План отличия между чацким и молчалиным. Чацкий и молчалин в комедии грибоедова горе от ума

«Горе от ума» - реалистическое произведение, где А.С.Грибоедов дает картину жизни крепостной Москвы девятнадцатого
века. Содержание комедии раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века
нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы двух политических лагерей – лагеря феодальной
реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской молодёжи, облик которой воплощен
Грибоедовым в Чацком.

Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им,
подхалимствующих чиновников – молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий –
ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном,
так и в общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким
невозможны, а конфликт неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно противоположны.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов,
пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности
продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо себя вести:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальству, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За несколько лет, проведенных в Москве, он успел
сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные знакомства. В отличие от
Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с московским
«тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское»: он хотел бы и «награжденья брать, и весело
пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения
чужие только святы».Общественное мнение для Молчалина свято: «Ах! злые языки страшнее пистолета».

Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Чацкий имеет
богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век»
веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует
«ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: «Служить бы рад, прислуживаться
тошно».

Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом
он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». Он скромен и услужлив, потому
что «в чинах «небольших», не может без «покровителей».Молчалин – человек, лишенный достоинства и чести, готовый
унижаться, подхалимничать, человек, не имеющий «своих суждений», зависящий от других. Рабская мораль неприемлема для
Чацкого. «Зачем же мнения чужие только святы?» - с иронией он спрашивает Молчалина. Сам он свободно и прямо высказывает
свои мнения, не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе,
покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» ставят в
образец, это для него совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так м останется для Чацкого одним «из самых
бестолковых», а властная и имеющая широкие связи!
Татьяна Юрьевна – «вздорной».Для Чацкого Молчалин – полное ничтожество, «жалчайшее создание»:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он на цыпочках и не богат словами.

В свою очередь Молчалин ни во что не ставит Чацкого. В его глазах Чацкий – неудачник: «Вам не дались чины, по
службе неуспех?»

Молчалин - антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софии. «Пригретый» Фамусовым,
он ловко играет роль влюблённого в Софью человека:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека

Любовь же Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. Он твердо
убежден, что Софья никак не может полюбить Молчалина:

С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Когда же лицемерие Молчалина по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он униженно ползает перед девушкой
не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Молчалин, вероятно, удвоит усилия, чтобы
загладить свою вину перед Софьей. Остановить карьеру такого человека, как Молчалин, невозможно, он «дойдет до степеней
известных».

Увы, «Молчалины блаженствуют на свете». Чацкий недооценил Молчалина, он терпит поражения, но в моральном плане
остается победителем. Такие личности, как Чацкий, «живут и не переводятся в обществе, они всегда будут появляться «при
резких переходах из одного века в другой».

Чацкий и Молчалин - ровесники, главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума ». Именно поэтому контраст между ними столь разителен.

Молчалин - избранник Софьи. Ему повезло больше, чем Чацкому . Но знание того, как ничтожен Молчалин, очень угнетает Чацкого. Возможно, будь Молчалин достоин Софьи, Чацкому не было бы столь горько от того, что Софья предпочла ему такое ничтожество.

Хотя Молчалин и принадлежит безвестному и бедному роду, но он имеет сокровенную цель в жизни - достичь во что бы ни стало «степеней известных». Для этого он руководствуется главным своим принципом - угождать всем и вся, начиная от хозяина дома, где он квартирует, и кончая собакой дворника. И Чацкий знает точно, что Молчалин со своей тактикой «бессловесности» достигнет поставленной цели.

Полученные Молчалиным три награды по службе являются ярким доказательством того, что выбранная им тактика в сочетании с умеренностью и аккуратностью уже приносят свои плоды и что Чацкий не ошибся в своих прогнозах на счет его будущего.

Хотя Молчалин по сути такой же подхалим, как и Максим Петрович, но в отличие от последнего его лесть не так груба и откровенна. Целенаправленная лесть Молчалина едва заметна и направлена на всех тех, кто гипотетически когда-нибудь может оказаться полезным.

Влюбленность в Софью тоже исходит от практицизма и представляет собой тактический ход, а не искренние чувства - ведь Софья является дочерью его начальника, и ее благосклонность может оказаться желанным козырем. Подобные взгляды Молчалина чужды Чацкому, поэтому в глазах первого второй является человеком непрактичным. Молчалин не способен понять возмущение Чацкого после того, как он посоветовал ему обязательно посетить дом имеющей широкие связи Татьяны Юрьевны. Чацкий недоумевает, зачем ему посещать дом той, которая пользуется репутацией вздорной женщины.

Чацкий не боится смело высказывать свое мнение обо всем и всех. По суждению Молчалина, в его положении категорически противопоказано иметь свое мнение. Но это временно, пока он не достигнет цели, и не появятся зависимые от него люди. Один склонен судить о людях по их сану и материальному положению, а другой - по их делам и нравственным показателям.

Нравственный облик Молчалина очень безобразен. Когда раскрылось его лицемерие к Софье, он готов унизиться перед ней и ползает на коленях. Но делает он это не из-за осознания своей безнравственности, а исключительно из-за боязни разрушить свой карьерный рост.

Нельзя не согласиться с высказыванием Чацкого о том, что «Молчалины блаженствуют на свете». Сожаление и возмущение Чацкого вызвано и тем, что подобные приспособленчество и практицизм находят распространение в дворянском обществе.

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.

Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.

Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.

Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» читают:

Поделиться:

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.

Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: "Он вольность хочет проповедать!".

Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы... Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок".. Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение.

Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамуеовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы".

Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все- таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.




Top