Писатель тренев. Тренев константин андреевич

ТРЕНЕВ, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ (1876–1945), русский советский писатель, драматург.

Родился 21 мая (2 июня) 1876 в Харьковской губернии, хутор Ромашово. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и духовную академию. В 1921 – агрономический институт Таврического университета. Работал продолжительное время учителем. Литературную деятельность начал в 1898, как беллетрист. В драматургии сделал первые шаги в 1907, написав несколько одноактных пьес. В 1912 опубликовал пьесу Дорогины (Отчего порвались струны – первоначальное название). В его формировании, как драматурга, большую роль сыграла эстетика пьес М.Горького .

В 1924 написал народную трагедию Пугачевщина . Пьеса заинтересовала В.И.Немировича-Данченко, и он поставил ее в 1925 во МХАТе. Постановка успеха не имела, однако существенно обогатила сценический опыт автора, до этого времени не знавшего законов сцены и не считавшего себя профессиональным драматургом.

Самое значительное произведение, написанное для сцены – пьеса Любовь Яровая , обошедшая почти все театры и прочно занявшая место образца советской пьесы тошо периода. Пьеса задумывалась еще до Пугачевщины , но учитывая несценичность первого опыта, осмысливалась Треневым в применении к законам сцены. Событием в истории советского театра стала первая постановка спектакля на сцене Малого театра в 1926. (Режиссер И.С.Платон, Любовь Яровая – В.Пашенная). Театр существенно переработал пьесу совместно с автором, придав ей больший динамизм и сценичность. Новизна Тренева сказалась, прежде всего, в углубленном психологизме основной коллизии пьесы, попытке раскрыть духовный мир героев, понять неординарные характеры и ситуации, проследить внутренний путь главной героини от личной трагедии к служению человеческим идеалам. Для того времени, когда на сцене процветали агитационные пьесы поверхностного содержания, это было большим шагом вперед. В 1936 пьеса была поставлена во МХАТе, также с успехом. Образы, созданные в пьесе, отличались такой человеческой содержательностью, что порождали на разных сценах бесконечное количество трактовок, давая богатый и яркий материал для актеров (главную женскую роль с успехом играли многие актрисы от В.Марецкой до И.Чуриковой). Не меньшим колоритом отличались и «отрицательные» персонажи: Панова, поручик Яровой, Дунька. И язык пьесы содержал богатство оттенков, меткие характеристики, был афористичен.

Другие пьесы: сатирическая комедия Жена (Малый театр, 1928), Ясный лог (1931), Опыт (1934, Театр под рук. Ю.Завадского), Гимназисты , о молодежи в эпоху первой русской революции (1935), На берегах Невы , повествующей о событиях Октябрьской революции (Малый театр, 1937).

В годы Великой Отечественной войны одним из первых создает пьесу, посвященную этой теме, Навстречу (1942), Размышлениям о героическом прошлом русского народа и его полководцев посвящены его последние произведения: Полководец (историческая пьеса о М.Кутузове) и Юность Петра (осталась незаконченной).

Издания: Избр. Соч. Тренева К.А . тт. 1–2. М., 1955; Тренев К.А. Пьесы, стать, речи . М., 1980.

Екатерина Юдина

Советский писатель.

Род. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии.

Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни.

Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" . Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей.

Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом.

Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург.

Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками.

Вторая пьеса - "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом.

Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная MXAT в 1937 на Всемирной выставке в Париже.

Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке.

В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо.

В этом - слабость комедии.

Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности.

Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем "Любовь Яровая". Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - "На берегу Невы" , написанная к 20-летию Октябрьской революции.

Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции.

Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо. Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса "Любовь Яровая", не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1939 награжден орденом "Знак Почета". Библиография: I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - "Владыка", т. II - "Мокрая балка"); Батраки, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты.

Пьеса, изд-во "Искусство", М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая.

Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во "Искусство", М. - Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во "Искусство", М., 1937; Моя работа над "Любовью Яровой", "Литературная газета", 1937, №1, 5 января. A. B. {Лит. энц.} Тренев, Константин Андреевич Род. 1876, ум. 1945. Писатель, драматург.

Произведения: рассказы, "Пугачевщина" (пьеса, 1924), "На берегу Невы" (пьеса, 1937), "Любовь Яровая" (пьеса, 1926) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941).



Тренев, Константин Андреевич

Советский писатель. Род. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" . Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная MXAT в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии.

Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем "Любовь Яровая".

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - "На берегу Невы" , написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса "Любовь Яровая", не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом "Знак Почета".

Библиография: I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - "Владыка", т. II - "Мокрая балка"); Батраки, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927; Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933; Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933; Пьесы, Гослитиздат, М., 1935; Гимназисты. Пьеса, изд-во "Искусство", М., 1936; то же, Гослитиздат, М., 1937; Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во "Искусство", М. - Л., 1936; На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во "Искусство", М., 1937; Моя работа над "Любовью Яровой", "Литературная газета", 1937, №1, 5 января.

{Лит. энц.}

Тренев, Константин Андреевич

Род. 1876, ум. 1945. Писатель, драматург. Произведения: рассказы, "Пугачевщина" (пьеса, 1924), "На берегу Невы" (пьеса, 1937), "Любовь Яровая" (пьеса, 1926) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Тренев, Константин Андреевич" в других словарях:

    - (1876 1945) русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачевщина (1924), На берегу Невы (1937). В героической драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926; Государственная премия СССР, 194..1) социально историческая … Большой Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    Тренёв, Константин Андреевич - Константин Андреевич Тренёв. Тренев, Константин Андреевич ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне ”Любовь Яровая” (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915). Пьесы «Дорогины» (1912), «Пугачёвщина» (1924), «На берегу Невы» (1937). В драме о Гражданской войне «Любовь Яровая» (1926;… … Энциклопедический словарь

    Константин Андреевич Тренёв Дата рождения: 21 мая (2 июня) 1876(1876 06 02) Место рождения: хутор Ромашово, Харьковская губерния, Российская империя ныне … Википедия

    Русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 ‒ агрономический факультет Таврического… … Большая советская энциклопедия

    Константин Андреевич (1878) советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни… … Литературная энциклопедия

    Константин Андреевич Тренёв (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Тренёв, Константин Андреевич - Константин Андреевич Тренёв. Тренев, Константин Андреевич ТРЕНЁВ Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне ”Любовь Яровая” (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915). Пьесы «Дорогины» (1912), «Пугачёвщина» (1924), «На берегу Невы» (1937). В драме о Гражданской войне «Любовь Яровая» (1926;… … Энциклопедический словарь

    Русский советский писатель, драматург. В 1903 окончил Петербургский археологический институт и Духовную академию, в 1921 ‒ агрономический факультет Таврического… … Большая советская энциклопедия

    ТРЕНЁВ Константин Андреевич - Константин Андреевич (1876–1945), рус. писатель, драматург. Рассказы о дорев. деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героич. драме о Гражд. войне Любовь Яровая (1926; Гос. пр. СССР, 1941) социально ист. трактовка… … Биографический словарь

    - … Википедия

    - (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Константин Андреевич Тренёв (1876 1945) российский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 4 Экранизации … Википедия

    Тренёв, Константин Андреевич Константин Андреевич Тренёв Памятник К.А.Треневу в Симферополе Дата рождения: 2 июня 1876(1876 06 0 … Википедия

    Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель. В драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926) высшие нравственные ценности приносятся в жертву революционной идее. Рассказы. Пьесы … Современная энциклопедия

    Константин Андреевич (1876 1945), русский писатель, драматург. Рассказы о дореволюционной деревне. Пьесы Пугачёвщина (1924), На берегу Невы (1937). В героической драме о Гражданской войне Любовь Яровая (1926; Государственная премия СССР, 1941)… … Русская история

Тренев Константин

Тренев Константин Андреевич (1878-) - советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ «На ярмарке» был напечатан в газете «Донская речь» (1898). Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец - основные образы в произведениях Т. («Мокрая балка», «По тихой воде»). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства («Заблудились», «На хуторе» и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов - таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, который поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. «Владыка», напечатанную в 1911, и его украинские очерки.

После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе «Пугачевщина» (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса - «Любовь Яровая» (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) - пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.

Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).

В комедии «Жена» (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей - всей этой буржуазной накипи, положительные герои - инженер Грушин и его жена - изображены бледно и неотчетливо. В этом - слабость комедии.

Пьеса «Опыт», написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки - Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем «Любовь Яровая».

Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. - «На берегу Невы» (1937), написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса - о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, - в остроте и выразительности социальных характеристик.

В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в которой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.

Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса «Любовь Яровая», не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.

За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием литературной деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом «Знак Почета».

Список литературы

Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. - Л., 1928 (т. I - «Владыка», т. II - «Мокрая балка»)

Батраки, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927

Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933

Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей (М.), 1933

Пьесы, Гослитиздат, М., 1935

Гимназисты. Пьеса, изд-во «Искусство», М., 1936

то же, Гослитиздат, М., 1937

Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во «Искусство», М. - Л., 1936

На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во «Искусство», М., 1937

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/




Top