План рассказа а зори здесь тихие. «Война – не женское дело»

I. Память о войне.

II. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа.

1. Разные пути – и одна судьба.

2. Не бывает бессмысленной смерти.

3. Женщина на войне.

III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.

Жизнь свою за други своя…

А, Ахматова

Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю. Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы. Одним из самых известных произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Девушки-солдаты, герои этого произведения, имеют разное прошлое, разные характеры, воспитание. Кажется, ничего нет общего между уравновешенной, сдержанной Ритой Осяниной и веселой, отчаянной Женей. Разные судьбы – и одна судьба: война. Война не обезличила, но объединила, сплотила девушек – героинь книги. У всех одна цель – отстоять свою Родину, свой поселок, свой клочок земли. Ради этой высокой цели бойцы рискуют жизнью, мужественно борются с врагом, который намного сильнее их. Они не задумываются о подвиге, защиту Отечества считают долгом.

Смерть девушек может показаться вовсе не героической, даже бессмысленной. Можно ли назвать, например, героической гибель в болоте? Не увидят потомки и обелиска над могилой Осяниной, и даже ее сын, возможно, не узнает, где похоронена мать. Но если бы не их самоотверженность, не беззаветный героизм простых советских солдат, наш народ не смог бы выстоять в страшной, кровопролитной войне.

Девушки на войне познали лишения, горе, страх. Но познали они также и истинное солдатское товарищество. Они стали близкими людьми, и даже нелюдимый, замкнутый старшина искренне привязался к своим подчиненным и полюбил их.

Война сплотила народ. Бойцы защищали не только свою землю, свой дом, но и товарищей, и родных, и вовсе незнакомых. Девушки на войне не имели права забыть, что они матери, дочери, внучки. Они вынуждены были не только растить, но и спасать своих детей, их будущее. Может быть, самая большая трудность положения женщины на войне заключалась в том, что приходилось объединять две несоединимые, взаимоисключающие задачи: продолжать жизнь, воспитывая детей, и убивать ее, воюя с фашистами. Рита Осянина, находясь на службе, ночами навещает своего маленького сына; она нежная мать и храбрый боец.

Они сражались за Родину… Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки оружие, чтобы убивать и мстить. Война изменила привычный уклад жизни, изменила даже души людей, сделав робких смелыми, слабых сильными. Их даже самый маленький вклад в победу велик, их подвиги бессмертны, покуда мы о них помним.

    Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема - проблема войны. Борис Васильев - один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился и жил...

    О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила...

    Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил...

А зори здесь тихие...

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу.

Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать.

Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев.

Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Внеклассное чтение. (11 класс) Б.Васильев "А зори здесь тихие.."

Цели.

Приемы и методы:

Оборудование:

Подготовительная работа

Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается фрагмент фильма "Тишина"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами… Слайд 1

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся. слайд 2-3

Борис Львович Васильев – прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии – военный инженер-испытатель. До 1954 года – года демобилизации – оставался кадровым военным. Опыт войны лёг в основу почти всех его произведений. Первые произведения – пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие…» (1969), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие…» (и после неё) Б.Л. Васильев много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года – он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам .( под запись самое основное, одну цитату о женщинах)
Историческая справка

б) «Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград».

в) Кинокритика.

слайд4-5

3. Осмысление материала .

Что же это за повесть такая? Кто стали ее героями? (беседа с классом)

Работа в парах над образами повести. (сопровождается слайдами 6-15 )

по таблице №1

Одна пара по ходу составляет ЛСМ (логическая смысловая модель), для представления ее потом.

Материал для работы в паре.

1-я пара .

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я пара

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину . Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Рита научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Инсценировка фрагмента

Рита . «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.

Рита спросила у Васкова, болит ли рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

Болит?

Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

  • Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.
  • Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
  • Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.

3-я пара.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я пара

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

А-а-а!

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

«А-а-а!

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я пара

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

пара ЛСМ. (отчет по таблице)

Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

фрагмент Васков и немцы

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Эссе (5 минут) Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему" (муз, тема Лизы Бричкиной)

3. Обобщение учителя .

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.

4. Рефлексия

Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
Наш обелиск - это чистый лист. Я предлагаю вам написать несколько слов, выражающих ваше состояние после прочтения провести и заполнить обелиск.

3 эмоции

2 факта,которые меня потрясли

1 пожелание

5. Оценивание

6. Домашнее задание К.Симонов "Живые и мертвые" - обзор

О фильме 2015 года «Фильм Давлетьярова действительно довольно сильно отличается от классики 30-летней давности. Он на час короче, а потому динамичнее, он дороже и технологичнее снят. Проблема «Зорь» не в вольном прочтении первоисточника, а в самом подходе к производству военного кино. Последние фильмы, посвященные ВОВ, включая недавний хит «Битва за Севастополь», исходят из того, что современной молодежи неинтересно смотреть классические советские и российские картины. В связи с этим авторы этих фильмов, в том числе и «А зори здесь тихие», изо всех сил пытаются повысить привлекательность исторического кино для привыкшего к глянцевому миру голливудских кинокомиксов зрителя. На словах эта цель кажется стопроцентно благой, но на деле авторы, вольно или невольно, почти полностью отказываются от какой бы то ни было достоверности. Достаточно самого беглого знакомства с хроникой военных лет, чтобы увидеть, что даже чисто внешне герои не имеют с реальными красноармейцами ничего общего. Им не получается поверить, они выглядят персонажами не исторического фильма, а в лучшем случае праздничного фильма-концерта вроде «Старых песен о главном».

по фильму 1972 года

  • Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие... " со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, "не долюбившем", не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.
  • "...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.

Знаете, я тоже захотел поаплодировать этим людям, а еще сказать им спасибо, что живу, что жива моя мать, сестренка, друзья и родные.

Героиня_______________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Карта самооценивания урока

Предмет русская литература Класс 11

Тема урока Б.Васильев "А зори здесь тихие..."

  1. Цель урока Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста с помощью приемов критического мышления.
  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Приемы и методы: РКМЧП, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: презентация, "нарезки" из фильма, музыка к фильму "А зори здесь тихие..", лист А-2, фломастеры, раздаточный материал.

Подготовительная работа : прочитать повесть, посмотреть фильм 1972 года и 2015 года

Всего учащихся по списку 12 Присутствуют на уроке 10 Отсутствуют на уроке 2

Коллаборативная среда

Создана и поддерживается в течении всего урока

Создана, но поддерживается частично в течении урока

Не создана

Новые подходы в преподавании и обучении

Создание рабочих групп,

Работа в парах над обзором одного из образов

Пары созданы случайно – работали слаженно, самостоятельно определили цели урока, представление работ

Обучение критическому мышлению

3а, б,4

«ЛСМ» («Образы повести»)-при обобщении, при написании эссе "Какую бы роль в фильме я смог сыграть?"

Справляются легко, могут подводить итог

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Заполнение карты самооценивания по критериям

Не все могут оценить себя правильно (занижена самооценка, есть над чем работать)

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Работа и интернет-источниками

Находили в парах информацию

Обучение талантливых и одаренных учеников

Задание на опережение

Инсценировка отрывка

Галя Д.. заранее подготовила биографию Б.Васильева, Артем К. - историческую справку о военных действиях в Корелии.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

В течение урока

Все задания соответствовали возрасту

Управление и лидерство в обучении

В течение урока

Учитель был лишь координатором работы.

Рефлексия Считаю, что урок поставленной цели достиг. Ребята с удовольствием работают в парах сменного состава, много заданий самостоятельного плана, нравится работать с ИКТ, собирать и систематизировать материал. Не все могут уверенно доказывать свою точку зрения, стесняются отвечать. Работа в паре; приемы эссе, "авторский стул" помогают развивать коммуникативные качества.

У читель :____________________________________________/______________

В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.

Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие... " со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, "не долюбившем", не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.

"...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.

… у каждой из них был свой, особый счёт к врагу. Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…

У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих.

У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.

На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Усть-Вымский район Республика Коми

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 8 КЛАССЕ

ПО ПОВЕСТИ

Б. ВАСИЛЬЕВА

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

учитель русского языка и литературы

Попова Г. В.

г. Микунь

Тема урока:

«С болью в сердце…» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» и одноименному фильму С. Ростоцкого)

Цели урока:

    выяснить, что является основным средством

раскрытия идейного смысла повести и фильма;

    проследить, как характер Васкова влияет

на формирование личности героинь повести;

режиссёра фильма на проблему: что является

главной составляющей нашей Победы в Великой

Отечественной войне;

    сравнить поколение сороковых с сегодняшним

поколением: есть ли точки соприкосновения в их

духовной жизни, можно ли говорить об общности

важных жизненных идеалов.

Вид урока:

    урок - презентация

Оборудование урока:

    Выставка произведений Б.Васильева.

    Тексты повести «А зори здесь тихие».

    Презентация «С болью в сердце».

    Песня Дарьи Чаруши «Мы вернёмся».

Эпиграф к уроку:

Мне же каждой своей работой хочется доказать: честь, совесть, долг, порядочность, надёжность – самое важное из того, что даёт человеку жизнь. Обладая таким богатством можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжёлых обстоятельствах. Выстоять и победить .

Б. Васильев.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, а она продолжается в слезах вдов и матерей, в ноющих ранах и снах ветеранов, в нашей памяти. Три месяца назад один за другим ушли из жизни последние из ветеранов нашего хутора: Семёнов М.М. и Лымарь И.И. Наш урок – это не только урок о Великой отечественной войне, это урок памяти, которая снова и снова обращается к тем незабываемым грозным годам, к тому поколению, которое сумело выстоять и победить.

Целеполагание:

Содержанием нашего урока является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» и одноимённый фильм С. Ростоцкого.

- Как вы считаете, каковы цели нашего урока?

    выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма;

    проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести;

    сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности важных жизненных идеалов.

- Какие произведения Б.Васильева вам известны? Что из них вы читали?

(Обращается внимание на выставку произведений Б. Васильева)

- Повесть Б. Васильева – одна из самых волнующих книг о войне. Книга – юбиляр, ей в этом году ей исполняется 40 лет. И книга, и фильм потрясают до глубины души. Поговорим об авторах произведений.

Сообщение учащегося о режиссёре фильма С. Ростоцком и об актёрских работах.:

- В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актеров на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку .

Выявление читательского восприятия:

- Какое впечатление произвели на вас повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» и фильм С.Ростоцкого?

-Какие эпизоды особенно поразили ваше воображение?

-кто из героев больше всего полюбился вам?

Анализ произведения:

Особенности композиции и сюжета повести:

- Что лежит в основе повести Б. Васильева?

- Вспомните, что такое сюжет и композиция?

- Какова композиция повести?

- В чем необычность сюжета?

В основе повести лежит маленький эпизод, незначительный в масштабах Великой Отечественной войны, но рассказано об это так, что за ним встаёт вся война в её страшном уродливом виде. Вторая серия фильма не случайно названа «Бой местного значения». Автор повествует о жизни вроде бы тихой, людях обычных, малоприметных. Но тихая жизнь неожиданно оказывается взорванной чрезвычайным событием, и взрыв этот выявляет в людях главное. Это излюбленный прием сюжетообразования, который определяет развитие действия во всех повестях Васильева. Необычность сюжета в неожиданном повороте от комической завязки к быстрому развитию трагических событий.

- С чего начинается повесть? Почему так подробно описывается мирная жизнь девушек на 171-ом разъезде?

Антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть «самое невероятное несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война. В первой части всё подчёркивает, что девушки, озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что рядом война, смерть.

Анализ образов главных героев:

- Назовите главных героев повести. Является ли образ Федота Евграфовича Васкова центральным? Почему?

- Каково прошлое Федота Евграфовича Васкова?

- Каким мы видим его в начале повести?

- Как он относится к девушкам? Как характер Васкова влияет на судьбы девушек?

- Как и почему изменилось отношение героинь повести к старшине?

-Прав ли Васков, решивший принять бой, когда выяснилось, что силы неравные?

- Как вы понимаете смысл афоризмов:

«Война это ведь не просто кто кого перестреляет. Война это кто кого передумает».

«Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан».

- С каким известными вам героями советской литературы вы могли бы сравнить Васкова?

(В ходе беседы выразительно читается эпизод последнего боя Васкова и девушек: «Одно знал Васков в этом бою…»).

Васков – кадровый военный, старшина. Он дотошный служака, который всю жизнь выполняет приказы и выполняет их быстро, с удовольствием. Имеет неполные 4 класса образования, окончил полковую школу разведчиков, за 9 лет безупречной службы до старшины дослужился. По началу кажется, что писатель смотрит на своего героя несколько иронично, как бы глазами девушек, оказавшихся под его командой. Но с каждой страницей повести этот человек вырастает и в глазах девушек и нас, читателей. Он предстает не только умным, опытным воином, но и в высшей степени воспитанным, нравственно богатым человеком. Такому, как Васков, много объяснять не нужно. Рита перед смертью призналась старшине:

Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда в город к маме бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут – Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт…

Не тревожься, Рита, понял я всё.

Всего лишь пять слов он сказал. Но для того, чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить ещё двух фашистов, четверых взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его, сделать человеком. Пять слов и почти вся жизнь. Человек большой деликатности, чуткости, трезвого ума, он понимает, как трудно его подчинённым и физически, и морально. Где только можно он старается помочь им, защитить, спасти от смерти, так как хорошо осознает, что воюют «будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена». Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа. Чаще всего она во внешней суровости. Прототипом Васкова является старшина, под началом которого Васильеву довелось служить в полковой школе.

«Был он снами всегда суров, очень мы его невзлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому он воспитывал жестокость. И когда потом ко мне, молодому командиру, приходило пополнение,… я невольно старался подражать …старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду за ними видится просто суровость».

Вот эта благородная ответственность за судьбу людей, когда «… словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был её последним сыном и защитником….», пронизывает повесть от начала до конца и становится главным нравственным нервом. Васков – любимый герой писателя, который встречал немало людей такого склада. «Я отношусь к ним с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за своё дело в жизни».

- Что привело девушек на фронт, что мы узнаем об их прошлом?

«Личный счёт» с врагом имеется у Риты и Жени. Лиза живёт с «нетерпеливым предчувствием ослепительного счастья, ощущением завтрашнего дня», в ней «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». Следует помнить талантливость, любовь к театру, к поэзии Сони Гурвич и воображение, фантазию, мечтательность Гали Четвертак.

- Почему воспоминания о довоенной жизни девушек даются перед описанием гибели каждой из них?

Довоенная жизнь полна радости, надежд, света, и это особенно ясно дает почувствовать, как глупо и несуразно умирать в 19 лет.

- Как ведут себя девушки в трудную для них минуту? Как погибают?

  • Почему погибла Лиза – ведь она была опытнее других?

    Можно ли осуждать Соню за нелепую смерть?

    Почему Женя не захотела затаиться?

    Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

- Почему все девушки погибли?

Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдающихся в плен. Чтобы остановит их, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них лишь один старшина и пять неопытных девочек.

Идейный смысл повести и фильма:

- Какова главная идея повести Б.Васильева «Завтра была война»?

- Сформулируйте главную идею фильма. В какой сцене, на ваш взгляд, она ярче всего выражена?

- Что является главным средством раскрытия основной идеи повести и фильма?

- Вспомните, что такое эпилог? Зачем в повести нужен эпилог?

Эпилог – заключительная часть произведения. В эпилоге повести Васильев приводит письмо какого-то молодого современного человека, отправленное другу из Карельской приозёрной глуши. Эта неожиданная встреча заставила молодого человека вспомнить о войне, острее почувствовать прелесть сегодняшних тихих зорь. Память автора, уйдя от остроты непосредственного восприятия горя, смерти близких, преломляется в свете современного понимания нравственности, критериев истинной ценности человека.

- В чем смысл названия повести?

Повесть носит удивительное, скромное поэтическое название «А зори здесь тихие». Спокойствием и безмятежностью веет от этого названия. Кажется, автор расскажет нам о свежести вечернего ветерка, о чьей – то первой любви, о закате или восходе солнца. Но речь идёт совсем о другом: о войне, и о шести героях. О том, сколько горя камнем ложится на сердца людей. Выражение «а зори здесь тихие» несколько раз встречается в повести, автор как бы напоминает о мирных днях и выражает главную мысль, которая проходит через всё произведение: девушки погибли во имя

светлого будущего, чтобы мы не знали войны, чтобы зори были тихие.

Заглавие повести выражает протест против войны. Оно многозначно и ёмко как само слово «заря»:

  • Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца.

    Утренняя заря.

    Вечерняя заря.

    Переносное. Начало, зарождение чего-нибудь радостного.

    На заре жизни.

    Утренний или вечерний военный сигнал.

    Играть зорю.

Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом война. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде, тишину.

- Сравните поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?

(обращение к эпиграфу урока)

Итоги урока:

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на цели урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

- О чём заставил вас задуматься этот урок?

Домашнее задание:

    Напишите сочинение на тему: «А мы могли бы?»

    Напишите отзыв о повести Б.Васильева или фильме С. Ростоцкого.

    Расскажите о своём любимом герое.

Слова и музыка Дарья Чаруша «Мы вернёмся…».

Щербатый месяц на воле за рекой,

Запах из детства над скошенной травой,

Мамины руки плетут мою косу –

Всё, что мне снится, всё, что люблю.

Припев:

Мы вернёмся назад:

По-другому не может быть, слышишь, родная?

Мама, я не успела тебе всех секретов своих рассказать.

Прорастает трава по весне

И берёзы шумят, не смолкая.

Мама, мама, прислушайся!

Время для писем с заката до утра.

Строчка за строчкой, да вот одна беда:

Есть ли то место, где бегал босиком,

Ждёт ли там завтрак с парным молоком?

1. Жестокость войны.

2. .

2.1. Пять героинь.

2.2. Боль старшины.

3. Битва местного значения.

Война - это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее - это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну - без прикрас, без преувеличений.

Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина - юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

Детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич - обычная студентка - отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. , выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. - веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

Все они - яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному - послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

События, описанные в повести, - это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.




Top