План урока на тему портрет. Конспект урока по изо на тему "портрет"

Предлагаю вам конспект урока по изобразительному искусству для детей 5 класса по теме «Четыре разных портрета». Данный конспект представлен по сингапурской системе, в которой ученики должны работать в командах. Данная работа будет полезной учителям изобразительного искусства. Вашему вниманию предлагается , который научит детей показывать на листе бумаги портреты людей с разными эмоциональными состояниями.

Конспект урока по изобразительному искусству

На уроках по сингапурской системе работают в командах. Одна команда - 4 человека, но может быть и 5, все зависит от количества учеников в классе. Одна команда сидит на двух соединенных между собой партах. У каждой команды свой номер стола - 1, 2, 3, 4, 5. Эти номера должны стоять на столах. У каждой команды есть Менедж мет. Он лежит на середине стола каждой команды. При этом он должен правильно лежать на столе. У каждого ученика свой номер, смотря где он сидит (1, 2, 3, 4). В команде может быть 4-5 партнеров - партнеры по лицу, партнеры по плечу. Ученик под номером 1 - отличник, 2 - троечник, 3 - двоечник, 4 - ударник. В одной команде должны сидеть дети, которые хорошо общаются друг с другом, которые как одна команда.

Цели и задачи урока:

  • изучение пропорций и мимики лица;
  • развитие графических навыков и умений;
  • развитие умения найти координатные точки лица;
  • развитие творческого склада ума; фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование для учащихся:

  • рисунки лица,
  • альбомы,
  • простой карандаш

Для учителя:

  • доска,
  • мел,
  • интерактивная доска,
  • бумага,
  • графические материалы,
  • презентация.

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы с вами будем работать в командах. Для начала мы должны поприветствовать друг друга. Тема сегодняшнего урока «Четыре разных портрета» является продолжением прошлого урока «Портрет». И прежде чем перейти к новой теме, я проверю как вы освоили материал прошлого урока. Для этого мы воспользуемся Моделью Фрейер. Для изготовления модели Фрейер необходимо взять лист А4, согнуть его пополам, потом еще раз пополам, затем угол где листочки не расходятся загнуть в треугольник и лист развернуть. У нас посередине получится ромб и около него 4 столбца. В ромбе мы должны записать тему, которую мы должны разобрать.

В левом верхнем столбце - обязательные характеристики, в правом верхнем -необязательные характеристики, в левом нижнем - примеры, в правом нижнем - противоположные примеры. Модель Фрейер мы изготовим заранее. Партнер под номером 1 берет и раздает всем партнерам по одному листочку, которые заранее подготовлены на каждом столе. Тема, которую мы с вами разберем: «Рисование портрета». Мы с вами должны разобрать обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры для рисования портрета. Модель Фрейер переплетается с такой структурой как Континиус Раунд Робин.

Рассказываю об этой структуре. Сначала все пишем обязательные характеристики, т.е. то, что нужно обязательно для рисования портрета . Пишем кратко. В сингапурской системе все идет по времени. На каждое задание отводится определенное количество времени, в независимости от того успел ученик или нет. Ученики должны приучаться работать быстро, не отвлекаясь ни на что. Дается 30 сек. Далее отвечает ученик 1 - 10сек, уч. 2 - 10сек, 3 - 10 сек, 4 - 10сек по очереди в своей команде.

Далее необязательные характеристики. Дается 30 сек. Затем отвечает ученик под номером 1 - 10сек, 2 - 10сек, 3 - 10сек, 4 - 10сек. Таким же образом примеры и противоположные примеры. Далее я спрашиваю любого ученика, что он написал. При этом не надо называть фамилию и имя ученика, а нужно говорить так, например: «Отвечать будет ученик стола №1, партнер под номером 2. Остальные дополняют. Если что-то не дописали, дописываем. Затем все хлопаем друг другу.

Слово портрет произошло от латинского «извлечение сущности», т.е выявление внутреннего содержания. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тем самым тоже. Давайте все посмотрим друг на друга. Похожи ли мы друг на друга? Ответ учеников: конечно, нет. Как удивительно не похожи люди друг на друга. Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности. Портрет - образ определенного человека.

Смысл в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. И вот, когда мы рисуем портрет определенного человека, к какому результату мы должны прийти? Ответы учеников: чтобы был похож. Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит похож или не похож?

Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица - достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведения, манеру держать себя, темперамент. Еще глубже лежит внутреннее сходство, т.е. характер человека-властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит. То есть еще существует мир чувств этого человека. Сейчас мы с вами будем работать в структуре Микс Пэа Шэа.

Вспомним ее. Ученики отвечают, используя Релли Робин или Таймд Пэа Шэа. В данном случае мы будем использовать Таймд Пэа Шэа, объясняю эту структуру. Все тихонько встают, задвигают стулья. Я включаю музыку. Музыку необходимо включать подвижную, веселую. Все смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Танцуем. Далее музыка останавливается. Образуем пары, которые дают пять друг другу. У кого нет пары, поднимите руку вверх, чтобы найти друг друга.

Поприветствуем друг друга (здравствуй тот-то). Я показываю картины художников. Вы должны ответить. Картина какого художника здесь представлена, как она называется и что можно сказать о характере персонажей? Сразу сначала отвечает 1 минуту один ученик, затем 1 минуту другой ученик. Начинает тот, у кого темнее волосы. Затем я кого-то из них спрашиваю. Остальные дополняют. И так 2 вопроса. Но прежде чем танцевать дальше, необходимо поблагодарить друг друга за ответы и попрощаться со своим партнером. , которые мы разберем: А.Венецианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками».

А.Венецианов «Захарка»

В.Серов «Девочка с персиками»

Садимся на свои места. По картинам художников мы увидели, что у людей бывает разное эмоциональное состояние. То или иное эмоциональное состояние нам помогают показывать мимические мышцы лица. Мышцы лица расположены главным образом в области лица.

Их можно разделить на 2 группы:

  • мимические мышцы - изменяют выражение лица
  • жевательные мышцы-передвигают нижнюю челюсть.

Мимические мышцы находятся вокруг глаз, рта, ноздрей. Чем эластичнее кожа, тем скорее складки кожи, возникающие при движении этих мышц, сглаживаются. К старости потеря эластичности кожи приводит к тому, что складки приобретают привычный характер и остаются на коже даже тогда, когда действие мышц прекращается. Так возникают морщины.

Сдвиг кожных покровов и изменения очертания рта, носа, глаз производят на лице мимические изменения, придают различные выражения, соответствующие различным эмоциям: боли, печали, веселья, гневу. Мимические мышцы подчиняются волевым импульсам, поэтому они могут и не выражать внутреннее состояние человека. Таким образом, мимические мышцы лица являются выразителями внутренней жизни человека. По необходимости они могут скрыть внутреннее состояние (шпион), и даже создавать видимость другого (актер, клоун). На доске представлена схема изменения, производимых действием отдельных мимических мышц. Разберем их.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
  • Развивающие :
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
  • Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: л исты бумаги 20х30, карандаш, набор пастели (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради (Приложение )

Оформление доски:

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вводная часть (притча).
2. Повторение:
– Определение жанра портрет.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация )
4. Практическая работа:
– Средства художественной выразительности.
– Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
– Техника пастели. Мастер класс.
5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
– Что означает слово «портрет»? (Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям)
– Определить по демонстрации видеоряда разновидности портрета.
– Определите, какая репродукция здесь является лишней

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейныйпортрет

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо?льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • В образе полководца (военный)

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

  • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
  • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Возрождение

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
– А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

Русский портрет

Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ».
НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке.
Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.
Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины.
Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский прославили 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов.
Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий.

Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
19 век – это сложнейшие характеры, образы – запечатлённые на века»
Крамской « Христос в пустыне»
М.Врубель «Царевна – Лебедь»

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур )

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

Техника пастели. Мастер класс

Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

Практическая работа учащихся

Заключительная часть урока

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.
2. Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

Урок изобразительного искусства, УМК «Гармония», 2 класс

Тема: «Портрет»

Цель: формировать знания о портретном изображении, научить выполнять портрет графическими материалами.

Задачи:

    совершенствовать умения рисовать графическими материалами, продолжить знакомство с жанрами изобразительного искусства;

    развивать графические навыки в рисовании портретов;

    способствовать воспитанию у учащихся доброго отношения к сказочному герою, маме, другу.

Оборудование: учебник, презентация.

Технологическая карта урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствует учеников, представляется им, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя, садятся.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

    Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку, найдите в ней ошибку. Когда исправите ошибку, узнаете тему нашего урока сегодня:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется буфет .

Какую ошибку вы заметили?

Конечно же! Так какова тема сегодняшнего урока?

Верно, сегодня мы поговорим о таком жанре изобразительного искусства как портрет и будем учиться рисовать портрет.

Слушают учителя.

Картина называется не буфет , а портрет .

Тема урока «Портрет».

Регулятивные: понимание поставленной учебной задачи; самостоятельное формулирование темы урока.

    Изучение нового материала.

Как вы понимаете, что такое портрет?

Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится как «изображение», «описание».

Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

Портрет – это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника – передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности.

С особой тщательностью художник обычно изображает глаза.

Рассмотрим репродукции картин в учебнике на с. 96-97.

Вспомните, что глаза называют зеркалом души. Как вы считаете, почему?

Всё верно, ведь взгляд человека отражает его внутреннее состояние.

Иногда художники специально увеличивают размер глаз, чтобы показать их выразительность. Выразить – значит воплотить какую-нибудь мысль, идею или чувство.

Как вы понимаете выражение «пустые глаза»?

Когда мы говорим «пустые глаза», то имеем в виду глаза, которые ничего не выражают.

Знаете ли вы, что такое автопортрет?

Автопортрет – это изображение человеком самого себя. Многие известные художники рисовали автопортреты.

Посмотрим, как же правильно нарисовать лицо человека.

Сначала рисуется овал лица. Затем определяются пропорции лица, то есть места изображений основных частей – глаз, носа, губ, ушей. Для этого овал делят тонкой линией пополам вдоль, а затем ещё пополам поперёк. Затем рисуются глаза, причём расстояние между глаз должно быть равно длине самого глаза. Потом рисуется нос, причём крылья носа не должны превышать расстояния между глаз. Затем рисуется рот, линии рта совпадают с серединами глаз. Потом можно нарисовать уши, а можно закрыть их волосами при желании.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Открывают учебники.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Рассматривают автопортреты художников на слайде.

Смотрят показ последовательности рисования портрета на слайде и показ учителя на доске.

Коммуникативные: умение совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Личностные: эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира, произведений искусства.

Регулятивные: определение последовательности действий; умение работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

    Творческая практическая деятельность учащихся.

Ваша задача сегодня – изобразить портрет. Это может быть ваш автопортрет или портрет любого человека: мамы, своего друга, любимого сказочного героя. Подумайте, кого вы хотите нарисовать, затем приступайте. Рисунок выполняйте графическими материалами.

Контролирует ход работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.

Выполняют творческое задание самостоятельно.

Познавательные: овладение приемами рисования портретного изображения.

    Демонстрация готовых работ.

Кто уже справился с работой, покажите всему классу ваши рисунки. Не забудьте подписать их, придумать название.

Демонстрируют получившиеся рисунки.

Коммуникативные: расширение навыкав общения; обсуждение индивидуальных результатов художественно-творческой деятельности.

    Подведение итогов, рефлексия.

С каким новым жанром изобразительного искусства мы сегодня познакомились?

Поднимите руки, кому понравилось рисовать портрет; кому было трудно; кому было интересно.

Урок окончен, убираем свои рабочие места.

Ответы детей.

Личностные: анализ результатов своей деятельности на уроке.

Тема

Портрет

Цель

Научить детей рисовать погрудный портрет.

Задачи:

Образовательные

Ввести понятие о портрете. Ознакомить учащихся с разными классификациями портретов. Учить детей видеть художественный образ, изображённый на портрете (настроение человека, его характер, социальное положение, быт).

Воспитательные

Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Развивающие

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству. Развивать воображение, мышление и речь. Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Метапредметные

Фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый

ИКТ и средства обучения

Презентация «Портрет»

Наглядность: готовые рисунки портрета

Литературный ряд

Загадки связанные с темой «портрет»

Зрительный ряд

Репродукции картин с портретами; образец портрета.

Оборудование и художественные материалы.

Ход урока.

1.Организационный момент (1-2 мин)

Знакомство с учениками.

Слайд 1

Слайд 2

(загадка)

Слайд 3

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу,

вспомним приятные моменты из жизни и с этим настроением приступим к работе. Садитесь.

Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я Алина Фаилевна! А теперь проверьте все ли у вас готово к сегодняшнему уроку.

Посмотрите ребята, у вас на партах лежат веселые и грустные смайлики, поднимите тот смайлик, который показывает ваше настроение сейчас.

(Проверяет готовность к уроку)

Учитель:

Ребята, отгадайте загадки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока.

1)Рядом сидят, а друг дружку не видят. (глаза)

2)Стоят два брата,

Кафтаны из бархата,

Красные наряды,

Живут рядом.

То сойдутся, то разойдутся,

Жарко обнимутся –

Крепко подерутся. (губы)

3) Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (нос)

4)У зверюшки – на макушке,

А у нас – ниже глаз. (уши)

5)Не сеют, не сажают,

Сами вырастают. (волосы)

Так что мы будем рисовать на уроке? (портрет)

Тема нашего урока таки звучит «Портрет. Виды портретов».

Учащиеся:

Здравствуйте!

Улыбаются друг другу и садятся.

/Настрой на урок; самооценка; готовность к уроку/

Дети поднимают смайлики

Учащиеся:

Класс отгадывает загадку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

Познавательные (умение извлекать информацию из сказанного)

2.Беседа (10-12 мин.)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Игра «Эмоции».

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Объяснения к практической работе.

Учитель:

А что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.

Для чего рисуют портреты?

О чём нам может рассказать портрет?

Сейчас мы отправимся в галерею и рассмотрим несколько портретов.

Первый портрет, который мы с вами видим, «Верочка» написал его Андрей Мельников. Какой здесь нам представлена героиня?

Следующий портрет написал В.Васнецов. Кого изобразил художник? Каким представлен здесь царь?

Как известно у человека бывает разное настроение. Приведите примеры.

Рассмотрите иллюстрации и скажите, какое настроение выражено у каждого героя. (радость, плач, удивление, злость, смех, страх)

Какие части лица помогают создать настроение?

Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете.

Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. Выделяют:

    Погрудный портрет;

    Поясной портрет;

    Портрет в рост;

    Индивидуальный портрет;

    Групповой портрет;

    Автопортрет.

Учитель:

- Мы сегодня будем с Вами рисовать портрет. Для этого у каждого на парте должно быть: карандаш, кисти, бумага, палитра. Проверьте у всех ли это есть? Ваша задача с помощью картинок на экране и рисунков на доске, нарисовать пейзаж.

Не забывайте , про этапы работы с рисунком.

Итак, приступаем к работе.

Учитель:

В процессе творческой работы у вас могут возникнуть затруднения различного характера, вы можете поднять руку, чтобы я обратила внимание на вашу проблему и посоветовала вам с нею справиться.

Учащиеся:

Ребята отвечают на вопрос.

Передает внешние

сходства и внутреннее

состояние человека.

Учащиеся:

- ответы детей.

Регулятивные ( формируем умение определять цель деятельность на занятии)

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

Коммуникативные ( формируем умение оформлять свои мысли в устной форме)

3.Физкультминутка

Учитель:

Вы наверное устали, давайте немножко отдохнем. Повторяйте за мной:

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки!

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже помашем -

Крылья сложили вот так.

Учащиеся:

Выполняют физкультминутку.

4.Практическая работа.

Веду фронтальную и индивидуальную работу.

Слайд 14

Слайд 15

Учитель:

Итак, приступаем. А сейчас мы будем рисовать погрудный портрет соседа по парте.

Первым делом вы должны расположить лист горизонтально или вертикально (все ли расположили лист?)

1.Рисуем овал. Проведем вертикальную линию (ось симметрии).

2.Овал делим на четыре равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта.

3.Прорисовываем части лица. Линию глаз разделите на 5 равных частей. Прорисовываем глаза двумя дугообразными линиями. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.

4.Рисуем нос. Начало носа идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

5.Прорисовываем рот.

6.Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

7.Рисуем волосы.

8.Рисуем шею. Шея по ширине равна ширины головы, по длине - ее высоты. Плечи шире головы в 2 раза.

9. Придайте своим портретам индивидуальные черты и сделайте их похожими на своих друзей.

Учащиеся:

Выполняют творческую работу.

5.Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Обсуждение.

6.Рефлексия.

Выставка работ учащихся.

Учитель:

Молодцы! Вы хорошо поработали! Давайте посмотрим, какие же пейзажи у нас получились.

Учитель:

Я вижу, что с работой вы все справились. Каждый положите свою работу на край стола.

Ребята, а вам понравилась проделанная работа?

Оцените свою работу с помощью смайликов, которые лежат у вас на партах. Если вы считаете, что ваша работа отлична – поднимите веселый смайлик, а если вы считаете, что ваша сумочка получилась плохо, и вам не понравилась наша работа- поднимите грустный смайлик.

Что нового вы узнали на уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Вы довольны своей работой?

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников; связывает результат урока с его целями.

Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Мне было очень приятно с Вами работать. Урок окончен. До свидание!

Учащиеся:

Ответы детей.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Личностные ( ориентация на понимание причин успеха выполненной работы)




Top