План проведения дня славянской письменности в школе. Сценарий внеклассного мероприятия "День славянской письменности и культуры"

Центральная городская детская библиотека Сказки дедушки Корнея Сценарий утренника - страница №1/1

Центральная городская детская библиотека


Сказки дедушки Корнея
Сценарий утренника для младших школьников
г. Большой камень, 2007

Цель:


  1. Отметить 125-летний юбилей К.И. Чуковского

  2. Вспомнить с детьми произведения писателя-юбиляра 2007 года

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ:
Читатели младшего школьного возраста
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


  1. Вступление .

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.


Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали.

От них они этих героев узнали.


К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней

Сказочник, критик, поэт, чародей.


Ведущий .
Ребята! Как вы, наверное, догадались, наше сегодняшнее мероприятие посвящено творчеству Корнея Ивановича Чуковского и проходит оно накануне 125 дня его рождения. Не только вы, но и ваши родители не представляют своего детства без сказок Корнея Ивановича Чуковского.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова вне­шность известного детского писателя. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал почти случайно. А вышло это так…

Чуковский вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Надо было придумать сказку. И Чуковский стал рассказывать: "Жил-да был крокодил. Он по улицам ходил…". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро оказалось, что он запомнил сказку слово в слово. Так родилась сказка "Крокодил".

Интересна и история создания "Мойдодыра". Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Плакала его младшая дочь, бурно выражая своё нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!»


Так появился "Мойдодыр".

  1. Книжная выставка .

Ребята! Взгляните на этот стенд. Здесь должна располагаться книжная выставка «Сказки дедушки Корнея», но пока, кроме портрета Корнея Ивановича и двух вышеназванных сказок, на ней ничего не представлено. Я предлагаю вам вспомнить произведения Чуковского. Таким образом, мы все вместе оформим нашу выставку.


Итак, какие еще сказки для детей написал Чуковский?
ДЕТИ:

"Тараканище", «Телефон», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Бармалей», «Приключения Бибигона», "Доктор Айболит", "Айболит"


ВЕДУЩИЙ.

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. А сейчас, когда мы с вами назвали многие произведенияЧуковского, я предлагаю провести литературный конкурс, во время которого вы сможете показать свои знания замечательных сказок и стихов Корнея Ивановича. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. У кого их будет больше всего, тот получит звание знатока произведений Чуковского. Конкурс наш пройдёт по следующей программе:

Разминка

Вспомним строки

Конкурс "Загадки"

Викторина "Назови произведение"

Игра "Угадай, чьи это вещи"

Кроссворд "Дополни словечко из стихотворения"


  1. Разминка .

ВЕДУЩИЙ.


Назовите героев, пришедших к Мухе-Цокотухе.
Тараканы, блошки, бабочка, букашки, бабушка-пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик.
ВЕДУЩИЙ.

Кто звонил по телефону в одноимённом произведении?
ДЕТИ.

Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.
ВЕДУЩИЙ.

Это была, ребята, небольшая разминка. А сейчас первый конкурс "Вспомним строки".


  1. "Вспомним строки"

Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о чём или о ком в них говорится?

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной…

(Мочалка)

Побежало по кустам

По берёзовым листам…

(Солнце)
Вдруг из подворотни -

Страшный великан,

Рыжий и усатый…

(Таракан)
-Кому принадлежат следующие слова?
Если только захочу,

И Луну я проглочу!

(Крокодил)
О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?

(Айболит)

И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада,

А только маленьких

(Да, очень маленьких) детей!

(Бармалей)
ВЕДУЩИЙ .
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 31 марта накануне Дня шуток, веселья и смеха, который отмечается 1 апреля.

Всю его жизнь вокруг него, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. «Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!» - писал Чуковский. Одну из своих книг - «От 2-х до 5-ти» - он посвятил детям. (Зачитать отрывок из книги стр. ___).

Эта книга выдержала более 20-ти изданий. И писал её автор 50 лет. Каждый выход в свет книги «От 2-х до 5-ти» был не просто переизданием: всякий раз Корней Иванович переписывал книжку заново, увеличивая её содержимое.

Кстати, такой интересный факт из жизни писателя. Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось "Корней Чуковский". Своё литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.


ВЕДУЩИЙ .
А вы знаете, что Корней Иванович был очень любознательным и очень трудолюбивым человеком. Детство у него было нелёгкое, мальчик рано начал работать. Но он много читал, хотел научиться наперекор судьбе всему-всему. Он даже выучил английский язык без помощи учителей!!!

Став взрослым писателем, Чуковский тоже отличался трудолюбием. Он писал: "Всегда, где бы я не был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей". Итак, следующий наш конкурс "Загадки дедушки Корнея"


  1. Конкурс «Загадки дедушки Корнея».
Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

(Яйцо и цыплёнок)
Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)
Хожу – брожу не по лесам

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

ВЕДУЩИЙ .
Молодцы! Корней Иванович известен не только как автор детских произведений. Более сорока лет своей жизни он посвятил изучению творчества поэта Некрасова и открыл читателям 15 000 новых неизвестных строк этого знаменитого русского поэта. За книгу «Мастерство Некрасова» Чуковский получил учёную степень доктора филологических наук. Он также заслужил звание лауреата Ленинской премии, степень доктора филологических наук и почётного доктора старейшего университета Англии. Корней Иванович очень любил появляться перед друзьями в шапочке-мантии, которая так шла ему, как будто он родился с единственной целью – стать доктором филологии Оксфордского университета.
6. А теперь – викторина "Назови произведение".
При ответах детей показывать книги с книжной выставки!


  1. В каком произведении Чуковского посуда перевоспитала свою хозяйку?
«Федорино горе»

  1. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – покушение на убийство?
«Муха-Цокотуха»

  1. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
«Бармалей»

  1. Свинки замяукали: «Мяу! Мяу!»
Кошечки захрюкали: «Хрю! Хрю! Хрю!»

«Путаница»


  1. Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!

«Краденое солнце»


  1. Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

«Мойдодыр»


  1. Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

У меня живот болит!

«Барабек»
ВЕДУЩИЙ. Правильно! Хорошо! Молодцы!
7. Входит почтальон Печкин.
ВЕДУЩИЙ.

Ребята! Кто это?


ДЕТИ.

Почтальон Печкин.


Печкин:

Здравствуйте, дети. А я к вам за помощью. Тут меня попросили поработать в бюро забытых вещей. Нужно найти хозяев, чтобы вещи вернуть. А я не знаю, как мне их отыскать.


ВЕДУЩИЙ.

Ребята! Что такое бюро забытых вещей?

ДЕТИ. Это место, куда приносят и сдают вещи, забытые в транспорте, на улице.

Давайте посмотрим, что за вещи принёс нам в библиотеку почтальон Печкин. (Заглядывает в посылку ) Да они все подписаны, думаю, эти надписи нам помогут угадать, кому эти вещи принадлежат, чтобы мы могли их вернуть хозяевам
Вместе с почтальоном Печкиным проводят игру "Угадай, чьи это вещи"


  1. Туфелька
Туфлю потеряла,

Долго плакала, искала…

Мельник туфельку нашёл

И на мельнице смолол.

(Дженни)


  1. Мочалка
И мочалку, словно галку,

Словно галку проглотил.

(Мойдодыр)


  1. Сито
Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

(Бабушка Федора)


  1. Перчатки
А потом позвонили…:

«Нельзя ли прислать перчатки?»

(Зайчатки)


  1. Градусник
И всем по порядку

Даёт шоколадку,

И ставит, и ставит

Им градусники.

(Айболит)


  1. Монета.
Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

(Муха-Цокотуха)
ВЕДУЩИЙ.

Отлично! Вы назвали всех, кому принадлежат эти вещи.


ПЕЧКИН :

Да, я теперь разнесу эти вещи по домам сказочным героям. Спасибо вам! До свидания, ребята!


8. Кроссворд "Дополни словечко из стихотворения"

  1. До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы у камня прилечь на …часок !


  1. И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними – пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, …дружок !


  1. «Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников Начальник

И мочалок ……командир


  1. А за ним и бутерброд:
Подбежал и прямо в...рот !

  1. Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как …волчица


  1. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как …оса


  1. И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:

"Ах, она …бедняжка !


  1. У Котауси злые глазауси
И злые – презлые …зубауси !

  1. И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

Они лежат и бредят:

«Ну что же он не едет,

«Ну что же он не едет,

Доктор …Айболит ?"
ВЕДУЩИЙ.
Молодцы! Давайте прочитаем, что же получилось в выделенных клетках кроссворда по вертикали. Дети читают фамилию поэта «Чуковский». На этом программа наша конкурса закончилась, предлагаю подвести итоги. Подсчитываются фишки, определяется лучший знаток сказок и стихов Чуковского. Вручаются награды.
В течение всего марта в нашей библиотеке проходил заочный конкурс по произведениям К.И.Чуковского. Все желающие получили игру-буклет "Загадки дедушки Корнея" с различными заданиями, составленными по стихам и сказкам Корнея Ивановича. Участие в этом конкурсе приняли ___ ребят. Мы подвели итоги и хотим назвать победителей. (Рассказывает о результатах). Вручаются награды победителям .
Ребята! Подрастая, вы ещё не раз встретитесь с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Вы познакомитесь с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, прочитаете в старших классах повесть «Серебряный герб». И ещё Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльберри Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки–Тики–Тави и другими.

По сказкам Корнея Ивановича сняты замечательные мультипликационные фильмы.

Давайте сейчас и посмотрим один из них.
Демонстрируется фильм-сказка "Доктор Айболит".
Хорошие книжки писал дед Корней

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети




Top