Письмо ректору Московской консерватории в защиту уволенных профессоров Е. Сорокиной и С
Елена Геннадьевна Сорокина российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории.
Доктор искусствоведения. Проректор по научной и творческой работе, заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.
Организатор и первый президент Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов.
Член Союза композиторов СССР. Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».
Заслуженный деятель искусств РФ. Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Биография
1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы.
1959−1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.
1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, а в следующем году − фортепианный факультет. Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки.
С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:
1965−1978: преподаватель кафедры истории русской музыки, 1969−1978: преподаватель кафедры истории музыки народов СССР, 1979−1984: доцент кафедры истории русской музыки, 1984−1991: и. о. профессора кафедры истории русской музыки, с 1991 г. по наст.вр. профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. по наст.вр. заведующая кафедрой истории русской музыки, с 2001 г. по наст. вр. проректор по научной и творческой работе.
В 1965−1966 гг. также читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.
В 1968 г. совместно с своим мужем А. Г. Бахчиевым создала фортепианный дуэт, признанный «Золотым дуэтом России».
1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России».
›Елена Сорокина | |
Полное имя | Елена Геннадьевна Сорокина |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | Москва, РСФСР, СССР |
Страна | СССР, Россия |
Профессии | пианист, музыковед-историк, педагог |
Инструменты | фортепиано |
Жанры | классика |
Коллективы | фортепианный дуэт с А. Г. Бахчиевым |
Награды |
Еле́на Генна́дьевна Соро́кина (род. 6 апреля 1940, Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории.
Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.
Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989).
Член Союза композиторов СССР (1985) (с 1992 г. - Союза композиторов РФ). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Биография1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко).
1959-1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.
1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году − фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).
С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:
1965-1978: преподаватель кафедры истории русской музыки, 1965-1966: чтение лекций по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей 1969-1978: преподаватель кафедры истории музыки народов СССР, 1979-1984: доцент кафедры истории русской музыки, 1984-1991: и. о. профессора кафедры истории русской музыки, 1992-2011 - заведующая кафедрой истории русской музыки, 2001-2008 - проректор по научной и творческой работе, с 1991 г. по наст.вр. - профессор кафедры истории русской музыки.
В 1968 г. совместно с своим мужем А. Г. Бахчиевым создала фортепианный дуэт, признанный «Золотым дуэтом России ».
1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России » (Московская консерватория).
1989: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.
1990: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра » (Московская консерватория).
Творчество ДискографияДуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия» ):
- И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
- В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
- А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002).
- Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003).
- «Музыка и живопись » (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, с ансамблем солистов. Дирижер Г. Рождественский) (2003).
- Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Филд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
- Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003).
- Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
- Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
- Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)
- Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. − М.: 1971.
- Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. − М.: 1976.
- Фортепианный дуэт. История жанра. − М.: Музыка, 1988. − 319 с − ISBN 5-7140-0120-6. (Содержание).
- Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . − Mannheim, 1992.
- Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». − М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.
- Незабываемые дуэты. Елена Сорокина и Александр Бахчиев
Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/
Проректор по научной и творческой работе (2001-2009).
Член Союза композиторов СССР (РФ) (1985).
Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».
Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Лауреат Премии города Москва в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2008).
Родилась в г. Москве в семье ученых. В 1958 г. окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко), в 1963 г. с отличием — теоретико-композиторский (класс А. И. Кандинского), в 1964 г. — фортепианный (класс И. Р. Клячко) факультеты Московской консерватории.
Совершенствовалась в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский). В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).
В 1990 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).Организовала и провела международные фестивали и конференции в Московской консерватории: «Бортнянский и его время» (2000), «Русская музыка. Рубежи истории» (2002).
Под ее руководством прошли Фестивали «200 лет со дня рождения М. И. Глинки» (2004), «60 лет Памяти» (2005), посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Торжественная неделя празднования 140-летия Московской консерватории (октябрь 2006 г.).втор и исполнитель цикла радиопередач на «Радио-1» — «Художник и время».
Читает лекции, проводит методические семинары для преподавателей, организует и принимает участие в конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, консерваториях Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Петрозаводска, Казани, Ташкента и других городов, а также в ведущих учебных заведениях США, Японии, Германии.
Высокий уровень лекций, докладов и научно-методических консультаций Сорокиной отмечен в многочисленных официальных благодарностях от руководства Московской консерватории и других музыкальных вузов.Научный руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования и Музея имени Н. Г. Рубинштейна (с 1992 г.). С 2001 по 2009 гг. — проректор по научной и творческой работе.
Педагогическая деятельность:
Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в Центральной музыкальной школе (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965-1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.
С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969-1978 гг. - кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. - доцент). С 1984 г. - и. о. профессора, с 1991 г. - профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. - заведующая кафедрой.
Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями.
Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя комиссии.
Учебные курсы, мастер-классы:
В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).
Ученики:
Среди учеников Сорокиной - кандидаты искусствоведения А. Аракелова, Г. Жуковская, Д. Смирнов, С. Терентьева, И. Ухова, О. Хвоина, Н. Чахвадзе, Е. Шабшаевич и другие; доктора искусствоведения В. Дулат-Алеев, М. Чёрная.
По классу камерного ансамбля: Юлия Геталло и Александр Андреев - победители (Гран-При) Международного конкурса в Друскининкай (Литва, 2005); Анастасия и Любовь Громогласовы - победители (Гран-При) Международного фестиваля в Лондоне (2006), лауреаты II премии Международного конкурса имени Д. Д. Шостаковича (Москва, 2008).
Участие в жюри конкурсов:
Член жюри Первого открытого конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна (Москва, 2007).
Председатель жюри Первого Международного конкурса камерных ансамблей имени Д. Д. Шостаковича в номинации «фортепианный дуэт» (Москва, 2008).
Председатель жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» имени А. Г. Бахчиева (Вологда, 2008).
Концертная деятельность:
Сорокина - практически единственный в стране музыковед, успешно сочетающий интенсивную научную и педагогическую деятельность с активной концертно-исполнительской практикой.
С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Постоянный участник Фортепианного дуэта с мужем А. Г. Бахчиевым.
Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.
Научные труды. Издания. Публикации:
Научную работу Сорокиной отличает широта проблематики и многообразие жанров. В числе основных сфер ее исследований - история русской фортепианной музыки, процесс формирования жанра фортепианный сонаты в России XVIII в., дальнейшего ее развития в русской музыке XIX в. и расцвета жанра в начале XX в. (см. кандидатская диссертация и ряд статей).
Другая ведущая область научных исследований Сорокиной посвящена истории мировой литературы для фортепианного дуэта. Созданная ею и защищенная как докторская диссертация монография с обширным нотным приложением «Фортепианный дуэт. История жанра» (М., 1988) - первое в мире исследование, охватывающее практически всю историю музыки для фортепиано в 4 руки за три с половиной столетия в более чем 20 странах. Значительная часть анализируемых произведений зарубежных и русских композиторов введена в научный и концертный обиход впервые.
- История русской музыки: Учебник. В 3-х выпусках (Вып. 1. Ред. А. И. Кандинский, Е. Г. Сорокина. М., 1999)
- Мир глазами музыканта: Статьи. Беседы. Публикации (М., 1993)
- М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения в 2-х тт. М., 2006 Том 1 Том 2
- Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки. Сб. статей. СПб, Лань, 2007
- Московская консерватория: вчера - сегодня - завтра. Сб. статей
и других
Избранные публикации
- Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М.: 1971
- Михаил Иванович Глинка // Начальная школа. 1972. № 2
- Н. А. Римский-Корсаков // Там же. 1972. № 4
- Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976
- Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д. Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М.: 1976
- Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М.: 1987
- Фортепианный дуэт. История жанра. М.: 1988
- Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: 1990
- Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992
- Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Серия «Зарубежные музыканты в России» / М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005
Дискография:
Особый жанр в научной и исполнительской деятельности Сорокиной - фонозаписи и аннотации к ним.
- Избранная дискография (в дуэте с А. Бахчиевым
) (наиболее известные пластинки («Мелодия») и компакт-диски (VistaVera))
- И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки) (CD, 2006)
- В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки) (два CD, 2006)
- Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003)
- Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
- Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
- Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)
- «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, исполнители - Сорокина, Бахчиев, ансамбль солистов. Дирижер Г. Рождественский) (2003)
- Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Фильд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, Й. Брамс) (2003)
- Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003)
- А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002)
- Зарубежными фирмами записаны программы
- Carl Czerny. «Klaviermusik zu drei, vier und sechs Haenden»
- «Music from the Pushkin-Epoch» (1997)
- S. Rachmaninov. Piano Duets (1993)
- «Russian Salon Musik»
- «Russian Treasure»
и другие
Список записей фортепианного дуэта с А. Г. Бахчиевым :
- Балакирев М.
- Бах В. Ф. Концерт F-dur
- Бах К. Ф. Э. Анданте a-moll
- Бах И. К. Соната C-dur для фортепиано в 4 руки
- Бах И. К. Соната C-dur
- Бах И. К. Соната G-dur
- Бах И. К. Ф. Соната A-dur
- Бах И. С. Две зеркальные фуги d-moll
- Бах И. С. Концерт C-dur (В 1061) для 2-х клавиров, 2-х скрипок, альта и бассо-континуо
- Бах И. С. И. С. Бах, его семья и ученики. Фортепианные дуэты
- Бах Ф. Э. Четыре маленьких дуэта
- Бахор Фируз Индийская сюита для 2-х фортепиано
- Бахор Фируз Токката для 2-х фортепиано
- Берни Ч. Соната № 4 C-dur для фортепиано в 4 руки
- Бетховен Л. Марш C-dur
- Бетховен Л. Марш D-dur ор. 45 для фортепиано в 4 руки
- Бизе Ж. «Игры детей» (сюита для фортепиано в 4 руки)
- Бизе Ж. - Равель М. Музыка для фортепиано в 4 руки
- Бородин А. Полька «Элен» d-moll для фортепиано в 4 руки
- Бородин А. Похоронный марш a-moll (№ 3 из «Парафраз»)
- Бородин А. Полька C-dur
- Барток, Лютославский, Энеску Фортепианные дуэты
- Брамс И. Пять вальсов для 2-х фортепиано ор. 39
- Брамс И. Вальс g-moll (№ 12 из «Новых песен любви» ор. 65а)
- Брамс И. Вальс a-moll (№ 14 из «Новых песен любви»)
- Брамс И. Вальс e-moll ор. 39 № 7 для фортепиано в 4 руки
- Брамс И. Вальс gis-moll ор. 39 № 4 для фортепиано 4 руки
- Брамс И. Вальс F-dur (№ 1 из «Песен любви» ор. 52а)
- Брамс И. Вариации на тему Гайдна B-dur ор. 56в для 2-х фортепиано
- Брамс И. Венгерский танец № 1 g-moll для фортепиано в 4 руки
- Брамс И. Венгерский танец № 4 f-moll для фортепиано в 4 руки
- Брамс И. Венгерский танец № 13 D-dur для фортепиано в 4 руки
- Брамс И. Венгерский танец № 17 fis-moll для фортепиано в 4 руки
- Брамс И. Венгерский танец № 19 h-moll для фортепиано в 4 руки
- Вебер К. М. В духе сицилианы, d-moll ор. 60 № 5 для фортепиано в 4 руки
- Вебер К. М. Рондо C-dur ор. 3 № 6 для фортепиано в 4 руки
- Вебер К. М. Рондо Es-dur ор. 10 № 6 для фортепиано в 4 руки
- Вебер К. М. Рондо B-dur ор. 60 № 8 для фортепиано в 4 руки
- Вебер К. М. Соната Es-dur ор. 2 для фортепиано в 4 руки
- Габлер К. А. Соната F-dur ор. 22 для фортепиано в 4 руки
- Гайдн Й. «Учитель и ученик» (Соната F-dur для фортепиано в 4 руки)
- Геслер И. В. Большая соната C-dur для фортепиано в 3 руки
- Геслер И. В. Соната C-dur для фортепиано в 4 руки
- Гуммель И. Н. Большая соната F-dur ор. 92 для фортепиано в 4 руки
- Дворжак А. Славянские танцы (тетр. 1, 2)
- Дебюсси К.
- Диабелли А. Военное рондо D-dur для фортепиано в 4 руки
- Диабелли А. Сонатина d-moll ор. 163 № 6 для фортепиано в 4 руки
- Дюрей Л. «Звоны» ор. 7 № 1
- Дюрей Л. «Снег» ор. 7 № 2
- Зауэр Э. «Эхо Вены» концертный вальс D-dur для фортепиано в 4 руки
- Клементи М. Соната B-dur для 2-х фортепиано
- Клементи М. Соната № 3 Es-dur для фортепиано в 4 руки
- Кожелух Л. Концерт B-dur для фортепиано в 4 руки и оркестра
- Крейн Ю. «Весенние грезы» для фортепиано в 4 руки
- Крейн Ю. «Лесная картинка» для фортепиано в 4 руки
- Крейн Ю. «Марш сторожа» для фортепиано в 4 руки
- Куперен Ф. Мюзетт
- Куперен Ф. Аллеманда
- Куперен Ф. Июль
- Кюи Ц. Вальс C-dur (№ 11 из «Парафраз»)
- Ланнер Й. «Пастушеские танцы в Альпах» (Вальсы A-dur ор. 205 для фортепиано в 4 руки)
- Ланнер Й. «Отзвуки празднества Гименея» (вальс для фортепиано в 4 руки)
- Лесюр Д. «Букет Беатрисы» (пять пьес для фортепиано в 4 руки)
- Любовский Л. Сюита для фортепиано в 4 руки
- Лядов А. Шествие C-dur (№ 15 из «Парафраз»)
- Лядов А. Вальс C-dur (№ 4 из «Парафраз»)
- Лядов А. Жига a-moll (№ 7 из «Парафраз»)
- Майер Ш. Большая увертюра E-dur для фортепиано в 4 руки
- Майер Ш. Военный галоп Es-dur ор. 117 для фортепиано в 4 руки
- Майер Ш. Мазурка-каприс Es-dur для фортепиано в 4 руки
- Майер Ш. Ноктюрн E-dur для фортепиано в 4 руки
- Макаров Е. «Сказка о рыбаке и рыбке» для фортепиано в 4 руки
- Манукян И. Багатели (сюита для фортепиано в 4 руки ор. 10)
- Массне Ж. Сюита ор. 11
- Метнер Н. Русский хоровод E-dur ор. 58 № 1
- Метнер Н. Странствующий рыцарь c-moll ор. 58 № 2
- Моцарт В. Полное собрание фортепианных дуэтов
- Моцарт В. Соната № 2 B-dur (KV 358)
- Моцарт В. Соната № 3 D-dur (KV 381)
- Моцарт В. Соната № 4 F-dur (KV 497)
- Моцарт В. Соната D-dur (KV 448) для 2-х фортепиано
- Моцарт В. Тема с вариациями G-dur (KV 501) для фортепиано в 4 руки
- Моцарт В. Фантазия № 1 (Adagio e Allegro) f-moll (KV 594) для фортепиано в 4 руки
- Моцарт В. Фуга g-moll для фортепиано в 4 руки
- Моцарт В. Фуга c-moll KV 426 для 2-х фортепиано
- Мур Т. Партита для 2-х фортепиано (Вакханалия, Блюз, Тройная фуга)
- Мур Т. Собрание легких фортепианных дуэтов
- Музыка старой Вены
- Музыка и живопись
- Мютель И. Г. Дуэт Es-dur
- Персикетти В. Концерт для фортепиано в 4 руки
- Персикетти В. Соната ор. 23 для 2-х фортепиано
- Плакидис П. Квинты (Инвенция для 2-х фортепиано)
- Плейель И. Соната № 3 e-moll для фортепиано в 4 руки
- Пуленк Ф. Соната
- Раков Н. Три пьесы для 2-х фортепиано
- Рахманинов С. Фантазия (Картины) Сюита № 1 ор. 5 для 2-х фортепиано
- Рахманинов С. Баркарола g-moll (№ 1 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
- Рахманинов С. Вальс A-dur (№ 4 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
- Рахманинов С. Итальянская полька es-moll для фортепиано в 4 руки
- Рахманинов С. Романс c-moll (№ 5 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
- Рахманинов С. Романс G-dur для фортепиано в 4 руки
- Рахманинов С. Русская песня h-moll (№ 3 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
- Рахманинов С. Скерцо D-dur (№ 2 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
- Рахманинов С. Слава C-dur (№ 6 из Шести пьес для фортепиано в 4 руки)
- Ребиков В. Маленькая сюита для фортепиано в 4 руки
- Римский-Корсаков Н. Вариации на тему Миши C-dur для фортепиано в 4 руки
- Римский-Корсаков Н. Колыбельная C-dur (№ 5 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
- Римский-Корсаков Н. Маленькая фуга C-dur (№ 8 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
- Римский-Корсаков Н. Трезвон C-dur (№ 13 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
- Римский-Корсаков Н. Тарантелла a-moll (№ 9 из «Парафраз» для фортепиано в 4 руки)
- Рубинштейн А. Большая соната D-dur ор. 89 для фортепиано в 4 руки
- Рубинштейн А. Галоп C-dur для фортепиано в 4 руки
- Стравинский И. Пять пьес для фортепиано в 4 руки
- Стравинский И. Цирковая полька, переложение для фортепиано в 4 руки
- Триандафилидис П. «Вергина» (семь пьес для фортепиано в 4 руки)
- Фергюсон Т. Соната D-dur ор. 18 для фортепиано в 4 руки
- Фильд Дж. Большой вальс A-dur для фортепиано в 4 руки
- Фильд Дж. Вариации на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»
- Фильд Дж. Рондо G-dur для фортепиано в 4 руки
- Форе Г. «Долли» (шесть пьес ор. 56 для фортепиано в 4 руки)
- Фрид Г. Соната для 2-х фортепиано ор. 76
- Черни К. Романс Es-dur ор. 111 № 2 для фортепиано в 3 руки
- Черни К. Романс g-moll ор. 111 № 1 для фортепиано в 3 руки
- Чулаки М. Бурлеска для фортепиано в 4 руки
- Штейбельт Д. Соната № 2 F-dur для фортепиано в 4 руки
- Штраус И. Отзвуки Вены (вальс для фортепиано в 4 руки)
- Штраус И. Воспоминание о Берлине (вальс ор. 78 для фортепиано в 4 руки)
- Штраус И. Воспоминание о Пеште (вальс ор. 66 для фортепиано 4 руки)
- Штраус И. Праздничные перезвоны (вальс B-dur ор. 179 для фортепиано в 4 руки)
- Штраус И. (отец) Дары Вены (вальс ор. 167 для фортепиано в 4 руки)
- Штраус И. (сын) Десять девушек и ни одного мужчины (кадриль)
- Штраус И. (сын) Крестьянская полька ор. 276 для фортепиано в 4 руки
- Штраус Э. Путь открыт (полька ор. 45 для фортепиано в 4 руки)
- Шуберт Ф. Музыка для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Большой марш es-moll ор. 40 № 5 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Венгерский дивертисмент g-moll ор. 54 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Полонез F-dur ор. 75 № 4 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Военный марш Es-dur ор. 51 № 3 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Героический марш D-dur ор. 27 № 3 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Фантазия f-moll ор. 103 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Характеристический марш ор. 121 № 2 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Полонез B-dur ор. 75 № 2 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Полонез d-moll op. 75 № 1 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Жизненные бури ор. 144 Allegro a-moll для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Andante и вариации h-moll ор. 84 № 1 для фортепиано в 4 руки
- Шуберт Ф. Полонез E-dur ор. 75 № 3 для фортепиано в 4 руки
- Шуман Р. Восточные картины ор. 66 (шесть экспромтов для фортепиано в 4 руки)
- Шуман Р. Детский бал ор. 130 (шесть легких пьес для фортепиано в 4 руки)
Записи концертов для фортепианного дуэта с оркестром
- Кожелух Л. Концерт B-dur
- Моцарт В. А. Концерт Es-dur
- Моцарт В. А. Концерт F-dur
- Черни К. Концерт C-dur
- Бах И. С. Концерт № 1 c-moll
- Бах И. С. Концерт № 2 C-dur
- Бах И. С. Концерт № 3 c-moll
- Бах И. С. Концерт для трех клавиров d-moll
- Бах И. С. Концерт для трех клавиров C-dur
- Бах И. С. Концерт для 4-х клавиров a-moll
- Бах К. Ф. Э. Концерт Es-dur
- Манукян И.
- Мур Т. Концерт (посвящен А. Бахчиеву и Е. Сорокиной)
- Подгайц Е. «Бахчиев-концерт»
Елена Геннадьевна Сорокина (род. 6 апреля 1940, Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории.
Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.
Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989).
Член Союза композиторов СССР (1985) (с 1992 г. - Союза композиторов РФ). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992). Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Биография
1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко).
1959-1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.
1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).
С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:
В 1968 г. совместно с своим мужем А. Г. Бахчиевым создала фортепианный дуэт, признанный «Золотым дуэтом России».
1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).
1989: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.
1990: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).
Творчество
Дискография
Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия»):
- И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
- В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
- А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002).
- Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003).
- «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
- Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Филд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
- Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003).
- Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
- Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
- Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)
Библиография
- Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М.: 1971.
- Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976.
- Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988. 319 с ISBN 5-7140-0120-6. (Содержание).
- Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992.
- Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.
Сорокина Елена Геннадьевна - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чай-ковского. Профессор кафедры истории русской музыки. Профессор кафедры камерного ансамбля и квартета. Основатель научной школы «Музыковедение, история музыки».
Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в Центральной музыкальной школе (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965-1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.
С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969-1978 гг. – кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. – доцент). С 1984 г. – и. о. профессора, с 1991 г. – профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. – заведующая кафедрой.
Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями. Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя комиссии.
В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).
Член жюри Первого открытого конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна (Москва, 2007). Председатель жюри Первого Международного конкурса камерных ансамблей имени Д. Д. Шостаковича в номинации «фортепианный дуэт» (Москва, 2008). Председатель жюри Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоем» имени А. Г. Бахчиева (Вологда, 2008).
Сорокина – практически единственный в стране музыковед, успешно сочетающий интенсивную научную и педагогическую деятельность с активной концертно-исполнительской практикой. С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Была постоянным участником Фортепианного дуэта с мужем А. Г. Бахчиевым (1930-2007).
Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.
Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, написанные под руководством Сорокиной Е.Г.:
1. Чахвадзе Натэлла Владимировна «Узбекская советская сузыка в 70-80-е гг. (творческие проблемы и характерные тенденции)». Москва, 1986.
2. Ухова Ирина Владимировна «С. Е. Фенберг. Композиторское и музыкально-эстетическое наследие». Москва, 1986.
3. Шабшаевич Елена Марковна «Русская фортепианная культура глинкинской эпохи». Москва, 1995.
4. Жуковская Галина Анатольевна «Стравинский и Чайковский». Москва, 1995.
5. Дулат-Алеев Вадим Робертович «Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы». Москва, 1995.
6. Аракелова Александра Олеговна «Творческие принципы И. Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала ХХ века». Москва, 2002.
8. Урманова Камилла Надыровна «Алексей Николаев – жизнь в музыке», Москва, 2004.
9. Максимова Александра Евгеньевна «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад». Москва, 2008.
Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения, при написании которой Сорокина Е.Г. выступала научным консультантом:
1. Дулат-Алеев Вадим Робертович «Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка ХХ века». Москва, 1999.
1. Фортепианные сонаты С.В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М.: 1976.
3. Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д. Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М.: 1976.
4. Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М.: 1987.
5. Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М.: 1990.
6. Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . Mannheim, 1992.
Монографии:
1. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: 1988.
2. Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Сер. «Зарубежные музыканты в России» / М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М.И. Глинки, 2005.
Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «Фортепианный дуэт. История жанра» защищена Сорокиной Е.Г. в Московской консерватории, в 1990 году.
Сорокина Е.Г. - Заслуженный деятель искусств РФ (1992). Член Союза композиторов СССР (РФ) (1985). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка». Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание». Лауреат Премии города Москва в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2008).