План произведения крошка нильс карлсон. Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Читая А.Линдгрен "Малыш и Калсон" план-конспект занятия (4 класс) на тему

Астрид Линдгрен – это поистине сказочница номер один в нашем мире. И даже те, кто никогда не слышал этого имени, прекрасно знают ее героев – Карлсона и Малыша (а также «домомучительницу» фрекен Бок), Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Леннеберги, принца Мио, разбойницу Ронью…

Мои студенческие годы совпали с периодом, когда стали активно издавать произведения этой шведской писательницы. Было куда потратить стипендию. Могу похвастаться, что в моей домашней библиотечке собраны все сказки Астрид Линдгрен, кроме «Братьев Львиное сердце». Остальное все есть. Целый сказочный мир.

Еще тогда, полжизни назад, большим открытием для меня стали маленькие сказки Линдгрен. Такие изящные, отточенные, до краев наполненные чудесами, светом и грустью, пониманием того, как непроста наша жизнь, и яркой, чарующей надеждой на то, что обязательно, непременно все будет хорошо…

Только один недостаток был у моей книжки: в ней отсутствовали картинки. Вот почему сейчас, когда подрастает сын, у нас дома появилась новая книга сказок Астрид Линдгрен. Большая, иллюстрированная, красочная, насквозь пронизанная волшебством.

Мальчикам и девочкам

Что мне всегда нравилось в творчестве Линдгрен, так это его универсальность. Если некоторые писатели создавали сказки и повести преимущественно для девочек (вспомнить хотя бы Лидию Чарскую) или приключенческие истории для мальчиков (серия Шклярского о Томеке), то у Линдгрен всегда выдерживался баланс между персонажами – мальчиками и девочками, приключениями и романтикой, колдовством – и баловством. Не заскучаешь!

Каждому юному читателю наверняка понравятся истории об отважном Петере, что защищал куклу Мимми от свирепого разбойника Фиолито и его банды, или приключения Йорана, который лихо управляется с автобусом, трамваем и большим строительным ковшом.

А девочкам наверняка придутся по душе и принцесса Лиса-Лотта с ее набитой игрушками детской, и маленькая эльфа, шьющая платье из носового платочка, и разноцветное жемчужное ожерелье куклы Мимми, и хлопоты выдумщика Бертиля, который обустраивает комнатку крошечного домового, превращая спички в дрова, зубную щетку в швабру, а маленькую чашечку для желе – в самую настоящую ванну для купаний.

Каждая сказка – как будто готовый сценарий для будущей игры. Хочешь – кукольный домик мастери или бусы для куклы нанизывай, а хочешь – с деревянным мечом прокрадывайся в сумерках по дому: не прячется ли там, в темноте, грозный разбойник с большими усами? Не хочет ли украсть сокровища?

Между светом и тьмой

Нужно отметить, что для своих историй Астрид Линдгрен всегда брала за основу наш, реальный мир. Она редко создавала какую-то особенную сказочную страну с волшебными героями. Нет, действие почти всех ее сказок происходит в Швеции, в Стокгольме или других городах, и герои ее совершенно реальны: обычные люди, взрослые и дети, со своими проблемами, сложностями, страхами, болезнями.

И вот в этот-то обыденный, такой знакомый и не такой уж радужный мир и вкрадывается волшебство. Чьи-то тихие шаги слышатся под кроватью, какой-то странный человечек в большой шляпе стучится в окно четвертого этажа, проезжающий мимо старичок оказывается волшебником, из подаренного семечка вырастает на грядке кукла…

Волшебство всегда начинается неожиданно, исподволь, тихонько.

И если его не спугнуть – дарит много радости и приключений.

Читаешь такие сказки – и невольно прислушиваешься: кто там шуршит под твоей собственной кроватью? Кошка? Мышка? А может быть, маленький домовой?

Кстати говоря, эти волшебные создания у Линдгрен ничуть не отличаются от людей, и жизнь у них порой тоже не сахар. У каждого свои горести и заботы, порой так похожие на наши, человеческие. Крошка Нильс Карлссон снимает комнатку у крысы, за корку сыра в месяц. Дорого, но что поделать!

Сам знаешь, как трудно найти маленькую квартирку.

Нильс голодает и мерзнет, потому что печка есть, а вот топить нечем. Да и поесть не каждый день доводится…

Горько плачет цветочная Эльфа, потому что у нее нет платья для бала.

Крошечные Петер и Петра, из маленького народца, перестают ходить в школу, потому что переезжают в другой район: «мама сказала, что там жилье получше». А они так любили кататься на коньках! Но каток теперь слишком далеко, чтобы они добрались туда…

Да, в сказочной стране все, как у людей. Может, потому заботы и нужды этих вымышленных персонажей мы воспринимаем так близко к сердцу: ведь нам очень легко их понять!

Совсем как взрослые

Да и дети, главные герои сказок Линдгрен, взрослеют довольно рано, сталкиваясь с болезнями, голодом, нуждой, одиночеством.

Йоран из сказки «В стране между Светом и Тьмой» уже год лежит в постели с больной ногой, и родители опасаются, что он уже никогда не сможет ходить.

У Бертиля из сказки «Крошка Нильс Карлсон» умерла сестричка, а сам он целыми днями просиживает дома, пока мама и папа работают на фабрике.

Родители Бритты-Кайсы из сказки «Мирабель» не могут купить дочери куклу, о которой она мечтает.

Это совершенно невозможно, ведь все деньги, которые папа выручал за овощи, уходили на одежду, еду и другие необходимые вещи.

И маленькая Майя из сказки «Принцесса, которая не любила играть в куклы», отдавая принцессе свою драгоценную и горячо любимую куклу Крошку в обмен на другую, рассуждает по-взрослому умудренно:

Да, вздохнула она, – надо же подумать и о Крошкином счастье. Так чудесно, как здесь, у меня дома ей никогда не будет.

Обыденность и чудо, реальность и волшебство, заботы и радости, – все в сказках Линдгрен переплетено так тесно, что поневоле веришь в них, в этих маленьких ниссе, эльфов, волшебников и разбойников, говорящих кукол и странных человечков, что в сумерках забирают детей в Страну, которой нет.

Воображаемые друзья

Не думаю, что Астрид Линдгрен специально ставила себе такую задачу, но так уж получилось, что почти все ее сказки – об одиноких или больных, не очень счастливых детях – и об их воображаемых друзьях. Просто образцовая иллюстрация к статье в учебнике по психологии. И если детский взгляд на сказки очевиден: «Домовые и эльфы существуют!!!», то взрослый (особенно психолог) мог бы прочитать все эти сказки и по-другому, трезво и скептически.

Бертиль сидит целыми днями дома один – вот и придумал себе друга-домовенка, и таскает кукольную мебель из шкафа умершей сестры и играет в куколки, разговаривая с ними, как с живыми…

Йоран прикован к постели – вот и придумывает себе воображаемую Страну, Которой Нет, где больные ноги и неспособность ходить не имеют никакого значения, и где Йоран исполняет все свои заветные мальчишеские мечты: летает по воздуху, отлично танцует, объедается карамельками, водит трамвай.

Гуннар и Гунилла болеют уже четыре недели и от скуки придумывают, будто деревянная кукушка в часах – не простая, а волшебная: она летает по делам, несет золотые яйца и покупает детям подарки к Рождеству.

Лена теряет подаренный ей красивый платочке и придумывает, что его забрала эльфа для бального платья…

Барбру чувствует себя такой заброшенной и ненужной с тех пор, как у нее появился младший брат, что придумывает себе воображаемую сестру, живущую в волшебной подземной стране под розовым кустом:

Папа больше всех любит маму, а мама больше всех любит моего маленького брата, который родился прошлой весной. А Ильва-ли любит только меня!

Астрид Линдгрен хорошо понимала детей, их чувства, желания, мечты и страхи. Поэтому в ее историях редко встретишь беззаботного и счастливого ребенка, ее персонажи чаще – задумчивые, немного грустные, понимающие всю сложность жизни… И даже принцесса Лиса-Лотта, у которой есть все, что угодно, и даже больше, – она тоже грустит, печалится, не хочет играть…

Учитель МАОУ СОШ № 16 города Березники, Пермского края Маркив Ольга Дмитриевна

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой, 4 класс, 1 часть. Раздел 1 «Что за прелесть эти сказки». Третий урок.

Цель: научить понимать основную мысль произведения А.Линдгрен через поступки и состояния героев.

Задачи:


  1. Формировать читательские компетенции через акцентное вычитывание текста

  2. Воспитывать сострадание к близкому человеку, желание помочь
Формируемые УУД.

Регулятивные. Обучающиеся учатся формулировать учебную задачу, контролировать её выполнение и оценивать себя по итогам работы

Познавательные. Обучающиеся учатся находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируя её с помощью схемы, анализировать поступки героя с опорой на систему вопросов и оценивать их, определять основную идею произведения, задавать вопросы.

Коммуникативные. Обучающиеся получат возможность высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, задавать вопросы по прочитанному материалу.

Оборудование. Презентация, политическая карта Европы, карточки с именами героев и описанием чувств.

Ход урока

1 этап. Мобилизующий
Учитель. Какой у нас сейчас урок?

Ученики. Урок литературного чтения.

Учитель. Для чего нужны уроки литературного чтения?

Ученики. На них мы знакомимся с интересными произведениями, узнаём об авторах, учимся оценивать поступки героев, высказывать своё отношение к ним, т.е. учимся быть внимательными читателями.

Учитель. Какое произведение мы изучаем? Кто автор?

Ученики. А.Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

Учитель. Кто назовёт и покажет на карте страну, в которой жила писательница?

(Ученики показывают Швецию)
2 этап Актуализация знаний
Учитель. Какие сведения о писательнице запомнили? (демонстрируется портрет и книги А.Линдгрен) Слайд 2,3

Ученики. Написала более 100 книг, произведения напечатаны в 60 странах, получила медаль от королевства Швеция за литературные достижения. В Стокгольме ей поставлен памятник.

Учитель. Скажите, а как вы поняли, что действие, описанное в данном произведении, происходит в Швеции?

Ученики. Использованы нерусские имена – Бертиль, Нильс, Мэрта, географические названия – Сёдертелье, Линьянскуген с.121

Учитель. У Астрид Линдгрен было большое любящее сердце, которое понимало детей как никто другой. Много раз в своих сказках она затрагивала судьбы одиноких детей. Она знала, что одиночество - это понятие несовместимое с детством, но она также знала и о том, что, к сожалению, многие дети с этим сталкиваются.

Связаны ли эти сведения с изучаемым произведением? Ученики. Да, главный герой одинок.

Учитель. Можно ли сформулировать тему урока словами одного из героев?

Ученики. «Скучно жить одному, ведь, правда?» с 122

Учитель. Кто из героев так говорит?

Ученики. Нильс

Учитель. Какие задачи поставим на урок?

Ученики. Проследить, как герою удалось справиться с одиночеством.

Учитель. Как мы это будем делать?

Ученики. Через работу с текстом

Учитель. Значит, вторая задача на урок?

Ученики. Учиться работать с текстом.

(Задачи появляются на слайде) Слайд 4

3 этап. Анализ произведения.
Учитель. К какому жанру относится данное произведение?

Ученики. Это волшебная сказка

Учитель. Что здесь сказочного? Ученики. Волшебный гвоздик, превращения, волшебные заклинания, сказочные существа.

Учитель. Но она совсем не похожа на такие привычные нам, русские волшебные сказки. Здесь много реального. Что именно, назовите? Ученики. Мальчик Бертиль. Он одинок, у него умерла сестра, родители работают на фабрике, есть квартира, в которой Бертиль живёт с семьёй
1 часть

Учитель. Как вы думаете, семья Бертиля живёт богато или бедно?

Ученики. Бедно, т.к. им приходится работать, они не могут позволить нанять няню, мало книжек, печку они топят только утром и мало, т.к. к обеду уже уходило всё тепло.

Учитель. Какие чувства вызывает у вас Бертиль?

Ученики. Сочувствие, жалость, сострадание

Учитель. Почему вам его жаль? Зачитайте нужные эпизоды в первой части.

Ученики. Ему нечем заняться, на улице холодно – не погулять, пообщаться не с кем, дома неуютно. Слайд 5

Учитель. (Приглашает к столу) Выберите карточки со словами, описывающими чувства Бертиля. (На доске появляются карточки)


Бертиль ль


одинокоьль


тоскливо
холодноьль

2 часть

Учитель. Кто пришёл на помощь мальчику? Кто он такой?

Ученики. Это домовой. Его зовут Нильс. Слайд 6

Учитель. Что поразило Бертиля в Нильсе? Найдите ответ на с.120


скучно
Нильс
Нильс
Учитель. Что вы узнали из 2 части про этого маленького человечка? Ученики. Летом он жил под корнями дерева, сейчас живёт в крысиной норке, в которой нет мебели и очень холодно. Учитель. Послушайте диалог Бертиля и Нильса (читают двое учеников, заранее подготовленных, с. 122 -121) и ответьте на вопрос, почему Нильс, едва познакомившись, приглашает Бертиля в гости? Ученики. Он видит в нём родственную душу, ему также холодно скучно, одиноко (На доске появляются карточки)


скучно


одиноко


холодно

3 часть

Учитель. О чём говорится в 3 части? Ученики. О том, как Бертиль спустился к Нильсу в норку, став маленьким

Учитель. Я предлагаю объединиться в малые группы и придумать вопросы к данной части. Помните, что вопросы бывают простые – по сюжету и объясняющие. Или по-другому: тонкие и толстые. 1, 2,3 группы придумывают тонкие вопросы, 4,5 группы – толстые. (Ученики работают в группах) Примеры вопросов. Какой была комнатка? Что в ней находилось? Почему Бертиль решил спуститься к Нильсу? Почему ему захотелось помочь? Какие чувства испытал Бертиль к Нильсу?


жалеет
Учитель. Назовите слова, которые выражают отношение Бертиля к этому маленькому человечку?


захотелось помочь
(Появляются карточки)


заботится

Физминутка для глаз Слайд 7

4часть, 5 часть


жалеет
Учитель. Давайте вспомним, как Бертиль заботился о Нильсе.


жалеет
Ученики. Приносит дрова (ими служат спички), еду, мебель, помогает делать уборку. (Слова подтверждают, зачитывая эпизоды) Слайд 8

Учитель. Как ему это удавалось?


жалеет
Ученики. Он превращался в маленького

Учитель. Был ли в этой части кульминационный момент? Зачитайте с.125-126 Нильс просит Бертиля о помощи?

Ученики. Нет. Учитель. Как это характеризует Нильса? Ученики. Он скромный. Учитель. Тогда зачем мальчик всё это делает: ради интереса превращения или почему-то ещё? Ученики. Он желает помочь, сделать добро, ему нравится заботиться.

Учитель. Почему он дарит Нильсу кукольную мебель своей погибшей сестры Мэрты, ведь он мог принести какую-нибудь коробочку?

Ученики. Мэрта была дорога ему, она его родной человек, а сейчас её нет и Нильс теперь для него очень дорог

Учитель. Скажите, мальчик что-то просит взамен?

Ученики. Нет, Бертиль помогает Нильсу бескорыстно, он не ищет никакой выгоды.

Учитель. Кому так помогают?

Ученики. Другу

Учитель. Бертиль считает его своим другом. Какие чувства он сам испытывает, заботясь о своём друге?


радость
Ученики. Мальчику радостно (Появляется карточка в столбике Бертиль)

Учитель. А что чувствует Нильс?


радость
Ученики. Он очень рад (Появляется карточка в столбике Нильс)

Учитель. Отчего ему радостно? Ученики. Появился друг. Преобразилась комнатка. В ней стало тепло, чисто, уютно.

Учитель. Какими словами автору удалось показать, что маленький человечек несказанно рад всем появившимся вещам? Поработаем группами . Каждая группа перечитывает свою страницу и приготовится зачитать классу найденные слова и выражения.

(Ученики работают группами: 1 группа – с. 127, 2 группа – с.128, 3 группа – с.129, 4 группа – с. 130, 5 группа – с. 133) Слайд 9

4 этап. Обобщение и связывание информации.


жалеет
Учитель. Давайте вернёмся к нашей схеме


захотелось помочь

Бертиль

Нильс


заботится
радость
радость
скучно
тоскливо
одиноко
холодноьль
холодно
одинокоьль

Учитель. Что объединяло героев?

Ученики. Одиночество, тоска

Учитель. Что изменилось в их жизни?

Ученики. Бертиль теперь не одинок, ему есть о ком заботиться, он приобрёл друга. Нильс в тёплой комнатке. Он тоже счастлив от того, что есть с кем проводить время.

Ученики. Малыш, крошка, человечек.

Ученики. Он, хоть маленький, но он – друг, и о нём можно заботиться

Учитель. Вспомните, где мальчик прячет Нильса?

Ученики. Под рубашкой у сердца, т.к. Нильс согрел его душу, в которой поселилась тоска и одиночество.

Учитель. Прочитайте об этом на с.136.
5 этап. Итог урока

Учитель. Давайте вспомним, какие задачи ставили? (Ученики называют) Как герою удалось преодолеть одиночество?

Ученики. Принимая участие в судьбе другого, заботясь о маленьком человечке.

Учитель. Задачей творчества Линдгрен было нести утешение детям и помогать им в преодолении трудных жизненных ситуаций. И она писала сказки о детях, которые смогли победить одиночество, болезнь, непонимание, разлуку, чтобы настоящие, живые дети прочитали эти истории, получили надежду и знали, что они тоже могут справиться со своей бедой.

Учитель. Только отдавая себя, ты не будешь одинок.
6 этап. Рефлексия



    1. Я умею находить в тексте информацию. Да нет

    2. Я умею задавать вопросы. Да нет

    3. Я умею слушать собеседника. Да нет
Учитель. Кто обвёл все «да»? Вы сегодня – самые внимательные читатели. Молодцы!

Домашнее задание. Выберите понравившийся диалог и разыграйте с другом.

Главный герой сказки «Крошка Нильс Карлсон» — мальчик Бертиль. Он еще слишком мал, чтобы ходить в школу. Поэтому Бертиль целый день сидит один дома, пока мама и папа работают. Раньше с ним сидела старшая сестра, но она умерла от болезни. И Бертиль вынужден скучать в одиночестве, потому что игрушки ему надоели, а читать он еще не научился.

Но однажды он услышал шорох под своей кроватью и обнаружил там крохотного мальчика размером с мизинец. Малыш сказал, что его зовут Крошка Нильс Карлсон, и он снимает комнату в крысиной норке под кроватью Бертиля. Нильс позвал Бертиля к себе в гости. Бертиль не мог понять, как он влезет в узкую нору, но Крошка Нильс научил его волшебным словам, которые превращали обычного мальчика в такого же крошечного, как Нильс.

Бертиль смело произнес волшебные слова и стал таким же крохотным, как его новый друг. Они забрались в крысиную нору и спустились по лестнице в комнату Крошки Нильса. Комната была пустой, в ней была только печь. Даже дров в ней не было.

И тут Бертилю пришла в голову идея! Он поднялся наверх, произнес волшебные слова и, когда снова стал прежним мальчиком, прошел на кухню и набрал там горелых спичек. Спички он принес к крысиной норе и снова превратился в крошечного мальчика. Теперь уже спички казались огромными поленьями. Он позвал Крошку Нильса, и они вдвоем перетаскали дрова вниз к печке и сразу затопили ее. Стало гораздо теплее.

Потом, расспрашивая Крошку Нильса, Бертиль понял, что тот голоден. Он опять поднялся наверх, взял совсем немного еды и отнес ее к норе. После очередного превращения в кроху количество еды стало казаться просто невероятным. Друзья наелись до отвала.

После обеда Бертиль задумался о том, что у Крошки Нильса в комнате совсем нет мебели и тот вынужден спать на полу. И Бертиль снова поднялся в свою квартиру, где в игрушках сестры нашел кровать, постель к ней и даже кукольную ночную рубашку. Все это оказалось очень кстати в комнате Крошки Нильса, который сытый и довольный тут же улегся спать.

Следующий день прошел не менее интересно. Бертиль помог Нильсу прибраться в его жилище и принес еще кукольной мебели – стол, шкаф, кресла и скамеечки. В комнате стало совсем уютно. А когда пришло время Бертилю возвращаться к себе домой, он предложил Крошке Нильсу пойти вместе с ним. Ведь Крошка Нильс был очень маленьким, и ему было легко спрятаться от папы и мамы Бертиля.

Теперь Бертилю было совсем не скучно сидеть дома без родителей. Он уже не скучал в одиночестве, потому что у него появился хороший друг.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Крошка Нильс Карлсон» состоит в том, что порой для того, чтобы сделать другого человека счастливым, требуется затратить совсем немного усилий. Но как это здорово – видеть счастливые глаза того, кому ты помог в трудную минуту! Сказка «Крошка Нильс Карлсон» учит помогать другим людям и быть заботливым.

В сказке мне понравился главный герой, Бертиль. Он оказался дружелюбным и заботливым мальчиком, и всячески помогал своему новому другу, Крошке Нильсу. А еще Бертиль не побоялся превратиться в крошечного человечка, чтобы посетить жилище Крошки Нильса. Он отважный мальчик.

Какие пословицы подходят к сказке «Крошка Нильс Карлсон»?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат II вида № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект внеклассного мероприятия

«Читая А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Воспитатель:

Петрова Т.В.

Санкт-Петербург

Аудитория: начальная школа

Тема: Читая А. Лингрен «Малыш и Карлсон»

Оборудование:

  1. презентация PowerPoint :
  2. Портрет писательницы.
  3. Иллюстрации к рассказу.
  4. Книга для чтения: учебник для 4 класса коррекц. образоват. учреждений II вида /

Назарова Л.П., Миронова А.Е. – М: «Просвещение».

Цель:

1. Учебные:

Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения.

– Учить определять основную мысль прочитанного, выделять действующих лиц.

– Ответы на вопросы по содержанию текста, оценка прочитанного,

Раскрытие содержаний иллюстраций к тексту, нахождение в тексте соответствующих предложений.

– Учить чтению текста по ролям.

2. Воспитательные :

– Учить определять эмоциональный тон и настроение произведения.

Оценивать персонажей, осмысливать прочитанное.

Прививать интерес к чтению.

3. Коррекционные:

Развивать речевые навыки и слуховое восприятие учащихся с нарушением слуха.

Обогащать словарный запас учащихся

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организация начала занятия.

Речевая зарядка.

Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Будем выполнять речевую зарядку.

Молодцы, говорили хорошо. Сядьте.

Ша, шо, шу, ши, Аша, ашо, ашу, аши,

ша – ша - Саша, ши – ши – Мы ши

Ши – ши – ши – малы ши , хоро ши

Наши - наши малыши - Наши малыши хороши.

2. Основная часть.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем вспоминать рассказ шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Как называется рассказ, который мы читали?

О ком говорится в рассказе?

Рассказ называется «Карлсон приходит на день рождения».

- … … о Малыше, о Карлсоне.

3. Беседа, направленная на восприятие прочитанного.

О каком времени года говорится

в рассказе?

– Куда собирались отправить Малыша?

– Какое важное событие все ждали?

С кем разговаривал Малыш?

Скажи по - другому:

В рассказе говориться о лете.

Малыша собирались отправить в деревню, к бабушке.

– Малышу исполнялось 8 лет.

У малыша был разговор с Карлсоном.

Малыш разговаривал с Карлсоном.

4. Чтение

рассказа по ролям.

Вспомним, о чем они говорили?

Динамическая пауза.

Стихотворение

«Скажите, как его зовут?»

Весёлый шалун на крыше живёт,

Он любит варенье и плюшки жуёт.

В клетку штаны и мотор на спине,

Не скучно с ним будет ни мне, ни тебе.

Захочешь веселья - и он тут как тут!

Он лучше собаки, прекраснейший друг!

Скажите, как его зовут? - КАРЛСОН!

5. Беседа с выборочным чтением, выяснение содержания рассказа.

(Ученики находят ответ в тексте, прикрепляют ответ к картинке на доске).

– Будем отвечать на вопросы.

Какие подарки получил Малыш?

О каком подарке мечтал Малыш?

Как сказать по другому?

Почему малыш хотел собаку?

Малыш получил в подарок собаку?

Какой теперь малыш?

– Малыш получил … (пирог с восьмью горящими свечками и другие подарки).

- (Собаку)… мне не подарят никогда в жизни.

Малыш мечтал о … (собаке).

Малышу было грустно, потому что у него не было друзей.

Малыш радостный, веселый, грустный, счастливый.

6. Итоговое обсуждение.

Что мы делали на занятии?

Как называется книга?

Как называется рассказ? –

Молодцы! Все занимались хорошо.

Мы читали рассказ

- Мы говорили о книге писательницы А. Лидгрен.

– Книга называется «Малыш и Карлсон».


7. Дома дети учат выбранные ими по своему усмотрению фрагменты из произведений А. С. Пушкина.

Урок 16. Д. Джекобс «Рыба и кольцо».

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с текстом.

Первый абзац сказки читает учитель и с целью развития способности детей к прогнозированию характера произведе1 ния по его началу задает вопросы:

- Где и когда происходят события, описанные в произве1 дении?

- О чем, о ком эта сказка?

- Как могут развернуться дальнейшие события? Учащиеся читают сказку до конца вслух относительно за1

конченными по смыслу фрагментами.

3. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом проводятся по вопросам учебника, которые можно до1 полнить следующими вопросами и заданиями:

Как вы думаете, почему барон все1таки смирился с судьбой?

Прочитайте, как барон пытался избавиться от девочки первый раз.

Прочитайте отрывок о том, как девушка попала в замок брата барона.

Какие иллюстрации можно нарисовать к этой сказке? (Если имеется время, возможно проведение словесного ри1 сования одной из них.)

4. Дома дети выполняют по учебнику следующие за прочитан1 ной сказкой упражнения и задания, а также задания 1 и 2 к про1 изведению В. Берестова «Сказка» по тетради, находят и чита1 ют книги К. И. Чуковского.

Урок 17. В. Берестов «Сказка»; К. Чуковский «Приключения Белой Мышки».

а) Работа с выставкой книг «Сказки К. И. Чуковского». Отвечая на вопрос учебника о том, какие сказки Чуковского

они знают, учащиеся демонстрируют принесенные в класс кни1 ги и зачитывают из них то, что им нравится. Кроме того, они задают одноклассникам вопросы по произведениям писателя.

б) В продолжение викторины проводится проверка пра1 вильности выполнения детьми дома второго задания тетра1 ди - кроссворда по произведениям Чуковского.

в) Проверяется выполнение первого задания тетради (учащиеся должны подчеркнуть слова: недаром, сказку, сказка, хороша, счастливую, предчувствует, любые, согласны, в нетер1 пеливом, благополучного).

г) Несколько человек по очереди выразительно читают сти1 хотворение В. Берестова, посвященное К. Чуковскому.

2. Подготовка к чтению.

Что вы знаете о Чуковском?

После высказываний учащихся учитель может познакомить их с биографическими сведениями о К.И. Чуковском.

(Справочный материал.

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ (1882-1969)

Корней Чуковский - литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Псев1 доним так подошел писателю, что и в жизни его стали назы1 вать Корнеем Чуковским.

В 16 лет будущий писатель ушел из дома, чтобы было легче матери, которая одна воспитывала двоих детей. Работал ма1 ляром. А еще запоем читал и самостоятельно изучал английс1 кий язык. И даже писал свою философскую книгу. Через не1 сколько лет глава из этой его книги будет напечатана в газете. Так начнется журналистская жизнь Чуковского.

Работал Чуковский много. «В старые годы, где бы я ни был - в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

Писал он долго, трудно, бесконечно переписывал. Зна1 менитые своей ясностью и легкостью произведения дава1

лись Чуковскому тяжело, порой даже мучительно. Работа была его единственной радостью. Она поддерживала его в нелегких жизненных испытаниях. А их было немало. Смерть троих детей. Ссылки и расстрелы товарищей. Грубые напад1 ки критиков. Да и мало ли еще было невзгод! Все трудно перечислить.

В статье «Признания старого сказочника» Корней Чуковс1 кий писал о своей жизни: «Бывали и утраты, и обиды, и беды. Но у меня с юности было - да и сейчас остается - одно драго1 ценное свойство: назло всем передрягам и дрязгам вдруг ни с того ни с сего, без всякой видимой причины, почувствуешь сильнейший прилив какого1то сумасшедшего счастья. Особен1 но в такие периоды, когда надлежало бы хныкать и жаловать1 ся, - вдруг вскакиваешь с постели с таким безумным ощуще1 нием радости, словно ты пятилетний малыш, которому подарили свисток». Он назвал себя однажды «радостным че1 ловеком в радостном мире».

Серьезное отношение к работе и веселый талант помогли писателю создать много прекрасных произведений для детей. Когда вышла первая книга Чуковского для детей, он написал в предисловии: «Собранные здесь стихи написаны мною неча1 янно. Долгое время мне и в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей...» Сказки появились случайно. Пер1 вым был «Крокодил». Заболел маленький сын Корнея Ивано1 вича. Отец вез его домой в ночном поезде и, чтобы хоть чуть1 чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:

Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил, Папиросы курил, По1турецки говорил -

Крокодил, Крокодил Крокодилович...

А всем известный «Мойдодыр» начался с того, что малень1 кая дочка писателя не хотела умываться.

Благодаря Чуковскому, который перевел на русский язык такие книги, как «Приключения Тома Сойера», сказки Р. Кип1 линга, английские песенки и стишки, мы можем читать эти кни1 ги. Примечательно, что Корней Иванович был редактором кни1

ги с библейскими легендами.

Рядом со своим домом под Москвой, в Переделкине, Чуковский построил детскую библиотеку. Книги в эту биб1 лиотеку по просьбе Корнея Ивановича присылали детские писатели, а сам «дедушка Корней» был в ней главным ра1 ботником.

Дедушку Корнея всегда любили дети. Сказки и стихи доб1 рого и веселого сказочника читали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, когда были маленькими. Давно нет с нами Чуков1 ского, но его книги, без сомнения, будут с удовольствием читать и слушать внуки тех ребят, которые сегодня сидят за партами.

Поэт Валентин Берестов посвятил Корнею Ивановичу шут1 ливое стихотворение:

Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея» И «Крокодила» не читал, Не восхищался «Телефоном» И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым, He зная самых главных книг?)

б) Сначала молча, затем вслух дети по тетради выполняют упражнение 1 подготовительного характера.

3. Знакомство с текстом (по частям, выделенным в тексте)

и обсуждение прочитанного.

После чтения первой части учитель спрашивает:

- Чем отличалась от всех мышей Белянка?

- Почему братья и сестры не брали Белянку с собой на прогулку?

- Почему Кот не заметил других мышей, а заметил Белянку?

- Как вы думаете, отпустит Кот Белянку или нет? Что будет дальше?

После чтения второй части учащиеся отвечают на воп1 росы:

- Почему сын рыбака спас Белянку?

- Почему Белянка сбежала от своего спасителя? Прочитав третью часть, дети беседуют по вопросам:

- Что радовало Белянку?

- С кем встретилась Белянка?

- От чего и как спасла Белянка серую крысу?

4. Дома дети дочитывают сказку «Приключения Белой Мышки» до конца.

Урок 18. К. Чуковский «Приключения Белой Мышки» (про1 должение).

1. Проверка домашнего задания (обсуждение прочитанного). Качество домашнего чтения проверяется по вопросам:

- Какие изменения произошли в жизни Белянки с наступ1 лением весны?

- Как заботилась о Белянке старая крыса?

- Как же старая крыса решила помочь Белянке?

- Что увидела Белянка в мастерской?

- Почему Белянка испугалась своего отражения в зеркале?

- Как встретила Белянку в родном доме мама? Найдите и прочитайте их разговор.

- Чем закончилась сказка?

- Кто является истинным спасителем Белянки?

- Какой выход нашел доктор Айболит?

- Какое имя дали мышке? Почему?

2. Перечитывание и работа с текстом.

а) Одно из возможных заданий - выборочное чтение детьми эпизодов, изображенных на иллюстрациях учебника.

б) Работа над составлением плана проводится по заданию 1 учебника. Место для записи плана имеется в тетради.

в) В соответствии с третьим и четвертым заданиями учеб1 ника по разным эпизодам сказки проводится творческая игра «Радиотеатр».

3. Дома учащиеся выполняют второе задание учебника.

Урок 19. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовка к чтению проводится по упражнениям учеб1

3. Знакомство с текстом.

Чтобы задать верный эмоциональный тон, первые не1

сколько (2-5) абзацев читает учитель. Дети продолжают чте1 ние вслух до слов «Он спал» относительно законченными по смыслу фрагментами.

4. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом.

Почему Бертилю приходилось целыми днями сидеть дома одному? Какие чувства он при этом испытывал?

Всегда ли Бертиль был так одинок? (Нет, когда1то у него была сестра).

Что случилось с его сестрой Мэртой?

После чего жизнь мальчика резко изменилась? (После встречи с Крошкой Нильсом.)

Расскажите о том, как встретились Бертиль и Крошка Нильс Карлсон.

Каким вы представляете Крошку Нильса Карлсона? Как бы вы его нарисовали? Какие краски использовали бы? Поче1 му? (Крошка Нильс был маленьким, не больше мизинца, весе1 лым, неунывающим. Краски желательны яркие, светлые, по1 тому что Нильс был бодрым и радостным, сумел развеселить мальчика, скрасить его одиночество.)

Где жил Крошка Нильс Карлсон? А где он жил прежде?

Почему Крошка Нильс Карлсон и Бертиль так быстро на1 шли общий язык? (И одному, и другому было одиноко.)

Как Бертиль смог попасть в жилище Крошки Нильса?

Как выглядела комната Крошки Нильса? Прочитайте.

Как заботился Бертиль о Нильсе? (Сначала принес дро1 ва, потом кроватку, постель, одежду, еду.)

Сегодня мы прочитали часть сказки. Как можно ее озаглавить? («Счастливая встреча»; «Встреча Бертиля и Нильса»...)

5. Дома учащиеся дочитывают сказку; выполняют задания 1 и 2 из тетради; задания 1, 3, 4, 5 из учебника; стараются най1 ти сведения об А. Линдгрен.

Урок 20. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» (продолжение).

1. Проверка домашнего задания.

- Как можно озаглавить прочитанную дома часть сказки? (Дружба Бертиля и Нильса.)

Проверяется правильность выполнения учащимися зада1 ний учебника и тетради.

- Что вам удалось узнать об А. Линдгрен?

(Справочный материал.

АСТРИД ЛИНДГРЕН (1907-2002)

Астрид Анна Эмилия Линдгрен родилась в небогатой тру1 долюбивой шведской семье. Она рано начала сочинять, и в школе ее прозвали именем знаменитой шведской писатель1 ницы - Сельмой Лагерлеф. Большую роль в развитии писа1 тельского дара девочки сыграл ее отец, а также общение с се1 страми и братом. Позже Линдгрен писала: «...Все наши переживания и игры отразились в моих книгах».

Когда же Астрид исполнилось восемнадцать, она в поис1 ках работы отправилась в столицу Швеции - Стокгольм. А вот там девушке стало по1настоящему плохо. В Стокгольме у нее не было ни родных, ни друзей, ни денег. «Я одинока и бедна. Одинока потому, что так оно и есть, а бедна потому, что все мое имущество состоит из одного датского эре. Я страшусь наступающей зимы», - писала она брату.

Но судьба все1таки сжалилась над Астрид. После долгих поисков она нашла работу. Девушка стала секретаршей. Вскоре Астрид вышла замуж, и у нее родились дети. Однаж1 ды дочка тяжело заболела, и мама стала сочинять для нее истории про девочку по имени Пеппи. Постепенно из уст1 ных рассказов сложилась целая книжка «Пеппи Длинный Чу1 лок». На конкурсе детской книги повесть получила первую премию, и ее издали. Так началась творческая жизнь писа1 тельницы, которую считают «Андерсеном наших дней». В это время Линдгрен по1настоящему поняла, какое это счастье

Возможность писать. И что все невзгоды в ее жизни - в сущности, «пустяки, дело житейское». Теперь она каждый вечер мечтала о том, чтобы быстрее начался новый день и настал момент, когда можно сесть за письменный стол и ос1

таться наедине со своими персонажами. С тех пор Астрид стала писать книгу за книгой. А также получать одну за дру1 гой литературные премии.

За первой книгой последовали «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», «Мио, мой Мио», «Три повести о Карлсоне, кото1 рый живет на крыше», «Расмус1бродяга»... всего более 30 книг, переведенных почти на 30 языков народов мира.

В произведениях Линдгрен удивительным образом соеди1 няются фантазия и действительность. «...Быть может, я пишу о том, что мне хотелось бы видеть в действительности». По1 чти все свои книги писательница посвятила детям, решитель1 но заявив о том, что не писала книг для взрослых и не собира1 ется этого делать. «Я надеюсь, что, может быть, книги мои помогут внушить маленьким читателям большую человеч1 ность, большое понимание других людей», - призналась зна1 менитая писательница, удостоенная главной награды сказоч1 ников - Золотой медали Ханса Кристиана Андерсена.)

2. Перечитывание и работа с текстом. а) Проводится игра «Радиотеатр».

Чтение по ролям можно провести в виде работы детей в парах: каждая пара учащихся выбирает наиболее понравив1 шийся отрывок и готовится к его исполнению.

б) В хорошо подготовленном классе можно дополнитель1 но провести работу над составлением диафильма, комикса, опираясь на памятку, представленную в разделе «Рассказы» первой части данного пособия («Общая характеристика обу1 чения чтению»).

3. Дома дети находят и читают книги с произведениями Джанни Родари.

Урок 21. Книги Джанни Родари; Дж. Родари «Эти бедные привидения».

1. Проверка домашнего задания.

По выставленным у доски книгам определяется, что Джанни Родари писал не только сказки и сказочные повести, а еще и сти1 хи, многие из которых перевел на русский язык известный детям С. Маршак. Некоторые из стихотворений дети читают вслух для своих одноклассников. В книгах учащиеся находят сведения о

том, что переводы произведений этого писателя сделаны с ита1 льянского языка, а также ищут и зачитывают то, что написано о Джанни Родари в предисловиях (послесловиях) его книг.

Учитель может дополнить найденные и изложенные деть1 ми сведения о писателе.

(Справочный материал.

ДЖАННИ РОДАРИ (1920-1980)

Итальянский мальчик Джанни, сын булочника и служанки, рано осиротел и рано стал зарабатывать себе на хлеб.

Мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды - все это пришло не скоро.

По окончании семинарии Родари работал учителем млад1 ших классов. Он был веселым учителем - для своих занятий придумывал веселые игры, забавные истории.

Детским писателем Джанни Родари сделался, по собствен1 ному признанию, почти случайно, нечаянно. «Однажды,- вспоминал он,- главный редактор газеты поручил мне занять1 ся стихами и рассказами для детей итальянских трудящихся...

Уже несколько лет прошло с тех пор, как я перестал препода1 вать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремлены глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или веселой истории... Так я начал писать для малышей».

Самое популярное во всем мире произведение Родари - «Приключения Чиполлино». По признанию писателя, на созда1 ние сказки его вдохновила любимая всеми итальянцами сказ1 ка Коллоди о Пиноккио, которую Родари знал наизусть с дет1 ства. История мальчика1луковки пересказана более чем на двадцати языках мира. Это очень веселая сказка об очень се1 рьезных проблемах - о бедности и богатстве, об угнетателях и угнетенных и даже, как это ни странно звучит применитель1 но к детской сказке, о политической борьбе.

Успех Чиполлино побудил Родари продолжить сочинение сказочных историй. Появились «Путешествие Голубой стре1 лы», «Джельсомино в стране лжецов» и другие книги.

Объясняя, почему он написал большую сказку про Джель1 сомино, он сказал: «Мне кажется, что самые опасные враги

человечества - это лжецы. На свете есть сотни тысяч лже1 цов. Лжец - это журналист, который пишет «свобода» и дума1 ет при этом о свободе, с которой капиталисты эксплуатируют рабочих, а империалисты выжимают соки из колониальных на1 родов. Лжец - это тот, кто говорит «мир», а на деле стоит за войну... Я очень верю в силу правды... Правда похожа на голос певца - тот голос, от которого дрожат оконные стекла». Джель1 сомино и обладал таким голосом потрясающей силы, и его песни открывали людям глаза на настоящую правду.

Несмотря на всемирную славу замечательного писателя1 сказочника, награжденного самой высокой наградой в детской литературе - Международной премией имени Ханса Кристиа1 на Андерсена, Джанни Родари был удивительно скромным, даже застенчивым человеком. Писатель коротко и ясно опре1 делил свое место в жизни и литературе: на службе у ребят.

Родари очень любил детей. Это была главная черта его ха1 рактера. И дети, чувствуя это, тянулись к нему как к доброму волшебнику. «Нет ничего прекрасней в мире, чем смех ребен1 ка, и если в один прекрасный день все без исключения дети смогут рассмеяться все сразу, все вместе, согласитесь, это будет великий день!» - сказал Джанни Родари в речи, произ1 несенной при вручении ему премии имени Андерсена.

Писатель и сам был как большой ребенок. Забывая о воз1 расте, Родари охотно, с искренним увлечением играл с малы1 шами. При всей своей «детскости» Джанни Родари был масте1 ром, умеющим свободный полет фантазии сочетать с большим жизненным опытом, с мудростью зрелого человека. Именно поэтому его сказочные истории оказались интересными чи1 тателям всех возрастов - от двух до девяноста лет и старше).

2. Подготовка к чтению.

Сегодня Джанни Родари предлагает нам поиграть, пофан1 тазировать с персонажами его произведения. Прежде чем мы это сделаем, выполним подготовительные упражнения.

Упражнения выполняются детьми вслух по учебнику. Далее, после уточнения смысла слова «предисловие», уча1

щиеся по учебнику знакомятся с предисловием, написанным самим автором.

Перед чтением текста дети отвечают на вопросы.




Top