Писатель олег павлов личная жизнь. Олег олегович павлов: интервью

) - писатель . Родился в Москве. После окончания школы работал, был призван в армию и проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья.

Литературный дебют - цикл рассказов «Караульные элегии», опубликованный в 1990 году журналом «Литературное обозрение» .

О том, что побудило его писать, Павлов говорит в своей автобиографии: «Духовно повлиял Андрей Платонов. Повлияло то, что читая „Архипелаг Гулаг“ Солженицына, который открыт был тогда для прочтения „Новым миром“, наткнулся на описание Карабаса , того лагеря, где служил…»

Писатель обращался к автобиографическим темам . В эти годы опубликованы его рассказы «Сны о себе», «Яблочки от Толстого», повесть «Школьники», роман «В безбожных переулках». Новым поводом для споров о его творчестве стала повесть «Карагандинские девятины», опубликованная в 2001 году, - заключительная часть трилогии «Повести последних дней» (в переводах на иностранные языки «Русская трилогия»). За это произведение Олегу Павлову единогласным решением жюри под председательством Владимира Маканина присуждена литературная премия «Русский Букер» . Но выдвижение писателя на Государственную премию было блокировано.

Как публицист, после Солженицына, опубликовавшего «Россию в обвале», в своих первых же остросоциальных очерках Олег Павлов не побоялся поставить перед собой ту же задачу: «запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем». Александр Исаевич Солженицын доверил Павлову публикацию и комментарии к части писем, адресованных в его фонд в начале 1990-х годов - а он увидел и показал эту трагическую панораму народной жизни в своей работе «Русские письма». Эти очерки и эссе вошли в книги «Русский человек в XX веке» и «Гефсиманское время».

В то же время Павлов выступал с литературной критикой, став автором таких работ, как «Метафизика русской прозы», «Русская литература и крестьянский вопрос», сборника «Антикритика». Его эссе и литературно-критические статьи были опубликованы на страницах ведущих отечественных изданий и стали заметным явлением литературной жизни. Он открыл читателям прозу своих современников: В. Отрошенко, М. Тарковского, Ю. Петкевича и других. Многие годы работает литературным консультантом журнала «Октябрь», помогая состоятся в литературе новым неизвестным авторам. Кроме того, постоянно выступал с лекциями о современной литературе в российских университетах, привлекая внимание к русской прозе в самой России.

Но с 2004 года писатель отстранился от участия в литературной жизни, почти не публиковался в периодической печати, а его имя было окружено молчанием.

Только через несколько лет его книги начали выходить в издательстве «Время» , в котором с 2007 года издаётся авторская серия «Проза Олега Павлова». После долгого перерыва в ней же в 2010 году увидел свет новый роман Олега Павлова «Асистолия». По мнению критиков, наполненный множеством трагических жизненных ситуаций, роман вызывает эмоциональный шок, но, тем не менее, стал одним из главных литературных событий и привлёк внимание читателей, выдержав сразу же несколько изданий. Продолжила эту серию изданная почти через 16 лет после написания книга «Дневник больничного охранника» - хроника приёмного отделения обыкновенной московской больницы, через которое, как пишется в аннотации, «перед глазами её автора прошли, наверное, тысячи человеческих судеб.»

Лауреат литературных премий журналов «Новый мир» (1994), «Октябрь» (1997, 2001, 2007), «Знамя» (2009).

В 2012 году «за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием; за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах» Олегу Павлову присуждена

Русский писатель и публицист (1970 - 2018)

После окончания школы призвался в армию, проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья. Первые рассказы опубликованы в 1990 году. Был принят в Литературный институт и окончил его заочное отделение (семинар прозы Н.С. Евдокимова). В 1994 году в журнале «Новый мир» в возрасте двадцати четырех лет Олег Павлов опубликовал свой первый роман «Казённая сказка» - и сразу же был замечен и критикой, и старшими собратьями по перу Виктором Астафьевым и Георгием Владимовым: с этого времени имя писателя получает известность. Автор (1998), повести «Школьники» (1999), трилогии «Повести последних дней» (2001), романов (2001), (2009). Как публицист заявил свою тему остро-социальными очерками: „Нелитературная коллекция» (1997), «Из дневника больничного охранника» (1998), «Русские письма» (2000), «Русская литература и крестьянский вопрос» (2005). В то же время выступал как литературный критик: полемические выступления и литературно-критические статьи публиковались на страницах ведущих отечественных изданий - и вошли в сборник «Антикритика». Эссе о творчестве Солженицына, Шаламова, Платонова, Пришвина вошли в книгу «Русский человек в XX веке». Переводился на французский, итальянский, испанский, китайский, норвежский, чешский, словацкий, сербский языки в составе антологий современной русской прозы. Произведения писателя вошли в национальные литературные антологии «Проза новой России», «Современная литература народов России» и другие.

Видеовыступление писателя:

Награды и премии:

Олег Павлов стал обладателем Литературной премии ANGELUS-2017 Поздравляем нашего автора! Павел Басинский, "Российская газета": На прошлой неделе случилось, на мой взгляд, важное литературное событие. Российский прозаик стал обладателем Литературной премии ANGELUS 2017 года

Лауреат литературной премии "Русский переплет" (2002)

Лауреат премии «Русский Букер» за (2002)

Премия журнала «Новый мир» за роман (1995)


Премии журнала «Октябрь» за роман (1997), (2001), работу «Русская литература и крестьянский вопрос» (2004)

Премия журнала «Знамя» за роман (2009)

7 октября не стало писателя , автора , романа «Карагандинские девятины» и других произведений. По просьбе «Горького» его вспоминает

Я считаю главным не рассказывать, а изображать. Повествовать о чем-то, дожидаясь потом чего-то от кого-то, – я это не понимаю… Если я хочу, чтобы читатель плакал – он заплачет. Хочу рассмешить – он будет смеяться. Так должно быть. Да, я хочу, чтобы человек, прочитавший мой роман, задумался о себе самом...

Мой роман - это не диагноз. И герою я сам, как автор, не вынес приговора: он будет жить, я в это верю. То есть даже этот вопрос требует веры, поэтому всё так написано и вроде бы нет конца, нет ясности - пусть каждый, кто читает, решает, как верит.

В новом проекте портала OpenSpace «Живая книга» писатель читает отрывок из своей новой книги , совсем недавно вышедшей в издательстве «Время».

"Знамя", №3, 2012: В критической полемике о творчестве заметны две основные тенденции - ироническая и сентиментальная. Одни критики посмеиваются над пафосом страдания и упрекают писателя в отсутствии чувства юмора. Вторые - видят в произведениях этого автора лишь беспросветную тоску да свинцовые мерзости жизни.

Интервью Олега Павлова "Российской газете"

РГ, №5714 (41) "Это дневниковые записи, которые я вел пять лет, без мысли, что это может стать книгой, но для того, чтобы запомнить. Надо было выживать, и я работал больничным охранником

Лиза Новикова,

Предлагаемая беседа состоялась в эфире радио «Культура» в мае этого года, когда писатель стал лауреатом премии им. Солженицына. Речь в этом интервью идет о современной литературе и современном читателе, о том, как меняются Россия и русский народ. О русофобии, либерализме и фашизме… В контексте последних политических событий и некоторых публицистических выступлений этот разговор приобретает все большую актуальность.


Алевтина Терпугова , филолог, поэт, член СП России, представитель Всероссийского «Рубцовского творческого союза» на Южном Урале, о стихотворениях Олега Павлова :

«Всегда поражалась удивительному сплаву языческих и православных представлений о мире в творчестве поэта. Считаю Олега Павлова ещё непрочитанным, неоцененным по достоинству автором. Разумеется, он «не тянет» на модного поэта – не таков набор, провозгла-шаемых им ценностей. Ключевые, точнее, корневые, ценности поэзии Павлова: Россия, родной язык, русский лес с его обитателями, родники, хлеб насущный, дети, старики, славянский мир, небесный Свет да солнышко. Тем более, автор не произносит никаких деклараций, избегает пафоса, «не рвёт рубаху на груди», не умствует, говорит с нами на прекрасном русском языке:

А без солнышка небу дождь не лить.
А без дождичка Земле не родить,
А без хлебушка людям дня не жить…

Это «Рассветная». Может, песня, может, молитва с явно фольклорными интонациями. Признаюсь, моё сердце дрогнуло ответно. Таким же «простым», на первый взгляд, представляется стихотворение «Родники» - размышление о вековых традициях, сохранении русского мира, Родины. Но какая боль в каждой строке!

Во деревне Родники
Брошены избы…
Кабы жили мужики,
Детки повелись бы.

Во деревне Родники
Ни креста, ни храма…

Позабудут Родники,
Как забыли детство,
Только родинке с руки
Никуда не деться.

У Павлова – приоритет жизни, облекаемый в поэтическое слово, а не первенство словесного образа, подчиняющего себе реальные явления и события, как у иных авторов.

Поэта удручает, что в России всё больше «Иванов, не помнящих родства», забросивших могилы предков, потерявших связь с ними. Для него это признак утраты исконных народных корней:

До костей пробирает дождь
Позаброшенное кладбище.
Здесь никто никого не ищет,
Строй оградок редок и тощ…

У Непомнящего родства
Морок долог, а век короток.
Он дедов-то помнит едва
Но эстрадных помнит трещоток…

День за днём угасает мощь
Наших пращуров в крае рая.
До костей пробирает дождь
Мощи с болью перебирая. («Дождь»)

Автора тревожат судьбы мироздания и «смертельно раненой в Пушкина России. В стихотворении «Планета» поэт тревожится за судьбы мироздания и «смертельно раненой в Пушкина» России. Благодаря поэтическому мастерству, Павлову удаётся вложить в короткое стихотворение глубочайший смысл. В одном тропе сливаются метафора, эпитеты, олицетворение. Чего стоит эпитет – «голубая Жизни жемчужка»! У поэта ощущение, что «откуда-то смертью дунуло» на планету, «оживлённую Негасимым Господним светом»:

И не друга ей, ни подружки нет
И давно болит ЕвразИя,
Где смертельно ранена в Пушкина
Умирает моя Россия.

Любовь к родной земле, кровная связь с ней пронизывает поэзию Павлова Поэт едет в поезде дальнего следования, в окно созерцает Россию, которая раскрывается перед ним, как «вещая книга или складень-иконостас»:

А под крышей – изба лубяная,
Тоже наш заприметив вагон,
Развернётся, сирень подминая,
Будто тотчас готова вдогон…

И откуда та сладкая мука,
Из каких докатилась времён? –
Мы как будто узнали друг друга,
Да не можем припомнить имён…

Вдруг раздумчивость вдруг взрывается неистовой любовью-прозрением:

Задохнусь, отвернусь от соседей,
Лоб – к стеклу, а глаза – в синеву:
Бог ты мой, мы же Родиной едем!
Бог мой, я же в России живу!

Какая перекличка с национальными русскими поэтами – Рубцовым, Есениным, Лермонтовым, Тютчевым!

Для поэта родное Слово священно, оно служит спасению славянского мира, народа. А значит - и России. Вот строки из стихотворения «Поэты»:

На Русь приходят вековать поэты –
Во славу, может быть, одной строки
Господь даёт им страждущую душу,
Природа – слух, а Родина – язык.

Как воды вечно катятся на сушу,
Так вечен ропот нерождённых книг.
Далее автор сетует, что «граждане»
не чтут поэтов, каркают над ними:

Мол, что их жизнь - безумна и хмельна!

Но, может, их молитвами чудными
Земля пока ещё и спасена?

О непрочитанных книгах, непонятых поэтах стихотворение «Воскреси!»:

Нет поэту страшнее мести,
Чем забвенья пустая пасть.
Для поэта – пропасть без вести –
Всё равно. Что в пропасть упасть.

Нет поэту желанней чести,
Чем восславиться на Руси…
Отыщи пропавших без вести
И прочтением воскреси!

Некоторые критика высказывают сомнение, православный ли поэт Павлов. Конечно, да. Но он не идёт по лёгкому пути пересказа библейских сюжетов или заповедей из Евангелия. Крайне редко и осторожно включает фразы из этих текстов там, где без этого не обойтись. Пример:

Хлеб наш насущный, данный нам днесь,
Зёрен пшеничных тёплая взвесь –
Я тебя сталью не оскорблю.
Я как Учитель тебя преломлю…

Семеро душ, что доверены мне,
Вызреют, встанут, как рожь на стерне
Вырастут дети и в семьях своих
Хлебы преломят на семерых…

Поразительно по силе воздействия стихотворение «Имена». Оно о стариках, сетующих, что жизнь «прожили ни к чёрту», а «жизнь за гробом отменил партком», но

Они не знают, что на самом деле
На самом-самом горнем небе –
Законе Божьем – ангелы как дети
Зубрят на память все их имена.

У Олега Павлова отнюдь не каноническое, не ортодоксальное отношение к Богу. Для него Бог – есть Любовь:

Оттого и порхает вновь
Белый голубь по голубому,
Чтоб напомнить и нам, и Богу
То, что Бог – это есть Любовь.

Наполнены любовью к людям строки поэта: «Будь сторож брату твоему – не отпускай его во тьму». Кто после таких строк посмеет сказать, что Олег Николаевич Павлов – не православный поэт?

Избегая модернистского экзистенциального отчуждения, автор близко к сердцу принимает проблемы отдельного человека и человечества. В «Балладе об окруженце», он говорит от лица русского солдата, который думает, что «из окруженья вышел я один», добирается в родные места, видит в окне мать пред иконой, которая «обернулась, дверь перекрестив».

И от креста мне стало так легко,
Что я воссел с улыбкой на пороге,
И видел как, мурлыча, старый кот
Проходит сквозь мои в обмотках ноги.
Я ахнул от догадки: - Боже мой!
И мать привстала, ахнув от догадки.
И концовка, как удар в сердце:
Из окруженья вышел только я,
Но вышло так, что я не вышел тоже.

В поэзии Павлова ощутимая связь с душами и ушедших, и приходящих. Так в стихотворении «Радуница» лирический герой «у Пречистого порога» обращается к Господу, но не просит «ни пары лишних дней, ни внеочередного воскрешенья» Он просит сил и смелости, чтобы «поднять и крест любви, и цепь воспоминаний, чтоб можно было вечность коротать наедине с родными именами». В последнем катрене поэт продолжает:

Чтоб силою любви – не ведовства –
нам воскресать из Радуниц грядущих,
где радуги – как мостики родства
души пришедшей с душами идущих.

Особняком, на первый взгляд, стоит его «Полночный гость». Но только – на первый. Оно тоже о душах «ушедших и приходящих». Этот гость чем- то подобен есенинскому Чёрному человеку, который «водит пальцем по мерзкой книге». Он тычет пальцем в одногодков поэта на фотографиях альбома, ударяя то в грудь, то в живот, будто определяя их судьбы».

Это только часть из статьи Алевтины Терпуговой . Полностью статья

Писатель; родился 16 марта 1970 г. в Москве; окончил заочное отделение Литературного института в 1995 г.; трудовую деятельность начал после окончания средней школы, работал грузчиком и разнорабочим; прошел срочную военную службу в конвойных… … Большая биографическая энциклопедия

Олег Павлов Олег Олегович Павлов (родился в 1970) русский писатель и публицист. После окончания школы призвался в армию, проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья. Первые рассказы… … Википедия

Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Мужчины 2.1 A … Википедия

Олег Дмитриевич Бакланов 3 й Министр общего машиностроения СССР 8 апреля 1983 года 25 марта 1988 года … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казаков. Алексей Каза … Википедия

Литературный институт имени А.М. Горького (Литинститут) Год основания 1933 Ректор Б. Н. Тарасов Расположение Москва … Википедия

Литературный институт имени А.М. Горького (Литинститут) Год основания 1933 Ректор Б. Н. Тарасов Расположение Москва Юридический адрес Тверской бул … Википедия

Литературный институт имени А.М. Горького (Литинститут) Год основания 1933 Ректор Б. Н. Тарасов Расположение Москва Юридический адрес Тверской бул … Википедия

Книги

  • Повести последних дней: Трилогия , Павлов Олег Олегович. Книга молодого московского прозаика О. Павлова, уверенно набирающего популярность, включает в себя трилогию, сложившуюся в последнее десятилетие. Это остросоциальная проза, погружение в тему…
  • Гефсиманское время , Павлов Олег Олегович. Свои очерки и эссе Олег Павлов начал публиковать во время, когда в литературе отказывались даже от серьёзности реализма, шумно и празднично отдаваясь игре с реальностью. Первые очерки - о…



Top