданства заключающих их лиц, если они относятся к объектам, находящимся в стране, назначившей консула, свидетельствование и заверение документов, предназначенных для предъявления в указанной стране, заключение и свидетельствование сделок между согражданами консула, если даже их объекты находятся в стране пребывания, в рамках, допускаемых местным законодательством или соответствующим соглашением, составление, заверение и хранение завещательных актов своих сограждан и т. п.; 6) охрана и защита интересов и прав своих сограждан и в частности наблюдение за тем, чтобы по отношению к ним выполнялись все условия существующих соглашений и справедливо применялись, без всякой дискриминации, положения местных законов. При нарушении соответствующих прав своих сограждан консулы могут обращаться в надлежащие судебные и административные органы своего консульского округа и заявлять последним протесты. В той мере, в коей это допускается процессуальным положением страны пребывания, консулы могут посещать в местах заключения своих арестованных сограждан; 7) осведомление своего правительства о политическом, экономическом, культурном, санитарном, административном положении своего консульского округа, о текущих событиях, об изменениях законодательства и административных правил и т. п. ; 8) наблюдение в военное время, при нейтралитете страны пребывания, за выполнением обязанностей, налагаемых этим нейтралитетом. Свои функции консул выполняет в пределах своего консульского округа.

В "Консульском уставе" СССР цели консульских учреждений СССР определяются как защита экономических и правовых интересов СССР и союзных республик, а также юридических лиц и граждан СССР. Там же подробно излагаются все обязанности и функции советских консулов, как в отношении находящихся за границей советских граждан (защита правовых интересов, нотариальные функции, функции по опеке и попечительству, административные функции, ведение актов гражданского состояния, третейское разбирательство, учёт военнообязанных, содействие командированным в выполнении ими своей миссии, помощь согражданам, находящимся в бедственном положении, выдача паспортов и виз, содействие культурно-просветительным начинаниям среди своих сограждан, защита прав подвергающихся судебному преследованию, наблюдение за условиями содержания заключённых и т. п.), так и в отношении судов военного, торгового и воздушного флота.

Функции консула заканчиваются: 1) с его смертью, 2) отставкой, 3) отозванием, 4) аннулированием экзекватуры, 5) при разрыве отношений или наступлении состояния войны между обоими государствами.

Консул генеральный - высший ранг . Консул генеральный возглавляет консульское учреждение, именуемое генеральным консульством. Консулы генеральные назначаются в наиболее крупные города и порты, в наиболее важные административные центры страны пребывания, где у посылающего консула государства имеются значительные интересы. В одну и ту же страну может быть назначено несколько генеральных консулов. Различие между ними и консулами других классов имеет иерархическое, но не юридическое значение. В консульском корпусе генеральному консулу принадлежит старшинство перед главами консульских учреждений других разрядов.

В некоторых случаях правительства аккредитовывали в вассальные, полусуверенные, а иногда и небольшие независимые страны своих представителей с титулом: "агент и генеральный консул" или "комиссар и генеральный консул". Такие консулы фактически являлись дипломатическими агентами "пятого класса", не предусмотренного Венским регламентом (например, русский "чрезвычайный посланник и генеральный консул" в Египте до 1914 года, генеральный консул СССР в Хиджазе до 1932 года). В настоящее время эта практика выходит из употребления.

Консул почётный (торговый, нештатный) - лицо, выполняющее консульские функции, но не состоящее на государственной службе назначившей его страны. Почётными консулами являются обычно граждане страны пребывания из числа купцов, промышленников, рантье и т. п. Не состоя на жаловании, они продолжают заниматься своей основной профессией и иногда получают определённый процент с консульских поступлений. Почётные консулы обычно подчинены одному из штатных консулов. Поскольку они не состоят на штатной службе и не являются гражданами назначившего их государства, последнее не может отвечать за их действия. Они не пользуются теми же льготами и привилегиями, которые имеют штатные консулы. Однако им разрешается вывешивать на своих служебных помещениях герб и флаг назначившего их государства. СССР не назначает и, как правило, не принимает почётных консулов.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

в Древнем Риме должностное лицо, обладавшее высшей гражданской и военной властью. Избиралось два консула сроком на один год. В эпоху империи консулы теряют реальную власть, звание консула становится почетным титулом.

Отличное определение

Неполное определение

КОНСУЛ

Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat - поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср. : Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).




Top