План василий теркин. А.Т

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»

Описание материала. Это разработка уроков (пары) по поэме Твардовского «Василий Теркин». Позволяет выполнить несколько учебных задач, получить удовольствие от чтения текста и его понимания, от просмотра интересной режиссерской работы и собственного творчества, выразить свою точку зрения. Строится на переключении видов деятельности. Включает в себя коллективную и индивидуальную работу.

Описание мультфильма Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003). Смелое сочетание мультипликации, кадров кинохроники, фотографий. Трогательный музыкальный ряд. Первый кадр объединяет автора и его героя с помощью нескольких деталей. Режиссеру удалось передать настроение поэмы: героическое, лирическое, юмористическое начала органически переплетаются за счет выбора отрывков текста и комбинирования кадров, их последовательности: быт – обстрел – письмо – пуля – скворец – драка…) Чтобы показать образ Теркина именно как обобщенный, собирательный режиссер пользуется разными средствами: использует фронтовые песни, материалы школьных музеев: фотографии солдат и их близких, письма, а также документальные кадры военных лет. Кадры: танец пар вокруг головы Теркина; драка на шаре-планете, символизм.

Преподаватель: Серебренникова И.В.

Класс: 8-й

Тема: Особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (пара: два часа по 45 минут)

Место занятия в учебном процессе: «Русская литература 20 века». Прошлый урок: «История написания и композиция поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Образ автора в поэме».

Цели и задачи занятия.

Образовательные:

Расширить и обобщить знания о поэме;

Выяснить, каковы ее особенности на языковом, композиционном, содержательном уровне;

Понять, в чем особенность образа главного героя;

Развивающие:

Продолжить формирование умений работы с текстом, сопоставления, обобщения;

Развивать способность делать выводы;

Формировать умение последовательно, логично излагать материал;

Учить проводить параллели между произведениями различных видов искусств;

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою страну, русских воинов;

Формировать интерес к истории России, чувство причастности к ней;

Воспитывать интерес к русской литературе, фольклору.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: «Литература 8 класс». Учебник-хрестоматия в двух томах (Авт.-сост. В.Я.Коровина), тетради, текст поэмы, дополнительный материал по теме, видеоплеер, мультфильм Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Задачи урока. Запись темы и плана урока.

Оформление доски. Особенности поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

План.

1. Композиционные особенности поэмы. Образ автора.

2. Язык поэмы.

3. Образ Василия Теркина.

«Эта поэма – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». (Г.И.Беленький)

2. Проверка домашнего задания по теме прошлого урока «А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Знакомство с поэмой «Василий Теркин».

Устные ответы на вопросы.

1. Как создавалась поэма? (Сообщение ученика.)

2. Как она построена? (Наблюдения учеников.)

3. Изучение новой темы.

ЯЗЫК ПОЭМЫ.

Слово учителя. Поэму читали, любили, ждали с нетерпением. Ей верили. Она была нужна и понятна всем. Этому способствовали и особенности ее языка .

Запись в тетради высказывания Г.И.Беленького с доски.

Задание (устно):

Какие элементы можно отметить как ораторские? («Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле»)

В каких главах отражены героические картины? Фронтовой быт? В каких чувствуется трагическое начало? («Переправа», «На привале», «Гармонь», «Воин и Смерть» и др.)

Как в главе «Переправа» сочетается трагизм и шутка?

Г.И.Беленький говорит о связи языка поэмы с народным языком. Подтвердите его мысль примерами из текста. ( Текст богат различными интонациями, пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек.Твардовский использует разговорную речь. Благодаря этому близкими к живой реальности становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены; читателю кажется, что он среди разговаривающих.
Много уменьшительных суффиксов, постоянных эпитетов, характерных для народной поэзии: «сыночек, голубочек, кусочек», «земля сырая, година горькая, лес зубчатый, над черною водой».)

Вывод. Язык поэмы живой, разговорный, интонационно богатый и разнообразный. Он прост и выразителен. В нем много фольклорных элементов. Но автор не цитирует народную речь, он владеет ею, создает собственный неповторимый стиль.

Дополнительная информация. Обратная связь между языком поэмы и народной речью. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

    Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль .

    Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле .

    Города сдают солдаты, генералы их берут.

    Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

Вопрос. Почему поэма написана именно так? (Стиль определяется авторской задачей : поддержать, подбодрить каждого солдата, быть понятным и родным, русским, как все, СВОИМ – смотри главу «На привале». Цитируется глава «От автора»: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке».

И: Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь.)

ОБРАЗ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА.

Слово учителя. Эту же задачу решает автор, создавая образ главного (и заглавного) героя.

Задание. Расскажите, какое у вас сложилось представление о Теркине. (Задействовать главы «Гармонь», «Воин и Смерть». Вернуться к словам Беленького – патетика, юмор, лиризм, героизм. Условность беседы героя со Смертью. Смерть как фольклорный персонаж. Встреча со Смертью в произведениях УНТ – герой в дороге . Чтение авторской характеристики Теркина – конец главы «На привале».)

Беседа по вопросам.

Можно ли сказать, что Теркин - это обобщенный, собирательный образ русского солдата, воплотивший в себе лучшие черты, которые проявили наши люди на войне? (Да.)

Назовите эти черты. (Мужество, стойкость, храбрость, решительность, готовность отдать жизнь за родину. Скромность. Чувство ответственности за каждое свое маленькое дело и за общее. Самообладание, способность поддержать других. Ненависть к врагу, любовь к родине – и к Смоленщине, и к «старухе-отчизне в целом». Простота, честность. Сообразительность. Терпение. Чувство юмора. Удивительное жизнелюбие.)

В отличие от героя финской кампании, Твардовский теперь называет Теркина полным именем – Василий. Имеет ли значение изменение имени на полное? (Уважение. Герой уже не фельетонный. Характер - «священная война». Рифма: Василий – Россия. Символичность, обобщение.)

Какие ассоциации у вас появляются при произнесении фамилии героя? (Тертый калач, много переживший, проверенный, справившийся с трудностями. Народное выражение, фразеологизм.)

Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, / А частично истреблён»?
(Собирательный образ: народ, солдат вообще. Тем самым поэтом подчеркивается предельная степень обобщённости в образе героя: он представляет весь народ и яв­ляется своеобразным воплощением богатырства русского наро­да.)

Какие эпитеты подчеркивают собирательность образа Теркина? (Бравый, удалой, бойкий, свой…)

Как война (в поэме Твардовского) действует на русского человека: выявляет его достоинства и лучшие черты или, наоборот, открывает в нем самое низкое? (Конечно, выявляет достоинства. В этом и заключается огромное значение произведения.)

Убивает ли война в Теркине живое человеческое начало? (Нет, его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к Родине, «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви женщины. А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет. Именно это и дает ему и другим воинам силы перетерпеть войну.)

В каких по жанру фольклорных произведениях есть обобщенные образы, подобные Теркину? (В былинах, бытовых сказках.)

4. Обобщение и закрепление.

Вопрос. Почему поэма и ее герой так полюбились русским людям? (Это воплощение тех национальных качеств, которыми мы вправе гордиться. Простое и искреннее произведение. Вдохновляющее. Все начала слились в поэме: героическое, лирическое, юмористическое. Все особенности поэмы (композиционные, языковые, содержательные) служат выполнению авторской задачи: поддержать, подбодрить каждого солдата, прославить его. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», - так писал Твардовский в своем дневнике.)

Дополнительная информация. В Смоленске, на родине Твардовского и Теркина, обоим поставлен памятник: поэт и его герой, оба в военной форме, сидят и беседуют.

Слово учителя. Твардовский предсказывал, что его героя будут вспоминать и после войны.

Вот и Роберта Лабиласа поэма вдохновила на создание мультфильма.

5. Творческая работа.

Задача (ставится перед просмотром мультфильма Роберта Лабиласа «Василий Теркин» (2003). Написать творческую работу по мультфильму, учитывая вопросы:

Удалось ли режиссеру передать настроение поэмы? (Да. Героическое, лирическое, юмористическое начала органически переплетаются.)

Какими средствами пользуется режиссер, чтобы показать образ Теркина именно как обобщенный, собирательный? (В мультфильме режиссер использует фронтовые песни, материалы школьных музеев: фотографии солдат и их близких, письма, а также документальные кадры военных лет. Кадры: танец пар вокруг головы Теркина; драка на шаре-планете, символизм. Воспитательный момент: школьные музеи памяти.)

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

7. Домашнее задание. Устное сочинение-рассуждение «Теркин - кто же он такой?». Отрывок из поэмы (по выбору) наизусть.

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить - Я не спорю — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.

План

  1. Монолог героя поэмы.
  2. Переправа.
  3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
  4. Рассуждение героя о возвращении домой.
  5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
  6. Бой Теркина с немцем.
  7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
  8. Мечты героя об отдыхе.
  9. Взвод переходит в наступление.
  10. Разговор со смертью.
  11. Встреча со стариком и старухой.
  12. Дорога на Берлин.
  13. Прощание с героем произведения.

«Василий Тёркин» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

«Василия Теркина » по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить -

Я не спорю — тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак.

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви.

Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей.

Самым известным произведением А.Т.Твардовского стала любимая русским народом еще со времен ВОВ поэма «Василий Теркин». Это доказывает уже тот факт, что в 1995 году на родине писателя, в центре Смоленска, был установлен памятник. Словно живые, ведут беседу отлитые из бронзы Александр Трифонович и его знаменитый герой с гармошкой в руках. Эти скульптуры - символ памяти сильному русскому характеру, способному все пережить ради спасения Родины.

Жанровые особенности произведения

В литературе принято относить «Василия Теркина» к поэмам. Однако сам писатель не был столь категоричен в этом вопросе.

Во-первых, нужно обратить внимание на подзаголовок «Книга про бойца», сделанный автором. Это уже наводит на мысль о некоторой нетрадиционности произведения. Действительно, в содержании отсутствует как таковая сюжетная связанность глав, нет кульминации, да и вопрос относительно завершенности является довольно спорным. Главная причина в том, что произведение «Василий Теркин» писалось по главам, становившихся мгновенным откликом на происходившие на фронте события.

Во-вторых, сохранились записи Твардовского, где он высказывается относительно жанра: "…летопись - не летопись, хроника - не хроника…". Это подтверждает тот факт, что основу произведения составляли реальные события, обыгранные автором.

Таким образом, это уникальная книга, представляющая собой энциклопедию жизни народа в страшные для него военные годы. И главное в ней то, что писателю удалось мастерски обрисовать героя, воплотившего в себе лучшие черты русского характера.

Композиция и сюжет

Поэма «Василий Теркин» имела особое назначение: она писалась в 1942-45 годы и была адресована, прежде всего, рядовому солдату, воевавшему в окопах. Это определило ее композицию: самостоятельные главы (в послевоенном издании автор оставил 29, в том числе 5 «авторских» глав) с отдельным сюжетом. «Без начала, без конца, без особого сюжета» - так определил особенности «Книги про бойца» Твардовский. Такой подход объяснялся довольно просто: в условиях военного времени не было возможности полностью читать поэму «Василий Теркин». Главы, которые объединял образ главного героя, всегда оказывавшегося в центре событий, рассказывали о каком-то важном моменте солдатских будней. Это сделало произведение ценным в плане его масштабности и народности.

Василий Теркин: анализ образа

Первые главы появляются в 1942 году. В них возникает образ обычного солдата, который предстает то балагуром и весельчаком, то мастером на все руки и умелым гармонистом, то мужественным и преданным родине бойцом. Твардовский не дает подробного героя: его черты максимально реалистичны и свойственны большинству людей. Нет четкого указания и на место его жительства, хотя по авторским отступлениям можно понять, что Твардовский и Теркин - земляки. Такой подход лишает героя индивидуальности и придает образу обобщенный характер. Именно поэтому каждый читатель находил в Теркине знакомые черты и принимал его за своего.

Герой, бывший труженик земли, воспринимает войну как важную работу. Он показан то на привале, то в крестьянской избе, то переплывающим реку, то рассуждающим о заслуженной награде, то играющим на гармошке… Неважно, в какой ситуации оказывался много испытавший (очевидна связь фамилии со словом «тертый») за свою жизнь Василий Теркин. Анализ его поступков и поведения показывает, что он даже в таких трудных условиях сохраняет жизнелюбие и лучшие свято верит в победу и в товарищей. Интересна и рифмовка «Василий-Россия», которая употребляется в тексте несколько раз и подчеркивает истинно народные черты созданного образа.

Изображение войны

Особый подход был у автора и к описанию места действия поэмы «Василий Теркин». Анализ текста показывает, чтов ней практически нет конкретных географических названий и точной хронологии событий. Хотя вполне определенно указывается род войск - пехота, так как именно ей довелось в большей мере испытать все тяготы фронтовой жизни.

Важную роль играет описание отдельных деталей и предметов солдатского быта, которые складываются в одну живую и масштабную картину войны с фашистами. При этом довольно часто образ Теркина ассоциируется с воином-героем всех «компаний и времен».

Образ автора

Важное лицо в поэме не только Василий Теркин. Анализ глав «От автора» позволяет представить повествователя и одновременно посредника между героем и читателями.

Это человек, сам испытавший в полной мере тяготы войны (А.Т. Твардовский с первых дней отправился на фронт в качестве корреспондента). В его размышлениях дается характеристика героя (на первом месте психологический аспект) и народная оценка страшных событий. Последнее особенно важно, тем более что адресатом поэмы стали и солдаты-фронтовики (Л. Озеров охарактеризовал ее как книгу-помощник на войне), и те, кто остался в тылу. Появления новых глав ждали с нетерпением, а отдельные их части заучивали наизусть.

Язык и стиль поэмы «Василий Теркин»

Тема войны обычно раскрывается за счет использования возвышенной лексики. Твардовский отходит от этой традиции и пишет поэму об обычном солдате, человеке из народа легким, простым языком. Это придает всему повествованию и образу героя естественность и теплоту. Автор умело сочетает разговорную, иногда даже просторечную, и литературную речь, прибегает к оборотам и устного творчества, перефразирует малые Это многочисленные поговорки и прибаутки («твоя нынче хата с краю»), слова с уменьшительным значением (сыночек, соколик), постоянные эпитеты («година горькая»), выражения типа «встрепенулся ясный сокол», «хвать-похвать».

Еще одна особенность - обилие диалогов, в которых много коротких Они легко воссоздают картины повседневной солдатской жизни и делают героев простыми и близкими читателю.

Монументальное произведение о судьбе народа

Поэма стала решающим событием не только в творчестве А.Т.Твардовского, но и во всей литературе военного периода. Автор сумел показать в ней героический путь рядового бойца, каким был Василий Теркин. Анализ боевых событий их непосредственным участником делает повествование правдоподобным. Три части поэмы рассказывают о решающих этапах войны: отступление, перелом и победное шествие на Берлин.

Действие произведения заканчивается одновременно с победой, так как главную свою задачу - рассказать о невероятном мужестве советского народа в годы войны с фашизмом - А.Т. Твардовский полностью выполнил.

Предварительный просмотр:

Открытый урок. Учитель Ковалева С.В.

Тема «Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Василий Теркин» - это лучшее

из всего написанного о войне на войне»

(К.Симонов)

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

А) на фоне фотографии А.Т.Твардовского

Посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», - говорят о таких глазах в народе. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, что несла война.

Еще во время финской кампании пришло к поэту «ощущение великой трудности войны» и её трагизма. Выходец из смоленских крестьян он хорошо понимал мысли и чаяния, душу простого солдата.

Ученик - Твардовский « В сентябре 1939 года я был мобилизован как рядовой Красной Армии и участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию. В начале войны в Финляндии я получил назначение в газету Ленинградского военного округа «На страже Родины» на должность писателя в звании батальонного комиссара. Будучи батальонным комиссаром, я то и дело ставил себя на место рядового красноармейца и испытывал чувство прямо-таки нежности ко всем этим людям, из которых многим не возвратиться домой. На одном из митингов перед решительным наступлением на сильно укрепленную полосу дотов «линии Маннергейма» я сказал несколько неказенных и, может быть, неуставных слов о том, что родина знает, какие подвиги совершают бойцы и какие видят трудности. Во время этого выступления несколько сидевших в полутьме землянки бородатых людей плакали – нервы у всех были в перенапряжении. Люди только вчера вернулись «оттуда» и знали, что нужно идти обратно туда, знали, что вряд ли кому вернуться.

Здесь на Карельском перешейке, изрезанном озерами и протоками, лесными каменистыми тропами, в условиях суровой зимы и трудной войны, в среде простых людей, ежечасно выполнявших нечеловечески трудную и смертельно опасную работу, произошло мое открытие нового мира – открытие, без которого невозможно было бы создание поэмы «Василий Теркин»

«Люди, с которыми за эти месяцы довелось встретиться, и все, что довелось увидеть, сделали из меня почти совсем другого человека. Короче говоря, мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне» об этом я писал М.Исаковскому.

А между тем жизнь внесла свои коррективы. Снова страшная година пришла на мою землю. На фронт я ушел на второй день войны.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть теплей…»

II. Беседа по главам поэмы

Запись в тетради:

В центре поэмы стоит образ Теркина, композиционно объединяющий отдельные главы произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Запишите сами: (мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора)

Из биографии А.Т.Твардовского мы знаем, что над поэмой он работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался.

Фамилия Теркин созвучна слову «тереть»

фразеологизм «Тертый калач» - побывал в переделках.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Поэма «Василий Теркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название

Что помогают понять названия глав поэмы??? (анализ содержания).

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» …. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

Обратим внимание, что II глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша –небо, хата – ель, корни жмут под ребра»

Ученик. «На привале». (отрывок)

Каким Вася Теркин предстает в начале поэмы? (немудрящий, простак - балагур, , считающий, что лучшее место в армии – это «повара в пехоте» глава «На привале»)

Нужен был такой человек на войне? Да. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий задумывался как молодой боец – парень. Это определение насыщается эмоционально-психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. Конечно, такие люди были необходимы на войне.

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне. Автор воспевает землянку, солдатскую шинель.

Чтение отрывка из главы «Перед боем»

Все товарищи уснули,

А меня не гнет ко сну.

Дай-ка лучше в карауле

На крылечке прикорну.

Взял шинель, да, по присловью,

Смастерил себе постель,

Что под низ, и в изголовье,

И наверх, - и все – шинель.

Эх, суконная, казенная,

Военная шинель,

У костра в лесу прожженная,

Отменная шинель.

Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага

Да своей рукой зашитая,- кому не дорога!

Упадешь ли, как подкошенный,

Пораненный наш брат,

На шинели той поношенной

Снесут тебя в санбат.

А убьют – так тело мертвое

Твое с другими в ряд

Той шинелкою потертою

Укроют – спи, солдат!

Спи, солдат, при жизни краткой

Ни в дороге, ни в дому

Не пришлось поспать порядком

Ни с женой, ни одному…

Каким настроением пронизана глава «Переправа»?

Трагическое ощущение вызывают уже первые строки

«Кому память, кому слава,

кому темная вода,-

ни приметы, ни следа.

Давайте проследим, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы?

(Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена…», эпитет «след кровавый» и, наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на смысловые фрагменты, приводя к кульминации,

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Эти слова привносят уже другое настроение – звучит надежда на благоприятный исход битвы; хоть она и трагична, но этот бой…Ради жизни на земле», и потому могут быть оправданы любые потери.

Но ведь жизнь человеку дается один только раз, можно так ею распоряжаться? Не лучше ли остаться в тылу, (как делали некоторые, можно было дезертировать как Андрей из повести Распутина «Живи и помни») Что по этому поводу говорит А.Т.Твардовский?

- Чтение главы «О войне»

«Солдат войны не выбирает»

Судьба главного героя поэмы – это судьба солдата, одного из тех, кто вынес на плечах всю тяжесть войны, и это становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Человек на войне не может быть одинок. Это против человеческих правил, поэтому нельзя не вспомнить и о фронтовой дружбе. Какая глава повествует об этом?

Глава «Теркин ранен» заканчивается гимном военному братству. (чтение отрывка).

С какой новой стороны предстает Теркин в главе «Гармонь».

В этой главе поэт снова воспевает то, без чего нельзя прожить на войне человеку. Это музыка, в частности музыкальный инструмент, гармонь.

В Теркине проявилась природная тонкость, деликатность, тактичность (история осиротевшей гармони). Вместе с тем мы осознаем его как яркую талантливую личность. Отрывок из главы «Гармонь»:

… И опять долой перчатку…

Где жена и где тот дом.!

Плясуны на пару пара

С места кинулися вдруг.

Задышал морозным паром,

Разогрелся тесный круг.

…частушки:

Распроклятая Германия

Затеяла войну.

Взяли милого, хорошего –

Оставили одну!

Меня любит автоматчик,

пулеметчик и пилот.

За того пойду я замуж,

Кто фашиста крепче бьет.

Скоро с ёлочки иголочки

На землю упадет.

Скоро нам с тобой, подружка,

По винтовочке дадут.

И на фронте и в труде

Наш народ – герой везде!

Кто на нивах, кто в бою –

Все за Родину свою!

Веселей кружитесь, дамы!

На носки не наступать!

Да! умел воевать, умел и отдыхать человек на войне.

«Мастак», так говорят о нем танкисты, которые отдали гармонь Теркину. Подберем синонимы – мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист; человек талантливый: талантлив наш народ)

Учитель: Солдат, человек на войне, неприхотлив, приспосабливается к любым обстоятельствам. Непривычно было оказаться после дымных окопов на недельном отдыхе: «Теркин на отдыхе»

…Самолично, безраздельно

Занимать кровать свою,

Спать в сухом тепле постельном,

Спать в одном белье нательном,

Как положено в раю.

…как тоскует о постели

на войне солдат живой!

Что ж не спится в самом деле?

Не укрыться ль с головой? (стр.125-126)

А пока - в пути, в теплушке,

В тесноте любой избушки,

В блиндаже иль погребушке,

Где нам случай приведет, -

Лучше нет, как без хлопот,

Без перины, без подушки,

Примостясь плотней друг к дружке,

Отдохнуть. А там – вперед.

Прототипом Василия Теркин стал весь русский народ. Не случайно в главе «Теркин-Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он собирательный образ.

Василий Теркин - обобщенный, но вместе с тем индивидуализированный образ.

«Мать – земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что-не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет Теркин твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Плачешь вроде?

Виноват…

Ничто человеческое ни чуждо Теркину, не чужды ему и слезы, слезы горя и слезы радости.

Книга «населена» множеством эпизодических героев: дед - солдат, воевавший во время I мировой войны, и бабка, жена его, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных…

Край известный до куста.

Но глядит - не та дорога,

Местность будто бы не та.

Вот и взгорье, вот и речка,

Глушь, буоьян солдату в рост,

Да на столбике дощечка:

Мол, деревня Красный Мост.

И нашлись, что были живы,

И скажи ему спроста

Все по правде, что служивый – достоверный сирота.

У дощечки на развилке,

Сняв пилотку, наш солдат

Постоял, как на могилке,

И пора ему назад.

И подворье покидая,

За войной спеша скорей,

Что он думал, не гадаю,

Что он нес в душе своей…

Но бездомный и безродный,

Воротившись в батальон,

Ел солдат свой суп холодный

После всех, и плакал он.

На краю сухой канавы,

С горькой, детской дрожью рта,

Плакал, сидя с ложкой в правой,

С хлебом в левой, - сирота.

Плакал, может быть о сыне,

О жене, о чем ином,

О себе, что знал: отныне

Плакать некому о нем.

Должен был солдат и в горе

Закусить и отдохнуть,

Потому, друзья, что вскоре

Ждал его далекий путь.

Ученица: Василий Теркин шуткой скрашивает трудный час солдатской службы, но шутка в его устах – лишь внешнее выражение характера, очень самобытного, и очень серьезного. Как бы следуя традиции русских сказок и былин, Твардовский говорит о своем герое в подчеркнуто скромных тонах. Внешность героя – самая обыденная, он не красив, не высок, не статен. Мне кажется, для того чтобы придать Василию Теркину всеобщий всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Но за этой обыденной внешностью стоит человек, обладающий подлинным героизмом, подчас требующим напряжения всех физических и душевных сил.

Когда я готовилась к уроку, то нашла интересные мысли литературоведа Тарасенкова. Он говорит: «С полным правом к Василию Теркину можно было бы применить слова, сказанные Дмитрием Фурмановым о Чапаеве:

« Многие были и храбрей его, и умней, и талантливей…но имена этих «многих» забыты, а Чапаев живет и будет долго-долго жить в народной молве, ибо он коренной сын этой среды и к тому же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характерам»

Разумеется, между Теркиным и Чапаевым много различий: Теркин – лицо вымышленное, Чапаев – реальное; Теркин – один из миллионов, Чапаев – военачальник, полководец. Кроме того, Теркин действует в годы ВОВ, а это иные исторические, социальные и бытовые условия. Но, на мой взгляд, роднит их собирательность, роднит то, что оба они воплощают народное представление о героизме, о том, как должен вести себя человек на войне.

Ну что ж, подведем итог:

Так какой он - человек на войне?





Top